история педагогики. Школы Древнего Египта жреческие, дворцовые, военные и школы писцовчиновников
Скачать 1.56 Mb.
|
Коменский Я.А. – великий чешский теоретик и практик образованияДемократические и гуманистические идеи педагогики эпохи Возрождения наиболее ярко и полно выразил Я.А.Коменский (1592–1670гг.). Он призывал «учить всех – всему» (идея всеобщего начального обучения), начинать обучение на родном, а не на латинском языке, обосновал принцип сообразности образования и воспитания природе. Теоретически обосновал, учтя опыт братской школы, классно-урочную систему обучения. Вводит возрастную периодизацию. Каждый период составляет 6 лет жизни и каждому периоду соответствует своя школа: материнская, школа родного языка, латинская, академия. Обосновал дидактические принципы, определил «золотое правило дидактики». Огромное значение придавал соблюдению дисциплины, порядка во всем. «Школа без дисциплины – что мельница без воды». В процессе воспитания Я.А.Коменский решающую роль отводил примеру самого учителя. Развивая свои ранние идеи о воспитании, Я.А.Коменский в «Пампедии» высказал мысль о том, что вся жизнь человека должна быть школой. Если в «Великой дидактике» он говорит о четырех школах, то в «Пампедии» речь идет о школах зрелости и старости, в которых главным наставником и учебником является сама жизнь. В этих высказываниях великого педагога в зародыше содержится идея современной концепции непрерывного образования
Педагогическая система Я.А.Коменского (1592–1670гг.) Система школ, возрастная периодизация
20. Идеи Яна Амоса Коменского, нашедшие воплощение в школьной практике Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 17 - 18 веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течение 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами. Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы. Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран. Педагогическое творчество Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ. Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом 17 века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Интерес к Коменскому всегда рождался в силу общественной потребности. Коменский различает следующие этапы познавательной деятельности в процессе обучения: Первый этап – упражнения преимущественно внешних чувств с тем, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их. Второй этап – упражнения больше внутренних чувств, силы воображения и памяти с их исполнительными органами – рукой и языком – путем изучения определенных предметов. Третий этап – это развитие понимания и суждения обо всем материале, сообразно ощущениям, тоже при помощи определенных предметов. Четвертый этап – развитие преимущественно того, что относится к области воли, т.е. способности, которая научит сохранять гармонию. Мысли Коменского о расчленении учебного процесса и выделении в нем отдельных стадий, хотя и противоречат нашим современным представлениям, для того времени должны быть признаны интересными. Четырем этапам в развитии познавательной деятельности соответствует четыре типа школ. Выступая против средневековой школы, где изучались лишь "схоластические пустяки", Коменский говорит о том, что необходимо учить людей тем вещам, которые больше связаны с жизнью, с народным бытом. В своей теории он один из первых в истории педагогики ставит вопрос о связи школы с жизнью. Сближение образования с жизнью, с трудом отвечало стремлениям народа. Коменский сделал шаг по пути трудового обучения и воспитания. он предложил систему организации процесса обучения детей – классно–урочную систему, сохранившуюся до сегодняшнего дня. Признаки классно–урочной системы: 1. Дети обучаются одного возраста и приблизительно одного уровня знаний. 2. Преподавание осуществляется под руководством учителя. 3. Дети обучаются в классах с постоянным составом учеников. 4. учебный год со строго определенным началом и концом. 5. Определяется продолжительность учебного дня (4 урока в школе родного языка и 6 уроков в латинской школе). 6. Все классы работают по своему учебному плану. 21. Педагогические идеи Дж.Локка Джон Локк (1632–1704гг.) – английский просветитель и философ, идеолог нарождавшейся буржуазии, решительно выступил против теории «врожденных» идей и принципов. Он выдвинул и обосновал идею «чистой доски», согласно которой все знания человека возникают из опыта, из мира чувств. Локк – сторонник образования, дающего практически полезные знания, сочетающего умственное образование с обучением ремеслам, с ручным трудом, т.е. он отдавал приоритет реальному образованию, более отвечающему потребностям времени. В области воспитания главное внимание Локк уделял выработке характера и воли у детей, вопросам нравственного формирования личности. По собственному признанию, его педагогическая система ориентировалась на состоятельных людей из дворян и буржуазии, имела своей целью воспитание и образование «джентльмена», «делового человека». Этой цели, по его мнению, в большей мере соответствует семейное воспитание, а не школьное, которое содержит в себе все пороки современного общества Педагогические взгляды Д.Локка (1632–1704гг.)
Антидемократический проект Локка о «рабочих школах» «Дети рабочего люда» всегда ложатся бременем на общество. Детей рабочих с 3 до 14 лет направлять в рабочие школы, где они будут питаться только «хлебом досыта» и отрабатывать эту пищу своим трудом 22. Свободное и естественное воспитание Руссо: цели, этапы и содержание Ж.-Ж. Руссо (1712–1778гг.) – французский просветитель, философ, писатель, теоретически обосновал новую, гуманистическую систему воспитания, носившую антикрепостнический, антифеодальный характер. Ж.Ж. Руссо заложил идейные основы того направления в педагогике, которое получило название «свободного воспитания». Оно развивалось и обогащалось во многих западно - европейских странах в ХIХ–ХХ вв. Педагогическая теория Жан-Жака Руссо (1712–1778гг.)
Видными представителями этого направления в России были Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель. 23. Педагогическая теория, идеи развивающегося элементарного обучения и нравственного воспитания Песталоцци И.Г. Песталоцци (1746–1827гг.) – педагог конца ХVIII – начала ХIХ в., оказавший огромное влияние на все последующее развитие мировой педагогической мысли, родоначальник направления в педагогике, известного под названием песталоццианства. Свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно-образовательных учреждений. Его теория элементарного обучения понималась как система, ориентированная на всестороннее развитие, формирование «ума, сердца и руки». Педагогическая теория И.Г. Песталоцци (1746–1827гг.) Цель воспитания – развитие внутренних сил человеческой природы до степени истинной человеческой мудрости. Задачи воспитания: 1. Содействовать развитию умственных сил человека, способности к логическому мышлению. 2. Развивать природные физические силы человека. 3. Вооружать культурой ручного труда, разнообразными навыками для будущей профессиональной деятельности. Песталоцци стремился гуманизировать воспитание и содействовать развитию ребенка «Час рождения ребенка есть первый час его обучения» Дидактика 1. Резкая критика практики обучения за механическое заучивание. 2. Стремление организовать обучение с учетом законов развития человеческого разума. 3. Разработка идеи развивающего и воспитывающего обучения. 4. Теория элементарного (первоначального) образования. Принципы обученияНаглядность. «Я прочно установил высший основной принцип обучения, признав наглядность абсолютной основой всякого познания». Последовательность. «От простейших наблюдений следует переходить к более сложным». Посильность. «Распределять составные части обучения сообразно со степенью возрастания детских сил». Воспитывающее обучение. «Обучение должно быть подчинено воспитанию». Самодеятельность. «Учитель должен вырабатывать в ученике деятеля, а не превращать его в пассивное существо, не вливать в него, как в сосуд, готовые знания». «Школы, где главную роль играют учитель и книга – никуда не годятся. Прочь утомительные чтения, дремлющие классы, заученные ответы!» 24. Концепция, принципы и правила развивающего и воспитывающего обучения Дистерверга. Требования к учителю Виднейшим представителем песталоццианства в Германии был А. Дистервег (1790–1866гг.). Он много сделал для дальнейшей разработки теории развивающего обучения. Ведущей идеей его педагогической системы была идея общечеловеческого воспитания. В свете этой идеи Дистервег выдвинул и обосновал три принципа разумно организованного воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Дистервегом была предпринята попытка дифференциации дидактических принципов и правил по отношению к ученику, учителю, учебному материалу, внешним условиям. Им были разработаны основные требования к профессиональным и личностным качествам учителя. Его дидактическая концепция и требования к учителю получили отражение в книге «Руководство к образованию немецких учителей» (1835г.) Педагогическое учение А.Дистервега (1790–1866гг.) Цель воспитания – развить в подрастающем поколении «самодеятельность в служении истине, красоте и добру». Задачи воспитания: 1. Развитие умственных сил человека. 2. Пробуждение и развитие духовных потребностей человека. 3. Образование характера.
25. Педагогическая концепция Гербарта: сущность образования, руководство детьми, нравственное воспитание И.Ф.Гербарт (1776–1841гг.) своим учением о сущности и составных компонентах педагогического процесса (управление, воспитывающее обучение, нравственное воспитание) ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение», в организации процесса обучения выделял несколько его ступеней – «ясность», «ассоциация», «система», «метод». Эти ступени, по его представлению, должны строго следовать друг за другом. С именем И.Ф.Гербарта связана первая попытка создания научной системы знаний о воспитании и образовании, представления о педагогике как самостоятельной науке. («Общая педагогика, выведенная из цели воспитания») Педагогическая теория И.Гербарта |
«Педагогика – наука об искусстве воспитания. В основе ее лежат ЭТИКА и ПСИХОЛОГИЯ: этика показывает цели воспитания, а психология – средства». Цель воспитания – подготовка добродетельного и добропорядочного человека, умеющего укреплять и отстаивать существующий строй. Задачи воспитания: 1. Развитие многосторонних интересов у школьников в процессе обучения. 2. Подавление злой воли ребенка. 3. Формирование цельного нравственного характера. |
В педагогике И.Гербарта совершенно отсутствуют мысли о трудовом воспитании. Гербарт стремится воспитать мыслителя, а не деятеля. |
Процесс воспитания у Гербарта делится на управление, обучение и нравственное воспитание
Управление | Обучение | Нравственное воспитание | |||
Схема ступеней обучения | |||||
Ступени обучения | Психологическое состояние | Методы | |||
Задача управления: «Подавление дикой резвости ребенка». 1. Угроза. 2. Надзор. 3. Приказания и запрещения. 4. Наказания (в том числе телесные). 5. Авторитет и любовь. | 1. Ясность Углубление в знания в состоянии покоя. | Внимание | Рассказ учителя, показ нового материала. | Цель нравственного воспитания – создание цельного характера. Средство – обучение. Этапы воспитания: 1. Удерживающее воспитание. Ребенок пассивен. Воля воспитателя – критерий поведения ребенка. 2. Воспитание по методу естественных последствий. 3. Воспитание, связывающее ученика отдельными правилами. 4. Воспитание ради моральных норм. | |
2. Ассоциация Ученик связывает воспринятые знания с имеющимися представлениями. | Ожидание | Беседа | |||
3. Система Ученик приводит полученные знания в систему, делает выводы. | Мыслительный поиск | Выводы, обобщения, определения, формулы | |||
4. Метод Ученик применяет полученные знания. | Действие | Применение на практике. |
26. Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы: «Изборник Святослава», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Домострой» и др.
Педагогическая мысль Византии, пришедшая на Русь в X-XIII вв. и возродившаяся в XIV-XVI вв., представлена в переводной российской литературе целым рядом блистательных имен: Иоанн Златоуст, Василий Кесарийский, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама. Благодаря их сочинениям на Руси познакомились отчасти с миром педагогических идей Востока и античности и в полном объеме с восточной разновидностью христианства, с православным учением о человеке и его воспитании.
До XVIII в. в России собственно педагогических сочинений фактически нет. Педагогические идеи обнаруживаются в сборниках типа «Златоуст», «Изборник», «Менандр», «Пчела», «Домострой», «Азбуковник» и др., а также в трудах таких мыслителей и учителей, как митрополит Иларион, Феодосии Печерский, Нестор, Кирилл Туровский, Владимир Мономах, Епифаний Премудрый, Нил Сорский, архиепископ Геннадий, Стефан Пермский, Максим Грек, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, Карион Истомин, протопоп Аввакум и др.
Каков же круг основных педагогических идей Древней Руси? В «Слове о законе и благодати» (1049-1051) митрополита Илариона намечены исходные идеи православного взгляда на воспитание человека. Посредством символического описания детства, отрочества, юности и зрелости князя Владимира Святославича он показал важность в деле формирования человека опоры на отеческие традиции, несмотря на их явно языческие корни. Иларион подчеркивал важную роль в воспитании унаследованных от предков, родителей личностных качеств. Первый этап образования, по Илариону, должен был осуществляться на основе традиционного, «ветхого» порядка: в раннем детстве закаливание и укрепление физических сил, в отрочестве — воинское воспитание, затем — формирование волевых качеств и общее умственное развитие.
Однако все это должно было являться лишь подготовительным этапом к собственно христианскому просвещению, связанному с личным подвижничеством, деятельностью по усвоению евангельских истин.
«Слово о законе и благодати» Илариона было почитаемо всеми просвещенными людьми Руси и оказало сильнейшее влияние на таких мыслителей, как Кирилл Туровский (XII в.), Епифаний Премудрый (XIV в.), Нил Сорский (XV-XVI вв.) и др.
Известный памятник древнерусской литературы «Поучение детям» князя Владимира Мономаха (1117) являет собой пример традиционного средневекового жанра наставления отца сыну. В этом ряду находятся «Наставления» Людвига Святого, французского короля, «Отцовские поучения» из библиотеки англо-саксонского короля Гарольда, женатого на одной из дочерей Владимира Мономаха, восточный педагогический трактат Кей-Кавуса «Кабус-Наме», «Трактат о домоводстве» Ибн Сины и особенно произведение византийского полководца Кекавмена «Советы и рассказы», написанные в форме наставления сыну.
Значительным памятником древнерусской культуры, быта, образования XV-XVII вв. является "Домострой", многие главы которого посвящены проблемам организации воспитания и обучения детей. В "Домострое" выразилось требование воспитания детей в страхе Божьем, соблюдения церковных обрядов, суровой дисциплины, сочетающейся с внимательным и заботливым отношением к детям. Среди необходимых воспитательных воздействий рекомендовалось "страхом спасать" детей от неразумных поступков, использовать телесные наказания или наказывать "тяжкою работою". Высказывались мысли о необходимости воспитания у подрастающего поколения трудолюбия, мужества, хозяйственности, бережливости, религиозности, "вежества" (образованности). В XVII в. Епифаний Славинецкий публикует трактат о детском воспитании "Гражданство обычаев детских", который по сути является переводом труда Эразма Роттердамского. В нем отражены сложившиеся европейские традиции этикетного поведения. В русском переводе текст был разделен на вопросы и ответы, касающиеся самых разных сторон поведения подростка: как вести себя с родителями, учителями, старшими по возрасту, каких правил придерживаться за столом, на улице, как поддерживать гигиену тела и следить за внешним обликом и т. п. Русская интерпретация текста Эразма Роттердамского превратила "Гражданство" из книги для детского чтения в назидательный свод правил и положила начало новому литературно-педагогическому жанру.
Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось чаще «мастерами грамоты» и было их основным ремеслом
Обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс. Об этом свидетельствует содержание обучения в школах, где главным считалось усвоение книжной мудрости, отраженной в «изборниках» (хрестоматиях) того времени.
Одной из подобных книг, дошедших до нашего времени, является «Изборник Святослава» (1073г.). «Изборник» должен был в достаточно краткой и легкой форме помочь ученикам овладеть элементами знаний, которые приблизили бы их к византийской образованности. В нем содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, математический трактат Аристотеля и педагогическое сочинение самого Святослава по методике чтения, а также «Поучение князя Владимира Мономаха детям».
В «Поучении Владимира Мономаха детям» даются развернутые наставления детям о том, как жить по заповедям Христовым: иметь страх Божий и постоянно трудиться. Он имеет в виду не столько физический, сколько умственный труд, образование. Особое внимание уделялось воспитанию милосердия, сострадания, уважения к старшим, самообладания, находчивости, хладнокровия и умения хорошо управлять своим делом.
«Домострой» ХVI в. отражает те идеалы, которые сложились в Древней Руси после принятия христианства. В «Домострое» три основные части. В первой содержатся назидания относительно религиозной жизни. Вторая часть посвящена семейным отношениям. Ставится задача обучения детей тому, что нужно в домашнем обиходе, а также грамоте, книжным наукам. Третья часть содержит хозяйственные рекомендации
27. Школа и педагогическая мысль в Московской Руси и Русском государстве
(до XVII в.)
Истоки русской национальной школы берут свое начало в Киевской Руси, где на рубеже VIII–IХ вв. возникло одно из крупнейших в Европе раннефеодальное государство. Народная педагогика древних славян отражается в устном народном творчестве.
В IХ веке появляется письменность. Кирилл и Мефодий усовершенствовали греческую азбуку: создали алфавит с учетом звуков русского языка.
После крещения киевлян (988г.) князем Владимиром была предпринята попытка организации христианской школы. Это одно из первых официальных свидетельств о начале систематического обучения на Руси. Образование на первых порах насаждалось сверху, т.к. школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Постепенно школы «учения книжного» открывались не только в Киеве, но и в Новгороде, Суздале, Владимире и в других городах. Школы «учения книжного» представляли собой повышенную по сравнению с простым обучением грамоте ступень образования
Воспитание и обучение в Киевской Руси | |
Письменность у славян появилась до принятия христианства. Принятие христианства в 988 году способствовало распространению в Киевской Руси азбуки, усовершенствованной Кириллом и Мефодием. Относительно высокая грамотность населения Киевской Руси объясняется тем, что языком письменности был славянский язык. | Первые школы в Киевском государстве появились сразу после принятия христианства. В 1028 году открываются школы в Новгороде, несколько позже в Смоленске и Галиче. В конце ХI века в Киеве было открыто первое в Европе женское училище. В школах обучали чтению, письму, церковному пению. |
Воспитание и обучение на Руси в ХVI–ХVII веках | |
Завершилось объединение русских земель под властью Москвы. Возникает многонациональное государство при ведущей роли русского народа. После падения Константинополя правители Москвы провозгласили Москву защитницей и покровительницей провославия во всех странах и наследницей визатийской культуры. Оживляется культура и просвещение в Русском государстве. | ХVII век был в истории России очень значительным периодом, подготовившим просветительные реформы начала XVIII века. Открываются начальные школы при церквях и монастырях; греко-латинские школы повышенного типа, в которых изучали латинский и греческий языки, риторику и философию. |
В 1687 году в Москве была открыта Славяно-греко-латинская Академия, имеющая целью подготовку образованных людей для нужд управления государством и для церкви. |