Главная страница
Навигация по странице:

  • Отдел III. Опека и попечительство

  • Хвостов Вениамин Михайлович. Система римского права. Семейное право. Наследственное право (конспект лекций). - Москва, типографи. Хвостов Вениамин Михайлович. Система римского права. Семейное пр. Система римского права. Семейное право. Наследственное право


    Скачать 2.87 Mb.
    НазваниеСистема римского права. Семейное право. Наследственное право
    АнкорХвостов Вениамин Михайлович. Система римского права. Семейное право. Наследственное право (конспект лекций). - Москва, типографи
    Дата26.09.2017
    Размер2.87 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаХвостов Вениамин Михайлович. Система римского права. Семейное пр.rtf
    ТипКонспект
    #8985
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница12 из 46
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   46

    § 17. Прекращение отеческой власти




    Следующие события ведут к прекращению отеческой власти: 1) Смерть домовладыки, она делает лицами sui juris тех подвластных, которые непосредственно стояли под властью умершего, прочие подвластные меняют домовладыку *(354). 2) Смерть самого подвластного. 3) Потеря civitas со стороны подвластного или домовладыки (напр., осуждение к deportatio *(355), 4) Потеря libertas со стороны домовладыки (напр., осуждение в каторжные работы в рудниках *(356). Взятие в плен домовладыки имеет следующие результаты: если домовладыка возвращается из плена, то jure postliminii он вновь получает отеческую власть так, как будто она не прекращалась; если же он умирает в плену, то власть его считается прекратившейся с момента взятия в плен *(357). 5) Потеря libertas со стороны подвластного. Подвластный, взятый в плен, по возвращении считался и невыходившим из-под власти; умирая в плену, он считался умершим в момент плена *(358). 6) Домовладыка мог потерять отеческую власть в наказание за известные преступления: за выкидывание подвластного и оставление его без помощи *(359), за сводничество дочерей *(360), за вступление в кровосмесительный брак *(361). 7) Приобретение детьми известных почетных званий *(362). По классическому праву отеческую власть уничтожало получение подвластным звания flamen Dialis или virgo Vestalis; по позднейшему праву такое значение имело получение почетного звания патриция (которое давалось бывшим консулам, praefecto praetorio и urbi, magistri militum и officiorum). 8) Отдача подвластного в adoptio plena ( выше § 16). 9) Эманципация *(363). Она совершается домовладыкой с согласия подвластного, если только последний не infans. Юстинианово право знает три способа совершения эманципации: 1) через рескрипт императора, полагаемый apud acta (т.е. в суде; emancipatio Anastasiana *(364), 2) через заявление домовладыки apud acta (emancipatio Justinianea *(365); 3) в форме emancipatio tacita: отец фактически предоставляет подвластному свободу в течение долгого времени *(366) - Эманципация подлежит revocatio propter ingratitudinem за injuriae atroces *(367). - Она может быть вынуждена: 1) если домовладыка дурно обходится с подвластными *(368); 2) если он принял по завещанию 3-го лица легат, с которым соединено поручение эманципировать кого-либо из подвластных легатария *(369); 3) если аррогация оказывается невыгодной для impubes arrogatus по достижении им pubertas ( выше § 16 пр.26). - Между эманципатором и эманципированным возникает особое отношение вроде патроната *(370); parens manumissor до Nov.118 имел особое наследственное право; в юстиниановом праве осталось лишь предпочтительное право на опеку. - Эманципация разрушает агнатскую связь, если противное не выговорено *(371), но не когнатскую (если последняя не является простым следствием агнатства *(372)


    Отдел III. Опека и попечительство



    § 18. Общие понятия




    I. Мы приступаем к изучению двух весьма близко стоящих друг к другу институтов - tutela и cura. Оба эти института могут быть охарактеризованы, как организованная в законном порядке забота одного лица об имуществе другого лица, которое само в силу известных причин не может совсем или в достаточной мере позаботиться о себе и своих делах. - Ввиду такого своего характера опека и попечительство имеют место, по общему правилу, только над лицами sui juris; для лиц alieni juris естественным покровителем является домовладыка: мы видели, что обыкновенно закон переносит в его руки управление имуществом подвластного (bona adv. reg.) и лишь в немногих случаях для этой цели назначается попечительство (pec. сastrense, bona adv. irreg.), причем, прежде всего, и к этой должности призывается, по общему правилу, домовладыка.

    II. Этот характер заботы о личности и имуществе нуждающегося в защите tutela и cura приняли не сразу. Из истории римского права известно, что первоначально tutela и cura имели характер чистой власти - potestas, сводились к праву опекуна над имуществом опекаемого; момент обязанности существовал только в области нравов, как officium (выше § 1 пр.3). Tutela и cura давались по закону ближайшим родственникам и наследникам подопечного лица и юридически их цель состояла в сохранении имущества в целости самих опекунов-наследников, на случай смерти опекаемого. С течением времени характер обоих институтов изменился. На первый план стали обязанности опекунов, а не права их. Начали сознавать, что делом общества является забота о личных и имущественных интересах слабых лиц. Соответственно с этим, наряду с tutela legitima agnatorum и tutela testamentaria, известными древнему праву, явилась tutela dativa (ниже § 19, II, 1, с). Установлены были особые власти, заботящиеся о назначении опекунов к неимеющим их лицам и контролирующие деятельность назначенных опекунов. Самые права опекунов над имуществом опекаемого были сужены, и установлена строгая отчетность. Подобные же перемены постигли институт попечительства. Соответственно этим изменениям в характере опеки мы находим в Дигестах следующее определение tutelae, взятое Павлом у республиканского юриста Сервия

    Сульпиция Руфа: L. 1 рг. D. 26, 1. Tutela est, ut Servius definit, vis ac potestas in capite libero ad tuendum eum, qui propter aetatem sua sponte, se defendere nequit, jure civili data ac permissa.

    III. В Юстиниановом праве tutela имеет место над лицами, недостигшими pubertas - tutela impuberum. Существовавшая прежде tutela mulierum исчезла совершенно в конце классического периода *(373). Cure назначалась во многих случаях: как cura minorum, furiosi, prodigi, debilium personarum (лица, слабые по физическим причинам и т.д.). Разница между положением куратора и тутора очень несущественна *(374). Деятельность того и другого нормируется почти одними и теми же правилами. Главное различие между ними формальное: tutor сообщает силу сделкам, к совершению которых подопечный недееспособен ( § 23), путем аuсtoritatis interpositio: это - акт формального характера; он не считается за особую юридическую сделку, но составляет часть сделки, заключаемой подопечным; он должен быть поэтому совершен непосредственно при заключении сделки, устно и безусловно *(375); curator же сообщает силу таким сделкам своего питомца путем дачи consensus curatoris; это - акт бесформенный, который составляет сам по себе особую сделку и может быть совершен раньше и после сделки подопечного лица; если нужно, то consensus curatoris делается под условием *(376). Остальные различия между опекуном и попечителем будут указаны в дальнейшем изложении, где мы думаем связать в одно целое оба института, ибо это более соответствует, по нашему мнению, характеру Юстинианова права *(377).


    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   46


    написать администратору сайта