Главная страница

тимсчявапролдждлормсчя. Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях


Скачать 6.9 Mb.
НазваниеСказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях
Анкортимсчявапролдждлормсчя
Дата20.01.2023
Размер6.9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSvyaschennaya_Kniga_Tota.pdf
ТипСказка
#896631
страница25 из 61
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   61
§ 1. Законы Мира Горнего и законы Мира Бытия
Закон природы существеннейшим образом отличается по самой природе своей от
закона Горнего Мира. Всякий закон Горнего Мира, как абсолютный принцип,
является целостной и законченной системой, распространенной от атома до высших
синтезов. Он совершенен и в нем нет движения, ибо он сам по себе в своем существе
заключает все бесконечно многообразные возможности всякого движения.
«Все совершается по непреложным законам, но в различных сферах бытия
очевидно должны господствовать разнородные законы (или точнее различные
применения одного и того же закона), а из этой разнородности естественно вытекает
различное взаимоотношение этих частных законов, так что законы низшего порядка
могут являться как подчиненные законам порядка высшего, подобно тому, как,
допуская специфические различия между мировыми силами, мы имеем право
допускать и различное отношение между ними, допускать существование высших и
более могущественных сил, способных подчинять себе другие».
Владимир Соловьев.
1
«Если мы теперь обратим внимание на природу естественного Божественного
закона, то увидим, что он универсален, или общ всем людям, ибо его мы вывели из
природы человека вообще».
Спиноза.
Закон природы является лишь частным сечением закона Мира Горнего. Всякий
закон природы есть конкретно взятая система умозаключений или взаимоотношений,
1
Чтение о Богочеловечестве. Том III, стр. 23.

172
относящаяся к условно принятой плоскости времени (принцип относительности) и
относящаяся к некоторому условному миру, который сознанием человека строится
следующим образом: Берется ряд так называемых «идеальных, феноменов», в их
плоскости, т.е. в данный момент времени, а потому и пространственного положения,
наблюдается известная система соотношений; эта система, не принимая во внимание
ни искажения несовершенством нашего сознания, ни того, что она относится к
идеальным феноменам, а не к таковым, каковы они суть в действительности, —
принимается за абсолютную, затем она распространяется по третьему измерению по
тождеству, а не по аналогии.
«Метод науки есть метод всякого возможного познания вселенной человеком. Это
есть метод умышленного ограничения или внутреннего неведения. Видя пред собой
великое всеобъемлющее единство Природы, мы можем мысленно разбираться в ней,
лишь выбирая некоторые подробности и (умышленно или бессознательно) изолируя их
от остального».
Карпентер.
1
Законы Горнего Мира составляют внутреннюю сущность и истинную первооснову
всех явлений природы. Они именно и только они могут давать и дают в
действительности ответы на вопросы о существе явлений, их абсолютной ценности и
реальности. Так называемые законы природы сами по себе являются объектами этой
природы, содержатся в ее общей экономии и потому, будучи ее факторами, только
более высшими, чем факторы единичных явлений, подобно им подвержены
изменениям и не могут служить источником, откуда человек может почерпнуть
истинное совершенное и абсолютное знание. Если он хочет его восприять, он должен
обратить дух свой к постижению абсолютных законов, лежащих выше всяких
конкретных представлений и которые являются истинными субстанциями, аспектами
Верховной Первопричины.
«Когда я искал последние причины механизма и законов, хотя бы даже движения, я
был до последней степени изумлен видеть, что их невозможно найти в области
математики и что необходимо было вернуться к метафизике.
Лейбниц.
2
К изложенному может служить примером любой закон позитивной науки, ибо
всякий из них справедлив лишь в некотором частном случае. Распространяя его на
другие, мы будем делать все большую и большую ошибку и, наконец, приходим к
нелепости и противоречию, как с априорной очевидностью, так и с конкретными
наблюдениями.
3
Таков,
например,
закон
Бойля-Мариотта,
совершенно
несправедливый при больших колебаниях соотношения между р и v, т. е. между
объемом и давлением, таков закон расширения газов, дающий при абсолютной
температуре их полное уничтожение, таков закон деформации, что напряжение равно
Ei, неверный не по свойству материалов, а по самому существу.
«Другими словами, закон Бойля есть метафизический закон, не имеющий
реального существования».
Э Карпентер.
4
Изложенное справедливо не только в физико-химическом мире, — оно относится и
к так называемым наукам чистого разума. Законы живой силы, параллелограмма сил,
удара и даже самого сложения скоростей оказываются совершенно несправедливыми
при скорости, близкой к скорости света. Достойно внимания то, что теперь именно
1
Э. Карпентер. Современная наука. Критический очерк. Перевод графа Л. Н. Толстого. Москва,
1898. Стр. 6.
2
Lett. à R. de Montmort.
3
Сравни с: Карпентер. Энергия в природе.
4
Современная наука, стр. 13.

173
человечество и переживает эпоху развития сознания об эволюции законов природы
1
и
их лишь относительной ценности. Теория Эйнштейна о принципе относительности
2
без
сомнения ляжет краеугольным камнем всего будущего здания науки, науки живой
природы, такой, какова она есть в действительности, а не мертвой, выдуманной
людьми.
«Исключения из законов постепенно сами подводятся под закон».
Стэнли Джевонс.
3
Итак, всякий закон природы по самому существу своему относителен, а потому, в
сущности говоря, эти соотношения совершенно неправильно именуются «законами
природы» ибо законы, известные людям, суть лишь законы их собственного мышления,
их восприятий, техники их умозаключений, а отнюдь не ratio scripta природы.
«Таким образом, попытка дать феноменальному миру объяснение само по себе
достоверное, безотносительно к состоянию умов людей, его предложивших, по
необходимости должна окончиться неудачей».
Э. Карпентер.
4
Законы природы действительные, истинные и абсолютные — это законы Мира
Горнего, Мира Причин; они абсолютны для всякого ума, для всяких восприятий, они
все в себе содержат и вне их нет ничего.
§ 2. О законах вселенной
I. Об индивидуальных и сверхиндивидуальных законах природы
«Каждая индивидуальность есть маленький мир, и мы понимаем этот маленький
мир лишь благодаря внутренней связи между его законами и законами более крупного
мира или миров, к которым он принадлежит».
Лейбниц.
Каждое человеческое существо в Мире Бытия, порожденное Атманом, несет в себе
два элемента: с одной стороны оно является микрокосмом, т.е. целым миром,
независимо существующим сам по себе, а с другой стороны частью макрокосма. Атман
сам по себе является частью Целого и целым в части. Эта-то его двойственность и
является первоисточником одновременного существования в целостном человеческом
существе макрокосмичности и микрокосмичности. Весь космос одновременно является
с одной стороны целостным и нераздельным, а с другой стороны состоит из
бесчисленного множества отдельных индивидуальностей. Отсюда явствует, что законы
космоса должны быть одновременно в двух аспектах: в одном как безличные, а в
другом в виде комплекса отдельных аспектов, приложенных к отдельным
индивидуальностям. Систему безличных законов я буду называть законами космоса,
вторую систему я буду называть законами кармы. О бинере этих двух систем и гласит
Аркан VIII.
II. Законы космоса или макрокосмические, т. е. безличные законы
«Все во мне и я во всем».
Тютчев
1
См. Акад. проф. Анри Пуанкарэ. Новая механика и эволюция законов Перевод Г. Л. Гуревич.
Москва, 1913.
2
См. проф. Хвольсон. Принцип относительности. С -Петербург, 1914.
3
Основы науки, стр. 3.
4
Современная наука, стр. 5.

174
Возможность есть траектория движения одного или совокупности нескольких
импульсов, явлений, идей или событий в пространстве или во времени, как следствие
предоставления всем действующим факторам свободы воздействия согласно общим
законам природы. Человеческий дух, как часть Божества, лежит за пределами мира,
ибо, черпая силу из себя самого, он своей властью может вмешиваться в течение
причин и следствий и переводить желаемый феномен на другую возможность. Система
безличных законов природы и мировая система возможностей суть понятия
равнозначащие и трактующие об одном и том же. Действительно: направление,
форма, вид, разветвления, узлы, соединения, пересечения, совпадения и сочетания
линий возможностей суть не что иное, как пространственная интерпретация
причинных зависимостей, следствий, соотношений, взаимного усиления или взаимного
ослабления систем законов космоса. Отсюда явствует, что понятие законах космоса,
законах безличных, представляется транцендентальным. В мире мы видим и познаем
лишь отдельные индивидуальности, их взаимные соотношения, их состояния и
изменения, а посему все то, что мы непосредственно видим и сознаем, непосредственно
привести нас к познаванию общих мировых законов не может Тем не менее, при всяком
новом восприятии мы всегда имеем возможность отделить тональности, присущие
тому миру и плану, в которых это наше познавание происходит, и таким образом
выявить в сознании некоторую абстрактную систему; эта последняя и является
элементом общего закона. Мы имеем также возможность подойти к системе безличных
законов природы исходя из принципов Мира Горнего. Эти принципы, будучи
интуитивно восприняты, выявляются в нашем сознании в виде некоторых априорных
умозаключений, и именно способность выявления их в интеллекте есть мерило и
показатель действительности восприятия и возможности в дальнейшем этим
восприятием пользоваться. Каждый абсолютный закон содержит в себе не только свой
догмат и его обоснование, но и весь комплекс всех тех путей, по которым протекает
как реализация принципа в феноменальном мире, так и постижение всей этой системы
эволютивным сознанием. Человек только тогда может сказать, что он восприял закон
мироздания, когда он не только спроектировал в свое сознание его выражение, но и
уяснил себе как принципы его бытия, так и течение вытекающих из него следствий, т.
е. каким образом этот закон выполняет свою миссию в общей экономии природы.
«Если бы люди с полной ясностью постигали весь порядок вещей, то они находили
бы все столь же необходимым, как положения математики, но так как это превосходит
меру их познания, то они считают некоторые вещи лишь возможными, а не
необходимыми».
Спиноза.
1
«Вселенная, в которой мы живем, не есть результат случая, и если нам кажется,
что где-либо действует случайность, то это происходит от несовершенства наших
способностей, которое мешает нам узнавать действия закона».
Стэнли Джевонс.
2
Последнее человек редко сознает, и посему огромное число законов, ему известных,
остается в его глазах лишь кодексом, утвержденным Непреодолимой Силой, но не
проистекающим непосредственно из разума. Причина этого явления лежит в самом
существе так называемых законов природы. Всякое соотношение между некоторым
комплексом объектов, взятое как таковое и рассматриваемое отвлеченно вне того
частного случая, где оно было наблюдено, представляет собой лишь условную систему
умозаключений. С другой стороны, эти построения всегда приноровлены к случаю,
когда все объекты являются не таковыми, как они есть на самом деле, а
представляются «идеальными». Иначе говоря, законы и соотношения, известные
человеку, всегда относятся к некоторому вымышленному миру, имеющему лишь
1
Cog., pars II, cap. IX.
2
Основы науки, стр. 2.

175
большее или меньшее сродство с миром действительным. Изложенное является
естественным следствием безмерной сложности явлений мироздания и вытекающей
отсюда необходимости их так или иначе классифицировать. Если бы человек всегда
находил бы абсолютно разумную систему классификации, то и тогда он не должен был
бы упускать из вида, что, переходя к миру обертонов, т. е. дифференциальных
частностей, он должен был бы прилагать законы интеллектуального мира к реальному
миру по аналогии, а отнюдь не по тождеству. В действительности, абсолютно разумная
система классификации для него недостижима, ибо он должен классифицировать до
того, как он воспримет закон, и, следовательно, он осужден на стремление к цели ему
самому неизвестной. И вот, имея перед собой бесконечную многообразность
мироздания, человек начинает классифицировать по некоторым девизам в группах
частности, сознательно откидывая, не принимая вовсе в расчет, разнствование членов
одной и той же группы. Между тем, может оказаться, как это и бывает всегда в
действительности, что он создает систему девизов по приметам имеющим лишь
частное конкретное значение, а не по действительно характеризующим группы
абсолютно разумной системы тональностям.
«Ложные идеи походят на неправильные камни, которые не могут идти на
постройку здания».
Бартелеми.
Все изложенное и сводится к тому, что человек, в силу несовершенства своей
сознательности,
подходит
с
неверным
углом
зрения
к
соотношениям
интеллектуального мира, а посему воспринимает не закон как таковой, а всегда лишь
его проекцию на некоторую совершенно условную плоскость. Вот почему человеку так
трудно изучить любой закон природы во всей его полноте. Если бы человек осужден
навсегда был идти от частностей к общему, то познавание им внешнего мира шло бы
с грандиозной медленностью, и даже, в конце концов, вовсе остановилось бы, ибо
жизнь человеческая слишком коротка, чтобы познать умом всю громадную
бесчисленность
дифференциальных
частностей,
выводов
и
заключений,
необходимых для познания общего принципа в высшей плоскости. Божественность
духа человека и сказывается в том, что он одинаково может познавать и снизу и
сверху, а потому вся цель его деятельности мысленной должна быть направлена,
чтобы связать воедино эти познавания. При помощи интуиции человек
предвосхищает принципы, до которых он никогда бы не дошел мешкотным
кропотливым трудом своей низшей стороны; эти-то принципы и раскрывают
человеку новый мир, и его задача связать высшее с низшим тем безмерно
облегчается. Он собирает частности, классифицирует их уже не путем повторных
опытов, а при свете конечного принципа, к которому он и должен подойти, опираясь
на низшее. Но и здесь его работа воистину грандиозна. Итак, к системе
сверхиндивидуальных законов мы можем подходить действительно как снизу, так и
сверху: в первом случае через синтезирование познаваемого a posteriori; во втором
чрез построение аналогов принципам Горнего Мира. Эти два метода не являются
вполне полноправными и эквивалентными. Действительно, при всяком
синтезировании мы всегда влагаем в нашу работу нашу силу, энергию нашего
мышления. Можно сказать, что всякая работа от частного к общему по существу
своему вампирична, ибо мы только затрачиваем на нее силу и имеем возможность
выявить принцип осязаемым образом только тогда, когда, в сущности, нашей
предыдущей работой он уже предварительно полубессознательно выявлен. Наоборот,
всякая работа при помощи интуиции сама по себе облегчает наш труд. Каждый
общий интуитивно воспринятый принцип, как истинный пентаклъ, является сам по
себе неистощимым источником силы мышления, оформливания, ассоциации,
проектирования и запечатления. Чем больше человек работает при помощи
интуиции, тем сильнее он становится в интеллектуальном отношении. Такая работа
совершенно не утомляет его, ибо она не только не требует от него ментальных

176
флюидов, но сама порождает могущественнейшие вибрации, в силу своей
собственной мощи наполняющие энергией мозг исследователя и помогающие ему
увеличивать количество потенциально содержимой им умственной энергии. Вот
почему всякая позитивная работа по самому существу своему имеет свой предел,
когда она исчерпает силы ее автора. Наоборот, работа интуитивная предела в этом
отношении иметь не может, но зато ставит его в другом. Когда человек слишком
усилится, его вибрация слишком утоняется, его материальное тело оказывается
лишенным возможности дальше удерживать эти вибрации, — наступает смерть, но
не от недостатка силы, а от ее избытка. Таким образом приходим к выводу, что
система безличных законов космоса по самому существу своему делится на две
группы. — Одни законы активны по отношению к человеку и наделяют его своей
мощью, другие пассивны и вампиричны по отношению к его разуму. Человек, идя по
пути своей эволюции, должен одновременно постигать как те, так и другие. Вот
почему он и является связующим звеном в мироздании, вот почему познавать —
значить нейтрализировать. Эти две группы и сливаются в Великом Бинере
принципов всякого познавания, всякого Посвящения, о которых гласит Аркан V.
Два человека и представляют из себя два этих Посвящения. Один, красный — это та
сторона души человека, мощь которой все усиливается. Его стихии — Огонь и
Земля, он вечно воспринимает силу и вечно растет, безмерно увеличивая мощь свою.
Другой человек, черный — это та сторона души человека, которая вечно должна
отдавать, которая вечно должна воспринимать силу от активной стороны души,
которая сама по себе лишена свободы (— руки у человека связаны сзади), которая в
принципе может быть постольку и постольку отдавать, поскольку другая сторона
снабдит ее этой силой. Его стихии — Вода и Воздух: Воздух — это эмблема
разделения и классификации, эмблема познавания снизу; Вода — это возможность,
которую он этим познаванием должен осуществить. Эти две стороны души человека,
эти две способности познавания — интуиция и разум, — живут неразрывно и каждая
всегда идет неизменно по своему пути. Красный всегда красный; черный всегда
черный. Каждый из них исполняет свою собственную миссию и оба они вместе и
выполняют движение человека вечно вперед, к соединению Неба с Землей, великого
с малым, высшего с низшим, внешнего с внутренним, для достижения области
Вечного Знания и Вечной Истины.
III. Законы кармы или микрокосмические, т. е. личные законы
«Человек — один и все, а потому он содержит закон в себе, потому он сам закон, а
не произвол. Он требует от себя, чтобы этот закон в нем был соблюден со всей
строгостью. Он хочет быть только законом без оглядок и видов на будущее. В этом
есть нечто потрясающе величественное: далее уже нет того смысла, ради которого он
повинуется законам. Нет высшей инстанции над ним единственным, он должен
следовать заключенному в нем категорическому императиву, неумолимому, не
допускающему никаких сделок с собой».
Отто Вейнингер.
1
«Человек целые тысячелетия искал в Надзвездном Мире законодателя, который
живет в его сердце».
Из древней мудрости.
Переходя к вопросу об индивидуальности и к законам микрокосма, мы должны
прежде всего сказать, что всякая проблема в этой области по самому существу своему
несет в себе элемент времени, выявляющийся в принципы причинной.
последовательности и движения вообще. Действительно, если мы будем рассматривать
существо целостного человека во всей его полноте одновременно на пути всей его
1
Пол и характер, стр. 142.

177
жизни, мы будем иметь пред собой уже не микрокосм, а макрокосм, так как в нем есть
все элементы и все этапы космоса как целого. Понятно, что последнее является
простым логическим следствием общего принципа, что всякий человек есть
одновременно Адам Кадмон и элемент, и что, переходя от макрокосма к целостному
микрокосму, мы лишь изменяем абсолютны» масштаб, но не самое существо
проблемы, нами рассматриваемой. Так, мы вполне логично пришли к тому, что всякая
проблема о человеке должна рассматриваться во времени, и что это последнее
проистекает не из свойств техники наших восприятий, а из самого существа вопроса.
Иначе говоря, в этом случае, элемент времени является абсолютным, но в том лишь
смысле, что абсолютен только принцип времени, а не его масштаб.
1
Это и есть главное
отличие всего второго септернера Арканов от первого септернера, который
совершенно лежит за пределами самого принципа времени.
«Истинное исчисление времени в человеческой жизни происходит не минутами,
часами и днями, а получаемыми впечатлениями».
Всеволод Соловьев.
2
Жизнь человека есть синоним понятия о его движении; его сознание вечно
двигается, вечно проходит одно сечение мира за другим, вечно порождает новые
феномены и воспринимает отблески новых нуменов. Идя по своему пути, человек
встречает все новые и новые частные законы, и, в конце концов, каждый целостный
сверхличный закон космоса — отблеск Принципа Горнего Мира — претворяется в его
существо во всей своей полноте.
«Растущее дерево, стремящийся ввысь человек должны пройти через различные
возрасты, и все они явно представляют собой движение вперед, одно стремление за
другим без перерыва. Однако, ведь это вечное стремление! Никто не одинок в своем
веке, каждый строит на прошлом, прошлое есть не что иное, как фундамент будущего,
и не может быть ничем иным: об этом свидетельствует аналогия в природе, говорящий
Прообраз Бога во всех творениях».
Гердер.
3
Каждая идея, познанная человеком, не остается инертной, но живя в его существе,
динамически действует на все его другие стороны и на все познаваемое им налагает
свой индивидуальный отпечаток.
§ 3. О дыхании, пульсации и сознании
«Бог создал вселенную из единого центра; эманация идет от центра к периферии;
различные этапы эманации распределяются как концентрические круги».
Кагрре.
4
Всякое движение проектируется в наше сознание, и притом абсолютно, в виде
движения по спирали. Оно порождается пульсацией, этой истинной первоосновой
всякого движения. Каждая спираль начинается с точки, развивается до некоторой
величины, затем снова сокращается в точку, что и образует полный цикл пульсации.
Всякое движение имеет своей первоосновой и первоисточником самодовлеющую силу.
Источник всякой силы в человеческом существе есть Атман, но он сам недвижим, а
потому в человеке должно существовать самостоятельное Начало движения, в то же
время являющееся неотъемлемой категорией Атмана. Если бы Атман не заключал в
себе категории движения, в мире не могло бы быть никакого движения, ибо каждый
Атман порождает существо человека, а: мировая совокупность таких порождений есть
1
См. Аксенов. Опыт метагеометрической философии.
2
Великий розенкрейцер, стр. 38.
3
Herders sämmtl. Werke zur Philosophic und Geshichte. Bd. II. Nr. IV.
4
Так передает этот исследователь учение Каббалы в своем соч. «Etude sur les origines et la nature du
Zohar».

самый мир. Божество недвижимо, но Оно есть Источник и Зиждитель всякого
движения, и все это движение, как и самый мир, выходит из Недр Его, чтобы вновь к
Нему возвратиться. Атман, как аналог Божества, познает себя через выявление
целостного существа человека и его обратное поглощение. Эту пульсацию индусы
называли дыханием человека.
1
Как мир есть Дыхание Бога, так и человек Бытия есть
результат дыхания септернера его Эа. Эта доктрина, что всякая жизнь есть следствие
дыхания, есть океан повторных выявлений и сокращений, сливающихся во Единое
Космическое Дыхание, красной нитью проходит через все Посвящения всех времен и
народов.
Одним из известнейших памятников литературы Индии является Махабхарата;
слово «bharata», по-санскритски
значит «дыхание жизни».
«Живут дуновениями на том свете».
Книга мертвых.
2
«Жизнь была для египтянина чем-то трудно поддающаяся определению, мы бы
сказали, что это вибрация. Для них же это было дыхание или флюид».
Морэ.
3
Учение древних египтян о Тоте как «Боге ветра», «Дыхании Жизни», «πνευµα»,
подробно изложено Эдуардом Навилем.
4
«Давать дыхание — это давать жизнь».
Морэ.
5
«Чтобы оживить мумию, подносят к ее ноздрям покрывало, которое производит
дуновение ветра».
Масперо.
6
Одна из ритуальных книг, которая обеспечивает воскресение из мертвых,
называется «Книгой Дыханий» — «Shain Sin-Sin».
7
Сознание человека есть та грань, до которой дыхание Эа доходит; дыхание вечно
живет, — сознание вечно двигается. Человек земли никогда не может подняться за
пределы физического сознания. В силу этого, для нас вполне абсолютным будет
следующий аспект квадратного пентакля Аркана VII. В плане Ади будет Эа
физическое, в плане Анупадака будет то же Эа плюс его проекция в этом мире, в плане
Атма: Эа и его проекции в миры Анупадака и Атма и т. д. Миры на этом пентакле
координируются сознанием, но не его существом, а видом тех атрибутов, чрез которые
оно выявляется, т.е. их свободой и стеснениями. Так, сознание физического мира
отличается от сознания мира астрального лишь тем, что в одном случае оно опирается
на законы и феномены физического миpa, а в другом на законы и феномены
астрального мира, спроектированного в физическое сознание. В частном случае,
например, понятие о времени для физического мира имеет вполне реально
существующий масштаб, человек изменить его не в силах, ибо этот масштаб лежит вне
его, наоборот, в сознании астрального мира время существует, но лишь как таковое,
как некий абстрактный принцип, познаваемый в последовательности состояний и
движения, но его масштаб совершенно условен, и даже более того, человек может
воспринимать движение в зеркальном, т.е. в обратном направлении против того,
каким бы оно совершалось в мире физическом. Точно также, по аналогии, можно
построить и все дальнейшие отличия сознания, которые все, однако, вытекают из
178
1
«Всякий ум имеет вихрь вокруг себя» — говорит Лейбниц. См. «Leibnitiana Elementa philosophiae
arcanae de summa rerum» — изд. проф. И. И. Ягодинского. Казань, 1913. Стр. 43.
2
38 отдел, 41 гл. 2.
3
Цари и боги Египта.
4
Ed. Navil. Zeitchift. 1877. Стр. 24.
5
Moret. Rituel du culte divin. Стр. 140—142.
6
Maspero. Histoire ancienne des peuples de POrient classique. I, crp 179.
7
Переведена и издана I. de Horrack.

179
общего принципа сознания физического мира. Жизнь Атмана, его дыхание, для
физического сознания абсолютным образом выражается в том, что плоскость сознания
колеблется в вертикальном направлении; притом все то, что лежит выше сознания до
Атмана, имеет существование реальное, все то, что лежит ниже сознания, имеет
существование лишь в возможности. Амплитуда колебания сознания есть величина
переменная и по мере развития все более и более увеличивается. На первых ступенях
эволюции сознание еще ни разу не выходило за пределы физического мира, а потому в
нем нет сознания, как его принято понимать, а есть лишь автоматические свойства и
рефлективные ответы на всякое действие, приходящее извне. Это состояние
соответствует аморфному состоянию материи, как, например, в космических
скоплениях газов — туманностях. По мере эволюции амплитуда колебания сознания
все увеличивается, сознание частью захватывает области астрала, появляются первые
проблески разумности, рождаются кристаллы. Дальше сознание достигает грани
ментала, появляется царство растительное, в дальнейшем до пределов Буддхи
рождается мир животный, и только с достижением четвертого мира рождается
человек, и дух в своей чистой форме впервые проектируется. Но человек должен еще
бесконечно много жить, долго работать, пока сознание дойдет до пределов Эа, оно
спроектируется целиком, человек в последний раз дойдет до физического мира и в
последний раз воплотится на земле в виде Великого Посвященного, ибо в нем
спроектируется Чистый Дух Предвечного Света, и в это время он действительно будет
являться Богом. Вслед за этим, добровольно погибая, он и приобретает тот избыток
силы, который и перенесет его сознание за пределы физического Эа, растворит его в
себе и покинет окончательно физический мир. Бессмертная жизнь человека
разделяется на жизни человека на земле и на витания в пространстве действием
пульсации физического Эа. Это дыхание Эа временами переносит сознание в
физический мир, и тогда рождается на земле человек, временами оно вновь
поднимается вверх, человек здесь умирает и рождается для новой жизни в других
мирах.
Сознание является нуменом по отношению к его феноменальным состояниям. Оно
по самому существу своему не может уменьшаться, ибо оно есть следствие опыта
предшествовавшей работы, а потому все время неизменно увеличивается, растет,
опирается на все новые и новые данные, полученные жизнью человека. Но, вместе с
тем, не говоря уже о полосе детства и старости, когда сознание выявлено меньше, чем в
расцвет жизни человека, оно даже в течение короткого времени сильно изменяется, то
увеличиваясь, то уменьшаясь. Таким путем мы естественно пришли к новому
элементу жизни человеческого существа, к сознательности, под которой я понимаю
степень совершенства проектирования сознания целостного человека в сознание в
данный момент.
С точки зрения человека земли, степень его сознательности выражается
непрерывной кривой, которая получается из синусоиды, если откинуть части кривой,
лежащие ниже оси, ибо они относятся к периодам между воплощенными состояниями,
когда сознание вовсе не проектируется в физический мир. Вглядываясь в отдельную
жизнь человека, мы всегда видим, что человек, начиная от нуля, развивается до
некоторой критической точки, вслед за которой он вновь начинает склоняться к
упадку. Отсюда явствует, что полным сознанием воплощенный человек, свойственным
данному воплощению, обладает лишь в течение мгновения, когда он переживает свою
кульминацию; это мгновение и есть как раз то, когда плоскость сознания,
спускавшаяся вниз в физический мир, поворачивает назад и вновь устремляется
вверх. Итак, сознание и сознательность находятся в простой зависимости;
Сознательность есть производная от сознания по времени, течение какового, согласно
принципу относительности, должно быть взято в масштабе движения плоскости
сознания в целостном человеке.
Сознание человека есть познавание себя через свои отражения, совокупность
которых, т. е. состав, в традиции носит наименование «Адира» того мира, к которому

180
Эа относится. Называя Сознание Атмана, Сознание Божественное, через Соз. 1, мы это
последнее сознание в физическом Эа назовем Соз. 2. Сознания в высших Эа вовсе
упускаем из счета, потому что о них мы в принципе ничего сказать не можем. Это Соз.
2 непрерывно увеличивается по мере роста Адира. Эа обладает пульсацией, и эта
пульсация определяет переменное сознание целостного Адира, которое я буду называть
Соз. 3. Разнствование существ воплощенного человека определяется разнствованием
их сознаний, а потому сознание человека в каждой инкарнации различно и является
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   61


написать администратору сайта