Главная страница

тимсчявапролдждлормсчя. Сказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях


Скачать 6.9 Mb.
НазваниеСказка невероятная для твоих потомков сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях
Анкортимсчявапролдждлормсчя
Дата20.01.2023
Размер6.9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSvyaschennaya_Kniga_Tota.pdf
ТипСказка
#896631
страница58 из 61
1   ...   53   54   55   56   57   58   59   60   61
§ 3. Начала учения о Квадриполярном Кватернере
Изложенное на предыдущих страницах показывает, что воздействие нумена по законам
трансмиссионного Кватернера порождает в результате аналог нумена — опору в виде
некоторого вихря. Этот вихрь имеет место на предельной грани среды и отделен от нее
дифференциально малым метафизическим протяжением; иначе говоря, с точки зрения
среды эта опора все же представляется внешней. В силу этого, таковая опора, вообще
говоря, активна по отношению к среде во всей совокупности ее качествований; эта
активность стремится к реализации и ее результатам и выливается в так называемый
Квадриполярный Кватернер. В первый этап разность потенциалов вихря опоры по Закону
Аналогии вызывает к бытию аналогичный бинер в среде; с другой стороны можно сказать,
что этот бинер среды есть тот же самый, который был порожден по Закону Аналогии
бинером в аспекте нумена. Рождение этого бинера есть объектирование и группировка в
среде некоторого комплекса качествований, в своей совокупности уже образующих тот
материал, который, будучи надлежащим образом оформлен, долженствует явить собой
феноменальное запечатление первоначального импульса нумена. Второй этап — это
реализация закона магической цепи. Порожденный бинер в среде приходит во вращение, под
влиянием чего качествования среды перегруппировываются следующим образом. В начале
они объектировали лишь некоторое метафизическое направление, т. е. утверждали
возможность некоторой траектории поступательного передвижения ассоциаций. Вращение
объектирует новый элемент, замкнутость этой системы. Здесь соединяется возможность с
действием: потенциальное утверждение и отрицание объединяются с деятельным
утверждением и отрицанием в одну совокупную систему. Иначе говоря, бинерное строение
совокупности качествований среды переходит в строение квадриполярное. В вихре
утверждается закон Йод-Хе-Вау-Хе", ибо протяжение Хе-Хе" притягивает на себя
протяжение Йод-Bay; данный этап реализации есть перенесение активности в самую среду,
что и изображается традиционным пентаклем . Этот вихрь по существу отличен от вихря
опоры, имеющего чисто бинерное строение; последнее и выражается традиционной
формулой: среда есть мир добавочной полярности. Этот Кватернер лежит на внешней грани
среды и представляет собой систему, находящуюся в неустойчивом равновесии. Под
влиянием импульсирующего действия нумена этот вихрь начинает вращаться, благодаря
чему каждая совокупность качествований среды, которые в первичный момент
расположены по этому Кватернеру, последовательно оказываются под действием всех
четырех полюсов Кватернера, и потому каждая из них сама претворяется в Кватернер. Это
и выражается конечным Законом Реализации: нуменальное воздействие на среду
порождает в ней систему Квадриполярного Кватернера в виде системы шестнадцати
объективных форм. Действием этого закона исполняется требование закона равновесия:
каждый член Кватернера в себе самом заключает все те последствия, которые должны
были последовать при взаимодействии с другими. Приведенный закон является
фундаментом всего учения о мире феноменальном. Всякий нумен в феноменальном
сознании должен быть освещен с шестнадцати различных точек зрения. Доводя этот закон
до его высшего максимума, мы видим, что Высшая Идея — Идея о Божестве — должна
выливаться в шестнадцать Верховных Принципов.
«В начале Бхагават, желая сотворить мир, принял форму Пуруши (Дух и Человек-
Мир), форму, составленную из 16-ти частей, из Махата (Разума) и других принципов».
Бхагавата пурана.
Священная Книга Тота как учение по существу нуменальное, само по себе лежит выше
закона Квадриполярного Кватернера. Оно едино по принципу, но для полноты претворения
в наше феноменальное сознание оно должно быть изложено в шестнадцати аспектах.
407

408
Исполнение этой задачи есть будущая цель человеческого разума. В настоящем
исследовании я придерживался главным образом следующих аспектов: космогонического,
энергетивного, теории познания, психологического, этического, религиозного, отчасти
затрагивая и другие.
ДОПОЛНЕНИЕ
Благодаря трудности, а подчас и полной невозможности в наше грозное время
разыскания и выписывания из-за границы книг, я оказался совершенно не в силах с
должной полнотой исследовать новейшую литературу о Священной Книге Тота. Когда
печатание моей работы уже совсем заканчивалось, мне удалось в одной частной библиотеке
найти следующие сочинения, не упомянутые, к сожалению, при обзоре трудов,
посвященных Таро.
I
Iwan Gilkin. Stances Dorées, commentaire sacerdotal du Tarot. Ouvrage orné de 22 gravures.
Paris, Librairie Générate des Sciences Occultes, Bibliothéque Chacornac. — Небольшая
брошюра из 22-х четверостиший, каждое из которых выражает вкратце доктрину
соответствующего Аркана; наиболее удачным мне представляется посвященное Аркану
XV.
«Si ton dieu n’est pas Dieu, tu ne sers quo le diable.
Tout desordre est Satan; c’est le feu dévorant.
N’affronte point sa foudre ou sois invulnérable,
Mais le mal n’est que l’ombre ou dort le Dieu vivant».
Приведенные в этой брошюре изображения иероглифов Таро в высшей степени
неудачны: они являются лишь воспроизведениями жалких карт гадания, этих сердце
леденящих обломков Высочайшего Памятника мудрости, который известны под именем
«Марсельского Таро».
II
J.-G. Bourgeat. Le Tarot. Paris, Bibliothéque Chacornac, 1913. — Попытки философского
истолкования иероглифов Таро чрезвычайно примитивны и несовершенны. Слишком
много места уделено гаданию, ибо истинные методы предугадывания, т, е. априорного
вывода грядущих событий, всецело относится к области эзотеризма; популяризация же
того, что по природе своей составляет исключительную принадлежность немногих
избранных — в лучшем случае есть шарлатанство. Наибольший интерес представляют
карты некоторых Арканов Таро, приводимые автором, согласно его восприятию. Во всех
них чрезвычайно ярко просвечивает его личная индивидуальность, чрезвычайно
своеобразное настроение. При этом представляется вполне ясным, что ментальные
восприятия давались ему с большим трудом и в весьма расплывчатой форме. Во всех этих
картинах астральные тональности чрезвычайно доминируют и их одному господству
мешает лишь несомненное в то же время понимание им, что совершенная интерпретация
Арканов в их истинной природе по существу ментальна. Наконец, весьма интересен
цитируемый автором фрагмент М. A. Vaillant из его знаменитого и редчайшего труда
«Histoire spéciale des Rom-Muni ou Bohémians. — «Форма, расположение, сочетание этих карт
и те иероглифы, которые они представляют, несмотря на многообразность их

409
видоизменений и толкований на пути веков, являются столь преисполненными символизма
и эти символы столь гармонируют с доктринами нрава, философии и религии древнего
мира, что не представляется возможным спорить против признания их синтезом всего того,
что составляло веру древнейших народов земли. Это есть дедукция из Звездной Книги
Еноха, именуемой «Негпоса», она распростерта по звездному пути Athor, которая есть As-
Tharoth, столь схожая с Ot-tara индусов, Полярной Медведицей или Arc-tura срединного
пояса; она есть высшая сила (tarie), на которой зиждется железная устойчивость мира и
звездное влияние на землю. Подобно тому как из Полярной Медведицы произошли
солнечная колесница, колесницы Давида и Артура, она есть час греков (tuché),
предназначение китайцев (tiko), случай египтян (tiki), судьба (tika) цыган. Вращаясь
бесконечно вокруг Полярной Медведицы, звезды посылают на землю счастливые и
печальные дни, свет и тьму, жар и холод, откуда вытекают добро и зло, любовь и ненависть,
которые создают счастье (ev-tuchie) несчастье (dis-tuchie) людей».
III
«Le Grand Etteilla ou l’Art de tirer les Cartes» par Julia Orsini sibylle de Faubourg Saint-
Germain. D’après la Méthode de Mademoiselle Lenormand. Эта книга начинается с заметки,
что Jacquemin Gringonneur вовсе не первый познакомивший Европу с картами Таро, ибо
они были известны уже при Карле V, который почтил своей дружбой Jehan de Saintré, за
объяснение какой-то «карточной игры». Весьма интересен фрагмент Court de Gebelin’a из
его «Le Monde primitif, analysé et comparé avec le monde moderne» (1775—1784, в 9 томах in-
folio), цитируемый автором на 7—8 стр. — «Если бы кем-либо была услышана весть, что до
наших дней сохранилось сочинение древних египтян, существующее уже 3957 лет,
единственная книга, избегнувшая пламя, пожравшее их грандиозные библиотеки, и
содержащая самую чистую их доктрину о наиболее интересных проблемах, то несомненно
всякий поспешил бы изучить эту книгу, столь драгоценную, столь необыкновенную. Если
же к этому прибавить, что эта книга весьма распространена в большей части Европы, что
на пути ряда веков она находится в руках всего мира, то изумление оказалось бы еще
несравненно более сильным. Но оно достигнет своей наивысшей степени, когда станет
известно, что ни один человек еще не подозревал ее египетского происхождения, что ей
обладают так, что ей в действительности вовсе не обладают, что никто еще не попытался
дешифрировать ее хотя бы один лист, что этот плод мудрости всеми рассматривался лишь
как собрание экстравагантных фигур, которые ничего не означают сами по себе! — А
потому не скажут ли скорее всего, что всем этим хотят лишь позабавиться и поиграть
доверчивостью слушателей?! Между тем, этот факт глубоко истинен! Эта книга египтян,
единственный остаток их великих книгохранилищ, существует до наших дней: она даже
находится во многих руках. К несчастью, эта драгоценная книга не понимается
большинством тех, кто располагает ее копиями. Представляется чрезвычайно
желательным, чтобы кто-нибудь, одаренный достаточной силой, посвятил свою жизнь
ясному объяснению ее содержания». Исключая краткое описание истории и философского
значения карт Таро, вся остальная часть книги Орсини целиком посвящена гаданию по
Таро, а потому в наших глазах лишена всякой ценности. Любопытны прилагаемые рисунки
Таро Эттейлы. По ним воочию видно, что знаменитый парикмахер чересчур легко
относился к древнему памятнику; он не только совершенно нарушил правильную
нумерацию и последовательность Арканов, но и некоторые из них заменил
вымышленными символами, не представляющими собой никакого интереса.
IV
«Clef absolue de la Science Occulte. Le Tarot des bohémiens le plus ancien livre du monde. A
1’usage exclusif des inities» par Papus. Paris, 1911, Hector et Henri Durville, Éditeurs. Эта работа
Папюса не лишена известной ценности, так как автор, хотя и поверхностно, но все же

410
пытается более или менее всесторонне объять проблему. Однако, несмотря на громкое
название и желание доказать мировое значение Книги Тота, исполнение этой задачи
оказалось для автора делом непосильным. В сущности, на протяжении всей книги Папюс
повторяет на разные лады общеизвестную идею Динамического Кватернера Йод-Хе-Вау-
Хе", понимая ее при этом в самом низком и примитивном ее аспекте. Так, несмотря на
признание им самим того, что не только полное, но и сколько-нибудь совершенное
понимание Великих Арканов немыслимо без такого же понимания Малых, он все же
пытается прилагать к ним тот же закон Динамического Кватернера, совершенно забывая,
что они имеют свою собственную руководящую идею — Закон Квадриполярного
Кватернера. Тем не менее, нельзя не признать безусловной ценности его схем расположения
всех Арканов Книги Тота в виде гармонических фигур. Наиболее важной частью работы
Папюса является, как я это уже указывал, рисунки Таро Габриеля Гулината, составленные
под руководством Папюса. Если не считаться с их чисто художественными недостатками и
сравнительно второстепенными ошибками в деталях, приходится признать Таро Папюса
работой исключительной ценности, которая несомненно даст своему автору заслуженную
вековую славу. Достойно также полного одобрения то, что Папюс прилагает к своей книге
рисунки наиболее известных Таро: Курта де Гебелина и так называемого «Марсельского».
Папюс приводит также главнейшую литературу о Таро; я укажу здесь те из трудов, на
которые у меня нет ссылок:
1) Иероним Кардан. 1511—1576. Его трактат «О проникновенном» (1550) целиком
базируется на ключах Таро.
2) Христиан. Он опубликовал оккультный манускрипт о Таро, смешивая свои личные
грезы с астрологией — «L’Homme Rouge des Tuileries» (1854).
3) Жозефина Пелладан часто упоминает о Таро в своих произведениях (18$5—1859).
4) «The Platonist» (1888). В этом американском оккультном журнале был помещен
краткий и довольно несовершенный очерк о применении Таро к толкованию гороскопов.
5) Барле. Его небольшой этюд о Таро целиком цитируется Папюсом. Весьма любопытно
его сопоставление двенадцати Великих Арканов X—ХХ+ХХП с «Нуктамероном»,
приписываемым Аполлонию Тианскому.
6) Пуарель — издатель Таро (1889).
7) Ely Star. Les Mysteres de 1’horoscope. Paris, Hector et Henri Durville editeurs — содержат
главу о Таро.
8) Ch. de Sivry. Extrait du livre sacré de la tribu Opâchti, de la famille primitive qui adorait
Otchavatri representant le dieu unique Otchâwatrâ. La tribu habitait autour de 1’Hymalaya. Эта
книга посвящена символизму Таро.
9) Mathers — английский автор опубликовал компилятивную небольшую брошюру о
Таро.
10) Barroit. Dactylogie ou langage primitif.
Касаясь новейшей истории карт Таро, Папюс ссылается на следующие сочинения:
1) Chatto. Facts and speculation of the origin and history of paying carts in Europe. London,
1848, in-8°.
2) Boiteau. Les cartes a jouer et la cartomancie». Paris. 1854. m-4°.
3) Merlin. Origines des cartes à jouer, recherches nouvelles sur les naibis, les tarots et sur les
autres especes de cartes. Ouvrage orne de 70 planches. Paris, 1869, in-f°».
Папюс делает также ряд интересных сопоставлений с Таро различных старых
карточных игр Jeu de Montegna, Minchiate de Florence, Tarot Venitien, Tarotchino de Bologne,
а также с играми индийских мусульман Gungeifu или Ghendgifeh. Что касается китайского
Таро, рисунков М. Pauthier, то они не являются символами, а, подобно буквам еврейского
алфавита, служат простыми обозначениями соответствующих доктрин. Ряд новейших
изданий Таро можно выписать от Librairie Hector et Henri Darville, 23, rue Saint-Mem à Paris.

411
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие . ......................................................................................................................II
Гуманизм как основа европейской культуры. Отрыв от метафизики и переход к
изучению единичных явлений природы. Возрождение стремления к синтезу.
Энциклопедисты. Эмпирический синтез и его природа. Материализм и атеизм.
Новейшие открытия науки. Менделеев. Природа времени и пространства. Принцип
относительности, электромагнитная теория света и гипотеза об эфире. Радий и
открытие дематериализации материи. Энергетивная философия, монизм. Закон
энтропии. Величайший переполох в научном мировоззрении. Всеобщая переоценка
ценностей. Паука и религия. Мистицизм и научный синтез. Позитивизм и мистицизм.
Четыре полюса интеллектуального мира. Изучение психических явлений. Древний и
новейший мистицизм. Индия и средневековье. Древность и единство эзотерической
науки. Книга Тота как древнейший памятник человеческого гения. Ее происхождение.
Свидетельства Элифаса Леви и Блаватской. Падение Египта и разрушение культуры
древнего мира. Распространение христианства. Великий Арабский Халифат.
Альбигойцы и распространение мавританской культуры. Рыцари храма. Падение
ордена тамплиеров и масонство. Розенкрейцеры и мартинисты. Известнейшие деятели
новейшего мистицизма. Е. П. Блаватская и теософическое общество. Шри Рамакришна
Парамахамса. Истинное значение гибели древних цивилизаций. Александрийская
библиотека, Марк Аврелий и Юлиан. Истина вечна! Книга Тота как последний завет
минувших веков.
Введение. О Вечной Истине и верховном синтетическом учении системы
Арканов ..............................................................................................................................XX
I. О видах человеческого познания ........................................................................XX
Доктрина о Бытии в продлении как основа трансцендентальной метафизики.
Трансцендентальное сознание как вторая Ипостась Реальности. Синтез и твар-ность.
Homo sapiens. Понятие о среде. Природа Проявления. Виды познания; чувствование и
разум. Ступени познаваемого: ощущения, восприятия, представления, мысль, идея,
закон идеи, принцип. Философия как наука о принципах. Принцип как нумен.
Классификация Сент-Ив д’Альвейдра. Количество принципов и их порядок.
Абсолютное и относительное. Человек как микрокосм. Чувство синтеза. Направление к
Абсолютному и его познавание. Категория относительного. Эмпирический опыт и
интуиция. Откровение как интуиция расы. Книга Тога как собрание Первоверховных
Принципов.
II.
Аркан
как
высшее
проявление
символизма
...............................................................................................................................................XXVI
II
Понятие о символе вообще. Язык символа. Передача идей посредством
символизма. Слово как символ. Красноречие. Искусство как символ. Музыка. Идеал и
гений. Религия. Таинства. Мистерии. Аркан как высшее проявление символизма.
III. О геометрических методах исследования и метафизическом пространстве
...............................................................................................................................................XXXI
II
Элемент времени. Алгебраический метод исследования. Хене Вронский и его
работы в области теории чисел и алгоритмии. Понятие о простейших формах
мышления. Мышление по понятиям. Идея метафизического пространства.
IV.
О
системе
и
познавании
Арканов
.
...............................................................................................................................................XXX
V
О стремления к Абсолютному. О разуме. Дух и иллюзия. Символизм Таро. Его
влияние на человеческую культуру. Эзотеризм. Основные деления Книги Тота. Ее
единство и целостность. Каждый Аркан есть аспект Абсолютной Науки. О познания
Арканов. Природа космогонии. Учение первой декады Арканов. Жизненность Книги
Тота и ее эластичность. Таро как философская машина. О средствах и путях
постижения Арканов. Каббала. Апокрифы первых веков христианства. Евангелие

412
Отрочества. Ключики Соломона. Enchiridiom. Исторические сведения о Таро, в Европе.
Курт де Гебелин. Эттейла и карты Таро. Цыгане. Раймонд Луллий. Джордано Бруно.
Пик де Мирандоль. Постель. Николай Фламмель. Рейхлин. Агриппа. Розенрот. Кунрат.
Сен-Мартен. Эли-фас Леви. Станислав де Гуайта. Папюс. Г. О. М. Успенский.
Побочные источники. Индия. Гностицизм. Фило-софумена. Неоплатоники. Мистицизм
первых веков христианства. Русские источники. Голубиная Книга. Свидетельство
Соловьева. Заключение.
Священная Книга Тота — ВЕЛИКИЕ АРКАНЫ ТАРО
Аркан I .....................................................LII
1   ...   53   54   55   56   57   58   59   60   61


написать администратору сайта