Главная страница
Навигация по странице:

  • «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХИГС

  • ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кафедра международных отношений и гуманитарного сотрудничестваИСТОРИЯ

  • Вариант четвертый 1. Движущие силы и закономерности исторического процесса.

  • 2. НЭП: задачи, осуществление, итоги.

  • 3. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии

  • Библиографический список Список основной литературы

  • Список дополнительной литературы

  • история. Сибирский институт управления филиал ранхигс факультет заочного и дистанционного образования


    Скачать 132 Kb.
    НазваниеСибирский институт управления филиал ранхигс факультет заочного и дистанционного образования
    Дата20.10.2019
    Размер132 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаистория.doc
    ТипДокументы
    #90922

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХИГС

    ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Кафедра международных отношений и гуманитарного сотрудничества

    ИСТОРИЯ
    Письменное контрольное задание/Контрольная работа


    Студент: Осмоналиев Нуристан Чолпонбайевич

    Группа: 19412

    Дата: 20.10.2019 г.




    Преподаватель: О.А. Береговая



    Новосибирск, 2019

    Вариант четвертый

    1. Движущие силы и закономерности исторического процесса.

    Удивительна человеческая жизнь: люди так похожи друг на друга и так различны. Мы проходим одни и те же этапы и периоды: рождаемся, взрослеем, вступаем во взрослую жизнь, создаем пару и заводим потомство, растим детей, внушая им свои ценности, стареем, умираем. А наши дети и внуки, их дети и внуки поддерживают этот бесконечный круговорот событий. Какой смысл для каждого конкретного человека в этом круговороте, почему он должен в нем участвовать?

    Как получается, что из первобытной общины развились поселения, из них - города и государства? Почему гибнут цивилизации и как их опыт вплетается в жизнь последующих поколений?

    Почему нам кажется, что если мы будем знать то, что происходило раньше, то мы сможем лучше устроить свое будущее? Есть ли кто-то или что-то, что контролирует историю и может на неё влиять? Наконец, самый главный вопрос - для чего все это нужно, зачем все эти этапы, есть ли у них конечная цель?

    Нужно сказать, что эти вопросы в том или ином виде возникали на протяжении всей истории человечества, и каждый мыслитель искал на них собственные ответы. Но эти ответы, стройные концепции подходили для объяснения лишь какое-то время, потом же их очевидная несостоятельность заставляла искать новое объяснение.

    «История - это великий вопрос, ещё не получивший решения, который будет решен не мыслью, а только самой действительностью; вопрос этот сводится к тому, является ли история в своем порыве лишь мгновением, промежуточным звеном между неисторическими существованиями или это прорыв глубинных возможностей, которые даже в образе безграничных несчастий, подвергаясь опасностям и постоянным крушениям, в целом ведут к тому, что бытие будет открыто человеком, а он сам в непредвидимом взлете обретет свои неведомые дотоле возможности», - писал немецкий философ Карл Ясперс в своей книге «Истоки истории и её цель» ещё в 1948 г. 1

    Нужно ли говорить о том, что с тех пор философская мысль так и не продвинулась в решении этой проблемы.

    Философия истории: краткий очерк

    Первые концепции исторического процесса появились еще в Древней Греции. Вопрос, который тысячи лет назад задавали себе философы того времени, и сейчас актуален: можно ли, выстроив причинно-следственную связь от прошлого через настоящее, предвидеть будущее? Имеет ли история народов единый универсальный смысл?

    «Этот мировой порядок, тождественный для всех, не создал никго из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерами вспыхивающим и мерами угасающим»,

    - это одно из первых объяснений мирового исторического процесса принадлежит Гераклиту (VI-V вв. до н.э.). Пифагорейцы примерно в это же время определили исторический процесс как идеальную геометрическую фигуру - круг, мир они представляли себе гармоничным, законченным и поэтому в истории видели круговорот событий, идей, душ.

    Согласно подходу отечественного философа и религиозного мыслителя А. Ф. Лосева, античная философия истории есть философия вечного становления, вечного возвращения, периодических мировых пожаров (Гераклит), переселения душ (пифагорейцы, Платон). Такой подход к истории делал её в некотором роде бессмысленной и беспощадной к человеку: в нём нет ни смысла, ни управляющей силы, с которой человек мог бы взаимодействовать. Даже те философы, которые признавали, что мир и люди сотворены богами, склонялись к тому, что богам нет никакого дела до их творений и всё на земле течёт само собой, подчиняясь заранее установленным законам, за неисполнение которых, однако, положено наказание.

    Средневековая философия и христианское богословие внесли корректировки в эту концепцию, поставив началом истории рождение Христа, а ее концом - ожидаемый апокалипсис. Таким образом, история в трудах христианских философов обрела законченность и смысл. Наличие высшей цели в историческом развитии напрямую связывалось здесь с идеей провиденциализма (Августин Блаженный), в которой история представляет собой систематическую реализацию Божьего плана управления.

    Философы эпохи Возрождения и следующие за ними просветители, пытаясь найти рациональное объяснение этой проблеме, поставили на место управляющего историей Божественного промысла понятия прогресса и естественного закона истории. Совместив круговую и линейную концепции, философы-просветители (Гердер) предположили, что процесс идёт по спирали, история в таком случае является «закономерным развитием культуры». Эти идеи в некотором роде продолжил Гегель, объяснявший историю как закономерное развитие абсолютной идеи в Духе, как развитие свободы - т. е., исторический процесс прогрессивен и бесконечен, но в то же время история теряет здесь вневременной смысл.

    В XX в. законченность приобрела материалистическая концепция истории (Маркс): согласно ей, общество проходит в своём развитии первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Критерий развития - уровень производительности общественного труда. При таком «антидуховном» подходе (ведь человек, по существу, теряется среди несубъективных факторов производства) марксисты выявили смысл истории в максимальном общественном развитии, которое делает каждого человека всё более свободным.

    Однако все эти концепции неоднократно критиковались, стройные системы рушились. Например, Китай и Индия никак не вписывались в классификацию формаций по Марксу, поэтому в XX в. появилась идея развития локальных обществ (Шпенглер, Тойнби, Сорокин), культур и цивилизаций. Например, Шпенглер выделял восемь культурных организмов (египетский, индийский, западноевропейский, китайский и т.д.), которые, выродившись, перешли в цивилизации. Смысл их существования - культура.

    Тойнби видел прогресс общества в духовном совершенствовании человечества на основе главных ценностей - истины, красоты, добра и их единства - пользы, а смысл истории - в реализации нравственного и творческого достоинства в человеке.

    Однако эти концепции, подкреплённые множеством фактов и исторических примеров, только путали исследователей. Постоянно возникали споры о том, можно ли считать историю единой. Не было понятно, как примирить две противоположные тенденции - движение к единству и движение к многообразию, можно ли выяснить законы, по которым существует история, есть ли у нее вообще направление и смысл.

    Для России, пережившей крушение государственной идеологии и по сей день примеряющей на себя чужие ценности и мировоззрения, вопрос об историческом смысле, историческом периоде, перспективах, особенностях развития стоит особенно остро.

    Отсутствие стройной концепции истории, которая охватила бы и человека, и социум, и развитие производительных сил, которая подходила бы для каждого государства, для каждой нации, - это не просто забота изощрённого ума книжных историков. Это действительно насущная необходимость и не только для России, но и для всего мира.

    Мы перешагнули рубеж XX в., но ответа на вопрос: «Для чего всё это?» - нет по-прежнему. Может быть, стоит отступиться и сказать: «Все бесполезно - у существования человека нет смысла, нет смысла у цивилизации на планете». Это можно продекларировать, можно даже снять об этом очередной фильм-катастрофу, но ЖИТЬ с этим ощущением невозможно!

    Человек так устроен, что не может жить с травмирующим его вопросом. Кто-то загоняет этот вопрос в глубину и старательно закрывает его заботами о хлебе насущном, но разум исследователя всегда ценился за неутомимость. И именно эти «неустающие почемучки» создали науку.

    История - взгляд каббалистов

    В этой ситуации стоит обратить внимание на уникальную по своей всеохватности концепцию истории, основывающуюся на развитии желаний. Ее излагает в своих работах доктор философии Михаэль Лайтман со ссылкой на своего учителя, учёного-каббалиста Баруха Ашлага.

    В общих чертах суть этой концепции заключается в следующем.

    Вся природа развивается по ступеням: неживое, растительное, животное, человек. Однако это не только стадии биологической эволюции, а своего рода иерархия желаний (от меньших к большим). Желание получить (эгоистическое желание) выступает здесь не в привычном для нас морально-этическом разрезе, а как движущая сила, как основа существования мира.

    Какое желание получить, какой эгоизм может быть у камня? Ученые-каббалисты предлагают взять это желание за единицу; в растительной природе оно уже вырастает до 2, в животной - до 3, в человеке - до 4. Таким образом, мы получаем схему, в которую легко укладываются и структура природы, и схема развития общества, и каждого человека в отдельности.

    Например, на уровне природы схема действует так. Неживая природа - камни: сами не двигаются, никак не обнаруживают свои стремления - вообще непонятно, есть ли у них желания. Растения уже поворачиваются к солнцу, требовательны к почве, уходу и внешним условиям; однако растения одного вида - хотя и отличаются внешне друг от друга все же сходны по своим качествам. Животные еще больше выделяются своей индивидуальностью: в их поведении четко проявляются особенности, отличающие одну особь от другой, они могут передвигаться, приспосабливаться к новым условиям и захватывать территории.

    Человек - существо удивительное, он включает в себя все предыдущие стадии - как на физическом, так и на общественном, и даже на личном мировоззренческом уровнях. Главное его отличие от животных - наличие мышления, жажда познания.

    На человеческом уровне градация уровней желания выглядит следующим образом.

    1. Неживой уровень: удовлетворение физиологических потребностей тела (еда, секс, комфорт, покой, желание создать семью).

    2. Растительный уровень: желание к богатству.

    3. Животный уровень: желание к власти, славе, почёту.

    4. Человеческий уровень: желание к знаниям.

    «Человечество, в соответствии с возрастающим из поколения в поколение эгоизмом, устремляется наполниться желаемым, - пишет Михаэль Лайтман в статье «Суть науки каббала». - И это определяет наш прогресс, изменение государственного строя, общественных отношений, образа жизни, технологической оснащенности, культурного развития и пр».2

    Каббалисты в своих книгах рассказывают нам о том, что история человечества начинается с появлением в человеке эгоистического желания получать. Сначала возникает очень маленькое желание: в нем человек ощущает импульс только к телесным наслаждениям, к таким, которые есть и у животных (семья, секс, еда и т.п.). В этом желании человечество развивается в течение тысячелетий. Затем по мере развития желания насладиться, сокращается и время его реализации. Сегодня в нашей жизни мы наблюдаем, как с огромной скоростью все меняется, в то время как 100 лет назад на такие же изменения требовалось бы в десятки раз больше времени.

    Возникает закономерный вопрос: что же дальше? Неужели смысл существования человека - в совершенствовании науки, накоплении знаний? Но нет, этими четырьмя стадиями развитие человека не ограничивается. Каббалисты говорят о существовании у человека особого желания - к духовному. Оно обладает тем свойством, что не может быть выявлено нами, исходя только из имеющихся средств познания мира - разума и чувств.

    Таким образом, представленная выше градация желаний в человеке является неполной; вот как она выглядит на самом деле:

    1 - неживой уровень; 2 - растительный; 3 - животный; 4 - человеческий; 5 - духовный уровень.

    Каждый следующий уровень полностью включает в себя предыдущий. Духовный уровень является базисным и придаёт всей каббалистической концепции истории особый смысл. С одной стороны, духовный уровень развития человека и общества в целом разрушает привычные наши представления об историческом процессе; получается, что история основывается не на материальном - развитии культуры, усовершенствовании техники, накоплении знаний. С другой стороны, этот пятый уровень выстраивает заново всю историю человечества, внося в неё духовный смысл.

    «Отсюда также понятна логика в развитии желания: почему желание к знаниям - самое большое среди земных желаний и предшествует желанию к высшему? Поскольку оно приводит к желанию познания Высшего мира, показывая человеку, что иначе выжить невозможно, - поясняет М. Лайтман. - Ведь знание природы и законов высшего мира, его функционирования позволит человечеству познакомиться с воздействующими на нас силами природы, о которых мы сегодня ничего не знаем. И если мы сможем войти с ними в гомеостазис, то обретем наилучшую форму существования человечества».

    Следуя логике, мы можем объяснить и существование исторических формаций: первобытнообщинный строй соответствует неживому уровню развития желания, рабовладельческий - растительному, феодальный - животному уровню, капиталистический - человеческому. Правда, учитывая реалии Советского Союза, исторический эксперимент с коммунизмом следует отнести к курьёзам капиталистической формации. Аналогии можно проводить и дальше - в культуре, искусстве, развитии науки и техники и т.п.

    Но что же представляет собой желание к духовному? Как должно развиваться общество на этом уровне? Вот как на этот вопрос отвечает каббалист М. Лайтман:

    «В книге «Зоар» (II в.н.э.) сказано, что человечество в конце своего развития придет к решению, что Высший мир - это и есть та область, где в которой мы должны существовать... Почему же раньше мы не могли прийти к этому решению, а только сейчас начинаем ощущать такое желание? Такая возможность развиваться, начиная с начального эгоистического желания, была еще задолго до написания книги «Зоар», в эпоху древних философов - в Х-VII вв. до н.э. и далее. Но по ряду причин наука каббала не смогла показать древним народам необходимость исправления эгоизма в каждый момент его роста.

    Также и философы древности - хоть и изучали науку каббала, но не приняли ее как метод практического исправления природы человека, и мир продолжал развиваться только силой своего неисправленного эгоистического желания. И в книге «Зоар» уже было явно сказано, что эта книга скрывается от человечества до конца XX в., когда человеческий эгоизм достигнет такого развития, что человек убедится в его зле для себя. А с другой стороны, человек не найдет в нашем мире ничего, что бы наполнило его эгоизм. Оба эти ощущения вынудят человека прислушаться к советам науки каббала».

    Таким образом, мы живём в очень важное время.

    «Сегодня мы проходим этап, - пишет Михаэль Лайтман, - о котором каббалисты говорят с самого начала зарождения науки каббала, что с 1995 г. и далее в человечестве возникает внутренний позыв к высшему наполнению, поскольку человек, в основном, уже исчерпал все свои предыдущие желания, в своих последовательных кругооборотах жизней он прошел все периоды развития своего эгоизма, и, в общем, хотя в нем и существуют в смешении все предыдущие желания, желание к высшему превалирует над всеми остальными: человек начинает ощущать, что не получает удовлетворения от наполнения всеми остальными наслаждениями».

    Каббала позволяет объяснить также причину страданий человечества, претерпеваемых им на протяжении всей истории его существования: вся проблема заключается в несоответствии человека высшему закону, порождающему эти явления. Избавление от страданий достигается приведением человека к уподоблению высшей силе по свойствам.

    Обратимся снова к источнику.

    «Исторически, по мере нашего развития, т. е. увеличения уровня эгоистического желания с нулевой и до четвертой его стадии, мы всё больше противостоим Высшему закону отдачи. Пока мы находимся на нулевом, первом, втором уровнях эгоизма, мы не крайне противоположны ему. Но, достигая третьей и четвертой стадии развития эгоизма, как это происходит в наше время, мы входим в полную противоположность с Высшей силой и претерпеваем большие страдания, чем в прошлом, причем страдания более высокого порядка - депрессии, дезориентации, растерянности, страхи уничтожения. Эта противоположность Высшей силе сказывается во всех областях жизни человека и общества: распад семьи, наркотики и алкоголизм, депрессивность, отсутствие методик воспитания, дезориентация в экономике, политике - мы находимся на высоком уровне развития, соответствующем четвёртому этапу, и вступаем в сильное противоречие с окружающим Высшим светом. Выходит, что само развитие приводит нас к ситуации, в которой нам необходимо начать менять не своё восприятие действительности внутри себя, а самих себя относительно внешней действительности».

    В статьях современные ученые отмечают тупиковое состояние во всех областях науки. В такое время, как сказано в книге «Зоар», возникнет необходимость в науке каббала, которая должна будет стать общей наукой всего человечества, поскольку представляет собой методику раскрытия Высшей управляющей мирозданием сипы.

    Таким образом, в этом объяснении исторического процесса мы видим и смысл развития человечества (слияние по свойствам с Высшей управляющей силой), и путь (изучение законов мироздания и следование им). Человек в этой концепции играет центральную роль: только в этой жизни, только из своего эгоизма он может постичь законы мира, сможет найти ответы на свои вопросы.

    Всеобщность концепции истории, которую мы попытались обрисовать в этой статье, даёт понять, что перед нами только верхушка айсберга, который таит в себе много неизведанного. И действительно, нужно отметить, что М. Лайтман в своих работах касается темы исторического развития лишь мельком, большая часть его книг посвящена вопросам гносеологии и онтологии, вопросам строения мироздания, месту человека в мире, особенностям и этапам его развития. Исследование этих вопросов может поднять человека на принципиально новый уровень понимания законов истории, помочь осознать пути управления и влияния на ход истории.
    2. НЭП: задачи, осуществление, итоги.

    Новая экономическая политика - экономическая политика, проводившаяся в Советской России начиная с 1921 года. Была принята 21 марта 1921 года X съездом ВКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП - замена продразверстки продналогом в деревне, использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

    Со второй половины 1920-х годов начались первые попытки свёртывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жёсткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы). Сталин и его окружение взяли курс на принудительное изъятие хлеба и насильственную коллективизацию деревни. Проводились репрессии против управленческих кадров. К началу 1930-х годов НЭП был фактически свёрнут.

    К 1921 Россия буквально лежала в руинах. Потери составили с 1914 г. не менее 25 млн человек. Общий объём промышленного производства сократился в 5 раз. Оборудование давно не обновлялось. Металлургия производила столько металла, сколько его выплавляли при Петре I. Объём сельскохозяйственного производства сократился на 40 % в связи с обесценением денег и дефицитом промышленных товаров. Крестьяне, возмущённые действиями продотрядов, не только отказывались сдавать хлеб, но и поднялись на вооружённую борьбу. Недовольство перебросилось и на армию. Прокатившиеся по стране восстания убедительно показывали, что большевики теряют поддержку в обществе.

    К весне 1921 года стало очевидно, что всеобщее недовольство низов, их вооружённое давление может привести к свержению власти Советов во главе с коммунистами. Поэтому Ленин решился пойти на уступку ради сохранения власти.3

    Декретом ВЦИК от 23 марта 1921 года, принятым на основании решений X съезда РКП(б), продразвёрстка была отменена и заменена продналогом, который был примерно вдвое ниже. Введение продналога не стало единичной мерой. X съезд провозгласил Новую экономическую политику. Её суть - допущение рыночных отношений. НЭП рассматривался как временная политика, направленная на создание условий для социализм.

    Главные цели НЭПа - снять социальную напряжённость, укрепить социальную базу советской власти в виде союза рабочих и крестьян; предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство; обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, НЭП был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических связей, на преодоление международной изоляции.

    30 октября 1922 вышел Земельный кодекс РСФСР, которым отменялся закон о социализации земли и объявлялась её национализация. При этом крестьяне вольны были сами выбирать форму землепользования - общинную, единоличную или коллективную. Также был отменён запрет на использование наёмных работников. Необходимо, однако, отметить тот факт, что зажиточные крестьяне облагались налогом по повышенным ставкам. Однако даже такая половинчатая реформа дала определённые результаты, и к 1926 году продовольственное снабжение значительно улучшилось.

    В общем, НЭП благотворно сказался на состоянии деревни. Во-первых, у крестьян появился стимул работать. Во-вторых у многих увеличился земельный надел - основное средство производства.

    Стране требовались деньги - на содержание армии, на восстановление промышленности, на поддержку мирового революционного движения. В стране, где 80 % населения составляло крестьянство, основная тяжесть налогового бремени легла именно на него. Но крестьянство было не настолько богатым, чтобы обеспечить все потребности государства, необходимые налоговые поступления.

    Итак, к 1925 году стало ясно, что народное хозяйство пришло к противоречию: дальнейшему продвижению к рынку мешали политические и идеологические факторы, боязнь «перерождения» власти; возврату к военно-коммунистическому типу хозяйства мешали воспоминания о крестьянской войне 1920 года и массовом голоде, боязнь антисоветских выступлений.

    Радикальные преобразования произошли и в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. ВСНХ, потерявший право вмешательства в текущую деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр. Именно в то время появился хозяйственный расчёт, при котором предприятие имеет право само распоряжаться доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки.

    Стали возникать синдикаты - добровольные объединения трестов на началах кооперации, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием, внешнеторговыми операциями. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов, причём каждый трест мог передать по своему усмотрению большую или меньшую часть своего снабжения и сбыта в ведение синдиката.

    В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы, зарплаты, исключающие уравниловку, и сняты ограничения для увеличения заработков при росте выработки. Были ликвидированы трудовые армии, отменены обязательная трудовая повинность и основные ограничения на перемену работы. Организация труда строилась на принципах материального стимулирования, пришедших на смену внеэкономическому принуждению «военного коммунизма». В промышленности и торговле возник частный сектор.

    Ряд предприятий был сдан в аренду иностранным фирмам в форме концессий. В 1926-27 гг. насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода.

    Бурно развивалась кооперация всех форм и видов. Роль производственных кооперативов в сельском хозяйстве была незначительна, зато простейшими первичными формами было охвачено к концу 1920-х более половины всех крестьянских хозяйств.4

    Взамен обесценившихся и фактически уже отвергнутых оборотом совзнаков в 1922 г. был начат выпуск новой денежной единицы - червонцев. В 1924 г. совзнаки вообще прекратили печатать и изъяли из обращения; в том же году был сбалансирован бюджет и запрещено использование денежной эмиссии для покрытия расходов государства; были выпущены новые казначейские билеты - рубли. На валютном рынке как внутри страны, так и за рубежом червонцы свободно обменивались на золото и основные иностранные валюты по довоенному курсу царского рубля.

    Возродилась кредитная система. В 1921 г. был воссоздан Госбанк СССР, начавший кредитование промышленности и торговли на коммерческой основе.

    Экономический механизм в период НЭПа базировался на рыночных принципах. Товарно-денежные отношения, которые ранее пытались изгнать из производства и обмена, в 1920-е годы проникли во все поры хозяйственного организма, стали главным связующим звеном между его отдельными частями.

    Всего за 5 лет, с 1921 по 1926 г., индекс промышленного производства увеличился более чем в 3 раза; сельскохозяйственное производство возросло в 2 раза.

    Широкая кампания по снижению цен была начата правительством ещё в конце 1923 г., но действительно всеобъемлющее регулирование ценовых пропорций началось в 1924 г.

    Весь последующий период до конца НЭПа вопрос о ценах продолжал оставаться стержнем государственной экономической политики. Но регулирование цен проводилось бюрократическим аппаратом, который не контролировался в достаточной степени непосредственными производителями. Отсутствие демократизма в процессе принятия решений, касающихся ценообразования, стало «ахиллесовой пятой» рыночной социалистической экономики и сыграло роковую роль в судьбе НЭПа.

    Несомненным успехом НЭПа было восстановление разрушенной экономики, причём, если учесть, что после революции Россия лишилась высококвалифицированных кадров, то успех новой власти становится «победой над разрухой». В то же время, отсутствие высококвалифицированных кадров стало причиной просчётов и ошибок. Значительные темпы роста экономики, однако, были достигнуты лишь за счёт возвращения в строй довоенных мощностей, ведь Россия лишь к 1926/1927 году достигла экономических показателей довоенных лет. Потенциал для дальнейшего роста экономики оказался крайне низким. Частный сектор не допускался на «командные высоты в экономике», иностранные инвестиции не приветствовались, да и сами инвесторы особо не спешили в Россию из-за сохраняющейся нестабильности и угрозы национализации капиталов. Государство же было неспособно только из своих средств производить долгосрочные капиталоёмкие инвестиции. Также противоречивой была ситуация и в деревне, где явно притеснялись «кулаки» - наиболее рачительные и эффективные хозяева.
    3. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии

    Невозможно изучить историю одного государства и понять глубинный смысл происходивших в нём явлений, не изучив в совокупности историю других государств и весь мировой исторический процесс в целом. История государства Российского и зарубежных на протяжении всего мирового исторического процесса «эволюционирует» т.е. выбирает наиболее устойчивые формы правления, соответствующие потребностям (экономическим, духовным и т.д.) людей в данный конкретный исторический период. За всю историю человечества люди придумали разнообразное количество форм государственного правления, это и монархии, парламентские и президентские республики, смешанные формы правления и т.д. Если брать первобытное общество любого народа, то мы можем наблюдать, что эволюция форм государственного правления на ранних стадиях происходила по одному и тому же пути, с некоторыми присущими данному народу культурологическими и национальными особенностями. Но на определенном этапе одни государства остались на одном уровне, а другие пошли вперед к формам правления соответствующим потребностям людей, своего народа. Этому есть множество причин: развитие культуры, науки, общественных отношений между людьми, географическое положение того или иного государства и т.д. В качестве примера эволюции можно показать современное Западное демократическое общество и общество народов центральной Африки с присущими ему архаическими особенностями устройства государства и условий жизни людей. Россия как часть Европы прошла путь развития от родоплеменного строя до феодального (крепостное право) и вплоть до 20 века Россия, как и множество стран западной и восточной Европы не знала другой формы правления кроме как монархии — формы правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху и, как правило, передаётся по наследству.5

    Всемирная история изучает и представляет весь долгий и сложный путь, пройденный человечеством с древнейших времен до наших дней. История России является частью всемирной истории. Объектом изучения нашей отечественной истории является процесс возникновения и развития человеческого сообщества на территориях, которые входили и в настоящее время входят в состав российского государства. История России не может не быть одновременно и русской историей или историей русского народа, который составляет 80% населения Российской Федерации. Русский человек с его характером, традициями, менталитетом стал творцом самобытной российской (русской) цивилизации, главной фигурой российской жизни и истории.

    Библиографический список

    Список основной литературы

    1. Амелина, В. В. История : учеб. пособие для дистанц. обучения студентов / В. В. Амелина, Д. А. Михайлов ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, Сиб. ин-т упр. - Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2012. - 250 с. – То же [Электронный ресурс]. – Доступ из Б-ки электрон. изданий / Сиб. ин-т упр. – филиал РАНХиГС. – Режим доступа : http://www.sapanet.ru/UMM_1/3099/History_UP.pdf, требуется авторизация (дата обращения : 25.07.2016). - Загл. c экрана.

    2. Всемирная история : учеб. для студентов вузов / под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ, 2012. - 866 с. - То же [Электронный ресурс]. - Доступ из ЭБС «Унив. б-ка ONLINE». - Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114540, требуется авторизация (дата обращения : 25.07.2016). – Загл. с экрана. - То же [Электронный ресурс]. — Доступ из ЭБС «IPRbooks». — Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/10494, требуется авторизация (дата обращения : 25.07.2016). — Загл. с экрана.

    3. История для бакалавров : учеб. для студентов вузов / П. С. Самыгин [и др.]. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 573 с. – То же [Электронный ресурс]. — Доступ из ЭБС «Унив. б-ка ONLINE». - Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271484, требуется авторизация (дата обращения : 25.07.2016). - Загл. c экрана.

    4. Кузнецов, И. Н. История [Электронный ресурс] : учеб. для бакалавров / И. Н. Кузнецов. — Электрон. дан. — Москва : Дашков и К, 2016. — 576 c. — Доступ из ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/60416, требуется авторизация (дата обращения : 10.08.2016). – Загл. с экрана.

    5. Ольштынский, Л. И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории : учеб. пособие / Л. И. Ольштынский. - Москва : Логос, 2012. - 407 с. - То же [Электронный ресурс]. - Доступ из ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/9091, требуется авторизация (дата обращения : 25.07.2016). — Загл. с экрана.
    Список дополнительной литературы


      1. 1. Амелина, В. В. История [Электронный ресурс] : электронное учеб. пособие для дистанц. обучения студентов по направлениям Государственное и муниципальное управление; Экономика; Управление персоналом / В. В. Амелина, Д. А. Михайлов ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, Сиб. ин-т упр. – Электрон. дан. - Новосибирск : СИУ РАНХиГС, 2016. - Доступ из Б-ки электрон. изданий / Сиб. ин-т упр. – филиал РАНХиГС. – Режим доступа : http://siu.ranepa.ru/UMM_1/3099/index.htm, требуется авторизация (дата обращения : 25.07.2016). - Загл. c экрана.

      2. Великие империи мира [Электронный ресурс] / сост. Т. Б. Царева, Ю. А. Матюхина. - Электрон. дан. – Москва : Рипол Классик, 2011. - 464 с. - Доступ из ЭБС «Унив. б-ка ONLINE». - Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=58233, требуется авторизация (дата обращения : 25.07.2016). — Загл. с экрана. - То же [Электронный ресурс]. — Доступ из ЭБС «IPRbooks». — Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/38029, требуется авторизация (дата обращения : 25.07.2016). — Загл. с экрана.

      3. Ермачкова, Е. П. Отечественная история [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. П. Ермачкова. – Электрон. дан. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 208 с. Доступ из ЭБС «Унив. Б-ка ONLINE». – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276672, требуется авторизация (дата обращения : 10.08.2016). – Загл. с экрана.

      4. Захарова, Л. Л. История мировых цивилизаций [Электрон. ресурс] : учеб. пособие / Л. Л. Захарова ; Том. гос. ун-т Систем Упр. и Радиоэлектроники (ТУСУР). – Электрон. дан. - Томск : Эль Контент, 2012. - 146 с. – Доступ из Унив. б-ки ONLINE. – Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208703, требуется авторизация (дата обращения : 25.07.2016). – Загл. с экрана. - То же [Электронный ресурс]. — Доступ из ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа : : http://www.iprbookshop.ru/13884, требуется авторизация (дата обращения : 25.07.2016).

      5. Зиновьева, В. И. Отечественная история [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. И. Зиновьева, М. В. Берсенев ; Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР). - Электрон. дан. - Томск : Эль Контент, 2012. - 162 с. – Доступ из ЭБС «Унив. б-ка ONLINE». - Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208705, требуется авторизация (дата обращения : 25.07.2016). - Загл. c экрана. - То же [Электронный ресурс]. — Доступ из ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/13894, требуется авторизация (дата обращения : 25.07.2016). - Загл. c экрана.

      6. Зубов, В. Е. История мировых цивилизаций : учеб. пособие для студентов всех форм обучения / В. Е. Зубов ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, Сиб. ин-т упр. - Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2013. - 203 с. - То же [Электронный ресурс]. – Доступ из Б-ки электрон. изданий / Сиб. ин-т упр. – филиал РАНХиГС – Режим доступа : http://www.sapanet.ru, требуется авторизация (дата обращения : 16.03.16). – Загл. с экрана.

      7. Ивашко, М. И. История (с древнейших времен до конца XVIII века) [Электронный ресурс] : учеб. пособие (схемы, табл., коммент.) / М. И. Ивашко. — Электрон. дан. — Москва : Рос. гос. ун-т правосудия, 2014. — 560 c. — Доступ из ЭБС «IPRbooks». — Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/34554, требуется авторизация (дата обращения : 25.07.2016). - Загл. c экрана.

      8. История : практикум для студентов очной формы обучения / сост. В. В. Амелина ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, Сиб. ин-т упр. - Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2014. - 198 с. – То же [Электронный ресурс]. – Доступ из Б-ки электрон. изд. / Сиб. ин-т упр. – филиал РАНХиГС. – Режим доступа : http://www.sapanet.ru/UMM_1/3099/History_UP.pdf, требуется авторизация (дата обращения : 25.07.2016). - Загл. c экрана.

      9. История [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / под общ. ред. Н. И. Дмитриев. - Электрон. дан. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014. - Доступ из ЭБС «Унив. б-ка ONLINE». - Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=275715&sr=1, требуется авторизация (дата обращения : 20.07.2016). - Загл. c экрана.

      10. История мировых цивилизаций : учеб. и практикум для акад. бакалавриата : учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманит. направлениям и специальностям / Н. Л. Клименко [и др.] ; под ред. К. А. Соловьева. - Москва : Юрайт, 2016. – То же [Электронный ресурс]. – Доступ из ЭБС изд-ва «Юрайт» - Режим доступа : http://www.biblio-online.ru/book/0EB0FC7E-BC25-4E71-B2D1-A1D0CBDFE8B1, требуется авторизация (дата обращения : 25.07.2016). - Загл. c экрана.

      11. История России [Электронный ресурс] : учебник / под ред. Г. Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - Электрон. дан. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 687 с. - Доступ из ЭБС «Унив. б-ка ONLINE». - Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299, требуется авторизация (дата обращения : 25.07.2016). - Загл. c экрана.



    1 Амелина, В. В. История [Электронный ресурс]: электронное учеб. пособие для дистанц. обучения студентов по направлениям Государственное и муниципальное управление; Экономика; Управление персоналом / В. В. Амелина, Д. А. Михайлов; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, Сиб. ин-т упр. – Электрон. дан. - Новосибирск : СИУ РАНХиГС, 2016. - Доступ из Б-ки электрон. изданий / Сиб. ин-т упр. – филиал РАНХиГС. – Режим доступа: http://siu.ranepa.ru/UMM_1/3099/index.htm, требуется авторизация (дата обращения: 25.07.2016). - Загл. c экрана.

    2 Всемирная история : учеб. для студентов вузов / под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ, 2012. - 866 с.

    3 История для бакалавров: учеб. для студентов вузов / П. С. Самыгин [и др.]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 573 с.

    4 Кузнецов, И. Н. История [Электронный ресурс]: учеб. для бакалавров / И. Н. Кузнецов. — Электрон. дан. — Москва: Дашков и К, 2016. — 576 c.

    5 Ольштынский, Л. И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории : учеб. пособие / Л. И. Ольштынский. - Москва: Логос, 2012. - 407 с.


    написать администратору сайта