мхк. "Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма"
Скачать 18.59 Kb.
|
Сообщение по МХК на тему: ”Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма” Признавая уникальную способность музыки «моделировать эмоции», романтики не музыканты ставили на первое место среди других искусств искусство звуков. Музыка 19 в. имела множество ответвлений и национальных школ, но оставалась единой в главном – в стремлении запечатлеть «внутреннего человека», передать порыв его души и боль сердца. Основоположником романтической музыки считается австрийский композитор Франц Шуберт (1797 – 1828 гг.).Родился в предместье Вены, в семье школьного учителя. Приобщение Франца к искусству началось с домашнего музицирования. Все в семье играли на инструментах и пели. Франц в 11 лет прошёл по конкурсу в школе – интернат для придворных певчих, где получил бесплатное муз. образование. В 17 лет он написал произведение «Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Скиталец», «Смерть и девушка». Это песенный жанр. Все сочинения проникнуты песенностью В 21 год композитор начал новую жизнь. Последние годы жизни он повёл в неотступной нужде, но был объят творческим гонением. Его творческий путь длился всего 17 лет. Успел создать 1500 сочинений. Это песни и симфонии. Свыше 600 песен. Ведущее место в песне принадлежит мелодии. Если поэты – романтики стремились, чтобы слово «пелось», то Шуберт умел заставить мелодию «говорить». Он тонко соединил интонации речи с распевностью и создал тот новый вид мелодики, который стал главным в музыке 19 века. Искусство другого немецкого романтика Роберта Шумана (1810 – 1856) пронизано бунтарским духом. В 20 лет Шуман поднялся на борьбу, вся его творческая жизнь была направлена против сонного покоя немецких обывателей. Именно он «открыл» для публики Ф.Шуберта, закончив статью о молодом композиторе: «Шапки долой, господа, перед вами гений!» Родина Шумана – немецкий городок Цвиккау. Здесь рано обнаружились его музыкальные и литературные способности. Однако по требованию матери он поступает на юридический факультет. Судьба свела его с семьёй Фридриха Вика – педагога – музыканта. Его 9 –летняя дочь Клара поразила воображение будущего композитора. Их встреча определила всю последующую личную жизнь Шуберта, а образы его музыки неразрывно связаны с именем Клары и с историей их любви. Чувства и эмоции – главные в творческой жизни композитора. Его романтическая любовь к Кларе Вик приобрела характер «рокового чувства». В течение 4-х лет он вёл «борьбу за Клару» с её отцом. И в 1849 г. самочувствие ухудшилось, его поразило тяжёлое нервное заболевание. Скончался композитор в лечебнице для душевно больных. Одарённость Рихарда Вагнера (1813 – 1883 гг.) последнего крупного немецкого композитора – романтика, универсальна. Он создатель музыкальной драмы нового типа. Вагнер – оригинальный философ и публицист, выдвинувший идею синтеза искусств как средства воспитания человека. Родился Вагнер в Лейпциге, в семье полицейского чиновника. С детства увлёкся театром, где работал его отчим. Свою 1-ю оперу «Феи» написал в 20 лет. Вершина творчества - то оперы «Тангейзер» и «Лоэгрин». В мае 1848 г. в Дрездене началась революция. Вагнер был в числе тех, кто воевал против правительственных войск. Опасаясь ареста, он уехал в Швейцарию и там написал знаменитые философские трактаты «Искусство и революция» и «Опера и драма». Умер Вагнер в Венеции, предписав своим завещанием ставить «Парсифаль» в течение 30 -лет только в Байрете. Сегодня Байрейтский театр – центр оперного искусства, свято хранящий вагнеровские заветы. Новый высокий расцвет итальянской оперы эпохи романтизма - творчество Джузеппе Верди (1813 – 1901 гг.). Жизнь Верди является примером композиторского долголетия. Почти 60 лет он сочинял музыку. Создал 26 опер, сохраняющихся, в репертуаре театров мира, по сей день. Родился Верди в деревне Ле Ронколе. Его отец содержал харчевню, мать была пряхой. Жили бедно. Мальчик страстно хотел научиться петь и играть на муз. инструменте. Его первый учитель музыки был церковный органист. Он попадает в Милан и пытается поступить на учёбу в консерваторию, но его не принимают. Верди стал брать частные уроки музыки у маэстро Барецци. За 10 лет Верди написал 14 опер. Творческая зрелость приходит в 50 –е годы 19 века, появляются знаменитые оперы «Риголетто», «Трубадур», Травиата». Опера «Аида», была написана на египетский сюжет, которой полагалось украсить торжество в честь открытия Суэцкого канала. В 80 лет Верди написал последнюю оперу «Фальстаф», по мотивам Шекспира. Музыка полна юношеской жизнерадости, юмора. Премьера этой оперы вылилась в чествование композитора, достойно завершившего историю итальянской романтической оперы 19 века. Ференц Лист (1811-1886гг.) - гордость венгерской национальной культуры. Композитор, дирижёр, пианист, педагог, он рано покинул Родину и бывал в Венгрии лишь наездами. Это определило его привязанность к традициям французского и немецкого искусства. Однако Лист всегда помнил о своём Отечестве и неоднократно обращался в творчестве к венгерским образам. Родился Лист в венгерском местечке Доборьян. Его отец – смотритель княжеской овчарни, хорошо разбирался в музыке и заметил необычные музыкальные способности у сына. В 9 лет Лист уже давал концерты в различных городах Венгрии. Чуть позже уехал в Вену, где стал брать уроки у итальянского маэстро Антонио Сальери. Здесь же Лист встретился с Бетховеном. Гениальный престарелый мастер уже не мог слышать игру «вундеркинда», но он внимательно следил за бегом пальцев и по окончании концерта поцеловал ребёнка. Этот момент Лист запомнил на всю жизнь. С 1823 г. Лист поселился в Париже. Начинает выступать на самых престижных сценах, он стал общаться на «равных» - Паганини и Шопеном, Бальзаком и Гейне, Делакруа и Дюма. |