Главная страница

Нюхтилин В.А. Шпаргалки по философии. Шпаргалки по философии


Скачать 1.85 Mb.
НазваниеШпаргалки по философии
АнкорНюхтилин В.А. Шпаргалки по философии.doc
Дата17.01.2018
Размер1.85 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНюхтилин В.А. Шпаргалки по философии.doc
ТипДокументы
#14420
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница28 из 43
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   43

Индукция – это процесс познания, в котором знание отдельных фактов в совокупности наводит на знание общего.

Дедукция – это процесс познания, в котором каждое следующее утверждение логически проистекает из предыдущего.
Вышеперечисленные методы научного познания позволяют раскрыть наиболее глубокие и существенные связи, закономерности и характеристики объектов познания, на базе чего возникают ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – способы совокупного представления результатов исследования.

Основными формами научного познания являются:

1. Проблема – теоретический или практический научный вопрос, требующий решения. Правильно сформулированная проблема частично содержит в себе решение, поскольку формулируется исходя из актуальной возможности своего решения.

2. Гипотеза – предполагаемый способ возможного решения проблемы. Гипотеза может выступать не только в виде предположений научного характера, но и в виде развернутых концепции или теории.

3. Теория – целостная система понятий, описывающая и объясняющая какую либо область действительности.

Научная теория является высшей формой научного познания, проходящей в своем становлении стадии постановки проблемы и выдвижения гипотезы, которая опровергается или подтверждается использованием методов научного познания.
Основные термины
АБСТРАГИРОВАНИЕ – отвлечение сознания от чувственно воспринимаемых конкретных объектов и переход к абстрактным представлениям.

АНАЛИЗ (общее понятие) – мысленное разложение целого на составные части.

ГИПОТЕЗА – предполагаемый способ возможного решения научной проблемы.

ДЕДУКЦИЯ – процесс познания, в котором каждое следующее утверждение логически проистекает из предыдущего.

ЗНАК – условное обозначение, служащее для записи величин, понятий, отношений и т.д. действительности.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – мысленное создание неосуществимых в реальности объектов и явлений для упрощения процесса их исследования и построения научных теорий.

ИЗМЕРЕНИЕ – сравнение какой-либо физической величины объекта познания с эталонной единицей этой величины.

ИНДУКЦИЯ – процесс познания, в котором знание отдельных фактов в совокупности наводит на знание общего.

МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – мысленное проведение над объектом познания неосуществимых в реальности исследовательских процедур.

НАБЛЮДЕНИЕ – система мероприятий по чувственному сбору сведений о свойствах исследуемого объекта или явления.

НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ – достоверная и точная картина объекта познания, отображенная средствами естественного или искусственного языка.

НАУЧНЫЙ ФАКТ – факт, твердо установленный, надежно подтвержденный и правильно описанный принятыми в науке способами.

ПАРАМЕТР – величина, характеризующая какое-либо свойство объекта.

ПРОБЛЕМА – теоретический или практический научный вопрос, требующий решения.

СВОЙСТВО – внешнее проявление того или иного качества объекта, отличающее его от других объектов, или, наоборот, роднящее с ними.

СИМВОЛ – то же самое, что и знак.

СИНТЕЗ (процесс мышления) – способ рассуждения, конструирующий новое знание о целом из объединения его частей.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – обработка мышлением эмпирических данных с помощью абстрактной работы мысли.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – замещение реального объекта его аналогом, выполненным средствами языка или мысленно.

ТЕОРИЯ – целостная система понятий, описывающая и объясняющая какую либо область действительности.

ФАКТ – достоверное, единичное, самостоятельное событие или явление.

ФОРМА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – способ совокупного представления результатов научного исследования.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ – логическая организация научного знания средствами искусственного языка или специальной символики (знаков, формул).

ЭКСПЕРИМЕНТ – исследовательское воздействие на объект познания для изучения ранее известных или для выявления новых, ранее неизвестных свойств.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – непосредственное чувственное исследование реально существующих и доступных опыту объектов.

ЭМПИРИЯ – область отношений человека с действительностью, определяемая чувственным опытом.

29. Категории качества, количества, меры и скачка. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Эволюция и революция в развитии.
Количество – это понятие, объединяющее в себе все возможные свойства действительности, которые могут измеряться в каких-либо величинах или характеризоваться различной степенью своего материального проявления.

Таким образом, количественными характеристиками описывают те свойства какого-либо объекта или явления, бытие которых может быть выражено численным значением, интенсивностью проявления или внешними материальными признаками своего наличия (объем, скорость, размер, насыщенность, цветность, плотность, число, яркость, изогнутость, округлость, вес, масса и т.д. ).

Следовательно, количество – это совокупность свойств действительности, которые определяют внешние характеристики того или иного объекта или явления, но не определяют их самих как таковых. Например, 12 м длины может быть и у металлической трубы, и у дерева, число 365 может выражать и количество дней в году, и количество сантиметров высоты здания, 5 км/час может быть и скоростью передвижения животного, и скоростью движения механизма, и т.д.

Таким образом, количественные характеристики определяют объект только количественно, только с внешней его стороны, но не определяют сам объект как таковой в его внутренней сущности.

Внутреннюю сущность объекта определяют качественные его характеристики. Качество – это цельная характеристика внутренней сущности объекта, которая определяет его именно как данный, и никакой другой, объект.

Таким образом, качество – это условие самой мыслимости объекта тем, что он есть в действительности. Соответственно, каждый объект, как единичный факт действительности, обладает одним качеством, неотделимым от него и отражающим его единичность. Изменение качества объекта означает изменение объекта вплоть до превращения его в другой объект, а исчезновение качества объекта означает его уничтожение, поскольку качество неотделимо от объекта.

Количественные же изменения объекта, то есть изменения его внешних свойств, не обязательно приводят к уничтожению объекта или к превращению его в иное себе. Но, поскольку внешние, количественные свойства объекта берутся не откуда-нибудь, а произрастают именно из специфики его качества, то изменение внешних свойств объекта всегда говорит о том или ином соответствующем изменении и в его качестве.

Следовательно, изменение количественных характеристик свидетельствует об определенном изменении качества объекта, и, соответственно, можно говорить о единстве качества и количества.

Таким образом, любой объект действительности является единством своего качества и количества. Это единство качественных и количественных характеристик выражается в объекте:

1. с одной стороны, единством его качественной определенности, которая обнаруживается количественно, то есть во внешних его характеристиках, связях и отношениях,

2. с другой стороны, единством его количественных свойств, которое определено непосредственно его индивидуальным качеством.

Качество в этом единстве является устойчивой характеристикой, поскольку устойчив непосредственно сам объект, который оно определяет.

Кроме того, качество не может нарушать своего единства с количеством, поскольку количественные характеристики объекта есть не что иное, как внешние проявления самого качества.

Количественные же характеристики, наоборот, неустойчивы и подвижны, они постоянно меняются и, соответственно, если происходит накопление каких-либо количественных изменений, то из-за единства количества и качества тут же происходят соответствующие качественные изменения.

Если на каком-то этапе количественные изменения своим нарастанием вызовут качественные изменения, несовместимые с пределами устойчивости качества, то единство количества и качества нарушается, и качество создает новое единство, переходя в другое своё устойчивое состояние и догоняя накопленный уровень количественных изменений.

Вслед за переходом качества в иное устойчивое состояние, соответственно, переходит в иное устойчивое состояние и сам объект, совершая, таким образом, некий процесс своего развития.

Интервал, в пределах которого при всех количественных изменениях единство качества и количества не нарушается, называется мерой. Таким образом, мера – это граница существования объекта в диапазоне его количественных изменений, возможно допустимых для его качества.

За границей меры накопленные количественные изменения вызывают изменение качества, а объект, приобретая это новое своё качество, перестает быть тождественным самому себе прежнему и становится тождественными самому себе новому.

Таким образом, при превышении меры, количественные изменения переходят в качественные изменения такого уровня, которые сразу же приводят к переходу наличного качества в другое устойчивое состояние.

То есть, качество объекта или явления меняется резким сломом прежнего своего состояния и мгновенной заменой его своим новым состоянием, то есть скачком. Скачок – это процесс коренного изменения наличного качества и рождения нового качества в результате накопления количественных изменений.

После скачка возникает новое качество, которое, в свою очередь, изменяет количественные характеристики объекта и образует новое единство количества и качества, то есть новую меру.

Следовательно, любое развитие объекта или явления связано с моментом изменения меры, с так называемой «узловой точкой изменения меры», а вообще любое развитие объекта или явления можно назвать, таким образом, историей узловых точек изменения меры.

Каждая узловая точка изменения меры содержит в себе:

1. Момент необходимого перехода количественных изменений в качественные при нарушении меры, и

2. Процесс необходимых новых количественных изменений, выражающих новое состояние качества.

Следовательно, говоря именно о необходимости основных процессов, происходящих в узловых точках изменения меры, можно говорить о некоем законе перехода количества в качества и обратно, поскольку любая необходимость свидетельствует о наличии некоего закона. Ведь любой закон есть не что иное, как именно проявление какой-то необходимости.

Таким образом, из необходимого характера внутренних процессов узловых точек изменения меры можно сформулировать закон перехода количества в качество и качества в количество:

Количественные изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные изменения, которые, в свою очередь, с необходимостью приводят к новым количественным изменениям. Количественные изменения происходят поступательно, а качественные изменения происходят резко. Изменение качества происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела, меры.

Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития, носит объективный и всеобщий характер, но не является универсальным, поскольку развитие в одних случаях происходит точечным, моментальным скачком, а в других случаях медленным, эволюционным скачком.

Эволюция – это медленное, поступательное развитие, в котором каждое последующее состояние является более совершенным по качеству, чем предыдущее.

Особым видом скачка, характерным для общественного развития, является революция. Революция – это полный и внезапный кардинальный переворот в государственном и общественном устройстве.
Основные термины
ИЗМЕРЕНИЕ – сравнение какой-либо физической величины объекта познания с эталонной единицей этой величины.

КАЧЕСТВО – условие самой мыслимости объекта тем, что он есть в действительности.

КОЛИЧЕСТВО – понятие, объединяющее в себе все возможные характеристики действительности, которые могут измеряться в каких-либо величинах или характеризоваться различной степенью своего материального проявления.

МЕРА – граница существования объекта в диапазоне его количественных изменений, предельно допустимых для его качества.

РАЗВИТИЕ – целенаправленный, закономерный, поступательный и необратимый переход чего-либо в новое качество.

РЕВОЛЮЦИЯ – полный и внезапный кардинальный переворот в государственном и общественном устройстве.

СВОЙСТВО – внешнее проявление того или иного качества объекта, отличающее его от других объектов, или, наоборот, роднящее с ними.

СКАЧОК – процесс коренного изменения наличного качества и рождения нового качества в результате накопления количественных изменений.

УЗЛОВАЯ ТОЧКА МЕРЫ – момент изменения меры, наступающий после скачка.

ЭВОЛЮЦИЯ – медленное, поступательное развитие, в котором каждое последующее состояние является более совершенным по качеству, чем предыдущее.
Трудности
Трудность первая, лексическая – постоянные указания на некий «объект», в котором происходят количественные и качественные изменения. Зачастую это приводит к пониманию сферы применения закона перехода качественных и количественных изменений только для некоего вещественного объекта. Здесь надо помнить, что в философии объект – это не вещественное тело, а всё, что познается. А познаются и любого рода процессы, и мыслимые формы, и различного рода состояния и т.д. То есть, всеобщий механизм развития здесь предлагается для всего, что может быть познаваемо. Это и есть объект с его количественными и качественными характеристиками. Например, объектом может быть целое государство, или даже цивилизация, объектом может быть отдельная вещь или состояние процесса и т.д.

Трудность вторая – узловая точка меры. Её постоянно понимают как момент нарушения меры, за которым начинает скачком формироваться новое качество. Следует твердо запомнить – узловая точка меры это момент, когда скачок уже произошел, когда произошло развитие, когда сформировалось новое качество и началось соответствующее изменение количественных параметров под это новое качество. Узловая точка меры – это свидетельство произошедшего развития и формирования новой меры. Эта точка, таким образом, относится уже к новому объекту, появившемуся в результате развития, а не к старому, которого уже нет.

30. Категории тождества, различия, противоположности и противоречия.
Закон единства и борьбы противоположностей.

Тождествоэто равенство объекта, одинаковость объекта с самим собой или равенство нескольких объектов. Про А и Б говорят, что они являются тождественными, одними и теми же, если и только если все свойства и отношения, которые характеризуют А, характеризуют и Б, и наоборот.

Тождество, как таковое, как некое вообще абстрактное понятие, становится сразу же конкретным в приложении к какому-либо конкретному объекту, поскольку тождество объекта самому себе означает его равенство вот этим своим конкретным существенным свойствам, благодаря которым объект, собственно говоря, и есть именно то, что он есть.

Следовательно, конкретное тождество конкретного объекта самому себе – есть его самотождественность, которая ничем не формируется специально и является просто естественной данностью бытия. Таким образом, тождество объекта с самим собой всегда присуще конкретному объекту и всегда конкретно само.

Но при этом конкретное тождество всегда относительно, поскольку действительность постоянно меняется, и ни один объект не бывает абсолютно тождественным самому себе – ведь ни один объект никогда не бывает абсолютно тем, что он есть, постоянно изменяясь.

Исходя из этого, можно сказать, что тождество может быть абстрактным и абсолютным только относительно чего-то абстрактного или абсолютного, то есть – относительно абстрактных понятий разума и абсолютных выводов мышления. Что же касается конкретной, материальной, предметной действительности, то здесь тождество бывает только конкретным и относительным.

1. Рассмотрим, что означает конкретный характер тождества.

Прежде всего, следует признать, что конкретный характер тождества объекта самому себе, то есть, его самотождественность, отражает устойчивое пребывание данного объекта в бытии тем, что он есть. Таким образом, конкретность тождества объекта самому себе свидетельствует о его устойчивом бытии – это есть основное, что проистекает из конкретного характера тождества как такового.

Кроме того, конкретное тождество объекта самому себе, его самотождественность, одновременно является и его отличием от других объектов. Ведь объекты между собой отличаются именно тем, что у них у каждого своя собственная, непохожая ни на какую другую, самотождественность. И если данный объект конкретно самотождественен только самому себе, то он потому и отличается конкретно от любого другого объекта, что любой другой объект также самотождественен только самому себе.

Следовательно, само понятие тождества неотделимо от понятия различия, поскольку в самом смысле самотождественности объекта заключен главный фактор его различия с другим объектом.

Таким образом:

любое тождество всегда содержит в себе различие.

С другой стороны, различие объекта с другими объектами всегда содержит в себе тождество, поскольку различение объектов есть не что иное, как различение их самотождественностей. Следовательно, различие – это несходство самотождественности двух или более объектов, проявляющееся внешне в наличии у них тех или иных признаков, отсутствующих у одного, и присутствующих у другого.

Таким образом:
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   43


написать администратору сайта