Главная страница
Навигация по странице:

  • Болгарский царь держит в своих руках: 1) законодательство;2) верховный суд;3) командование.В начале ХI в.

  • Рашки

  • Стефана Душана

  • В Сербии господствующий класс состоял из сословий. На верхней ступени находилась феодальная знать – властели.

  • Что касается судебного устройства в Сербии, то существовали

  • Законник Стефана Душана

  • Так, в 1354 г. в него были внесены дополнения

  • В сражении на Коссовом поле в 1389 г.

  • Они ярко проявлялись в следующих сторонах общественной жизни

  • В данном случае отмечается

  • Основными источниками мусульманского права являются

  • Арабского халифата

  • Коран

  • Согласно мусульманскому праву, существовали следующие линии поведения человека

  • Обязательства из договора распадаются на две группы

  • Характерной чертой мусульманского права

  • В конце VII – начале VIII в.

  • Ответы на экзамен по ИГПЗС-1. Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран


    Скачать 332.19 Kb.
    НазваниеШпаргалка по истории государства и права зарубежных стран
    Дата16.04.2022
    Размер332.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы на экзамен по ИГПЗС-1.docx
    ТипШпаргалка
    #478427
    страница3 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

    В IХ–Х вв. в Болгарии господствует феодальный строй. В данный период времени существует два основных класса:

    1) господствующий – болгаро-славянские родовые старейшины, некоторая часть княжеских дружинников и духовенство;

    2) эксплуатируемый – в основном зависимое крестьянство. Оно состояло из трех групп – баштинников, сохранивших свой отцовский надел, личную свободу и некоторые возможности распоряжения собственностью; париков – крепостных, обязанных барщиной и другими повинностями в пользу помещиков и налогами в пользу государства; отроков – рабов, посаженных на землю или состоявших при дворе господина.

    В Болгарии государственная власть была представлена князем и его администрацией в центре и на местах – воеводствах и жупах. Болгарский царь держит в своих руках:

    1) законодательство;

    2) верховный суд;

    3) командование.

    В начале ХI в. Болгария была завоевана Византией и находилась под ее господством около 150 лет.

    В конце ХII в. Болгария возвращает себе независимость. Она занимает значительную территорию, расширяемую за счет удачных завоеваний.

    Рассматривая болгарское право, следует отметить, что его первая кодификация получила название «Закона судного людям», составленный на рубеже IХ и Х вв. Закон судный людям не содержит детальной регламентации вопросов уголовного права. Необходимо отметить, что виновные в похищении имущества, поджогах, краже свободных людей для обращения их в рабство наказываются довольно строго. Вводится понятие рецидива в краже. За него полагается изгнание (во второй раз) и даже продажа в рабство (в третий раз).

    Предусматривается смертная казнь за убийство, особенно за квалифицированное убийство (отцеубийство, братоубийство и др.), но отличало умышленное действие от неумышленного, назначая за последнее меньшее наказание. Болгарский суд имел, по всей видимости, возможность руководствоваться этими нормами, однако из других документов, в частности грамот, мы узнаем, что за убийство при известных обстоятельствах уплачивали штраф. Когда же убийца не был установлен, платило село.

    В незначительной степени регулируются гражданско-правовые отношения. Новшеством в области семейных правоотношений является установление запрета на многоженство. Устанавливается предписание выгонять из дома вторую жену (вместе с ее детьми), не допускается вступление в брак с близким родственником, ограничивается самоуправство, назначаются наказания за вероотступничество.

    Имущественные отношения отличаются значительным развитием. Болгарскому праву известны наем вещей и рабочей силы, заем и залог, опека и попечительство, наследование по закону и по завещанию и т. д.

    Вопрос 19. Сербия.

    В период с VIII по IХ вв. в сербских землях сохраняется деление на племена, народные веча и советы старейшин. Древние обычаи заметно сказывается на семейных отношениях. Так, несколько поколений – потомков одного отца – живут вместе, одной семьей. Они совместно владеют имуществом, вместе обрабатывают землю, питаются и одеваются из общих запасов. Это называется задругой. Вся власть в такой семье принадлежит семейному совету. В него входят все взрослые мужчины и женщины. Необходимо отметить, что непосредственное управление находится в руках одного человека – избранного всеми домачина. Важные дела, включая суд над провинившимся, являются компетенцией семейного совета, и ни одна значительная продажа или покупка не могут быть произведены без его согласия.

    Самой первой формой территориального образования были жупы — союзы родов. Как и повсюду, в Сербии переход к государству отмечен борьбой за объединение страны и народа под главенством единой централизующей силы, которой в тогдашних условиях была княжеская власть. Инициатива объединения сербских племен и областей в единое целое исходила от Рашки – области, лежавшей на юго-западе нынешней Сербии, где к ХII в. устанавливается довольно сильная княжеская власть. Рашке удалось создать первый крупный территориальный союз нескольких областей, ставших основой в становлении Сербского княжества. Далее, в значительной степени Сербия усилилась как государственное образование в царствование Стефана Душана, принявшего Законник Стефана Душана – наиболее значительный памятник старого сербского права. Время его правления приходится на первую половину ХIV в.

    В Сербии господствующий класс состоял из сословий.

    На верхней ступени находилась феодальная знать – властели. Земельная собственность властелей была наследственной. Она не зависела от воли короля. Властели занимали все важнейшие должности в центральном и местном управлении.

    Другое феодально-господствующее сословие – властеличи (феодалы более низкого ранга).

    Угнетенный класс – сербское крестьянство.

    На момент, когда Душан провозглашает себя царем, сохраняет свое существование старый собор светской и церковной знати. Царь постоянно обращался к нему для решения каждого важного вопроса. Так, упомянутый выше Законник Стефана Душана был принят не единолично царем, а собором.

    В основу административного устройства сербского государства был положен принцип территориального разделения населения. Старые жупы с засильем родовой знати были заменены новыми, в каждой из которых находился царский чиновник. Жупы объединялись областями.

    Что касается судебного устройства в Сербии, то существовали:

    1) господские суды над крепостными,

    2) церковные суды над церковными людьми,

    3) особый суд, осуществляемый чиновником, взыскивающим пошлины;

    4) царский суд (придворный, областной, городской). Большую часть времени областной суд проводил в разъездах, осуществляя общий надзор за всей юстицией в стране.

    Пережитком старины был долго сохранявшийся в Сербии суд «поротников» (аналог современного суда присяжных). Название этого суда происходило от слов «порота», или «рота», что означало присягу, клятву. Так, поротники приносили присягу, что будут судить по совести. В крупном деле полагалось 24 поротника, в среднем по масштабу и значению деле – 12, в незначительном – 6. Мирить стороны поротникам запрещалось. Законник Стефана Душана обязывает поротников либо оправдать, либо обвинить. Решение на данном суде принималось простым большинстом голосов. Это был суд сословный: для властелей соответственно привлекались поротники – властели и т. д.

    Вопрос 20. Законник Стефана Душана. Распад Сербии.

    Самым значительным памятником сербского права являлся Законник Стефана Душана, который был принят в 1349 г.

    В данном случае необходимо отметить, что кодификация Душана служила делу закрепления феодальных отношении. Данный сборник норм старинного сербского права способствовал преодолению языческой старины. Этот сборник законов не являлся детально регламентирующим все стороны общественной и государственной жизни. Его дополняли некоторые византийские своды законов. Хотя следует отметить, что во многих отношениях Законник относится к византийскому праву критически (например, запрещая залоги), а старые обычаи стремится либо устранить, либо реформировать.

    Законник претерпевал значительные изменения. Так, в 1354 г. в него были внесены дополнения:

    1) запрещалось увеличение крестьянских повинностей;

    2) допускалась судебная защита крестьян (включая крепостных);

    3) усиливались наказания за сопротивление государству и помещикам.

    Следует остановиться на регламентации Законником области уголовных правоотношений – около трети всех статей. Составители кодекса позаботились прежде всего о защите христианской религии против еще не изжитого язычества. Возвращение к последнему или переход в другую веру наказывается смертью. Среди государственных преступлений на первом месте измена и разбой. В борьбе с ними санкционируется наказание непричастных лиц, т. е. объективное вменение. В делах о государственной измене отвечают «брат за брата, отец за сына, родственник за родственника», т. е. все те, кто жил одним хозяйством с преступником. Сам же изменник наказывается смертью и конфискацией имущества. Круговой ответственностью связывает Законник членов задруги. Они должны или выдать виновного, или отвечать все вместе. И это относилось не только к разбою, но и к воровству, а также к другим преступлениям, например, к подделке монет. Широко применялись членовредительные наказания и штрафы, заимствованные из византийского права. Неуплата штрафа влекла за собой смертную казнь. Членовредительством распространялось на свободных крестьян – если они соберутся почему-либо без разрешения властей. Инициатива в уголовном преследовании за государственные и религиозные преступления принадлежит государству. В церковных судах Сербии царят инквизиционные формы судопроизводства. Государство воспринимает их при расследовании политических преступлений. Вместе с тем широко применяются старые формы ордалия. И вор, и разбойник должны «пройти через железо». Обвиняемый должен был вынуть из огня раскаленное железо и нести его в руках от церковных ворот до самого алтаря. Широко применяются свидетельские показания. Верили только самым первым показаниям, последующие не принимались во внимание. Рассмотрение дел велось, как правило, устно и гласно. Но при этом писался протокол, и судебное решение фиксировалось на бумаге.

    Незадолго после смерти Стефана Душана Сербия стала быстро распадаться на уделы. Этим обстоятельством не замедлили воспользоваться нетерпеливо ждавшие своего часа турки-сельджуки. В сражении на Коссовом поле в 1389 г. сербы после героического сопротивления были разбиты турками. Захваченные земли были поделены на служебные наделы и розданы турецкому воинству. Управление Сербией было отдано в руки фанатичных и жестоких чиновников-мусульман. Население, презрительно именуемое стадом, должно было нести гнет налогов, а помимо того каждые пять лет отдавать завоевателям определенное число мальчиков. Турки воспитывали из них отборную часть своей гвардии – янычар. С покорением Сербии и Болгарии прекратилось на длительное время их самостоятельное государственное существование.

    Вопрос 21. Арабский халифат.

    Возникновение арабского халифата приходится на период, когда социальные отношения в Аравии в VI–VII вв. (в преддверие магометанской (исламистской) реформации) были очень сложными. На данном этапе истории на большей части страны господствовали первобытнообщинные отношения. Они ярко проявлялись в следующих сторонах общественной жизни:

    1) родовой связи членов общества;

    2) кровной мести;

    3) в общем владении землей и т. д.

    В данном случае отмечается:

    1) выделение и укрепление родовой знати;

    2) распространение получают торговля и ростовщичество;

    3) появление довольно крупных городов.

    Крестьянское население, жившее сельскими общинами, как и основная масса скотоводческих племен, противилось переходу земли в частную собственность, стояло на позициях социального равенства. В данной обстановке получает распространение учение, которое в религиозной форме провозглашало несправедливость сосредоточения власти в руках родовой знати, признавало равенство свободных людей, связанных новой религией (независимо от принадлежности к племени), и предрекало выход из социального кризиса путем завоеваний, осуществляемых под флагом религиозной войны. Новая религия – ислам – привлекала к себе еще и тем, что ограничивала обложение населения сравнительно небольшим взносом в размере одной сороковой части недвижимого имущества. Другой характерной чертой этой религии является ее проникновение, пронизывание практически всех сфер общественной и государственной жизни. Пророком ислама стал Мухаммед. С превращением ислама в господствующую религию Мухаммед сделался фактическим главой всей Аравии, а его родственники и ближайшие сподвижники выделились в особую привилегированную прослойку арабского общества. Сформировавшиеся религиозные убеждения легли в основу мусульманского права. Основными источниками мусульманского права являются:

    1) сунна (дополняющая Коран);

    2) фетва (сборник высказываний авторитетных комментаторов мусульманского права);

    3) указы халифов.

    При необходимости разрешалось выносить вердикты на основе адата (обычаев), являющихся одним из источников существовавшего мусульманского права. Тесная связь права и религии означала, что верующий, где бы он ни находился, должен следовать мусульманским законам и обычаям. Следует отметить, что с первой половины VII в. объединенная Аравия переходит к массовым завоеваниям. Используя ослабление своих ближайших соседей – Византии и Ирана, арабы захватывают Палестину, Сирию, Египет, покоряют Иран, распространяют свою власть на Северную Африку и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию. Образуется огромная арабская держава, известная под названием Арабского халифата. Центром ее сделался город Багдад. На новые земли переселилась значительная масса аравийского населения. Арабская знать, не порывая с рабовладением, стала быстро переходить на феодальный лад, приобретая имения и крепостных. Большая же часть завоеванных земель была превращена в государственную собственность. Сидевшие на ней крестьяне были обязаны уплатой поземельной подати как наследственные арендаторы. Духовным и светским главой государства являлся халиф. Соединение в одном лице высшей светской и церковной власти представляет важную особенность халифата, придающую ему характер феодально-теократического государства. Среди высших чиновников государства первое место принадлежало визирю. Важное значение приобретают так называемые диваны – канцелярии. Во главе областей стояли назначенные халифом эмиры. С началом феодального распада халифата многие из них превратились в независимых феодальных властителей. Во главе селений и городов находились поставленные правительством шейхи.

    Вопрос 22. Мусульманское право.

    Мусульманское право было тесно связано с религией. Основным источником права признавался Коран – священная книга мусульман. Его автором считается Мухаммед, признаваемый пророком-законодателем – шариат. Соответственно с этим мусульманское право получило название «шариата». Существовали дополнения к Корану, которыми являлись сборники преданий о судебных решениях Мухаммеда и толкования авторитетных мусульманских законоведов.

    Согласно мусульманскому праву, существовали следующие линии поведения человека:

    1) обязательное;

    2) рекомендуемое;

    3) безразличное;

    4) порицаемое;

    5) запрещаемое.

    Следует отметить, что система обязательств мусульманского права отличается большой продуманностью и довольно четкой для того времени регламентацией. Обязательства из договора распадаются на две группы:

    1) договоры мены, займа, найма имущества, купли-продажи;

    2) договоры товарищества, поклажи, поручения.

    Характерной чертой мусульманского права является правило, согласно которому риск случайной гибели вещи лежит на продавце, а также в сравнительно облегченном порядке расторжения договора (если купленная вещь с изъяном, если покупатель, совершив сделку не видя вещи, сочтет, что она ему не подходит, и пр.). Что касается семейных отношений, то мусульманское право исходит из безусловного преобладания прав мужчины над женщиной. Шариат разрешает мужчине иметь четырех законных жен и неограниченное число наложниц. Согласия на брак от женщины не требовалось. В заключении брачного договора она не участвовала. Выйдя замуж, она переходила во власть мужа, должна была избегать встречи с посторонними мужчинами, не показываться в общественных местах и т. д. Муж мог прибегать к телесным наказаниям жены. Развод по мусульманскому праву сравнительно легко осуществим, но не со стороны женщины. Большой разработанностью отличается мусульманское наследственное право. Завещатель имеет право распоряжаться по своему усмотрению не более чем одной третью имущества. Отличительной чертой мусульманского наследственного права является то, что к наследникам переходят только права, но не обязательства наследодателя, только то имущество, которое остается за вычетом всех уплат, следуемых по долгам умершего.

    Уголовное право. По характеру ответственности все преступления можно разделить на два вида:

    1) те, за которые виновный должен ответить своим телом или своей жизнью (сюда можно отнести кражу и разбой (влекущие за собой отсечение руки), прелюбодеяние жены, убийство в разбое (наказуемое смертной казнью) и др.;

    2) те, которые он может искупить уплатой штрафа – убийство (умышленное и неосторожное), случаи причинения увечий и ран.

    Признавая кровную месть, шариат разрешает родственникам убитого отомстить за преступление по принципу талиона. Однако они могут и простить убийцу, если последний или его родственники согласятся уплатить соответствующий денежный выкуп. Судебные функции в странах халифата исполнялись кадиями. Они назначались халифом или его представителями на местах из лиц, отвечавших необходимым условиям, обычным для классового общества. Помимо судебных функций им поручались и многие другие, в том числе надзор за распределением наследства, выдача замуж женщин, не имеющих попечителей, установление опеки и др. Процессуального права как такового шариат не знает. Кадий не был связан никаким сколько-нибудь определенным порядком судопроизводства. Прокурора и адвоката мусульманский процесс не знает. Писаного делопроизводства не существовало, так же как и судебных сроков, за исключением одного: каким бы сложным ни было дело, кадий должен был решить его в один день.

    Вопрос 23. Общественный строй арабского халифата.

    Общественный строй арабского халифата характеризуется тем, что в начале VII в. существовавший долгое время строй военной демократии у арабов пришел в упадок, стал себя изживать. Шла борьба за свободные земли. Выход из трудного положения знать видела в новой организации общества, в завоевательных походах, в приобретении вооруженной силой новых пастбищ, плодородных земель, скота, рабов. Однако дело объединения племен Аравии оказалось неисполнимым из-за их полной самостоятельности. В результате:

    1) начали вспыхивать межплеменные войны;

    2) торговля пришла в упадок;

    3) сократился транзит товаров.

    Возникло новое религиозное учение. Купец из Мекки Мухаммед, выдавая себя за посланника Аллаха, начал энергично проповедовать новую религию, получившую впоследствии название ислама, что означает покорность. Устанавливался ряд требований. Так, например, мусульманин обязан был признавать Аллаха единственным богом, а Мухаммеда его пророком. В своих ранних проповедях Мухаммед осуждал ростовщичество, рабство, призывал оказывать помощь сиротам, вдовам. Особенное значение в тех условиях имела его идея о братстве всех исповедующих ислам арабов независимо от их принадлежности к племенам и родам. Тем самым подрывалось прежнее родовое деление, с чего начиналось почти всякое государственное образование. В результате, слабость соседних государств, относительная веротерпимость завоевателей облегчили арабам захват огромных территорий. В конце VII – начале VIII в. все арабы признали ислам, что ускорило их объединение. Одновременно начались их завоевательные походы. В течение VII–IХ вв. арабы захватили Иран, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, Армению, проникли в Грузию. Под их ударами разрушилась одряхлевшая империя Сасанидов, вынуждена была отступать такая могущественная ранее держава, как Византия.

    Следует отметить такую специфическую особенность общественного строя арабского халифата как сближающие его в с древневосточной деспотией. Земля считалась собственностью государства. Она делилась на несколько категорий и имела свое правовое регулирование:

    1) священная (места, где жил пророк);

    2) вакф (выделялась школам, богадельням, религиозным мусульманским учреждениям). Земля вакф находилась в пользовании мусульманского духовенства (мечети, школы, больницы, богадельни). С этой земли никакая подать не взималась. Многие владельцы иктов, дабы не служить и не платить подати, заключали сделки о дарении своих земель духовенству, при этом сохраняли за собой право получения доходов;

    3) икта (давалась за службу). Она во многом напоминает бенефиций. Разница лишь в том, что за ее пользование взималась подать в казну. Владелец икта мог распоряжаться участком, вплоть до продажи. Конфискация икта допускалась лишь за особо опасное преступление;

    4) мульх (частновладельческая);

    5) общинные родовые земли.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта