Главная страница
Навигация по странице:

  • Потому что, если вы не знаете, кто знает

  • Сид ФилдSyd Field


    Скачать 0.91 Mb.
    НазваниеСид ФилдSyd Field
    Дата23.05.2020
    Размер0.91 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаFild_Stsenariy_Osnovy_stsenarnogo_masterstva.doc
    ТипРеферат
    #124972
    страница9 из 17
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17

    9. ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАНИЦ


    Глава, б которой мы рассматриваем значение первых десяти страниц:

    В течение двух лет, когда я возглавлял факультет истории "синемобиль Системз", я прочел более 2000 сценариев и почти сотню рассказов и повестей. Я читал так много, что я не видел

    предметы, находившиеся прямо перед моими глазами. На моем пись­менном столе всегда лежала кипа сценариев и я всегда отставал от запаса на 70 сценариев. Сколько бы я ни читал, кипа оставалась без изменений. Каждый раз, когда я думал, что иду в ногу, ко мне приходил мой начальник Фоу Сэд и сообщал мне, что на подходе новая кипа документов и чтобы я "лучше торопился", если я не хочу остаться совсем в хвосте. Это означало, что я должен ожидать в ближайшие дни прибытия около сотни сценариев.

    Я искал любой повод, чтобы избежать чтения сценария. Если сценарий приходил с одностраничным рефератом, я читал только ре­ферат. Если писатель сообщал мне содержание истории, когда он или она представлял(а) сценарий, я читал несколько первых стра­ниц, страницу или две в середине, а также последние три. Если мне нравилась линия истории, или ситуация, или то, как сценарий был написан, я читал его; если не нравилось ничего, я не читал. Ес­ли у меня было слишком много еды на второй завтрак или если у меня было слишком много питья, я откидывался в своем кресле, читая первые несколько страниц, клал их себе на колени, выклю­чал телефон и позволял себе вздремнуть на 10-15 минут.

    Из всего этого материала я нашел 40 сценариев, достойных представления нашим финансовым партнерам для возможной работы с ними в качестве основы для будущих фильмов. Среди этих 40 около 37 были действительно использованы для производ­ства фильмов, в том числе: "Джеремия Джонсон", "Алиса здесь больше не живет", "Ветер и лев" и "Водитель такси". Когда я на­чинал читать эти сценарии, расширялось мое понимание искусства и мастерства создания сценариев.

    Я начал с того, что спросил самого себя, что сделало эти 40 сценариев лучшими, чем остальные 1960, которые я прочитал, и длительное время я не находил ответов на этот вопрос. Когда мне предоставилась возможность преподавать на курсе сценаристов, я был вынужден вникнуть в мои собственные сценарии и в то, что я читал для получения моего материала. В начале работы со студентами я знал не очень много, мои студенты научили меня всему.

    Я узнал, что первая вещь, которую замечает читатель, - это то, каким образом писатель пишет слова на странице - т.е.

    стиль писания. Вторая вещь - это то, о чем данная история.

    Третья вещь - это то, "установлены" ли действие и герои в сильном драматическом контексте.

    Большинство своих указаний я сделал в течение первых 10 страниц. Должен ли я был продолжать чтение? Хотел ли я продол­жать? Что такое история? Кто главный герой или главная героиня? Что такое драматическая предпосылка? О чем сценарий? Я сделал открытие, что я мог определить, будет ли сценарий работать, про­читав первые 10 страниц.

    Вам необходимо всего 10 страниц, чтобы захватить вашего чи­тателя. Вы лучше убеждаетесь в том, что эти 10 страниц компактны, ясны и полны напряжения.

    За время моей восьминедельной работы в семинарах по созданию сценариев мы провели первые четыре недели, подготавливая матери­ал, а вторые четыре недели писали сценарии. Я подчеркиваю тот факт, что первые 10 страниц сценария имеют наибольшее значение. Когда вы садитесь писать, вы должны думать о том, чтобы написать отдельный блок драматического или комедийного действия. Вы должны сконструировать эти первые 10 страниц мастерски, экономично и с воображением.

    Вам надо немедленно захватить внимание читателя. У вас нет времени, чтобы бродить в поисках вашей истории. Если вы не захватили вашего читателя вашей историей на первых 10 страницах, вы потеряли его. На этих первых 10 страницах вы должны установить три основных элемента:

    Номер 1: Кто главный герой (главная героиня) – о ком ваша история? Номер 2: какова драматическая предпосылка – о чем ваша история? Номер 3: какова драматическая ситуация - каковы обстоятельства, в которых происходит действие?

    Эти три вещи должны быть введены на первых 10 страницах. Раз вы определили, каким образом вы собираетесь включить эти три элемента, вы можете конструировать и структурировать пер­вые 10 страниц как единицу, или блок, драматического действия.

    Какова начальная сцена, открывающая сценарий? Где она происходит? Это сцена с диалогами или ряд кадров? Хотите ли вы, чтобы ваш сценарий начался с создания какого-то настроения, подобно "Нежному милосердию"? Или с установки структуры времени и места, подобно "Ганди"? Может быть, вы хотите открыть сценарий с возбуждающей последовательности действий, подобно "Возвра­щению Джеди"? Хотите ли вы, чтобы начало было громким и шумным или напряженным и захватывающим? Автомобиль, едущий по пустынным городским улицам ночью, или человек, гуляющий по заполненному людьми парку в воскресенье после полудня?

    Что делает ваш главный герой? Откуда он(а)пришел (пришла)? Куда направляется? Подумайте об этом. Определите это. Ясно сформулируйте это. Структурируйте это.

    Сможете ли вы установить драматическую предпосылку в пер­вой сцене? Или вы собираетесь сделать это в пятой сцене? Дос­таточно ли ясно представляете вы себе эту сцену, чтобы драматизи­ровать ее? Если начало вашего сценария - это последовательный ряд действий (подобно грабежу в "Воре"), структурируйте действие на начало, середину и конец. Затем выберите самую возбуждающую часть и начните с нее. Захватите внимание вашего читателя. Видите ли вы первую сцену снятую ближними планами или дальним планом (показывающим самое широкое поле зрения)? Проследите за визуальными впечатлениями от той или иной сцены

    У вас есть 10 страниц, чтобы захватать вашего читателя,

    поэтому сконструируйте их тщательно, умело и точно: ведь вы лучше знаете, о чем вы пишете.


    Потому что, если вы не знаете, кто знает?

    Введите вашего главного героя (героиню), установите драматическую предпосылку и создайте драматическую ситуацию.

    Вы должны немедленно установить линию вашей истории. Про­чтите еще раз первые 10 страниц "Китайского города" в главе 7 "Сценарий". Вам также захочется перечитать главу 6: "Начала и концы".

    Начало "Вора" - это еще один хороший пример: напряженная сцена - Джеймз Каан совершает сложное огрубление ювелирного ма­газина. Мы сразу видим, что он - главный герой и виртуозный вор. Когда на стр.6 убивают фехтовальщика, он хочет вернуть свои бриллианты, но только те, которые принадлежат ему, не боль­ше и не меньше. В этом заключается драматическая предпосылка фильма.

    Главный герой и драматическая предпосылка установлены немедленно. Мы видим, что Джеймз Каан владеет партией бывших в употреблении автомобилей, и мы узнаем, что 11 лет своей жизни он провел в тюрьме (драматическая ситуация) и что он хочет жениться на Тьюзди Уэлд.

    В первом кадре и в открывающем фильм монологе Энни Холл Вуди Аллен говорит: "Энни и я разошлись и я - я все еще не мо­гу смириться с этим. Вы знаете, я продолжаю скрупулёзно анали­зировать наши взаимоотношения и рассматривать свою жизнь и я пытаюсь понять, откуда взялся этот грубый промах".

    В этом весь фильм; он рассказывается ретроспективными сце­нами, потому что, когда фильм начинается, отношения уже порваны (концы и начала связаны, не правда ли?) и фильм показывает нам "части взаимоотношений", начиная с кульминационной точки I фабу­лы, когда Энни Холл и Элви Сингер встречаются на теннисном кор­те с Майклом Мерфи. Все это установлено уже на самой первой странице.

    "Жар плоти" открывается сценой, когда Нед Расин смотрит из окна на далекое пламя, в то время как Анджела, его девушка на одну ночь, одевается. Расин говорит, что это был "возможно, один из моих клиентов, кто зажег пламя, и позже мы узнаём, что один из его клиентов - это поджигатель. На стр.3 он показан в суде вместе со своим другом Ловенштейном, заместителем прокурора округа. Мы узнаём, что Расин - "некомпетентный" адвокат. "Судья раздражен", так как Расин "не смог "создать похожесть фех­товальщика", и он говорит ему: "когда вы в следующий раз при­дете в мой зал для суда, я надеюсь, у вас будет либо лучший за­щитник, либо клиент лучшего класса". На странице 4 у него вто­рой завтрак с Ловенштейном, и мы узнаем, что Расин - это чело­век, "ищущий быстрой удачи". Это говорит нам очень много о нем.

    На странице: 6 мы видим его в его юридическом офисе со старшей миссис Сингер; Расин послал ее к доктору, который не бу­дет свидетельствовать в ее пользу, поэтому он говорит ей, что он найдет "более понимающего доктора". "Мы засудим этих дерзких уб­людков", добавил он.

    На стр.7 ночь и он скучает. Он еще в баре, затем идет к эстраде для оркестра, расположенной рядом с пляжем. Ош слушает музыку, и вдруг видит Мэтти Уолкер, - "эту экстраординарную, красивую женщину", идущую навстречу ему. "Она проходит в несколь­ких дюймах от него ... тело Расина качнулось на момент, когда она проходит мимо, как будто его ударила какая-то сила".

    Он следует за ней, и во время их разговора она сообщает ему, что она замужняя женщина; он отвечает, что ей надо было сказать, что она "счастливая замужняя женщина". Она смерила его глазами с ног до головы и говорит: "вы не слишком обходительный мужчина, не правда ли?" 3атем, подумав: "Мне нравится это в мужчине".

    Он замечает, что она прекрасно выглядит, затем добавляет: "Мне нужна забота, но только для ночи". Расин - это тип человека, о котором Ловенштейн говорит позже: "член которого приносит ему неприятности". Когда Мэтти пролила вишневый напиток на свою блузку, он берет несколько бумажных полотенец, но, когда он возвращается, она ушла, растворилась в ночи.

    Это первые 10 страниц "Жара плоти" - великолепная иллюст­рация хорошо продуманного начала фильма.

    УПРАЖНЕНИЕ

    Вы провели подготовку. Вы прояснили линию истории, проработали характер вашего героя (героини), проструктурировали Акт I на карточках 3 X 5, написали ретроспективную сцену, сконструировали первые 10 страниц. Вы готовы начать пи­сать.

    Первые 10 страниц самые трупные; наверное, вы узнали, что такое неразбериха, сомнения и неуверенность. Ничего страшного. Садитесь за стол и работайте.

    Ни о чем не думайте, просто работайте. Прыгните в "воду". Доверьтесь процессу, он больше вас, поистине чудесный и мистический творческий опыт. Неважно, какими будут результаты, хорошими или плохими, как однажды сказал мне Джин Ренуар, "под­линное искусство заключается в том, чтобы что-то делать".

    Самое плохое, что может случиться, то, что вы напишете ужасный сценарий. И что? Если он не удался, просто выбросьте его! Вы не обязаны показать его кому-нибудь.

    Не беспокойтесь о суждениях и оценках. Они будут у вас. Вы не будете знать, насколько хорош или плох ваш сценарий до тех пор, пока вы не написали его. Это означает три эскиза "пер­вого эскиза" сценария: эскиз с набросанными на бумагу словами, эскиз с правками и удлиненный, эскиз с окончательной шлифовкой, где вы можете переписать каждую сцену 10 раз. Важно не забы­вать о том, что ваш сценарий будет изменяться на протяжении этих трех эскизов.

    Пусть он меняется. Главное - расскажите историю.

    Если вы спрашиваете себя, насколько хороши или плохи ваши первые несколько страниц, угадайте, каким будет ответ? Очевид­но, плохи. Это скучно, вяло, банально и пошло, и вы все это же раньше видели. Это может быть точным суждением. Но кто сделал это суждение? Вы сами.

    Пусть дело идет дальше. Это только суждение; оно ничего не обозначает. "Мнение", сказал Свами Муктанада, "это стран­ная и забавная вещь. Летом оно длится все зиму, а зимой оно длится все лето".

    Суждение - это часть процесса создания сценария. Ожидайте его. Пусть оно не вмешивается в процесс писания. Перечтите Гла­ву 12 "Сценария", которая называется "Форма сценария", и Гла­ву 14 "Писание сценария". Форма никогда не должна стоять на пути вашего писания сценария. Все очень просто: диалог идет в центре страницы, а имя говорящего, человека написано прописными буквами; описания напечатаны через один интервал, проходят от поля до поля. Оставьте, большое место на странице, никогда не "теснитесь". Указания о том, где и когда происходит, действие, всегда пишутся прописными буквами: ВН. АУДИТОРИИ - ДЕНЬ или СН. ЕДУЩАЯ МАШИНА - СУМЕРКИ (что означает внутри аудитории днем, снаружи на грузовике в сумерках, соответственно).

    Установите ваше левое поле на 15; на табуляторе пишущей машинки диалог должен начинаться на 32-ом мм; герой говорит (прописными буквами) на 4О-ом мм; диалог должен кончаться примерно на 58-ом мм, а ваше правое поле примерно на 75-ом мм. Вы можете изменить эти цифры, чтобы было удобно и вам, и машинке.

    Вам было бы легче, если бы вы напечатали 10 страниц сценария. Возьмите любой сценарий, откройте его наугад и просто напечатайте 10 страниц. Вам надо попечатать страницы, чтобы ос­воиться с формой. Если у вас нет на руках никаких сценариев, скопируйте один из отрывков в "Сценариях". Копируйте прямо со страницы, слово за словом, кадр за кадром. Возможно, это окажет­ся эффективным путем, который поможет вам начать процесс писа­ния сценария.

    Когда вы начнете писать, сразу изложите линию вашей исто­рии сцена за сценой, кадр за кадром. Вам может показаться удоб­нее написать все в виде кадров мастера: ВН.РЕСТОРАНА или СН.СТОЯНКА АВТОМОБИЛЕЙ. Вы можете делать ошибки. Ведь вы не соби­раетесь писать безупречно, начиная со страницы I.
    Сразу расскажите вашу историю.

    Когда я работал с Джин Ренуаром, он как-то заметил, что на­чать новый творческий, проект, независимо от того, живопись ли это или роман, или симфония, очень похоже на посещение универмага и попытку примерить не себя новый жакет. Когда вы пытаетесь на­деть его в первый раз, кажется, что он не идет или чувствуешь себя не так. Вы берете его, потом оставляете, меняете его так, чтобы он шел. Когда вы снова надеваете его, он выглядит отлично, но все еще кажется, что немного жмет под мышками. Вы пожимаете плечами, чтобы стало немного свободнее, и делаете его чуть-чуть удобнее. "Но, вы должны поносить его немного, пока вы не привык­нете к нему", сказал Ренуар.

    Тот же принцип действует, когда вы пишете сценарий. Вы должны привыкнуть к нему.

    Позвольте себе написать несколько ужасных страниц. Можете написать вещи, которые не будут работать, можете писать неуклю­жий, неестественный и скучный диалог. На этой стадии это не имеет значения.

    Садитесь и пишите первые 10 страниц вашего сценария, уделяя основное внимание на вашем главном герое (или героине), драматическую предпосылку и драматическую ситуацию.

    Помните: "Самая длинная дорога начинается с первого шага".
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17


    написать администратору сайта