Нюхтилин В.А. Шпаргалки по философии. Шпаргалки по философии
Скачать 1.85 Mb.
|
В социальной революции разрешается не какое-то, а основное противоречие любой общественной системы – противоречие между её производительными силами и производственными отношениями. На определенной ступени своего развития производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Когда, в результате этого противоречия, производственные отношения превращаются в оковы для стремящихся развиваться производительных сил, наступает эпоха социальной революции, которая, решая основное противоречие, меняет, прежде всего, экономические основы общества, то есть меняет базис общественно-экономической формации. С изменением экономической основы общества, то есть с изменением базиса, более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке общественно-экономической формации. В конечном итоге, социальная революция – это совокупность переворота материального производства, и переворота идеологического, происходящего в политической, религиозной, художественной, философской и в иных сферах жизни, где люди осознают социальный конфликт и борются за его разрешение. Если рассматривать ход человеческой истории, то социальные революции – это важнейшие этапы общественного развития, которые не только отделяют одну общественно-экономическую формацию от другой, но и сохраняют преемственность исторического движения. Без социальной революции не было бы исторического движения, поскольку ни одна общественно экономическая формация без нее не смогла бы занять место предшествующей формации. Социальные революции, таким образом, можно назвать выражением сути естественно-исторического процесса развития общества. Будучи, по Марксу, неизбежными, социальные революции являются законом истории, ее «локомотивами» и обеспечивают смену одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной, в следующем порядке: – первобытнообщинный строй; – рабовладельческий строй; – феодальный строй; – капитализм; – коммунизм. Несмотря на всю непохожесть и специфичность социальных революций для разных стран и для разных исторических эпох, у них всегда есть повторяющиеся существенные черты и процессы. Эта повторяемость обнаруживается в том, что коренная ломка старой формации всегда имеет свои истоки в обострении противоречий между производительными силами и производственными отношениями данного общества. Поэтому социальная революция протекает в форме классовой борьбы и вообще, социальная революция – это есть высший этап развития классовой борьбы, дошедшее до наибольшего ожесточения. В ходе социальной революции решается вопрос о власти, и, следовательно, социальная революция свидетельствует, прежде всего, о политическом кризисе данного общественного строя, поскольку политическая устойчивость любого общества выражается в устойчивости его власти. Именно политический кризис общества, если он переходит в кризис власти и сопровождается экономическим и социальным кризисом, свидетельствует о возникновении революционной ситуации в обществе, то есть о возникновении условий, формирующих возможность социальной революции. Кратко революционную ситуацию можно назвать общенациональным кризисом, который, по разработкам Ленина, характеризуется следующими главными признаками: 1. Невозможность для господствующих классов сохранять в неизменном виде свое господство. То есть – «верхи больше не могут», хотя и хотят, жить по старому. 2. Обострение выше обычной степени нужды и бедствий угнетенных классов. То есть – «низы больше не хотят» жить по старому, потому что не могут. 3. Значительное повышение активности масс, приводящее к их самостоятельному историческому выступлению. Для победы социальной революции недостаточно только наличия революционной ситуации. Необходимо также, чтобы к этим объективным предпосылкам социальной революции присоединились субъективные предпосылки: – способность масс к смелой, самоотверженной борьбе и – наличие опытной революционной партии, осуществляющей правильное стратегическое и тактическое руководство борьбой масс. Основные термины БАЗИС (марксизм) – совокупность условий, составляющих экономическую основу структуры общества. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о закономерностях исторического развития общества. КАПИТАЛИЗМ – общество, в котором собственностью, определяющей социальное положение и влияние на власть, является промышленно-финансовый капитал. КЛАССОВАЯ БОРЬБА – непримиримое столкновение классов. КОММУНИЗМ (в марксизме) – сменяющая капитализм бесклассовая формация, основанная на общественной собственности на средства производства. НАДСТРОЙКА (марксизм) – совокупность духовной культуры, общественных отношений и социальных институтов общества. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – определенный, исторически сложившийся тип общества, основанный на том или ином способе производства. ОТРИЦАНИЕ (диалектика) – переход старого в новое с сохранением всего лучшего из старого. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС – состояние общегосударственного конфликта, сопровождающееся бессилием власти осуществлять руководство обществом. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ – совокупность применяемых в производстве орудий труда, технологий, транспорта, помещений, предметов труда и т.д., и людей, как носителей знаний, умений, навыков, производственного опыта. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – отношения людей в процессе производства. ПРОТИВОРЕЧИЕ – момент постоянного противоборствующего взаимодействия противоположностей. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ – общество, в котором основной экономической собственностью являются рабы. РЕВОЛЮЦИЯ – полный и внезапный кардинальный переворот в государственном и общественном устройстве. СКАЧОК – процесс коренного изменения наличного качества и рождения нового качества в результате накопления количественных изменений. СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – резкие, сжатые во времени коренные качественные изменения общества в целом. ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ – общество, в котором собственностью, определяющей социальной положение и влияние на власть, является земля и прикрепленные к ней люди. 41. Общественное и индивидуальное сознание: их взаимосвязь. Структура общественного сознания и его основные формы. Обыденное и теоретическое сознание. Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия. Индивидуальное сознание – это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид коренным образом отличается от другого индивида именно содержанием своего индивидуального сознания. Поэтому общественное сознание не может быть просто механическим объединением индивидуальных сознаний, оно представляет собой всегда качественно новое явление, поскольку является синтезом тех идей, взглядов и чувств, которые вобрало в себя из индивидуальных сознаний. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ человека всегда многообразнее и ярче общественного сознания, но при этом, оно всегда более узко по взгляду на мир и гораздо менее охватно по масштабу рассматриваемых проблем. Индивидуальное сознание отдельного человека не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества. Но общественное сознание приобретает свою всеохватность и глубину из содержания и опыта отдельных индивидуальных сознаний членов общества. Таким образом, общественное сознание есть всегда продукт индивидуального сознания. Но, с другой стороны, любой индивид является носителем, как современных, так берущих свое начало из глубины веков, общественных идей, общественных взглядов и общественных традиций. Таким образом, элементы общественного сознания всегда проникают в индивидуальное сознание отдельных людей, трансформируясь там в элементы индивидуального сознания и, следовательно, общественное сознание не только формируется индивидуальным сознанием, но и само формирует индивидуальное сознание. Таким образом, индивидуальное сознание есть всегда во многом продукт общественного сознания. Таким образом, диалектика взаимосвязи индивидуального и общественного сознания характеризуется тем, что оба этих вида сознания неразрывно связаны, но остаются обособленными явлениями бытия, взаимно влияющими друг на друга. Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, в которой выделяются уровни и формы. ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – это различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности: политика, право, мораль, философия, искусство, наука и т.д. Таким образом, можно говорить о следующих формах общественного сознания: 1. Политическое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых общество осознает сферу политики. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания, так как в нем отражаются экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Политическое сознание оказывает значительное влияние на группировку политических сил общества в борьбе за власть и, соответственно, на все остальные сферы социальной жизни. 2. Правовое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Правосознание оказывает значительное влияние на экономику, на политику и на все стороны социальной жизни, поскольку выполняет в обществе организационно-регулятивную функцию. 3. Нравственное сознание. Это исторически складывающиеся принципы морали в отношениях между людьми, между людьми и обществом, между людьми и законом, и т.д. Нравственное сознание, таким образом, является серьезным регулятором всей организации общества на всех его уровнях. 4. Эстетическое сознание. Это отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Особенностью эстетического сознания является то, что в нем формируются идеалы, вкусы и потребности общества, связанные с явлениями творчества и искусства. 5. Религиозное сознание выражает в себе внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру. Религиозное сознание находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, и, прежде всего, с такой, как нравственное. Религиозное сознание имеет мировоззренческий характер и, соответственно, оказывает значительное воздействие на все формы общественного сознания через мировоззренческие принципы его носителей. 6. Атеистическое сознание отражает мировоззренческий взгляд тех членов общества, которые не признают наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицают существование любой реальности, кроме материальной. Как мировоззренческое сознание оно также оказывает значительное влияние на все формы общественного сознания через жизненные позиции его носителей. 7. Естественнонаучное сознание. Это система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке. Данное сознание является одним из наиболее определяющих для характеристик той или иной цивилизации, поскольку затрагивает и определяет большинство социальных процессов общества. 8. Экономическое сознание. Это форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания и социально-экономические потребности общества. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно существующей экономической реальности и определяется объективной необходимостью её осмысления. 9. Экологическое сознание. Это система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности. Формирование и развитие экологического сознания происходит целенаправленно, под воздействием политических организаций, социальных институтов, средств массовой информации, специальных социальных учреждений, искусства и т.д. Формы общественного сознания многообразны так же, как многообразны социальные процессы, которые осмысливает человек. Общественное сознание формируется В ДВУХ УРОВНЯХ: 1. Обыденное, или эмпирическое сознание. Данное сознание проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением общественного бытия и попытками его оптимизации на повседневном уровне. Обыденное сознание – это низший уровень общественного сознания, который позволяет устанавливать отдельные причинно-следственные связи между явлениями, строить простые умозаключения, открывать простые истины, но не позволяет глубоко проникать в сущность вещей и явлений, или подниматься до глубоких теоретических обобщений. 2. Научно-теоретическое сознание. Это более сложная форма общественного сознания, не подчиненная повседневным задачам и стоящая выше их. Включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка – мировоззрение, естественнонаучные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т.д. Возникая на основе обыденного сознания, научно-теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной и способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает сущность и закономерности материальных и духовных процессов. Основные термины АТЕИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – мировоззренческий взгляд, не признающий наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицающий любую реальность, кроме материальной. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ – система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке. ИНДИВИД – отдельный человек. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ – нечто отдельное, своеобразно неповторимое. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ – совокупность идей, взглядов и чувств, свойственных конкретному человеку. НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – система моральных принципов в отношениях между людьми, в отношениях между людьми и обществом, в отношениях между людьми и законом, и т.д. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – процесс и результаты осознания человеком своего общественного бытия. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества. РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ – внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ – система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории и социально-экономические потребности общества. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. 42. Политическая и правовая формы общественного сознания. Их роль в современном обществе. Политико-правовая культура и демократия. Политическое сознание – это система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества, и на основе чего они занимают ту или иную политическую позицию. Политическое сознание является непременным спутником функционирования и развития любой политической системы, поскольку любая политическая система строится осознанными действиями членов общества, исходя именно из реалий и целей преобладающего у них политического сознания. Политическое сознание занимает особое место среди всех других форм общественного сознания, поскольку в нем отражены коренные интересы классов, социальных слоев и групп. Именно политическое сознание оказывает решающее воздействие на процессы политической борьбы за власть, потому что классы, социальные слои и группы общества примыкают к той политической силе, чья программа наиболее полно соответствует содержанию их политического сознания. Поскольку политическое сознание формируется исходя из жизненно важных интересов классов, социальных слоев и групп, то оно пронизывает и все другие формы общественного сознания, отражающие социальные процессы общества, в которые погружены субъекты политического сознания. Поэтому политическое сознание тесно взаимодействует с религией, моралью, экономикой, правом, наукой, национальным сознанием и т.д. Таким образом, в политическом сознании отражаются все стороны взаимоотношений классов, социальных слоев и групп в политической системе общества и в системе государственной власти. Система государственной власти, её теоретические принципы и её практическое устройство – является главной проблемой политического сознания, поскольку именно в вопросах устройства и практического функционирования государственной власти сталкиваются политические интересы различных классов, социальных слоев и групп. |