Хвостов Вениамин Михайлович. Система римского права. Семейное право. Наследственное право (конспект лекций). - Москва, типографи. Хвостов Вениамин Михайлович. Система римского права. Семейное пр. Система римского права. Семейное право. Наследственное право
Скачать 2.87 Mb.
|
§ 4. Расторжение бракаСледующие события приводят к расторжению брачного союза. 1) Смерть одного из супругов. 2) Потеря свободы одним из супругов *(53). При взятии одного из супругов в плен, другой мог безнаказанно расторгнуть брак вступлением в новый, если со дня плена прошло 5 лет, и не было удостоверено, что пленный остается еще в живых *(54). 3) Развод. Он первоначально был совершенно свободен и допускался как в виде divortium communi consensu, т.е. пo взаимному соглашению, так и в виде repudium, т.е. одностороннего отказа одного из супругов от продолжения брака *(55). В позднейшем праве при христианских императорах установляются штрафы за неосновательный односторонний развод - repudium - и за подачу другому супругу основания для такого развода. Divortium communi consensu было вполне запрещено Юстинианом (за исключением divortium proрter castitatis desiderium *(56), но затем его сын Юстин II отменил это распоряжение *(57). Односторонний развод в Юстиниановом праве дозволен *(58): а) как divortium bоna gratia, т.е. пo уважительной причине, но без вины другого супруга (вступление в монастырь, неспособность к половому сожитию); b) как divortium cum ira et offensa factum, т.е. пo вине другого супруга, признанной в законе зa justa causa для развода (любодеяние, покушение на жизнь cyпpyгa). Односторонний развод sine justa causa, хотя и прекращал брак, но влек за собою тяжелые штрафы для разведшегося. Такие же штрафы установлены были для супруга, своей виной давшего повод к разводу (см. об этом ниже § 12, I). § 5. Общий характер отношений по имуществуI. Определение брака, данное Модестином (см. § 2, I), еще менее оправдывается на имущественных отношениях супругов. Ни о какой humani juris communicatio в браках sine manu в этом отношении нет и речи. Имущество супругов остается в браке совершенно раздельным; римляне не имеют ничего подобного немецкой общности имуществ (Gutergemeinschaft), при которой или имущество мужа и жены сливаются в одну нераздельную массу, принадлежащую им обоим, или, по крайней мере, имущество жены по закону поступает в управление мужа. B Риме жена не только остается собственницею своего имущества, но даже может свободно управлять *(59). Это особое имущество жены, в отличие от приданого, называется bona parapherna. Если жена находит нужным передать свое имущество в управление мужу, то к отношениям, возникающим по этому поводу между женою и мужем, применяются правила мандата *(60): для мужа обязательны инструкции, данные ему женою; жена имеет право односторонне отменять данное поручение; разница с обыкновенным мандатом состоит только в том, что относительно дел жены - доверительницы муж - мандатарий обязан не к diligentia boni patrisfamilias, как всякий иной мандатарий, но только к diligentia quam suis (это узаконил Юстиниан); кроме того, жена - доверительница обеспечена законной гипотекой на все имущество мужа, управляющего ее делами (L. 11, С. 5, 14). II. Жена приобретает все для себя. Но в случае спора с мужем о том, кому принадлежат известные вещи, находящиеся в руках одного из супругов, имеет место особая презумпция - praesumtio Muciana, - согласно которой каждая такая вещь считается принадлежащей мужу, пока жена не докажет своей собственности на нее *(61): иными словами, эта презумпция переносит тяжесть доказательства на жену (см. o praesumtio juris Общ. ч. § 56, I). III. Влияние брака на имущество супругов обнаруживается лишь в том, что брак дает повод к установлению приданого - dos - со стороны жены и предбрачного дара - donatio propter nuptias - со стороны мужа; кроме того, брак приводит к запрещению дарений между супругами - donatio inter virum et uxorem. Все эти нормы, равно как и те, которые определяют последствия развода и вторичного вступления в брак, будут рассмотрены особо в следующих параграфах. Глава II. Приданое§ 6. Понятие. УстановлениеI. Под именем приданого - dos - в развитом римском праве разумеется имущественное предоставление, которое делается мужу женою или за жену каким-либо третьим лицом для той цели, чтобы оно помогало мужу нести тягости брачной жизни (onera matrimonii); пo расторжении брака приданое должно быть мужем выдано обратно (по крайней мере, по общему правилу). Муж должен нести на себе тягости брака, как глава семьи; естественно, что жена, как его подруга, дает со своей стороны нечто для разделения этого бремени; установление dos, пo римским понятиям, возвышает положение жены в доме мужа. Из этого общего определения вытекают следующие частные признаки приданого. 1) Особая цель приданого - помогать несению onera matrimonii - отличает dos от дарения мужу: так как предоставление делается не для того, чтобы обогатить мужа, а чтобы он нес с его помощью onera matrimonii, то оно и не есть дарение мужу *(63). Но дарением самой жене установление dos может быть: именно, установление приданого есть дарение в пользу жены в том случае, если третье лицо, не будучи к тому обязано, дает за женою приданое и не выговаривает возврата приданого самому себе по расторжении брака; такое дарение, однако, favore dotis избавлено от инсинуации *(64) (об инсинуации см. Общ. ч. § 44, II, I). 2) Цель установления приданого - ad onera matrimonii ferenda - является, следовательно, главной и непосредственной целью предоставления, определяющей юридический характер предоставления, его causa (Общ. ч. § 43 *(65); поэтому, согласно с общими правилами o causa, если предоставление dotis causa сделано до брака (т.е. если для этой цели вещные или обязательственные права перенесены на жениха) и затем брак не состоится, то предоставление может быть вытребовано обратно путем condictio sine causa (L. 7 § 3 L. 9 pr. D. 23, 3). 3) Предоставление, чтобы быть приданым - dos - должно быть предназначено для несения onera matrimonii; это не значит, однако, что оно должно быть способно нести эти тягости брачной жизни: nuda proprietas, беспроцентное обязательство составляют приданое, хотя и не дают мужу никакого дохода *(66); такое приданое, конечно, не вполне соответствует своей цели; выгода иметь такое приданое может обнаружиться, главным образом, при расторжении брака: эта dos послужит материалом, например, для взыскания с жены штрафа за развод, 4) По прекращении брака приданое, по общему правилу, в эпоху Юстиниана должно быть возвращено жене; этим вызываются многочисленные постановления о положении приданого во время брака и по eго расторжении. Это свойство является второй отличительной чертой приданого от donatio, даже от donatio sub modo. Если бы известная сумма была дана мужу для несения оnега martimonii, но с тем, чтобы она осталась у мужа во всяком случае и по расторжении брака, то это была бы donatio sub modo, a не dos. Если такая оговорка делалась при установлении именно приданого - dotis, то она была ничтожна *(67). II. Установление приданого. 1. Обязанность к этому. На самой жене лежит только натуральная обязанность к установлению за собой приданого (debitum naturale), т.е. такая юридическая обязанность, которая не дает мужу иска против жены, но приводит к тому, что жена не имеет cond. indebiti, если установила за собою приданое, думая, что она обязана к этому исковым путем *(68). Сама же жена имеет по позднейшему праву юридическое притязание об установлении за нею приданого к следующим лицам а) к отцу и деду со стороны отца *(69), хотя бы при отсутствии patria potestas; впрочем, это притязание возникает лишь в том случае, если жена сама имеет достаточного имущества *(70); b) к матери в случае magna et probabilis causa *(71); кроме того, мать-еретичка по законодательству христианских императоров должна давать приданое за православною дочерью *(72). 2. Акт установления. Приданое установляется мужу; если он находится в отеческой власти, то по классическому праву приданое делалось собственностью домовладыки мужа; по юстинианову праву оно должно становиться dоnum adventicium (ниже § 15, IV), т.е. находиться в узуфрукте и управлении домовладыки, на которого возлагается обязанность содержать супругов и их семью. Установить dos может всякое лицо: сама жена, ее родители, третьи лица. Различаются в этом отношении три вида приданого: 1) dos profecticia, т.е. приданое, установленное отцом или дедом по отцу из своего имущества (patria potestas не существенна *(73); 2) dos adventicia, или приданое, установленное всяким иным лицом, в том числе и самой женою *(74); 3) особо стоит dos recepticia, при которой установитель выговаривает, чтобы dos вернулся к нему самому по расторжении брака *(75). Самый акт установления приданого состоит или в даче приданого (dotis datio), или в обещании приданого (dotis promissio, dictio, pollicitatio), или в установлении легата в завещании. 1) Datio dotis. Установитель прямо делает мужу то предоставление, которое должно служить по заключении брака приданым; предоставление это может иметь самое различное содержание: можно передать в качестве приданого (dotis causa) собственность на движимые или недвижимые вещи *(76), установить jura in re aliena *(77), установить право требования, цитировать его *(78), простить мужу долг *(79), передать ему пользование узуфруктом, простить узуфрукт, лежащий на вещи мужа *(80) и т.д. Наконец, можно dotis causa отказаться в пользу мужа (если он субститут или законный наследник) от наследства или легата *(81). Нередко при установлении приданого делается оценка (aestimatio) даваемых в приданое объектов. Эта aestimatio большей частью бывает venditionis causa; в таком случае предметом возврата считается исключительно оценочная сумма, а не самые вещи, данные в приданое; муж считается купившим эти вещи и удержавшим покупную цену у себя в качестве приданого; поэтому погибель данных в приданое вещей даже без всякой вины в ней мужа не освобождает его от обязанности к реституции оценочной суммы, т.е. риск ложится на него; за то и все выгоды от этих вещей муж получает в свою пользу окончательно *(82). Иногда aestimatio делается, напротив, taxationis causa, т.е. только для того, чтобы не приходилось особо вычислять суммы вознаграждения, в случае виновного несовершения мужем реституции дотальных объектов по расторжении брака *(83). Aestimatio dotis может иметь и иное значение, смотря по намерению сторон (напр., возможно установить по договору обязанность вернуть альтернативно по выбору мужа или жены или сумму оценки, или самые вещи *(84). В случае сомнения о смысле сделанной оценки принимается aestimatio venditionis causa *(85). Если предметом приданого является целое имущество (напр. жены), то вследствие datio dotis не возникает successio universalis, т.е. долги передаваемого имущества на мужа не переходят; но на мужа возлагается обязанность выплатить установителю приданого, который продолжает отвечать за долги переданного мужу имущества, сумму, которая необходима для погашения этих долгов *(86). 2) Обещание приданого. Эта сделка состоит в том, что установитель приданого обязуется сделать мужу то предоставление, которое должно будет служить приданым. В классическую эпоху юридическое обязательство из обещания предоставить приданое возникло лишь при облечении этого обещания в форму стипуляции (dotis promissio) или особого рода договора, называвшегося dotis dictio *(87). В юстиниановом праве dotis dictio уже не встречается, но наряду со стипуляцией получает силу вполне бесформенный договор - pollicitatio dotis или pactum dotis *(88). Взыскивать по такому обещанию муж может тотчас по заключении брака; если он не производит взыскания, то с истечением двух лет после заключения брака должник? хотя бы он и не был in mora, обязан к выдаче плодов или уплате 4% в год *(89). 3) Легат. Приданое может быть установлено в виде легата тем путем, что завещатель прямо отказывает мужу известные объекты в качестве приданого (напр. "Titio genero meo heres meus dotis Sejae filiae meae nomine centum dato". L. 71 § 3. D. 35, I, cp. L. 48, § 1, D. 23, 3). Муж является легатарием и вчиняет иск о выдаче легата; затем полученная им сумма занимает обычное положение приданого. Если же в завещании сделан легат не мужу, а жене или третьему лицу и на легатария возложен modus (см. Общ. ч. § 45) обратить тот легат в приданое, то из такого легата приданое само собою не возникает, а возникает только для легатария обязанность исполнить modus, т.е. установить приданое *(90). Возникающее для мужа требование об установлении приданого обеспечено законной гипотекой на все имущество лица, обещавшего установить приданое *(91). 3) Время установления. Dos может быть установлена до заключения брака или после заключения брака. а) Рассмотрим прежде всего тот случай, когда приданое установлено до заключения брака. В этом случае возникают два вопроса: 1) когда предмет приданого приобретается мужу? 2) когда он получает характер приданого? Что касастся первого вопроса, то в этом отношении все решается, смотря по намерению сторон; принимается во внимание, желали ли стороны передать жениху права на дотальные объекты тотчас и безусловно, или же они хотели передать ему эти права только под суспензивным условием: в случае заключения брака в будущем. Если смысл переговоров сторон не ясен и возбуждает сомнения, то вопрос решается согласно следующим презумпциям: Обязательство дать что-либо в приданое признается заключенным под суспенсивным условием "si nuptiae secutae fuerint"; то же самое имеет место при установлении приданого через acceptilatio долга *(92); таким образом, до заключения брака stipulatio или acceptilatio находятся in pendenti. При передаче телесных вещей презумпции иные: если в приданое даны ces aestimatae venditionis causа, то сделка признается условной, и собственность (так же, как и periculum) на жениха до заключения брака не переходит; если предполагаемый брак впоследствии не состоится, то возможна rei vindicatio *(93). Напротив, если в приданое даны вещи, не подвергнутые оценке (non aestimatae), то в случае сомнения принимается немедленный переход собственности на жениха, и при незаключении брака против него возможна лишь condictio sine causa, но не rei vindicatio *(94). Что касается второго из поставленных выше вопросов, то следует заметит, что предметы, данные in dotem (в том числе даже вещи, немедленно перешедшие в собственность жениха) получают дотальный характер лишь с момента заключения брака *(95); плоды, собранные женихом до этого момента, составляют увеличение капитальной суммы приданого; законный залог жены на имущество мужа по поводу приданого возникает также лишь с момента заключения брака. b) Dоs может быть установлена по заключении брака всяким лицом *(96), в том числе даже самою женою, ибо, как сказано выше, установление dotis не составляет дарения *(97). Кроме того, приданое может быть изменено во время брака (permutatio dotis *(98); напр., на дотальные деньги жены могут быть куплены вещи и наоборот; на такое изменение должно быть согласие мужа и жены, и притом сделка не должна идти во вред интересам жены, иначе она ее не связывает *(99). |