история педагогики. Школы Древнего Египта жреческие, дворцовые, военные и школы писцовчиновников
Скачать 1.56 Mb.
|
Церковные школы в Западной Европе. Большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. Она держала все образование в своих руках. В средневековых монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы. Раньше всего оформились монастырские школы. В некоторых монастырях были внутренние и внешние школы: в первых учились мальчики, которых родители отдавали в монашество, и жили они в монастырях; во внешних школах – дети жителей данного церковного прихода (мирян). В центрах церковного управления постепенно из епископских общежитий, куда отдавали детей для обучения, развились соборные, или кафедральные школы (школы при кафедре епископа). Эти школы в ряде мест делились на внутренние школы, при которых жили учащиеся, и внешние школы для детей мирян (во внешних монастырских и кафедральных школах, как правило, учились дети дворян, реже – именитых горожан). Монастырские и соборные школы, как правило, имели особые помещения, предназначенные для учения; определенные сроки обучения не устанавливались. Учителя были духовные лица, получившие навыки обучающей работы. При церквях в приходах открывались приходские школы, которые организовывались в каком-либо церковном помещении или на квартире того служителя культа, который брал на себя обучение детей. Обучали учеников чтению молитв на латинском языке и церковному пению, реже учили письму, зачастую смысла читаемого ученики не понимали. В приходской школе учение продолжалось несколько лет; наряду с детьми учились и юноши, даже взрослые люди, решившие постичь «книжную мудрость». В начальной стадии обучения учитель читал материал на непонятном учащимся латинском языке, а они повторяли его вслух; там, где ученики владели письмом, они записывали урок на навощенной дощечке, а затем, выучив наизусть, стирали. Каждый учащийся вызывался к доске и должен был повторять заученное без запинки. Курс обучения в монастырских и соборных школах постепенно стал расширяться, в него включались грамматика, риторика и диалектика (задатки религиозной философии), а в некоторых обучали еще и арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Таким образом, в части монастырских и соборных школ давалось повышенное образование. Его содержание составляла «сеть свободных искусств», преподавалось богословие, которое считалось венцом наук. Дети феодалов не учились. Основная масса народа образования в школах не получала, дети воспитывались родителями в повседневном труде. В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества. 13. Развитие в средневековой Европе мануфактуры, ремесла и торговли, рост городов обусловили возникновение в XIII-XIV веках нового типа учебных заведений – цеховых и гильдейских школ. В XIII-XV вв. самим населением, а также городскими властями стали создаваться школы цеховые (для детей ремесленников), гильдейские (для детей купцов), объединившиеся впоследствии в городские. Обучение в первых двух шло на родном языке, в городских - еще и на латинском. Кроме чтения, письма, счета, давались знания профессионального характера. Появились подобные учебные заведения и для девочек. В XII – XV вв. система школьного образования средневековой Европы несколько видоизменяется. Связано это было, прежде всего, с созданием светских учебных заведений: городских школ и университетов. Рост городов, урбанизация, укрепление социальных позиций горожан позволяли открывать учебные заведения, которые отвечали насущным жизненным потребностям населения. Первые городские школы возникают практически во всех европейских городах: в Лондоне, Париже, Милане, Флоренции, Любеке, Гамбурге и т. д. и появляются несколькими способами. Многие городские школы были организованы по инициативе городских магистратов и преобразованы из прежних приходских школ. Эти школы обслуживали детей высших сословий. Преподавали в них светские учителя. Выпускники этих школ приобретали навыки чтения, письма, счета, немного грамматики. Этих знаний было достаточно, чтобы получить звание клирика, что позволяло в будущем быть учителем или священнослужителем. Также городские школы рождались из системы ученичества, цеховых и гильдейских школ, школ счета для детей торговцев и ремесленников. Цеховые школы возникали для детей ремесленников и на средства цехов и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение в этих школах велось на родном и латинском языках. Гильдейские школы реализовывали аналогичную учебную образовательную программу и создавались для детей состоятельных купцов. Позже эти школы превратились в начальные городские школы и содержались за счет средств городских магистратов. Постепенно возникают учебные заведения и для девочек, но повсеместного распространения они не получают, а основным источником женского образования остаются монастыри. Первые городские школы находились под жестким контролем церкви. В них католическая церковь справедливо видела опасных конкурентов. Служители церкви урезали и видоизменяли школьные программы, назначали и контролировали учителей. Постепенно городские школы освобождались от подобной опеки и отвоевывали право самостоятельно назначать преподавателей городских школ. Как правило, городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого называли ректором. Ректор самостоятельно подбирал себе помощников. Учителями поначалу становились священники, а позже – бывшие студенты университетов. Зарплату им выплачивали нерегулярно и часто натурой. По истечении контракта педагогов могли уволить, и они должны были подыскивать себе другое место. В результате, со временем, в средневековых городах, возникла определенная социальная группа – бродячие учителя. Таким образом, городские школы отличались от церковных школ своей практичной и естественнонаучной направленностью и были более прогрессивны. В XIV – XV вв. появляются светские учебные заведения - коллегии, которые выступали в качестве связующего звена между начальным и высшим образованием. До середины XV в. коллегии были приютами для детей малоимущих слоев. В дальнейшем они становятся местом учебных занятий, существуя при университетах. Школяры жили на подаяние. Размещались в непристойных местах города с высоким уровнем преступности. Позже коллегии превратились в землячества университетов и колледжи – учебные заведения общего образования. 14. Педагогические идеи в сочинениях М. Монтеня, Э. Роттердамского Мишель де Монтень (1533-1592гг) – французский философ. Сочинение: «Опыты» - Вера в неисчерпаемые возможности человека; - Необходимость образования с раннего возраста; - Ребенок – самостоятельное, индивидуальное природное существо. Цель обучения – помочь детям научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Девиз: «Ценны те знания, которые получены опытным путем». Школа должна воспитывать не ум, не тело, а всего человека, т.е. всестороннее развитие детей и воспитание потребности к самопознанию и самосовершенствованию. Содержание воспитания
Средства воспитания и развития
Требования к учителю: ласковая строгость, исподволь тренируй знания преподноси строгая нежность к ученику в меру, чтобы больше говорил ученик Девиз: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал – то твое» Женское образование может повредить естественным прелестям женщины. Эразм Роттердамский (1469-1536гг) – голландский философ-гуманист, писатель, педагог. Сочинения: «Похвальное слово глупости»; «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам» (1529г); «О методе обучения» (1511); «О приличии детских нравов». Выступал против средневекового догматизма и схоластики, показал их отупляющее влияние на человека. Выдвинул принцип активности воспитанника – «врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд». «Воспитание начинается с колыбели в привлекательном виде для приобщения ребенка к добродетелям и знанию». Требования к учителю: нельзя доверять детей грубым учителям; нельзя наказывать детей физически; нельзя слишком обременять учащихся – у них пропадает желание учиться. Ребенок готов к обучению с семилетнего возраста независимо от пола. Программа женского и мужского образования должна быть одинаковой. Однако женское образование должно быть по преимуществу – классическое языковое и в очень малом объеме естественно-научное. 15. Зарождение школ нового типа в Европе. Виттерино да Фельтре – «школа радости» (Италия) XIV – XVI вв – прогресс науки и культуры, рост интереса к знаниям, возрождение интереса к античному наследию, становление гуманистической идеологии. Две педагогические концепции: 1) – церковно-христианская (человек рожден во грехе, цель воспитания – подготовка к искуплению этого греха во имя загробной жизни). Идеал – аскетизм, покорность, фатализм; 2) – гуманистическая («Самая великая вещь в мире – умение быть человеком» /М.Монтень/). Цель воспитания – всестороннее развитие и совершенствование. Витторино да Фельтре (1378-1446гг) – школьный учитель нового типа – гуманист, выдающийся математик. Реализовал на практике педагогические идеи гуманизма, создав школу в поместье герцога Мантуанского. В этой школе обучались как дети знатных родителей, так и неимущие ученики, как мальчики, так и девочки. Школа давала гуманитарное образование. Обстановка школы – доброе отношение учителей к воспитанникам, уважение к ним, поощрение самостоятельности; гармоническое развитие воспитанника – его тела, ума, характера. Школа в Мантуе (Италия), по определению ее автора «Дом радости» - школа на природе, изобилие света и воздуха; отсутствие физических наказаний; игры и прогулки на лоне природы. Витторино жил со своими воспитанниками как отец со своими детьми, не имея других интересов кроме детей. Цель: заложить у воспитанников фундамент общей культуры. Школьная программа: «семь свободных искусств», классические языки и литература, музыка, пение, танцы и физическое развитие. Венец гуманистического образования – Неоплатоновская Академия во Флоренции (Италия)
16. Рыцарская система воспитания как самостоятельная светская система в эпоху средневековья. Особняком стояло рыцарское воспитание детей светских феодалов. Его содержанием было семь рыцарских добродетелей: езда верхом, плавание, владение копьем и мечом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать стихи и петь в честь дамы сердца. Презиралась книжная образованность. Организация воспитания была следующей. До 7 лет мальчик жил в своей семье; с 7 до 14 - при дворе сюзерена, выполняя обязанности пажа при супруге сюзерена и его придворных. С 14 до 21 года был оруженосцем у своего господина, сопровождая его в походах, на охоте, участвуя в рыцарских турнирах и пирушках. Таким образом осваивались основные рыцарские добродетели: вежливость, знание этикета, благородные манеры и речь, умение слагать стихи, воинская доблесть, религия. В 21 год юноша, пройдя предварительные испытания в турнирах, поединках, пирах, посвящался в рыцари. Так воспитывался старший сын, а младшие сыновья, оставаясь дома, упражнялись в рыцарских умениях, воспитывались в религиозном духе, затем некоторые из них направлялись к епископу и готовились к занятию высших церковных должностей. Этот опыт эстетического и физического воспитания был впоследствии частично учтен педагогами-гуманистами в XIV-XVII вв. 17. Возникновение в Средневековой Европе первых университетов, их независимость от церкви, феодалов, и городской магистрации. Важной вехой в развитии педагогической науки и образования явилось создание первых средневековых университетов. Они были созданы по инициативе ученых и всех, заинтересованных в развитии науки городских слоев, в недрах церковных школ конца XI – начала XII вв. Самым престижным считался Парижский университет (1200), который вырос из богословской школы-приюта, где жили шестнадцать студентов (по четыре француза, немца, англичанина и итальянца). Приют основал духовник короля Роберт Сорбон. С тех пор Парижский университет и называется Сорбонной. Курс обучения в нем длился десять лет. По окончании студент должен был с шести утра до шести вечера без перерыва вести диспут с двадцатью профессорами, которые сменялись каждые полчаса. Выдержавший такое испытание студент получал степень доктора и особую черную шапочку. Подобным образом возникали и другие первые европейские университеты: в Неаполе (1224), Оксфорде (1206), Кембридже (1231), Лиссабоне (1290). Сеть университетов довольно быстро росла. Если в XIII веке в Европе насчитывалось 19 университетов, то в следующем столетии к ним добавились еще 25 (в Анжере, Орлеане, Пизе, Кельне, Праге, Вене, Кракове и других городах). Рост университетского образования отвечал веяниям времени. Появление университетов предполагало оживление общественной жизни и торговли. Церковь стремилась удержать и укрепить свое влияние в развитии университетского образования. Ватикан являлся официальным покровителем многих университетов. Открытие и права университета подтверждались привилегиями – особыми документами, подписанными римскими папами или царствующими особами. Одним из престижнейших был факультет богословия. Преподавателями были в основном священнослужители. Церковь держала в университетах своих представителей – канцлеров, которые были в прямом подчинении архиепископам. Тем не менее, университеты раннего средневековья по своей программе, организации и методам обучения выглядели светской альтернативой церковному образованию. Привилегии закрепляли университетскую автономию на собственный суд, управление, право дарования ученых степеней, освобождали студентов от военной службы. Важной чертой средневековых университетов являлся его наднациональный и демократичный характер, который выражался в том, что на одной студенческой скамье могли оказаться люди всех возрастов и социального положения. Создание университета не требовало больших финансовых затрат. Первые университеты были весьма мобильны. Они располагались в простых и скромных помещениях. Вместо скамей слушатели могли сидеть даже на соломе. Порядок записи в университет был достаточно вольным и условным. Обучение было платным, но не весьма дорогим. Часто студенты выбирали профессоров и ректора из своей среды. Ректор обладал временными полномочиями (обычно на год). Фактически власть в университете принадлежала нациям (национальным объединениям «землячествам» студентов и преподавателей) и факультетам (учебным корпорациям студентов и профессоров). К концу XV в. положение существенно меняется. Главные должностные лица университета стали назначаться властями, а нации постепенно стали утрачивать свое влияние. Как правило, большинство средневековых университетов имели 4 факультета: артистический (факультет искусств), богословский, медицинский и юридический. Содержание обучения артистического факультета определялось программой семи свободных искусств и длилось в течение 5 – 7 лет. Он являлся подготовительным общеобразовательным университетом. После его окончания студенты получали ученую степень «магистр искусств» и могли продолжать обучение на одном из факультетов. По окончании еще 5 – 7 лет обучения и успешной защиты, слушатели получали ученую степень «доктора наук». Основными методами обучения были лекции и диспуты. От студента требовалось посещать лекции: обязательные дневные и повторительные вечерние. Наряду с лекциями еженедельно происходили диспуты. Участники диспутов зачастую вели себя весьма свободно, прерывали оратора свистом и криками. Однако первые средневековые университеты явились закономерной и объективной альтернативой схоластике, которая превращалась в «науку пустых слов». В XII в. при соборах и монастырях стали появляться университеты. Они основывались на принципах автономии и самоуправления, выбирали ректора, имели свой суд, присуждали ученые степени и т.п. Каждый университет создавал свой устав, по которому организовывалась его жизнь. В XII в. возникли университеты в Италии, затем были основаны университеты: Парижский (1200) на базе Сорбоннской богословской школы, в Оксфорде (1206), Кембридже (1231), а в XIV в. в Праге, Варшаве. Сеть их быстро расширялась. Средневековый университет имел 4 факультета: артистический (подготовительный), выполнявший роль общеобразовательной школы, где изучались «семь свободных искусств», и в случае успешной учебы студент получал степень бакалавра. После 6-7 лет обучения окончивший его и защитивший перед членами факультета работу получал степень «магистра искусств». Далее можно было продолжить образование на богословском, медицинском или юридическом факультетах, где срок обучения составлял также 6-7 лет и заканчивался защитой работы на ученую степень доктора наук. Студент проходил курс в строго определенном порядке: слушал лекции, которые профессор читал по книге и комментировал, участвовал в диспутах по заранее определенным темам. Юноша, приходя в 13-14-летнем возрасте заниматься в университет, в течение нескольких лет находился под попечением одного профессора, а потом посещал занятия и других профессоров. Право быть представленным к экзамену студент получал, прослушав определенное количество лекций и приняв участие в диспутах. Существовали университеты за счет денег, выделяемых церковью, взносов за обучение самих учащихся и различных пожертвований. Университеты обычно не были зависимы от городских властей; как студенты, так и сами университеты отличались мобильностью, подвижностью. Не поладив с властями или оказавшись в полосе войн, университеты перебирались из одного города в другой. Университеты постепенно становились центрами средневековой науки, но она находилась еще в «пеленках» богословия и только начинала освобождаться от них. В период Средневековья получила развитие схоластика, стремившаяся примирить, сблизить науку и богословие, светское знание и христианскую веру, ставшая универсальной философией и теологией в XI—XV вв. Схоластика развивала формально-логическое мышление и оживляла теологию. Одним из ее видных представителей являлся Фома Аквинский (XIII в.), труды которого стали главными источниками при изучении богословия в школе. Со временем схоластика превратилась в формальную бессодержательную «науку» словопрения, однако еще на протяжении долгих веков она господствовала в обучении. Нередко ввиду схоластического обучения выходцы из университетов были невежественными. Ученые мужи - схоласты вели бесконечные диспуты на темы: «Снег - белый или черный?», «Огонь - горячий или холодный?», тратя на них недели и доходя до ссор, ругани и даже драк. Такими были «плоды» просвещения. Но были университеты, которые противостояли схоластике, развивая научную мысль и искусства, и из их стен вышли новые мыслители. В европейской культуре постепенно складывается новый взгляд на мир и человека, отличающийся от средневекового религиозно-догматического. Самые передовые мыслители провозгласили тогда идеи гуманизма, а человека признали высшей ценностью на земле. Началась эпоха, названная Возрождением, что означало восстановление утраченных ценностей античного мира, новое открытие античных достижений. Возникнув в Италии, идеи Возрождения проникают в начале во Францию, затем и в другие западноевропейские страны. Педагоги-просветители эпохи Возрождения подвергли едкой и остроумной критике пороки воспитания и определили новый, гуманный принцип воспитания. 18. Идеи воспитания в утопических сочинениях Мора, Кампанеллы, Рабле Педагогические взгляды ранних социалистов-утопистов. Провозглашали идеи бесклассового общественного устройства с обязательным участием всех граждан в производительном труде и о соединении его со всеобщим образованием. Томас Мор (1478-1535) – ученый, поэт, лорд-канцлер Англии, гуманист. «Золотая книжка о наилучшем строе и новом острове Утопия» Всеобщее обязательное обучение – залог прочности любого общества. Социальная гармония начинается с любви к детям. Только любовью можно искоренить чувства тщеславия, эгоизма, а счастье может достичь только образованный человек. Человек имеет право на всестороннее развитие. У мственный труд – Физический труд -величайшее наслаждение и обязанность всех -в оспитать в духе морали, отвечающей интересам общества и каждого человека; - изживать тщеславие; - свобода вероисповедания. Образование осуществлять в форме ученичества и посредством государственных школ. Преподавание вести на родном языке. Физическое воспитание – Афинская система физического воспитания. В свободное от работы время – музеи, библиотеки, широкая организация самообразования. Томмазо Кампанелла (1568-1638гг) – итальянский философ-гуманист, коммунист-утопист, за убеждения 27 лет провел в тюрьме. Основное сочинение: «Город Солнца» - образец общества экономического и политического равенства Все граждане обязаны трудиться и каждый получает по потребности. Мужчины и женщины равны в правах, свободное время проводят в прогулках, занимаясь любимыми делами, развиваясь умственно и физически. Верховный правитель фантастической республики – священник, Солнце; соправители; Мощь (руководит военным делом); Мудрость (ремесла, науки, искусства, учебные заведения); Любовь (деторожение, воспитание малышей, врачевание и др.). Методы обучения и воспитания: Каждый учебный предмет преподает отдельный педагог. Наглядность (7 концентрических кругов, «Стена почета» и др.). Экскурсии (отказ от «книжности» и слепого подражания). Обучение на родном языке. Общая характеристика педагогики гуманизма эпохи Возрождения: Интерес к личности ребенка, его индивидуальности; прорыв средневекового нивелирования наклонностей ребенка (школа радости В. да Фельтре, педагогические идеи Т.Мора, Т.Кампанеллы). Забота не только об умственном и нравственном развитии детей, но и об эстетическом и физическом воспитании в противоположность средневековой боязни плотской красоты. Новое отношение к женщине, к ее образованию; вовлечение ее в общую систему общественных требований (Т.Мор, Т. Кампанелла). Изменение отношения к проступкам, поведению детей: отмена телесных наказаний, что считается унизительным для личности ребенка. Утверждение тезиса об эмансипации личности от духовной опеки католической церкви; в связи с этим появление светской школы, в содержании которой изучение гуманитарных и естественных дисциплин, проникнутых духом античности. Франсуа Рабле (1483-1553гг) – французский писатель-гуманист. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - сатира на средневековую ученость и создание системы нового воспитания. Для педагогических взглядов Ф. Рабле характерен энтузиазм возврата античности и отрицание средневековой системы воспитания: методы обучения, зубрежка, пренебрежение к изучению природы крайне непроизвольная трата времени, наполнение голов не нужным знанием; дурное часто жестокое обращение с детьми. Система нового воспитания
Преподавание предметов: латынь, математика, астрономия, музыка и др., велось в живой, игровой форме, на лоне природы (экскурсии). Пантагрюэль – учитель нового типа, учитель-гуманист; его принцип: чем больше человек трудится, тем реальнее у него возможности раскрыть свои способности найти себя; сначала он изучает воспитанника, отыскивает его естественное призвание, помогая попутно избавиться от недостатков. Играя, постигает начала арифметики, геометрии, астрономии, музыки; своими руками делает модели и инструменты для измерений; посещает с учителем мастерские, типографии, аптеки и т.п. Система домашнего воспитания Ф. Рабле переживет второе рождение в трудах Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо и других мыслителей. 19. Коменский Я.А. о необходимости воспитания и образования |