Нюхтилин В.А. Шпаргалки по философии. Шпаргалки по философии
Скачать 1.85 Mb.
|
Категория пространства неизменно соотносима с категорией времени, поскольку в само понятие пространства заложена мыслимо неустранимая одновременность реального или теоретического усмотрения присутствующих в нём тел. Кроме того, составление детальной картины взаиморасположения этих тел по отношению друг к другу так же с обязательной необходимостью потребует сделать это на один и тот же момент времени. Таким образом, категория пространства логически неизменно предполагает какие-либо отношения с категорией времени. Время – это некая мыслимая целостность, вбирающая в себя длительность некоего движения и маркирующая собою его этапы. Время, как и пространство, также имеет множество разных философских толкований, наиболее значительные из которых следующие: 1 Время, как форма проявления в мире деятельности некоей вневременной, вечной сущности (Платон, Гегель). 2. Время, как эталонная длительность и мера движения (Аристотель, Декарт, Ньютон). 3. Время, как специфический род отношений между объектами, процессами и явлениями (Лейбниц – как порядок последовательности событий). 4. Время, как форма восприятия мира (Августин – форма мысленной регистрации событий, Беркли – способ восприятия действительности, Кант – всеобщая и необходимая врожденная рассудочная категория, Хайдеггер – форма внутреннего осознания своего бытия человеком). 5. Время, как всеобщая форма существования материи (материализм, диалектический материализм). 6. Время, как неразделимо связанная с пространством субстанция, как пространственно-временной континуум (релятивизм, Эйнштейн, Минковский). Время может быть соотносимо с пространством, поскольку понятие времени может содержать длительность или этапы изменений объектов в одном и том же месте пространства. Полностью соотносятся между собой пространство и время в положении диалектического материализма о том, что пространство и время являются всеобщими формами существования материи: 1. Поскольку свойство материальных тел обладать протяженностью является всеобщим, то занимать определенную часть пространства является всеобщей формой бытия материи. 2. Поскольку способность материальных тел к движению (к изменчивости) является всеобщей, то время, как характеристика длительности, последовательности и смены процессов движения, также является всеобщей формой бытия материи. 3. Если пространство и время оба являются всеобщими формами бытия материи, то они не могут существовать независимо от материи и вне материи. Таким образом, пространство, время и материя неотделимы друг от друга. 4. Если пространство, время и материя неотделимы друг от друга, то пространство и время неотделимы также и от движения, поскольку движение тоже неотделимо от материи. 5. Таким образом, все они вместе – материя, движение, пространство и время – неотделимы друг от друга и существуют в единстве. А если материя, движение, пространство и время существуют в единстве, то материя характеризуется: – единством всех способов её существования; – единством способов существования материи с самой материей. Из единства способов существования материи, как между собой, так и с самою материей, в диалектическом материализме выводится принцип единства мира: мир, как единая материальная субстанция, находится в процессе единого мирового процесса развития. Основные термины ВРЕМЯ – некая мыслимая целостность, вбирающая в себя длительность некоего движения и маркирующая собою его этапы. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о закономерностях развития мира, основанное на принципе первичности материи и вторичности сознания. КОНТИНУУМ – непрерывность. МАТЕРИЯ – то, из чего вещественно состоит мир. НИЧТО – отсутствие собственного реального качества и состояния, сохраняющее способность вмещать в себя иные себе процессы. ПРОСТРАНСТВО (общее понятие) – материальная или логически мыслимая среда совместного существования материальных или мыслимых объектов. ПРОСТРАНСТВО ЛОГИЧЕСКИ МЫСЛИМОЕ – умственный образ среды, которая не обладает материальным бытием и не содержит в себе свойств никакого реально существующего пространства, но отражает их в своей структурной организации формально. ПРОСТРАНСТВО МАТЕРИАЛЬНОЕ – среда действительного существования реальных материальных объектов. ПРОТЯЖЕННОСТЬ – свойство материального тела занимать определенную часть пространства, обладать пространственными размерами. ПУСТОТА – бескачественное состояние реальности. СООТНОСИМОСТЬ – наличие неустранимых логических связей, отношений. ТЕЛО – трехмерный материальный объект. ФОРМАЛЬНОСТЬ – отвлеченное от конкретного содержания уподобление чему-либо только в его внешней форме. ЭФИР – предполагаемое некоторыми концепциями естествознание невидимое вещество, заполняющее пустоту пространства и проникающее во все тела. 25. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность. Сознание – это способность человеческой психики познавать окружающий мир, самоосознавать себя, вырабатывать эмоциональное отношение и осуществлять целенаправленную деятельность как практического, так и духовного характера. Основной проблемой сознания в философии является вопрос его отношения к бытию. Этот вопрос имеет две стороны: – онтологическую, в рамках которой решается вопрос первичности материи или сознания по отношению друг к другу, и – гносеологическую, в рамках которой решается вопрос о принципиальной возможности познания мир. Онтологическая сторона основного вопроса философии (первичность материи или сознания) решается следующими путями: 1. Материя первична, а сознание является лишь свойством высокоорганизованной материи (материализм). 2. Сознание существует независимо и от материального мира, и от человека, оно принадлежит Высшей Сущности (Нусу, Логосу, Богу, Абсолюту, Мировому Разуму, Абсолютному духу и т.д.). Сознание первично, потому что именно Высшая Сущность своим сознанием создает и организует мировой порядок, используя для этого материю как сырой материал (объективный идеализм). 3. Сознание формирует для человека мир через комплекс поставляемых самому себе ощущений, и поэтому активное индивидуальное сознание человека, обнаруживающее пассивную материю и представляющее её в осмысленно организованной форме, первично (субъективный идеализм). 4. Сознание существует отдельно от материи, а материя существует независимо от сознания, ничто из них не первично другому, но их взаимодействие определяет картину бытия (дуализм). Гносеологическая сторона основного вопроса философии (познаваемость мира) решается двумя противоположными путями: 1. Мир познаваем. 2. Мир не познаваем. Помимо своего основного вопроса, философия пытается в отношении сознания решить также проблемы природы сознания и механизмов его работы. Относительно природы сознания общая позиция всех философских течений состоит в том, что сознание не материально по своей природе и не может быть объектом предметно-практической деятельности человека. Таким образом, сознание изначально всегда понимается только как субъективная реальность, только как нечто идеальное, присущее только внутреннему миру человека. Что же касается механизмов работы сознания, то философия ограничивает здесь сферу своих интересов процессами интеллектуального порядка, а процессы, относящиеся к различным душевным состояниям, переживаниям и способностям, она оставляет другим наукам (психология, нейрофизиология). То есть философию интересует, и она исследует только то, что касается умственной деятельности человека. Умственная деятельность – это по своей форме есть диалог сознания с самим собой в процессе своего взаимодействия с действительностью. В процессе же взаимодействия с действительностью, умственная деятельность сознания характеризуется наличием двух компонентов: 1. Компонент чувственных ощущений (внутренних о себе и внешних, о мире). 2. Компонент смыслообразования (преобразование чувственных ощущений в интеллектуальные абстракции). Переход компонента ощущений в компонент смыслообразования, то есть восхождение сознания от единичных чувственных ощущений действительности (внешней и внутренней) на уровень сложного интеллектуального знания о ней, называется мышлением. В результате интеллектуализации мышлением чувственных ощущений, мышление создает знание о действительности, которое невозможно получить только средствами чувственного восприятия. Мышление, создавая интеллектуальное знание о действительности, осуществляет, тем самым, объективацию сознания. Объективация сознания – это превращение мышлением содержания сознания в объекты, с которым мышление может работать. Для получения таких объектов мышление выделяет в сознании элементы, формирующие содержание, и наделяет эти элементы свойствами объектов познания, для чего воплощает их в те или иные мыслимые формы: понятия, суждения, идеи, гипотезы, теории, модели, образы и т.д. Таким образом, мышление своей деятельностью объективирует сознание в различные формы идеальных представлений, с помощью которых, затем, конструирует или метафизические идеи, не связанные с реальным опытом, или абстрактные образы реальных объектов действительности. Способность мышления создавать метафизические идеи и абстрактные модели реальной действительности называется разумом. Разум создает метафизические идеи и модели реальной действительности из набора готовых интеллектуальных сведений, которые ему поставляет рассудок. Рассудок – это способность мышления расчленять действительность на отдельные смысловые факты, классифицировать их по отличительным признакам, понятийно наделять определениями и тестировать на соответствие сложившемуся порядку вещей, то есть здравому смыслу. Специфика рассудка состоит в том, что рассудок работает только с готовыми, единожды и навсегда выработанными мышлением понятиями, не преобразуя их во что-либо новое, и не синтезируя между собой. Преобразует устойчивые понятия в новое, и синтезирует их в систему знания – разум. Таким образом, разум – это способность мышления к преобразованию интеллектуального материала и к его творческому синтезу в различные системы знаний о действительности. Исходя из этого, можно сказать, что рассудок и разум – это два уровня мышления, с помощью взаимодействия которых оно осуществляет свою деятельность по объективации сознания. Деятельность мышления осуществляется в различных формах, исходными из которых являются: понятие, суждение и умозаключение. ПОНЯТИЕ – это терминологически сформулированное средствами языка представление о чем-либо, фиксирующее в себе наиболее существенные признаки объекта или явления (например, понятия: «вода», «вино», «молоко» и т.д.). Отличительным свойством Понятия является его способность собирать в себя различные объекты и объединять их в некие классы по существенным общим признакам (например, понятия вода, вино и кровь могут выражаться по общему признаку текучести единым понятием «жидкость»). Наиболее общими понятиями, вбирающими в себя не только существенные, но и всеобщие свойства действительности, являются категории (материя, причина, качество, движение и т.д.). Таким образом, в понятиях происходит объективация сознания в форме мысленного обнаружения и терминологического определения отдельных объектов и явлений действительности. СУЖДЕНИЕ – это мысль, выраженная предложением, и содержащая в себе ложное или истинное утверждение («Вода замерзает и испаряется» – истинное, «Вода горит» – ложное). Суждение может выражаться не только в предложениях языка, но и в символах (2 + 2 = 4 – истинное суждение, 2 + 2 = 6 – ложное). Всё, что не может оцениваться с точки зрения истинности или ложности, не является суждением, и относится к другим формам мысли (Принесите мне воды! Вода холодная? Вода – сколько смысла в этом слове… 2 + 3; 4, 5, 6, 9, 48). Таким образом, структура суждения должна содержать в себе такие понятия и смысловые связки между ними, которые могут быть доказаны или опровергнуты с точки зрения объективности. Исходя из этого, суждение – это объективация сознания в форме выявления истинности или ошибочности существующих между понятиями связей и отношений, которые мышление обнаруживает или создает самостоятельно. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений логически выводится новое суждение. Исходные суждения в составе умозаключения называются посылками, а новое суждение, получаемое логически из посылок, называется заключением (или следствием). Например: Все преступления наказуемы законом (1-я посылка). Воровство есть преступление (2-я посылка). Воровство наказуемо законом (заключение из двух посылок). Все умозаключения подчиняются одному условию: если истинны исходные посылки, то истинно и выводимое из них заключение. Истинное заключение делает умозаключение правильным. Правильное умозаключение, таким образом, представляет собой истинное (или правдоподобное) выводное знание о действительности. Исходя из этого, умозаключение – это объективация сознания в результатах осмысления мышлением действительности. Таким образом, мышление объективирует сознание, воплощая и представляя его содержание в различных результатах своей работы. Но сами результаты работы мышления требуют, в свою очередь, дополнительной собственной объективации для того, чтобы стать продуктом информационного обмена между людьми. Без этой объективации все результаты мышления оставались бы субъективным достоянием отдельных личностей (субъектов), неведомым для других субъектов. Объективация субъективного мышления человека в формы, объективно понятные другому субъекту (человеку), осуществляется средствами языка. ЯЗЫК – это знаковая система, хранящая и передающая информацию. Языки бывают естественными (речь), или искусственными (алфавит, математические формулы, ноты, цифры, условные сигналы и т.д.). Благодаря языку устанавливаются точные и всеобще принятые обозначения объектов и явлений действительности, что создает условия для понимания процессов мышления отдельных субъектов другими субъектами и для обмена результатами этого мышления между ними. Таким образом, язык является средством объективации сознания, в процессе которой мысли приобретают какую-либо материальную форму своего выражения, общепринятую для всех и понятную всем. Исходя из этого, элементы языка (слова, предложения, знаки, формулы и т.д.) – это средства, существующие в структуре языка, которые обозначают соответствующие понятия, суждения, заключения, образы и т.д., существующие в структуре мышления. Но при этом нельзя говорить о тождестве языка и мышления, поскольку структура языка и структура мышления специфически разные: – языковой знак не имеет смысла вне структуры своего языка, – а элемент мышления обладает универсальным смыслом вне любой структуры сознания и в любой структуре сознания. Следовательно, языковые функции относительно объективации сознания можно сформулировать двунаправлено: 1. Формулирование мыслей и результатов мышления в универсально понятных формах для хранения и обмена. 2. Коммуникация мыслей и результатов мышления. Таким образом, соотнесенность языка и мышления выражается в том, что мышление объективирует содержание сознания в мыслимые формы, а язык обеспечивает их универсальное понимание, хранение и коммуникацию. Основные термины ГНОСЕОЛОГИЯ (эпистемология) – учение о познании. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (следствие) – заключительное суждение, логический вывод из исходных суждений (посылок). ЗНАНИЕ – система результатов познавательной деятельности сознания. ИНТЕЛЛЕКТ – рациональное, основывающееся на деятельности разума, сознание. ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ – повышение степени разумности, насыщенности смыслом. КАТЕГОРИЯ – философское понятие, фиксирующее в себе те или иные существенные и всеобщие свойства, связи, отношения действительности. МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ – оторванное от реального опыта, не имеющее аналогов в реальной действительности. МЫШЛЕНИЕ – способность разума формировать мысли. ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии, то есть о том, что реально существует. ОБЪЕКТИВАЦИЯ – превращение смыслового содержания какой-либо реальности в объект для познания (в предмет, мысль, идею, модель, схему, и т.д.). ОБЪЕКТИВАЦИЯ СОЗНАНИЯ – это превращение мышлением содержания сознания в объекты (мыслимые формы), с которым мышление может работать. ОЩУЩЕНИЕ – отражение свойств реальности органами чувств человека. ПОНЯТИЕ – терминологически сформулированное средствами языка представление, фиксирующее в себе наиболее существенные признаки объекта или явления. ПОСЫЛКА – исходное рассуждение. ПСИХИКА – совокупность душевных процессов и явлений человека, образующих его субъективный внутренний мир. РАЗУМ – способность мышления к преобразованию интеллектуального материала и к его творческому синтезу в различные системы знаний о действительности. |