правовые идеи исторических памятников руси. Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси. Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
Скачать 340.23 Kb.
|
Политическая и правовая мысль Киевской Руси1.1 Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской РусиГоворя о политической и правовой мысли того или иного общества, мы имеем в виду, что не общество само по себе является творцом политических и правовых идей, а индивиды. Политическая и правовая мысль Киевской Руси дошла до нас в виде совокупности идей и взглядов, содержащихся в текстах летописей, правовых памятников, произведений древнерусской литературы. А её зарождение связано с летописями, появившимися в первой половине XI в. Опираясь на устные сказания, летописцы (главным образом Киево-Печерского монастыря) пытались восстановить историческое прошлое и объяснить настоящее Руси. Каждый из них обладал неповторимой индивидуальностью, однако жили мыслители все в общих условиях, в одном поле духовной культуры, которое придавало их политическому и правовому сознанию ряд общих свойств: идеи и взгляды в текстах летописей, правовых памятников, произведений древнерусской литературы ещё не складывались в политические и правовые теории, для их выражения не использовалась специальная лексика (понятия и термины); жанры произведений, в которых воплощалась политическая и правовая мысль – это одновременно жанры и литературы, и устного народного творчества, такие как послание, поучение, слово, и т.д. То, что политические и правовые идеи излагались преимущественно в этих жанрах, указывает на их практическую направленность, т.е. они предназначены служить целям практической политики: оправдывать определенные политические действия, давать идеологические аргументы в политической борьбе. понятие «Концепция Русской земли» получает в памятниках письменности Руси политическое значение. Русская земля в понимании мыслителей не просто территория или страна, но и нечто такое, что делает русских самостоятельным, независимым народом среди других народов. Русская земля — это то, о чем должны проявлять постоянную заботу русские князья. Только те князья прославляются в литературе, наделяются разнообразными положительными чертами, которые были заступниками Русской земли; идея ответственности князей перед Богом закономерно вытекала из представления о божественном происхождении княжеской власти, составлявшего стержень официальной политико-правовой идеологии Древней Руси. Круг обязанностей великого князя Киевского предполагался предельно широким. Он должен был самолично осуществлять практически все управленческие функции. В соответствии с этим в политической идеологии Киевской Руси в воспринятом вместе с христианством учении о божественном происхождении государственной власти главный упор делался на божественность не сана властителя, а его обязанностей2. Киевская Русь представляла собой раннефеодальную монархию, которая в некоторых своих чертах была сходна с раннефеодальными монархиями Западной Европы. Так же, как и в последних, в Киевской Руси шло формирование феодальных отношений, возникали характерные для феодального общества классы феодалов, крестьян и горожан, появлялись вотчины, складывались вассальные связи. Так же центральное управление Киевской Русью сосредоточивалось в руках монарха (великого князя), опиравшегося на группу приближенных к нему профессиональных воинов (дружину), а сама система центральной администрации была дворцово-вотчинной. Дошедшие до нас памятники древнерусской письменности показывают, что политическая жизнь в Киевской Руси была чрезвычайно бурной, полной разнообразных конфликтов. Острая борьба между различными группировками внутри господствующего слоя за высшую государственную власть, происходившая на протяжении всей истории Киевской Руси, давала почву для размышлений о сущности и пределах этой власти, о ее назначении в общественной жизни, о качествах, которыми должен обладать ее носитель – великий князь. Политическая и правовая мысль Киевской Руси – неотъемлемая часть ее духовной культуры, и, естественно, что содержание и формы выражения политических и правовых идей во многом определялись характером этой культуры. Здесь нужно отметить Православное христианство, которое несло с собой мировоззрение, создававшее определенные стереотипы и политического мышления, и правосознания. Одновременно оно было для русской культуры тем каналом, через который лился поток духовных ценностей, выработанных в Византии. Обогащая духовную культуру Киевской Руси, византийское идейное наследие обогащало ее политическую и правовую мысль. Литература Киевской Руси, как и всякая художественная литература, мыслила образами. Однако во многих случаях эти образы создавались для того, чтобы выразить политические идеи. Поэтому возникала парадоксальная ситуация – чем более высокохудожественным по своему содержанию было то или иное произведение, тем более политическим по значению оно оказывалось. Политические идеи, которые выражала русская литература, были настолько жизненно важными для русской государственности, они так затрагивали жизненные интересы русского общества, что напрочь исключали спокойное логическое рассуждение. Русская политическая мысль зарождалась с появлением среди русских сознания ответственности за судьбу своего отечества, Русской земли3. |