Нюхтилин В.А. Шпаргалки по философии. Шпаргалки по философии
Скачать 1.85 Mb.
|
Нынешний общественный прогресс породил много факторов, которые, наоборот, усложняют жизнь человека, подавляют его психически и даже создают угрозу его существованию. Многие достижения современной цивилизации начинают всё хуже и хуже вписываться в психофизиологические возможности человека. Отсюда возникают такие факторы современной человеческой жизни, как переизбыток стрессовых ситуаций, нервнопсихический травматизм, страх перед жизнью, одиночество, апатия к духовности, перенасыщение ненужной информацией, сдвиг жизненных ценностей на примитивизм, пессимизм, нравственное равнодушие, общий надрыв физико-психологического состояния, невиданный в истории уровень алкоголизма, наркомании и духовной угнетенности людей. Возник парадокс современной цивилизации: в повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить какой-то общественный прогресс, они просто пытались удовлетворить свои насущные потребности как физиологического, так и социального свойства. Каждая цель на этом пути постоянно отодвигалась, поскольку каждый новый уровень удовлетворения потребностей тут же оценивался, как недостаточный, и сменялся новой целью. Таким образом, прогресс был всегда во многом предопределен биологической и социальной природой человека, и по смыслу этого процесса он должен был приближать момент, когда окружающая жизнь станет оптимальной для человека с точки зрения его биологической и социальной природы. Но вместо этого наступил момент, когда уровень развития общества выявил психофизическую недоразвитость человека для жизни в тех обстоятельствах, которые он сам же для себя и создавал. Человек перестал по своим психофизическим возможностям соответствовать требованиям современной жизни, и человеческий прогресс, на его нынешнем этапе, уже нанес глобальную психофизическую травму человечеству и продолжает развиваться по тем же магистральным направлениям. Кроме того, нынешний научно-технический прогресс породил экологически кризисную ситуацию современного мира, характер которой позволяет говорить об угрозе самому существованию человека на планете. При сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим ресурсам планеты, уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экономической планки, за которой наступит крах человеческой цивилизации. Сложившаяся ситуация с экологией и с нервнопсихическим травматизмом человека стимулировала обсуждение проблемы как самого прогресса, так и проблемы его критериев. В настоящее время, по итогам осмысления этих проблем, возникает концепция нового осмысления культуры, которая требует понимать её не как простую сумму достижений человечества во всех областях жизни, а как явление, призванное целенаправленно служить человеку и благоприятствовать всем аспектам его жизни. Таким образом, решается вопрос о необходимости гуманизации культуры, то есть о приоритете человека и его жизни во всех оценках культурного состояния общества. В канве этих обсуждений естественным образом возникает проблема критериев общественного прогресса, поскольку, как показала историческая практика, рассмотрение общественного прогресса просто по факту усовершенствования и усложнения социально-культурных обстоятельств жизни ничего не дает для решения главного вопроса – положителен или нет по своему итогу для человечества нынешний процесс его общественного развития? Положительными критериями общественного прогресса на сегодняшний день признаны: 1. Экономический критерий. Развитие общества с экономической стороны должно сопровождаться повышением уровня жизни человека, устранением бедности, исключением голода, массовых эпидемий, высокими социальными гарантиями по старости, болезни, инвалидности и т.д. 2. Уровень гуманизации общества. В обществе должны расти: степень различных свобод, общая защищенность человека, уровень доступа к образованию, к материальным благам, возможность удовлетворения духовных потребностей, соблюдение его прав, возможности для отдыха и т.д., и понижаться: влияние обстоятельств жизни на психофизическое здоровье человека, степень подчиненности человека ритму производственной жизни. Обобщающим показателем этих социальных факторов берется средняя продолжительность жизни человека. 3. Прогресс в нравственном и духовном развитии личности. Общество должно становиться всё более нравственным, моральные нормы должны укрепляться и совершенствоваться, а каждый человек должен получать всё больше и больше времени и возможностей для развития своих способностей, для самообразования, для творческой деятельности и духовной работы. Таким образом, основные критерии прогресса сместились в настоящее время с производственно-экономических, научно-технических, социально-политических факторов в сторону гуманизма, то есть в сторону приоритета человека и его социальной судьбы. Следовательно, главным смыслом культуры и главным критерием прогресса является гуманизм процессов и результатов общественного развития. Основные термины ГУМАНИЗМ – система взглядов, выражающая принцип признания личности человека главной ценностью бытия. КУЛЬТУРА (в широком смысле) – уровень материального и духовного развития общества. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС – постепенное культурное и социальное развитие человечества. ПРОГРЕСС – восходящее развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к более сложному. Алфавитный Указатель Терминов 1–Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – что является первичным: материя или сознание? 2 –Я СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – вопрос о познаваемости мира. 2 ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ПЕРВИЧНОСТИ/ВТОРИЧНОСТИ СОЗНАНИЯ И МАТЕРИИ – монистический подход кладет в основу мира одно из двух начал (сознание или материю), содержит в своей структуре материализм и дуализм, а дуалистический подход отказывается от решения вопроса и кладет в основу мира оба начала – и материю, и сознание. А АБСОЛЮТ – ничем не обусловленный и ни от чего не зависящий объект, который содержит в себе определения и возможности творения всего существующего. АБСОЛЮТИЗМ – абсолютная монархия, где монарх является единоличным главой всех ветвей государственной власти. АБСОЛЮТНОЕ – то, что способно быть самим собой вне зависимости от любых своих отношений с чем–либо другим. АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – концепция, признающая источником и первоосновой мира всеобщее духовное начало. АБСТРАГИРОВАНИЕ – отвлечение сознания от чувственно воспринимаемых конкретных объектов и переход к абстрактным представлениям. АБСТРАКТНОЕ – идеальная модель явления или группы явлений, не связанная индивидуально ни с одним из фактов предметного мира. АБСУРД – бессмыслица. АГНОСТИЦИЗМ – философская концепция, полностью или частично отрицающая возможность познания мира. АКТИВНОСТЬ – способность действовать. АМОРФНОСТЬ – общая пассивность относительно организованности, приобретения структуры или формы, отсутствие активности и стремления к упорядоченности. АНАЛИЗ (научный метод) – метод исследования, состоящий в расчленении исследуемого объекта или его отношений на смысловые составляющие. АНАЛИЗ (общее понятие) – мысленное разложение целого на составные части. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – теоретическая и практическая совокупность гипотез, пытающихся решить проблему научного знания через его языковые формы. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – научное высказывание, истинность которого доказывается его же содержанием. АНАРХИЗМ – политическая теория, призывающая к отказу от всех форм государственной власти. АНТИНОМИЯ – противоречие разума с самим собою, когда пара противоположных утверждений является и одинаково ложными, и одинаково истинными. АНТИТЕЗИС – утверждение противоположного, противополагание. АНТРОПОЛОГИЯ – учение о сущности человека. АНТРОПОКОСМИЗМ – философский принцип нерасторжимой связи природных космических явлений с событиями в истории человечества и с жизнью отдельного человека. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – воззрение, с точки зрения которого человек есть центр и цель мироздания. АПЕЙРОН – качественно неопределенное, вечное первоначало мира. АРХЕЙ – духовная первосущность природы (по Парацельсу). АРХЭ – изначальная стихия мира, его первоначало, первовещество, первоэлемент. АСКЕТИЗМ – образ жизни, исповедующий подавление чувственных желаний, добровольное истязание тела и ограничение на общение с другими людьми. АСТРОЛОГИЯ – учение, согласно которому звезды и планеты оказывают влияние на судьбы людей. АТЕИЗМ – отрицание существования Бога. АТЕИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – мировоззренческий взгляд, не признающий наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицающий любую реальность, кроме материальной. АТОМИСТИКА – учение о дискретном (прерывном) строении материи (атомы и пустота). АТРИБУТ – неотделимое свойство. АФФЕКТ – эмоциональное состояние, для которого характерно бурное и относительно кратковременное протекание (ярость, гнев, ужас и т. п.). Б БАЗИС (марксизм) – совокупность условий, составляющих экономическую основу структуры общества и сложившихся в нем производственных отношений. БИОСФЕРА – совокупность зон воздушного пространства Земли, её водной оболочки и верхнего твердого слоя, в которых протекает жизнь. БИОХИМИЯ – химические процессы в составе живых организмов. БОГОСЛОВИЕ – система теоретического знания о Боге. БУРЖУАЗИЯ – класс крупных собственников. БЫТИЕ – всё то, что действительно существует. В ВЕРИФИКАЦИИ ПРИНЦИП – тезис о признании научного утверждения истинным только в том случае, если оно подтверждается опытными данными. ВЕС – сила, с которой тело действует на горизонтальную опору, препятствующую его свободному падению. ВЕЩЬ – устойчиво и обособленно существующий предмет материальной действительности. ВЕЩЬ В СЕБЕ – вещь, существующая в своём природном виде без мысленного образа о себе. ВЛАСТЬ – способность или возможность принудительного подчинения кого–либо своей воле. ВЛАСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – способность определенных политических сил осуществлять руководящее влияние на жизнь общества. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА – единый духовный опыт взаимодействия личности как с внешними фактами бытия, так и с собственным «я». ВОЗМОЖНОСТЬ – то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях. ВООБРАЖЕНИЕ – создание мысленных представлений. ВОСПРИЯТИЕ – обобщенный чувственный образ объекта познания, расширенный мышлением за счет сложения в совокупность всех его ощущений. ВОСПРОИЗВОДСТВО – процесс обеспечения непрерывного функционирования и возобновления производства. ВРЕМЯ – некая мыслимая целостность, вбирающая в себя длительность некоего движения и маркирующая собою его этапы. ВСЕЕДИНСТВО – органическое единство всего мира, находящееся вне мира и наделяющее мир способностью существовать. ВСЕЛЕННАЯ – весь существующий материальный мир. Г ГЕДОНИЗМ – принцип главенства чувственного, телесного наслаждения при построении этических систем. ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ – учение, согласно которому Земля, как и другие планеты, вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. ГИЛОЗОИЗМ – философское учение о наличии души у природы. ГИПЕРУРАНИЯ (у Платона) – место над небесами, где находится подлинная нематериальная реальность мира идей. ГИПОТЕЗА – предполагаемый способ возможного решения научной проблемы. ГНОСЕОЛОГИЯ ИЛИ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – учение о познании. ГНОСЕЦЕНТРИЗМ – принцип философии, решающей все проблемы через теорию познания. ГОМЕОМЕРИИ – первовещество мира, «семена вещей», каждое из которых качественно отличается от другого, а все вместе они составляют бесконечный набор качественного многообразия мира. ГОСУДАРСТВО – система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – совокупность общественных сил, влияющих на политические процессы автономно от государственной власти. ГУМАНИЗМ – система взглядов, выражающая принцип признания личности человека главной ценностью бытия. ГУМАНИЗМ ХРИСТИАНСКИЙ – системы богословия, центром которой являются нравственные обязанности человека. Д ДВИЖЕНИЕ – в общефилософском смысле любое изменение как таковое, в трактовке материализма – способ существования материи. ДВОЙНОЙ ИСТИНЫ ПРИНЦИП – учение о разделении философских и богословских истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным для богословия и наоборот. ДЕДУКЦИЯ – процесс умозаключений, в котором каждое следующее утверждение логически проистекает из предыдущего. ДЕИЗМ – религиозно–философское воззрение, согласно которому Бог после создания мира удаляется из него и предоставляет мир самому себе. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – то, что есть в наличии. ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о закономерностях развития мира, основанное на принципе первичности материи и вторичности сознания. ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА – власть рабочего класса, устанавливаемая в результате революции, и объявляющая право на использование силы для подавления противодействия этому других классов. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ – разделение целого на составные части. ДОГМА – положение, некритически принимаемое на веру в качестве непреложной и неизменной истины. ДОГМАТ – определяемое и формулируемое церковью положение вероучения, не подлежащее изменению или критике. ДОГМАТИЗМ – произвольное, бездоказательное получение теоретических выводов. ДУАЛИЗМ – философская позиция, принимающая два равнозначных принципа бытия – и материю, и сознание. ДУША – внутренний мир человека. ДУХ – неприродная сфера бытия. Е ЕДИНИЧНОЕ – нечто качественно неповторимое в индивидуальных свойствах и характеристиках обособленного объекта или явления. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ – система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО – свод принципов, правил, прав и ценностей, вытекающих из естественной природы человека независимо от социальных условий. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ – система знаний о природе. З ЗАБЛУЖДЕНИЕ – непреднамеренное искажение истины в результате решения задач получения истинного знания. ЗАПАДНИЧЕСТВО – идейная программа, объявляющая необходимость повторения Россией западноевропейского пути. ЗВЕЗДЫ – светящиеся плазменные шары во Вселенной (например – Солнце). ЗНАК – условное обозначение, служащее для записи величин, понятий, отношений и т.д. действительности. ЗНАНИЕ – системно организованная совокупность результатов познавательной деятельности. И ИДЕАЛИЗАЦИЯ – мысленное создание неосуществимых в реальности объектов и явлений для упрощения процесса их исследования и построения научных теорий. ИДЕАЛИЗМ – течение в философии, где первичным выступает сознание, а вторичным материя. ИДЕОЛОГИЯ – совокупность идей, теорий и взглядов, формирующих систему духовных ценностей человека. ИДЕЯ (в мышлении)– мысленное представление о чём–либо. ИЗМЕНЕНИЕ – превращение объекта, системы или явления в нечто другое. ИЗМЕРЕНИЕ – сравнение какой–либо физической величины объекта познания с эталонной единицей этой величины. ИМПЕРИАЛИЗМ (в марксизме) – высшая и последняя стадия капитализма, характеризующаяся монополизацией промышленности и финансового капитала. ИНДИВИД – отдельный человек. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ – нечто отдельное, своеобразно неповторимое. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ – совокупность идей, взглядов и чувств, свойственных конкретному человеку. ИНДУКЦИЯ – процесс познания методом движения от частных данных к обобщающему выводу. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ – процесс образования того или иного социального института. ИНТЕГРАЦИЯ – процесс сближения элементов, ведущий их к объединению в систему. ИНТЕЛЛЕКТ – рациональное, основывающееся на деятельности разума, сознание. ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ – повышение степени разумности, насыщенности смыслом. ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНОСТЬ – свойство объекта познания быть интеллектуально созерцаемым. ИНТУИЦИЯ – непосредственное постижение истины без умственных операций. ИСКУССТВО – художественное творчество в целом, во всех своих формах. ИСТИНА – соответствие знания тому, что есть. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – марксистское учение о закономерностях исторического развития общества. |