Обязательное задание №4. Обязательное задание №4 Смысловая сфера личности (Психология лич. Шенцов Георгий Дисциплина Психология личности и индивидуальности обязательное задание смысловая сфера личности
Скачать 10.62 Kb.
|
Выполнил: Шенцов Георгий Дисциплина: Психология личности и индивидуальности ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ 4. Смысловая сфера личности Смысловая сфера личности, в основе которой лежит понятие личностного смысла, по мнению Д. А. Леонтьева, представляет собой одну из главных подструктур личности: «Смысловая сфера личности — это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах. Механизмы смыслообразования Мотивационный механизм Любой мотив может существовать только в конкретной мотивационной структуре, таким образом, он не может участвовать в смыслообразовании в отрыве от своего места в системе конкретной деятельности. Также само различение между двумя классами мотивов, а именно смыслообразующих мотивов и мотивов стимулов, связанно не с наличием или отсутствием смыслообразующей функции, а с характером связи деятельности субъекта и реально существующими на данный момент потребностями. Сам мотив, общая мотивационная установка, его побуждение задают основную направленность деятельности субъекта. Смыслообразующая функция мотива, в свою очередь, проявляется главным образом в обеспечении оперативного реагирования на изменения условий, которые происходят в течении деятельности, либо позволяет человеку реагировать на открывающиеся дополнительные возможности. Следовательно, мотив в структуре деятельности выполняет две основные функции — это побуждение и смыслообразование, которые неразрывно связанны между собой. В контексте смысловой регуляции деятельности мотив является формирующейся в определенных ситуациях смысловой структурой, которая определяет систему смысловой регуляции деятельности, складывающуюся на его основе. Диспозиционный механизм Диспозиции личности — это фиксированные в социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, а также действовать в этих условиях определенным образом. Диспозиционные структуры имеют смысловую природу и рассматриваются как поведенческий аспект личностных смыслов. Данный феномен говорит о том, что личность способна, основываясь на смысловом опыте, сохранять устойчивые отношения к явлениям и предметам, которые в какой-то момент ее жизни выступали значимыми и вызывали эмоциональную реакцию. Диспозиции — это отношения, которые могут быть разной степени обобщенности. Это может быть выстроенное отношение к единичному объекту, к классам объектов. Существует отношение к части и отношение к целому, которые могут различаться: нам может нравится город в целом, но не нравятся некоторые его районы. Отношения к связанным между собой объектам могут быть различны, но они все равно оказывают друг на друга определенное влияние. Когда человек сталкивается со значимыми предметами или явлениями в практической деятельности, он имеет дело с уже существующим к ним отношением, но в процессе взаимодействия эти отношения способны обогащаться, дифференцироваться и дополняться в связи с появлением новых смысловых связей, что приводит в одном случае к укреплению, а в другом к расшатыванию изначального отношения. Актуальные мотивы — не единственный источник, диспозиции порождают новые смысловые установки и личностные смыслы. Данный процесс существует в виде своеобразного расширения отношений между объектами. Источниками смыслов выступают значимые объекты, отношения к которым закреплены в виде устойчивой смысловой диспозиции, а само смыслообразование, в таком случае, не связано с контекстом актуальной деятельности. Смысл объекта определяется некоторой «предубежденностью» по отношению к нему. Отчетливое проявление диспозиционного механизма встречается в межличностных отношениях, особенно при возникновении межнациональных конфликтов. Представитель одной нации может иметь в глазах представителя другой нации смысл, который не определяется ролью первого в актуальной деятельности или реализации мотивов второго. Смыслообразующим фактором в таком случае выступает обобщенная смысловая диспозиция по отношению к нации в целом, смысл которой переносится на отдельного ее представителя. Атрибутный механизм Атрибутивный механизм смыслообразования работает в том случае, когда объект или явление, не связанный с актуальными мотивами, с которым субъект сталкивается впервые, выступает носителем жизненного смысла и порождает соответствующие личностные смыслы, отклоняя протекание деятельности субъекта от направленности на реализацию актуальных мотивов. Источниками атрибутивного смыслообразования являются не ценности, а «индивидуально-специфические категориальные шкалы, служащие инструментом выделения, классификации и оценивания субъектом значимых характеристик объектов и явлений действительности» Смыслообразующую функцию выполняют параметры оценивания места и роли объекта в жизнедеятельности субъекта. Такие параметры имеют вид внутренних «шкал», которые существуют неосознанно для субъекта, и с помощью них человек оценивает смысл явлений, объектов и выделяет их признаки, которые позволяют классифицировать и приписывать им определенное значение. Существует два вида категориальных шкал: предметные, которые описывают объекты на языке их признаков или ассоциирующихся признаков других объектов, и смысловые, описывающие объекты на языке оценок, которые отражают их отношение к жизнедеятельности субъекта. Для обозначения таких шкал был введен термин «смысловой конструкт», который А. Д. Леонтьев определял как «устойчивую категориальную шкалу, представленную в психике субъекта на уровне глубинных структур образа мира, выражающую значимость для субъекта определенной характеристики (параметра) объектов и явлений действительности (или отдельного их класса), и выполняющую функцию дифференциации и оценки объектов, явлений по этому параметру, следствием которой выступает приписывание им соответствующего жизненного смысла». Как правило, в ситуации оценки смысла конкретного объекта, субъектом актуализируется ограниченный набор конструктов. Он определяется их общей значимостью безотносительно к конкретной сложившейся ситуации, а также спецификой ситуации и объекта оценивания. Уровни смысловой сферы личности 1) нулевой уровень – прагматические, ситуационные смыслы, определяемые самой предметной логикой достижения цели в конкретной ситуации. 2) первый уровень – эгоцентрический уровень, в котором исходным моментом являются личная выгода, удобства, престижность. При этом все остальные люди ставятся в зависимость от этих отношений, рассматриваются как помогающие (удобные) либо как препятствующие их осуществлению. Другой человек – вещь. 3) Второй уровень – группоцентрический. Человек отождествляет группу с собой, либо ставит ее выше себя в своих интересах и устремлениях. Отношение к другому человеку зависит от того «свой» он или «чужой». Любовь и уважение только к «своим». 4) Третий уровень – коллективистические, общественные, общечеловеческие (нравственные) смысловые ориентации. Это просоциальный уровень. Любой человек – ценность. 5) Четвертый уровень – духовный или эсхатологический, связь с Богом. |