тимсчявапролдждлормсчя. Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях
Скачать 6.9 Mb.
|
§ 1. Принцип Тройственной Триады «Знание Божества разрешает все узы и дает успокоение от всех бедствий и страданий, включая рождение и смерть». Шветашватара упанишада. «Познавший Я достиг высшего; поэтому сказано: «Я — Бытие, Сознание, Безграничность». Тот, кто познает это как теперь посредством разума, так и в высшей акаше, имеет доступ к пользованию всем, чем ни пожелает, так как он составляет одно с всевидящим «Я». Таиттирш упанишада. Аркан IX, заканчивая собой третий тернер Арканов, раскрывает проблему о тройственной триаде. Бинер есть абстрактное представление и при этом существующее лишь в мгновенном равновесии, ибо он стремится утвердить себя в динамической цепи андрогинов. Устойчивой простейшей метафизической системой является тернер, но и он сохраняется в этой форме лишь до тех пор, пока пред ним не раскроется поле свободного действия Хе". После этого тернер выявляет в этом низшем плане свой аналог, который, в свою очередь, находится в устойчивом равновесии лишь до встречи с гармонирующим с ним еще более низким планом Хе". Вообще говоря, всякое нуменальное действие порождает инволютивный динамический 1 На русском языке по вопросу о карме стоят на первом месте две группы изданий: «Теософического Общества» и книгоиздательства «Новый Человек» Алексея Суворина. Это собрание 40—50 книг и брошюр дает целый ряд ценных сведений для впервые приступающего к изучению знаний сокровенных. 187 тетраграмматический цикл. С другой стороны, каждая пара Йод-Хе может быть представлена в нашем сознании как результат встречи некоторого высшего Bay с этим планом. Таким образом, тетраграмматический цикл a priori может быть продолжен в обе стороны до бесконечности. В том случае, когда членами ряда являются Великие Арканы, этот цикл в одном направлении имеет естественный предел, ибо его Первоосновой является Божественная Сущность. Вот почему, рассматривая этот цикл в его космическом приложении, каббалистическая традиция ставит пред началом его точку (הוהי׳), как символ Абсолютной Первопричины. Обратимся теперь к вопросу о пределе этого цикла в другом направлении. Во всяком тернере андрогин отличен по природе своей от членов бинера — его родоначальника, который, как причина, первее его, как следствия, но это разнствование отлично от имеющего место между факторами различных миров. Действительно, различие между мирами проистекает не из различия формы или различия взаиморасположения отдельных элементов той же самой системы, а из различия самой сущности, глубины того, о чем эта система трактует. Между тем, андрогин имеет свойства, являющиеся результативными из свойств породившего его бинера; они могут быть отличны от вторых или формой внешней или даже своим видимым существом, но это последнее проистекает лишь из самой техники и механизма сочетаний свойств членов первоначального бинера; иначе говоря, это разнствование касается лишь внешней интерпретации, но не затрагивает существа: всякий тернер представляет из себя вполне целостную систему. Сравнивая между собой два тернера, из которых один порождается из другого, мы видим, что они кардинально между собой различаются. Самое понятие о Хе" потому именно и вводится традицией, чтобы подчеркнуть полный перелом самого существа того, о чем трактует тернер, при переходе его в следующий мир. Перед этим переломом различие, имеющее место между бинером и андрогином в тернере, совершенно бледнеет, и тернер в нашем сознании выявляется в виде определенного понятия о плоскостной системе взаимоотношений. Таким образом, в метафизическом пространстве цикл Йод-Хе-Вау-Йод-Хе-Вау ... выявляет инволирующую кривую прерывистого характера. Планов существует столько, сколько феноменов, т. е. число их бесконечно, а потому в феноменальном мире динамический цикл может продолжаться до бесконечности; по отношению же к Великим Арканам этот вывод места иметь не может. Аркан VI раскрывает доктрину, что мир есть отражение Божества, равное Ему и противоположное. Божество бесконечно, бесконечен и мир, и эти две равные, но противоположные бесконечности и определяют состояние пралайи. Две бесконечности, противоположные по знаку, все в себе содержат; знак макрокосма — гексаграмма — и выражает идею целостности и законченности абсолютной системы двух тернеров. Вот почему, Аркан VI и является Bay в первый и последний раз, ибо грань между первыми двумя тернерами выражается не выводом второго тернера из первого, а отражением одного в другом. Тетраграмматический цикл непреложим на пути меж первым и вторым тернером; наоборот, между вторым и третьим тернером он раскрывает всю свою мощь, все свое недосягаемое величие. Различие между первым и вторым тернерами раскрывает Аркан VI доктриной о появлении воли частного, когда Единое утвердило иллюзию множественности; эта же самая доктрина разделяет и второй тернер от третьего. Второй тернер рассматривает мир как комплекс частностей, являющийся образом и подобием Божества — по отношению ко всему космосу; третий тернер раскрывает это же самое учение по отношению к отдельной частности. Таким образом, второй и третий тернеры рассматривают ту же самую доктрину, но один в приложении к макрокосму, а другой к микрокосму. Вот почему здесь имеет полную силу тетраграмматический цикл, ибо его принцип — это рассматривание одной и той же идеи в ее динамическом течении по различным сечениям космоса. При рассмотрении дилеммы первого и второго тернера Арканов разнствование между вторым и третьим тернерами, как величина низшего порядка, падает вовсе — второй и третий тернеры 188 сливаются в один, и в таком виде триада первых трех тернеров выливается в шестиконечную звезду — гексаграмму. «Арабские мистики, утвердив сначала принцип, что Бог есть Единая Субстанция всех вещей и Неизменная Первопричина вселенной, объясняют, что Он проявляется или манифестируется в трех различных аспектах: I — есть Единство или Бытие Абсолютное, в Котором еще не существует никаких подразделений, II — есть тот аспект, в котором объекты, долженствующие образовать вселенную, начинают определяться через разделение в своих сущностях в интеллигибельные формы и предстают в них пред Божественной Мудростью, III-я Божественная Манифестация есть вселенная как таковая, это реальный мир, или Бог, ставший видимым». М. Tholuck. 1 Все изложенное и выявляет доктрину Тройственной Триады: «Абсолютная Триада утверждает Себя в трех аспектах бытия: в бытии едином и нераздельном — синтезе всех потенций, в единстве бытия совокупности своих объектированных потенций, эмалированных во вне Интегрального Единства, как единичные quasi-независимые аспекты, и в бытии в каждом отдельном своем аспекте. Каждое состояние Триады познается в тернере, и эти три частных тернера, соединенных вместе, и выявляют совершенным образом для человеческого сознания Субстанцию Триады». Система первых 9 Арканов Священной Книги Тота представляет собой таким образом, стройное и замкнутое целое; их цикл исчерпывает собой учение о Мировом Творчестве, как Самоутверждении Субстанции. Каждый из этих Арканов в отдельности есть лишь аспект Целого, и потому все они связаны единством в своем Синтезе и Генезисе. Эта идея с полной яркостью запечатлена в религии Египта — «Космогонические боги древнего Египта», говорит Масперо, 2 «образовывали теоретическое целое из девяти божеств, которое называли «Псит» (psit) или «Паут нугиру» (paout noutîrou), «девятерица богов», или, употребляя более общий термин — «сонм богов» (цикл богов)». § 2. О Природе Земной, о самоопределении монады в ментале, о самосознании в астрале и одиночестве на физическом плане I. Индивидуальность и обособленность, как руководящие начала Природы Земной «Подобно одинокой горе, живи в уединении, в созерцании вещей, окружающих тебя, и, подобно же вершине горы, чело твое коснется небес». Саади. 3 «Ты был один во время рождения, ты будешь один в минуту смерти, ты один должен отвечать пред Неумолимым Судьей». Веданта. Аркан III есть учение о Природе Божественной, присущей Единому Однородному Космическому Духу; Аркан VI учит о Природе Небесной, присущей Космическому Тварному Духу — Эдеме вселенской семьи индивидуальных монад; Аркан IX раскрывает законы Природы Земной, жизнь в которой есть удел падшего Адама. Аспект Единой Реальности — индивидуальная монада, бывшая в Аркане III потенциальным модусом Самосознания Реальности, в Аркане VI претворяется в quasi- 1 De Ortu Cabbaiae. Hambourg, 1837, part. II, стр. 28 et 29. 2 Maspero Conte des deux Freres. На русск. яз. — Д. А. Сперанский. Из литературы древнего Египта. Рассказ о двух братьях. СПб., 1906. Стр. 12. 3 Сад плодовый, стр. 102. 189 независимого единичного деятеля, субстанцию второго рода; как в том, так и в другом своем состоянии монада сознавала себя совокупно с Космическим Целым. Аркан VII есть великий перелом, падение первозданного человека; каждая монада теряет связь с Целым, начинает жить лишь в своем собственном индивидуальном относительном мире. Аркан IX есть учение о падшей монаде и жизни ее в феноменальной среде; эта среда лежит во вне сознания человека и она тяготит его, ибо она видимым образом реализует оторванность его от Синтеза. Божественная Природа рождается из Сознания Космическим Духом множественности Своих потенций; Небесная Природа утверждается Грезой Его об этой множественности как реальности с забвением Единства; Земная Природа утверждается сознанием падших монад своей обособленности как прообразе индивидуальности. Учение об индивидуальности и познании ее и составляет проблему Аркана IX. История человечества начинается с тех пор, когда человек впервые сознал свое царственное на земле достоинство; именно это сознание и отличает человека от всех других существ земли. Каждый род животного мира имеет свой особый характер, присущий лишь с ничтожными изменениями всем особям данного вида. Привычки и наклонности вытекают не столько из условий жизни, сколько из наследственности, она именно создает тяготение всех особей одного вида к определенным привычкам и склонностям; индивидуальность здесь сведена до минимума и почти вовсе отсутствует; здесь царствует чувство стадности, которое начинает исчезать лишь на высших ступенях животного мира, что и является показателем нарождения высшего свойства индивидуальности — свободной воли. В этом мире необычайно сильна привязанность к окружающей обстановке; животное неизмеримо больше чем обыденный человек сознает себя частью природы, ибо сознание отчужденности и есть первый этап к сознанию индивидуальности.. «Человек не встречает почти ничего другого, как различия и противоположности; он не имеет, так сказать, связи ни с кем из ему подобных, он отличается от них знаниями. Когда он углубляется в себя самого, он обвиняет всех в самомнении, алчности, грехах, отрицает их талант и их учения; каждый человек подобен владыке в своем царстве, каждый человек стремится к всемирному господству». Сен-Мартен. 1 Чем ниже стоит человек по своему развитию, чем сильнее в нем чувство стадности. Страстное желание быть самим собой, стремление быть самодовлеющей ценностью есть истинное мерило благородства человеческого духа, а потому любовь к одиночеству есть удел немногих избранных душ. «У низших рас все индивиды, даже тогда, когда они принадлежат к различным полам, обладают почти одним и тем же психическим уровнем. Будучи все похожи друг на друга, они представляют вполне картину того равенства, о котором мечтают современные социалисты. У высших рас неравенство индивидов и полов, напротив, составляет закон». Густав Лебон. 2 «Начало культуры коренится в росте индивидуальности; ее продолжение — в индивидуальном росте суммы личностей, объединенных расовыми особенностями». Андрей Белый. 3 «A mesure qu’on a plus d’esprit, on trouve qu’il у a plus d’hommes originaux. Les gens du commun ne trouvent pas de difference entre les homines». Pascal. 4 1 Tableau Naturel, стр. 31. 2 Психология народов и масс. СПб., 1896. Стр. 34. 3 Символизм, стр. 5. 4 «Чем умнее человек, тем более он находит интересных людей. Толпа не видит разницы между людьми». —Паскаль. 190 Чувство стадности продолжает тяготеть над человеком еще очень долго, пока человек не получит полной уверенности в самом себе. Чем ближе человек к толпе, тем больше тяготеет он к человеческим скопищам; боязнь одиночества и стремление к ним живут в человеке бессознательно для него самого. Он никогда не отдает себе отчета и не может отдать, что именно заставляет его тяготеть к людскому обществу, он попросту чувствует себя как-то не по себе, в его груди развивается какая то мощная тоска, когда он не видит вокруг себя суеты людской. Чудится, что человек боится самого себя, боится чего-то смутного, неопределенного, что может внести беспокойство в его ум. Часто, не сознавая этого, он просто чувствует, что уйди он от толпы, какое-то равновесие будет нарушено, какая-то новая опасность развернется перед ним, что-то произойдет столь непоправимое, что этого нужно страшно бояться и делать все, чтобы этому помешать. День за днем, неведомо зачем и для какой цели, люди создают себе одни призраки за другими, строят нелепые замыслы, запутываются в них, затем наконец разбираются, а потом вновь строят; время идет, и в суете, без смысла, без пользы, без радостей, без удовлетворения, под гнетом безысходной и глухой тоски они влачат свои дни предаваясь нелепой забаве. «Жизнь невежественного человека, которого существование и дух одинаково объяты ленью, проходит ночью во сне, а днем в деяниях бесполезных». Бхагавата пурана. 1 Рано или поздно в человеке, наконец, пробуждается протест, его начинает тяготить и давить безысходность печали этой бессмысленной суеты. Он начинает отходить от людей, и чем больше он отходит, тем больше он начинает сознавать себя самого, и чем больше себя сознает, тем все дальше отходит. И вот наступает пора одиночества; жутка и страшна она вначале, недаром так люди боятся ее! После стихнувшего громкого хаоса, он чувствует лишь гулкую пустоту вокруг себя, он начинает суетиться в ней, его душа охватывается томлением, и чашу горькую страданий выпьет прежде человек, чем эта пустота вокруг него перестанет тяготить его столь тяжко. С момента рождения одиночества в человеке начинает впервые проявляться, сознаваемым для него образом, индивидуальность. Лишь с этого времени он действительно начинает чувствовать, что он представляет из себя личность, имеющую самодовлеющую ценность, вовсе не являющуюся лишь определенной особью человеческого стада. «Преклонитесь перед останками великого, отверженного Спинозы, Его проникал Высокий Мировой Дух, Бесконечное было для него началом и концом, вселенная была его единственной и вечной любовью; он был исполнен религии и Святого Духа, и потому он остался одиноким и недостижимым, мастером своего искусства, но выше обычного цеха, без учеников и без права гражданства». Шлейермахер. 2 Таков неизменный удел истинных аристократов духа на пути всех веков, среди всех народов; все они бежали от людей, уходя в глубь своего собственного существа, а потому оставались неведомыми и непонятыми. II. Об одиночестве на физическом плане «Человек во вселенной один в вечном, потрясающем одиночестве ... Его единственная цель — это он сам; нет другой вещи, ради которой он живет, он далеко вознесся над желанием быть рабом, над умением быть рабом, над необходимостью быть рабом. В глубине под ним где-то затерялось человеческое общество, провалилась социальная этика. Человек один, один... 1 1 кн. XVI глава, 10 стих. 2 Речи о религии. 191 Отто Вейнингер. 1 В мире физическом, т.е. в области обыденной жизни, развитие индивидуальности в человеке сказывается прежде всего в том, что он начинает отходить от людей, они становятся ему чуждыми, их жизнь, работа и цели мешкотными, бессмысленными и ненужными. Все более и более уходя вглубь своего существа, он начинает находить в недрах души своей новый мир, пред величием которого блекнет все вокруг него. Человек начинает стремиться к одиночеству, к возможно более совершенной изоляции от внешней жизни, чтобы гам и сутолока ее возможно меньше нарушали его покой. «И Ангел мне сказал: иди, оставь их грады, В пустыню скройся ты, чтобы там огонь лампады, Тебе поверенный, до сроку уберечь, Дабы когда тщету сует они познают, Возжаждут Истины и Света пожелают, Им было б чем свои светильники возжечь!» Майков. Человек не может одновременно жить грубыми формами и тончайшими чувствованиями, ибо, приспособив свое существо к восприятию одних вибраций, он тем самым теряет способность воспринимать другие. Правда, человек может одновременно содержать в душе своей самые разноречивые идеалы, самые многоразличные стремления, но все эти отдельные тональности души его, имея различные индивидуальности, должны быть всегда примерно одного и того же уровня развития. Чрезвычайно высоко развитый человек, одновременно способный как на беззаветнейшие подвиги, так и на жесточайшие злодеяния, всегда будет одинаково велик, как в том, так и в другом. Такой человек никогда не способен хоть на мгновение быть ското-человеком, его дух и его развитие всегда и неизменно будут сказываться во всем, за что бы он ни взялся. Возвысившись над общим уровнем толпы, человек начинает ею тяготиться и всем существом своим трепетно жаждать уйти от нее туда, где условия жизни соответствуют его стремлениям. Все виды эмиграции, скитальчества, наклонности к странствованию и, наконец, монашество и зиждется именно на этом стремлении человека. Если человеку даны большие силы, дана способность жить среди всех условий, каковы бы они ни были, он может оставаться и среди людей, где он родился, ибо все равно, куда бы он ни пошел, повсюду одно лишь одиночество его ждет. «О, царь времен, все радости и горести в нас самих, и их источает собственное наше сердце. Но часто созерцание вещей внешнего мира может воздействовать на наше настроение». «Тысяча и одна ночь». Сказки Шахрезады Когда человек переходит из одного состояния в другое, всегда между этими двумя состояниями существует некоторая мертвая точка: в это время на мгновение человек окончательно теряет связь со всем, что было близко ему до той поры, но не приобретает еще связи с новым. Когда в человеке появляются первые проблески духовного сознания, он как бы затеривается, и именно в это то время одиночество и его тягость достигают своей кульминации. Если человек этой точки пройти не сумеет, он как бы замирает в ней, и жизнь его становится пустой и безнадежной. Огромное большинство людей, после проблесков сознания и останавливаются именно в этой точке. Отдельные люди идут дальше, они не упускают из виду те случаи их жизни, которые впервые заставили их задуматься, они начинают их анализировать, у них являются отдельные вопросы, они находят их решения, и так постепенно пред этими людьми раскрывается путь, вернее, они сами его создают. Следуя по нему, они понемногу завязывают с раскрывшимся пред ними новым миром тесные связи, и, в 1 Пол и характер, стр. 142. 192 строгой гармонии с этим, у них возобновляются связи и с прошлым, но уже столь глубокие и прочные, что для них не страшны никакие потрясения. Человек, вдумчиво и прозорливо относящийся к событиям жизни своей, всегда имеет возможность предвосхитить всякий долженствующий совершиться с ним переворот. Именно из хаоса смен и трансформаций всего, что зрит вокруг себя, человек приходит к ощущению зиждящего его самого его же собственного высшего начала. Вдумываясь в свою жизнь и анализируя ее детали, человек неизменно приходит в конце концов к ясному сознанию ее разумности, и через это — к признанию совершенства живущего в нем начала. Так постепенно, с развитием одиночества на физическом плане, человек начинает ощущать сначала свою индивидуальность» затем присутствие высшего начала в своем существе и, наконец, его разумность и совершенство, и через это и постигает наконец великое благо — иметь опору в себе самом. III. О самосознании в астрале В уединении приобретаешь, в общении отдаешь теплоту; но отдавай, не жалея; чем больше отдаешь, тем больше приобретаешь. На пути своей жизни человек всегда и неизменно убеждается, что все его чувства, эмоции и переживания носят свой особенный, ему одному присущий индивидуальный оттенок. Чувства человека — это целый мир бесконечный, ибо именно через посредство их осуществляется его общение с внешним миром; разум человека даже в его абсолютном значении, — есть лишь орудие классификации и ориентировки в сознании всего приобретенного чувства. «Nihil est in intellectu quod non prius in sensu». 1 Воспринимая какое-либо отдельное, хотя бы самое ничтожное, явление мироздания, человек неизменно видит в нем лишь то, что гармонирует с его существом. Если простейшие восприятия уже проистекают из его индивидуальности, то тем паче высшие более сложные случаи восприятий зиждятся на индивидуальных тональностях. Всякое восприятие, всякая познанная человеком идея, входя элементом в человеческое сознание, всегда сохраняет свою самостоятельность и независимость жизни. Каждый отдельный элемент, не теряя своей собственной дифференциально малой воли, входит в состав не в виде инертного материала, увеличивающего лишь массу человеческого существа, т.е. его инерцию на пути развития, а становится разумной и деятельной частностью, совокупность которых и создает сознание человека в этом мире. Если какая-либо эмоция или какой-либо вид ощущения или восприятия имеет свою собственную дифференциально-частную волю, то это показывает, что в каждой такой эмоции есть некоторое начало, лежащее выше того, в чем эта эмоция, как таковая, сказывается. Итак, мы естественно должны заключить, что: всякая отдельная эмоция или чувство человека является лишь внешним проявлением некоторого высшего начала, которое по самой конституции своей стремясь к активному познаванию, выявляет из своего существа собственное динамическое отражение во вне, которое и является эмоцией. Это начало я буду называть познающим началом человека. Относясь к высшему миру, чем мир непосредственных ощущений, это начало является категорией Атмана человека и связано тесными неразрывными узами с проявленной индивидуальностью, ибо стремление к познаванию реализирует индивидуальность, а индивидуальность осуществляет процесс познавания. Познающее начало человека, входя в сущность всех отдельных чувствований и переживаний его, вносит с собой свою индивидуальную окраску и, в силу этого, ощущаемый каждым человеком мир совершенен и в корне отличен от мира другого человека Чрез посредство познающего начала человек имеет возможность вносить в свое собственное целостное сознание существо каждой отдельной эмоции. В силу этого, человек в самом процессе чувствования всегда и 1 «Нет в мышлении ничего такого, чего раньше не было бы в ощущении». 193 неизменно имеет критерий в нем же самом, ибо каждый отдельный объект всегда охватывается одновременно как через данную частную соответствующую ему отдельную эмоцию или вид познавания, так и через все целостное сознание человека. В силу одновременности познавания частностью и целым сознания, человек всегда имеет возможность ориентироваться в переживаниях, оценивать их и классифицировать. «Мы в себе самих имеем средство раскрытия лжи и доказательства Истины». Пифагор «Всякий, кто имеет истинную идею, знает также, что истинная идея заключает в себе высшую достоверность, ибо иметь истинную идею — это значит не что иное, как сполна или наилучшим образом постигать вещь, и сомнение в этом познании возможно лишь в том случае, когда идея считается чем-то немым, подобно картине на доске, а не модусом мышления, т. е. самим познаванием». Спиноза. 1 Если бы этого не было, то в каждом отдельном случае сознательность и воля человека сводились бы к сознанию и воле отдельного его элемента, ибо все остальное состава человека лишено было бы в принципе возможности так или иначе проявить свою деятельность. Но уже в этом случае всякое восприятие и всякое переживание неминуемо носило бы индивидуальный отпечаток, в силу индивидуальности познающего начала. В действительности же, в силу того, что в каждом отдельном переживании участвует все целостное сознание человека, индивидуальность чувствований еще более усугубляется, ибо она зависит не только от прирожденной индивидуальности, но и от степени развития человека в данный момент Познавая различные формы чувствования, человек неизменно живет в своем собственном мире, перевести который из мира возможностей в мир реальности и составляет его цель. Надлежит заметить, что индивидуальность переживаний и восприятий проистекает лишь в самых общих чертах из индивидуальности Атмана. Эта общая абсолютная для человека тональность его существа дает лишь общую канву его будущей жизни и деятельности, и только от активного сознания в Мире Бытия уже зависит создать узор. Все изложенное и приводит нас к общей доктрине о самопознании человека в астрале: Двигаясь по пути своей эволюции, человек воспринимает мир чрез различные формы чувствований В каждый данный момент при всяком переживании человек воспринимает объект как через гармонирующую с ним сторону его состава, так и через все существо в его целом В силу этого, человек всегда должен при всяком восприятии одновременно стремиться к двум целям к изучению самого переживания как такового и к познанию самого себя и своей индивидуальности через тональности данного переживания. IV. О самоопределении монады в ментале «Мышление есть только внимание к тому, что происходит в нашей душе». Лейбниц «Для человека прекращение размышления равносильно смерти». Посейдоний Человеческое мышление есть процесс запечатления чувствований и переживаний в виде отдельных завершенных и недвижных абстрактных систем взаимоотношений Во всяком мышлении происходит два вида деятельности человека: во-первых, он переводит факторы природы в элементы своего мышления; во-вторых, он ориентирует эти отдельные элементы во временной и причинной последовательности. Отсюда явствует, что в каждый данный момент при совмещении плоскости сознания с каким-нибудь отдельным элементом, — этапом мышления, человек, вместе с тем, 1 Eth. II Prop XLIII, Schol. 194 сохраняет в своем сознании представление о причинной зависимости его со всеми другими элементами. Во всяком человеческом представлении, запечатленном в виде конкретной мысли implicite заключено то движение, которое эта мысль должна в будущем вызвать в человеческом сознании Процесс мышления, т. е. постепенный логический переход от одних комплексов представлений к другим, зависит не только от индивидуальности человека вообще, но и от степени его развития и его конкретного душевного состояния в данный момент в частности. Таким образом, даже живя в сфере чистого и абсолютного разума, человек познает лишь то, что вытекает и гармонирует с его индивидуальной сущностью и что привлекается усилием его активного сознания. Каждая мысль всегда и неизменно в себе самой несет два начала, — одно ее утверждает как таковую, другое выявляет ее, как член нераздельной семьи целостного существа человека. В силу этого, человек в самом процессе мышления имеет возможность одновременно переживать новую мысль как через гармонирующую с ней сторону своего существа, так и через все свое существо в его целом. V. Заключение Таким путем мы и пришли к тому, что весь ход эволюции человека — это утверждение и выявление им конкретным и сознаваемым образом своей индивидуальности. Куда бы ни переносил человек свое сознание, какой стороной своего существа он ни жил бы, одинаково он убеждается в том, что всюду во всех частях своих он живет как часть себя самого, и как все свое целое. В силу Первоверховного Закона Аналогии он в строгой гармонии с этим познает и самую свою роль, смысл, ценность и назначение в мире, он познает великую и основную доктрину человеческого мира, что каждый человек есть часть Целостного Бога и Целостный Бог в части. |