Главная страница
Навигация по странице:

  • . Содержание и структура системы образования в России во второй половине XIX в.

  • . Проблема воспитания человека в творчестве Н.И. Пирогова

  • Педагогическая антропология К.Д. Ушинского

  • Жизненный путь

  • Условия успешностиобучения

  • Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского.

  • Характерные особенности педагогики Толстого Л.Н.

  • Задача школы

  • Цель образования

  • история педагогики. Школы Древнего Египта жреческие, дворцовые, военные и школы писцовчиновников


    Скачать 1.56 Mb.
    НазваниеШколы Древнего Египта жреческие, дворцовые, военные и школы писцовчиновников
    Дата01.06.2021
    Размер1.56 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория педагогики.docx
    ТипДокументы
    #212851
    страница11 из 21
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   21

    52.Содержание и структура системы образования в России в первой половине XIX в.
    Существенные изменения в материальной сфере культуры Петербурга: внедрение новой европейской техники и технологий; потребность в образованных специалистах, грамотных работниках, способных обслуживать более сложный процесс производства, а также ожидание либеральных реформ и победоносное завершение Отечественной войны 1812 года, в ходе которого русские военнослужащие повидали Европу, — дали мощный импульс развитию просветительской идеологии.

    Правительство вынуждено было заняться созданием новой системы народного просвещения. В августе 1802 года было создано Министерство народного просвещения, главной задачей которого стала подготовка и проведение полной реорганизации всех звеньев учебного процесса в России.

    Народное образование делилось на четыре ступени: приходские училища (год обучения); уездные училища (2 года обучения); гимназии (4 года обучения) и университеты (3 года обучения). Согласно уставу, начальным звеном общеобразовательной системы становились приходские училища, которые были предназначены дать детям низших слоев религиозное воспитание и навыки чтения, письма, счета, подготовив их к поступлению в уездное училище. Они открывались и существовали на средства населения, в связи с чем находились в плачевном состоянии.

    Уездные училища создавались для обучения детей ремесленников, мелких торговцев, дабы «сообщить детям свободных непривилегированных сословий необходимые познания, сообразные состоянию их и промышленности». В учебном плане уездных училищ значились 15 предметов, рассчитан на то, чтобы подготовить учеников к поступлению в гимназию. Они имели достаточно удобные помещения, более грамотных педагогов и хотя бы минимальные учебные пособия. Несмотря на это, недостатков в преподавании было много. Широко применялись розги. Процветала зубрежка.

    Гимназии должны были готовить детей дворян к государственной службе или поступлению в университет. Не возбранялось и поступление детей иных сословий. Учебный план гимназии отличался разносторонностью и обширностью. Изучение предметов проводилось по циклам, каждый из которых вел один из восьми учителей. Учебная неделя в гимназии состояла из 30 часов. Гимназический устав закрепил лучшие достижения отечественной педагогики. Дворянство, особенно родовитое и богатое, неохотно отдавало своих детей в гимназии, так как не желало «смеси сословной». А малоимущие дворяне и чиновники старались при первом открывшемся случае пристроить детей на службу и также не были заинтересованы в их хорошем обучении. Следствием этого была первоначальная малочисленность учеников гимназий.

    Завершали систему обучения того периода университеты. Управление ими производилось выборными учеными советами университета во главе с ректором. Профессора и деканы тоже выбирались ученым советом. Университеты получали право создавать научные общества, библиотеки, заводить свои типографии и печатать научные труды. Таким образом, по уставу 1804 года, университеты получили автономию. Значительным шагом вперед в области образования было установление преемственности различных ступеней: низшей, средней и высшей школы, расширение учебных программ, утверждение более гуманной и прогрессивной методики преподавания, бесплатность обучения, бессословность (во многом формальная). К началу XIX века относится создание в Петербурге университета как самостоятельной организации. Создание в 1819 году Санкт-Петербургского императорского университета, в котором было три факультета: философско-юридический, физико-математический и историко-филологический (срок обучения — 3 года). Это был огромный вклад в отечественную науку и культуру для прогрессивного развития страны.

    В Петербургском университете быстро сформировалась довольно большая группа преподавателей, которые стали украшением русской науки. Но уже через два года был учинен «разгром» этого учебного заведения. Эти события стали знаком наступающей реакции. В 1817 году Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. Во главе его был поставлен президент Российского библейского общества, бывший обер-прокурор Синода князь А.Н.Голицын. Деятельность преобразованного министерства развернулась в соответствии с его названием, и одной из первоочередных задач стала ревизия учебного процесса. На следующий год начался пересмотр учебных планов. Особое опасение министерства вызывали университеты, которые признавались очагами революционной заразы.

    События 14 декабря 1825 года наложили неизгладимый отпечаток на последний период развития системы образования. Искоренение революционных идей, насаждение религиозного и верноподданнического мировоззрения, восстановление и укрепление сословного начала в обучении стали первоочередными задачами Министерства просвещения.

    Новый министр просвещения С.С.Уваров был призван воплощать в жизнь идеологию николаевской России, прививать «истинно русские охранительные начала — православие, самодержавие, народность, составляющие последний якорь нашего спасения и залог силы и величия нашего Отечества». Кардинально была пересмотрена вся система народного образования. Устав 1828 года, сохраняя типы учебных заведений, созданные еще в 1804 году, устанавливал их сословную принадлежность. Теперь в приходских училищах должны были обучаться по преимуществу дети крестьян и мещан; в уездных — дети купцов, зажиточных ремесленников, мещан; в гимназиях — дети дворян.

    В соответствии с этим определялся и учебный план заведений. Все ступени образования были изолированы друг от друга, и уездное училище более не готовило учащихся к поступлению в гимназию. Преемственность учебных планов была уничтожена. Целью образования, даваемого уездными училищами, стало воспитание верноподданнических чувств и подготовка учащихся к сугубо практической деятельности. Согласно новому уставу 1828 года, все гимназии стали сословными (для детей дворян), классическими (то есть гуманитарными с изучением греческого и латинского языков), с семилетним курсом обучения.

    Параллельно с перестройкой системы преподавания в гимназии вводятся новые дисциплинарные меры. Для надзора за учащимися учреждаются должности классных надзирателей, которые были призваны следить за поведением гимназистов в учебное и внеурочное время. Широко применялись в гимназии телесные наказания. В классах зачастую находились ученики разного возраста.

    Во второй четверти XIX века произошли существенные изменения в положении Петербургского университета. Они были определены университетским уставом 1835 года, по которому университет полностью подчинялся попечителю учебного округа, сокращал свою научную деятельность и превращался из научно-учебного заведения в просто учебное. Упразднялась автономия университета. Отменялась выборность деканов факультетов: кандидаты на эти должности также теперь назначались попечителем учебного округа.

    По новому уставу университеты должны были состоять из трех факультетов: философского, юридического и медицинского, а Петербургский университет — из двух: философского и юридического. Отсутствие медицинского факультета объяснялось тем, что в Петербурге существовала Медико-хирургическая академия. Юридический факультет теперь предназначался исключительно для подготовки чиновников-законоведов. В связи с этим было введено изучение действующего законодательства и упразднен ряд других предметов, в том числе естественное право и философия. Философский факультет подразделялся на два отделения: гуманитарных и точных наук. Значительно была усилена социальная ориентация университета. Министерство просвещения осуществило ряд мероприятий, препятствующих обучению в университете лиц недворянского происхождения. Кроме того, для них неуклонно повышали плату за обучение, а также было введено ограничение количества казеннокоштных студентов.

    Для того чтобы дисциплинировать университет, предпринимались меры по существу полицейского характера. Попечителями учебных округов стали назначаться люди военные, призванные навести в университете «порядок» и утвердить дух военной дисциплины. Штатным расписанием университета были введены должности инспектора и субинспектора для надзора за студентами. Введение формы для преподавателей и студентов университета.

    После смерти Екатерины II закрытые учебные заведения попали под покровительство жены Павла I императрицы Марии Федоровны. Ее понимание институтского образования было иным. Руководствуясь принципами немецкой педагогики, она видела цель деятельности институтов благородных девиц не в создании «нового типа дворянской женщины», а в «преподавании девушкам религиозно-нравственного и светского воспитания», чтобы впоследствии они стали примерными женами, матерями и хозяйками богатых дворянских домов. По инициативе Марии Федоровны был разработан новый устав и учебный план институтов для благородных девиц. В Смольном институте были исключены из программы архитектура, физика и геральдика. Наибольшее место отводилось закону Божьему, иностранным языкам, особенно французскому, а также литературе, танцам, музыке и рукоделию. Собственно обучению учителя и классные дамы уделяли мало времени. Вся атмосфера института воспитывала у институток определенный моральный кодекс, основанный на развитии верноподданнических чувств, официальной набожности и сознания привилегированности своего сословия. При этом воспитание верноподданнического мировоззрения перерастало в настоящий культ царя и членов царской фамилии.

    Другой особенностью институтского воспитания было стремление оградить девушек от всякой «прозы жизни», что приводило не только к полному непониманию современных общественных и социальных проблем, но и к абсолютной беспомощности в житейских ситуациях воспитанниц подобных заведений. К концу первой половины XIX века четко оформилась узкосословная система женского образования. Если для обучения дочерей дворянских семей предназначались институты благородных девиц, то девочки мещанского происхождения могли учиться только в особых «мещанских» учебных заведениях. Для девочек среднего сословия были организованы Мариинский институт, Дом трудолюбия, Сиротский институт. Учебные программы этих заведений в общеобразовательном плане приближались к программам уездных училищ, но много времени уделялось «женскому ремеслу». Существовали они исключительно на благотворительные пожертвования, нелегкое финансовое положение.

    Существовало большое количество частных пансионов. Пансионы делились на три разряда в зависимости от уровня обучения. Программа пансионов I разряда соответствовала гимназической (здесь обучались преимущественно дети состоятельных дворян); II разряда — уездным училищам (для детей купцов и состоятельных мещан); III разряда — приходским училищам (для детей бедных дворян, мелких торговцев). Обучение в частных пансионах стоило очень дорого. Частные пансионы контролировались в своей учебной деятельности Министерством просвещения, но этот контроль носил чисто формальный характер. Преобладающее число частных пансионов содержали иностранцы. Изучение европейских языков, европейской истории и литературы производилось в них в ущерб русскому языку, русским истории и литературе. Для частных пансионов была характерна духовная изоляция воспитанников, отгораживание их не только от общественной жизни со всеми ее запросами и потребностями, но и от реальной действительности вообще. Скудные знания, получаемые от учителей, не могли быть восполнены самостоятельным чтением, так как оно преследовалось. Учащимся разрешалось иметь лишь учебники и религиозную литературу — Евангелие, жития святых.

    Значительная часть дворянских детей получала домашнее воспитание. Детей в возрасте 7–8 лет передавали на попечение гувернанткам и гувернерам французского или немецкого происхождения. Часто ими оказывались люди, не подготовленные к роли педагога. В богатых домах Петербурга специально приглашаемые учителя обучали танцам. Во время этих уроков дети, помимо танцев, заблаговременно обучались хорошим манерам, грации, искусству флирта. Обучение и воспитание в домашних условиях, при сравнительно небольшом запасе знаний необычайно способствовали передаче следующему поколению всех традиций семьи, взглядов и предрассудков родителей.

    В первой половине XIX века в Петербурге расширилась сеть закрытых учебных заведений для дворян: были реорганизованы старые и образованы новые военные училища — кадетские корпуса, Пажеский корпус, Царскосельский лицей и др. С началом правления Николая I преимущественное внимание обращалось на преподавание военных дисциплин. Большое внимание уделялось также предметам, способствующим идейному воспитанию, — литературе и, особенно, истории. Наряду с общеобразовательной программой и военными занятиями кадеты проходили основательную физическую подготовку. Неудачи Крымской войны показали недостатки в подготовке офицерских кадров. Кадеты не получали современных знаний в военных науках, в курсах военных дисциплин отсутствовал объективный анализ действий нашего командования и командования противника в военных кампаниях.

    Учрежденный в 1802 году Пажеский корпус предназначался для детей знаменитых дворянских фамилий. Юношей готовили к придворной или военной службе. Поэтому, хотя этот корпус и остался в системе военно-учебных заведений, но резко отличался от них аристократическими условиями обучения.

    Практическое военное обучение состояло главным образом в разводе караулов зимой, а летом в течение месяца — строевая служба в лагерях. Кроме обучения, находясь в корпусе, пажи принимали участие и в придворной службе. По окончании корпусов кадеты и большая часть выпускников Пажеского корпуса, становились офицерами в основном гвардейских полков и пополняли элиту русского дворянства с присущими ей воинскими традициями. Правило «служить верно» входило в кодекс дворянской чести.

    Одним из наиболее привилегированных закрытых учебных заведений в первой половине XIX века был Царскосельский лицей. Проект его создания был разработан в 1808 году М.М.Сперанским. Учебная программа включала как предметы среднего учебного заведения, так и университетского курса. Особое внимание обращалось на те познания, которые относятся к нравственному облику и положению человека в обществе, то есть понятию об устройстве гражданских обществ. Поэтому лицеисты должны были изучать историю права, правоведение, логику. В исторических дисциплинах наибольшее внимание уделялось отечественной истории. В раздел словесности входили: художественная литература, лингвистика, стилистика, эстетика. Цикл «изящных наук» состоял из чистописания, рисования, танцев, гимнастических упражнений, фехтования, верховой езды и плавания.

    Штат профессоров и преподавателей Лицея был составлен из лучших специалистов. В создании особой атмосферы свободомыслия и доброжелательности ведущую роль сыграл В.Ф.Малиновский, человек разносторонне образованный, единомышленник М.М.Сперанского. В педагогической практике Малиновский считал необходимым приучать каждого ученика к самостоятельному критическому и философскому мышлению, воспитывать у него стремление жить и трудиться для общей пользы. Педагогам и наставникам полагалось относиться к воспитанникам корректно, как к взрослым, обращаться на «Вы» с прибавлением «господин». Лицей был единственным в России учебным заведением, где не было телесных наказаний. Преемником Малиновского на посту директора стал Е.А.Энгельгардт, который продолжил традиции лицейского воспитания. Девиз Малиновского «Общая польза» стал девизом и Энгельгардта. Он был не только прекрасным педагогом, но и хорошим организатором — при нем был налажен быт и дисциплина лицеистов.

    Неповторимая красота царскосельских дворцов и парков тоже влияла на формирование эстетических вкусов и нравственных воззрений лицеистов, воспитывала любовь к природе, искусству.

    Все в жизни Лицея — и лекции профессоров, и самостоятельные занятия, и общение с наставниками и друзьями, и даже развлечения — способствовало развитию индивидуальности каждого воспитанника. И тот период в деятельности Лицея, когда эти условия оставались неизменными, отмечен и наибольшими успехами. Со временем, «лицейский дух», созданный и поддерживаемый Малиновским и Энгельгардтом, постепенно исчезал: менялись учебные программы, ужесточилась дисциплина, исчезла простота в отношениях воспитанников и педагогов, были уничтожены и проблески свободолюбия. Правительственная реакция в области просвещения нанесла удар по прежнему Лицею. В 1821 году Энгельгардт вынужден был покинуть пост директора. Лицей вывели из подчинения Министерства народного просвещения и передали Управлению военно-учебных заведений. Позднее Лицей был переведен из Царского Села в Петербург и, получив наименование Александровского, по существу превратился в закрытое военное учебное заведение.

    Прогресс капиталистических отношений, ускоривший развитие промышленности, торговли, городского строительства, разрастающаяся бюрократизация государственного аппарата — все это увеличивало нужду в дипломированных специалистах — инженерах, юристах, врачах, педагогах и т. п.

    Потребность в образованных кадрах вынуждала правительство приспосабливать сословную систему образования к новым условиям. Это выразилось, прежде всего, в создании средних и высших технических, юридических, строительных, медицинских, коммерческих учебных заведений. Развитие науки в Петербурге первой половины XIX века определялось стремлением самодержавия ограничить ее жесткими рамками официальной идеологии. Ужесточение цензурной системы, запрещение преподавания государственного права европейских стран, изъятие из университетской программы философских наук — все это нанесло огромный урон развитию научной мысли. При Медико-хирургической академии В.В.Петров создал физический кабинет. В 1802 году, работая в этом кабинете, он впервым в мире получил электрическую дугу. Петров доказал возможность применения электричества для освещения и для плавки 154 металлов; по сути, он явился основоположником электротехники, электрохимии и электрометаллургии.

    Академик Б.С.Якоби работал над превращением электрической энергии в механическую, сконструировал электромотор, открыл метод гальванопластики, обосновал возможность телеграфа. Больших успехов достигла астрономия. В 1839 году открылась Пулковская обсерватория, расположенная в 19 км к югу от центра города. Здание было построено по проекту архитектора А.П.Брюллова. Основателем обсерватории и первым ее директором был В.Я.Струве. При его участии были созданы новые астрономические инструменты. Исследования астрономов признавались самыми точными. Пулковская обсерватория обрела мировую известность, ее стали называть астрономической столицей мира. Морские кругосветные путешествия XIX века внесли большой вклад в развитие географической науки. Почти все эти экспедиции снаряжались в Петербурге. Отсюда уходили в плавание И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский (1803), Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев (1819), Ф.П.Литке (1821) и др. Ими были открыты новые острова в Тихом океане и Антарктике, а также Антарктида; созданы новые атласы и руководства для плавания и многое другое.
    53. Содержание и структура системы образования в России во второй половине XIX в.

    В 60-е годы XIX в. в России распространились материалистические идеи, наблюдалось дальнейшее развитие науки, искусства, литературы. Демократическое движение 60-х годов XIX в. вызвало могучий подъем прогрессивной демократической педагогической мысли. Возникло широкое общественно-педагогическое движение, не имевшее себе равного в мире по размаху и идейному содержанию. Вопросы воспитания стали “вопросами жизни”, вокруг них разгоралась острая классовая борьба и страстные споры. В. И. Ленин в статье “Крестьянская реформа”, характеризуя пореформенную эпоху, писал: “Росли силы либерально-монархической буржуазии, проповедовавшей удовлетворение “культурной работой и чуравшейся революционного подполья. Росли силы демократии и социализма. Это определяло и основные направления в развитии русской педагогической мысли второй половины XIX в. В эти годы развернули свою творческую деятельность крупнейшие классики русской педагогики (и прежде всего великий педагог-демократ К. Д. Ушинский), обеспечившие русскому народу почетное место в истории развития мировой педагогики и приоритет в решении многих принципиальных вопросов педагогической теории и практики. Прогрессивные русские педагоги выступали с убедительной критикой крепостнического воспитания, они требовали создания массовой народной школы и внесли большой вклад в разработку теории начального образования. Русские педагоги выступали против механического заимствования зарубежных педагогических систем и теорий. Активным участником общественно-педагогического движения был выдающийся хирург Н. И. Пирогов, придерживавшийся в своих взглядах либерально-буржуазного направления. Пирогов и другие представители этого направления сделали очень много для развития русской педагогики, для распространения образования среди народа, однако в их педагогических высказываниях чувствовалась классовая ограниченность; например, они считали возможным преобразовать воспитание без революционного преобразования России, отрывали воспитание от общественных отношений. Руководящую роль в революционно-демократическом движении 60-х году XIX в., а также в разработке принципиальных теоретических вопросов русской педагогики играли великие революционные демократы Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Они продолжали и развивали борьбу, начатую А. Н. Paдищевым, А. И. Герценом и В. Г. Белинским, вскрывали связь воспитания и образования с освободительной борьбой народа, с преобразованием общественных отношений. Исторической заслугой революционных демократов было то, что они, положительно оценивая многие педагогические идеи и требования прогрессивных педагогов, резко выступали против компромиссов в решении вопросов воспитания, стояли на материалистических позициях и не возлагали утопических надежд на способность царского правительства осуществить демократические реформы в области народного образования. Общественно-педагогическое движение 60-х годов усилило интерес и к воспитанию детей дошкольного возраста. Возникла первая общественно-педагогическая организация — С. -Петербургское педагогическое собрание и в ней временная Комиссия детских садов (1867—1869). Стало издаваться несколько педагогических журналов, в том числе журнал “Детский сад (1866—1876) пропагандировавший идею распространения детских садов в России и освещавший теоретические вопросы дошкольного воспитания детей, появились деятели по дошкольному воспитанию. Школьные реформы касались начальной, средней школ, университетов. «Положение о начальных народных училищах» 1864 г. К начальным народным училищам были отнесены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержащиеся за счет казны, обществ, частных лиц. В начальной школе преподавались закон божий, письмо, чтение, арифметика. Преподавание велось на русском языке. Открыты для всех сословий, были бесплатными. Для руководства учебно-воспитательной работой школ учреждались уездные и губернские училищные советы. В составе: представитель от министерства народного просвещения, представитель от министерства внутренних дел, представитель духовного ведомства, два представителя от уездного ведомства, представитель городского самоуправления. Новое: предоставление права открывать народные училища органам местного самоуправления (земствам, городам), общинам и частным лицам, допущение к преподаванию женщин. Сохранились церковно- приходские школы. Устав гимназий 1864 г.: 2 типа гимназий: классические (древние языки- латынь, греческий), реальные (без древних языков), 7-летнее обучение. В реальных гимназиях в большом объеме преподавались математика, естествознание, физика, черчение, 2 новых языка- немецкий и французский. Продолжительность урока- 1.15 час. Но право поступления в университеты было предоставлено лишь окончившим классическую гимназию. Окончившим реальные гимназии был открыт доступ только в технические и с/х высшие учебные заведения. Гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями, отменялись телесные наказания. Прогимназии были неполными средними школами, имели 4 класса, соответствующие первым четырем классам гимназий, открывались чаще в небольших городах. В 1860 г. «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения» Женские училища двух разрядов: 6-летний срок обучения; закон божий, русский язык, арифметика, география, история, естествознание, физика, рукоделие; 3-летнее обучение; закон божий, русский язык, русская история, арифметика, рукоделие. Обучались девочки всех сословий. В 70 г. училища были преобразованы в женские гимназии и прогимназии. Университетам предоставлялась автономия: право выбора ученым советом университета ректора и проректора, избрание профессоров, советы факультетов, выборы деканов. Было увеличено число кафедр, в 1.5 раза увеличился состав преподавателей. В 64 г. «Положение о земских учреждениях». Земства могли открывать школы и содержать их в хозяйственном отношении. Но земству запрещалось вмешиваться в учебно-воспитательную работу школ, которые находились в ведении уездных училищных советов и инспекторов народных училищ. В отношении среднего образования земство имело право лишь выдавать субсидии средним учебным заведениям, устанавливать стипендии уч-ся средних школ. В 71 г.- «Устав гимназий и прогимназий», все мужские гимназии были преобразованы в классические, реальные гимназии лишь видоизменены. Курс гимназий- 8 лет, латынь, греческий занимали в гимназиях 40% учебного времени. Физика изучалась в течение 3-х последних лет, химия не преподавалась. Реальные училища-6-7 лет обучения, профессиональный уклон в старших классах. 5-6 классы делились на отделения: основное (общее образование), коммерческое, а 7-й дополнительно имел 3 отделения: механико-техническое, химико-техническое, общее образование. Женские гимназии: 7 классов, 8-й –дополнительный, педагогический. Окончившие женскую гимназию не пользовались правом поступления в университет. В 61 г. Ушинский опубликовал проект учительской семинарии. Земства различных губерний открыли несколько земских учительских семинарий и учительских школ. В 70-х царское правительство стало ограничивать открытие земских учительских семинарий и учительских школ. Вместо них создавались казенные учительские семинарии, в которых д.б. воспитывать будущих учителей для народа в духе православия и преданности престолу.
    54. Проблема воспитания человека в творчестве Н.И. Пирогова

    Николай Иванович Пирогов (1810—1881). В своих работах Пирогов критиковал сословную школу и раннюю утилитарно-профессиональную выучку, которую царское правительство стремилось ввести за счет снижения уровня общего образования. Официальному курсу образования он противопоставил идею общечеловеческого воспитания, предполагающего подготовку к жизни в обществе высоконравственного человека, имеющего широкий умственный кругозор. Он писал, что главным результатом воспитания должно стать «быть человеком», а для этого до определенного возраста все должны руководствоваться плодами единого нравственно-научного просвещения. Пирогов выступал против ранней специализации детей, сужающей их кругозор и тормозящей их нравственное развитие. Он указывал на необходимость широкого общего образования как основы профессионального обучения. Главной идеей статьи «Вопросы жизни» было защитить общечеловеческое образование, она вызвала ряд откликов со стороны педагогической общественности и положительную оценку либеральной, демократической и революционно-демократической прессы. Однако последние сопоставляли понятие высоконравственного человека с понятием стойкого революционера, борца с царизмом, а в понимании Пирогова идеал человека наделен чертами абстрактного гуманизма. Николай Иванович подготовил новый проект школьной системы, направленность которого заключалась в противостоянии сословной школе. По его мнению, двухлетняя начальная школа должна была стать основой школьной системы, после ее окончания каждому открывался доступ в среднюю школу. Школьную систему Пирогов строил согласно принципу единой школы. Она должна была состоять из нескольких ступеней, на каждой из которых предполагался сравнительно короткий срок обучения – два года начальной школы, четыре года неполной средней школы (прогимназии) двух типов, трех- и пятилетнее обучение в гимназии двух типов и высшая школа (высшие специальные учебные заведения и университеты). Пирогов основное место в системе средней школы отводил греческому и латинскому языкам, русской литературе и языку, истории и математике. Реальной средней школе он предпочитал классическую. В классической гимназии обучение проходило на два года дольше, учебный план имел общеобразовательный характер, а в реальной преобладали прикладные предметы. Первые два класса обеих гимназий предполагали практически одинаковый курс обучения. Выпускники реальной гимназии могли поступать в высшие специальные учебные заведения, а выпускник классической имели возможность поступить и в университет. Также Пирогов предлагал снизить плату за обучение, чтобы предоставить возможность получить высшее образование неимущим. Во время работы в учебных округах Пирогов призывал учителей отбросить устаревшие догматические способы преподавания и внедрять новые методы. Он обращал внимание на необходимость развивать умственные способности учащихся, будить их мысли, прививать навыки самостоятельности в работе. Самым главным для успешности обучения, по мнению Пирогова, было возбуждение внимания и развитие интереса учащихся к учебному материалу. Он выделял несколько основных дидактических принципов – активность, осмысленность обучения и наглядность. В работе педагогических советов гимназий с подачи Пирогова появились значительные улучшения – расширилось содержание обсуждаемых вопросов, в систему были введены обмен мнениями и доклады по дидактическим вопросам, поощрялись методические искания учителей. Он требовал, чтобы руководители гимназий и учителя изучали самих учащихся и их успеваемость. Перевод из класса в класс Пирогов предлагал осуществлять согласно результатам годовой успеваемости, а отношение к экзаменам по переводу в следующий класс у него было негативное, т.к. в них он видел значительный элемент формализма и случайности. Что касается преподавания в высшей школе, то Пирогов рекомендовал профессорам чаще проводить беседы со студентами, семинары, практические занятия, развивать у них навыки самостоятельной работы, привлекать крупных ученых. По мнению Пирогова, хорошая дисциплина – одно из самых важных условий нравственного воспитания и успешного обучения. Присущие школам того времени казарменный режим и произвол он осуждал и требовал при поддержании дисциплины сменить бездушное отношение к ученикам на сердечность и гуманность. Если у ученика случался проступок, педагог должен был учитывать все обстоятельства, при которых он его совершил, оценить его беспристрастно, довести до сознания ребенка его вину и то, что наказание за проступок справедливо. В опубликованной в 1858 году статье «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?», являвшейся откликом на отчет директора одной из гимназий, Пирогов резко осудил телесное наказание ребенка и доказывал, что это антипедагогично и развращает детей, уничтожает в них стыд, поэтому их розги следует отменить. В 1859 году в опубликованном циркуляре автор продолжил рассматривать вопрос о наказаниях учеников, но не был в нем до конца последовательным. Так, принципиально отвергая розгу, он все же считал, что на практике без нее обойтись нельзя, поэтому применять ее следует лишь в исключительных случаях и по постановлению педагогического совета. Когда со справедливой критикой такой двойственности выступил Н. А. Добролюбов, Пирогов опубликовал отчет о правилах наказания проступков учеников, в котором сослался на то, что правила выработали директора Киевского округа на совещании, а он не имеет права исправлять коллегиальное решение. При этом Пирогов сообщил, что нововведенные правила за год значительно снизили количество применений телесных наказаний. Педагогические идеи Пирогова — источник практической деятельности и научного творчества для многих. До сегодня они остаются близки преподавателям актуальностью своих проблем – единство жизни, школы, педагогической науки и практики, воспитание личности и гуманный подход к каждому.
    55. Педагогическая антропология К.Д. Ушинского

    К.Д.Ушинский (1824–1870гг.) – основоположник отечественной научной педагогики, автор первого отечественного капитального труда по педагогической антропологии – «Человек как предмет воспитания» и знаменитых учебников для народной школы – «Родное слово» и «Детский мир», а также ряда глубоких по содержанию педагогических статей: «Родное слово», « О народности в общественном воспитании», «О пользе педагогической литературы»,  «Нравственный элемент в русском воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении» и др. К.Д.Ушинский всей своей жизнью и педагогической деятельностью осуществлял свой девиз: «Принести как можно больше пользы моему Отечеству – вот единственная задача моей жизни» Великий русский педагог К.Д.Ушинский (1824–1870гг.)

    Ушинский – это наш действительно
    народный педагог, точно так же, как
    Ломоносов – наш народный ученый,

    Суворов – наш народный полководец,

    Пушкин – наш народный поэт,

    Глинка – наш народный композитор.
    Л.Модзалевский.

    Жизненный путь

    Важнейшие труды

    Родился в 1824г.
    1849–1844гг. – студент Московского
    университета.
    1846–1850гг. – профессор камеральных наук Ярославского 
    юридического лицея.
    1850–1854гг. – чиновник департамента
    духовных дел.
    1854–1859гг. – работа в области журналистики, учителем словесности и законоведения, инспектором Гатчинского сиротского института.
    1859–1862гг. – инспектор классов Смольного института                     благородных девиц.
    1862–1866гг. – пребывание за границей для изучения постановки женского образования.
    1867–1870 – общественная и литера-
    турно-педагогическая 
    деятельность в России.

    «Человек как предмет воспитания» – 1862–1870гг.

    «О народности в общественном воспитании» – 1857г.

    «О нравственном элементе в русском воспитании» – 1860г.

    «О пользе педагогической литературы» – 1857г.

    «Труд в его психическом и воспитательном значении» – 1860г.

    «Родное слово» – 1860г.

    Учебные книги по русскому языку.

    «Принести как можно больше пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».


    К.Д.Ушинским выдвинута идея демократической и гуманистической концепции воспитания и образования: об основах создания подлинно народной школы, о роли родного языка в формировании личности ребенка в духе народности и патриотизма, о соотношении в обучении и воспитании общечеловеческого и народного начал.
    К.Д.Ушинский охватил своим творчеством практически все основные аспекты педагогической теории, разработал лучшую для того времени методику начального обучения Система педагогических воззрений К.Д.Ушинского



    Условия успешности
    обучения:


    О личности учителя

    1. Своевременность.
    2. Постепенность.
    3. Органичность.
    4. Постоянство.
    5. Твердость усвоения.
    6. Ясность.
    7. Самодеятельность учащихся.
    8. Отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости.
    9. Нравственность (воспитывающий характер).
    10. Полезность (связь с жизнью).

    – Влияние учителя на молодую душу составляет «ту воспитательную систему, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
    – Его деятельность – искусство, поэтому он нуждается в воодушевлении.
    – Сознательное и обдуманное влияние на ученика возможно только при гуманных отношениях, дружеских контактах, только… «при влиянии ума на ум, нравственности на нравственность, характера на характер, воли на волю».
    – Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных учебных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания.

    «Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность».
    Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского.

    Константин Дмитриевич УШИНСКИЙ (1854-1870) родился в Туле, свое детство он провел вблизи Новгорода-Северского, бывш. Черниговской губернии, в небольшом имении родителей. Окончив Новгород-Северскую гимназию, Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 году, и через два года, в возрасте 22 лет, был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук (включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права) в Ярославском юридическом лицее. Однако уже через два года блестяще начатая профессорская деятельность Ушинского была прервана: в связи с «беспорядками» среди студентов лицея он был уволен из числа профессоров в 1849 году за свои прогрессивные убеждения. Ушинский вынужден был после этого служить мелким чиновником в министерстве внутренних дел, но чиновничья служба не удовлетворяла его. В своих дневниках он отзывался о службе с отвращением. Некоторое удовлетворение давала ему литературная работа в журналах «Современник» и «Библиотека для чтения», где он помещал переводы с английского, рефераты статей, обозрения материалов, опубликованных в иностранных журналах. В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания. Под влиянием начавшегося общественно-педагогического движения Ушинский в 1857-1858 годах поместил в «Журнале для воспитания» несколько статей («О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и др.), которые прославили его имя. В 1859 году Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. В этом учреждении, тесно связанном с царским двором, процветала атмосфера угодничества и заискивания перед ближайшим окружением царицы, ее фаворитами. Девушек воспитывали в духе христианской морали и превратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом. Ушинский, невзирая на противодействия реакционных педагогов, смело провел реформу института, ввел новый учебный план, главными предметами которого сделал русский язык, лучшие произведения русской литературы, естественные науки, широко применял наглядность в обучении, проводил опыты на уроках биологии и физики. В качестве преподавателей Ушинским были приглашены видные педагоги-методисты: по литературе - В. И. Водовозов, по географии - Д. Д. Семенов, по истории - М. И. Семевский и другие. Для того чтобы подготовить воспитанниц к полезному труду, сверх общеобразовательных семи класса был введен двухлетний педагогический класс. В это время Ушинским была также составлена хрестоматия по русскому языку «Детский мир» (1861) в двух частях для преподавания в младших классах, содержащая много материала по естествознанию. Ушинский редактировал в 1860-1861 годах «Журнал министерства народного просвещения». Он совершенно изменил его программу, превратил сухой и малоинтересный официальный ведомственный орган в научно-педагогический журнал. В эти годы Ушинский поместил в «Журнале министерства народного просвещения» несколько своих педагогических статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии». Воспользовавшись обстановкой наступления реакции, начальница института, священник и уволенные Ушинским учителя усилили травлю, обвинили его в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности. Летом 1862 года он был уволен из Смольного института. Царское правительство, чтобы завуалировать незаконное отстранение Ушинского, направило его в длительную командировку за границу для изучения женского образования за рубежом. Эту командировку Ушинский справедливо рассматривал как замаскированную ссылку. К. Д. Ушинский за границей изучил состояние женского образования в ряде стран, постановку начального обучения в Швейцарии, составил замечательную книгу для классного чтения - «Родное слово» (1864-1870) и методическое руководство к ней, подготовил к печати два тома главного своего психолого-педагогического сочинения «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)» (т. 1-2. 1867-1869) и собрал материалы к третьему тому этого большого и важного научного труда. Тяжело больной, чувствуя, что силы покидают его, Ушинский торопился сделать возможно больше. После возвращения в Россию (1867) он прожил недолго: умер в 1870 году в возрасте около 47 лет. Ушинский за свою короткую жизнь сделал очень много. По общественно-политическим взглядам-демократ-просветитель. По философским взглядам-дуалист (философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал – материального и духовного, физического и психического, тела и души). 
    56. Характерные особенности педагогики Толстого Л.Н.

    Острой критике современную ему систему образования подверг Л.Н.Толстой (1828–1910гг.) – великий русский писатель, философ и выдающийся педагог–экспериментатор, создавший для крестьянских детей школу в Ясной Поляне.  Здесь он смело реализовал идею свободного воспитания в своей оригинальной трактовке, осуществил принципы гуманистической ненасильственной педагогики. В статьях «О народном образовании» (1862г.), «Воспитание и образование» (1862г.) он решительно отстаивал право народа создавать такую систему образования, которая отвечает его жизненным потребностям и интересам

    Теория «свободного воспитания» Л.Н. Толстого (1828–1910гг.)

    «Человек родится совершенным» – есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным. Родившись, «человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра».

    «Воспитание портит, а не исправляет человека. Ребенка развивают все дальше и дальше и все дальше и дальше удаляют от бывшего и уничтоженного первообраза совершенства взрослого человека. Идеал наш сзади, а не впереди».

    «Воспитание – это стремление сделать ребенка таким, каков сам воспитатель. В основе этого стремления лежит зависть к чистоте ребенка и желание сделать его похожим на себя, т.е. больше испорченным. Такого воспитания я не признаю».

    Задача школы состоит в том, чтобы дать образование ребенку. Образование – это свободное соотношение людей, из которых один сообщает известную сумму знаний, а другой свободно воспринимает ее.

    Цель образования: «Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Острогорских, Ломоносовых».

     

    «Очень может быть, что в моих статьях о воспитании окажутся и противоречия, и неясности…             Во-первых, скажу, что разделение, которое я в педагогических статьях делал между образованием и воспитанием, искусственно. И образование, и воспитание нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   21


    написать администратору сайта