Главная страница
Навигация по странице:

  • Развитие педагогической мысли в Древней Греции: Сократ, Платон, Аристотель Педагогические взгляды Платона

  • Система образования и формирование личности в Древнем Риме.

  • Вопросы воспитания в сочинениях древнеримских мыслителей (Цицерон, Квинтилиан)

  • Система воспитания в Древней Спарте

  • Спартанская система воспитания

  • Характеристика элементов и признаков системы образования в Византийской империи

  • Система воспитания и образования

  • Влияние традиций античной культуры на развитие образования и образовательных учреждений в эпоху средневековья.

  • Развитие педагогической мысли средневекового Востока в трудах ученых-энциклопедистов Аль-Фараби, Аль-Беруни, Ибн-Сины, Омар Хаяма и др.

  • Монополия церкви на образование в средневековой Европе

  • история педагогики. Школы Древнего Египта жреческие, дворцовые, военные и школы писцовчиновников


    Скачать 1.56 Mb.
    НазваниеШколы Древнего Египта жреческие, дворцовые, военные и школы писцовчиновников
    Дата01.06.2021
    Размер1.56 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория педагогики.docx
    ТипДокументы
    #212851
    страница2 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
    Система воспитания в Древних Афинах (семья, мусические и грамматические школы, гимназии, эфебия)

    Более полное для своего времени развитие по сравнению со спартанской получила афинская система воспитания и образования, сложившаяся в Афинах в VII—V вв. до н. э. В отличие от спартанской, которая была государственной, в Афинах дети до 7 лет находились в сфере семейной педагогики. Для девочек, соответственно положению женщины в рабовладельческом обществе, существовала только система домашнего воспитания. Наряду с традиционными основами грамоты (чтение, письмо, счет) их учили игре на одном из музыкальных инструментов, домоводству, шитью и рукоделию.

    Целью афинской системы воспитания являлось формирование гармонически развитой личности. Этому подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики, начиная с 7 лет. В школе грамматиста они получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста (музыка, пение, декламация). Достигнув 12—16 лет, подростки в школе палестра занимались гимнастикой под руководством педотриба (педотрибы — специалисты по отдельным аспектам гим­настики). Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска («пятиборье»). Здесь же уделялось внимание гражданской подготовке подростков, проводились беседы на политические и нравственные темы.

    Но более основательную в этом плане подготовку юноши 16—18 лет из наиболее знатных и состоятельных семей получали в государственном учебном заведении — гимнасии, где изучали философию, литературу, политику; и более сложных формах в этой школе осуществлялось их физическое развитие. Такая организация занятий призвана была готовить юношей к их будущей политической карьере.

    Более высокий уровень образования этой же направленности, основы которого закладывались в гимнасии, юношам 18—20 лет давала эфебия. Продолжая заниматься политиче­скими науками, они изучали здесь законы Афинского государства (правоведение) и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Она продолжалась в течение двух лет в лагерях. Первый год занятий посвящался гимнастическим и военным упраж­нениям, юноши учились строить военные укрепления. На втором году они несли гарнизонную службу, обеспечивали порядок во время народных праздников и собраний, выполняли обязанности пограничной охраны, изучали военно-морское дело, принимали участие в маневрах. Окончание курса в эфебии означало, что ее выпускники стали полноправными гражданами Афин.

    Охарактеризованная система школьного образования из-за высокой платы за обучение была недоступна детям несостоятельных в материальном отношении родителей, а дети рабов полностью исключались из нее. Аристократический характер афинского образования проявлялся и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому, труду, который с раннего детства становился жизненном предназначением рабов.

    Системы воспитания в античном мире.

    Система воспитания

     В Спарте                                             В Афинах


    до 7 лет – Семейное
    воспитание

    до 7 лет – Семейное воспитание

    Школа кифариста (музыка, пение, поэзия)

     

    Школа грамматиста (чтение, письмо, счет)

     

    до 13 – 14 лет

     до 18 лет – агеллы:

    – физическое воспитание
    – военные упражнения
    – музыка, пение, 
    религиозные танцы, навыки чтения и письма.

     

    до 20 лет – эфебия.

    до 16 лет – палестра (школа борьбы)

     

    до 30 лет – воинская служба

    до 18 лет – гимнасии (философия, политика, литература, гимнастика).

    до 20 лет – эфебия

    до 30 лет – воинская служба


    5. Развитие педагогической мысли в Древней Греции: Сократ, Платон, Аристотель

    Педагогические взгляды Платона изложены главным образом в его политических и философских трактатах «Государство» и «Законы». Решительно утверждая право на образование только за рабовладельцами, он считал, что все другие классы в этом отношении должны «крепко-накрепко закрыть уши». Воспитание, как доказывал Платон, призвано ориентироваться на обоснованную им с позиций философской системы объективного идеализма цель жизни мудрого человека. Она должна заключаться в непрерывном стремлении укреплять доброе начало в душе — развивать в ней способность воскрешения врожденных идей, привнесенных из потустороннего «царства идей». В этой связи Платон придавал большое значение изучению философии, ведущей к познанию добра и красоты, которые с наибольшей полнотой и силой напоминают человеку о доземном истинном бытии. Главная задача педагогики — передать потомкам принципы добродетели и тем самым укрепить разумную часть души. Высокие требования предъявлял Платон к наставнику молодежи. В его представлении он должен был обладать знаниями, «отрешающими от земного бытия и приводящими на грань мира идей». Целью всей своей жизни наставник призван был ставить Благоразумие и Справедливость.

    Платон был не только теоретиком, но и практиком педагогики. В 378 г. до н. э. основал в окрестностях Афин школу — Академию, которая стала центром античного философского идеализма и пропа­ганды его педагогических идей. В этой Академии получил философское образование Аристотель, он состоял в ней в течение 20 лет.

    Вопросы педагогики и воспитания в трактовке Аристотеля нашли отражение в основном в таких его сочинениях, как «Политика» и «Этика». В трактате «О душе» Аристотель анализирует отдельные стороны психики (мышление, память, эмоции и др.). Педагогические воззрения Аристотеля наиболее тесно связаны с его учением о душе, согласно которому он различал 3 разных се вида: растительную — проявляющуюся в питании и размножении; животную (волевую) — проявляющуюся в ощущениях и желаниях; разумную — проявляющуюся в мышлении. Этим 3 видам души, по Аристотелю, соответствуют 3 стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное, которые, по убеждению философа, неразрывны. Цель воспитания — развитие высших сторон души: разумной и животной (волевой).

    В этих положениях заключалось философско-психологическое обоснование практики афинского воспитания, направленного на всестороннее развитие личности. Аристотель одним из первых в истории педагогики высказал мысль о природосообразности воспитания и, исходя из нее, сделал первую попытку дать возрастную периодизацию (до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости — 14 лет, от 14 лет до 21 года).

    Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, Аристотель выступал за придание школам характера государ­ственных учреждений, обеспечивающих всем гражданам, за исключе­нием рабов, которых он называл «говорящими орудиями», равное и единое образование, приучающее членов общества к поддержанию государственного порядка.

    Нравственное воспитание, по Аристотелю, призвано было развивать в афинянах-рабовладельцах такие качества, как умение повелевать рабами, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество. Физическое воспитание должно было развивать сильное, красивое, ловкое тело, чтобы способствовать укреплению духовно-нравственного начала в человеке. Движущими силами развития личности, считал Аристотель, являются ее природные задатки, навыки и разум. Педа­гогическая система Аристотеля — наиболее полное и глубокое теоретическое обоснование задач образования и воспитания в античном мире. Аристотель занимался и непосредственно педаго­гической деятельностью в основанной им в Афинах для молодых представителей рабовладельческой знати знаменитой философской школе Ликее (335 г. до н. э.; название — от храма Аполлона Ликейского, возле которого находилась школа), просуществовавшей несколько столетий.

    Видным идеологом афинской системы воспитания был также Сократ (469—399 гг. до и. э.) — учитель Платона и греческого историка Ксенофонта. Сократ строил свою преподавательскую деятельность на устном слове («сократовский метод» беседы). Искусство Сократа состояло в умении так организовать беседу, чтобы она в конечном итоге привела к нахождению истины. Сам Сократ, по ассоциации с профессией своей матери — повивальной бабки, — назвал применя­емый им метод «майевтикой» («майевтика» означает повивальное искусство). Так же, как Платон и Аристотель, Сократ не был сторонником образования народа, и свое учение, в основе которого были этические категории — Добро, Благо, Доблесть, он стремился распространить среди афинской аристократической молодежи. Считая, что человек от природы является носителем доброго начала, Сократ в качестве главной цели воспитания выдвигал освобождение челове­ческого интеллекта от негативных внешних влияний и создание гармонического единства жизненных потребностей и способностей личности, стимулом развития которых является интерес к знаниям, содействующим практической деятельности человека.

    Такие педагогические принципы Сократа, как отказ от принуждения и насилия, использование убеждения, признаваемого им наиболее эффективным методом воспитания, применялись Плутархом (I—II вв. и. э.) в занятиях со своими учениками, что нашло воплощение в некоторых его трудах. В частности, указанные педагогические принципы Сократа получили отражение в «Нравственных сочинениях» Плутарха, некоторые положения были развиты в главном труде знаменитого славянского педагога Я. А. Коменского — «Великая ди­дактика» (XVII в. п. э.).
    6. Система образования и формирование личности в Древнем Риме.

    Многие черты и особенности спартанской и афинской систем воспитания и образования получили дальнейшее развитие в Древнем Риме. Как и в Афинах, здесь дети до 7 лет получали семейное обучение и воспитание. Римская система образованияи формирования личности имела отчётливо выраженный гражданский характер. Её целью было подготовить активного члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства, быть храбрым воином, презирающим рабов и все иноземное, политиком, расчётливым землевладельцем. Возникшие в Древнем Риме в период ранней республики (V в. до н. э.) первые начальные школы обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорожденного населения. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома. В этих школах мальчики обучались чтению, письму, счёту. Школы были частными, платными.

    Следующий ступенью были грамматические школы, где обучались мальчики 11-12 лет из богатых и знатных семей. В этих школах повышенного типа изучались латинская грамматика, римская литература и греческий язык, риторика. Развитие грамматических школ было вызвано необходимостью обучения ораторскому искусству тех, кто стремился занять выборные руководящие должности в Римской республике.

    В последние столетия республиканского Рима большое значение приобрели риторские школы, своего рода высшие учебные заведения той эпохи. Эти школы давали подросткам и юношам в возрасте от 13-14 до 16-19 лет более глубокое по сравнению с грамматическими школами общегуманитарное образование, основанное на изучении произведений выдающихся философов, историков, правоведов, ораторов, поэтов.

    Грамматические и риторские школы были частными. Вследствие высокой платы за обучение они были доступны лишь привилегированным слоям населения.

    Для детей римской знати создавались своеобразные воспитательские центры – коллегии юношества. В Древнем Риме сложилась традиция на завершающем этапе обучения устраивать для молодых риторов своеобразные образовательные поездки в эллинистические центры культуры и просвещения – Афины, Александрию.

    В Римской империи в первые века нашей эры установился устойчивый школьный канон, включавший и содержание образования, и порядок его усвоения, и методы обучения. В частности, в содержание образования вошли девять основных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. В V в. н. э. из школьного курса были постепенно исключены медицина и архитектура, тем самым как бы оформились «семь свободным искусств», ставшие сердцевиной образования в эпоху Средневековья.

    Педагогическая мысль Древнего мира нашла отражение в сочетаниях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.
    7. Вопросы воспитания в сочинениях древнеримских мыслителей (Цицерон, Квинтилиан)

    Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение в сочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.

    Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) был оратором, политическим деятелем, философом, педагогом. Свои педагогические идеи он изложил в целом ряде трактатов: «Оратор», «Об обязанностях», «О природе Добра и Зла».

    Под влиянием греческой философской традиции Цицерон рассматривал душевную жизнь человека как сложный поток меняющихся состояний. Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Но есть силы, которые дают надежду и препятствуют его гибели: это - всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Поощрить развитие таких сил прежде всего должна семья, полагал Цицерон.

    Сущность человека Цицерон определял понятием «humanitas» - гуманность, человечность. Идеал воспитания для него - совершенный оратор, художник слова, общественный деятель.

    Цицерон считал, что единственным путем для достижения истинно-человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Оратору прежде всего следует освоить общую для того времени культуру получить «универсальное образование». Книги Цицерона широко использовались в школах эпохи Средневековья и Возрождения.

    Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 - ок. 90 гг.) - известный римский педагог-практик дополнил греческие педагогические идеи обширными дидактическими указаниями в своем сочинении «О воспитании оратора».

    Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора («поэтами родятся, а ораторами становятся»). Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и приобрела статус государственного учебного заведения. В школе Квинтнлиана основательность широкого общего образования сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства времен античного классицизма. Как и многие другие философы и педагоги античности Квинтилиан исповедовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики.

    Он полагал, что от природы дети обладают всеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями и получать необходимое образование. Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих питомцев, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития.

    Квинтнлиан считал, что уже в раннем возрасте можно определить степень способностей (первые признаки ума маленьких детей - память, быстрая и меткая, восприимчивость и долгое удержание приобретенного, раннее развитие в ребенке стремления к подражанию), однако полагал, что воспитанием можно достигнуть очень многого.

    Квинтилиан критиковал семейное воспитание в высших слоях римского общества, где дети допускались на пиршества и становились свидетелями неблаговидного поведения взрослых; осуждал родителей за потворство детям и недооценку важности периода детства для становления личности человека. Квинтилиан требовал от родителей, кормилиц и нянь, чтобы они помнили, что ребенок очень восприимчив и в нем легко укореняется как хорошее, так и «дурное»; следует учитывать это и при выборе товарищей-сверстников и педагогов. Справляться с «дурными» наклонностями помогает воспитание. Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание.

    Воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок - «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно. Здоровое семейное воспитание должно беречь детскую психику, нельзя прибегать к физическим наказаниям, ибо битье подавляет стыдливость, развивает рабские качества. Необходимо тщательно выбирать няньку для младенца. Она должна обладать достойными нравственными качествами. Надо, чтобы учитель должно заменял ученику отца, приучал питомца мыслить и действовать самостоятельно.

    Квинтилиан настаивал на необходимости образования полезного обществу. Цель воспитания он видел в серьезной Подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Идеалом человека-гражданина Квинтилиан считал афинского политического деятеля Перикла.

    Возраст от 5 до 7 лет Квинтнлиан, как и Аристотель, отводил на подготовку к школе. Он считал, что дети до 7 лет должны практически овладеть двумя языками - родным и греческим, причем сначала греческим, а затем параллельно и родным. Он допускал и систематические занятия с детьми при условии, что обучение будет радостным. Квинтилиан советовал поощрять малышей похвалой, просьбами, вызывать их на соревнования со сверстниками, не жалеть и наград.

    Римский педагог дал методические советы по обучению детей грамоте. Он настаивал на одновременном ознакомлении их с видом и названием букв с помощью наглядных пособий (буквы из слоновой кости), настаивал на соблюдении систематичности и последовательности в обучении.

    «Учить надо не многому», - говорил Квинтнлиан, - но основательно, будущему оратору нужна развитая память, чувство художественного слова, ритма, хорошая дикция и интонация, выразительность речи и мимики; все это нужно начинать развивать в Дошкольном возрасте».

    Лучшим средством воспитания оратора Квинтилиан считал разучивание стихотворении, которые способствовали бы и нравственному воспитанию. Он заложил основу методики разучивания стихотворений: стихотворение прочитывают целиком, разбивают на логические части и заучивают частями, в заключение оно декламируется целиком.

    В истории развития педагогической мысли Квинтилиан занимает важное место как автор первого специального педагогического труда, заложивший основы дидактики и методики, систематизировавший требования к воспитанию детей дошкольного возраста.

    Квингилиан теоретически обосновал и применял в своей практике три метода в обучении и воспитании, которые считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение. По его убеждению, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).

    Идеи Квинтилиана приобрели большую популярность в эпоху Возрождения и оказали значительное влияние на многих деятелей того времени.
    8. Система воспитания в Древней Спарте

    Воспитание и образование в рабовладельческих государствах Древней Греции. Государства Древней Греции представлены городами-полисами Спартой и Афинами.

    Спартанская система воспитания, получившая свое развитие в VIII—IV вв. до н. э. в Спарте (Древняя Греция), приобрела по преимуществу военно-физический характер. Это было обусловлено необходимостью подавлять частые восстания бесправного большинства населения (илотов, периэков — рабов, занимавшихся земледелием) против спартиатов-рабовладельцев, а также военными конфликтами, к возникновению которых нередко приводило торговое соперничество с соседними Афинами.

    В силу указанных социально-исторических обстоятельств, главными целями спартанской педагогики являлись: полное послушание старшим, физическая закалка и выносливость, «наука побеждать. Употребляемое в современном языке выражение «воспитывать по-спартански» пред­полагает суровый характер формирования личности, усиленное вни­мание к физическому развитию и воспитанию воли. Образование в спартанском государстве было привилегией рабо­владельцев; периэки получали лишь навыки для занятий ремеслами и торговлей, илоты же вообще ничему не обучались. Господствовала общественная система воспитания: дети рабовладельцев с 7 до 15 лет вне семьи учились чтению и письму, счету, много времени отводилось военно-физическим упражнениям. В возрасте от 15 до 20 лет юные спартиаты в дополнение к этим упражнениям получали музыкальное воспитание (хоровое пение). Оно тоже входило в их военизированный уклад жизни как составной элемент. Выдержав основное испытание па выносливость (нечто подобное инициациям в первобытно - общинном строе) — публичное сечение юношей у алтаря Артемиды Ортии, они становились полноправными спартиатами, получали оружие и начинали принимать участие в систематически проводимых избиениях илотов с целью держать их в постоянном страхе.

    В плане интеллектуального развития юношей особое значение придавалось умению метко и кратко отвечать на заданные вопросы (отсюда выражение «лаконический стиль» устной и письменной речи). Спартанская система воспитания включала в себя определенные элементы и для девушек. Кроме традиционных (навыки домоводства, ухода за ребенком, музицироваиия) существовала специальная система военно-физических упражнений для девушек, чтобы их будущие дети были здоровы и крепки; они должны были позаботиться об укреплении и соответствующей тренировке своего тела: бегать, прыгать, бороться, бросать диск, кидать копье. Действующие в Спарте Уставы исключали для девушек изнеженный образ жизни.

    Некоторые принципы спартанского воспитания (главным образом, в области военно-физической подготовки) были восприняты в XVIII— XIX вв. во Франции и России при создании кадетских корпусов и других военно-учебных учреждений закрытого типа. Здесь же реали­зовывались и отдельные этические нормы спартанского воспитания — скромность, умеренность, почитание старших.
    9. Характеристика элементов и признаков системы образования в Византийской империи

    Византия - прямая наследница эллинско-римской культуры и образованности. Однако находившиеся у власти социальные группы не испытывали особого интереса к античному культурному наследию. Больше того, в истории Византии были периоды, когда устраивались жестокие гонения на сторонников античной образованности. Например, в 529 г. император Юстиниан распорядился закрыть Платонову Академию в Афинах - один из важных очагов греко-латинской педагогической традиции. После того как Юстиниан запретил выплачивать жалованье учителям-риторам и грамматикам, в большинстве городов Византии школы античного типа закрылись.



    После крестовых походов и короткого существования Латинской империи с XIII в. в Византии усиливается западное влияние. Особенностью византийской культуры и педагогической мысли являлось их формирование на разнородной этнической основе: греко-римлян и других народов Средиземноморья, Закавказья, Малой Азии, Крыма, Балкан и др. Доминирующим, однако, являлся греческий этнос, который пользовался особой поддержкой государства и церкви. Так что культура и воспитание в Византийской империи, прежде всего, были греко-язычными.

    Другая особенность состояла в том, что педагогическая мысль Византии одновременно следовала античной и христианской традициям. Идеалом образованного византийца считался человек с греко-римским классическим образованием и христианско-православным мировоззрением. Подобный идеал сформировался как переходный от античного к средневековому.

    Уровень образованности в средневековой Византии был весьма значителен и заметно превосходил вплоть до XIV в. соответствующий уровень в Западной Европе. Социальных ограничений; на получение образования не существовало. Школы могли посещать все, кто мог и хотел учиться. Примечательной чертой общественной жизни являлся высокий социальный статус образованных людей. "Образованность - величайшая из добродетелей", - гласил один из императорских указов.

    Наличие образования являлось непременным условием для чиновников и членов церковных учреждений.

    Система воспитания и образования

    Традиционно важную роль играло в Византии домашнее обучение и воспитание. Для основной массы населения это был способ получить начальное христианское образование. Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки. Родители-ремесленники могли также обучить письму и счету. Дети из состоятельных семей учились грамоте и получали книжное образование. Здесь мальчики 5 - 7 лет попадали под присмотр учителя-наставника.

    Система образования (энкикилос пайдеусис) состояла из трех ступеней: элементарной, средней и высшей.

    Первой ступенью были школы грамоты, где дети получали элементарное образование (пропедиа). Элементарное обучение существовало фактически повсеместно. Оно начиналось в 5 —7-летнем возрасте и длилось два-три года. В программах, формах, методах, средствах обучения сочетались античные и новые черты.

    Помимо школ грамоты, существовали начальные учебные заведения, где изучали исключительно Библию и сочинения отцов церкви. В таких школах обучались дети особо религиозных родителей.

    Для большинства учеников обучение завершалось элементарным образованием. Немногие продолжали учиться в учебных заведениях повышенного типа. Образование выше начального (педиа или энкиклиос педиа) давали грамматические школы. Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными). Постепенно образование выше начального сосредоточилось в столице империи - Константинополе, где в IX - XI вв. насчитывалось до десяти соответствующих учебных заведений. Учителя и ученики в большинстве своем не принадлежали к духовному сословию. Обучались дети с 10 - 12-летнего до 16—17-летнего возраста, т.е. пять-шесть лет.

    Венцом образования являлись высшие учебные заведения. Ряд из них создан был еще в античную эпоху (в Александрии, Афинах, Антиохии, Бейруте, Дамаске). Каждое имело определенную специализацию. Так, в Афинах и Антиохии упор делали на изучение риторики, в Бейруте - права, Александрии - философии, филологии и медицины.

    В 425 г. в Константинополе при императоре Феодосии II была учреждена высшая школа - Аудиториум (от латинского audire - слушать). С IX в. ее именовали Магнавра (золотая палата) по названию одного из помещений императорского дворца. Школа находилась в полном подчинении императора, никакого самоуправления не существовало. Преподаватели являлись государственными служащими, получали жалованье от императора и составляли особую замкнутую корпорацию. Число преподавателей доходило до трех десятков. В их числе были греческие и латинские грамматики, риторы, философы и юристы. Существовали своеобразные кафедры тех или иных наук, которые возглавляли консулы философии, главы риторов и пр. В IX в. школой руководил один из виднейших педагогов своего времени Лев Математик. Он собрал в Магнавре цвет преподавательского корпуса.

    Ведущим направлением обучения в константинопольской высшей школе было изучение античного наследия В пору расцвета в Магнавре изучалась философия Платона и неоплатоников, классические греческие тексты. Кроме того, обсуждались сочинения христианских богословов, прежде всего Василия Кесарийского и Иоанна Златоуста. В программу входили метафизика как метод познания природы, философия, богословие, медицина и музыка, история, этика, политика, юриспруденция. Занятия проводились в виде публичных диспутов. Идеалом выпускника стал энциклопедически образованный общественный и церковный деятель.

    Помимо Магнавры, в Константинополе действовал ряд других высших школ, находившихся в непосредственном подчинении императоров: юридическая, медицинская, философская, патриаршия.

    10. Влияние традиций античной культуры на развитие образования и образовательных учреждений в эпоху средневековья.

    Римская империя, поглотившая Древнюю Грецию, распалась в IV в. на Западную и Восточную - Византию, которая просуществовала до XV в., когда была завоевана турками.

    Здесь сохранились элементы античной культуры в воспитании, а анти­чный идеал соединился с христианско-православным. В отличие от других средневековых европейских государств в Византии высоко ценилась об­разованность и не существовало монополии церкви на школу; заметным было византийское культурное влияние как на Запад, так и на Восток.

    Известно, что византийские монахи Кирилл и Мефодий создали в IX в. славянскую письменность.

    В V в. пала Западная Римская империя, наступила эпоха, названная Сре­дневековьем. Характерными чертами средневекового общества в Западной Европе явились сословная структура общества (духовенство, светские фео­далы, крестьяне, горожане) и монополия церкви на его духовную жизнь.

    Богатейшая античная культура, наука и школы постепенно разруша­лись, уничтожались и предавались забвению, дух античности искоренялся.

    Во времена раннего Средневековья оплотом идеологии общества стала католическая церковь. Она проповедовала аскетический идеал жизни, отказ от удовольствий земной жизни, умерщвление плоти, духов­ный порыв к небу. Эти религиозно-нравственные качества воспитывали у детей с ранних лет в условиях строгой дисциплины; призывы к аскетизму объяснялись церковью необходимостью спасения души для загробной жизни.

    В Средневековье господствует взгляд на человека, как на глубоко гре­ховное существо, от рождения несущее в себе пороки. Целью земной жизни признавалась подготовка к будущему блаженству на небесах. Ук­репилась любовь ко всему фантастическому и сумрачному. Воспитание, искусство и вся культура вообще оказались на службе католицизма.

    Религия имела место и в античном мире, но там она была тесно свя­зана с народной мифологией; в Средневековье она приобрела авторитар­ный характер, объявила себя исключительной. Догматы религии в эпоху Средневековья, презрение к земному ради вечного блаженства на небесах служили препятствием на пути свободного развития культуры.

    Все это привело к упадку школьного дела, воцарению неграмотности и невежества, искоренению наук. Даже многие короли и их окружение были не только необразованными, но элементарно неграмотными. Из­вестны такие характеристики королей: «Хотя он не знал грамоты, но всег­да мудро наставлял духовных лиц», «Император был так учен, что сам был в состоянии читать и понимать присылаемые ему письма» и т.п.

    В VI—VII вв. вместо исчезнувших античных школ стали появляться школы, создаваемые церковью, своеобразные островки знания в мире не­вежества. Они готовили служителей культа и обучали мирян.

    Монастырские школы создавались для мальчиков, которые готовились стать монахами (внутренние), и для жителей данного церковного прихода (внешние).

    Соборные или кафедральные школы, где обычно учили своих детей дворяне и именитые горожане, создавались в центрах церковного управ­ления.

    Приходские школы открывались при церковных приходах, помеща­лись или в специальной комнате, или на квартире служителя культа и собирали 3-10 мальчиков.

    Языком обучения являлся латинский. В школах учились вместе с детьми и взрослые мужчины, учение про­должалось несколько лет. Занятия обычно проходили так: учитель читал из церковной книги отрывок, ученики повторяли его вслух, а после усвое­ния алфавита читали сами; писать учились на навощенной дощечке заост­ренной палочкой; выучив написанное, стирали. Книги, по которым учи­лись, были рукописными, что очень затрудняло обучение, ведь почерки были разными, да и книг было мало. Всякий, приступивший к постиже­нию «науки», должен был прежде всего выучить по-латыни 150 псалмов и молитв, научиться церковному песнопению, а потом - читать и писать. На все это уходило не менее трех лет.

    В школах обучались только мальчики и юноши, не было ни опреде­ленных сроков, ни деления на ступени.

    Курс обучения в монастырских и соборных школах со временем рас­ширялся, стали изучать семь свободных искусств (V—VI вв.), включавших грамматику, риторику, диалектику (тривиум) и арифметику, географию, астрономию, музыку (квадриум).

    Основой всех наук считалась грамматика. На гравюрах того времени она изображалась в виде царицы с короной на голове, покоящейся под древом познания, в правой руке у нее нож для подчистки ошибок, в левой — бич, принадлежность средневекового учителя. На изучение латы­ни — грамматики (а вернее сказать, овладение грамотой) уходило много времени. Заучивались грамматические формы латинского языка, разбира­лись тексты религиозных книг. Математика включала в себя арифметику и начала геометрии. За изучение ее брались только самые одаренные и упорные ученики, которых называли «обливающимися потом абацистами». Безобидная арифметика порождала настоящий страх; трудности в ее освоении вызывались богословским толкованием многих математических действий и мистических значений цифр, поэтому простейшее решение занимало несколько страниц книги. Но те смельчаки, которые овладевали математическими премудростями (тремя или четырьмя действиями) и запоминали значение чисел, удостаивались почетного имени «доктора абака» или даже «доктора умножения и деления».

    Изучение других наук тривиума и квадриума также представляло для учеников большие трудности.

    Диалектика изучалась для подготовки к ведению споров на религиоз­ные темы, к защите догматов веры, риторика - для подготовки церков­ных проповедников.

    Частыми в школах были физические наказания, учеников били розга­ми и палками, а позже бичом. Наказывали голодом, карцером.

    Церковные школы ввиду их немногочисленности и конфессиональности не могли удовлетворить потребности общества в грамотных и под­готовленных людях для выполнения практических дел.

    Франсуа Рабле (1494-1553) - французский писатель, в своем рома­не «Гаргантюа и Пантагрюэль» дал типичную картину воспитания того времени — отказ от физических и умственных нагрузок, порождающий лень, болезни, скуку. В романе представлен и идеал гуманистического вос­питания, заключающийся в заботе о подготовке к жизни сильного физи­чески, образованного и хорошо воспитанного юноши.

    Эразм Роттердамский (1469-1536) в сатирическом произведении «Похвала Глупости» высмеял невежество, тщеславие, лицемерие. Про­возгласив природное равенство людей, он в своих педагогических сочи­нениях заявил о необходимости развития активности и врожденных способностей ребенка через трудовую деятельность, призывал учитывать силы и возможности ребенка при обучении, заинтересовать его уче­нием.

    Томмизо Кампанслла (1568-1639) написал трактат-утопию «Город Солнца» (1602), где дал образец общества, основанного на равенстве. В трактате описаны те педагогические принципы, на которых строится воспитание: изучение наук, истории, традиций и обычаев; занятия искус­ством, ремеслами, общественно-полезным трудом; физическое развитие путем занятий гимнастикой, бегом, играми.

    Томас Мор (1478-1535) - английский мыслитель, в своем труде «Зо­лотая книжка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия» (1516) изложил свои взгляды на воспитание. Первостепенной задачей он считает воспитание высокой нравственности, в духе той морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека. Скромность, добродетель, трудолюбие, доброта - важнейшие нравственные черты, отличающие гармонично развитого че­ловека. Государственные школы призваны развить в учениках духовные силы, предоставив возможность заниматься науками, искусствами, соеди­нив обучение с трудом. Обучать нужно на родном языке всех: и мальчи­ков, и девочек.

    Итак, главными идеями педагогов-гуманистов являлись: забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности, стрем­ление к нравственному, физическому, умственному совершенствованию детей, любовь к детям, отказ от физических наказаний, приобщение к труду. Педагогика гуманизма смогла реализоваться лишь спустя несколь­ко столетий, а в XV-XVI вв. школы продолжали оставаться схоластичес­кими, типично средневековыми.

    Лишь в практике нескольких педагогов гуманистические идеи нашли свое воплощение. Такими школами гуманистического образования стали: гимназия в Страсбурге, созданная Иоганном Штурмом (нач. XVI в.), где изучались латинские и греческие языки, и Лондонская публичная школа, созданная при участии Эразма Роттердамского.

    В северной Италии, в Мантуе была известная школа под руководством Витторино да Фелътре (XV в.). Он был приглашен для воспитания детей герцога Гонзага; с ними вместе оказались еще 80 воспитанников — детей аристократов и одаренных детей незнатного происхождения, содержав­шихся за счет самого В. да Фельтре. Учебно-воспитательное учреждение (названное «Дом радости») стремилось развить «ум, тело и сердце». Глав­ные предметы программы -- классические (латинский и греческий) языки и литература, сопровождаемые историческими комментариями, логика, математика, живопись, музыка. Воспитанники много упражня­лись физически, занимаясь верховой ездой, борьбой, бегом, военизирован­ными играми. Обучались совместно мальчики и девочки, что было ново­введением. Телесных наказаний не было, порядок поддерживался с помощью надзора и личного примера воспитателей. Большое внимание уделялось религиозному воспитанию.

    Гуманистические идеи эпохи Возрождения были восприняты лучши­ми людьми последующих веков.

    Таким образом, несмотря на утверждавшийся веками взгляд на мир как на нечто непознаваемое и не поддающееся научному объяснению и на человека как на законченное и неизменяемое существо, наделенное пороками от рождения, в обществе начинают высказываться сомнения относительно этих постулатов. Постепенно пробиваются ростки научного знания, а дальше в педагогике развиваются новые идеи о сущности, на­значении человека, о воздействии на него путем воспитания.
    11. Развитие педагогической мысли средневекового Востока в трудах ученых-энциклопедистов Аль-Фараби, Аль-Беруни, Ибн-Сины, Омар Хаяма и др.

    В эпоху средних веков (V–ХVII вв.) в сфере образования господствовали духовные феодалы – «князья церкви». Они владели основным источником богатства и власти в эту эпоху – огромными земельными наделами. В руках христианской церкви сосредоточились ценнейшие письменные памятники античной культуры. Написанные на латинском языке, они были одним из духовных звеньев, связывающих прежнюю систему образования с новой. В этот период школа в содержании образования и методах преподавания отражала господствующие религиозные идеологию и мировоззрение (индуизм, буддизм, ислам), служа интересам духовных и светских феодалов. Например, в Индии школы создавались при крупных храмах, в них обучались дети высших каст. В мусульманских регионах, странах Ближнего и Среднего Востока основными типами школ стали мектебы (начальная школа) и медресе (средняя религиозно-конфессиональная школа). Здесь же получали знания не только высшие духовные лица, но и поэты, писатели, философы, врачи.
    Педагогическая мысль средневекового Востока была представлена замечательной плеядой ученых–энциклопедистов Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сины, Омара Хайяма и др. Они внесли значительный вклад в мировую культуру и педагогику, оказали весьма большое влияние на развитие философской и педагогической мысли не только в странах Востока, но и во всем мире. В частности, это нашло отражение в трудах европейских гуманистов.

    Характерной особенностью педагогических взглядов энциклопедистов Востока было особое внимание к разностороннему развитию личности. Изучению широкого спектра вопросов, связанных с гармонией души и тела в процессе развития личности, посвятили свои работы мыслители, обладавшие подлинно энциклопедическими знаниями. Такой подход во многом объясняет и причины значительного влияния мыслителей Востока на европейских просветителей последующих эпох.

    Кто?

    Где?

    Что?

    Почему?

    Аль-Фараби (870 – 950)- философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока. Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии. Аль-Фараби - автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона.

    Багдаде, Алеппо, Дамаске

    Живя в Багдаде, Аль-Фараби начал заниматься различными науками, прежде всего логикой. В это время в Багдаде наиболее популярным мыслителем был Абу-Бишр Матта бен-Йунис. Ряды его учеников пополнил аль-Фараби, который записал со слов Абу-Бишр Матта комментарии к трудам Аристотеля по логике. Аль-Фараби углубился в изучение наследия Аристотеля, он обретает легкость восприятия идей и совокупности задач и проблем, поставленных великим греком. Результатом разносторонних научных изысканий Аль-Фараби явился трактат "О классификации наук", в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени, определен предмет исследования каждой. Трактат о взглядах жителей добродетельного города" - одно из самых зрелых произведений Аль-Фараби. Он создан в 948 году в Египте.

    Аль-Фараби полагает, что цель человеческой деятельности - счастье, которого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания. Общество мыслитель отождествлял с государством. Общество - тот же человеческий организм. "Добродетельный город подобен здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа"    

    Аль–Бируни- средневековый среднеазиатский учёный-энциклопедист и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др.

    город Кят, Хорезм

    Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений. Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд», написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии.

    Как исследователь Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты.

    Ибн-Сина- средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274.

    Хамадан

    В педагогических идеях Ибн Сины придается серьезное значение воспитанию и обучению детей в школе. В своей книге «Семейное хозяйство» он посвящает этому вопросу специальную главу. В разделе «Обучение и воспитание детей в школе» он говорит в первую очередь о необходимости охвата всех детей школьным обучением и проводит идею коллективного обучения, выступает против индивидуального обучения детей в домашних условиях. В программу обучения детей до 14 лет Ибн Сина включил изучение Корана, арабского языка, грамматики, стихосложения, содержательных нравоучений, физическое воспитание, начатки ремесла.

    Ибн Сина придавал серьезное значение умственному воспитанию подрастающего поколения, овладению им научными знаниями. Он призывал всех, особенно молодежь, настойчиво изучать науки и стремиться к совершенству.

    Омар Хайям - персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог. Внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений. В Иране Омар Хайям известен созданием самого точного из реально используемых календарей. Учениками Хайяма были такие учёные, как ал-Асфизари и ал-Хазини.

    Нишапур

     

     


    12. Монополия церкви на образование в средневековой Европе

    Начало средневековья в Центральной, Западной и Южной Европе связано с распадом Римской империи (IV в.). В этот период, начавшийся с V века, на смену изжившему себя рабовладельческому обществу приходит новый жизненный уклад, связанный с зарождением феодальных отношений.

    Все образование и культура в этот период находится в руках церкви и религиозных организаций: в Византии под воздействием православного христианства, в Западноевропейских странах – воздействие католической религии. Католицизм и православие проповедовали покорность, терпение, ущемление земных интересов и потребностей для спасения души в будущей загробной жизни. Учитель не щадил своих учеников за ошибки, в школах были широко распространены жестокие телесные наказания. Они одобрялись церковью, которая учила «что природа человека греховна», а телесные наказания способствуют спасению души, изгоняют из ребенка «дьявольское начало». Связь средневековой культуры с христианской религией, необходимость использовать при богослужении книги на латинском языке обусловливали в Западной Европе своеобразный тип школ, содержание обучения в которых имело религиозный характер, официальным языком, на котором осуществлялось преподавание, была латынь, чужой язык для большинства европейских народов. В школах царила суровая дисциплина, догматическое, основанное на неосознанном заучивании текстов обучение.

    Воспитание и образование в Византии.В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Византия просуществовала более тысячи лет, рухнула в 1453 под ударами турецких завоевателей. Уровень образованности в средневековой Византии был весьма значителен и заметно превосходил уровень образованности в Западной Европе. Социального ограничения на получение образования не существовало. Примечательной чертой общественной жизни являлся высокий социальный статус образованных людей. «Образованность – величайшая из добродетелей» – гласит один из императорских указов. В Византии, в отличие от большинства средневековых государств, отсутствовала монополия церкви на образование. Светская власть в лице императора диктовала условия и ход развития школьного дела. Система:

    1. начальная школа (с 5 лет)

    2. средняя школа (с 7-17 лет)

    3. высшая школа

    Социального ограничения не было. В Византии отсутствовала монополия церкви на образование.

    В истории просвещения и педагогической мысли Византии несколько этапов. На первом этапе (IV –IX вв.) заметно воздействие идеологии раннего христианства и традиций античной образованности. Этап IX – XII вв. известен как наивысший подъем просвещения. Его начало связано с деятельностью Константина VII Багрянородного (913-959 гг.), когда были открыты новые учебные заведения и появились различные труды энциклопедического содержания. Константин поощрял деятельность ученых по организации образования. Но в XII– XV вв. просвещение и педагогическая мысль оказались в глубоком кризисе. Многие ученые уезжали в Европу, увозили лучшие труды, произведения искусства античного мира, что способствовало распространению Византийской культуры, просвещению в Европе.

    В средневековом обществе зародились две образовательные системы религиозная и рыцарская, позже появилась светская. Каждая из них имела свои особенности и предусматривала определенную цель.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта