Главная страница

Эссе Юнгианский Анализ. Сказка состоит из 12 глав, восемь из которых в стихотворной форме. Можно сказать, что это своего рода пародии на английские стихи.


Скачать 31.59 Kb.
НазваниеСказка состоит из 12 глав, восемь из которых в стихотворной форме. Можно сказать, что это своего рода пародии на английские стихи.
АнкорЭссе Юнгианский Анализ
Дата23.12.2021
Размер31.59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭссе Юнгианский Анализ.docx
ТипСказка
#316026


Мутузкин И.А.
Льюис Кэрролл. «Алиса в стране чудес»

По жанру произведения сказку можно отнеси к абсурду. Её написал английский математик, который увлекался литературой и написанием стихов.

Льюис Кэрролл – это его псевдоним.

Сказка состоит из 12 глав, восемь из которых в стихотворной форме. Можно сказать, что это своего рода пародии на английские стихи. Действующие персонажи подобраны не в случайном порядке: отрицательные персонажи, безумцы и чудаки которых можно встретить в английском фольклоре, где Червонная Королева – это Кровавая Мэри, Чеширский Кот - Урсула Саутейл, а Шляпник – Херевард.

Главная героиня - девочка Алиса, следуя за кроликом, который держит в лапке карманные часы, попадает в кроличью нору. Она была любопытной и очень умной девочкой, обладающей логическим мышлением. И очутилась в совсем ином мире - не реальном, населённом странными выдуманными существами.

Но начинается сказка не с кролика, который во многих мифологиях является символом проводника между жизнью и загробным миром, а с книги – символа мироздания жизни, ее мудрости и направленного учения.

Следуя за кроликом – проводником, Алиса падает в колодец - портал, через который можно перейти в другой мир, в подземное царство, в другое измерение. Где падение символизирует битву героя (Алиса) с драконом (бессознательным). И нору, и озеро соленых слез, в которое попадает главная героиня после трансформации, также можно рассматривать как символ круга, который возникает, когда личность находится в поисках гармонии и целостности.

В сказке Алиса встречалась с разными персонажами – люди и животные.

Девочка, привыкшая мыслить логически, пытается также логически обосновать происходящие нелепые события, словно эго пытается заявить о своем главенстве над бессознательным.

Например, во время Безумного чаепития, произведение показывает, как поведение за столом присутствующих отражается на героине, которая представляет «реальный» мир, когда Алиса возмущается происходящим и уходит с чаепития. Про время говорят Алиса и Кот. Он хочет убить время. Но «убить время нельзя – оно не живое». Где время, выраженное в часах – это символ змея, кусающего свой хвост (ураборос).

Произведение Алиса в Стране Чудес было написано Чарльзом Лютвиджем Доджсоном, больше известным под псевдонимом Льюис Кэрролл, в 1865 году. Книга была написана произвольно, поэтому представляет собой полет фантазии автора и не имеет сатирических и подобных целей. Писатель рассказывал сказки об Алисе сестрам Лидделл, одна из которых, Алиса, убедила Чарльза Доджонсона записать сказки, которые он им читал.

Такая непосредственность повествования стала причиной создания различных теорий, касательно данного произведения. Чарльз Доджонсон был математиком, поэтому его произведения часто использовались коллегами как предмет анализа с точки зрения точных наук.

Во время путешествия по кроличьей норе Алиса задается абсурдными вопросами касательно кошек и мошек. Не найдя ответа, девочка решает, что ей все равно. И действительно, нельзя найти на этот вопрос эмпирически обоснованный ответ, поэтому он абсурден. Также показателен момент вспоминания девочкой таблицы умножения. Стоит вспомнить и про эпизод, где Алиса пила и ела различные предметы, после которых то увеличивалась, то уменьшалась. Здесь можно найти связь с теорией расширения Вселенной или особенности восприятия сознания при употреблении психотропных веществ. С точки зрения юнгианского анализа, это можно объяснить как циклическое движение либидо в процессе развития сознания, где сознание вырастает из бессознательного и постепенно возвращается в него. По сказке так происходит несколько раз, причем с каждым разом героиня делает это все осознаннее, добиваясь нужного ей эффекта.

Приключение Алисы в Стране Чудес является большим, чем просто детской сказкой. Неосознанно автор вложил в образы и сюжеты повествования скрытый смысл, который высвобождается лишь при тщательном и глубоко и анализе произведения.

В русском переводе, шахматные фигурки – чёрные и белые, как это всем привычно. А вот на самом деле в сказке фигурки – красные и белые, которые были распространены в Викторианской Англии. Где красное считается мужским цветом, ян, анима; а белый – женским, инь, анимус. И если внимательно вдумываться в происходящее сказки, то это и есть самая настоящая шахматная партия по всем правилам.

В чём основной смысл? Алиса двигается по шахматному полю, захваченная единственной целью: стать Королевой – встретиться со своей Тенью. Она начинает играть за пешку, чтобы пройти партию, завершающуюся коронацией. Именно также проходит свой путь другой герой сказок – Иванушка-дурачок, от простого парня, лежащего на печи, до жениха царской дочери и обладателя полцарства. Эта партия символизирует путь саморазвития личности, раскрытие внутреннего потенциала; раскрытие эго на пути к самости. На этом пути, как положено в жизни, встречаются свои преграды и препятствия, которые необходимо преодолеть, чтобы продвинуться вперед.

А ещё здесь встречаются помощники, советчики, ресурсы. На каждой клеточке главной героине выпадает своеобразное испытание, помогающее открыть новую грань своей личности. Фигура королевы, это – высшее воплощение женщины. Королева полноценна, самодостаточна. Она – прекрасна, и она знает это.

Путь саморазвития Алиса начинает со второй линии. Именно на ней располагаются пешки в начале партии. Где двойка – это символ полярности, противоположности, разделение на мужское и женское начала, инь и ян, созидание и разрушение, Солнце и Луна. А Королевой она станет на восьмой клетке. Восемь – знак бесконечности; цель посвященного, прошедшего семь ступеней или Небес, где на восьмой день наступает духовное обновления, как символ вновь обретенного рая. Это тоже соответствует шахматным правилам. А дальше все идет совершенно не так, как в привычных нам шахматах. Партия разыгрывается очень необычная - «Зазеркальная».

Итак, с чего же начинается целеустремленное путешествие по Зазеркалью? Кого первым встречает Алиса в этом безумном мире? А первым проводником становится Чёрная Королева – архетип Тени. То есть, конечно, перед встречей с ней Алиса видит и других обитателей страны, даже общается с ними. Но ее осознанное движение к 8 клетке начинается именно с этого разговора.

Общение с Чёрной Королевой заключается в том, что та рассказывает правила, дает необходимые наставления и инструкции. При чтении главы, в которой происходит встреча двух архетипов – эго и тени - сразу становится ясно, что Чёрная Королева занимает покровительственную позицию по отношению к Алисе, что указывает на очень сильное воздействие тени на эго.

Алиса делает первый шаг, проскакивая сразу на 2 клетки, оказываясь на четвертой. В шахматах действительно в первый ход пешка вправе проскочить через клетку. Как же в сказке «пешка» преодолевает первую клетку? На поезде. Фигура поезда обладает своим мистическим ореолом, встречается в разных сказках и даже культовых произведениях - Хогвартс-экспресс из «Гарри Поттера», который доставлял учеников в школу магии; в американской культуре частенько встречается поезд-экспресс, держащий путь на Северный полюс; именно с прибытия поезда началась новая эра – эра киноиндустрии. Поезд выступает в роли своеобразного портала, перемещающего персонажей в волшебный мир бессознательного. А число четыре является универсальным архетипом – это предпосылка целостного суждения и следующего из него действия.

На четвертой клетке ей встречаются близнецы Траляля и Труляля (Твидлди и Твидлдам – в оригинале). В английской версии корень обоих имен – твид. Twin по-английски – близнец.

На этой клетке Алиса всеми силами пытается выяснить, как выбраться из леса. Но от братьев-близнецов нет никакого толку. Чего только они ни вытворяют вместо членораздельного ответа: кружатся с новой подругой в хороводе; рассказывают стихи про Моржа и Плотника, съевших доверчивых устриц; затевают драку из-за поломанной погремушки. В итоге прилетает ворон и разгоняет испугавшихся близняшек.

Три символа: близнецы, лес, ворон. Лес во многих трактовках – вход в бессознательное. При чём играет роль, насколько глубок лес. Дремучая чаща - глубинное бессознательное.

Опушка - граница сознательного. Близнецы - диада. Символ объединения, уравновешивания добра и зла, единства созидания и разрушения, воплощение гармонии. Издревле близнецы считаются мистичной и магической фигурой. Коллективное бессознательное породило немало мифов и легенд с этими ребятами. Некоторые из мифов живы по сей день (например, созвездие Близнецов – один из зодиакальных символов). Кроме того, в нашем случае важен пол близнецов. Они – мальчишки. Находясь с Алисой в бессознательном, Труляля и Траляля символизируют собой её анимус.

Ворон – мистический символ. Он – и посредник между небом и землей (как и другие птицы), и представитель мира подземного, потустороннего, и созидатель (людских душ, водоемов), и символ зла (противоположность голубя), и пророк, и посланник богов, и воин. Ещё он же – символ ума, жестокости, пророческого дара, жадности, воинственности, смерти. В античной мифологии, ворон сопровождает богов и героев, связанных с небом и солнцем, с войной и подземным царством. В Англии к воронам относятся уважительно. Чего стоит пример: в Лондонском Тауэре до сих пор содержат воронов, веря, что, если птицы улетят, Лондон падёт. Есть легенда, что великий король Артур после смерти превратился в Ворона.

Чтобы пройти дальше, к новой ступени развития, необходимо погрузиться в собственное бессознательное, подружиться со своим анимусом (мужчиной – с анимой), то есть внутренним мужчиной (соответственно, мужчине – с внутренней женщиной). И как бы Алиса ни спешила покинуть лес (бессознательное), ей не удавалось это сделать, близнецы удерживали девочку, отчаянно переключая на себя ее внимание, инициируя общение в разных формах.

Принимая во внимание, что анимус в сказке принимает форму близнецов, можно предположить, что также для преображения в свое Высшее Я, необходимо прийти к внутренней гармонии: уравновесить в душе добро и зло, разрушение и созидание, мужскую и женскую стороны. Итогом этой дружбы может стать обращение к высшим силам, соприкосновение (хоть и косвенное) с чем-то более великим, чем собственная земная жизнь: с тем, что символизирует ворон. Также, он является архетипом Мудрого Старца, который бережно и внимательно проводит ее сквозь запутанные дебри бессознательного.

Встреча с другим персонажем произведения, Чеширским Котом, не менее запоминающаяся. С виду добродушный, приветливый, улыбающийся, в действительности его взгляды меняются в зависимости от ситуации - он хитёр и непредсказуем. Умеет исчезать по частям и целиком, поэтому не боится, что что он будет наказан. Его архетип – Трикстер.

Безумный Шляпник – взрослый «не в своем уме»; не желает принимать на себя ответственность, сам себя характеризует «маленьким человеком» - подобен архетипу маленького ребенка.

«Алиса в Стране Чудес» - это и «Божественная Комедия» Данте, где главный герой спускается в подземный мир. И миф о сошествии Геракла в Аид, где Харон, подобно кролику, является проводником Геракла; а Аид и его жена Персифона – Червонный Король и Черная Королева. И «Волшебник Изумрудного города», где Элли попадает в волшебную страну, где злая волшебница Гингема и великий волшебник Гудвин, а Элли встречает с разными персонажами – людьми и животными.





написать администратору сайта