история педагогики. Школы Древнего Египта жреческие, дворцовые, военные и школы писцовчиновников
Скачать 1.56 Mb.
|
Исторические этапы развития и современное состояние системы образования в Китае С давних времен китайцы трепетно относились ко всему, что связано со знаниями и учебой. Учителя, научные деятели, философы и поэты были уважаемыми людьми, часто занимали высокие должности в государственной системе. Первоначальные знания дети получали в семье – их учили уважать старших и следовать нормам поведения в обществе. В зажиточных семьях малышей с трех лет учили счету и письму. С шестилетнего возраста мальчики отправлялись в школу, где постигали искусство владения оружием, верховой езде, музыки и написанию иероглифов. В больших городах школьники могли пройти две ступени образования – начальную и высшую. Обычно здесь учились дети знати и зажиточных горожан, поскольку стоимость занятий была достаточно высока. В сельских школах ученики просиживали за книгами целый день, не знали праздничных дней и веселых игр. Не редки были и телесные наказания - вместо цветов дети несли учителю бамбуковую палку, правда, в красивой упаковке. Однако знания, которые они получали в стенах школы, были довольно скудными. Ученикам внушалось, что Китай – это весь мир и дети смутно представляли, что происходит в соседних странах. Хочется отметить, что девочкам путь в школу был заказан, так как их готовили к роли жены и матери семейства. Но в знатных семьях девушки учились читать и писать, танцевать, играть на музыкальных инструментах и даже владению некоторыми видами оружия. С популяризацией учения Конфуция история образования Китая перешла на новый уровень. Впервые к ученикам стали относиться уважительно, учили задавать вопросы и находить на них ответы. Новый подход содействовал воспитанию уважения к учебным наукам, и способствовало тому, что образование стало неотъемлемой частью государственной политики. В наши дни правительство этой великой страны делает все, чтобы граждане могли учиться. Это при том, что в середине прошлого века 80 % населения было неграмотным. Благодаря государственным программам по всей стране активно открываются школы, технические колледжи и высшие учебные заведения. Однако проблема сохраняется в сельских районах, где до сих пор люди живут в соответствии с древними традициями. Главной особенностью образования в Китае является то, что обучение на всех уровнях можно получить бесплатно. Сама система очень напоминает российскую. То есть с трех лет малыши идут в детский сад, с шести лет в школу, а по ее окончании в институт или профессиональное училище. Рассмотрим все ступени более подробно Как известно, большинство семей в этой стране растит по одному ребенку. Именно поэтому родители рады, что малыши могут воспитываться в детском коллективе. Детские сады Китая делятся на государственные и частные. В первых большое внимание уделяется подготовке к школе, а во вторых – развитию творческих способностей. Такие дополнительные занятия, как танцы и музыка обычно оплачиваются отдельно. Многие знания, которые дети получают в детских садах, можно применять на практике. Так, например, они учатся сажать растения и ухаживать за ними. Вместе с педагогом готовят еду и учатся ремонтировать одежду. Оригинальный подход к образованию мы можем увидеть в сети частных детских садов «Хунин». Целый коллектив педагогов под руководством председателя Ван Хунина разработал для детей единую программу обучения Перед поступлением в первый класс дети проходят целый ряд тестов, а затем включаются в серьезную работу. Здесь не делают поблажек даже самым маленьким ученикам, и родителям нередко приходится нанимать репетиторов. Школьное образование в Китае построено так, что дети постоянно должны конкурировать друг с другом за звание лучшего. Поэтому не удивительно, что нагрузки во всех классах просто огромные. В конце седьмого класса все ученики сдают экзамен, который определят, готов ли ребенок к высшей школе. Если нет, то дорога к дальнейшему обучению, а впоследствии и к престижной работе, ему будет закрыта. Перед поступлением в ВУЗ школьники сдают единый государственный экзамен, который проводится по всей стране в одно и то же время (Кстати, именно эту идею позаимствовали и успешно внедрили в России). Каждый год все больше китайцев успешно сдает экзамены в престижные ВУЗы по всему миру. Их с удовольствием принимают, поскольку эти студенты очень усердны, собраны и относятся к учебе очень серьезно. Как и другие образовательные учреждения в Китае, школы бывают не только государственными, но и частными. Иностранцы могут поступить в любую из них, сдав необходимые экзамены. В частную школу поступить, как правило, гораздо легче, да и обучение нередко ведется на двух языках (один из них английский). Есть в Китае школа, где учат на русском и китайском языке, а находится она в городе Инин Как и в России, здесь есть профессиональные училища, которые обучают студентов выбранной профессии. Основные направления среднего образования в Китае – это сельское хозяйство, медицина, право, фармацевтика и так далее. За три или четыре года молодые люди получают профессию и могут приступать к работе. Иностранцы, поступившие в подобные учебные заведения, первый год осваивают язык, а все остальное время посвящают учебе. В стране работает множество государственных ВУЗов, которые принимают студентов по результатам школьных экзаменов. Обучение здесь платное, но цены сравнительно низкие. Однако жителям сельской местности часто даже такая плата кажется высокой, и они вынуждены брать кредиты на обучение. Если молодой специалист согласен после окончания университета вернуться в глубинку, то возвращать деньги ему не придется. В случае если он амбициозен и планирует начать свой бизнес в городе, то долг придется вернуть полностью. Высшее образование в Китае может получить любой иностранный студент, сдавший языковой тест. Причем он может выбрать программу на английском языке, китайский учить параллельно. Чтобы облегчить адаптацию таким учащихся, для них часто открывают подготовительные курсы языковой подготовки. Через год или два интенсивной подготовки студент может перейти к обучению по специальности. Рассмотрим наиболее популярные и престижные ВУЗы страны: Пекинский университет – это старейшее учебное заведение страны находится в районе Хайдань, одном из самых прекрасных мест земли. Удивительные сады, которые раньше принадлежали императорской династии, производят неизгладимое впечатление на туристов. Сам студенческий городок состоит из учебных корпусов, общежитий, кафе, ресторанов, магазинов и досуговых центров. Местная библиотека является самой крупной в Азии. Университет Фудань – один из самых старых в стране. Известен тем, что первым заменил систему семестров «уровнями» и доказал, что такой подход наиболее эффективен. Кроме того, преподаватели данного ВУЗа ставят цель раскрыть потенциал студентов, чтобы направить молодые таланты на службу своей стране. Цинхуа – один из лучших технических ВУЗов в Китае, который также входит в сотню лучших университетов мира. Среди его учеников много известных ученых, политиков и публичных деятелей. 77. Исторические этапы развития и современное состояние системы образования в Японии Традиционно с древнейших времен японское общество строилось на основе взаимосвязанных и взаимообусловленных производственных отношений. Поэтому такие проблемы, как исполнение каждым долга перед товарищами, осознание своего места и роли в системе сложившихся общественных отношений и, соответственно, способы воспитания этих качеств привлекали к себе внимание философов раньше, нежели вопросы распространения грамотности. Всеобщая взаимообусловленность и гармония являлись основным принципом построения японского общества, а способность действовать в гармонии с другими людьми - главной задачей воспитания. Первые начальные школы в Японии появились в VI веке при буддийских храмовых монастырях, игравших роль социальных и культурных центров. Цели образования в средневековой Японии формулировались следующим образом: "Нет необходимости, став ученым, бегло читать и обладать энциклопедическими знаниями. Достаточно усвоить ряд принципов преданности, уважения и доверия, Нет необходимости в глубоких знаниях и литературных достижениях". Во многом традиция приоритетной роли воспитания продолжает сохраняться и сейчас. В начале VII века был принят законодательный акт об образовании, положивший начало созданию системы государственных школ в столице и провинции. В них юноши из высшего сословия изучали китайскую классику, философию, законы, историю, математику. Такие школы просуществовали до XIII века - начала феодальной раздробленности. Крупные феодалы того времени создавали при своих поместьях клановые школы, где юноши получали рыцарское воспитание и изучали военное дело, классическую литературу, этикет. Образование простого народа сводилось к формированию трудовых навыков, а воспитание осуществлялось при помощи синтоистских молитв. Развитие торговли и ремесел привело к созданию в середине XVII века храмовых школ (таракоя) для детей ремесленников, бедных самураев и богатых крестьян, в которых учили грамоте, счету и ручному труду. К середине XIX века ускоренное развитие капитализма потребовало повышения уровня образования населения. После незавершенной буржуазной революции Мэйдзи были приняты законы, определившие принципы создания единой централизованной системы школьного образования. В 1868 г. в Японии произошла революция Мэйдзи, которая на словах восстановила в стране власть императора, узурпированную до того феодальным кланом Токугава, а на деле открыла свободу предпринимательству и бурному развитию промышленности. В Японии наступила эпоха модернизации и европеизации. Вместе с промышленными технологиями начали распространяться и европейские знания. В короткий срок была построена европеизированная система народного образования, копировавшая в начале французский, затем германский образцы. Естественно в то время в японской школе не было никаких воспитательных предметов. Однако спустя два десятилетия, оправившись от первого шока промышленной революции, японцы начали предпринимать попытки вернуться к основам национальной культуры. В 1890 г. был провозглашен так называемый "Императорский рескрипт об образовании" (Кепку тёкуго), в соответствии с которым японское образование перестраивалось на национальный лад. Формирование преданности императору, привитие идеологии принадлежности к нации делались одними из основных задач школы. Начала разрабатываться программа "Руководства жизнью" (Сэйкацу сидо), в соответствии с которой обязанности учителей не ограничивались обучением детей школе: они несли ответственность за их деятельность вне школы, включая семью и любые общественные отношения. Вскоре воспитательная работа школы приобрела ярко выраженную националистическую направленность. В довоенной школе Японии существовал предмет под названием "Мораль" ("Сюсин"), который использовался в качестве основного канала шовинистической милитаристской пропаганды в среде детей и подростков. Школьные учителя фактически готовили послушных воинов для японской армии и благословляли своих воспитанников отдать жизнь за императора. После военного поражения Японии во второй мировой войне в процессе демократизации образования под пристальным оком оккупационного командования этот предмет был изъят из школьных программ. Однако после того как контроль союзников был ликвидирован, в начальных и младших средних школах вновь появился предмет, специально посвященный воспитанию. Либерально настроенная общественность протестовала, усматривая здесь возможность возрождения реакционного идеологического воздействия. Однако спустя некоторое время стало ясно, что содержание предмета не противоречит послевоенному Основному закону об образовании (1947 г.), соответствует демократическим принципам и способствует их пропаганде и утверждению. Поэтому с середины 50-х гг. этот предмет окончательно утвердился в учебном плане начальной и младшей средней школы. Целью молодой державы было догнать европейские страны и Америку по уровню развития промышленного производства, а также создать современные социальные институты. Развитие системы народного образования считалось одной из главных задач. В этих условиях самым правильным решением казалось механическое заимствование системы образования одной из ведущих стран. Так, до второй мировой войны система образования Японии базировалась на модели школы Франции, после войны была принята схема США. Когда оказалось, что механически заимствованные образцы действуют неэффективно, к зарубежному опыту начали относиться более разумно. Во всяком случае, его начали изучать. В результате был организован отдел сравнительной педагогики при Министерстве просвещения, затем создано Общество сравнительной педагогики. Результаты исследовательской работы общества всегда служили стимулирующим фактором для развития японской системы образования. Всегда кого-то в чем-то нужно было догонять, в том числе Россию (которую во многом догнать так и не удалось, пока она неожиданно сама не растеряла многие свои достижения). Таким образом, деятельность общества как бы прокладывала рельсы народному образованию Японии, идущему всегда “по лучу маяка”. И вдруг неожиданно луч погас. Сегодня во всем мире признают, что Япония опередила в сфере образования большинство развитых стран и те сами во многом готовы брать с нее пример. А если в чем-то кого-то японцы не догнали, то, значит, к этому и не стремились. В частности, это касается оснащения школ компьютерами. С этим в Японии не спешат, поскольку считают, что машина в деле воспитания человека не может заменить живого учителя, который, по японской традиции, является для учеников моделью высоконравственной личности. А именно воспитание как формирование качеств личности, а не обучение как передача информации, т.е. “зажигание факела”, а не “наполнение сосуда”, является, в конечном счете, целью работы японской школы. Необходимость модернизации народного образования в Японии ощущалась уже в 70-е гг. В 1971 г. Центральный совет по образованию подготовил для рассмотрения проект реформы японской общеобразовательной школы, который был вынесен на всенародное обсуждение. Однако в 70-е гг. концепция реформирования не была до конца разработана. С 1984 г. возобновлена фундаментальная подготовка к “всеобъемлющей реформе народного образования, направленной в XXI век”. Японцы классифицировали это начинание как III эпоху реформ в народном образовании, считая, что изменениям должны подвергнуться не отдельные стороны школьной действительности, а сами ее основы. Отсчет этапов реформирования ведется от того времени, когда в стране была впервые построена европеизированная система образования. I эпохой реформ в области образования считается ряд мер, которые были предприняты после революции Мэйдзи и завершились принятием Императорского рескрипта об образовании в 1890 г. II эпоха реформ - это построение современной системы народного образования после второй мировой войны. И в первом и во втором случае модернизация образования проходила на фоне ломки стереотипов и крупных экономических реформ, которые затем каждый раз сопровождались ощутимыми успехами в хозяйственном развитии. Преемственность наименования показывает, что от III эпохи реформ ожидали аналогичных результатов. Миссию руководства важными начинаниями принял на себя тогдашний премьер-министр Ясухиро Накасонэ. После большой подготовительной работы в августе 1984 г. был создан Временный комитет по реформе образования в качестве совещательного органа при кабинете премьер-министра. На первом заседании комитета Я. Накасонэ изложил позицию государства в вопросах, касающихся образования: “В последние годы были выявлены многие проблемы. Среди них - все возрастающее количество насилий в школе, преступность несовершеннолетних, непомерно завышенное значение образовательного статуса граждан в обществе, униформизм и негибкость государственной системы образования, необходимость интернационализации японских учебных заведений и многое, многое другое. Теперь, по прошествии 40 лет после окончания второй мировой войны, я полагаю, некоторые из существующих структур, а также содержание и методы обучения нуждаются в таких изменениях, чтобы отвечать требованиям меняющегося времени”. В июне 1985 г. комитет закончил анализ состояния японского образования и подвел предварительные итоги своей работы. Председатель комитета М. Окамото сформулировал их следующим образом: “В соответствии с разработанной концепцией в качестве основного был выделен принцип уважения к индивидуальности ребенка; он должен получить отражение во всех аспектах планируемой реформы”. Следует отметить, что смещение акцентов в официальном документе от массовости и унифицирования образования к уважению индивидуальности можно назвать революционным для Японии, где формирование группового сознания всегда было главной целью деятельности школы. В результате дискуссии и предварительной работы комитет пришел к выводу, что для того, чтобы наиболее полно удовлетворить требования современности при создании новой системы народного образования, необходимо решить три задачи: 1) построить систему непрерывного образования, действующую на протяжении всей активной жизни каждого человека; 2) изменить содержание и методы обучения в общеобразовательной школе таким образом, чтобы максимально обеспечить возможность обучения с учетом индивидуальных особенностей детей и подростков; 3) привести систему, содержание и методы обучения и воспитания в школах в соответствие с такими новыми явлениями, как компьютеризация, высокая степень информатизации, а также интернационализация современной жизни. Комитет работал с 1984 по 1987 г. В результате правительству и на суд общественности были представлены 4 объемных доклада, получившие во всем мире известность как “Доклады Накасонэ”. После завершения миссии Временного комитета руководство по воплощению реформы в жизнь было передано в Центральный совет по народному образованию (Тюкесин). В период с апреля 1992 г. по 1996 г. осуществляется поэтапное внедрение в школах новых учебных программ. Этот процесс в любом случае должен был начаться, поскольку обязательное обновление программ происходит в Японии каждое десятилетие по стандартной схеме. Однако нынешняя разработка программ осуществлялась в соответствии с перечисленными выше требованиями реформы. В старшей средней школе произошли еще большие изменения. Прежде единый курс обществоведения теперь разделен на два самостоятельных раздела: история/география и обществоведение. Увеличен набор учебных дисциплин, относящихся к математике и естествознанию. Сделаны первые шаги в деле реализации программы интернационализации: введено обязательное изучение предмета “Всемирная история”, который прежде входил в число необязательных в старшей средней школе. В начальной школе введен новый предмет “Жизненный опыт”, объединяющий для учащихся I и II классов природоведение и обществоведение. Набор учебных дисциплин для младшей средней школы не изменился, однако изменилось соотношение часов, отводимых на изучение обязательных предметов и предметов по выбору. Этот шаг способствовал возрастанию вариативности индивидуальных учебных планов, у учащихся появилась возможность в зависимости от наклонностей посвящать больше учебного времени гуманитарным или естественнонаучным дисциплинам, физвоспитанию или иностранному языку. Математика же остается обязательной в одинаковом объеме для всех. В русле идеи интернационализации усилено обучение английскому языку учащихся младшей средней школы. Если по старой программе на английский язык отводилось 105-140 ч в году, то теперь это время увеличено до 105-280 ч. С целью индивидуализации обучения расширена возможность составления учебных планов по интересам. По старым программам к предметам по выбору в младшей средней школе относились лишь иностранный язык, музыка, искусство, физвоспитание или домоводство. В изучении естествознания и обществоведения вариантов не допускалось. Теперь при постоянной нагрузке - 30 ч в неделю - учащиеся I класса будут уделять занятиям по выбору 10-13% учебного времени (3-4 урока), II класса - 10-20% (3-6 уроков). III класса - 13-27% (4-8 уроков). В связи с этим уже в младшей средней школе учащиеся получают возможность выбрать дальнейший профиль образования. Система образования в Японии. Основной задачей политики японского государства в сфере образования стало воспитание и обучение творческой, неординарно мыслящей, гармоничной и духовно богатой личности, способной действовать в разнообразно консолидированных общественных и государственных структурах. Все компоненты образовательной системы (дошкольное, школьное, а так же высшее обучения) взаимосвязаны и подчинены единой цели - передать подрастающему поколению традиционные моральные и культурные ценности современного японского общества (коллективизм, уважение к человеку и природе, стремление к максимальной творческой самоотдаче). Большое внимание уделяется в Японии дошкольному образованию, ведь согласно утверждениям психологов, до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% - за всю последующую жизнь. В детстве закладывается умение ребёнка контактировать с другими людьми, а это в японском обществе, сориентированном на ценности коллектива, очень важно. Дошкольное образование по традиции начинается в семье. Многие из японок считают, что воспитание детей - это всё что им необходимо сделать, чтобы их жизнь была «икигаи» - имеющая смысл. Японские воспитатели, обучая детей взаимодействию, формируют их в маленькие группы (хан), что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания. Эти группы имеют свои столы, свои собственные имена, выбираемые самими детьми, что побуждает их принимать решения, учитывая желания всех членов группы, и служат своеобразным подразделением для совместной деятельности. Японские дети продолжают обучаться групповому поведению и в младшей, и в средней школе. Так же класс разделяют на ханы (в среднем они переформировываются раз в 5 месяцев) и, когда учителя или учащиеся оценивают выполнение заданий, говорят о нравственных и других проблемах, они чаще обращаются к группе, а не к отдельным детям. По мнению Дена Бешоара, такая система «помогает сохранить здоровье школьника, т. к. в гармоничных группах исключается дискриминация и связанные с нею стрессы». Дети широко вовлекаются в управление классом. Первые классы выбирают из числа учащихся наставников (тобан), которые меняются каждый день и, таким образом, каждый ребёнок бывает им. Развитию творческих способностей у детей способствует соробан - японские счёты. И дело не только в приобретении и расширении навыков счёта в уме, усиливается концентрация умственной деятельности, Поэтому изучение соробана является обязательным для учеников третьего и четвёртого класса начальной школы. Ещё одним аспектом в стратегии социализации со стороны учителей начальной школы является формирование ребёнка как цельной личности. На занятиях, посвященных размышлению и самокритике, которые являются обязательной частью программы в большинстве классов, дети обсуждают, что им нравится и не нравится в школе, отмечают случаи своего плохого поведения, качество выполнения индивидуальных и групповых задач. Таким образом, мы видим, что учитель выполняет множество ролей и несёт ответственность не только за обучение, но и за дисциплину детей, за проведение свободного времени учащимися, за множество других задач, которые в других культурах никак не связывают с понятием «обучения» и рассматривается как обязанность родителей или других структур. Поэтому японское государство проводит политику строго отбора выпускников вуза при назначении на должность учителя. В отличие от других стран, для того, чтобы стать учителем государственной школы, японский гражданин должен получить диплом учителя и пройти экзамены назначения учителем. Однако, «Япония - единственная из развитых стран мира, где зарплата учителя выше зарплаты чиновников местных органов власт». Ещё одной особенностью образовательной системы в среднем звене является то, что в учебном плане отсутствуют систематические курсы химии, физики, биологии, географии, истории. Вместо них изучаются систематические курсы естествознания и обществознания (однако, в новых программах уже предусматривается их дифференциация). Наиважнейшей особенностью начального и среднего образования в Японии является понятие «кокоро». Для каждого японца «кокоро» означает идею образования, которая не сводится только к знаниям и умениям, а способствует формированию характера человека. На русский язык «кокоро» можно перевести как сердце, душа, разум, менталитет, гуманизм. Всё японцы убеждены, что наиважнейшей, объективной основой образования в начальной и средней школах является обогащение детей «кокоро» и в меньшей степени знаниями и умениями (в отличие от более унифицированной старшей школы, где акцент делается на передачу необходимых для поступления в вуз академических знаний). В содержании понятия «кокоро» включается следующая проблематика: уважение к человеку и животным, симпатия и великодушие к другим людям, поиск истины, способность чувствовать прекрасное и возвышенное, обладать самоконтролем, сохранять природу, вносить вклад в развитие общества. Особенности системы школьного образования в Японии. Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу из-за исключительной сложности и трудоемкости изучения родного языка. Ученики должны усвоить 1850 иероглифов - минимум, установленный министерством просвещения (но даже для чтения книг и газет требуется знать гораздо больше - до 3 тысяч). Половиной этого иероглифического минимума нужно овладеть уже в младших классах. К тому же каждый из иероглифов имеет несколько вариантов чтения и произношения. Помимо иероглифов, в японском языке употребляются две буквенные слоговые азбуки по 48 знаков каждая, а также латинский алфавит. Немалых усилий требует и изучение истории своей страны. Ведь в Японии по сей день официальное летосчисление ведется не по европейскому календарю, а по годам правления императоров. Эти названия условных исторических эпох обозначаются иероглифами, нередко архаичными, которые также надо заучить. За шесть лет жизнерадостные крепыши успевают сильно перемениться. Каждый день после занятий в обычной школе дети вновь отправляются учиться, но теперь уже в другую, необязательную школу, но крайне необходимую для перехода на следующую ступень средней школы и в университет. Эти школы называются «дзюку», в переводе - «школа мастерства», но правильнее было бы сказать - «репетиторская школа». Там специально нанятые учителя еще раз обьясняют детям то, что уже было сказано в школе днем, добавляя к этим знаниям новые, которыми можно блеснуть на экзамене. Первые «дзюку» появились в Токио в XVII веке. Их открывали мастера живописи, традиционной каллиграфии, искусства владения мечом. В каждой из них обучалось несколько дворянских юношей, и занятия проходили спокойно, в созерцательном восточном духе. Нынешние репетиторские школы избавлены от перенаселенности государственных школ (где в одном классе занимаются до 40-45 учеников), от казенщины и отчужденности в отношениях между школьниками и учителями. И если раньше учеба в «дзюку» требовалась для поступления лишь в самые лучшие университеты и школы, то теперь необходима и для зачисления в рядовые. В «дзюку» занимаются ученики от трех до восемнадцати лет, их посещает одна шестая часть младших школьников, половина средних и почти все старшие. Даже если бы месячная оплата посещения «дзюку» была выше нынешней - около 20 тысяч иен при средней зарплате 300 тысяч, - то родители без ропота сносили бы и ее: здесь не принято жалеть деньги на учебу детей, и такой способ вложения капитала считается самым надежным. Годовой доход всех «дзюку» составляет немыслимую сумму в триллион иен, сопоставимую с расходами страны на военные нужды. Подобной системы в мире нет. Учебный год в Японии - самый, наверное, длинный: 240 дней. Система высшего образования в Японии. В Японии высшее образование считается обязательным и оно как бы слито с системой профисионального образования. Система высшего образования включает в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений: · университеты полного цикла (4 года); · университеты ускоренного цикла (2 года); · профессиональные колледжи; · технические институты. В университетах полного цикла обучение продолжается 4 года, однако на медицинском и ветеринарном факультетах - 6 лет. После окончания основного 4-летнего курса обучения в университете выпускник может поступить в магистратуру или докторантуру. Срок обучения в магистратуре в японских вузах - 2 года. Докторантура предполагает 5 лет обучения. Японские вузы имеют уникальный в мире институт «студента-исследователя» - кэнкюсэй. Это значит, что студент, поставивший перед собой цель получения научной степени, имеет возможность заниматься исследовательской работой в выбранной им конкретной области знаний в течение от 6-ти месяцев до 1-го академического года. Существуют 3 основных вида студентов-исследователей: · студент, который продолжает обучение в другом университете по соглашению с университетом, где он проходил основной курс; · студент-иностранец, который может быть принят в университет для подготовки к сдаче вступительных экзаменов сроком до 2-х лет, но без последующего продления своего пребывания в Японии; в этом случае студент может вернуться домой и через некоторое время вновь запросить въездную визу для поступления в университет. Университеты ускоренного цикла. В университетах ускоренного цикла срок обучения составляет 2 года, но для желающих получить специальность медицинской сестры срок обучения составляет 3 года. Около 60% студентов университетов ускоренного цикла составляют девушки. Они специализируются на таких направлениях, как экономика, литература, иностранные языки, педагогика, социальная защита. В последние годы в Японии особой популярностью пользуются общественные науки. Профессиональные колледжи. Этот вид высшего образования в Японии ориентирован на тех, кто желает получить узкотехническое образование. Срок обучения в этом случае не более 3-х лет. Технические институты. Срок обучения в таких институтах составляет 5 лет, и они дают широкую техническую подготовку своим студентам. Выпускники таких институтов устраиваются на работу на фирмы и исследовательские центры, связанные с разработкой новой передовой технологии и ноу-хау. В технических институтах готовят также специалистов торгового флота. В последние годы Министерство высшего образования Японии «Момбусё» стало уделять особое внимание краткосрочным формам получения специального образования для студентов-иностранцев. Предусмотренные сроки пребывания в стране при этом могут составлять от 1-го семестра до 1-го года. Около 20 частных университетов Японии предоставляют в настоящее время возможности для получения такого образования. Однако их количество быстро растет, в том числе за счет подключения и государственных вузов. При этом государство и частные фонды выделяют стипендии и иные виды материальной помощи на условиях, предусмотренных для студентов полного цикла обучения |