Нюхтилин В.А. Шпаргалки по философии. Шпаргалки по философии
Скачать 1.85 Mb.
|
РАДИКАЛЫ-ЛЕНИНЦЫ главные усилия направили на создание социал-демократической «партии нового типа», состоящей из профессиональных революционеров, которые возглавят и организуют борьбу рабочих масс. Это радикальное крыло социал-демократов, «большевики», в качестве главной цели своей политической программы приняли идею установления в России «диктатуры пролетариата», которая, взяв на себя власть в переходный после пролетарской революции период, насильственно уничтожила бы буржуазное государство и буржуазное общество. Диктатура пролетариата – это власть, не ограниченная никакими законами, которая опирается только на силу победившего пролетариата. Руководит диктатурой пролетариата партия, которая начнет складывать новую систему государственной власти для построения социалистического государства и социалистического общества. Диктатура пролетариата это власть «революционного народа», а революционным народом не может быть крестьянство, привязанное собственностью к земле. Не может быть революционным народом и вообще никакой другой слой общества, обладающий тем или иным своим имуществом. Революционным народом может быть только пролетариат, рабочий класс, у которого нет никакой собственности и которому нечего терять, кроме собственных цепей. В исторической перспективе, после победы мировой пролетарской революции и создания всемирного социалистического государства, диктатура пролетариата станет общемировой системой власти. Дальнейшей окончательной целью этого процесса радикальные социал-демократы, большевики, ставили по мере перерастания социализма в коммунизм задачу отмены государства, как средства насилия над людьми. При коммунизме исчезнет надобность в насилии и в подчинении одних людей другим, а государство станет ненужным. Теория Маркса в дальнейшем господствовала в России как теория «марксизма-ленинизма», состоящая из трех частей: философии (диалектический материализм и исторический материализм), политэкономии и научного коммунизма. Новое в российском марксизме (марксизм-ленинизм): 1. Выдвижение тезиса о переходе капитализма в свою последнюю стадию – в империализм, как в высшую ступень развития монополистического капитализма, предваряющую социалистическую революцию. 2. Разработка закона о неравномерном развитии капиталистических стран в эпоху империализма и выдвижение идеи о возможности победы социализма в одной или нескольких из них (а не во всех капиталистических странах сразу по Марксу). 3. Теория перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. 4. Учение о социалистической революции, о роли пролетариата в ней, и о коммунистической партии, как авангарде пролетариата. Основные термины БУРЖУАЗИЯ – класс крупных собственников. ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА – власть рабочего класса после социалистической революции, осуществляющая насильственное уничтожение буржуазного государства и общества. ЗАПАДНИЧЕСТВО – идейная программа, объявляющая необходимость повторения Россией западноевропейского пути. ИМПЕРИАЛИЗМ (в марксизме) – высшая и последняя стадия капитализма, характеризующаяся монополизацией промышленности и финансового капитала. КАПИТАЛ – ресурсы, способные приносить доход. КАПИТАЛИЗМ – общество, в котором собственностью, определяющей социальное положение и влияние на власть, является промышленно-финансовый капитал. КОММУНИЗМ (в марксизме) – сменяющая капитализм бесклассовая формация, основанная на общественной собственности на средства производства. КРИЗИС ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА – экономическая ситуация, когда набранный темп и достигнутая мощность производственного сектора значительно опережают пропускные способности потребительского рынка. ЛЕГАЛЬНОЕ – не воспрещенное законом. ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ – российское марксистское течение, рассматривающее капитализм в качестве высшей ступени развития общества и отрицающее историческую необходимость его смены социализмом. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ – расширение гражданских, политических и экономических свобод. МАРКСИЗМ – материалистическая система философских, экономических и социально-политических взглядов Маркса и Энгельса. НАРОДНИЧЕСТВО – политическое движение в России второй половины XIX века, преследующее цели вовлечения крестьян в революционную борьбу. НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ – марксизм-ленинизм в целом. ПОЛИТЭКОНОМИЯ – наука, занимающаяся изучением производственно-хозяйственной деятельности общества и отношений, возникающих в процессе этого. ПРОЛЕТАРИАТ – наемный рабочий в капиталистическом обществе, продающий свой труд. РАДИКАЛЫ – сторонники крайних мер и коренных преобразований. СЛАВЯНОФИЛЬСТВО – идейная программа, объявляющая самобытность и неповторимость исторического пути России на основе Православия, самодержавия, народных традиций и крестьянской общины. СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ – политическое течение, для которого идеалом общественного устройства является социализм. СОЦИАЛИЗМ – учение о политическом устройстве общества, в хозяйственном правопорядке которого отсутствует частная собственность на средства производства и на продукты труда. ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ – общество, в котором собственностью, определяющей социальной положение и влияние на власть, является земля и прикрепленные к ней люди. ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – охраняемое законом право физического или юридического лица на какое-либо конкретное имущество. ЭКОНОМИЗМ – течение в российской социал-демократии, отрицающее наличие самостоятельных политических целей у рабочего класса и признающее за ним права только на экономические интересы. 22. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие. Бытие (существующее, сущее) – это действительность, как таковая, это всё то, что реально существует. Изучением Бытия занимается раздел философии онтология, поэтому Бытие, как онтологическая категория, выражает в философии ту сферу реальности, которая не относится к процессам сознания и психики человека (сфера гносеологии). Таким образом, Бытие – это онтологическая категория, выражающая собой всё, что объективно существует в мире вне сознания человека и вообще никак не зависит ни от сознания, ни от воли, ни от эмоций человека. Вследствие этого, главная задача философии состоит в том, чтобы различать Истинное Бытие, существующее объективно, от ложного бытия, кажущегося бытия, созданного механизмами сознания и психики человека. Впервые разработал понятие Бытия и сделал попытку определить, что же такое Истинное Бытие, древнегреческий философ Парменид, который выделил несколько основополагающих качеств, которыми должно обладать Истинное Бытие: 1. Вечность. Истинное Бытие должно существовать без начала и без конца, то есть – всегда, так как Бытие не может то существовать, то не существовать. Ведь, если Оно может то существовать, то не существовать, то Оно может возникать и исчезать. А в таком случае рассмотрим – может ли Бытие исчезать? Если мы допустим, что Бытие может исчезать, то мы должны предположить, что Бытие должно исчезать куда-то, что не есть Бытие, то есть в какое-то небытие. Но небытия нет, и не может быть, потому что небытие – это ложное понятие, это абсолютное ничто. Следовательно: истинному Бытию некуда исчезать, Оно не сможет никогда исчезнуть, и должно будет существовать вечно. Кроме того, Истинное Бытие не может возникать. Ведь, если Оно может возникать, то оно также возникает откуда-то, где Его нет, то есть опять не из небытия, которого нет. Следовательно, Бытие, если оно может возникать, должно возникать только из какого-то другого бытия. Но, если некое бытие вообще возникает из другого бытия, то оно никогда не истинно, поскольку истинным всегда будет то Бытие, которое является причиной существования и возможностью возникновения чего-то иного Себе. Следовательно, то, что возникает – никогда не есть истинное бытие, так как оно есть всего лишь проявление действия какого-то Истинного Бытия, и данное Истинное Бытие наделило его возможностью существования. Истинным Бытием может быть только такое Бытие, которое само есть возможность своего существования, и, благодаря этому, может наделить данной возможностью ещё что-либо, кроме Себя. Таким образом: Истинное Бытие никогда не возникало, поскольку кроме Него Самого никто не мог бы дать Ему возможность существования. Следовательно, если истинное Бытие никогда не возникало и никогда не исчезнет, то Истинное Бытие существовало вечно, и будет существовать вечно. 2. Единость. Истинное Бытие едино, поскольку всё, что не есть Бытие – это небытие, или абсолютное ничто. Ведь, существовать может или Бытие, или небытие, третьего не дано. Но небытия нет, и, следовательно, вся множественность Бытия, всё Его многообразие и все Его различия мнимы, и нет ничего, кроме Него самого, единого в самом в Себе и тождественного самому Себе. 3. Неподвижность. Истинное Бытие неподвижно, поскольку для Его движения нужно еще что-то, кроме Него, в чём бы Оно двигалось, нужна некая пустота для Его движения, а пустоты не бывает. Рассмотрим: что же такое может быть пустота? – Если пустота есть небытие, то она есть ничто, и тогда пустоты нет, и не может быть, и движению Бытия не в чем осуществляться. – Если же пустота это некое другое бытие, то «другого бытия» не бывает, так как Бытие едино и не бывает «другим». Тогда пустоты опять нет и Бытию опять не в чем двигаться. Таким образом Бытие неподвижно и существует в строгих границах Самого Себя. 4. Неизменность. Истинное Бытие неизменно, поскольку Бытие не может переходить ни в какое иное Себе состояние, кроме как в небытие. Но, ведь, Бытие не может переходить в небытие, то есть в ничто, поскольку Оно вечно и не может исчезать. Если переходы между Бытием и небытием невозможны, а они, как видно выше, невозможны, то Бытию недоступно никакое другое состояние, кроме как Своё Собственное, и Оно неизменно. 5. Неделимость, непрерывность, однородность. Бытие неделимо, поскольку есть только одно единое Бытие и его невозможно разделить на два или более разных Бытия. А если Бытие неделимо, то, оно, соответственно, непрерывно. Таким образом, если Бытие существует неделимо, непрерывно, неизменно и оно едино, то Оно тождественно Самому Себе в каждой Своей части, то есть, является однородным. 6. Совершенство. – Как не имеющее причины своего возникновения, Бытие абсолютно самодостаточно и абсолютно ни в чём не нуждается для своего существования. – Как единое, Бытие замкнуто в Себе и, таким образом, абсолютно закончено. – Как неподвижное, Оно существует в абсолютном покое. – Как неизменное, Оно не может уже ни развивать своё качество, ни терять его, следовательно, Оно абсолютно завершено в своём качестве. – Как неделимое, непрерывное и однородное, Оно абсолютно целокупно в любой момент своего существования. Таким образом, если все основные качества Бытия абсолютны и, следовательно, не содержат ресурса для какого-либо своего развития, то Бытие совершенно. В дальнейшем, используя разработки Бытия Парменидом, философы пробовали придать понятию истинного Бытия конкретику, или связать его с каким-либо явлением или феноменом действительности, выдвигая концепции, что истинное Бытие это: 1. Логос, как совершенное, всеединое и разумное начало, как единство, которое упорядочивает мир и делает его однородным, тождественным самому себе (Гераклит). 2. Числовые соотношения, как неизменная и вечная основа гармонического единства мира (пифагорейцы). 3. Неизменные, неделимые, однородные первовещества (античные натурфилософы). 4. Вечные, неизменные, неделимые и однородные атомы (Демокрит). 5. Вечные, неизменные, единые и совершенные идеи (Платон). 6. – Первая форма, вечная и неизменная суть бытия как такового; – Перводвигатель, вечный и неподвижный источник всего мирового движения; – единство формы и материи, бытие отдельных вещей; – совершенная цель Бытия, Бог, смысл Бытия (Аристотель). 7. Вечный, единый, неизменный, неделимый (един в трех лицах), однородный (единосущен в трех лицах) и совершенный Бог (Христианство). После этого в философии стало намечаться сужение функционального применения категории Бытия. Если со времен античности эта категория была призвана объяснить главную причину, единую основу и саму возможность существования мира, то, начиная с Нового Времени, категория Бытия стала разрабатываться в качестве критерия действительности (не ложности) существования чего-либо, но без прояснения причин или основ его существования. Таковыми были следующие критерии действительности чего-либо существующего: 1. Декарт: самоочевидное рациональное мышление («мыслю, значит существую»); 2. Спиноза: существует единая, вечная и бесконечная субстанция, являющаяся причиной самой себя, а всё многообразие вещей мира есть всего лишь модусы этой субстанции. 3. Лейбниц: существуют духовные, простые, неделимые, непространственные субстанции, монады, которые в предустановленной гармонии формируют весь действительный мир. 4. Беркли: существует только то, что может восприниматься человеком. 5. Кант: существует что-то, что недоступно нашему рассмотрению и дано нам только в виде образа наших мысленных понятий и суждений. 6. Гегель: существует непрестанный диалектический процесс превращения Абсолютной Идеи в Абсолютный Дух. После Канта категория Бытия начинает разрабатываться не как онтологическая категория, свободная от связи с нашим сознанием, а как элемент гносеологии, нераздельно связанный с проблемами сознания, с мышлением, с актами самосознания, процессами познания, умственно-психической деятельностью «я», абсолютного Я, Абсолютного Сознания, сознания субъекта и т.д. Онтологический подход к категории Бытия сохранил только марксизм, который, с одной стороны, понимал Бытие как материю во всех её формах и проявлениях, а, с другой стороны, понимал Бытие как деятельность людей также во всех её формах и проявлениях (общественное Бытие). Другой важнейшей онтологической категорией философии является «материя». МАТЕРИЯ – это реальный вещественный субстрат, из которого состоят все тела, и который является основой или средой всего того, что чувственно воспринимается человеком. Определяющими онтологическими характеристиками материи являются: 1. Протяженность. Материя, как метафизическая категория, может пониматься как возможность организации вещества в форму, как потенция образования вещества, как доприродный источник элементов и т.д. Но, как онтологическая категория, материя всегда есть вещество, организованное в форму, и, следовательно, всегда обладает определенными размерами, то есть – протяженностью (длиной, шириной, длиной). 2. Место в пространстве. Если материальное всегда протяженно, то у него должен быть объем, а если у него есть объем, то оно занимает этим объемом (собой) определенную часть пространства. 3. Масса. Поскольку всё материальное имеет объем, то этот объем образуется определенным количеством вещества, из которого оно состоит – массой. 4. Вес. Поскольку всё материальное имеет массу, то оно стремится упасть на Землю под действием силы тяжести, то есть обладает весом. 5. Движение. Движение (как изменение вообще) – есть неотъемлемое свойство материи, поскольку всё вещественное постоянно изменяется и вступает во взаимодействие друг с другом. Кроме того, всё материальное, в той или иной мере, обладает такими свойствами, как инерция, непроницаемость, сопротивление нагрузкам, притяжение и отталкивание. В общем смысле всех вышеперечисленных онтологических характеристик, материя – это то, из чего вещественно состоит мир. Материя – это всё физическое, не умственное, которое, является источником ощущений чувственного опыта. В свою очередь, всё вещественное, физическое, что дано человеку в его ощущениях, можно разделить на то, что создано человеком, и на то, что не является результатом его деятельности. Всё то, что материально, но не создано человеком, и может существовать независимо от его деятельности, выражается онтологической категорией «природа». Природа, как онтологическое понятие, обязательно формируется на основе материи и содержит в своей основе только материю. Природа, если рассматривать её с точки зрения обитания в ней человека, может также пониматься как вся окружающая среда. В этом случае, продукты человеческой деятельности уже будут входить в состав окружающей среды в качестве её полноправных элементов в качестве так называемой «второй природы». Это объясняется тем, что результаты деятельности современного человека по влиянию на его жизнь стали соизмеримы с исходно данными природными явлениями. Таким образом, Природа (как всё материальное, но не созданное человеком), или окружающая среда (как среда обитания человека по формуле «природа + вторая природа») есть онтологическая категория, выражающая собой совокупность всех внешних естественных условий существования человечества. Таким образом, взаимосвязь категорий бытия, материи и природы состоит в том, что все они являются онтологическими, то есть объективными данностями мира, не зависящими от сознания человека. |