Главная страница

правовые идеи исторических памятников руси. Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси. Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси


Скачать 340.23 Kb.
НазваниеПравовые идеи юридических памятников Киевской Руси
Анкорправовые идеи исторических памятников руси
Дата18.09.2022
Размер340.23 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаПравовые идеи юридических памятников Киевской Руси.rtf
ТипКонтрольная работа
#683196
страница4 из 7
1   2   3   4   5   6   7

«Поучение» Владимира Мономаха


Дальнейшее развитие русская политико-правовая мысль получает в сочинениях киевского князя Владимира Мономаха "Поучение детям", "Послание Олегу Черниговскому", "Отрывок", условно называемый "Автобиографией".

Владимир Мономах(1053—1125) – знаковая фигура в истории русской политической идеологии, воплощающая собой идеал русского князя, самодержца, царя и одновременно идею преемственности царской власти на Руси от императорской власти в Византии.

Свою мировоззренческую позицию и, в частности, взгляд на то, каким должен быть русский князь, как должны строиться его отношения с другими князьями и со своей администрацией, Владимир Мономах изложил в сочинении, вошедшем в историю русской литературы под названием "Поучение".

В научных трудах, рассматривающих содержание «Поучения», доминирует мнение, что это произведение предназначалось для русских князей. В своих трактатах Мономах разрабатывал проблемы, обозначенные еще Иларионом: форма правления, условия сочетания центральной власти с властью князей и вассалов, государственное устройство, нравственный облик носителя верховной власти, вершение правосудия, соотношение права и справедливости, а также отношения к науке и знанию, и внутренняя и внешняя политика. Большое внимание Мономах уделяет защите Отечества. Он первым в истории политической мысли поставил вопрос о нравственном облике воина и его ответственности перед народом9.

Владимир Мономах с самого начала выступил активным сторонником нового для Руси политического порядка «Каждый держит вотчину свою. Более того, он стал главным его идеологом. Также князь подчеркивал необходимость соблюдения договоров, заключение которых на Руси в ту пору скреплялось крестоцелованием.

Ведущее место в «Поучении» занимает проблема организации и осуществления верховной государственной власти. Мономах советует будущим великим князьям опираться на Совет дружины и все текущие делать решать совместно.

Одной из главных задач в деятельности князя является не допускать в стране «беззакония» и «неправды», вершить правосудии по закону. Но при вынесении судебного приговора, как и у Иллариона, Мономах призывает не забывать о милости: «избавьте обиженного от руки обижающего, праведно судите сироту, оправдайте вдовицу». Суд, по Мономаху, справедлив, но жесток. Задача суда – восстановление справедливости, а не свершение мести. Стоит отметить, что смертную казнь он не приемлет.

В новом аспекте в «Поучении» развивается тема ответственности правителя за свое управление перед народом и страной, особенно, когда Мономах касается вопроса военных походов. Он говорит, что не только сама война и военные действия несут разорения, но и просто прохождение военной дружины по населенным территориям «куда бы вы ни шли»: здесь Мономах выразил первое в русской политической литературе представление о нравственном облике воина. А задачу правителя он определяет такую, как поиск путей достижения мира10.

В третьей части (в 1117 г.) использует своё же старое послание (1096 г.) к князю Олегу Святославичу - убийце его сына, молодого князя Изяслава. Убийство Изяслава было ужасно тем, что Изяслав был крестным сыном Олега. Поэтому, фактически, Олег был сыноубийцей. Но даже в этом случае Владимир прощает убийцу своего сына, предлагает вернуться на Русь и получить княжество.

Так, духовный поступок, нравственная позиция христианина - истинный стержень, скрепляющий все части произведения.
  1. Правовые идеи Киевской Руси

2.1. Законодательство Киевской Руси


Первыми по времени своего возникновения письменными источниками права Киевской Руси являлись договоры Руси с Византией 911 и 944 гг. Наиболее же значительным является "Русская Правда". Кроме того, правовое наследие Киевской Руси включает в себя уставы и уставные грамоты ряда других русских князей, а также переведенные на русский язык и приспособленные к общественным условиям Руси сборники византийских правовых установлений, такие, как, например, "Номоканон".

Характерной чертой законодательства Киевской Руси было представление о преступлении как о деянии, причинившем материальный вред другому человеку. Наказание мыслилось при этом как возмещение данного вреда. Поэтому оно выражалось обычно в уплате самим преступником или его родичами какой-либо денежной суммы, размер которой устанавливался законом. Сумма эта уплачивалась потерпевшему либо его родственникам, либо князю или митрополиту.

С усвоением русским обществом христианского мировоззрения к этому представлению о преступлении добавилась мысль о нем как о грехе. И соответственно усложнилось представление о наказании. Последнее стало мыслиться, помимо прочего, и в виде духовной кары.

Законодательство Киевской Руси отличается от законодательства других государств, пребывавших на аналогичной ступени исторического развития, своим гуманизмом. Для него характерна сравнительная мягкость наказаний, которые, как правило, выражаются в денежном штрафе. Предписывая кары за нарушение правовых норм, русский законодатель исходил из идеи святости человеческой жизнии не предусматривал смертной казни в качестве меры наказания. При этом термины "казнь", "казнить" часто употреблялись в законодательных актах, но подразумевали они не лишение жизни, а телесное наказание. Это видно из контекста тех статей законов, которые назначают "казнь" в качестве кары за правонарушение. Так, ст. 31 Устава князя Ярослава о церковных судах определяет: "Аще кто пострижеть кому голову или бороду, митрополиту 12 гривен, а князь казнить".

Развитие начал гуманизма в русском правосознании было связано с распространением на Руси православной христианской веры. Однако главные предпосылки этих начал коренились в самом русском обществе, в его экономическом и социально-политическом строе и духовном складе.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта