Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные направления реформирования российского образования на современном этапе

  • . Военное образование в России в XVIII веке: Морская академия (1715г.) Артиллерийский и Инженерный дворянский корпуса

  • . Педагогическая деятельность Бецкого И.И.

  • . Военно- педагогические идеи Суворова А.В.

  • . Военно- педагогические идеи Румянцева П.А

  • 5. Военно- педагогические идеи Ушакова Ф.Ф. Ушаков Федор Федорович (1745–1817)

  • . Военно- педагогические идеи Потемкина Г.А.

  • . Военно- педагогические идеи Кутузова М.И.

  • . Ломоносов М.В. – выдающийся деятель и просветитель

  • история педагогики. Школы Древнего Египта жреческие, дворцовые, военные и школы писцовчиновников


    Скачать 1.56 Mb.
    НазваниеШколы Древнего Египта жреческие, дворцовые, военные и школы писцовчиновников
    Дата01.06.2021
    Размер1.56 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория педагогики.docx
    ТипДокументы
    #212851
    страница8 из 21
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   21


    40. Характеристика основных этапов развития системы образования в России в XVIII веке


    В 18 веке, в русском обществе произошло большое количество преобразований. Сфера образования в России, в 18 веке тоже подверглась реформам. В образовании  18 века, в России впервые появилась светская школа. Были разработаны теории и методики светского образования в России, также была предпринята попытка создания государственной системы образования. Развитие реформ образования в России в 18 веке, можно разделить на 4-ре периода.

     

    I период


           

    В первой четверти 18 веке, были созданы первые светские образовательные школы. Эти школы, давали начальные и практические знания. Многие школы сочетали в себе образовательные и профессиональные основы. Была создана пушкарская школа, Медицинская школа. Так же был создан ряд математических, навигационных и ремесленных учебных заведений.

     

    II период


           

    В 1730-1755 годах возникают дворянские учебные заведения. Сухопутный корпус, Морской, инженерный. Был также создан Смольный институт благородных девиц. Вместе с этим, начинали формироваться основы общественного образования, ревнителем которых был Михаил Васильевич  Ломоносов. В провинциях развивались епархиальные и адмиралтейские школы. В Москве и Петербурге появляются первые общеобразовательные гимназии.

     

    III период


           

    В 1755 – 1782 годах, в русском обществе стали распространяться просветительские идеи. Были переведены и изданы сочинения Джона Локка. В своих трудах Локк говорит о том, что ребенка надо воспитывать  не устрашением и подавлением личности, а искать более прогрессивные методы обучения. Государством была предпринята попытка создать систему воспитательно–образовательных учреждений, что позволило бы получить новых квалифицированных врачей, художников, ремесленников и ученых. Были открыты новые училища.

     

    IV период


          

    В  1782  - 1786 годах, наконец-то, была создана государственная система народного образования. Екатерина II долго работала над этим вопросов, и решила строить русское народное образование по австрийскому образцу. В 1782 году была создана Комиссия об учреждение училищ. По замыслам комиссии создавались училища двух типов: главные  с 4-мя классами в губерниях, малые двуклассные в уездах. Такие училища должны были обеспечить народ начальным образованием.

           

    Школьная реформа создала проблему подготовки учителей, которых катастрофических не хватало. Вскоре были открыты Учительская семинария и Главное народное училище для подготовки учительских кадров. В 18 веке в России образование приобрело определенную структуру, что сказалось на качестве образования.

            

    Понимая значимость  образования, русское правительство уделяло этому вопросу много времени. Образование в России 18 века было поставлено под  жесткий контроль.

    Основные этапы развития образования в России


    Воспитание на Руси до принятия христианства осуществлялось преимущественно в семьях -- воспитание земледельцев и ремесленников. Особо было организовано воспитание будущих дружинников и волхвов.

    С периода от принятия христианства до середины XIII в. утвердилась новая идеология русского государства, соответственно -- русского воспитания и образования. В "Слове о Законе и Благодати" заложены духовные основы развития российской государственности и образования. В этом смысле имя Илариона должно стоять рядом с именами Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Благодаря их деятельности и деятельности других государственных и православных деятелей, в ко-роткий срок на Руси была создана «целостная система» образо-вания от начальной школы до «академии», которая существова-ла в форме государственных и церковно-монастырских школ.

    На Руси за короткий срок была сформирована образова-тельная система с достаточно сложным содержанием, что объ-ясняется как политическими, так и религиозными причинами: государству и церкви требовались не только образованные, но и высоко образованные люди. Образование служило в первую очередь целям духовного воспитания, которое включало православие, «светские» искусства -- грамматику, риторику, элементы народной, отечественной культуры, прежде всего литературы. Основы содержания образования, разработанные в начале XI в., просуществовали в русской школе едва ли не до конца XVII в.

    Распад единого централизованного Киевского государства, хотя и повлек за собой снижение темпов развития образования, но не остановил этот процесс, особенно в таком высокоразвитом городе, каким был Новгород.

    Страшнейший удар развитию русской культуры и образо-ванию нанесло монгольское нашествие -- достаточно сказать, что государственные школы в России возродились только в XVII в.

    С середины XIV в. начинается духовное и нравственное возрождение русского народа, сделавшее возможным его политическое освобождение и определившее социально-экономический подъем российского государства. Олицетворением этого возрождения стал Сергий Радонежский. Благодаря его деятельности были заложены основы русского образования, включающие православное и нравственное воспитание, утверждение семейного, соборного и трудового начала в воспитании. Примечательно, что Сергию Радонежскому Россия обязана вос-хождением гениев Епифания Премудрого и Андрея Рублева. Благодаря деятельности Сергия Радонежского духовное и нрав-ственное воспитание было выдвинуто на первый план российского образования.

    Потребности общества, государства и церкви порождают потребности в более широком образовании. Оно дается в мона-стырях, церквях. Распространением элементарной грамотности среди посадского и крестьянского населения занимаются мастера грамоты. Хотя потребности социальной жизни требовали всемерного расширения и углубления образования, а решения об его организации принимались высшими органами (Стоглавый Собор), однако создать школы более высокого уровня в XVI в. не удалось.

    Из катастрофического смутного времени (конец XVI - начало XVII века) русский народ вышел духовно обновленным, что позволило ему восстановить государство и экономику. В этот период достаточно быстро идет развитие грамотности. Начальные, элементарные школы открываются как в городах, так и на селе. К концу века не только большинство духовенства и дво-рянства, но и многие горожане были грамотными. Возрастает доля грамотных среди свободных крестьян, но сокращается сре-ди крепостных. Развивается книгопечатание, растет спрос на учебную литературу, особенно буквари. Возрождаются государ-ственные школы: открывается правительственная школа (1632 г.) и школы при приказах (Посольском, Аптекарском, Разрядном, Поместном, Пушкарном), при Оружейной палате. Со вто-рой половины XVII в. создаются греко-латинские школы. В 1679 г. учреждается первое высшее учебное заведение в России - Славяно-греко-латинская академия.

    В XVIII -- середине XIX вв. были заложены основы совре-менного европейского образования в России. Реформы Петра носили не только политический, но и просветительский харак-тер. С его именем связано приобщение российской школы к ев-ропейской культуре. Им или по его приказам создается сеть школ: начальные -- цифирные, русские, адмиралтейские, гар-низонные, горнозаводские; средние и высшие -- школа матема-тических и навигационных наук, иноязычные, медицинские, артиллерийская, инженерная школы, морская академия. Была реформирована Славяно-греко-латинская академия. В 1725 г. была открыта Петербургская академия с университетом и гим-назией.

    Подлинным строителем отечественного образования стал М.В. Ломоносов. Благодаря ему наука была освоена и укоренена на русской земле и, что может быть самое важное, особенно для образования, наука заговорила на русском языке, благодаря че-му российское образование стало развиваться на основе отече-ственной культуры. М.В. Ломоносов настойчиво совершенствует деятельность Петербургской академии наук, университета, гим-назий, выступает инициатором и организатором открытия Мо-сковского университета. По его проектам были открыты первые русские гимназии. Им были разработаны основы содержания российского образования, написаны школьные учебники. Большую заботу о развитии воспитания и просвещения проявляла Екатерина II. Она привлекла к организации образования многих крупных гуманитариев европейской культуры, а также видных деятелей России. Среди них были И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович. Первый организовал ряд специальных учебно-воспитательных учреждений, а под руководством другого созда-вались народные училища (малые и большие). В Александровскую и Николаевскую эпохи идет увеличение числа всех видов школ. В этот период были созданы основы системы российско-го образования от народных школ и интернатных учреждений до университетов и Академии, сформированы его идеология и содержание. Вместе с тем образование во многом оказалось от-чужденным от традиционной российской, прежде всего право-славной культуры, что в дальнейшем привело к перекосам во всем строе русской жизни, особенно в нравственно-духовной области.

    Середина XIX -- XX вв. -- время коренных реформ всех сфер России, в том числе и образования. В этот период был осуществлен переход к национальному содержанию образова-ния, создана массовая народная школа, получила развитие си-стема массового женского образования, профессионального и высшего.

    Несмотря на разнообразие типов учебных заведений, веду-щей тенденцией становится тенденция к созданию единой и на-циональной школы. Это особенно ярко проявилось в проекте реформы министра П.Н. Игнатьева. Еще дальше в этом направ-лении пошло временное правительство. В постановлениях, ре-шениях, практических разработках предполагалось создать единую, с учетом разных условий и модификаций, систему образования. В эти годы сложилось достаточно мощное общественное движение, которое, несмотря на периоды затухания, начинает играть все возрастающую роль в судьбе российского образования.

    Советская власть провозгласила всеобщее право на образо-вание, что объективно требовало строительства единой, общеоб-разовательной, трудовой и политехнической школы. В совет-ский период отечественной истории у нас в стране была единая достаточно стройная и эффективная система образования, что позволило ей выдвинуться в разряд самых просвещенных госу-дарств. Вместе с тем за эти годы были утрачены многие духовные и нравственные ценности российского народа.

    Становление и развитие российского образования сопро-вождается формированием и эволюцией педагогического сознания.

    Российское народное педагогическое сознание выработало образ и систему воспитания человека от рождения до совершен-нолетия. Оно сформировало цели-образы (мужчина -- работник, защитник, муж, отец и т.д.; женщина -- жена, мать, хозяйка) целый мир содержания, форм и методов воспитания.

    Русское нормативное педагогическое сознание - это уникальное и практически неосмысленное в мировой и отечественной педагогике явление. Оно представлено многочисленными поучениями - от «Поучения» Владимира Мономаха и «Домостроя» до сочинений Максима Грека и завещаний своим детям В.Н. Татищева и И.Т. Посошкова; дидактическими сборниками, «сборниками народной мудрости» (наиболее известны Изборник 1076 г., «Пчела», «Златоструй», «Златоуст», «Измарагд», «Палея» и др.), религиозными текстами, куда относятся такие произведения как «Шестоднев» и «Великие Минеи Четии» Митрополита Макария, проповедями, начиная со «Слова о Законе и Благодати» Митрополита Илариона, многочисленными житиями святых; историческими текстами, включая «Повесть временных лет" и Хронографы, богатой древнерусской художественной литературой.

    С середины XVIII века, в первую очередь, под влиянием западноевропейской культуры в России начинает формироваться теоретическое педагогическое сознание. Его становление связано с именами М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.И. Радищева. С середины XIX века в период рассвета русского Просвещения этот тип педагогического сознания представлен в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.В. Гоголя, а затем А.Н. Добролюбова, Ф.М. Достоевского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и целой плеяды последователей.

    Российская педагогика этого периода -- одно из ярчайших явлений в истории мировой педагогической мысли. Деятели России не только освоили все формы теоретического педагоги-ческого сознания, но и создали труды, не уступающие по своему содержанию лучшим произведениям мировой педагогики. Ими разработаны и обоснованы принцип народности воспитания, приоритет воспитания в образовании, личностный подход в воспитании, ответственность учителя перед народом за свою деятельность и т.д.

    Теоретическое педагогическое сознание в России на рубеже XX в. представлено реформаторской педагогикой. В ее активе обоснование и развитие новых направлений психолого-педагогических наук: возрастной психологии, эксперименталь-ной педагогики и педологии, новых моделей школ, содержания и технологий обучения в них, научно-методическое обеспечение его учебно-воспитательного образовательного процесса др.

    Основные направления реформирования российского образования на современном этапе

    Реформы в России редко совершались эволюционно, чаще они становились революциями, от разрушительной силы которых общество впоследствии долго приходило в себя. Особенно опасны революционные реформы в сфере образования, ибо они претендуют на системный слом сложившихся за десятилетия, а порой и века традиций, убеждений, норм, методик, организационных структур, консервативного мышления правительства. Образование касается глубинных оснований бытия государства, нации, всего настоящего и будущего общества, поэтому в реформировании образования особенно необходимо чувствовать разницу и грань между цивилизационными изменениями и культурой, которая не может быть модернизирована по воле реформаторов. В настоящее врем традиционная учебно-методическая модель, которая веками применялась в школах всех типов и уровней, устарела. Если раньше изменения, происходящие на протяжении жизни одного поколения, были едва ощутимы, то теперь они достигли небывалых масштабов. Современный мир развития предусматривает значительную социальную и профессиональную мобильность, участие все большего числа людей в созидании более совершенного общества. Вместо авторитарного словесного обучения, опирающегося на прошлое и основанного на передаче и воспроизведении информации, нам нужно образование, ориентированное на будущее, развивающее инициативу и самостоятельность учащихся, образование, которое пробуждает у ученика интерес и желание учиться дальше, учит его творческому мышлению и решению проблемы, приучает использовать огромные возможности "параллельного образования" (например, средств массовой коммуникации). Именно поэтому в постперестроечный период появилась острая необходимость реформирования образования, причем и среднего, и высшего, и дошкольного. Начиная с середины 90-х годов XX века Министерство Образования РФ (ныне - Министерство Образования и Науки РФ) проводит интенсивную политику реформ. Бывший Министр Образования РФ Владимир Филиппов в самом начале преобразований выдвинул основной тезис, на котором базируется предлагаемая федеральным правительством реформа: "Преобразование общества через преобразование системы образования, а именно: с помощью реформ высшего и среднего образования". Главная идея реформ - Россия должна выйти на мировой рынок и стать поставщиком сравнительно дешевых, но качественных знаний.
    41. Военное образование в России в XVIII веке: Морская академия (1715г.) Артиллерийский и Инженерный дворянский корпуса
    Начало военному образованию в России положено на рубеже XVII—XVIII вв. Петром I. В 1697 г., отправляясь в свое первое путешествие по Европе, он взял с собой несколько бомбардиров Преображенского полка, которые стали преподавателями первой военной школы, учрежденной при бомбардирской роте в начале XVIII в., где обучали математике, фортификации и артиллерии.

    В 1701 г. в Москве образована Школа математических и навигацких наук, находившаяся до 1706 г. в ведении Оружейной палаты, а затем — Приказа морского флота и Адмиралтейской канцелярии. В школу принимали сыновей «дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов» в возрасте 12—17 лет (позже и 20-летних), причем имевшие более 5 крестьянских дворов содержались за свой счет, а остальные получали кормовые деньги. Выпускники-дворяне назначались во флот, инженерами и в артиллерию, а лица низших сословий (которые обучались только грамоте и счету) становились писарями, архитекторскими помощниками и служащими Адмиралтейства.

    С учреждением в Петербурге в 1715 г. Академии морской гвардии школа превратилась в подготовительное для нее заведение, потеряв самостоятельное значение.

    В 1712 г. в Москве действовала Инженерная школа, объединенная в 1723 г. с Петербургской инженерной школой, образованной в 1719 г.  В 1712 г. наряду с артиллерийской школой при бомбардирской роте учреждена еще одна — при артиллерийском полку, а в 1721 г. при Петербургском лабора­торном доме создана особая школа на 30 человек для уже состоящих на службе артиллеристов. Однако вскоре после смерти Петра I созданные им артиллерийские школы перестали существовать.

    В 1735 г. в Петербурге учреждена Чертежная артиллерийская школа на 30 человек из дворянских и офицерских детей, которая выпускала своих воспитанников унтер-офицерами в артиллерию. Вскоре к ней была присоединена открытая в 1730 г. Арифметическая артиллерийская школа для «пушкарских сыновей» (готовившая канцелярских и полковых писарей), и это учебное заведение стало именоваться Санкт-Петербургской артиллерийской школой. В начале 30-х гг. такая же школа появилась в Москве у Сухаревой башни. Все ученики Инженерной и Артиллерийской школ считались нижними чинами армии и при поступлении в школу приводились к присяге. Они получали от 12 до 36 рублей жалованья и первое время жили на частных квартирах. По окончании курса выпускники поступали унтер-офицерами в соответствующий род войск и по представлению своего начальства производились в офицеры. Малоуспешные ученики выпускались рядовыми.

    29 июля 1731 г. в Петербурге по инициативе графа П. И. Ягужинского учрежден Кадетский корпус по образцу существовавшего в Пруссии. Он был открыт 17 февраля 1732 г. В корпус принимали грамотных детей дворян в возрасте 13—18 лет. Учебный курс состоял из 4 классов, причем в трех старших учеба должна была продолжаться 5—6 лет. В 1732 г. штат корпуса включал 360 кадет, а в 1760 г. увеличен до 490. В 1743 г. корпус получил название Сухопутного (для отличия от Морского). При переводе в старший класс перед выпуском совет корпуса определял для каждого кадета род войск, куда ему предстояло быть выпущенным на службу сообразно с его способностями. Выпускникам присваивались унтер-офицерские чины или чин прапорщика, а особо отличившимся — сразу чин подпоручика и даже поручика.

    В 1758 г. генерал-фельдцейхмейстер, главноначальствующий над инженерным корпусом граф П. И. Шувалов объединил Инженерную и Артиллерийскую школы в одно учебное заведение под названием Артиллерийской и инженерной дворянской школы (обучавшиеся в Артиллерийской школе солдатские сыновья вместе с воспитанниками того же звания из Крепостной инженерной школы были переведены в образованную в 1759 г. Соединенную солдатскую школу, составившую особое отделение нового учебного заведения).

        При Екатерине II, в 1762 г., штат Сухопутного кадетского корпуса был увеличен до 600 человек, причем теперь принимались только малолетние дети не старше 5 лет, с тем, чтобы пробыть в корпусе не менее 15 лет. Право на поступление предоставлялось детям штаб-офицеров, причем преимущественным правом пользовались среди них дети неимущих, раненных и убитых на войне. Родители давали подписку в том, что не будут забирать детей даже во временные отпуска.

    В том же году Артиллерийская и инженерная дворянская школа была преобразована в Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус со штатом в 146 кадет; в 1784 г. штат увеличен до 393 человек. На протяжении нескольких десятилетий почти весь состав артиллерийских и инженерных офицеров комплектовался из воспитанников этого корпуса. К концу XVIII в. он, впрочем, постепенно утрачивал специализацию и все более сближался с Сухопутным кадетским корпусом.

    Таким образом, в XVIII в. подготовка офицеров сухопутных войск осуществлялась в двух учебных заведениях — общевойсковом и инженерно-артиллерийском. За это время Сухопутный кадетский корпус выпустил 3300 офицеров, а Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус — 1600 офицеров. 10 марта 1800 г. Сухопутный корпус переименовывается в 1-й Кадетский корпус, а Артиллерийский и инженерный — во 2-й Кадетский корпус. Греческий кадетский корпус, существовавший в 1775—1796 гг., выпустил 190 офицеров (в том числе 100 для флота).

    Кроме них в конце XVIII в. появилось еще два военно-учебных заведения, готовившие офицеров: Военно-сиротский дом и Шкловское благородное училище.

    Сиротский дом образован в 1795 г. из двух школ, созданных для сирот и сыновей инвалидов-военнослужащих Павлом I незадолго до его воцарения в Гатчине и на Каменном острове; в 1798 г. это заведение, переведенное к тому времени в Петербург, преобразовано в Императорский Военно-сиротский дом, первое отделение которого предназначалось для 200 сыновей неимущих дворян и офицеров, преимущественно сирот. Воспитанники назывались кадетами и обучались Закону Божьему, русскому и немецкому языкам, арифметике, геометрии, артиллерии, фортификации, тактике, истории, географии и рисованию; они выпускались в армию юнкерами и портупей-прапорщиками, а отличников производили в офицеры сразу при выпуске. Второе отделение предназначалось для 800 солдатских сыновей, обучавшихся ремеслам.

    Благородное училище в г. Шклове было сначала частным благотворительным заведением, которое на собственные средства учредил генерал-майор С. Г. Зорич (серб, поступивший на русскую службу еще при Елизавете). Открытое 24 ноября 1778 г. училище для бедных дворян было рассчитано на 250 человек и разделялось на два кавалерийских взвода и две пехотные роты. Выпускники получали места на военной и гражданской службе, а с 1785 г. многие из них производились в офицеры прямо по выпуску. После воцарения Павла I училище переведено в казенное ведомство, а в ноябре 1799 г. названо кадетским корпусом, который вскоре был переведен в г. Гродно. До 1801 г. это учебное заведение выпустило 470 офицеров.

    Санкт-Петербург. 1715 год. Академия морской гвардии.

    Петербург быстро строился и за короткое время превратился в крупный торговый порт и в первоклассную военно-морскую базу с большими судостроительными верфями и промышленными предприятиями. Сюда была перенесена столица России. Быстро растущему флоту требовались хорошо подготовленные и в большом количестве офицерские кадры, и удовлетворить этот спрос Навигацкая школа уже не могла. К тому же она находилась далеко от морского побережья и от новой столицы. Указом Петра от 1-го октября 1715 г. на базе старших классов Навигацкой школы в Петербурге образуется Морская академия или Академия морской гвардии, в которую переводятся из Москвы 305 учеников мореходных классов.

    Морская академия в отличие от Навигацкой школы была чисто военным учебным заведением. Во главе Академии назначался директор. В организационно-строевом плане воспитанники подразделялись на 6 бригад (отделений). Командирами бригад назначались гвардейские офицеры. Кроме того, имелся класс геодезистов в количестве 30 человек. С воспитанниками из Москвы в Петербург прибыли и их учителя. Среди них два англичанина и восемь русских преподавателей по навигации. Академию разместили в одном из домов А.В.Кикина, который располагался на месте теперешнего Зимнего дворца.

    В 1716 г. было учреждено воинское звание - гардемарин, что в переводе с французского означает "страж моря, морской гвардеец". Это звание было переходным от воспитанника (ученика) к чину мичмана, который являлся младшим офицерским чином в Российском флоте с 1732 г. по 1917 г. Позднее, после 1752 г., воспитанников старших классов стали называть гардемаринами. С тех пор флот России в отличие от армии начал комплектоваться исключительно из выпускников своего учебного заведения.

    Санкт-Петербург. 1752 год. Морской шляхетский кадетский корпус.

    15 декабря 1752 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны на базе Академии морской гвардии создается Морской шляхетский (дворянский) кадетский корпус, который располагался в Петербурге на Васильевском острове во дворце бывшего фельдмаршала Миниха, сосланного Елизаветой в Сибирь.
    

    42. Педагогическая деятельность Бецкого И.И.

    Педагогическая деятельность И. И. Бецкого. Во второй половине XVIII века жестокая эксплуатация помещиками крепостных крестьян была доведена до крайних пределов. Усилилась классовая борьба между крестьянами и помещиками, вспыхнула грозная крестьянская война. Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положения различных сословий. Она состояла в переписке с французскими просветителями, которых лицемерно приглашала участвовать в разработке и осуществлении проектов организации народного образования, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен Иван Иванович Бецкой (1704-1795), который много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, знакомился с учреждениями просветительного характера. В 1763 году в Москве по его инициативе открылся воспитательный дом с госпиталем для родильниц. Позже был создан Петербургский воспитательный дом и воспитательные дома в провинциальных городах. И. И. Бецкой представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в 1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных, учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей. Бецкой изменил постановку учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах и гимназиях, удлинил в них сроки пребывания воспитанников, открыл новые воспитательно-образовательные учреждения для разных сословий, кроме крепостных крестьян, а именно: училище при Академии художеств и Коммерческое училище для мальчиков, Смольный институт благородных девиц в Петербурге для дворянок с отделением для девочек из мещан. Бецкой, как все просветители XVIII века, очень высоко ставил роль воспитания в общественной жизни, говорил, что «корень всему злу и добру - воспитание». Он рассчитывал создать путем воспитания «новую породу людей» - образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, а также разночинцев - «третий чин людей», которые занимались бы промышленностью, торговлей, ремеслом. Он также надеялся, что эти новые люди передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, те в свою очередь - будущим поколениям, и так постепенно изменятся нравственность и поступки людей, а, следовательно, улучшится общество. Он предлагал провести общественные преобразования, но с обязательным сохранением в неприкосновенности крепостнического строя. Бецкой считал главными средствами нравственного воспитания внушение «страха божия», изоляцию детей от окружающей среды, положительные примеры. Он предлагал в закрытых воспитательных учреждениях поддерживать в детях склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть учтивыми, сострадательными к бедности и несчастью. Бецкой придавал большое значение физическому воспитанию, главными средствами которого считал чистый воздух, а также «увеселение невинными забавами и играми». Касаясь вопросов умственного воспитания, он указывал, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склонности, рекомендовал учить юношество «больше от смотрения и слышания, нежели от твержения уроков», предупреждал, что принуждение детей к учению может привести к притуплению детских способностей, категорически настаивал на запрещении физических наказаний. В «Генеральном плане Московского дома» говорилось по этому поводу: «Единажды навсегда ввести закон и строго утверждать - никогда и ни за что не бить детей». Сторонник женского образования, Бецкой признавал важную роль женщин в деле воспитания детей, особенно раннего возраста, говорил о необходимости создания в обществе уважения к женщине, как матери и воспитательнице. Он сыграл большую роль в открытии первого женского воспитательно-образовательного учреждения - Института благородных девиц (Смольный институт). Однако во взглядах Бецкого отчетливо выступает печать классовой, дворянской ограниченности: в его требовании «вкоренить» в сердца детей «страх божий», в иллюзорной вере, что посредством воспитания можно улучшить крепостнический строй, в стремлении изолировать детей от окружающей действительности и организовать сословную систему воспитания, в которой каждому сословию доступны только определенные школы, а крепостные люди лишены возможности учиться.

    43. Военно- педагогические идеи Суворова А.В.

    Опыт предшественников позволил собрать воедино все лучшее, что было накоплено в педагогической практике, выдающемуся полководцу Александру Васильевичу Суворову (1730-1800). Еще командуя Суздальским пехотным полком, Александр Васильевич сделал важный вывод о том, что успех в бою зависит не столько от численности войск, сколько от их морального духа. В любом деле он начинал с самого себя, с воспитания командира-воспитателя. От подчиненных он требовал широкой инициативы, направленной на достижение победы над врагом. Суворов допускал "возражения низшего высшему, но с тем, чтобы оно делалось пристойно, наедине, а не в многолюдстве...".

    Александр Васильевич рассматривал обучение и воспитание как единый процесс. Он считал, что войска надо готовить не к парадам, а к войне. В связи с этим цель воспитания воинов ему виделась в том, чтобы каждый военнослужащий был "бодр, смел, мужествен и на себя надежен". Его слова :"мне солдат дороже себя" были основополагающими в ратной службе. Сам он относился к подчиненным с истинной любовью, неустанно заботился об удовлетворении их всем необходимым, учил этому других офицеров. После проведения занятий по различным видам боевой подготовки он рекомендовал офицерам: "Не худо сказать солдатам какую-нибудь сильную речь, а затем - по домам".

    По А.В. Суворову процесс обучения войск - бесконечен.

    Среди литературного наследия генералиссимуса заметное место занимает его знаменитое "Наука побеждать", представляющая собой наставление по строевому и тактическому обучению войск.

    Этот документ состоит из двух частей:

    - 1 часть: "Ученье разводное, или пред разводом";

    - 2 часть: "Словесное поучение солдатам о знании, для них необходимом".

    А.В. Суворов первым и единственным в Европе сделал солдатский штык главным военно-воспитательным средством, доведя до совершенства, штыковую атаку российских воинов. Его крылатая фраза "Коли штыком крепко. Пуля обмишурится, штык не обмишурится: пуля - дура, штык - молодец" была не просто девизом, а концентрированным выражением программы морально-боевой подготовки защитников Отечества.

    А.В. Суворов писал в "Науке побеждать": "За немогузнайку офицеру арест, а штаб-офицеру от старшего штаб-офицера арест квартирный". Для него это не просто образчики нечленораздельной речи. Некомпетентные офицеры, ищущие отговорки, увиливающие от прямого и ясного ответа, - беда для армии, с которой необходимо бороться.

    Суворовская система военного обучения с ярко выраженными элементами воспитательного воздействия, которым присущи простота, ясность, целеустремленность и, одновременно, научная обоснованность - актуальны и сегодня.
    А. В. Суворов. Он впервые создал целостную военно-педагогическую систему, основными чертами которой были: осознание прямой зависимости результатов боевых действий от обученности и морального духа войск; решение задач воинского воспитания в процессе деятельностного обучения; обоснование необходимости психологической подготовки; разработка и практическое применение метода моделирования боевых действий и др. Суворов не отделял обучение от воспитания, не противопоставлял одно другому, основу его воспитательной системы составляли военно-профессиональное обучение, нравственное воспитание и психологическая подготовка. Задачами военно- профессионального воспитания являлось формирование у воинов бодрости, смелости, надежности, храбрости, твердости, решительности и дисциплины; нравственного воспитания — правдивости, благочестия, верноподданнических чувств; психологическая подготовка формировала готовность воина идти на штурм. В целом содержание военного обучения и воспитания выражалось в том, чтобы дать каждому солдату нравственную, физическую и военно-профессиональную подготовку. Правоту военно-педагогических идей великого полководца подтвердили его славные победы в боях. Однако, находясь в противоречии с официальной позицией властей, они не получили распространения во всей армии
    44. Военно- педагогические идеи Румянцева П.А

    Свой вклад в совершенствование воспитательного процесса офицеров внесла и Екатерина II. Она имела непосредственное отношение к разработке важного документа - "Инструкции пехотного (конного) полка полковнику". Согласно этой инструкции главной обязанностью полкового командира считалась "честь и право полка своего весьма удерживать". По "Инструкции" командиры были обязаны воспитывать у солдат храбрость и верность, помнить, что "никакие страхи и трудности храбрость и верность российских солдат никогда поколебать не могли".

    Командирам того времени предоставлялись широкие дисциплинарные права, но одновременно с этим запрещалось не только бить рекрута, но и "стращать" его. Подчеркивалось, что порядок в армии должен достигаться за счет уважения к солдату. Кстати, в ту пору в значении глагола "уважать" употреблялся глагол "любить"...

    Во второй половине XVIII века большой в клад в развитие воспитательного процесса в войсках внес генерал-фельдмаршал Петр Александрович Румянцев-Задунайский (1725-1796). Он был сторонником добрых человеческих отношений офицеров с нижними чинами. Воинскую дисциплину он считал "душою службы". В то же время он понимал, что успех воспитания личного состава зависит от офицеров: "В армии полки хорошими будут от полковников, а не от уставов как бы быть им должно" - утверждал он.

    Для П.А.Румянцева солдат всегда оставался главным инструментом войны и победы, не безликой единицей или массой людей, а человеком, наделенным определенными личностными качествами. Единение офицеров с солдатами и нижними чинами П.А.Румянцев считал важнейшим средством упрочения влияния командиров на подчиненных.

    П.А.Румянцев высоко ценил офицерские кадры, видел их ведущую роль в жизни армии, а потому предъявлял к ним обоснованные требования. Он был глубоко убежден, что офицеры не только должны присваивать себе весь успех во всяком благополучном деле, но и "равным образом отвечать они должны за все случившееся ко вреду, неслагая на одних солдат:". Для подчиненных офицеры "должны давать собою пример", быть образцом в выполнении различных упражнений, не жалеть себя для службы Отечеству.

    Для П.А. Румянцева высшим проявлением всех добродетелей военного человека - офицера, солдата была его честь.
    45. Военно- педагогические идеи Ушакова Ф.Ф.

    Ушаков Федор Федорович (1745–1817)
    дной из наиболее ярких фигур отечественной военной истории был Федор Федорович Ушаков – великий русский флотоводец, замечательный воспитатель подчиненных. Он требовал учить матросов так, чтобы каждый знал свою должность и место, доводил свои действия методом систематических тренировок до совершенства. При выходе в море в 1797 году он в специальном приказе призвал подчиненных к строгому соблюдению воинского долга, не терпел пьянства, вел решительную борьбу с рукоприкладством и в духе суворовских традиций требовал от офицеров заботить­ся о матросах, обеспечивая их положенным довольствием. 

    46. Военно- педагогические идеи Потемкина Г.А.

    Взгляды Петра Александровича по вопросам воинского воспитания во многом совпадали с идеями Григория Александровича Потемкина (1739 -1791 гг.), генерал фельдмаршала, известного, увы, обывателю больше как фаворита Екатерины Алексеевны, а не полководца и дипломата. Между тем Г.А. Потемкин был человеком огромных талантов, среди которых талант военного педагога занимал далеко не последнее место. Он требовал "обучать людей с терпением и ясно толковать способы к лучшему исполнению". Фельдмаршал был одним из первых, кто использовал в воспитательном процессе разнообразные стимулы. В частности, он был инициатором учреждения солдатской медали для поощрения за храбрость и мужество в бою. Груз ответственности за подчиненных давил на его плечи всегда. Он писал: "Долг военного человека побуждает пещись о сохранении людей. Я худо сплю от сей заботы". Как и его предшественники, А.Г. Потемкин требовал от офицеров заботы о подчиненных в повседневных делах, ненавидел показушничества в войсках.
    47. Военно- педагогические идеи Кутузова М.И.

    Война 1812 года оказала могучее воздействие на формирование воспитательного процесса. Не удивительно, что в центре его был главный герой той войны - Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1745-1813), один из продолжателей суворовской системы воспитания воинов. От А.В.Суворова он унаследовал твердые убеждения в том, что главная сила русской армии в ее солдате. Те офицеры, которые проявляют заботу о солдате, дорожат его доверием и любовью, могут требовать от подчиненных высшего напряжения на войне и побеждать неприятеля в боях.

    Кутузов считал моральный дух войск той силой, которая движет людьми, определяет исход битв и сражений. Он подчеркивал, что "не численность войск, но именно их храбрость, рвение и дух, их оживляющие, по большей части решают успех". Среди основных средств, способствующих подъему морального духа армии, полководец выделял: патриотические чувства; воинские традиции; разъяснение боевой задачи. Однако одного морального духа для победы над сильным и коварным противником - армией Наполеона - было недостаточно. М.И.Кутузов разрабатывает и применяет систему обучения войск, в основу которой опять же берет личностные качества воинов: смелость, находчивость, храбрость, отвагу. Большое внимание уделяется индивидуальной подготовке каждого солдата, исключая при этом все те излишества, которые не имеют отношения к победе в бою. Он рекомендует офицерам главное внимание обратить на стрельбу в цель, на состояние оружия, приложить старание при обучении российского солдата.


    48. Ломоносов М.В. – выдающийся деятель и просветитель

    Как ученый-материалист, Ломоносов в плане методологических подходов к организации педагогического процесса был сторонником принципа природосообразности в обучении и воспитании. По его мнению, воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка, что подтверждает высказывание: «Чаще природное дарование без науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели способствовали». Природные особенности детей считал основой и источником их развития, рекомендовал педагогам строить обучение с учетом склонностей детей.

    Разносторонний ученый одним из первых в России разрабатывал педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии.

    Цели воспитания он связывал с формированием человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине.

    Развитию просвещения и образованности в Росси XVIII столетия способствовала целая плеяда высокообразованных, преданных своей Родине ученых и педагогов. Они внесли неоценимый вклад в развитие русской школы и мировой педагогической мысли.

    Наиболее известным среди этих деятелей просвещения является М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.), о биографии и способностях которого до сих пор слагаются чуть ли не легенды (сын простого поморского крестьянина из Архангельской губернии стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии).

    Проявляя заботу о распространении просвещения в России, М.В. Ломоносов настаивал на создании в столице университета европейского типа, доступного всем слоям населения. Его хлопоты увенчались успехом, и в 1775 году по собственному проекту академика был организован Московский университет, носящий и ныне имя М.В. Ломоносова.

    Способствовал развитию образования в России М.В. Ломоносов и как разносторонний ученый,человек энциклопедических знаний. Он предсентавлен в истории как основоположник физической химии, талантливый математик, движимый высоким чувствомпатриотизма историк; поэт, заложивший основы современного русского языка; достаточно известный художник. Им создано много научных работ. Наиболее известными с педагогической точки зрения являются: «Краткое руководство к риторике», «Российская грамматика», «Древняя российская история», «О сохранении и размножении российского народа», «Проект регламента московских гимназий».

    М.В. Ломоносов был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения, уделял внимание педагогическим вопросам, организации обучения и воспитания, справедливо полагая, что создать благие условия для жизни сограждан, улучшить положение народа можно посредством распространения культуры и просвещения. Ученый постоянно подавал прошения Сенату о разрешении бессословной системы образования вплоть до университета.

    М.В. Ломоносов видел органическую связь воспитания и обучения,ратовал за взаимосвязь умственного и нравственного воспитания физического развития.

    Считал главнейшими составными элементами познания:чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем...» «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды».

    Как человек, стоящий у истоков организации школ, университета, академии, М.В. Ломоносов был сторонником классно-урочной системыкак наиболее продуктивной для развития ума и памяти, эффективной для получения результатов учебно-познавательной деятельности формы организации обучения. Выступал как дидакт, развивая и совершенствуя принципы, формы и методы обучения:

    · Значительное место в процессе обучения отводил практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний.

    · Разрабатывал дидактические принципы: наглядности, доступности обучения, развития активности и самостоятельности ученика в учении.
    · Написал ряд учебников— первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др.

    Большое внимание в своей педагогической деятельности и в работах педагогического характера отводил М.В. Ломоносов воспитанию: «...Молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются».

    Исходя в воспитании из принципов гуманизма и народности, высоко оценивая общечеловеческую нравственность, ученый особо выде­лял следующие моральные качества человека, которые необходимо воспитывать в детях с младых ногтей: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Будучи сам очень трудолюбивым и трудоспособным, он выступал против таких моральных пороков, как леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, бахвальство и др.

    М.В. Ломоносов развивал также идеи о пользе поощрений и наказаний, считая эти методы воспитания достаточно действенными для формирования нравственных качеств ребенка. Примечательно, что не возражал против телесных наказаний (в случае необходимости). Основным методом и одновременно условием воспитания педагог и ученый называл порядок и дисциплину.

    Разработал требования к личности и деятельности учителя, заложил основы педагогической этики.



    написать администратору сайта