Главная страница
Навигация по странице:

  • Земские соборы в России

  • 26. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ XVII в.

  • Шпоры история. Шпаргалка Шпаргалки от риора 08 история отечества как наука. Предмет, функции и принципы изучения


    Скачать 4.03 Mb.
    НазваниеШпаргалка Шпаргалки от риора 08 история отечества как наука. Предмет, функции и принципы изучения
    АнкорШпоры история.rtf
    Дата26.09.2017
    Размер4.03 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаШпоры история.rtf
    ТипШпаргалка
    #8986
    страница13 из 55
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   55

    25. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XVII в. РОЛЬ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ



    В XVII в. в России шел процесс централизации государственной власти, при этом отчетливо стали проявляться тенденции формирования абсолютизма. Если русский царизм в начале XVII в. носил черты сословно представительной монархии, то со второй половины века политический строй страны эволюционировал к самодержавию. Это прослеживалось прежде всего в усилении единоличной власти царя, ограничении деятельности сословно представительных учреждений, привлечении в государственное управление «непородных» людей, повышении роли приказов и в окончательной победе светской власти над властью церковной.

    Особенности социально экономического и политического развития России привели к установлению деспотической самодержавной власти, основанной на жестокой эксплуатации всех слоев общества. В состоянии зависимости от государства находились не только крепостные крестьяне, но и остальные слои общества – служилое дворянство, горожане, купцы стрельцы, расписанные по городам и областям.

    Во второй половине XVII в. Россия продвинулась по пути правового государства. Центральная власть добивалась, чтобы все в стране делалось в соответствии с законом. Взаимоотношения власти и общества были определены в Соборном уложении 1649 г. – основном своде законов самодержавной монархии. Уложение закрепило самодержавный характер государственной власти. Были определены меры наказания за все помыслы и действия, наносившие урон как «государевой чести», так и царскому двору. Устанавливалась смертная казнь не только за измену и заговор против государя, но даже за нарушение его чести и спокойствия.

    Укрепление самодержавия нашло отражение и в титуле властителя страны, который при коронации Алексея Михайловича в 1654 г. звучал как «Царь, Государь, Великий князь всея Великия и Малыя России Самодержец».

    Земские соборы в России были однотипны возникшим в XIII–XIV вв. сословно представительскими учреждениям Западной Европы (английский парламент, французские генеральные штаты и т. д.), но из за усиления самодержавия сыграли в целом менее значимую роль, чем на Западе.

    Земские соборы особенно активно действовали после Смуты, когда царская власть нуждалась в поддержке широких кругов дворянства и верхушки купечества. На обсуждение земских соборов выносились жизненно важные вопросы внешней и внутренней политики государства. После непрерывной работы в период 1613–1622 гг. в созыве земских соборов наступает десятилетний перерыв. В последующем они созывались периодически. Земский собор 1653 г. созванный для обсуждения вопроса о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором полного состава. В дальнейшем правительство перешло к практике проведения совещаний, куда приглашались представители тех сословий, в мнении которых оно было заинтересовано. Окрепшее самодержавие более не нуждалось в поддержке сословно представительного органа. Отмирание земских соборов было одним из проявлений перехода от сословно представительной монархии к абсолютизму.

    26. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ XVII в.



    Серьезное препятствие на пути перехода к абсолютизму создавала церковь, которая претендовала на большую власть. Без сокрушительного удара по притязаниям церкви самодержавие укрепиться не могло. Борьба самодержавия за полноту власти ярче всего проявилась в деле патриарха Никона.

    В 1653 г. Никон, желая укрепить упавший авторитет церкви, начал проводить реформу. Суть ее заключалась в унификации норм церковной жизни и православной церкви. Никон распорядился заменить при богослужении земные поклоны поясными креститься тремя пальцами вместо двух и привести иконы и книги в полное соответствие с греческими образцами. Исправление обрядов богослужебных книг нарушило сложившиеся традиционные русские формы церковных обрядов и вызвало недовольство части духовенства и светской власти Лидером противников Никона стал протопоп Аввакум.

    Выступления ревнителей старой веры нашли поддержку в разных слоях русского общества, что привело к движению, получившему название «раскол» Раскольники яростно боролись за сохранение в неизменности русского православия, старины. Их сторону принимали многие знатные и богатые бояре, церковные иерархи, крестьяне и посадские люди Раскол охватил значительные массы населения страны. По указам царя 1666–1667 гг. воеводам предписывалось разыскивать раскольников и подвергать их «царским казнениям». С этого момента начинается открытая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Аввакум и другие вожди раскола были сожжены в Пустозерске «за великие на царский дом хулы» в 1682 г.

    Пока Никон пользовался поддержкой царя, его главенствующее положение в церкви было достаточно прочным. Дело изменилось, когда патриарх стал посягать на прерогативы светской власти, ставя себя выше самодержца. По инициативе царя в 1666–1667 гг. в Москве был созван Собор вселенских патриархов, который осудил Никона и снял с него патриарший сан. Собор признал православными всех греческих патриархов и все греческие богослужебные книги. Однако, несмотря на расправу с Никоном, церковь сохранила свою внутреннюю самостоятельность, свои земельные владения и оставалась значительной политической силой.

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   55


    написать администратору сайта