Главная страница
Навигация по странице:

  • 23.Общественный строй Древнего Египта

  • Судебный процесс.

  • Право Древнего Египта 1. Источники права.

  • 2. Правовое регулирование имущественных отношений.

  • 3. Брачно-семейное право и наследование.

  • 4. Преступления и наказания.

  • в Древнем Египте. Система органов власти и управления в Древнем Египте. Военная организация


    Скачать 47.66 Kb.
    НазваниеСистема органов власти и управления в Древнем Египте. Военная организация
    Дата09.06.2019
    Размер47.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлав Древнем Египте.docx
    ТипДокументы
    #81022

    1. Система органов власти и управления в Древнем Египте. Военная организация.

    Вся древнеегипетская система управления была подчинена строгой иерархии. Главным помощником фараона изначально был джати. Термин «джати» первое время обозначал главного жреца города, управляющего царским двором и хозяйством, но со временем полномочия джати были значительно расширены. Постепенно он становится главным управляющим всеми делами государства. Обычно эта должность возлагалась на одного из самых близких родственников фараона или пост джати занимал кто-либо из наиболее титулованных сановников-вельмож, чьи семьи были приближены к трону. По прошествии времени этот термин был заменен на арабское слово «визирь».

    В письменных источниках сохранились сведения о должностных обязанностях визиря: издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные знаки (размежевывать владения), вершить суд, осуществлять высшие полицейские функции. Визирь являлся и председателем шести судебных палат.

    Вторым главным сановником государства являлся главный казначей. В его обязанности входило управление всем материальным движимым и недвижимым имуществом, он осуществлял надзор за строгим соблюдением всех экономических указов фараона, контроль за налоговым сбором и т. д.

    Следующими равносильными по статусу и рангу были «начальник работ» и сановник, управляющий «домом оружия». Должность первого предполагала наблюдение за оросительной и ирригационной системами. В обязанности управляющего «домом оружия», или главы военного ведомства, входило комплектование и обеспечение армии фараона.

    Характерной чертой для практики управления был сбор всевозможных советов и совещаний для управления определенными сферами деятельности в государстве и для разрешения наиболее спорных вопросов в политической, экономической и социальной сферах жизнедеятельности общества.

    Для чиновничьего аппарата управления царскими писцами составлялись специальные инструкции, содержащие правила обращения с секретными документами, правила приложения печатей. Кроме того, эти инструкции содержали в себе установки по наказанию и перечисляли степени ответственности за разглашение государственной тайны, определяли сроки прохождения жалоб в специальные судебные инстанции.

    Вся полнота власти в египетских провинциях была сосредоточена в руках номарха и находящегося под его управлением аппарата чиновников.

    Еще в период Древнего царства ном представлял собой объединение небольших сельских общин или сельских поселений, во главе которых стояли общинные старосты и советы (джаджаты).

    Первоначально полицейские функции в государстве были возложены на армию, но постепенно к началу Нового царства начинает создаваться специальный аппарат управления, который был поставлен во главе созданных полицейских отрядов. В основном эти отряды выполняли охранно-сторожевые функции в государстве.

    Спецификой государственного устройства Египетского государства было то, что во все периоды не существовало четкого разграничения между судебными органами и самим административным аппаратом управления.

    5. Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведе-ния военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было, во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов.

    В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н. э., в египетской армии наряду с пехотой появляются конница и боевые колесницы. В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота.

    Число офицеров, а также их роль в государстве и социальный престиж растут. Регулярная армия пополняется в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

    Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства - специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

    23.Общественный строй Древнего Египта

    Господствующими слоями в обществе были жрецы, знать, гражданские и военные чиновники. Жрецы разделялись на группы в зависимости от различных культов, различных богов, которым они служили. Во главе каждой группы стоял верховный жрец, пророк данного бога. Каждая группа имела свой центральный и другие храмы, расположенные по всей стране. К основным богов принадлежали бог солнца Ра, бог загробной жизни и судья Озирис, злой бог Сет, бог Анубис и др.. Влиятельную группу составляли царские жрецы, ведавшие культом бога-царя.

    Жрецы были освобождены от всяких работ и повинностей в пользу фараона, от уплаты налогов, выполнения каких-либо повинностей вообще. Они занимали важные посты в государстве - в центральном и местном управлении, судебном ведомстве, были учителями, врачами и т.д.. Жрецы имели большой, нередко решающее влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства, им часто принадлежало решающее слово при избрании того или иного фараона.

    Привилегированную, руководящую верхушку общества составляла египетская аристократия. Она состояла как из потемок бывшей родоплеменной знати, так и высших гражданских и военных чинов, иногда выходцев из низов, получивших титул и должности от фараонов. Знать владела огромными богатствами, которые постоянно увеличивались за счет завоеваний, пожалований фараоном и др.. Из среды знати фараоны назначали правителей номов - номархов, все высшее начальство, военных командиров и др.. Египетская аристократия имела большое влияние на решение государственных вопросов.

    Значительная прослойка в обществе составляли крупные купцы, торговцы, ростовщики, много мелких торговцев, менял и других. Среди них были и влиятельные люди, которые владели большими богатствами, землями, рабами. Даже фараоны неоднократно в них занимали значительные суммы денег, золото и др. [2, с. 10-11].

    Основную массу населения Египта составляли крестьяне-общинники и ремесленники. Они были людьми свободными. Одни из них жили и работали на государственной земле замкнутыми общинами, причем каждый из них имел отдельный участок, за пользование которой платил государству определенную сумму денег и часть урожая. Самовольно оставить землю и общину не позволялось. Другие были прикреплены к земле, которую оказывали фараоны в пользование храмам, чиновникам, воинам. Кроме ренты в пользу государства, эти крестьяне должны были отдавать часть урожая владельцам земли (от 1/3 до 5/6). Крестьян заставляли также работать на общегосударственных работах - на сооружении ирригационных систем, дворцов, храмов, пирамид, прокладке дорог и др.. Во время этих работ крестьянам и ремесленникам выплачивали небольшую плату и скромно кормили. Мобилизованные в случае необходимости крестьяне и ремесленники составляли основу войска-ополчения.

    Именно с разбогатели крестьян сформировалась прослойка более-менее состоятельных хозяев, собственников - так называемых неджес. Из их среды пополнялось чиновничество, писцы, жречество, некоторые из неджес стали торговцами. Беднейших крестьян называли фуру.

    Относительно ремесленников, которых было немало, то зажиточные из них имели собственные мастерские, помощников, рабов. Однако большинство работало в государственных мастерских, рудниках, каменоломнях. Среди ремесленников были квалифицированные мастера, которые имели лучшие условия жизни и труда, высокую оплату. Это касалось и художников, скульпторов, архитекторов и др..

    Необходимость выполнения большого объема ирригационных работ, значительный объем государственного строительства (храмы, дворцы, пирамиды и др.). требовали огромного количества рабочих рук, и это была одна из главных причин завоевательной политики фараонов - захват рабов. Рабами становились не только военнопленные иностранцы, но и египтяне, побежденные в междоусобных войнах. До определенного времени существовало долговое рабство, продажа в рабство своих детей, предания в рабство за преступление. Однако основным источником был плен.

    Захваченные в плен рабы были собственностью фараона, то есть государства. Они могли иметь семью, свое имущество, которым распоряжались. В случае совершения преступления таких рабов арестовывали и наказывали согласно государственным законам. Государство позволила рабам не только жаловаться на жестокое поведение или издевательство хозяев, а также искать защиты и убежища в храмах.

    2. Государственное устройство Древнего Египта

    Государство в Египте имела характер своеобразной монархии - деспотии. Вся полнота государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) принадлежала одному лицу - монарху, который правил с помощью централизованного, бюрократического организованного аппарата, опираясь на большой штат чиновников и профессиональную армию.

    Во главе государства стоял наследственный монарх - фараон его власть была неограниченной: он приравнивался к богу солнца - Ра, материализованного на земле, воля которого - священная. Фараон - это "источник жизни, здоровья и радости", поскольку он родился от бога и земной женщины.

    Об авторитете фараонов, их необъятную власть свидетельствуют храмы, построенные в их честь, грандиозные усыпальницы-пирамиды и другие здания, которые строили на протяжении десятилетий сотни тысяч людей. Фараону, и только ему принадлежала вся полнота законодательной власти, его воля - закон; законом считали все то, чего хочет фараон. Фараону принадлежала и верховная исполнительная, и судебная власть, он был верховным военачальником, иногда - и верховным жрецом [1, с. 12].

    Фараон правил государством с помощью большого разветвленного чиновничье-бюрократического аппарата. Главным, самым высоким из государственных сановников был джати (визирь). Визирей назначали фараоны сначала со своей ближайшей семьи, а затем из среды служилой знати. Визир возглавлял весь чиновничий аппарат, сосредоточивая и административную, и судебную власть. Он был начальником всех царских сокровищниц, всех складов и хранилищ, руководителем всех государственных и царских работ, его называли "начальником всего государства, юга и севера", "начальником всех вельмож", ему отдавали большие почести: при появлении в помещении все падали вниз .

    Высоким государственным сановником был главный казначей и одновременно хранитель царской печати. Функции его были шире, чем название должности. На самом деле ему подчинялись не только государственная казна, но еще и государственные склады, амбары, поскольку значительную часть налогов и различных других сборов в Египте вносили натурой - зерном, скотом, птицей, плодами и т.п.. Поэтому его называли "заведующим дающего небо, родит земля и приносит Нил". Он скреплял царской печатью все государственные документы, соглашения, законы. Над ними стояли только фараон и визир.

    Главном казначею непосредственно помогали два "казначеи фараона", которые заведовали каменоломнями, серебряными и медными рудниками, шахтами. Они отвечали за поставление строительных материалов для царских работ, могли ввозить их из других стран. Они выполняли также функции военного и морского министров.

    Важную роль играл "начальник всех царских работ" - так сказать, министр общественных (публичных) работ. Существовал еще ряд других высоких сановников, были и полуофициальные титулы и должности, в частности "единственный друг фараона", "фараонов знакомый"

    Судебный процесс. Неотъемлемым элементом судопроизводства являлись клятвы, которые произносили для подтверждения своих показаний свидетели и стороны. Однако данная заинтересованными лицами клятва не считалась безусловным доказательством, и независимо от нее суд производил расследование, применяя пытки, очные ставки, обыски. Пытки часто практиковались во время допроса, когда обвиняемого подвергали битью палками по спине, ладоням и стопам.

    В тех случаях, когда обвинение или иск не имели под собой твердых доказательств, клятва еще во времена Нового царства освобождала от обвинения. По традиции произнесение клятвы при судоговорении оставалось обязательным, но при этом обращение к именам богов и фараона стали дополнять указанием на ту кару и конкретную санкцию, которая должна будет постигнуть виновного при даче ложного клятвенного показания. Нередко суд выносил свой приговор, опираясь на клятву и входящие в ее состав санкции, определяемые нормами обычного права и закона.

    Так, в одном из процессов по обвинению в оскорблении фараона суд потребовал от обвинителей, установив лживость выдвинутого ими обвинения, дать клятвенное обещание об окончательном отказе от своих исковых притязаний. От лиц, признанных оракулом неправыми и таким образом проигравших, также требовали произнесения клятвы в том, что они согласны с приговором и не будут его обжаловать.

    Право Древнего Египта

    1. Источники права. Правовые принципы и отдельные нормативные предписания египтян находили закрепление в различных мифических преданиях о богах, жизнеописаниях фараонов, храмовых хрониках, жреческих трактатах, типологизированных поучениях образу жизни и профессиональным занятиям (например, «Речение Ипувера», «Поучение Мерикара», «Поучение Птаххотепа»), а также в «Книге мертвых», «Текстах пирамид» и других надписях на стенах храмов, на фресках, стелах и папирусах.

    К древнейшим источникам права относились обычаи, тесно связанные с мифическими предписаниями и религиозными нормами. Согласно легенде, начало древнейшему законодательству положил бог-луна Тот, передавший египетским жрецам 42 священные книги, первые 13 из которых были посвящены полномочиям фараона и основным законам. В «Мемфисском трактате», составленном жрецами бога Птаха в период Древнего царства, описываются деяния богов-творцов, не только создавших номы и храмы, учредивших ритуалы и жертвоприношения, но также провозгласивших всеобщую гармонию, особый общественный порядок и истину в форме важнейшего для египтян принципа маат (справедливости). В «Поучении Мерикара» говорится о древних канонах египтян, обычаях.

    В древнеегипетской мифологии можно встретить описание различных правовых процедур и юридических символов. Именно египтяне стали рассматривать весы в качестве символа правосудия, справедливого суда. К весам приравнивали самого фараона.

    Магические предсказания и ритуалы, игравшие роль свода мифологически закрепленных законов и детально регламентировавшие жизнь каждого египтянина, осуществлялись по традиции жрецами.

    Жречество выступало в Древнем Египте своеобразным гарантом высокой управляемости населением и некоторой унифицированности правопорядка. Жрецы нередко по соглашению с фараонами оглашали в каждом номе специальный календарь благоприятных и несчастливых дней. Согласно этим магическим предписаниям, египтяне не имели права в определенные дни осуществлять торговлю, обращаться в суд, отправляться в морскую экспедицию и проч. Специальные представители номового жречества на местах утверждали в окончательном виде и все постановления общинных судов по имущественным и семейным спорам.

    Определенная часть жрецов специализировалась на толковании указаний храмовых оракулов, которые давались не словесно, как, например, в древнегреческих Дельфах, а большей частью знаками и кивками.

    С целью сакрализации своих знаний о древних обычаях и законах жрецы стремились максимально усложнить систему рисуночного, иероглифического письма и использовали собственную фонетическую иератику (скоропись), чтобы не допустить грамотное население Египта к получению сведений о субъективных правах и правовых запретах. Большое значение в качестве источника права имело законодательство фараонов. Оно было весьма подвижным, а сам фараон рассматривался как постоянно деятельный живой, источник своих законов. В историй права Древнего Египта были редки попытки крупных систематизации Законодательства. При четырех следующих фараонах были составлены своеобразные своды древнеегипетского права.

    Известен торговый договор египетской царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н. э.) с царем Параху, правителем государства Пунт (соврем. Сомали). Мирный договор 1296 г.до н. э., заключенный между фараоном Рамсесом II и хеттским царем Хаттусили III, является первым известным в истории международным договором, содержавшим основные принципы древневосточной дипломатии: 1) оба государства отказывались от применения силы друг против друга и брали на себя обязательство решать все недоразумения путем переговоров; 2) стороны заключали военный союз на случай, если одно из договаривающихся государств станет объектом нападения со стороны третьего, и обязывались оказывать друг другу вооруженную помощь; 3) они заявляли о взаимной выдаче преступников знатного и незнатного происхождения.

    11. Своды египетских законов до нас не дошли, о них дошли только предания: о законах Менеса, о реформах Бокхориса и некоторых других событиях. Однако на основании косвенных исторических свидетельств —. мифов, поучений и хвалебных надписей — можно утверждать, что для древнеегипетского законодательства и правосудия характерными были ориентация на провозглашение и реализацию принципов соразмерности наказания тяжести совершенного преступления, принципов истины и справедливости, которые открывали новые возможности в регулировании конфликтов наряду с казуистическим изложением законодательных установлении и требований. Наличие развитой письменности позволяло осуществлять более строгий и надежный учет и контроль в делах административных, налоговых, повинностных и карательных. Египетские жрецы рассказывали Геродоту о тех временах, когда хорошие законы содействовали процветанию страны.

    Древние египтяне, как и другие народы, выводили свое законодательство из божественных установлении, и поэтому нормы древнеегипетского права были в то же время нормами религиозного происхождения и назначения. Легитимации власти и управления содействовали характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике всех правил человеческого общения, включая правовое общение. Олицетворением справедливости в каком-либо конфликте, связанном с нарушением прав и моральных заповедей, выступали также отдельные божества (бог Осирис как "владыка справедливости", богиня порядка и справедливости Маат  ее символическое изображение в виде "Пера Истины" - противостояло в загробном суде Осириса на чаше Весов правосудия сердцу и душе умершего).

    Представление о должном и справедливом со временем стали связывать не только с наличием противоположностей между небесными и земными порядками, не только с деятельностью конкретных богов (Осирис и Маат у египтян, Шамаш у вавилонян, Дике, Фемида, Немезида у греков), но и с надлежащим путем (образом поведения, нравами, бытом). В египетской древности сведения о путях обретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об образе жизни содержались главным образом в мифах и основанных на мифах текстах, преданиях и художественно-изобразительном творчестве. Правовые идеи и ценности, таким образом, отражались и воплощались как в законах, судебных решениях и принципах деятельности властных учреждений, так и в многочисленных формах устного и письменного творчества: настенных надписях, поучениях искусству жизни, в стандартных школьных поучениях, жизнеописаниях и" преданиях о "сердце и словах" (о мыслях и приказах) богов и фараонов.

    Для статусных отношений весьма характерным было равноправие мужчины и женщины в частных и публичных сферах жизни, подчиняющихся требованиям закона. Женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в договоре, вести дело в суде, изготовлять завещание. При содействии отца или мужа она могла выступать свидетелем.

    Брак был моногамным, но делались исключения для царей и вельмож. Фараоны и чиновники нередко женились на своих сестрах (по современным подсчетам, до 5% браков вместо 1—2% в большинстве остальных случаев в среде других сословий). По преданию, фараон Рамзес II (XIII в. до н.э.) прожил около 90 лет, из которых 67 правил страной. От своих жен и наложниц он имел свыше 200 детей; 12 сыновей-наследников умерли еще при его жизни.

    О разводе и его последствиях не существует свидетельств вплоть до Позднего царства. Наследование осуществлялось по закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда дети получали равные наследственные доли, В отсутствие детей жена становилась единственной наследницей. У древних египтян была также возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания, официально регистрируемого в пользу тех или иных своих детей, в том числе и дочерей.

    На детей как наследников возлагались расходы по захоронению своих родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завещании. Дети традиционно обязывались также ухаживать за могилами родителей. С этой целью кто-то из членов семьи назначался ответственным по уходу за могилой и наделялся постоянным или временным материальным фондом, которым он обладал и пользовался только по назначению и который не мог распределять между своими детьми.

    Собственность и договорные отношения. Наряду с царскими и храмовыми хозяйствами ведущее положение занимали хозяйства вельмож. Они состояли из центральной усадьбы и владений (дворов и поселений). У каждого вельможи был "домоправитель", который отвечал за управление хозяйством. Ему были подчинены писцы, хранители ведомостей, мерщик и счетчик зерна. Домоправители осуществляли верховный надзор за хозяйством и подвергали наказанию битьем палками всех провинившихся. Особенно велика в этих заботах была роль писцов — они были нужны при учете полевых работ, при перегоне стад, в производственных мастерских. Отчетность была регулярной и включала записи в пространных ведомостях и хозяйственных книгах за весь календарный год.

    Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной точностью и подробностями и скреплялись затем подписями многих свидетелей. Проценты под занятые суммы не должны были превышать сумму долга.

    Вначале собственность передавалась на основе устной договоренности и в присутствии официальных лиц (местных или столичных), а затем оформлялась при помощи писца особой записью (и все это делалось за плату). Впоследствии передача собственности стала сопровождаться особым ритуалом: помимо составления договора и подтверждения его принесением клятвы необходимо было совершить обряд ввода покупателя во владение.

    Некоторые новации были предложены фараоном Бокхорисом, правителем из XXIV династии (720—715 гг. до н.э.), который вошел в историю как крупный социальный реформатор. Он ввел запрет на обращение подданных в рабов за долги, запретил взимание двукратной суммы за предоставление займа. Наконец, он установил правило, согласно которому в случае заключения договора без записи доказательством могла служить клятва. Некоторые из этих реформ послужили, по всей видимости, образцом для подражания афинскому законодателю Солону (594 г. до н.э.). Сходны с ними также реформы китайского императора У-ди (II в. н.э.), но это сходство носит уже случайный характер.

    2. Правовое регулирование имущественных отношений. В Древнем Египте существовал свод (каталог) всех земель страны — «Книга росписи земель Верхнего и Нижнего Египта», где все земли были расписаны, по держателям полей (храмы, управления царской администрации, конкретные лица) на текущий год. Будучи верховным собственником земельного фонда страны, фараон («властелин всего, что обходит солнце») мог жаловать пахотную землю в качестве вознаграждения за службу отдельным жрецам, воинам, другим своим подданным вместе с обслуживающими ее государственными рабами и инвентарем. Такие земельные пожалования («дом номарха») приобретали статус временного частного землевладения (джет), хотя государственные чиновники продолжали управлять этими землями и взимать с них часть дохода. Постепенно эти землевладения приобретали статус частной собственности («дом отца моего»).

    В указах о назначении на должность говорилось, что, во-первых, должностное владение неделимо (владельцу дома принадлежит и все остальное владение), во-вторых, его нельзя было унаследовать без назначения на ту же самую должность, в-третьих, запрещено пользоваться двумя неделимыми должностными владениями во избежание путаницы при исполнении связанных с правом владения обязанностей. Однако сохранение верховной собственности на землю за фараоном усложняло порядок передачи права собственности на землю, который сопровождался рядом формальностей, ритуалов и проч. Так, после составления письменного договора купли-продажи, скрепления его клятвенными заверениями и религиозного освящения совершался торжественный обряд ввода покупателя во владение в присутствии царского или храмового сановника.

    В состав царско-храмового хозяйства помимо землевладений входили царские виноградники, каменоломни, медные и серебряные рудники, зернохранилища и проч. Все водные источники в Древнем Египте считались собственностью фараона и облагались в местных хозяйствах особым налогом, который распространялся на воду не только в каналах, водоемах, колодцах, но даже в бурдюках, а также и на деревья, в тени которых эти бурдюки вешались.

    Согласно преданию, жрецам издревле принадлежала третья часть земель Египта, предназначавшаяся для службы богам и предкам и исполнения священных обрядов. Храмовое землевладение отличалось особым режимом: пользовалось вечным покровительством фараона как «земля богов», освобождалось от ряда налогов и повинностей на основе специальных грамот защиты, нередко сопровождалось составлением так называемых контрактов сообщества или партнерства, которые заключались между жрецами и трудовым населением храмовой округи.

    Остальной земельный фонд поступал в непосредственное управление общинных старост, которые получали участок земли («дом») за пределами общины из фондов фараона или местного храма. Но земли крестьян также считались собственностью фараона, и за пользование ими землевладельцы-общинники платили налог в качестве арендной платы. Земельный надел мог передаваться по наследству только по мужской линии и при условии правильного культивирования почвы наследодателем.

    «Царские хемуу» получали личные наделы в поместьях храмов и вельмож с обязанностью выплачивать налоги продуктами сельского хозяйства. Выделялось также землевладение служащих поминальных храмов египетских фараонов, которые являлись мелкими собственниками средств производства.

    Иная недвижимость (жилые дома, сады и проч.) и все движимые вещи могли отчуждаться свободным египтянам без соответствующей обязанности нести службу и с почти неограниченным правом распоряжения.

    Отдельную категорию составляла семейная собственность, находившаяся под контролем старшего члена семьи, особо оберегавшего так называемую культовую собственность для погребальных целей. К категории священных земель, на которых, в частности, запрещалось возводить частные постройки или разбивать сады, относились земли под дворцово-храмовыми сооружениями, усыпальницами, стелами, обелисками, гробницами священных животных и птиц, например священных соколов.

    В многочисленных документах и надписях, касающихся оформления различных обязательств, встречаются клятвы, которые стороны произносят по требованию суда или по собственной инициативе. Так, при заключении в суде договоров найма рабов их владельцы клятвенно удостоверяли получение денег за весь оговоренный в договоре период найма, обязуясь одновременно возместить работой этих же рабов возможные дни их болезни. Владелец сдаваемого внаем осла клятвенно заверяет нанимателя, что никакое третье лицо не имеет на него прав.

    Заключение возмездных договоров облегчалось тем, что в Древнем Египте издавна продукты или изделия оценивались с помощью единицы под названием шетит или чисто весовой единицы дебен в 90 граммов золота, серебра, меди. Тот, кто хотел продать дом или раба и договаривался о его стоимости в шетит, получал на эту сумму зерно или скот. После передачи покупной стоимости стороны произносили клятвы при свидетелях, а суд регистрировал сделку. После этого рабы становились собственностью нового владельца и, как правило, сразу же (получали египетское имя. В формулярах договоров купли-продажи раба имелась непременная оговорка, что раб продается вместе со своими детьми, которые у него уже имеются и которые родятся в будущем.

    Широкое распространение получили договоры перевозки грузов. Владельцы судов состояли, как правило, на государственной службе и являлись материально-ответственными лицами, вследствие чего были обязаны возмещать владельцу ущерб в случае утраты, гибели или порчи товара. Во время длительного пути (например, при доставке зерна из Нубии или Фив) груз охраняли воины соответствующих гарнизонов. При получении груза в пункте назначения местные работники (например, зернохранилища) были обязаны в кратчайшие сроки послать в столицу писцам казначейства отчет о получении и распределении груза.

    Ряд контрактов сопровождался оформлением особого «документа об обеспечении», который фиксировал временный характер договорных отношений, ограничивая их, как правило, трехгодичным сроком (сделки займа, ссуды, «контракты порабощения», оформлявшие рабство-должничество). Гарантиями прав сторон служили наряду с составлением «документов об обеспечении» и расписок также скрепление основного договора клятвой и право обращения в спорной ситуации в «дом судей».

    В специальные «дома записей» (своеобразные государственные архивы) поступали на длительное хранение большинство деловых документов, удостоверявших характер и происхождение той или иной земельной и прочей собственности, включая сведения о должностях и служебных владениях, копии документов по купле-продаже, аренде и др.

    За нарушение обязательств древнеегипетское законодательство предусматривало штраф в размере двукратной стоимости предмета обязательства. В судебной практике встречались дела об оговорках, связанных с нарушением обязательств по независящим от сторон причинам. В таких случаях договоры расторгались в судебном порядке, а стороны возвращались в первоначальное положение.

    3. Брачно-семейное право и наследование. Женщина играла на протяжении всей истории Древнего Египта значительную роль в социальной и хозяйственной жизни всего общества. Она и в семье занимала довольно высокое положение в качестве «владычицы дома». В связи с этим получил распространение брак-партнерство с оформлением брачного контракта, в котором закреплялись не только режим раздельной собственности супругов, но и свобода развода. Каждый брачный договор сопровождался символическим обрядом обмена «брачными» браслетами, впоследствии — железными кольцами и передавался на утверждение джати. Последний четко следил за тем, чтобы в его тексте содержалась детальная опись имущества жены, определялись суммы обязательных для мужа выплат на содержание его супруги. Для египтян понятия «построить дом» и «взять жену» были синонимами. Свадебный обряд был достаточно прост, так как основная часть брачной церемонии заключалась в переходе невесты с ее приданым из отцовского дома в дом жениха. После свадьбы муж продолжал обычно называть жену «сестра» (се-нет), не «супруга» (хемет).

    Вполне официально заключались браки между родственниками (например, дядьями и племянницами), а также признавались полигамные браки для фараонов и отдельных чиновников. Старшая жена в гареме фараона, она же, как правило, его сестра, ведала организацией дворцового ритуала, занимая должность «хозяйки дома царя». В современной литературе нередко утверждается о частом заключении браков между братьями и сестрами, что, однако, было характерно лишь для высшего сословия и царского рода.

    Отец не имел права отказаться от своего ребенка в случае, если его матерью была не «владычица дома», т.е. законная супруга, а рабыня. Отмечают удивительный обычай древних египтян, которому они придавали большее значение, — выкормить и вырастить всех родившихся у них детей. Супруг вполне легально мог содержать в своем доме наложниц, а его неверность, как правило, не каралась никакими санкциями. За проступок или ослушание муж был вправе наказывать свою жену, однако жестокое избиение могло стать поводом к судебному разбирательству и привести к вынесению приговора, предусматривающего сто палочных ударов с лишением права на совместно приобретенное имущество. Юридическая практика Позднего царства свидетельствует, что брачные контракты не препятствовали женщине развестись в соответствующих случаях и завести новую, семью. Для этого достаточно было иметь приданое определенной стоимости, составленный брачный контракт и оговоренные в нем условия относительно будущего совместно нажитого имущества. После кончины одного из, супругов общим имуществом продолжал пользоваться оставшийся в живых, а в отношении своей доли (две трети вносил муж и только одну треть — жена) имел полное право распоряжения. Одним из самых неблагоприятных последствий развода по инициативе мужа была его обязанность передать все свое имущество в управление старшему сыну с последующим разделом между всеми детьми. Это правило не распространялось на особый имущественный комплекс целевого назначения, выделенный для, исполнения обязанностей по уходу за погребением родителей.

    На протяжении всей истории древнеегипетского права сохранялась раздельная собственность мужа и жены, и, хотя жена могла по завещанию наследовать мужу, естественными его наследниками были все же только дети. Для передачи жене своего имущества муж должен был, как правило, ее удочерить. Своей собственностью женщина вправе распоряжаться самостоятельно: завещать, продавать и приобретать. По женской линии могло также переходить землевладение и связанный с ним должностной титул отца, мужа или брата.

    «Старшим сыном» и наследником, согласно воле главы семьи, мог быть объявлен любой из детей, в том числе от предшествовавших браков. Важнейшей обязанностью сыновей и священным долгом являлись достойные похороны отца и постоянная забота о его гробнице. Дочь наследовала наравне с братьями, и наследство могло передаваться как по мужской, так и по женской линии. Если женщина оказывалась старшей при малолетстве братьев и других сестер, она назначалась «управительницей» над всеми наследниками. Остальные дети, как правило, отстранялись от наследства, работали на положении низших членов в хозяйстве патриархальной семьи и со временем были обязаны выйти из ее состава.

    4. Преступления и наказания.  Понятие преступления имело религиозно-моральное содержание - оно мыслилось злом вселенского масштаба; деянием, вносящим в мир хаос, несправедливость, ложь, — одним словом, состояние, прямо противоположное маат. Но при этом преступление считалось, как и любое вообще зло, необходимым для существования Вселенной феноменом, а преступники — неотъемлемой частью мироустройства.

    Поэтому силы зла — хаоса, несправедливости, лжи и т. д. — обожествлялись так же, как силы добра: порядка, справедливости, правды. Божественным воплощением сил зла выступал в древнеегипетской религиозной мифологии Сет. В положении Сета, бога насилия, беспорядка, неправды, в пантеоне богов Древнего Египта во многом и проявляется истинная сущность древнеегипетской доктрины преступления. С точки зрения официальной религиозно-политической идеологии Древнего Египта преступление рассматривалось не в качестве греха, но деяния, которое, хотя и преступает границы нормального, разрушает нормальное устройство мира и нормальное течение жизни, причиняет зло живым существам и даже губит их, является необходимым для существования этого мира условием.

    Если преступление считалось действием, нарушающим нормальное устройство мира, то наказанию неизбежно должны были придавать значение меры, восстанавливающей прежний порядок.

    Воззрение на преступление как на деяние вселенского значения и понимание наказания как меры, влияющей не только на человеческое общество, но на весь вообще мир, особенно явственно выступает в древнеегипетской религиозной доктрине «посмертного суда». Смысл: душа человека, совершавшего в земной жизни преступления, не допускалась к вечной жизни, т.е. преступник обрекал свою душу на смерть.Многие преступления затрагивали насущные интересы, как государства в целом, так и верховного властителя, в частности. Закон был для этой сферы лучшим регулятором, а его текст — лучшей формой выражения юридических понятий и терминов.

    религиозное сознание в Древнем Египте всегда довлело над правосознанием. И содержание законов о преступлениях и наказаниях подчинялось духу религиозного мировоззрения, с точки зрения которого все преступления — это преступления человеческой души, а не тела.А раз так, то преступник должен нести не столько телесное, сколько духовное наказание.

    ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

    ВИДЫ НАКАЗАНИЙ

     

    1) заговор или мятеж против верховного властителя; 2) разграбление, уничтожение или повреждение могил; 3) кража статуи бога, священных реликвий и жертвоприношений из храмов, повреждение или разрушение храмовых зданий; 4) убийство; 5) нарушение клятвы — лятвопреступление. 6) сановник, советовавший царю отбросить все планы его предшественника на троне, удалить с высоких должностей назначенных им людей и править по-своему. 7) видел человека, подвергавшегося насилию и не помог (Если был не в состоянии оказать помощь - обязанность изобличить разбойника перед судом. Если он не делал этого, он получал определенное число ударов прутьями и лишался всякой пищи на три дня)

     СМЕРТНАЯ КАЗНЬ: · Сожжение заживо · Утопление в Ниле · Сбрасывание на вершину острого стоба смертная казнь рассматривалась в качестве казни не только для тела, но и для души. + лишение имени - наказание, дополнявшее смертную казнь тела и души преступника. (душа умершего не могла сущ-ать без имени и могилы- самые страшные преступники лишались после смерти и того, и другого)    

     

    7) кража животного, принадлежащего храму    

    Членовредительские наказания - отрезание носа и ушей (+вор и его семья – стан-ся слугами храма) - отсечение руки




    8) кража    

    возвращение украденных вещей их хозяину + одновременная выплата компенсации ( если вещи находились, но вор не обнаруживался - возврат украденного имущества к его собственнику)




    9) прелюбодеяние

    мужчина приговаривался к тысяче ударов прутьями, а женщине отрезали нос  




    Некоторые виды правонарушений

    Битье палками




    Египтологи считают, что назначение смертного приговора находилось в божественной юрисдикции, т.к по религиозному мировоззрению египтян преступление наносит вред каждому богу.

    Процессу исполнения смертной казни придавался характер религиозного ритуала.

    Родители, которые убивали своих детей, не подвергались смертной казни, но должны были в течение 3 дней и 3 ночей пребывать рядом с трупом (убитого ребенка) и держать, обнимая его, под надзором гос. стражника, т.к казалось несправедливым лишать жизни тех, кто дал ее детям.

    Дети, которые убивали своих родителей - сжигались живьем на колючках. Убийство родителей - самое тяжкое преступление

    Беременная женщина, приговоренная к смерти, не подвергалась казни до тех пор, пока не разрешалась от бремени

    Местные суды - разбирали гражданско-правовые споры и уголовные дела; рассматривали основную массу дел и поэтому формировали местный правопорядок был устойчивее правопорядка, созданного фараонами, т.к опирался на традиции и обычаи, бытовавшие среди населения.
    Местные суды в Древнем Египте брали на себя разбирательства любых споров, возникавших среди местного населения и, как показывают документы судебной практики, решали их вполне эффективно.

    В храмах существовали свои процедуры разрешения юридических конфликтов. При этом жрецы нередко заседали и в местных судах. Как следствие, у фараонов не было ни особых поводов, ни явной необходимости вмеши-ваться через посредство своих указов в правовое регулирование общественных отношений на местах.



    написать администратору сайта