Главная страница

Нюхтилин В.А. Шпаргалки по философии. Шпаргалки по философии


Скачать 1.85 Mb.
НазваниеШпаргалки по философии
АнкорНюхтилин В.А. Шпаргалки по философии.doc
Дата17.01.2018
Размер1.85 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНюхтилин В.А. Шпаргалки по философии.doc
ТипДокументы
#14420
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница31 из 43
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   43

Метафизика

Метафизика по-разному понимает роль случайности или суть необходимости, но в большинстве своем она разделяет их между собой, и понимает как категории, выражающие не только противоположные понятия, но и взаимоисключающие друг друга. Метафизика может отрицать случайность, переходя в фатализм, или отвергать необходимость для процессов общественной жизни, признавая их не подчиненными никаким закономерностям, но во всех случаях метафизика всегда понимает природу случайного и необходимого как противоположно разную, или считает ложным одно из этих понятий.

Диалектика

Диалектика понимает любой процесс действительности как результат сложившихся противоречий, а по закону единства и борьбы противоположностей, при возникновении в любом процессе противоречий, появляется внутренняя необходимость их разрешения, которая подчиняет данный процесс именно этой цели.

Таким образом, для диалектики необходимость является сутью развития действительности, которая содержится в исходных противоречиях любого процесса.

Когда же данная необходимость начинает вести процесс по пути разрешения противоречий, то внешнюю форму этого разрешения может определять случайность.

То есть в диалектике необходимость является внутренней сутью процессов развития, а случайность является внешним фактором видообразования обстоятельств развития, несущественных для генерального пути, который окончательно определен необходимостью.

5. Сущность и явление. Сущность – это внутреннее смысловое содержание объекта. Явление – это внешние, чувственно воспринимаемые свойства объекта.

Метафизика

Сущность сокрыта в вещи, она:

– или неотделима от вещи и не обнаруживается познанием при чувственном восприятии этой вещи ни в каком своём внешнем проявлении;

– или, наоборот, находится вне вещей вообще, остается вообще сокрытой от чувственного восприятия и, соответственно, также не может быть познанной.

Таким образом, наше познание имеет дело не с сущностью, а с явлениями, которые есть:

– или проявления особенностей аппарата нашего чувственного восприятия (если сущность в вещах);

– или же проявления деятельности некоей внеприродной сущности вещей (Идея, Форма, Число, Бог, Абсолют, Разум и т.д.).

Диалектика

Через явление мы можем проникнуть в сущность и познать сущность, поскольку явление есть не что иное, как некое явление сущности. Таким образом, любая сущность всегда проявляется во внешних явлениях и может быть познана.

6. Возможность – действительность. Возможностьэто то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях. Действительность – это то, что есть в наличие.

Метафизика

Возможное может стать действительностью тогда, когда оно соответствует целесообразности процессов действительности. Если данная предустановленная целесообразность действительности принимает в себя некую возможность и образует с нею логическое родство, то возможное переходит в действительное при наличии некоей внешней необходимости в виде возникновения конкретных к этому причин.

Диалектика

Поскольку возможное еще не действительность, то возможное есть не более чем абстракция. Таким образом, возможность есть всего лишь абстрактный момент развития действительности, лишь выражение некоторой тенденции развития, которая ничего собою не определяет и полностью подчиняется внутренним закономерностям действительности.
Основные термины
БЫТИЕ – всё то, что действительно существует.

ВОЗМОЖНОСТЬ – то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – то, что есть в наличии.

ДИАЛЕКТИКА – метод философского познания, исходящий из идеи саморазвития процессов действительности.

ЕДИНИЧНОЕ – нечто качественно неповторимое в индивидуальных свойствах и характеристиках обособленного объекта или явления.

КАТЕГОРИЯ – философское понятие, фиксирующее в себе те или иные существенные и всеобщие свойства действительности.

МЕТАФИЗИКА – метод философского познания, исходящий из допущения начал всего сущего, недоступных чувственному восприятию и определяющих процессы развития действительности.

НЕБЫТИЕ – то, чего не существует, что нельзя помыслить и нельзя ничем выразить.

НЕОБХОДИМОСТЬ – непременность какого-либо процесса, который обязательно, так или иначе, произойдет.

ОБЩЕЕ – нечто такое в свойствах и характеристиках объекта или явления, что объединяет данный объект или явление в один класс с другим объектом, явлением или же со множеством некоторых объектов, явлений.

ПРИЧИНА – сложившаяся необходимость для появления того или иного факта, явления действительности.

СЛЕДСТВИЕ – результат действия причины.

СЛУЧАЙНОСТЬ – характеристика реализуемости какого-либо процесса, который с некоторой вероятностью может произойти, а может и не произойти.

СУЩНОСТЬ – внутреннее смысловое содержание объекта.

ЯВЛЕНИЕ – внешние, чувственно воспринимаемые свойства объекта.
Трудности
Небольшая трудность состоит в том, что иногда ускользает из памяти, что единичное и общее в философии – это не какие-то отдельные, обособленные объекты действительности, или наоборот, множественные, собранные вместе объекты действительности. Единичное и общее – это некие свойства каких-то объектов действительности, сколько бы их ни было – в единичном количестве или во всём возможном их количестве во Вселенной. То есть количество объектов не имеет никакого значения для определения единичного и общего.

Здесь очень часто спотыкаются, потому что в обычной практике мы единичным называем нечто вещественно обособленное – одну молекулу, одну реку, данное здание, вот этого человека, конкретную войну и т.д. А общим в обычной практике мы называем нечто, собранное в некую систему или в некий раздел классификации – молекулы этого стола, реки, впадающее в данное море, городская застройка, человечество, пунические войны и т.д.

Философия же относит единичное и общее только лишь к свойствам объекта: все молекулы железа во всех возможных мирах являются абсолютно единичным объектом для философии, если она рассматривает их всех с точки зрения их единичного свойства определять качество именно железа, а не какого-либо другого вещества. Но абсолютно единичная в количественном смысле, одна единственная молекула железа является для философии абсолютно общим объектом, если она рассматривает эту молекулу с точки зрения того её свойства, по которому она относится именно к молекулам среди всех микрочастиц.

Речь идет только о свойствах! Если об этом не забывать, то в анализе этой пары категорий всё сразу же становится на свои места.

33. Понятие общества. Основные идеи формационного и
цивилизационного понимания общественной жизни и истории.

Общество – это система взаимоотношений и условий жизни и деятельности людей, объединяющая их в устойчивое совместное сосуществование. Таким образом, общество это то, что объединяет людей в систему определенных взаимоотношений.

Однако общество объединяет в себе не просто отдельные человеческие индивиды в чистом виде, оно объединяет эти индивиды в составе таких устойчивых объединений, как «народ», «нация» и «государство».

Народ – это всё население, как таковое, вовлеченное в совместную жизнь в системе какого-либо общества.

Нация – это общность людей, объединенных единым языком общения, совместной территорией проживания, похожим психологическим складом, общей системой духовных ценностей и специфическим осознанием своей неразрывности друг с другом.

Нация входит в состав народа, а народ входит в состав государства.

Государство – это система власти, которая распространяет на определенной территории свой способ организации жизни народа.

Таким образом, общество, как устойчивая форма взаимодействия людей, включает в себя нацию, народ и государство.

Общество понимается шире понятий нации, народа и государства, потому что включает в себя не только эти три социальных объекта, но и вообще содержит в себе все бесчисленные отношения, которые существуют, как между ними, так и между различными объектами в их составе и между всеми этими объектами во всех их возможных пересечениях.

Следовательно, общество – это единая система взаимодействия множества различных подсистем: социальных, производственных, политических, духовных, этнических, экономических, юридических, имущественных и других.

Особая специфика и особая сложность общества состоит в том, что его главным смысловым элементом является человек, в результате чего общество, в отличие от природных систем взаимодействия, обладает высокой степенью непредсказуемости своего развития.

Благодаря этому, общественное развитие – это процесс настолько сложный, что его исследовательский анализ и теоретическое описание вызывают огромные трудности и сопровождаются безостановочными концептуальными дискуссиями, в результате которых возникали и возникают самые различные подходы к разработке гипотез, объясняющих, так или иначе, историю возникновения и развития общества.

Наиболее основательно разработаны два подхода к развитию общества:

1. Формационный подход.

Формационный подход разработан в рамках марксизма (исторический материализм) и характеризуется идеей о том, что общество в своём развитии проходит через определённые, закономерно сменяющие друг друга исторические этапы – общественно-экономические формации.

Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, который является базисом, основой данного типа общества, то есть определяет его основные черты.

Сам способ производства представляет собой единство двух элементов – производительных сил и производственных отношений.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ включают в себя:

1. Средства производства, состоящие из:

– предметов труда (то, на что направлен труд – земля, сырье, материалы),

– средств труда (то, чем обрабатываются предметы труда инструменты, техника, оборудование, здания).

2. Людей.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯэто отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

Согласно историческому материализму, существует закономерность:

производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения, потому что средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве, совершенствуются, а производственные отношения отстают от их нового уровня.

Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил.

Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формация меняется по определённым историческим ступеням, следующим друг за другом в закономерной последовательности:

первобытнообщинный строй,

рабовладельческий строй,

феодализм,

капитализм,

коммунизм.

Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей в силу того, что смена формаций связана с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.

2. Цивилизационный подход.

Цивилизация – это состояние общества в его конкретный исторический период с точки зрения его достижений в материальной и духовной области.

В цивилизационном подходе цивилизация рассматривается в качестве основного элемента истории, через черты и характеристики которого сама история общества понимается как история человеческой культуры.

В этой концепции развитие общества понимается как процесс изменений во времени следующих факторов:

материального быта (производство, техника, жилищные условия, уровень питания и уровень потребления материальных благ и т.д.),

социального быта (государственные порядки, сословно-классовое устройство общества, семья, здравоохранение, образование, политические движения и т.д.) и

духовной культуры (наука, религия, искусство, философия, мораль и т.д.).

Существуют самые различные концепции развития цивилизации, среди которых можно выделить два основных блока:

1. Теории стадиального развития цивилизации.

Теории этого блока рассматривают цивилизацию как единый процесс общего прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы, стадии.

Стадия в цивилизационном подходе понимается как глобальное состояние культуры человечества на каком-либо историческом отрезке в аспекте всеобщих макрохарактеристик общества – уровень знаний, степень независимости от природы, основные формы хозяйственной деятельности, социальные и духовные стороны жизни, отражающие в себе главные, столбовые особенности общественного устройства.

То есть, при определении той или иной стадии учитывается не какой-либо один признак (уровень научного знания или степень социальной свободы, политическая организация или религиозные установки и т.д.), по которому можно было бы концептуально или хронологически очертить стадию, а берутся общие признаки, характеризующие состояние всех сторон общества.

С точки зрения стадиального подхода, история культуры человечества – это всеобщий и единый процесс, в пределах которого стадии сменяются под действием общечеловеческих законов развития, распространяющих своё влияние в той или иной форме абсолютно на все народы.

Несмотря на существенные различия в образе жизни и уровне культуры различных народов, и несмотря на совершенно различные темпы и формы цивилизационных процессов у разных народов, все народы каждый по-своему, но проходят одинаковые стадии своего развития.

Перечень подобных стадий варьируется в зависимости от той или иной концепции. В частности, значительно распространена следующая классификация стадий:

1. Стадия дикости, на которой человек сделал первые шаги от дикости к культуре: начал приручать животных, приобрел первые ремесла, стал изготавливать орудия труда и охоты, освоил примитивные способы строительства, установил некоторые правила общежития, создал первые формы искусства, религиозные верования, обычаи и начал пользоваться огнем.

2. Стадия варварства, которая характеризуется переходом к земледелию или к скотоводству, что в корне меняет состояние человеческого общества, делая его достаточно независимым от природы и стимулирует развитие знания и ремесел – получение и обработка металла, астрономические знания, ирригация, кулинария, сложные религиозные воззрения и культы, мифология, насыщенная социальная иерархия, разделение обязанностей в обществе, политические объединения с выходом за пределы семьи или племени и т.д.

3. Непосредственно цивилизация. Начинается с изобретения письменности, поскольку именно письменность является орудием сохранения, распространения и передачи потомкам знаний и духовных ценностей.

С появлением подобного орудия (письменности) стал возможен процесс накопления интеллектуальных и духовных ценностей. Поскольку непосредственный смысл человеческой культуры состоит в его возвышении над природой, над её физическими законами, то цивилизация, как культура, начинается только тогда, когда умственные законы приобретают с появлением письменности силу и возможность развиваться до различных степеней своего возвышения над физическими законами.

В итоге процессов развития, цивилизация меняет своё состояние и приобретает те или иные новые доминирующие характеристики, то есть, сама стадия цивилизации в человеческой истории принимает ту или иную форму, в зависимости от складывающихся общественных условий и развития культуры.

Так, по применяемой иногда классификации человечество прошло стадию земледелия, затем стадию промышленного производства, затем техногенную стадию и теперь переходит в стадию информационной цивилизации.

2. Теории локальных цивилизаций.

Блок этих теорий исходит из того, что в истории человечества возникают и развиваются отдельные цивилизации, то есть некие большие исторические общности людей, которые занимают определённую территорию и имеют свои, присущие только им особенности социально-экономического, политического и культурного развития.

Локальные цивилизации составляют общий поток человеческой истории, оставаясь в нём обособленными элементами. Они могут замыкаться в границах отдельных государств (китайская цивилизация, русская цивилизация, индийская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация, латиноамериканская цивилизация, арабская цивилизация).

С течением времени локальные цивилизации меняются, как под действием внутренних процессов развития, так и отвечая на внешние вызовы со стороны других локальных цивилизаций, но в них остаётся некая основа, некое «ядро», благодаря которому каждая локальная цивилизация принципиально отличается от другой.
Таким образом, стадиальная теория видит в истории действие единых для всего человечества законов развития, а локальная теория концентрируется на индивидуальном разнообразии исторического процесса отдельных обществ.
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   43


написать администратору сайта