тимсчявапролдждлормсчя. Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях
Скачать 6.9 Mb.
|
§ 3. Основы учения о септернере Самодовлеющая сила, познаваемая в тернере: утверждение, противопоставление и результат, выявляет из себя свою творческую мысль и идею творимого объекта, в свою очередь познаваемую в тернере: принципа идеи, принципа существования бинеров и их гармонии, которая и соприкасается с полем, где должно явиться творчество, и в нем самом порождает идею творимого объекта; это философское построение и есть септернер. Итак — септернер раскрывает путь и его законы, по которым из самодовлеющей субстанции порождается идея атрибута. Септернер показывает человеку, как связываются между собой принципы различных планов, как один следует и рождается от другого; он указывает на то, что каждое действие каждой силы в каком-либо плане вытекает и является непосредственным следствием из силы выше 155 1 Zohar. Part. Ill, fol. 9, verso и 10, recto, отдел אוקיו. 2 Этим индусским названием в Каббале соответствуют, иешида (верховное единение души с Богом), лапа (Божественная Жизнь, влитая в душу), нешама (Божественная Душа), руах (душа деятельная), нефеш (душа инстинктивная), куш ха гуф (жизненный флюид), гуф (тело материальное); аналогично у древних египтян мы видим: атму (Душа Божественная и Вечная), пута (Первоисточник интеллектуализма), себ (начало жизненное), анху (разум — начало различения), кхаба (тень), ба (дыхание жизни), кха (тело). 156 лежащей. Септернер есть непосредственное следствие Закона Аналогии; тот и другой гласят об одном, но с тем лишь различием, что Закон Аналогии указывает принцип, а закон септернера раскрывает самый процесс и течение инволирующего действия самодовлеющей силы. Если какой-либо процесс эволирующим или инволирующим образом происходит последовательно в целом ряде планов, то никогда и ни при каких условиях в одно и то же время больше двух рядом стоящих членов этой междупланной цепи в состоянии неустойчивого равновесия находиться не могут. Если один и тот же нумен должен последовательно пройти ряд своих феноменальных состояний, то его состояние в данный момент может познаваться или через один феномен или через два соседних, но ни в каком случае не через большее число феноменов в первом случае, когда состояние нумена совпадает с доступным познаванию феноменом, т. е. когда последний является членом принятой классификации, и во втором случае, — (вследствие того, что наша способность познавания представляется прерывной функцией минимального масштаба, в котором мы еще различаем разность меж планами) когда состояние нумена непосредственно недоступно познаванию, вследствие того, что он занимает как бы промежуточное место между планами принятой классификации. В нашем случае действие этого общего закона выразится в том, что в момент, когда конечный член инволютивного септернера проявляется в свойственном ему плане — первый тернер устраняется от непосредственного действия, связь низшего с ним прекращается, и в тот же миг конечный член септернера переживает процесс, известный под именем перемещения оси равновесия. Подобно тому, как при интерпретации мистерии рождения Йода из Хе" мы считали систему Йод-Хе-Вау-Хе" находящейся лишь в мгновенном равновесии в пространстве дифференциально малого плана, представленного на приложенной нами диаграмме отрезком dy, так и в данном случае, мы этот процесс перехода конечного члена септернера представим в виде такой же диаграммы. Самодовлеющий тернер I вместе с порожденным тернером силы II проектируется в низший план в виде Йода, заключающего в себе мощь тернеров выше лежащих, в том объеме, в котором этот план может вместить. Этот последний Йод является тоже принципом, но уже гармонирующим с низшим планом, а потому динамически стремящимся в нем реализоваться. Вследствие: этого, последний член септернера находится лишь в мгновенном равновесии и стремится перейти в силу творящую в четырех стихийных аспектах, что им и осуществляется на протяжении дифференциально малой части инволютивной цепи dy. Первичный тернер для спроектировавшихся четырех аспектов силы в их сознании отождествляется со вторичным тернером, т. е. познается, и иначе в принципе никак познаваем не может быть, как в сечении своем в виде вторичного тернера. Вследствие этого первичный тернер как таковой для сознания перестает существовать самостоятельно. Септерпер Мира Принципов претворяется, в септернер Мира Бытия в виде тернера силы и кватернера осуществления. Последнее справедливо одинаково — будем ли мы рассматривать макрокосм в его целом или отдельный микрокосм. «Всякая вещь в природе, хотя сама по себе и составляет триаду, обладает четверным приложением на плане внешнем». Томас Генри Бургон. 1 Царство Духа— это мир тернеров, но когда дух, инволируя, касается Майи, — он из тернера претворяется в септернер, ибо в его существе хотя и остается тернер, но ему является отражение в Мире Бытия, его стихийный аналог кватернер. Асклепиос. «Люди следовательно не все одинаково чувствуют, о Трисмегист?» Гермес. «Все? — нет, о Асклепиос! — Они начинают заблуждаться, как только они позволяют цепи образов увлечь себя без искания истинной причины вещей. Именно 1 Свет Египта или наука о душе и о звездах. Перевод и издание В. Н. Запрягаева. Вязьма, 1910. 157 таким путем в человеке рождается зло, и первый из всех существ нисходит до уровня диких. Но я буду говорить о чувствовании и о всем том, что я познал посредством духа. Человек есть единственное существо с двойной природой. Одна из двух частей его составляющих первична и является сущностью подобной Богу. Часть, которую называют космической, т. е. принадлежащей миру, квадриполярна и состоит из тела, которое в человеке служит оболочкой Божественного Элемента». Гермес Трисмегист. Септернер, также как бинер, тернер и кватернер, согласно Закону Аналогии, может быть одинаково рассматриваем, как в приложении своем к инфрапланной цепи, так и к одному какому-нибудь плану или сечению космоса. В этом втором своем случае эти законы становятся отдельными законами гармонии, как раньше они были отдельными законами всемирного Единства. Бинер, тернер, кватернер, квинтиль и секстиль все по самому существу своему относятся к Миру Нагорнему, к Миру Принципов, Вечных Истин и недвижных соотношений. В Мире Проявленном человек никогда не встречает бинера или тернера в чистоте своей, никогда ни один из этих Принципов не восприяет он без примеси множества частных идей и разветвлений. Весь внешний мир дает ему лишь путь, дает ему лишь нить Ариадны, и человек уже сам должен суметь выйти по этой нити из лабиринта бесчисленных множеств мелких препятствий, сомнений, несходств и ошибок. § 4. Доктрина Аркана VII. Основы учения о человеке как микрокосме «Я сказал: вы боги и сыны Всевышнего все вы». Псалом 81. 6. «Я» — центральный пункт, единство апперцепции, синтез всего многообразного в человеке, «Я» уже включает в себе бесконечное пространство; выдающийся человек включает весь мир в себе, гений — есть живой микрокосм. Отто Вейншгер. 1 «Познай свою душу, познай единый, великий закон единства, присущий в каждом человеке». Упанишады. «Стань тем, что ты есть». Св. Ансельм. Аркан VII заканчивает собой первый септернер Великих Арканов; он утверждает бытие последнего в виде целостной самодовлеющей системы; он является последним звеном инволюционной цепи Первичных Принципов Области Духа. Божественный Дух, познавая Себя, в Себе Самом утверждая Верховные Принципы, порождает аспекты лишь Того же Самого Духа. Вся плеяда Принципов первых семи Арканов, трактующих об инволюции Духа как такового, сама в своей истинной сущности не может не лежать в том же Мире Духа. «Высшая Душа — пребывает в существах высшего порядка, а также и в существах самых низких. От этой Высшей Души исходят, как искры из огня, бесчисленные Жизненные Принципы, Которые беспрестанно сообщают движение всякого рода творениям». Законы Ману. 2 1 Пол и характеры, стр. 149. 2 Законы Many. Перев. с санскрита С. Д. Эльманович. С.-Петербург, 1913. Труды общества русских ориенталистов. № 1. 158 Инволюция духа есть лишь изменение самосознания, дух как таковой не может потерять своих качеств, не может сам инволировать, он способен лишь различно себя же самого созерцать через им же порожденные различные призмы, который и окрашивают различно перманентную сущность. Аркан VII — это последний аккорд тех глубочайших внутренних перестроений Вселенского Духа, которые и повлекли за собой бытие мира меры и времени. Он является проводником всей высшей системы Принципов в полном и абсолютном значении этого слова, он есть высший предел всех видов a priori возможных познаний, включая сознание духа для человека мира бытия, и, в то же время, служит низшей гранью, до которой спускается Божество, Единый Всеобъемлющий Дух. Атман человека есть вековечное звено, соединяющее Мир Божественный с Миром Бытия, он лежит на границе их обоих, и каждый из них утверждается в другом. Сознание человека не может достигать высот индивидуальной искры, а посему; согласно основному принципу существования частных относительных миров, все a priori доступное постижению навеки ограничивается пределами того относительного мира, который соответствует Атману, себя познавшему во всем своем целом. Амман есть Божество для порожденного им человека, ибо это есть высшее сечение луча Божественной Сущности, сотворившего человека; за этим сечением остается лишь непостижимое «Не-То». Атман есть свойственный человеку аспект Божества, координируемый существом человека Мира Бытия. «Понимая Бога как Бесконечного Человека, человек говорит себе самому: я есмь конечный бог». Элифас Леви. 1 «Человек есть форма Божественной Мысли, а Бог есть идеализированный синтез мысли человеческой». Элифас Леви. 2 «Не было времени, когда бы не существовало меня, тебя или этих властителей народа, и не будет такого времени, когда бы мы еще не существовали». Веданта Основным принципом Аркана VII является доктрина о божественности сущности человеческого существа — индивидуальной монады, и абсолютности совершенства потенциального целостного человека соответствующего монаде и подобии его Божеству, «Человек сделан подобием мира. По воле Отца он награжден мудростью больше других земных существ; через свои чувства он находится в общении со Вторым Богом (Аркан 22), через свою мысль с Первым (Аркан 21). В Одном он утверждается как тварь, в другом как Нетварный Сущий, Разум и Добро. Пойми, что мир исходит из Бога и существует в Боге, что человек исходит из мира и существует в мире. Принцип, Совершенство Прообраза и Незыблемость всех вещей есть Бог». Гермес Трисмегист. «Это значит, что человек именуется микрокосмом не потому, что он составлен из четырех элементов, так как они входят в животные и даже в низшие существа, но потому что он объединяет в себе все могущества вселенной. Ибо во вселенной есть боги, есть четыре элемента, есть также неразумные животные и растения. Человек имеет все эти силы, ибо он имеет Силу Божественную, силу мыслящую, обладает природой элементов и божественной силой восприятия и веры и силой делать себе подобных». Vita Anonymi de Pithagore. 3 1 Éliphas Lévi. Dogme. Стр. 203. 2 Éliphas Lévi. La Clef des Grands Mystères. Стр. 17. 3 In Photii Bibliotneca. Codex 249. 159 Эта первая часть доктрины Аркана VII выявляет два высочайших принципа и ими дает ответ на два основные вопроса: что есть человек и каково его призвание. — «Он божественен, и цель его бытия познавать себя самого», — гласят эти принципы. «Кто знает себя, знает Бога». Коран. «Царство Божие в вас самих». Евангелие. «Самопознание есть Истинная Мудрость». Веданта. Человек создан по образу Божию и подобию, а потому он есть целый мир, в нем есть все его законы, все его возможности. Вдумываясь в человеческое существо, мы естественным путем приходим к заключению, что его движения, его эмоции, его скрытые и проявленные склонности и возможности составляют действительно мир беспредельный; что вся эта бесконечность связана теми же законами и принципами, которые царствуют в беспредельности макрокосма. Как бы ни бежал от себя человек, как ни боялся бы он своей внутренней силы, своего внутреннего разума, пронзающего все деяния его, как бы ни боялся он цели далекой, как бы ни откладывал он достижения ее, все равно всегда он сознает, что вся его цель, все призвание его, весь его путь и все силы достижения всяческого в нем самом лежат, им самим же лишь могут быть вызваны к жизни, и лишь в себе же самом он найти конец всем исканиям сможет. Как мир в его целом неведомым, непостижимым образом управляется Тем, Кто есть, Кто был и Кто будет, так и человеческое существо есть лишь внешнее проявление его Эго. Вся эволюция человека состоит в перенесении сознания из одного плана в более высший по ступеням Проявленного Мира, по окончании которого оно вновь воссоединяется со своим «Эго» бессмертным. «Чтите Атмана Духовного, тело которого — дыхание, вид которого — свет, сущность которого — эфир, Атмана, который принимает вид, какой хочет, быстрого как мысль, полного правого хотения, полного правого держания, исполненного всякого благоухания, богатого всякими соками, простирающегося во все страны света, наполняющего всю вселенную, безмолвного, вседовольного. Малое, как зерно рисовое, или ячменное, или просяное, или как пшено, так пребывает этот дух в Я; золотой, как свет бездымный — таков он; шире неба, шире эфира, шире этой земли, шире всех существ; он есть «Я» дыхания, он есть мое «Я» (Атман); с этим Атманом соединюсь я, когда уйду отсюда. Кто усвоил себе это, поистине тот не питает никакого сомнения». Веданта. Неведомый и непостижимый Атман человека изливает свою царственную мощь на все его существо, наполняет его силой и тем возможность дает жить, двигаться и устремляться вперед. «Ты несешь внутри себя высочайшего друга, которого ты не знаешь, ибо Бог обитает внутри каждого человека, но немногие могут найти Его. Человек, который приносит в жертву свои желания и свои действия Единому, Тому, из Которого истекают начала всех вещей и Которым создана вселенная, достигает такой жертвой совершенства, ибо тот, кто находит в самом себе свое счастье, свою радость и в себе же несет свой свет, — тот человек в единении с Богом. Познай же: душа, которая нашла Бога, освобождается от рождения и смерти, от старости и страдания и пьет воду бессмертия». Бхагавадгита. Истинный человек это Атман. Его сознание в Нагорнем Мире — Божественная Душа; человек Мира Бытия, высшие Эа и человек воплощенный вместе составляют истинный микрокосм, подобие макрокосма, ибо он есть бесконечная, целостная, 160 замкнутая и законченная система, оживляемая и оплодотворяемая Атманом. Он есть бессмертная искра Предвечного Света, живущая в душе человека, неведомая и непостижимая, но вечно познаваемая по деяниям мощи ею эманируемой. «Пребывающий в земле отличен от земли, и земля не знает о нем, тело его есть земля, внутри двигает он землей, это Атман, внутренний двигатель бессмертный. Пребывающий в воде, пребывающий в огне, пребывающий в солнце, луне и звездах, пребывающий в молнии и громе, пребывающий во всех мирах, пребывающий во всех Ведах, во всех жертвах, во всех существах, от всех существ отличный, которого не знают. все существа, который внутри двигает все существа, — это Атман, внутренний двигатель, бессмертный». Упанишады. Всякий человек в каждый данный момент представляет из себя систему, находящуюся в равновесии; человек, как и мир, недвижим в своем целом, но постоянно видоизменяется и варьируется в своих дифференциальных частях и деталях. Куда бы человек ни шел, куда бы ни стремился, как бы ни поступал в различных случаях своего многовекового пути, -все равно все его действия и предпринимаемые им решения предначертываются и управляются его Атманом. С Высот Нагорних снисходит мощное веяние силы его, и человек земли' бредет по предначертанной пред этим им же самим стезе, расширяя, углубляя и окрашивая ее, согласно воле воплощенного сознания. Вечно стремясь, вечно идя все выше и выше, человек всегда и неизменно сам в себе, непостижимым для него самого образом, уравновешивает все стороны и грани души своей, лишь на время как бы отходя от одних и на время сближаясь с другими. Идя долгой своей стезей, он рано или поздно проходит все извилины пути своего, и, наконец, оковы земли оказываются не в силах сдержать его дальше, и он поднимается ввысь, чтобы, опираясь на познанное раньше, познавать вновь уже непосредственно из Мирового Источника Мудрости. Все изложенное и составляет доктрину Аркана VI. Человеческое существо в Мире Бытия представляет из себя замкнутую систему, находящуюся в абсолютном равновесии; все силы ее, все движения проистекают от действия Человека Мира Нагорнего — его Божественного Атмана. «Я, то Высшее, Вечное, Истинное «Я», Всеблаженное, Вселучезарное, Возносящееся над иллюзией, над условностями, постигаемое лишь под видом понятия: «Я семь». Vijnananauka Человек не знает своей истинной сущности, не ведает своего истинного Я, не может уловить и очертить в своем сознании своего Атмана, ибо он не может стать во вне его, не может ничего противопоставить ему, не может оформить его, не может даже выразить то, что он ищет, или что желал бы найти. Вот почему человек иногда сомневается в себе самом, ибо он свое сомнение от себя отделить не может, ибо все, что ни делал он, что бы ни мыслил, что бы ни чувствовал, к чему бы ни стремился, — все это проявление одного и того же «Я». «Где тот человек, который сомневается в действительности своего существования? Если он существует, то должен знать, что он, сомневающийся, и есть «Я», которое он отрицает». Sratmanimpana. Величие человеческого призвания, его божественная космическая миссия лежит в основании всех учений о человеке, во всех Посвящениях. В полной гармонии с индийским учением об Атмане гласит семитическое Откровение в аспекте Каббалы: «И сказал Симеон бен Йохай: «Существо человека содержит все, что есть на небе и на земле, существа высшие и существа низшие; вот почему Древний из Древних 161 избрал его для Себя. 1 Никакая форма, никакой мир не могли существовать прежде человеческого существа, ибо он обнимает все вещи, и все, что существует, существует не иначе, как через него; без него не было бы мира, именно в этом смысле надо понимать эти слова: «Вечный утвердил землю на Мудрости». Надлежит различать Человека Горнего (אליעלד םדא) от человека низин (אתתלד םדא), ибо один не мог бы существовать без другого. На этом существе человека покоится совершенство утверждения всего; именно о нем идет речь, когда говорят, что видели над колесницей подобие облика человека; именно его Даниил обрисовал в этих словах: И я видел, как сын человеческий шел с облаками Неба, приблизился к Древнему денми и предстал пред Ним». 2 Идра Рабба. «Человек есть синтез и завершение наиболее возвышенного в Творчестве; именно поэтому он был создан лишь на шестой день. Когда человек появился, все было завершено — и мир низший и Мир Высший, ибо все резюмируется в человеке; он объединяет все формы». 3 Зогар. 4 Каждый человек — это целый мир, целый микрокосм. В этом мире живет его Атман, наполняет его, отражается в нем и познает себя. Вне этого мира ничего для него не существует; чужое только тогда сделается своим, когда оно будет своим. Человек познает не явления или состояния, а лишь разности состояний и положений. Законы и принципы нуменального мира недвижны, вот почему для познания их человек должен двигаться. Но они заключены в нем до века сего чрез божественность духа его, — вот почему он должен иметь внутреннее движение. Итак — человек, живя в самом себе, в самом себе и двигается. Это и есть первый основной закон всего его бытия, жизни и деятельности. «Когда я что-нибудь делаю, то делаю это сам в себе и из себя самого и отпечатлеваю там свой собственный образ». Мейстер Экхарт. 5 «Ты — смертное существо, И ты же — вечен. Познай себя в свете мудрости — Кроме тебя, нет ничего...» Коран. Всякое движение есть следствие двух элементов: наличия движущей силы и свободы совершению порождаемого ей движения, а потому человек есть грандиозная система сил, и притом сил свободных. Это есть второй основной закон его жизни. Для того, чтобы существовало движение, кроме силы его порождающей и свободы его течения, необходимо еще наличие простора, измерения, поля, по которому это движение должно совершаться. Если бы человек одновременно заключал бы в себе как начальную, так и конечную точку всякого движения, само движение было бы невозможно, ибо в нем не было бы цели и не было бы самого движения, — вот почему есть вещи, которые в данный момент лежат вне его, а потом будут заключены в нем; вот почему у человека есть как внутреннее, так и внешнее. Чужое никогда своим не 1 ןיגבו היב וללכתאד ןיאתתו ןיאלעד אנקויד יוה םדאד אנקויד יאהב יונוקת אשידק אקיתע ןיקתא ןיאתתו ןיאלע לילכ אנקויד יאהד אנקויד אנוקתו Idra Rabba, fol. 114, verso. 2 סושמ ואל יודוחלב אתתלד סדא אמיתיאו אליעלד סדא אקפאל ביתכד אמלע סיאק אל סדאד אנוקת יאה אלמלאו אד אלב אד סיאק אלד ץרא דסי המכחב ת״ Idra Rabba, fol. 144, recto, etc. 3 לילכתא אלכו אתתי אליעלד המ לכ אלכ יקתתא סדא ארבנד ןויכ אלכד ותומילשב והיא סדאב 4 Zohar. Part. Ill, fol. 48, recto. 5 Проповеди и рассуждения, стр. 27. 162 будет; вот почему внешнее тоже свое, но оно не то, что внутреннее. — Итак: у каждого человека есть свое внутреннее и свое внешнее. Разница между внешним и внутренним определяется местом сознания. Сознание есть функция времени, а потому внутреннее — это то, что человек в данный момент содержит в себе; внешнее это то, что он будет содержать. «То, что прошло, скрыто в жизни, как и то, что наступит». Упанишады. Таким образом, человек в Мире Бытия живет, чувствует и познает лишь в границах присущего его индивидуальности относительного мира, и эти границы отчетливо ощущаются всеми другими людьми, кто с ним встречается. «Мы в самом деле никогда не переступаем через этот небольшой круг света, который судьба очертила вокруг нас, и даже люди, стоящие всего дальше от нас, хорошо знают цвет и форму этого непереступаемого кольца. Они прежде всего замечают оттенок этих духовных лучей и, смотря уже по их количеству, они протягивают, улыбаясь, нам руку или отдергивают с ужасом. Мы знаем все друг друга в высшей атмосфере, и представление, которое я себе составляю о незнакомце, исходит непосредственно из правды более таинственной и более глубокой, чем правда материальная. Кто из нас не испытывал влияние того, что происходит в непроницаемой области почти астрального человечества?» Морис Метерлинк. 1 «Монады (каждая для всех остальных) непроницаемы, в них, как образно выражается Лейбниц, 2 нет окошек, через которые они могли бы что-нибудь воспринимать в себя извне, через которые внешний мир мог бы, так сказать, заглядывать в них. Каждая монада действует совершенно самостоятельно без всякого воздействия и содействия со стороны остальных». Куно Фишер. 3 «Воспримите лишь то, что кажется вам истиной, остальное пускай проходит мимо вас; в каждый данный момент человек может воспринять лишь предназначенное ему; никто не в силах вступить в обладание своей собственностью, не будучи подготовлен к этому». Йогавасишта. «Нельзя отрицать, что человек не носит в себе всех свойств, аналогичных тем объектам, которые он может знать, ибо что представляют собой все наши открытия, если не внутреннюю жизнь и тайные чувствования того общения, которое существует между нашим собственным светом и самыми вещами; тем не менее мы не можем составить себе идеи ни о каком чувствуемом объекте, если этот объект не соединен с нами своими влияниями». Луи Клод де Сен-Мартен. 4 «Человек самое совершенное и самое живое из всех произведений земли. Каждая песчинка есть нечто неизмеримое, каждый лист целый мир, каждое насекомое — совокупность непостижимостей. А кто сосчитает промежуточные ступени от насекомых до человека! В нем соединяются все силы природы; он экстракт творения. Все лица людей, все формы, все сознания различаются не только по их классам, родам и видам, но также по их индивидуальности. Ни один человек не похож вполне на другого; в том-то и заключается первая, глубочайшая, надежнейшая, незыблемейшая 1 Рейсбрук Удивительный. Одеяние духовного брака. — Вступительная статья Мориса Метерлинка. Перевод Михаила Сизова. Книго-изд. «Мусагет», Москва, 1910. 2 «Les monades n’ont point de fenêtres, par lesquelles quelque chose у puisse entrer on sortir». — «Monadologie», Nr. 7, Op. phil., стр. 705. 3 История новой философии. Том III, «Лейбниц», стр. 367. 4 Tableau Naturel, стр. 11. 163 основа физиогномики, что при всей аналогии и однообразии бесчисленных человеческих образов нельзя найти двух людей, которые при тщательном сравнении не отличались бы заметно друг от друга». Иоган Каспар Лафатер. 1 Так выражается эта доктрина на пути веков, различно по форме, но неизменно по сущности. |