Главная страница

Нюхтилин В.А. Шпаргалки по философии. Шпаргалки по философии


Скачать 1.85 Mb.
НазваниеШпаргалки по философии
АнкорНюхтилин В.А. Шпаргалки по философии.doc
Дата17.01.2018
Размер1.85 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНюхтилин В.А. Шпаргалки по философии.doc
ТипДокументы
#14420
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница35 из 43
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   43

Существует несколько точек зрения на происхождение и сущность государства:

1. Теория естественного государства (берет своё начало в античной мысли, затем развита в теории органического государства Краузе, Аренса и др.):

согласно этой теории, государство является естественной формой завершающего этапа формирования социальных отношений. Человек – существо общительное, стремящееся к совместному бытию и к совместной деятельности. В результате этого само собой, естественным образом, складываются большие союзы людей, объединенные совместным проживанием, совместной производственной деятельностью, близкими коренными интересами, этническим фактором, общей духовностью и образом жизни.

Государство, таким образом, само собой возникло из социальной практики в череде различных стихийных людских объединений – род, племя, союзы племен и, непосредственно, государство.

Следовательно,

происхождение государства проистекает из естественной общительности человека («человек – существо по своей природе политическое», Аристотель), а также из естественных предпосылок социального развития, а

сущность государства состоит в естественной разумности его формирования, аналогичной разумности формирования вообще любого естественного организма.

2. Государство, как Божье установление для земной жизни (идея сформирована религиозными мыслителями древнейших времен, закрепилась в качестве господствующей в средневековой философии):

государство – это власть, а власть – это сущностный атрибут Бога. Следовательно, если и существует земная власть человека, то она имеет божественный источник, поскольку возникает не из земного, а проистекает из сущностного атрибута Бога.

Таким образом, если кто-то из земных получает власть, то она законна, как власть от Бога, ибо только у Бога власть, и только Богом она может быть кому-либо ниспослана, иначе Бог лишил бы любого его власти. И это есть божий промысел, и все должны его принимать, и подчиняться власти земной, как власти божественной.

Таким образом,

происхождение государственной власти – это Божий промысел, это забота Бога о человеке, это освященный небесами и данный Божьей мудростью порядок человеческой жизни, без которого человек оставался бы диким и раздробленным. А

сущность государства состоит в наделении властью от Бога определенных людей для заботы и охранения своих подданных.

3. Теория вотчинного государства (возникла в позднее средневековье):

вотчина – это право полной собственностью на землю. По этой теории государство сложилось, как следствие укрупнения вотчинных землевладений. Крупные вотчинники, землевладельцы, обладали полным правом собственности не только на свою землю, но и на всё то, что на ней находилось, и на всё то, что на ней происходило.

В итоге естественно-объединительных или насильственных действий, сложились крупные территории, на которых господствовало право одного человека, одной семьи, одного рода, или племени, и т.д. На этих территориях устанавливались единые порядки, неукоснительные для всех, которые стали прототипом государственного устройства.

Затем очевидная эффективность такого правления привела к дальнейшему развитию государственных форм правления, в которые органически перетекли вотчинные модели правления. Таким образом,

происхождение государства состоит в частной собственности на землю, а

сущность государства состоит в произрастании из права на земельную собственность всех остальных властных прав, а потом и обязанностей по поддержанию и защите данной территории.

4. Договорная теория государства (основатели Гроций, Гоббс, Локк):

поскольку ни один человек никогда естественным образом не признает над собой власти другого человека, то возникновение власти можно считать возможным только в результате некогда происшедшей договоренности между людьми.

Стимулом для подобной договоренности было ясное осознание человеком, что наличие собственных естественных прав без их надежного обеспечения приравнивается к их полному отсутствию.

Таким образом, человек понял, что лучше добровольно передать свои естественные права в распоряжение другому, более сильному человеку, в обмен на их обеспечение с его стороны. Так, например, передается имущество или земля в пользование человеку, способному лучше ими распорядиться, в обмен на долю от результатов.

Таким образом, все люди, там или здесь, некогда добровольно передавали свои естественные права (собственности, свободы, различного рода личного выбора и т.д.) одному достойному и сильному лицу с тем, чтобы тот обеспечивал действие этих прав и распространял их в определенной доле на всех остальных.

Так появились представители верховной власти и их подданные, чьи взаимоотношения образовали государственную систему жесткой, вертикально организованной власти. Таким образом,

происхождение государства искусственно, оно в разумности человеческого общества, а

сущность государства состоит в добровольной передаче естественных прав большинства меньшинству.

5. Теория общественного договора (разработчик Руссо):

аналогична договорной теории практически во всём, кроме того, что добровольное соглашение людей о государственной власти было ими заключено по своему смыслу не как передача власти от большинства к отдельным лицам, а как договорной акт, в котором властью была наделена общественная, коллективная воля большинства, принявшая подобное решение. То есть

государство возникло договорным способом, но не как власть отдельного человека, а как власть всеобще осознанного выбора большинства и, тем самым, является всеобще разработанной и коллективно принятой системой права.

6. Государство, как аппарат насилия (марксизм):

государство – это инструмент подчинения господствующими классами эксплуатируемых классов.

Происхождение государства проистекает из необходимости принуждения эксплуатируемых классов к труду, а

сущность государства состоит в обеспечении сложившихся классовых отношений.

С исчезновением классов (при коммунизме) исчезнет и государство.
Существует также множество воззрений, объясняющих происхождение и сущность государства с других позиций: с чисто философских позиций отвлеченно от исторической практики; или с чисто географических позиций, или с чисто социальных позиций, или с юридических, с нравственных, с рациональных, с культурологических и т.д. позиций.

Однако, несмотря на разность всех этих течений, можно сказать, что в общем смысле

сущность государства состоит в верховенстве его прав над правами всех остальных элементов его структуры или отдельных индивидов, а

происхождение государства можно само по себе, как таковое, назвать социальным законом организации общественной жизни, потому что исходя из онтологического факта обязательного и повсеместного возникновения государства в исторической практике всех народов, государство есть проявление действия закона, потому что только закон обеспечивает эти две характеристики любого явления – повсеместность и обязательность.
Основные термины
ВЛАСТЬ – способность или возможность к принудительному подчинению кого-либо своей воле.

ГОСУДАРСТВО – система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО – свод принципов, правил, прав и ценностей, вытекающих из естественной природы человека независимо от социальных условий.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ – процесс образования того или иного социального института.

ОБЩЕСТВО – система взаимоотношений и условий, объединяющая людей в устойчивое совместное сосуществование.

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ОБЩЕСТВА – задача общества по обеспечению той или иной жизненно важной социальной потребности.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ – узко нацеленная на обеспечение той или иной социальной функции общества система учреждений, организаций и отдельных групп людей.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – охраняемое законом право физического или юридического лица на какое-либо конкретное имущество.

39. Политическая система общества. Роль государства в развитии общества. Основные признаки государства. Власть и демократия.
Политическая система общества – это система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также элементов политического сознания и политической культуры какого-либо общества.

Политическая система общества, таким образом, включает в себя:

1. Совокупность объединений и организаций с политическими функциями, то есть: государство как таковое, политические партии, профсоюзы, общественно-политические организации и движения, церковь и т.д.

2. Политические отношения, складывающиеся между элементами политической системы.

3. Политические нормы и традиции, регулирующие законодательно и конвенциально (по условиям соглашений) политическую жизнь страны.

4. Политическое сознание, отражающее идеологические установки и целевые устремления различных политических сил и социальных единиц.

5. Политическую деятельность, охватывающую, как действия политических объединений, так и деятельность конкретных людей.

Политическая система призвана обеспечивать самые различные социальные функции, главной из которых является осуществление политической власти.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬэто способность определенных политических сил осуществлять руководящее влияние на жизнь общества.

Политическая власть имеет несколько уровней своей реализации:

1. Власть отдельных политических объединений, то есть власть политических партий, общественно-политических организаций и движений.

Это наиболее зримый и реальный уровень политической власти, который консолидирует волю определенных социальных групп, слоев или классов. Реализуется через руководящие органы и исполнительные структуры политических объединений.

2. Коалиционный уровень власти. В политических коалициях преследуются совместные властные устремления и решаются общие политические цели нескольких союзнических политических объединений.

При создании политических коалиций для достижения совместных целей создаются различные временные или постоянные коалиционные органы принятия и исполнения решений (например, круглые столы, советы, парламентские объединения и фракции и т.д.).

3. Общеполитический уровень власти. Данный уровень власти представляет собой результаты политического консенсуса всех самых различных политических сил и реализуется через общеполитические координационно-руководящие органы (конференции национального согласия, народные, отечественные фронты и т. п.).
Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе связана с государственной властью. Цели, которые ставит политическая власть, полноценно можно решать только через государственную власть, потому что только государственная власть обладает средствами принуждения для подчинения населения политической воле.

Поэтому государственная власть является основным объектом политической борьбы и основной целью любой политической силы. Любая политическая сила состоятельна настолько, насколько она хочет получить, может удержать и способна реализовать государственную власть.

В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. ГОСУДАРСТВО – это система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.

У разных народов государства возникали по-разному, но в итоге, рано или поздно, государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любого народа. Это обусловлено следующими причинами:

1. Государство является разумной альтернативой хаосу столкновений между различными индивидами, социальными группами, слоями и классами. В этом смысле государство выражает общенародные интересы и предотвращает безостановочное самоуничтожение человеческого общества в социальных и частных конфликтах.

2. Помимо функции предотвращения конфликтов, государство несет функцию организационного союза людей, объединившихся для совместного проживания. Предельное выражение эта функция получает в категории гражданства, которую получает индивид, принимая условия государственного союза, после чего государство обеспечивает ему личную безопасность, политические, экономические, социальные и другие свободы, охрану семьи и собственности, защищает от вторжения извне и т.д.

3. Наряду с различными преимуществами государственного союза для отдельного индивида, государство также решает задачу цивилизованной политической борьбы политических объединений и обеспечивает для этого справедливые правила игры.

4. По правилам политической борьбы государство играет роль гаранта мирной смены государственной власти от одной политической силы к другой.

5. После прихода к власти одной из политических сил государство является арбитром всех форм политических, экономических, этнических, профессиональных и других конфликтов, которые происходят в политической системе.

6. Государство разрабатывает, внедряет, финансирует и контролирует перспективные программы развития, берет на себя общесоциальные проблемы и расходы на оборону, обеспечивает правопорядок в обществе, ликвидирует последствия стихийных бедствий, эпидемий, катастроф и т.д.

7. Государство выступает от имени народа в мировом политическом сообществе.

Признаками государства являются:

1. Государственный механизм власти, располагающий специальным аппаратом управления и принуждения;

2. Территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства (право производить суд);

3. Собственная система права – совокупность обязательных норм, соблюдение которых обеспечивается государственными органами.

В идеале государство должно служить человеку, ибо человек – это высшая из всех мировых ценностей. Для этого государство должно быть демократическим, то есть должно обеспечивать и защищать права и свободы граждан, налаживать справедливый порядок общественной жизни, обеспечивать контроль народа за работой государственных органов и осуществлять свою деятельность на основе закона и права.

Демократический порядок в государстве может обеспечиваться воздействием на политику со стороны гражданского общества. Гражданское общество – это совокупность общественных сил, влияющих на политические процессы автономно от государства.

Гражданское общество может брать на себя всё больше и больше политических функций из состава тех, которые изначально берет на себя государство, потому что гражданское общество исторически постоянно совершенствуется и укрепляется.

Гражданское обществом может полностью взять на себя такие функции, как разработка политических программ и выбор политического курса. Остальные политические функции также должны осуществляться с участием гражданского общества, потому что государственный чиновник, как представитель особого сословия, с одной стороны, далек от насущных проблем народа, а, с другой стороны, склонен противодействовать социальным процессам, которые выводили бы членов общества из-под его власти. Поэтому вопросы экономики, войны и мира, социальные, национальные, экологические проблемы, конституционный строй, территориальная структура государства, совершенствование законодательства и т. д. должны быть делом всего общества, а не только верховной власти.
Основные термины
ВЛАСТЬ – способность или возможность к принудительному подчинению кого-либо своей воле.

ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – способность определенных политических сил осуществлять руководящее влияние на жизнь общества.

ГОСУДАРСТВО – система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – совокупность общественных сил, влияющих на политические процессы автономно от государства.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА – система правовых норм, государственных и гражданских организаций, политических отношений и традиций, а также элементов политического сознания и политической культуры какого-либо общества.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – система знаний, убеждений и оценок, в русле которых происходит осмысление политики членами общества.

ПРАВО – это юридические законы и система общеобязательных социальных норм, охраняемых и обеспечиваемых силой государства.

40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии.
Революционная ситуация и политический кризис в обществе.

Центральную роль в марксистской философии исторического материализма играет теория социальной революции.

Теория социальной революции в марксизме основывается на диалектическом законе перехода количественных изменений в качественные, который (переход) происходит скачком.

В переложении на социальное бытие исторический материализм видит действие этого закона в том, что эволюционное развитие общества на каком-то этапе должно совершать революционное по характеру, быстрое изменение всех своих сторон, и называет это «социальной революцией».

Таким образом, социальная революция означает резкие, сжатые во времени коренные качественные изменения общества в целом, в ходе которых происходит отрицание старого порядка новым порядком.

Социальная революция – это сложный процесс отрицания, в котором:

– уничтожается всё отжившее в обществе;

– сохраняется преемственность между новым и старым состояниями общества;

– появляются элементы, которых не было в старом, отрицаемом состоянии общества.

Социальная революция, таким образом, как и любое отрицание, это есть разрешение какого-то противоречия.
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   43


написать администратору сайта