Главная страница

правовые идеи исторических памятников руси. Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси. Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси


Скачать 340.23 Kb.
НазваниеПравовые идеи юридических памятников Киевской Руси
Анкорправовые идеи исторических памятников руси
Дата18.09.2022
Размер340.23 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаПравовые идеи юридических памятников Киевской Руси.rtf
ТипКонтрольная работа
#683196
страница6 из 7
1   2   3   4   5   6   7


  1. Русская Правда как юридический памятник

    1. Редакции «Русской Правды»


Наиболее известным правовым памятником является «Русская Правда» - первый свод законов Руси.

«Русская Правда» - сложный юридический памятник, ряд сборников, составленных частными лицами из княжеских уставов, обычного права и частью византийских источников. Стоит отметить, что это не есть кодекс, данный Ярославом и дополненный сыновьями и Владимиром Мономахом. До сегодняшнего дня дошел в списках 15 вв. и одиннадцати списках 18-19вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.

Древнейшим списком или первой редакцией Правды является Краткая Правда (20–70-е гг. 11 в.), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019–1054) и Правду Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава и Всеволода). Первые

17 статей Правды Ярослава, сохранившиеся в двух списках 15 в. в составе Новгородской I летописи, содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» – их называют Древнейшей Правдой («Правдой Роськой»). Текст ее был составлен не ранее 1016г. Спустя четверть века текст Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава – кодекса норм прецедентного права. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19).

Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте Краткой Правды. Эта часть кодекса была составлена в 70-е гг. 11 в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. По мнению М. Н. Тихомирова, скорее всего князья дополнили отцовский свод в 1072 году, когда собрались в Вышгороде для перенесения мощей Бориса и Глеба. В Правде Ярославичей обнаруживаются черты, указывающие на ожесточенную классовую борьбу, в условиях которой она была создана. Вероятно, заняться "законотворчеством" князей заставили восстания в Киевском государстве 1068 - 1071 гг. Дело в том, что особенно высокие денежные штрафы устанавливаются здесь за убийство княжеских людей, участившиеся в то время вследствие волнений на Руси. К Правде Ярославичей примыкают и некоторые дополнительные статьи Краткой Правды18.

Пространная Правда сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников. Общим для всех видов (или изводов) является объединение текста Краткой Правды с нормами «княжеского законодательства Святополка Изяславича», правившего Киевом с 1093 по 1113гг., а также «Уставом Владимира Мономаха» 1113г. (устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам). Нормы Пространной Правды действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.

Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда – или третья редакция Русской Правды, возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству19.
    1. «Русская правда»


«Русскую Правду» сравнивают по своему законодательному значению с двенадцатью досками Рима. Она отражает состояние гражданской жизни тех лет и очень интересна для истории.

"Русская Правда" устанавливала правила суда и наказание за убийство, оскорбление и кражу. В ней определялся порядок сбора налогов и право наследования имущества. На ее основе заключались политические договоры, перемирия и союзы.

Главным предметом "Правды" стали случаи обид и вреда, наносимых одними лицами другим. Как за убийство, так и за любое увечье и побои предоставлялось право мести. Если же мести быть не могло, тогда князю платилась "вира" - денежный эквивалент тяжести преступления.

Стоимость понижалась в зависимости от социального положения убиенного. Денежное наказание определялось и за всякое насилие: «За удар мечом обнаженным или его рукоятью, тростью, чашею, стаканом, пястию, палицею, жердью и т. д.». Предполагается, что такими большими денежными наказаниями пытались сберечь жизнь людей при тогдашней редкости денег20.

Оградив безопасность людей, Русская Правда старается узаконить и некоторые уклады гражданской жизни. Например, нашедший у кого-нибудь украденную у него вещь мог взять ее тотчас же, или, если возник спор, надлежало вести вора на свод и допытываться, каким образом попала к нему украденная вещь. В случае неразрешимости спора между истцом и ответчиком дело решалось судом из двенадцати выбранных человек.

Самые древние законы были в основном уголовные. Определяются и важные права наследственности. «Если братья станут тягаться о наследии перед князем, то отрок княжеский, посланный для их раздела, получает гривну за труд»; «Свидетели должны быть всегда граждане свободные, только по нужде и в малом иске дозволено сослаться на тиуна боярского или закабаленного слугу». Таким образом, определялся своеобразный суд присяжных из 12 граждан, которые, разобрав дело по совести, оставляли судье право определить наказание.

"Русская Правда" содержит полную систему древнего законодательства, соответствующего нравам Ярославова века. В нем не упоминается о некоторых преступлениях: о "смертной отраве", о насилии над женщиной, о некоторых условиях и сделках.

Надо отметить, что в законах не наблюдается различия между россиянами варяжского племени и славянами, подтверждая сказание Нестора о том, что варяжские князья не завоевывали России, а были избраны славянами управлять государством.

Русскую Правду можно определить как кодекс частного права - все субъекты являются физическими лицами, понятия юридического лица закон еще не знает. С этим связаны некоторые особенности кодификации. Среди видов преступлений, предусмотренных Русской Правдой, нет преступлений против государства. Личность самого князя как объекта преступного посягательства рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося от других только более высоким положением и привилегиями. Русская Правда еще не знает абстрактных понятий: «собственность», «владение», «преступление». Кодекс строился по казуальной системе, законодатель стремился предусмотреть все возможные жизненные ситуации.

Нормы Русской Правды защищают частную собственность (движимую и недвижимую), регламентируют порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам.

Обязательственные отношения могли возникать из причинения вреда или из договоров. За невыполнение обязательств должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника. В Русской Правде упоминаются договоры: купли-продажи (людей, вещей, коней, самопродажи); займа (денег, вещей); кредитования (под проценты или без); личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы); хранения, поручения (выполнять определенные действия) и пр.

Частный характер древнего права проявился в сфере уголовного права. Преступление по Русской Правде определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обида», т.е. причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Уголовное правонарушение не ограничивалось в законе от гражданско-правового. Объектами преступления были личность и имущество. Объективная сторона преступления распадалась на две стадии: покушение на преступление и окончательное преступление. Закон намечал понятие соучастия, но еще не разделял ролей соучастников. В Русской Правде уже существует представление о превышении пределов необходимой обороны. Законодатель знал понятие рецидива, повторности преступления.

Субъектами преступления выступают все физические лица, включая рабов. О возрастном цензе для субъектов преступления закон ничего не говорил. Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность. Но четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности еще не существовало, но они уже намечались в законе.

Тяжелым преступлением против личности было нанесение увечий. От них следует отличать оскорбление действием, которое наказывалось еще строже, чем легкие телесные повреждения, побои.

Имущественные преступления по Русской Правде включали разбой, кражу, уничтожение чужого имущества, угон, поджог, конокрадство, злостную неуплату долга и пр.

Система наказаний по Русской Правде достаточно проста. Смертная казнь не упоминается в кодексе, хотя на практике она, несомненно, имела место. Умолчание может объясняться двумя обстоятельствами. Законодатель понимает смертную казнь как продолжение кровной мести, которую он стремится устранить. Другим обстоятельством является влияние христианской церкви, выступавшей против смертной казни в принципе.

Высшей мерой наказания по Русской Правде остается «поток и разграбление», назначаемое только в трех случаях: 1) за убийство в разбое; 2) поджог; 3) конокрадство.

Следующим по тяжести видом наказания была «вира» - штраф, который назначался только за убийство. Вира поступала в княжескую казну. Родственникам потерпевшего уплачивалось «головничество», равное вире. Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (80 гривен за убийство привилегированного человека.

Все остальные преступления (как против личности, так и имущественные) наказывались штрафом - «продажей», размер которой дифференцировался в зависимости от тяжести преступления (1, 3, 12 гривен). Продажа поступала в казну, потерпевший получал «урок»- денежное возмещение за причиненный ему ущерб.

В Русской Правде сохраняются древнейшие элементы, связанные с принципом талиона («око за око, зуб за зуб»), в случаях с кровной местью. Но главной целью наказания становится возмещение ущерба (материального и морального).

Система доказательств по Русской Правде состояла из свидетельских показаний («видоков» - очевидцев преступления и «послухов» - свидетелей доброй славы, поручителей); вещественных доказательств («поличное»); «ордалий» (испытания огнем, водой, железом); присяги. На практике существовал судебный поединок, не упоминавшийся в Русской Правде.

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По ее тексту трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения. В ней находится лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества: нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя. Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть названы «феодалами», можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства). Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.). Кроме свободных смердов существовали и другие категории, о которых Русская Правда упоминает как о зависимых людях. Существует несколько точек зрения на правовое положение этой группы населения, однако следует помнить, что она не была однородной: наряду со свободными были и зависимые («крепостные») смерды, находившиеся в кабале и услужении у феодалов. Свободный смерд-общинник обладал имуществом, которое он мог завещать детям. При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.

«Русская Правда» содержит в себе, нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства. Она является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.

Как кодекс раннего феодального права Русская Правда закрепила эксплуатацию холопов, закупов и других категорий населения, попавших в феодальную зависимость. Но появление этих статей отражало требования угнетенных масс, их стремление если и не к освобождению от эксплуатации, то, по крайней мере, к ее ограничению.

В период правления Владимира Мономаха вводятся статьи, ограничивающие сроки взимания процентов по денежным долгам, и сокращаются проценты по долгам, уплачиваемым натурой (медом, житом). Запрещается без вины бить смерда. Все это говорит о том, что новые статьи Правды были лишь откликом на конкретную политическую ситуацию и издавались как попытка смягчить нарастающие социальные противоборства.

На протяжении нескольких веков Русская Правда служила основным руководством при судебных разбирательствах. В том или ином виде она вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Новгородской судной грамоты, Судебника Казимира 1468 г., Судебников1497 и 1550 гг., даже некоторых статей Соборного Уложения.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта