правовые идеи исторических памятников руси. Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси. Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
Скачать 340.23 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Интернет-институт КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине История политических и правовых учений на тему: Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси Выполнила: ст.гр. И741021/05-ф Литвиненко А.Ю. Проверил: к.ю.н., доц. Светличный А.А. Оценка______________ (баллы) Тула 2022 Содержание Введение 3 2.Политическая и правовая мысль Киевской Руси 5 1.1 Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси 5 2.2. Иларион «Слово о Законе и Благодати» 7 2.3. «Поучение» Владимира Мономаха 10 3.Правовые идеи Киевской Руси 12 2.1. Законодательство Киевской Руси 12 2.2 Русско-византийские договоры 14 4.Русская Правда как юридический памятник 19 1.1.Редакции «Русской Правды» 19 1.2.«Русская правда» 21 Заключение 26 Список источников и литературы 28 ВведениеСтановление и развитие российской государственности в те годы происходило в сложных условиях: славянские племена, отстаивая свою независимость, постоянно находились в состоянии оборонительных войн. Естественно, что в политико-правовой мысли идеи независимости и единства русских земель становились ведущими. Значительным экономическим и культурным подъемом, ростом русского самосознания отмечено время княжения Ярослава Мудрого (1015-1054). Это выразилось и в политических акциях (напр., постановление в 1051 г. митрополита Киевского Илариона без санкции Константинопольской патриархии), и в первых оригинальных произведениях древнерусской литературы (напр., «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона). С его именем связано принятие Церковного Устава, в котором наряду с византийскими каноническими положениями содержались и нормы русского права. При нем была создана Русская Правда - свод обычного права Киевской Руси. Древнерусское государство и право проходят в своем развитии ряд последовательно сменяющих друг друга этапов, но стоит отметить, что политико-правовые идеи, облеченные в теоретические конструкции, возникнув раз, не исчезают. Более того они не знают государственных границ и временных рубежей. Период их возникновения и становления (IX-XI вв.) обеспечен достоверными письменными источниками. Со временем усложнилось правопонимание, но в центре публицистической полемики всегда оставалась проблема взаимоотношения права и нравственности (права и правды). Более того, мыслители XIX в. утверждали, что правопонимание, сложившееся в юридической науке, принципиально определялось традиционным для русской правовой мысли понятием «правда», включавшим в свое содержание юридические и нравственные критерии одновременно. Этот особый сплав понятий, сформировавшийся ещё в Х – XI вв. оказал большое влияние на теоретическое понимание права, став «отличительной чертой правосознания русского общества»1. Тема представляет теоретический и практический интересы, потому что для понимания политико-правовых процессов сегодня, нужно иметь представление о русской политической и правовой культуре в целом и о её происхождении. Комплексному анализу политико-правовой системы Древней Руси в отечественной историко-правовой литературе формально посвящено ограниченное количество исследований. Здесь следует назвать работы И.Н. Данилевского, Б. А. Рыбакова, А.П. Толочко, М.Н. Тихомирова, С.В. Юшкова и др. Цель контрольной работы – анализ правовых идей юридических памятников Киевской Руси, для достижения которой необходимо решить следующие задачи: охарактеризовать Киевскую Русь как единый политический организм и выделить его особенности; рассмотреть основные источники древнерусского права с точки зрения системно-структурного подхода; исследовать юридические памятники Киевской Руси. Объектом исследования является политико-правовая система в целом. Предмет – политико-правовые источники: «Слово о Законе и Благодати» Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, русско-византийские договоры 911 и 944 гг и «Русская Правда». |