Нюхтилин В.А. Шпаргалки по философии. Шпаргалки по философии
Скачать 1.85 Mb.
|
Но обе эти цивилизационные теории главным фактором развития общества считают человека, его интеллект и его духовное развитие. То есть цивилизационный подход характеризуется тем, что творцом человеческой истории является только сам человек, а не какие-либо неумолимые закономерности, которым человек вынужден подчиняться. При этом все цивилизационные теории разделяют цивилизации по форме и по содержанию на два основных типа: 1. Традиционный тип. Общества этого типа направлены не на преобразование природы, а на адаптацию к ней. Исповедуя размеренный и неторопливый путь развития, не затрагивающий вековых традиций и ценностей, эти цивилизации не поощряют стремления целенаправленно менять производственные, социальные, религиозные, этнические и прочие формы своего состояния. Обычаи и ценностно-духовные приоритеты в этих обществах ставятся выше экономических (страны третьего мира, в основном в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке). 2. Западный тип. Общества этого типа направлены на подчинение себе природы, на развитие массового производства, на ускорение темпов развития, на постоянное преобразование социальных отношений, традиций и обычаев жизни. Ценностно-духовные приоритеты подчинены экономическим, а безусловной ценностью является научное знание и научно-техническое совершенствование. Если в традиционном типе общества превалирует аграрное и натуральное хозяйство, то в западном типе хозяйство базируется на разделении труда, на специализации форм производства, на механизации и автоматизации промышленности, на подчинении всех достижений общества развитию промышленной индустрии и финансового сектора. Преобладающим типом современного общества выступает западный тип индустриального общества, которое переходит в постиндустриальную свою стадию, где к решающим факторам развития – к деньгам и доступу к сырью – добавляется такой фактор, как высокий уровень менеджмента, знаний и систем управления. В дальнейшем, как предполагается, постиндустриальный этап западного типа сменится информационной цивилизацией, характеризующейся доминированием систем информационного управления всеми жизненно важными системами общества. Основные термины ГОСУДАРСТВО – система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа. ИНДИВИД – отдельный человек. КАПИТАЛИЗМ – общество, в котором собственностью, определяющей социальное положение и влияние на власть, является промышленно-финансовый капитал. КОММУНИЗМ (в марксизме) – сменяющая капитализм бесклассовая формация, основанная на общественной собственности на средства производства. КУЛЬТУРА – сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов. НАРОД – это всё население, как таковое, вовлеченное в совместную деятельность в системе какого-либо общества. НАЦИЯ – общность людей, объединенных единым языком общения, совместной территорией проживания, похожим психологическим складом, общей системой духовных ценностей и специфическим осознанием своей неразрывности друг с другом. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. ОБЩЕСТВО – система взаимоотношений и условий, объединяющая людей в устойчивое совместное сосуществование. ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ – бесклассовое человеческое общество до появления частной собственности и государства. ПРЕДМЕТЫ ТРУДА – то, на что направлен труд (земля, сырье, материалы). ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ – применяемые в производстве орудия труда, технологии, транспорт, помещения, предметы труда и т.д., и люди, как носители знаний, умений, навыков, производственного опыта. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – отношения людей в процессе производства. ПРОИЗВОДСТВО МАТЕРИАЛЬНОЕ – процесс создания материальных благ. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ – общество, в котором основной экономической собственностью являются рабы. СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА – исторически сложившийся способ добывания материальных благ. СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА – совокупность предметов и средств труда. СРЕДСТВА ТРУДА – то, чем и с помощью чего оказывается воздействие на предметы труда в процессе производственной деятельности (инструменты, техника, оборудование, здания). ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ – общество, в котором собственностью, определяющей социальной положение и влияние на власть, является земля и прикрепленные к ней люди. ЦИВИЛИЗАЦИЯ – это состояние общества в его конкретный исторический период с точки зрения достижений в материальной и духовной области. Трудности Здесь единственная трудность состоит в том, что иногда четко не видят разницы между культурой и цивилизацией. Решается этот вопрос непросто, об этом много споров, но можно остановиться на следующем варианте: исходя из формулировок, определяется, что культура – это сумма, а цивилизация – это состояние. То есть культура вбирает в себя то, что народ достиг за всю свою историю, а цивилизация содержит в себе то, в чём заключается актуальность сегодняшнего исторического момента народа, или того исторического момента, который взят для исследования. Например, российская цивилизация сегодня не определяется «Повестью временных лет» Нестора, «Русской Правдой» Ярослава Мудрого, или мастерством подглазурной росписи татар времен Золотой Орды, поскольку эти достижения не влияют на состояние нынешнего бытия России. Но в культуру России всё это входит, и входило на любой стадии её цивилизационного развития. 34. Трудовая деятельность людей как основной фактор антропосоциогенеза. Общественное бытие и общественное сознание, характер их соотнесенности. Труд – это целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов. Труд является главной предпосылкой и основным условием непосредственно самой человеческой жизни, а совместный труд выступает важнейшим фактором общественного устройства этой жизни. В отличие от животного мира, человек удовлетворяет свои жизненно необходимые потребности, не биологически приспосабливаясь к природе, а преобразует природу посредством труда, приспосабливая её под себя. Таким образом, человеческий труд – это акт постоянного творчества, постоянного преобразования существующего и создания нового, это процесс напряженной интеллектуальной и духовной деятельности, непрестанного осмысления действительности и поиска оптимального решения задач различной сложности. Благодаря этому труд стимулировал интеллектуальное развитие человека и выделение человека из животного мира. Интеллектуализация человека, в свою очередь, привела к постоянному усложнению и непрерывному совершенствованию орудий и приемов труда, что обратной связью вновь потребовало интеллектуализации человека. Таким образом, преобразуя трудом природу, человек одновременно преобразовывал и себя. Благодаря труду человек постоянно расширял свой познавательный потенциал, развивался умственно, приобретал навыки совместной деятельности, то есть общественной жизни. Необходимость передачи знаний и навыков по наследству привела к появлению процессов социализации, благодаря чему человек уже с детства стал воспитываться как существо социальное, то есть неотъемлемо так или иначе включенное в общество в том или ином его виде. Любой труд продиктован необходимостью и начинается с изготовления орудий. Наиболее древними орудиями являются орудия охоты, рыболовства и войны, которые возникли в ответ на главные необходимости того времени – питание и защита (как от хищников, так и от враждебных иноплеменников). Со временем эти орудия из примитивных, полуобработанных подручных средств превратились в достаточно надежные и эффективные приспособления для решения ежедневных насущных проблем. С появлением более совершенных орудий охоты и рыболовства в питании человека стала возрастать доля потребления мясной и белковой пищи, что увеличило физический потенциал человека, сделало его сильнее, конкурентоспособнее в мире животных, повысило выживаемость и численность. За счет поступления с мясной пищей в мозг большого количества необходимых для его развития и питания веществ, человек стал быстрее совершенствоваться умственно. Его всё более проясняющееся сознание и усиливающиеся способности к абстракциям и умозаключениям стимулировали новое совершенствование орудий и способов труда, развитие общественных отношений и способствовали появлению новых знаний о природе. Решающим для превращения человека в разумное и общественное животное стало пользование огнем и приручение животных. Это повлекло за собой появление такого нового вида труда, как скотоводство, к которому затем прибавилось земледелие. Вследствие этого трудовая деятельность стала разнообразнее и искуснее за счет прядения, ткачества, обработки металлов, гончарного ремесла, судоходства, кулинарии, виноделия, ювелирного искусства и т.д. Из-за формирования богатой и насыщенной трудовой деятельности возникли излишки её продуктов, что привело сначала к обмену, а потом к торговле, и в результате – к дифференциации человеческого общества по производству того или иного полезного продукта. Всё это вызвало собой появление союзов племен, расширение межплеменных контактов, формирование наций, оформление их экономических и политических интересов, возникновение государств. С появлением государств развились право и политика, расширились возможности человечества в совместной трудовой деятельности, что привело к развитию науки и формированию основных культурных черт цивилизаций. Таким образом, труд непосредственно не только обеспечивает физическое выживание человека в природе, но и выделяет человека из природы, возвышает над нею и обусловливает основные характеристики человеческого общества, поскольку вся система общества является в своей основе тем или иным совместным трудом. Таким образом, благодаря труду, бытие отдельного человека включено в общественное бытие. Общественное бытие – это совокупность всевозможных форм совместной деятельности людей, подчиненной общественной необходимости. То есть, общественное бытие можно понимать как некий набор общественно регулируемых практик – экономической, правовой, политической, гражданской, этической, идеологической, семейной, государственно-управленческой, научно-теоретической и т.д. Естественно, что каждая из общественно регулируемых практик в силу своей сложности сопряжена с её общественным осмыслением, эмоциональным переживанием и духовным отношением. Таким образом, общественное бытие сопровождается процессом его осознания со стороны самого же общества. Это осознание обществом своего общественного бытия происходит в форме общественного сознания. Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, в которой выделяются уровни и формы. УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – это зоны накопления интеллектуального и духовного опыта общества, в иерархии их сложности: 1. Обыденное, или эмпирическое сознание. Данное сознание проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением и попытками оптимизации общественного бытия на повседневном уровне. 2. Научно-теоретическое сознание. Это более сложный уровень общественного сознания, содержание которого не подчинено повседневным задачам жизни, превышает их потребности и включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка – мировоззрение, естественнонаучные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т.д. ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ – это различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности: наука, философия, искусство, право, политика, мораль, религия и т.д. Общественное сознание неразрывно связано с общественным бытием, поскольку и общественное сознание, и общественное бытие взаимно воздействуют друг на друга: – общественное сознание осмысливает общественное бытие, вносит целенаправленные изменения в его состав и задает направления его развития; – общественное бытие, со своей стороны, формирует приоритеты и задачи общественному сознанию, определяет его содержание и направления его работы. Являясь зависимыми друг от друга, они одновременно и самостоятельны. Их самостоятельность проистекает из того, что, как процессы общественного сознания, так и процессы общественного бытия во многом подчиняются внутренней логике именно своего отдельного развития: – общественное сознание развивается в направлении, заданном не только общественной практикой, но и в логическом русле своих господствующих идей, воззрений и концепций, несмотря на то, что общественная практика может с ними явно расходиться; – громоздкая и сложная общественная практика во многом развивается в направлениях, заданных инерцией своего собственного структурного состояния, несмотря на то, что общественное сознание может уже видеть и принимать к действию новые направления развития. Основные термины ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ – совокупность всевозможных форм совместной деятельности людей, подчиненной общественной необходимости. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – процесс и результаты осознания человеком своего общественного бытия. ОРУДИЯ ТРУДА – устройства и предметы, созданные человеком для осуществления производственной деятельности. ПРАКТИКА – чувственно-предметная целеполагающая деятельность человека. ПРИРОДА – совокупность всех внешних естественных условий существования человека. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения человеком системы необходимых знаний, позволяющих ему эффективно включаться в жизнь общества. СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА – выражение того или иного сложившегося на тот или иной исторический момент единства производительных сил и производственных отношений какого-либо общества ТРУД – целесообразная деятельность человека по созданию материальных благ и духовных продуктов. 35. Материальное производство и его структура: производительные силы и производственные отношения. Характер их соотнесенности. Материальное производство – это процесс создания материального продукта для удовлетворения потребностей общества. Таким образом, материальное производство всегда есть явление общественное, направленное на то, чтобы совместными усилиями людей обеспечить материальные условия их совместного существования. Теория материального производства разработана марксизмом. Главной особенностью материального производства, которая служит его показательным отличием от любого другого вида производства (различные виды производства духовных продуктов и нематериальных благ), является наличие в процессах материального производства обязательного взаимодействия человека с природой. Таким образом, в процессе материального производства человек воздействует на природу с помощью каких-либо средств труда. Поэтому в марксизме материальное производство, для реализации своих процессов, требует наличия трех компонентов: 1. Сырье – природный материал, который в процессе производства преобразуется в полезный для общества продукт. 2. Средства труда – то, с помощью чего обрабатывается сырье и изготавливается полезный продукт. 3. Человеческий труд – целенаправленная деятельность человека по созданию материального продукта. Таким образом, процесс материального производства содержит в себе два основных вида отношений: 1. Отношения человека с природой в процессе производственной деятельности. Эти отношения есть не что иное, как содержание самого процесса производства, а всё многообразие содержания процесса производства, весь его возможный диапазон видов и форм определяется совокупностью производительных сил, которые участвуют в материальном производстве. Таким образом, производительные силы – это единство двух сторон материального производства: - вещественной стороны производства, то есть применяемых в производстве орудий труда, технологий, транспортных средств, управленческих систем, помещений производственного и вспомогательного назначения, предметов труда и т.д. - и общественной стороны производства, то есть людей, как носителей знаний, умений, навыков, производственного опыта и т.д. 2. Отношения человека с человеком в процессе производственной деятельности. Поскольку в производительных силах наличествуют люди, то между людьми в процессе производства возникают отношения определенного характера. Эти отношения есть не что иное, как отражение общественной стороны производства. Содержание этих отношений в их всячески возможных вариантах объединяется единым понятием производственные отношения. Производственные отношения людей многообразны и содержат такие элементы, как отношения собственности, административные отношения, отношения обмена деятельностью, разделение обязанностей и функций, распределение создаваемых продуктов, передача опыта, оказание услуг, кооперация, конкуренция, продвижение услуг, арбитражные действия и т.д. Обособить и разделить между собой производительные силы и производственные отношения можно только теоретически, только условно, только для выработки рабочих понятий, выражающих в себе разнохарактерность двух основных видов отношений в процессе производства – отношений человека с природой и отношений человека с человеком. В реальной же общественной практике эти два компоненты тесно переплетены, взаимосвязаны и подчиняются закону, который предопределяет характер их взаимоотношений и специфику их развития. Это – закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. |