Главная страница

история педагогики. Школы Древнего Египта жреческие, дворцовые, военные и школы писцовчиновников


Скачать 1.56 Mb.
НазваниеШколы Древнего Египта жреческие, дворцовые, военные и школы писцовчиновников
Дата01.06.2021
Размер1.56 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория педагогики.docx
ТипДокументы
#212851
страница15 из 21
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   21

Основные направления педагогической мысли


Идейная база современной зарубежной педагогики постоянно обновляется и корректируется. К числу заметных явлений в зарубежной педагогике можно отнести социальную и феноменологическую парадигмы. Соответственно в теоретических обоснованиях воспитания прослеживаются два основных подхода: с позиций социологизаторства и (био)психологизма. Главный водораздел между ними — отношение к социальным и биологическим детерминантам воспитания.

Социальная педагогика


Социальная педагогика базируется на традиционной идее о роли воспитания и образования как ретрансляторов культуры прошлого. Обучение и воспитание трактуются как передача молодым поколениям универсальных элементов культуры прошлого. В этой связи подчеркивается актуальность сохранения в обновленном виде систематического академического образования. Подобная программа аргументируется в концепциях, где социум рассматривается как ведущее условие развития и воспитания личности. Интерпретаторы социального воспитания ставят задачу усвоения таких культурных ценностей, которые позволят учащимся безболезненно вписываться в общественные структуры. Они полагают, что биологический и социальный факторы воспитания действуют в связке, причем среда корректирует наследственность. Социопедагогика видит в школе основное социальное условие воспитания. Она представляется специфической моделью общественной среды. При этом едва ли не главным носителем общественных ценностей в школе считается учитель.

Социальная педагогика представлена мощным идейным потоком; ее сторонники — авторитетные в научном мире мыслители. Так, французские педагоги П. Бурдье, Л. Кро,

Ж. Мажо считают аксиомой социальную детерминированность процессов развития просвещения, связывают необходимость перемен в образовании с изменениями в экономике, квалификационной структуре работающего населения, в соотношении между рабочим и свободными временем.

Американские представители социальной педагогики также акцентируют роль и значение общественного фактора в становлении личности. Разработчики рационалистической педагогической модели П. Блум (род. 1913 г.), Р. Ганье (род. 1916 г.) сосредоточились на проблеме усвоения знаний и практической адаптации молодежи к существующему обществу через образование. Они утверждают, что всякая образовательная программа может быть переведена в поведенческий репертуар знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть в процессе образования. Успешное обучение должно обставляться определенными условиями, внутренними (наличие у учащихся необходимых понятий и навыков) и внешними (организация процесса обучения, структура изучаемого материала и пр.).

Свое понимание социальной педагогики у японских ученых. Так, Кейко Секи, Тадаши Эндо и другие считают, что воспитание через социум не только позволяет осваивать картину мира, но также помогает умерять эгоцентризм отдельной личности. Ребенок должен быть готов без боязни вступать в различные сообщества, поскольку в них человек проводит всю жизнь. Особый упор ставится на воспитании группового сознания, которое позволяет личности с максимальной отдачей вкладывать силы, знания, профессиональные умения в общественно значимые ценности, исключать враждебное отношение к социальной действительности.

Феноменологическая педагогика


Иной взгляд на образование у представителей феноменологического направления. Они исповедуют приоритет индивидуально ориентированного, гуманистически направленного воспитания и образования. Красной нитью в их рассуждениях проходит мысль о персональном обучении. Разделяя такой подход, представители, например, нового воспитания и гуманистической психологической школы рассматривают как веление дня поворот в воспитании к личности ребенка.

Идеи нового воспитания влиятельны во Франции. Один из его лидеров, Роже Галь (1906-1966), определяет личность прежде всего, как биологическое существо с природной рефлексией, которая позволяет приспосабливаться к среде. С одной стороны, признается важность взаимодействия личности со средой, а с другой — провозглашается независимость индивида от социального окружения. Сторонники нового воспитания подвергают сомнению правомерность жестких наказаний, призывают формировать личность при бережном и уважительном к ней отношении.

Новое воспитание особенно опирается на исследования по психологии ребенка. Так, черпаются аргументы в идеях швейцарского психолога Жана Пиаже (1896-1980), который при изучении механизма познавательной деятельности ребенка открыл новые явления: эгоцентризм мышления, нечувствительность к логическим противоречиям, мировоззренческий идеализм. Им предложена периодизация развития детского интеллекта от рождения до 14-15 лет, в заключительном периоде которого возникает способность к суждениям посредством гипотез. Обучение, по Пиаже, должно состоять прежде всего в создании ситуаций, мотивирующих активность ребенка.

С европейским новым воспитанием перекликаются суждения лидеров гуманистической психологической школы в США А. Маслоу (1908-1970), К. Роджерса (1902-1987). Они высказали озабоченность в связи с процессом дегуманизации воспитания. Эти ученые настаивают на учете интересов, психики, индивидуальных особенностей школьников, бережном отношении к личности, предлагают педагогам отказаться от традиции быть господами своих подопечных. К. Роджерс, аргументируя свою «Я-концепцию», советует научить ребенка поступать сообразно подлинным мыслям и чувствам. Исходный тезис Роджерса — «Злых людей не должно быть»; если ребенок жесток и черств, таким его сделало воспитание.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   21


написать администратору сайта