Главная страница

тимсчявапролдждлормсчя. Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях


Скачать 6.9 Mb.
НазваниеСказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях
Анкортимсчявапролдждлормсчя
Дата20.01.2023
Размер6.9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSvyaschennaya_Kniga_Tota.pdf
ТипСказка
#896631
страница33 из 61
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   61
§ 2. О принципе равновесия
Сумма всех внешних усилий, действующих на всякий фактор или равна нулю в случае
покоя, или же сводится к некоторой равнодействующей, величина которой находится в
функциональной зависимости с движением. Действительно, по началу д'Аламбера, мы
всегда можем привести движение к состоянию покоя путем добавления соответствующих
сил. Самый процесс возникновения движения может быть понимаем как
непосредственный результат увеличения или уменьшения действующих на тело с
1
Отто Вейнингер. Пол и характер. Стр. 91—92.
2
Психология народов и масс, стр. 6.
3
Антропология. § 5.

238
некоторой стороны усилий, благодаря чему наступает нарушение равновесия, которое тело
в силу принципа равновесия начинает исправлять путем создания некоторого движения,
эквивалентного потерянной или приобретенной силе системы. Принцип равновесия может
быть формулирован в простейшей форме в следующих словах: «Каждое тело во вселенной
находится в равновесии под влиянием действующих на него усилий; как только это
равновесие нарушается, возникает движение, эквивалентная сила которому дополняет до
нуля геометрическую сумму всех других действующих на тело сил». Эти элементарные
вполне очевидные положения приводят нас к чрезвычайно важным выводам.
Известно, что понятие о времени представляет собой в своей абстрактной форме вполне
реальный принцип, имеющий место во вселенной как некоторый вид протяжения,
1
но в то
же время его масштаб относителен и зависит от каждого отдельного индивидуума. Из
изложенного выше непосредственно явствует, что если человек движется во времени, то он
постоянно теряет свое равновесие, но, вместе с тем, вечно его восстанавливает. В чем же
состоит эта потеря равновесия? Разумеется, в получении впечатлений из внешнего мира и
приобретении все новых и новых элементов, входящих в человеческое сознание. Это и
показывает, что движение человека во времени есть следствие общения человека с внешним
миром, а скорость этого движения есть непосредственная функция интенсивности этого
общения.
Другой причиной относительности временных масштабов является степень
совершенства так называемого «мгновенного сознания». Чем более человек развит, тем
легче он ориентируется во всякой новой представшей перед ним проблеме, тем скорее
осваивается с ней и приходит к возможности того или иного вывода. Различие этой
способности быстрого ориентирования и составляет важнейший атрибут понятия о
мгновенном сознании, под которым я разумею тот объем представлений и соотношений
между ними причинных и последовательных по времени или по месту в сознании, которые
человек в одно мгновение, т. е. в наименьшее, еще сознаваемое им количество времени,
может одновременно обхватить. Вполне понятно, что чем совершеннее у человека его
мгновенное сознание, тем большее количество сведений он может почерпнуть в единицу
времени, а потому оно и определяет относительный вообще, но абсолютный для данного
человека временной масштаб. Действительно, будучи лишены восприятий извне, мы вовсе
теряем представление о течении времени.
2
Состав человека есть результат всех влияний и воздействий, имевших место между ним
и вне его лежащим миром. Всякая новая встреча, новое столкновение, а вследствие этого и
новое отождествление нарушают то равновесие, которое установилось перед этим между
элементами в составе человека. Это нарушение тотчас же вызывает соответствующее
движение, вызывает развитие бинерных свойств и качеств, и, наконец, общую
переориентировку элементов, благодаря чему равновесие вновь устанавливается на
некоторое время — до новой встречи, до новых отождествлений, до новой
переориентировки. Итак, человек по отношению к внешнему миру всегда представляет из
себя замкнутую систему, выведенную лишь на дифференциально малую часть из этого
состояния.
Когда происходит какая-либо встреча, человек соприкасается с новым фактором не
всем своим составом, а лишь только той сравнительно ничтожной его частью, которая
наиболее с ним гармонирует. Под действием объекта или непосредственно силой Атмана в
составе создается полный аналог этого объекта, и вот здесь наступает критический миг: с
1
Гениальный творец нового для Европы вида искусства — магии звука, Рихард Вагнер
в цикле своих музыкальных мистерий воплотил целый посвятительный круг знаний
сокровенных. — Так, в своем высочайшем произведении «Парсифаль» Вагнер выражает
доктрину о природе времени, претворяющемся в сознании совершенного человека в вид
свободно доступного протяжения
«Парсифаль. Далеко мы, — а я едва иду...
Гурнеманц. О, да, мой сын, — в пространстве время здесь!»
См. Рихард Вагнер. Парсифаль. Драма-мистерия. Перевод Виктора Коломийцева. Москва, 1910. Стр 20.
2
См. М. Аксенов. Опыт метагеометрической философии.

239
одной стороны мы имеем налицо объект, с другой стороны общий весьма сложный состав, в
котором часть элементов ориентирована так, что их совокупное расположение с его
связями и взаимоотношениями представляет из себя как бы полное отображение объекта
Это явление подобно тому, как под действием магнита элементарные частицы железа
ориентируются в определенном направлении, но после устранения магнита они вновь
возвращаются в первобытное состояние. Так и в рассматриваемом нами процессе
отождествления и растворения имеется некоторая критическая точка. Если объект уйдет из
сферы влияния на состав до достижения этой критической точки, элементы сознания вновь
раздифференцируются на инертные атомности, никакого растворения не произойдет и при
повторном действии объекта процесс будет происходить точно так же, как если бы этот
процесс имел действие только впервые. Наоборот, если процесс переориентировки успеет
достигнуть критической точки, все совершенно изменяется. Для того, чтобы понять какую-
либо идею, необходимо выявить в своем сознании все ее составляющие отдельные элементы
и соотношения. Если хоть что-нибудь будет пропущено, идея как таковая не будет
постигнута, а будут разобраны лишь отдельные частные группы элементов. Под
критической точкой в процессе отождествления высшего с низшим я подразумеваю тот
момент, когда все элементы объекта вызвали свое отображение в массе состава, и притом в
той последовательности и при тех взаимных соотношениях, которые имеют место в
объекте в действительности Как только критическая точка достигнута, совокупность
ориентированных элементов состава как бы фиксируется и закрепляется точно так же, как
если бы намагниченное железо было сразу превращено в сталь. С этого момента в составе
человека выявляется вполне отображение объекта познания, которое и становится Адамом
Кадмоном соответствующих элементов и утверждается в независимом бытии.
Вполне понятно, что во время критической точки наступает полное равновесие между
составом и объектом, перейдя которое, объект впервые растворяется в составе. Итак, будем
ли мы рассматривать один какой-либо объект или целую систему, будем ли мы их брать в
состоянии покоя или в состоянии движения, — всегда принцип равновесия имеет свою
силу. Мы пришли также к тому, что равновесие всегда предшествует каждому действию и
сохраняется после его завершения. Два фактора, входящие между собой в соприкосновение,
всегда помогают друг другу переориентировать свой состав так, чтобы в частном аспекте,
где происходит их взаимодействие, наступило равновесие
Таким образом, принцип равновесия не только управляет каждым фактором
мироздания в его собственной сущности, но и вызывает взаимоотношения с другими
факторами, осуществляет процесс переориентировки элементов и совершает самое
растворение через привлечение сил высших планов.
§ 3. Первоверховный Закон Жертвы
Путь эволюции человека — это путь непрерывного роста состава, как следствие
непрерывного течения впечатлений. Человек на пути своей жизни может только
приобретать, потеря есть в принципе nonsense. Падение есть лишь потеря власти над
своими элементами, утрата способности их одновременно обхватывать в своем сознании.
Атман человека, как аспект Божества, должен постепенно собрать воедино все элементы
свойственного ему относительного мира. Развитие человека идет по закону пирамиды: чем
большее количество элементов растворено в его составе, тем выше достоинство их общего
синтеза, — совокупного самосознания человека. Весь мир построен по общему эволютивно-
синтетическому плану; во всех гранях его, на всех ступенях сходственные элементы
образуют группы, обобщающиеся в общем синтезе, который в свою очередь является
элементом некоторой группы высшего порядка. Как только состав какого-либо человека
поглотил все элементы, исчерпывающие состав некоторой единичной группы общей
экономии природы, — тем самым в составе человека появляется и этот частный,
единичный, свойственный данной конкретной группе синтез. Но как бы человек ни
сознавал наличия в своем составе данного синтеза, он все равно в это время ощущает не
самый синтез, как некоторую конкретную непосредственно познаваемую реальность, а

240
чувствуешь лишь абстрактную возможность этой реальности. И вот человек ставит своей
целью оживить этот синтез, сделать его истинной реальностью: здесь то и проявляется во
всей своей мощи Первоверховный Закон Жертвы.
Создание мира есть Предвечная Вселенская Жертва Божества. Она вылилась в создание
воли частного, в передачу сознания субстанциональности из Единого Абсолютного Синтеза
бесчисленным, бесконечным лишь относительно, частным синтезам.
Жертва человека — это временное отречение от своего целостного сознания и передача
сознания некоторым отдельным им же самим выбранным элементам, обобщенным в
некотором относительном синтезе. Совершив акт жертвы, человек на время делает
реальным то, что существует в нем абстрактно, и наоборот, делает абстрактностью
свою единую абсолютную реальность. Целостное сознание человека, свойственное ему по его
развитию и по сумме работ им затраченных, в это время является для него совершенно
недосягаемым синтезом; он должен ограничиться узкими рамками им же самим созданного
частного конкретного мира, в нем жить, в нем познавать и в нем осуществлять свою
миссию. Именно в это время человек впервые осуществляет синтезирование элементов в их
групповом принципе. Этот последний перестает быть для него лишь абстрактным
метафизическим понятием, он в полной мере становится живым существом, целостным и
законченным, наделенным своим собственным сознанием и своей собственной
индивидуальностью. Завершив этот частный цикл своей жизни, человек вновь растворяет
синтез относительный в синтезе абсолютном и соединяет вновь полученный опыт со всеми
приобретенными ранее.
«В своей психической организации мы имеем всевозможные задатки характера,
которым обстоятельства не всегда доставляют случай обнаруживаться. Раз они случайно
получили применение, — тотчас же образуется более или менее эфемерная новая личность».
Густав Лебон.
1
В полной гармонии с изложенным о действительной сущности причин, побуждающих
Атмана к выбору определенной инкарнации, — человек и на пути отдельного воплощения
неизменно следует Закону Жертвы. Пользуясь методом «сознательного неведения», он
всегда всецело сосредоточивает силу своей воли и все свои познавательные способности на
одной какой-либо конкретной проблеме. Углубляясь в нее все больше и больше, человек
целиком переносит свое сознание в плоскость ее доктрины, законов и факторов, благодаря
чему и получает возможность ввести ее в свой состав и претворить все составляющие ее
отдельные элементы в целостную систему.
§ 4. Взаимоотношения между частью и целым.
Предопределение и предначертание
«Astra inclinant, non necessitant».
2
Девиз астрологии
Человек является элементом по отношению к своему Адаму Кадмону; в силу этого он
имеет два аспекта: с одной стороны он существует сам по себе, с другой он является частью
целого. Будучи частью мироздания, человек тем самым подчиняется его общим законам;
эта мысль и выражается традиционной формулой, что человек несет на себе бремя
вселенной кармы, что над ним тяготеет первородный грех, т. е. обязанность нести
последствия за решение, сделанное некогда Космическим Адамическим Элементом.
3
Каждая связь, каждый вид взаимоотношений налагают на факторы новые обязанности и
предначертывают подчинение новым видам законов. Независимость — есть синоним
отсутствия соприкосновения; как только появляются взаимоотношения — появляются и
1
Психология народов и масс, стр. 19.
2
«Звезды склоняют, но не заставляют».
3
Эта идея подробно разрабатывалась Исааком Лориа и рядом других новейших каббалистов. См. также A.
Franc. La Kabbale.

241
оковы, ибо налагаются новые условия, приводящие к новым законам, которым эти факторы
должны подчиняться. Вот где лежит основание догмы, что: «узнав что-либо из своей кармы,
человек должен нести все последствия, вытекающие из полученных им сведений».
Связанный со всем мирозданием, человек связан прежде всего с той группой элементов,
составляющих высшую единицу, к которой человек непосредственно принадлежит. В силу
этого, человек несет на себе тяготу всей массы самостоятельных карм, следующих
последовательно по порядку синтеза одна за другой групп общей экономии природы.
Свобода и независимость проявления во вне какого-либо элемента состава суть функции
совершенства последнего, т. е. числа, качеств и тональностей его других элементов. Эта
зависимость выражается гиперболой, дающей бесконечную свободу при единичности
элемента в составе и полное отсутствие ее при бесконечности числа его элементов.
Если бы человек был абсолютно независим, т. е. если бы, живя в самом себе, он не был
связан со вне его лежащим миром, — его желания, решения и поступки происходили бы
исключительно из его собственной внутренней сущности. В этом случае его относительная
свобода, как свобода единичного элемента, была бы бесконечной и являлась бы
субстанцией в полном смысле этого слова. В действительности человек связан со всем
мирозданием, и если бы он это вполне сознавал, он вовсе бы не имел свободы, был бы
абсолютно совершенен и являлся бы уже не человеком, а Богом. Мерилом совершенства
человека является не совершенство его сущности, которое бесконечно, а совершенство его
сознания. Человек занимает среднее место между бессознательным атомом, свободно
реющим в пространстве, и Всесознающим Богом, все Содержащим в Себе, а потому
Недвижным. Человеческая свобода не бесконечна, но и не равна нулю; она представляет
некоторую конечную величину, являющуюся функцией развитости сознания.
Чем ниже стоит человек, чем меньше число элементов поглощено его сознанием, тем
легче он под влиянием какой-либо эмоции может всецело отдаться частному стремлению. С
ростом сознания у человека как бы увеличивается масса, т. е. инерция, случайности все
меньше и меньше начинают влиять на его движение по пути эволюции. Когда
недостаточность развития человека ставит его в уровень отдельного элемента, он способен
силой своей собственной воли коренным образом ломать траекторию своего движения, но
такое решение всегда является чисто случайным. Будучи лишен определенных связей с
внешним миром, такой человек, вместе с тем, не огражден от случайных столкновений с его
факторами. Таким образом, самый свободный человек есть полный раб случайностей По
мере расширения сознания на человека налагаются, благодаря приобретению новых
связей, новые стеснения. Свобода человека начинает падать; мощь его воли, хотя и растет
абсолютно, но степень ее влияния на вид пути уменьшается, т. е. человек увеличивает
способность воздействия на вне его лежащее, но теряет власть изменять свой собственный
путь.
Предопределение есть следствие предшествующих усилий и определитель последующих;
по мере роста человека увеличивается и предопределение, которое, начавшись с нуля,
растет до абсолютного решающего начала. Отсюда следует, что с ростом человека растет
и его устойчивость на пути движения. В течение своей жизни человек постепенно
связывает между собой множество отдельных факторов, каждый его поступок делается
следствием столь бесчисленных причин, что элемент случайности все более и более падает.
Человек может дать объяснение только тем факторам, которые спроектированы в его
сознание. Лишь непосредственно ощущая причины и желательность данного следствия по
тем или иным основаниям, человек может вынести сознательное волевое решение. Наряду
с этим, до его сознания доходят и другие побуждения, неведомо где зарождающиеся и
формулируемые и выливающиеся в склонности, тяготения и стремления, причины
которых он не знает, не может даже точно их формулировать, но, тем не менее, не только с
ними считается, но и в большинстве случаев подчиняется им целиком. Эти тяготения,
идущие из внесознательной части существа человека, несмотря на всю их нежность
полновластно царствуют над его поступками. Чем тоньше, чем эластичнее нити какой-
либо связи, тем мощь ее сильнее, тем труднее от нее освободиться «Цепь из цветов труднее

242
порвать, чем цепь из железа», — и эта формула традиции есть действительно один из
основных законов всякой душевной деятельности. Эволюция человека сказывается прежде
всего в том, что он создает себе путем опыта начало, поддерживающее его равновесие. Все
высшее проектируется во все низшее, и в силу этого задача низшего и состоит в том, чтобы
сознать себя, сознать свое место в общей экономии природы, а посему и правильно выяснить
себе свое назначение. И вот, воплощенное сознание начинает прислушиваться к тем
отзвукам, которые неизменно и беспрестанно доносятся из внутренних тайников души.
Сделав это и всем своим существом почувствовав непреложность их существования,
человек начинает руководствоваться именно ими. В начале человек в своем воплощенном
сознании еще ставит свою личность вовне от этих внутренних веяний, но эта
обособленность также начинает мало-помалу таять и, в конце концов, человек находит,
что его истинное «Я» лежит именно по направлению, откуда исходят эти веяния. Как
только это случится окончательно, человек сразу уничтожает бурю внутренних раздоров и
противоречий и становится вполне гармоничным существом.
«И нищету понимает он как полное совлечение с себя всего отъединенного, отдание
своего «Я», уничтожение его в слиянии с Единой Центральной Мировой Волей».
Мейстер Экхарт.
1
Это слияние с Космическим Безначальным Бытием представляет собой конечную цель
человека. До той поры в нем вечно враждуют два начала: одно проистекает из
воплощенного сознания и представляет собой чувство обособленности, другое создается
высшими центрами и является прообразом будущего Космического или Божественного
Сознания.
«Чем больше человек отрекается ради Бога от самого себя и становится единым с
Богом, тем больше он Бог и тем меньше он творение».
Мейстер Экхарт.
2
Постольку, поскольку человек чувствует себя обособленным он является существом
свободным с несвязанной волей и посему подвержен всем видам последствий случайностей;
постольку, поскольку человек чувствует себя частью Единого Целого — он идет уверенным
шагом по своему руслу, строго намеченному его же собственной высшей стороной. Чем
больше развивается приоритет космического сознания над чувством обособленности, тем
больше увеличивается связь со вне лежащим миром, тем определеннее становится
жизненный путь человека, тем яснее и отчетливее очерчиваются границы тех последствий,
которые могут быть вызваны случайностями. Все изложенное и приводит нас к следующим
результативным выводам:
I. Степень предопределения жизни человека и устойчивости на пути ее от возможных
случайностей являются непосредственными функциями общей развитости человека и
увеличиваются в строгой гармонии с его ростом.
II. Источник случайностей— это свободная воля воплощенного сознания; равновесие на
пути есть следствие совокупности всего предшествовавшего опыта; посему задача человека
заключается в осуществлении гармонии личной частной воли с космическими законами.
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   61


написать администратору сайта