|
Доклад. Формы контроля по развитию музыкальных способностей. Слайд 1 Формы контроля по развитию музыкальных способностей, знаний, умений обучающихся на уроках в начальной школе
Слайд 1
Формы контроля по развитию музыкальных способностей, знаний, умений обучающихся на уроках в начальной школе. Проблема контроля по развитию музыкальных способностей, знаний, умений обучающихся на уроках в начальной школе по сей день вызывает много споров. Высказываются самые различные точки зрения. Все это говорит о сложности решения проблемы и вместе с тем о ее важности.
Действительно, могут ли быть определенные критерии, по которым оцениваются результаты музыкального воспитания, если совершенно невозможно измерить воздействие музыки на внутренний мир ребенка, богатство его душевных переживаний.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости является систематичность и учет индивидуальных особенностей обучаемого.
Текущий контроль знаний, умений и навыков происходит на каждом уроке в условиях непосредственного общения с учащимися и осуществляется в следующих формах: Слайд 2
наблюдение (за развитием музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.); музыкальные викторины, игры, тесты; работа по карточкам с разноуровневыми заданиями; учебные проекты; ведение тетради.
беседа, устный опрос, д/З
представление своих творческих работ (сочинение музыкальных иллюстраций, письменные работы по графику, схеме, таблицы, рисунки). Проверка знаний «Слушание музыки»
Оцениваются следующие виды деятельности учащихся:
умение давать характеристику музыкальному произведению;
создание музыкального сочинения;
«узнавание» музыкальных произведений;
элементарный анализ строения музыкальных произведений Для детей младшего школьного возраста характерна чрезвычайная подвижность. Легче воспринимается конкретный материал, живой образ, нежели отвлеченные понятия. Поэтому важнейшим средством воспитания и обучения, в том числе на уроках музыки, остается игра, элементы занимательности.
Вот к примеру: слушание музыки через игру:
«Где бывали?»
Цель: развитие воображения, ассоциативного мышления.
Ход игры: для проведения игры может быть использована народная, современная, классическая в оркестровом или вокальном исполнении.
Прослушав музыкальное произведение, дети делятся на 2 - 4 подгруппы и расходятся, чтобы сообща придумать рассказ в соответствии с жанром, стилем, характером музыки.
Пример произведений:
П.И. Чайковский «Утренняя молитва» (2 класс) Н.А. Римский-Корсаков. «Сцена и ария Снегурочки» (3 класс) И.Ф. Стравинский Балет «Петрушка» (4 класс)
Каждая группа имеет возможность получить положительную оценку за лучший ответ.
Слайд №3
Дети получают оценки за творческие задания на прослушанную музыку.
Слайд №4
Проверка певческих знаний и умений
Расскажу о некоторых методах и приемах проверки знаний учащихся, используемых в практической работе на уроке.
Вызов к доске. Это, пожалуй, наиболее традиционный метод опроса: ученик поет, учитель прослушивает его пение и выставляет оценку.
На уроках этот прием является действенным в том случае, если пение ученика дает пищу для размышлений, обсуждения всем классом.
Например, ученик, поющий у доски, один из лучших певцов. Его выразительное пение может послужить другим ученикам примером для подражания.
Или такой прием.
У доски поет лучший певец класса, но учитель все же предлагает одноклассникам обнаружить в его исполнении то, что можно улучшить или даже исправить.
Особенно заметно с каким жаром и интересом учащиеся (ученики начальных классов и младшие подростки) берутся за дело!
Исполнителю приходится подчас выслушать массу замечаний и пожеланий.
Конечно, на уроке музыки прием вызова к доске имеет и ряд недостатков.
Но постепенно дети привыкают и спокойно реагируют на замечания одноклассников.
Можно сделать групповую проверку. К доске одновременно вызываются три-четыре ученика, которые поют в унисон или многоголосно.
Преимущество этого метода - в возможности опросить большее количество учащихся. Стеснительные ученики при этом несколько более раскованы и, как правило, показывают лучшие, чем обычно, певческие результаты.
Слайд № 5
Проверка знаний по музыкальной грамоте
При проверке знаний по музыкальной грамоте лучше всего придерживаться рекомендаций известного методиста Марии Александровны Румер, которая советовала опрашивать учащихся в процессе фронтальной работы с классом, не останавливаясь долго на опросе одного ученика. Такой метод позволяет активизировать всех учащихся.
В школах практикуются пение с листа несложных гаммообразных попевок, "прогулки" по звукоряду, определение лада, размера и фактуры знакомых и незнакомых музыкальных отрывков.
Учитель играет (или дает в записи) фрагменты произведений: вызванные учащиеся определяют соответствующие средства музыкальной выразительности.
Учителю не стоит забывать, что проверка и оценка знаний - это особый процесс и начинается он, как правило, тогда, когда учащиеся имеют возможность усвоить и закрепить изучаемый материал.
Основной раздел урока -хоровое пение - дает больше всего возможностей для выставления оценок. Верное исполнение оценивается высшим баллом, различные градации верности исполнения оцениваются соответствующими отметками: от "четверки" до "тройки".
Незнание слов наряду с неправильным пением чаще всего ведет к "двойке". Однако, как правило, на уроках музыки "двойка" за пение не ставится. Чаще всего к концу первого года обучения все учащиеся овладевают основными правилами пения до такой степени, чтобы заслужить удовлетворительную оценку. Слайд№6
Слайд №7
Одна из форм непосредственного общения с учащимися -это
Задания на дом
Большое значение для меня приобретают домашние задания – анкеты, позволяющие установить круг музыкальных интересов учащихся, их музыкальную среду, определить уровень знаний в области музыкального искусства. К таким заданиям относятся следующие:
Записать в тетради:
А) есть ли дома фонотека и какие диски с музыкой или музыкальными произведениями для детей имеются;
Б) записать, или нарисовать музыкальные инструменты, которые знает ученик;
В) Написать и красочно оформить доклад «Мой любимый исполнитель» (эта работа позволяет мне проанализировать эстетический уровень учащегося);
Г) написать программку концертных номеров, в которых учащийся мог бы принять участие. Слайд № 8, № 9
Дети приносят красочные программки, содержащие от пяти до десяти номеров. Предлагают:
Могу спеть свою любимую песню- название; Станцевать вальс под музыку - название; Исполняю частушки с игрой на ложках, а папа или брат играет на баяне и т.д. Сделать муз. инструмент своими руками.
Преимущество этого метода - в возможности опросить большее количество учащихся.
Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»
(с учетом видов деятельности и программных требований)
Параметры
| Критерии
| «3»
| «4»
| «5»
| Музыкальная эмоциональность, активность, участие в диалоге
| При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.
| К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес
| Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.
| Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм
| Суждения о музыке односложны. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя
| Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм выполнены самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами
| Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм Высказанное суждение обосновано.
| Узнавание музыкального произведения, (музыкальная викторина – устная или письменная)
| Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание автора или названия произведения, музыкального жанра произведения
| 80-60% правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора музыкального произведения, музыкального жанра
| 100-90% правильных ответов на музыкальной викторине. Правильное и полное определение названия, автора музыкального произведения, музыкального жанра
| Освоение и систематизация знаний о музыке
| Знание музыкальной литературы
| Учащийся слабо знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя
| Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами
| Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы
| Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты
| Задание выполнено менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы
| Задание выполнено на 60-70%, допущены незначительные ошибки
| Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество
| Исполнение вокального репертуара
| Исполнение вокального номера
| Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону
| Интонационно-ритмически и дикционное точное исполнение вокального номера
| художественное исполнение вокального номера
| Участие во внеклассных мероприятиях и концертах
|
|
| художественное исполнение вокального номера на концерте
| Выполнение домашнего задания
|
| В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.
| В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась
| При выполнении работы использовалась дополнительная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе
|
В соответствии с усвоением тем и делением учебно-воспитательного процесса на четверти, полугодия учет может быть текущим и итоговым.
Текущий учет ведется на каждом уроке в течение изучения темы: учитывается и фиксируется любая деятельность учащихся — их участие в коллективной работе, а также выполнение групповых и индивидуальных заданий. Текущий учет способствует проверке правильности планирования и обусловливает введение в него тех или иных корректив.
Итоговый учет невозможно осуществлять только в виде контрольных работ либо индивидуального опроса учащихся, потому что учитель не располагает таким количеством времени, да и полученные результаты не дадут полного представления о музыкальном росте школьников. В какой-то мере ощутить достигнутые успехи позволяют заключительные уроки-концерты года, стимулирующие интерес ребят и закрепляющие положительные мотивы. Увидеть же динамику музыкального развития детей можно лишь благодаря данным текущего учета, поэтому, подводя итоги, учитель делает выводы, используя всю информацию, полученную об отдельных учащихся и их совместной деятельности в процессе повседневных занятий (на уроках и во внеклассной работе).
Поскольку музыкальная деятельность на уроке осуществляется коллективно, то возникает необходимость коллективного учета, который дает, например, представление о сформированности таких хоровых навыков, как ансамбль, строй, многоголосное пение. Кроме того, в практике бывают случаи, когда в хоре дети поют фальшиво, а индивидуально — чисто, и наоборот, теряясь при пении по одному, вместе поют лучше. Следовательно, используя коллективную и индивидуальную формы учета, можно получить более объективные результаты о музыкальном развитии школьников.
Данные учета фиксируются отметкой, являющейся оценкой деятельности коллектива и отдельных учащихся. Важно, чтобы она стимулировала интерес, творческую инициативу ребят. Поэтому успехи необходимо всегда поощрять, закрепив их хорошей отметкой, неудачи же можно обсудить, но оценка при этом необязательна. Коллективной отметкой поощряются удачи, достигнутые учащимися в совместной работе: исполнении песни, поиске лучшего варианта сопровождения к произведению и др. Ее разумное сочетание с индивидуальной оценкой оказывает большое воспитательное воздействие как на отдельных учащихся, так и на коллектив в целом.
Сложность учета обусловлена тем, что любая музыкальная деятельность является творческой, поэтому приобщение к музыкальному искусству немыслимо без развития творческого воображения, которое помогает ученикам открыть для себя мир композитора: его чувства, мысли, переживания, переданные в музыке.
В процессе творчества формируется, создается нечто новое — в данном случае свое понимание музыкального образа, эмоциональное восприятие его. Именно благодаря творческому воображению и происходит духовное обогащение.
Если раньше мы ограничивались на уроке пением песен, то современные методы требуют того, чтобы пение пронизывало весь урок. Ученые говорят, что запомнить можно только то, что проходит через душу ребенка. На уроке музыки учащиеся слушают много классической музыки, но контрольные измерения показывают, что из программного материала запоминаются единицы.
Поэтому лучшим методом запоминания считается вокализация. Можно вокализировать все: фортепианные, симфонические произведения. Когда дети начинают воспроизводить и запоминать не только отдельные интонации и темы, но и предугадывать их дальнейшее развитие, достигается качественно новый уровень постижения музыкальной мысли композитора, и в то же время значительно развивается музыкальное мышление самого ребенка.
*Виды контрольных работ
УЧЕТ И ОЦЕНКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
В практике музыкального воспитания школьников используются разные пути развития творческих способностей: создание исполнительского плана песни; сочинение ритмического сопровождения к произведению; вокальная и инструментальная импровизация; сравнение, сопоставление произведений. Однако формализовать процесс формирования творческих умений невозможно, поскольку о каждом конкретном случае результат будет зависеть от индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.
Таким образом, специфика урока музыки ведет учителя к тому, чтобы учитывать не только знания, навыки и умения, которые наиболее очевидны в результатах музыкальной деятельности, например в исполнении произведений или высказываниях учащихся о воспринятой музыке. Особое значение на уроке приобретает увлеченность ребят, их интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость, работа воображения, которые важны на всех этапах деятельности учащихся и свидетельствуют о влиянии музыки на внутренний мир ребенка. При таком понимании учета хорошо видна его не только обучающая, но и воспитывающая функция.
В соответствии с усвоением тем и делением учебно-воспитательного процесса на четверти, полугодия учет может быть текущим и итоговым.
Текущий учет ведется на каждом уроке в течение изучения темы: учитывается и фиксируется любая деятельность учащихся — их участие в коллективной работе, а также выполнение групповых и индивидуальных заданий. Текущий учет способствует проверке правильности планирования и обусловливает введение в него тех или иных корректив.
Итоговый учет невозможно осуществлять только в виде контрольных работ либо индивидуального опроса учащихся, потому что учитель не располагает таким количеством времени, да и полученные результаты не дадут полного представления о музыкальном росте школьников. В какой-то мере ощутить достигнутые успехи позволяют заключительные уроки-концерты года, стимулирующие интерес ребят и закрепляющие положительные мотивы. Увидеть же динамику музыкального развития детей можно лишь благодаря данным текущего учета, поэтому, подводя итоги, учитель делает выводы, используя всю информацию, полученную об отдельных учащихся и их совместной деятельности в процессе повседневных занятий (на уроках и во внеклассной работе).
Поскольку музыкальная деятельность на уроке осуществляется коллективно, то возникает необходимость коллективного учета, который дает, например, представление о сформированное™ таких хоровых навыков, как ансамбль, строй, многоголосное пение. Кроме того, в практике бывают случаи, когда в хоре дети поют фальшиво, а индивидуально — чисто, и наоборот, теряясь при пении по одному, вместе поют лучше. Следовательно, используя коллективную и индивидуальную формы учета, можно получить более объективные результаты о музыкальном развитии школьников.
Данные учета фиксируются отметкой, являющейся оценкой деятельности коллектива и отдельных учащихся. Важно, чтобы она стимулировала интерес, творческую инициативу ребят. Поэтому успехи необходимо всегда поощрять, закрепив их хорошей отметкой, неудачи же можно обсудить, но оценка при этом необязательна. Коллективной отметкой поощряются удачи, достигнутые учащимися в совместной работе: исполнении песни, поиске лучшего варианта сопровождения к произведению и др. Ее разумное сочетание с индивидуальной оценкой оказывает большое воспитательное воздействие как на отдельных учащихся, так и на коллектив в целом.
ДИАГНОСТИКА И КОНТРОЛЬ
Диагностика — это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Без диагностики невозможно эффективно управлять дидактическим процессом, достичь оптимальных для имеющихся условий результатов. Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Различают диагностирование обученности, т. е. достигнутых результатов, промежуточных состояний обученности — успеваемости, а также обучаемости — возможностей обучаемых.
В диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Последняя преимущественно лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование же рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Контроль, оценивание знаний и умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. В новой демократической школе не может быть формального контроля. Дидактический контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным прежде всего самому обучаемому.
Демократизация школьной жизни требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и воcпитании, определяют иные подходы. В системе диагностирования оценка как средство стимулирования приобретает новые качества. Прежде всего, результаты диагностирования, где могут использоваться оценочные суждения (баллы), способствуют самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества служит важным побуждающим фактором. Дополняясь принципом добровольности обучения (а значит, и контролирования), оценка, из нелюбимого в прошлом для многих школьников средства принудительного обучения, превращается в способ рационального определения личного рейтинга — показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе.
КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ
Существует прямая и непосредственная зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контроля. Контроль — это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка — составной компонент контроля. Основной дидактической функцией ее является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема выполняемого им учебного труда. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. В табелях успеваемости, классных журналах, базах (банках) данных и т. д. оценки фиксируются в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаков и т. п.).
Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные — в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и т. п. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» — балл 5).
Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка — единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.
Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность). Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования, а также педагогов, осуществляющих диагностирование.
Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса — от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования.
Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка — это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним и об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.
ЭТАПЫ И ЗВЕНЬЯ КОНТРОЛЯ
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.
Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знаний обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знание учащимися важнейших (узловых) элементов курса предшествующего учебного года. Предварительная проверка сочетается с так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях. Такая проверка возможна и уместна не только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение нового раздела (курса).
Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает возможность диагностирования усвоения обучаемыми лишь отдельных элементов учебной программы. Главная функция текущей проверки — обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные условия.
Третьим звеном проверки знаний, умений является повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.
Четвертое звено в системе — периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки — диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Главные функции периодической проверки — систематизация и обобщение.
Пятое звено в системе — итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года. Он не сводится к механическому выведению среднеарифметического балла путем сложения полученных оценок. Это, прежде всего диагностирование уровня (качества) фактической обученности в соответствии с поставленной на данном этапе целью.
Специальным видом является комплексная проверка, с помощью которой диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов знания, умения для решения практических задач (проблем). Например, расчет рентабельности птицеводства в личном фермерском хозяйстве потребует применения знаний по физике, химии, математике, биологии, географии и других предметов. Такая проверка практикуется еще сравнительно редко, но с внедрением интегративных учебных курсов ее значение будет возрастать. Подобные курсы, собственно, и внедряются для того, чтобы преодолеть существующий разрыв между изучаемыми в школах предметами. Главная функция комплексной проверки — диагностирование качества реализации межпредметных связей. Практическим критерием комплексной проверки чаще всего выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов
Виды контрольных работ в начальной школе.
1 класс
I четверть: Игра «Весело играем, весело поем».
II четверть: Игра «Музыкальный магазин».
Ш четверть: Игра «Ритм моей песни» ( с фланелеграфом).
IV четверть: Игра «Мелодия моей песни» ( с фланелеграфом).
2 класс
I четверть : Игра «Определи киты на слух».
II четверть : Игра «Музыкальное шоу китов»,
Ш четверть: Игра «Мы в концертном зале филармонии г. Сыктывкара» ( опр. жанров их слияния).
IV четверть: Творческая лаборатория: лепка, рисунки, высказывания на тему «Что такое музыкальная речь».
3 класс
I четверть + II четверть «Знание правил интонационной основы».
Ш четверть: Письменная работа по теме «Применение музыкальных терминов при анализе слушаемого музыкального произведения (включать для слушания коми - попевки).
IV четверть : Музыкально - слуховой письменный диктант по определению форм прослушанных музыкальных произведений ( включать коми - хороводы в вариационной форме).
4 класс
I четверть: Исполнить на шумовых музыкальных инструментах произведение по записи, используя коми и русские народные инструменты.
II+Ш четверть: Музыкально - слуховой диктант с определением мелодий разных стран в форме игры «Угадай мелодию».
IV четверть: Аттестационная контрольная работа с вкраплением вопросов по региональному компоненту. Вопросы контрольной работы в 4 классе.
1. Музыкальная цепочка.
2. Виды танцев.
3. Виды маршей.
4. Виды песен.
5. Жанры.
6. Правила жанров.
7. Что такое «интонация».
8. Фраза, виды фраз, цезура.
9. Формы музыкальных произведений ( перечислить ). 10. Признаки русских народных песен.
11. Признаки музыки Закавказья.
12.Признак коми народных песен.
13.Каких изучали композиторов? Ф. И. О.
14.Какие слушали оперы?
15Какие слушали балеты?
16. Динамика (термины).
17.Темпы (термины).
18.Штрихи (термины).
19.Музыкальные лады.
20.Виды хоровых коллективов.
21.Виды оркестров.
22. Определять по слуху тембр звучания инструментов.
Контрольная работа может проводиться в форме:
I.Письменных ответов - 2 урока
2.Игра«Слабое звено» или «Брэйн -ринг» (групповой метод).
Вопросы итоговой контрольной работы в V классе.
1. Виды оркестров,
2. Виды хоровых коллективов.
3. Вокалисты, инструменталисты.
4. Виды жанров.
5. Правила жанров.
6. Какие изучали оперы (название, композитор).
7. Какие изучали балеты (название, композитор).
8. Какие изучали сюиты (название, композитор).
9. Какие изучали кантаты (название, композитор).
10. Какие слушали концерты (название, композитор).
11. Что такое «интонация» в музыке?
12. Что такое фраза?
13. Перечислите виды фраз.
14. Что такое цезура?
15. Формы музыкальных произведений.
16. Музыкальные лады, динамика, штрихи, темпы.
17. Что музыка вьгражает и изображает?
18. Признаки русских народных песен.
19. Признаки коми песен.
20. Перечислить известных русских, зарубежных, коми композиторов,
Контрольная работа проводится в письменном виде (2 урока.) или в виде игры «Знатоки музыки». Вопросы контрольной аттестационной работы за курс VII класса (П вариант).
1. Основное в жизни и творчестве И. С. Бака.
2. Анализ произведения «Токката и фуга ре минор».
3. основное в жизни и творчестве Н. А. Римского-Корсакова
4. Идея, либретто оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.
5. Идея, либретто оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова
6. Идея, либретто оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова.
7. Идея, либретто оперы «Хованщина» М. Мусоргского.
8. Идея, либретто оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского.
9. Идея, либретто оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
10. Идея, либретто балета «Лебединое озеро» П. Чайковского.
11. Идея, либретто балета «Золушка» С. С. Прокофьева
12. Жанр «сюита». «Зимний костер» С. С. Прокофьева.
13. Основное в жизни и творчестве Л. В. Бетховена.
14. Создание «Лунной сонаты» Л. В. Бетховена.
15. Основное в жизни и творчестве В. А. Моцарта.
16. 3 версии гибели В. А. Моцарта.
17. Состав симфонического оркестра.
18. Состав народного оркестра.
19. Состав духового оркестра.
20. Известные исполнители коми в области вокальной и инструментальной музыки.
21. Известные народные коми инструменты
22. Известные коми композиторы. Вопросы контрольной аттестационной работы в VII классе (I вариант).
Вопрос № I. Основное в творчестве И. С. Баха.
Музыкальный диктант.
Вопрос № 2. Основное в творчестве Л. В. Бетховена.
Музыкальный диктант.
Вопрос № 3. Увертюра Л. В. Бетховена «Эгмонт».
Музыкальный диктант
Вопрос № 4. Увертюра М. И. Глинки к опере «Руслан и Людмила».
Музыкальный диктант.
Вопрос № 5. Основное в творчестве В. А. Моцарта.
Музыкальный диктант.
Вопрос № 6. Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин».Идея. Либретто.
Музыкальный диктант.
Вопрос № 7. Жанр симфония. VI симфония П. И. Чайковского.
Музыкальный диктант.
Вопрос № 8. История создания «Лунной сонаты» Л. В. Бетховена.
Музыкальный диктант.
Вопрос № 9. Сюита С. С. Прокофьева «Зимний костер».
Музыкальный диктант.
Вопрос № 10. История создания «Полонеза» М. Огиньского.
Музыкальный диктант.
Вопрос № 11. Перечисли музыкальные жанры и их правила.
Перечислить виды исполнителей.
Вопрос № 12. Перечислить известных коми композиторов.
Аттестационная работа в 7 классе «Ура! Экзамен!»
I билет.
1вопрос. Жанры простые и синтетические. Дать определение каждому жанру.
2вопрос. Жизнь и творчество И. С. Баха.
II билет.
1 вопрос. Состав симфонического оркестра.
2 вопрос. Жизнь и творчество В. А. Моцарта.
III билет.
1 вопрос. Состав оркестра народных инструментов.
2 вопрос. Жизнь и творчество Л. Бетховена.
IV билет.
1 вопрос. Состав духовой оркестр.
2 вопрос. Жизнь и творчество Ф. Шопена.
V билет.
1 вопрос. Исполнители. Правила пения.
2 вопрос. Жизнь и творчество М. И. Глинки.
VI билет.
1 вопрос. Средства музыкальной выразительности.
2 вопрос. Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова.
VII билет.
1 вопрос. Построение (формы) музыки.
2 вопрос. Жизнь и творчество П. И. Чайковского.
VIII билет.
1 вопрос. Опера.
2 вопрос. Жизнь и творчество М. П. Мусоргского.
IX билет.
1 вопрос. Балет.
2 вопрос. Жизнь и творчество С. С. Прокофьева.
X билет.
1 вопрос. Симфония.
2 вопрос. Жизнь и творчество Д. Шостаковича.
ЦЕЛИ РАБОТЫ
Главной целью своей работы с детьми в школе считаю формирование развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
В своей работе я опираюсь на программу Д. Б. Кабалевского, которая непосредственно ориентированна на закономерности развития личности. Такое обучение сфокусировано не только на развитие познавательных функций / мышления, восприятия, памяти и т. д., но прежде всего на процессе становления ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности. Оно рассматривает ученика как личность и создает максимум благоприятных условий для ее развития.
Целью развивающего обучения является воспитание из каждого ученика субъекта учения, субъекта собственной жизни, т. е. человека, готового сделать осознанный выбор жизненного пути и нести ответственность за него, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения.
ОБОСНОВАНИЕ СВОЕЙ КОНЦЕПЦИИ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Главные задачи, которые я стараюсь реализовать в процессе обучения и воспитания школьников, следующие:
1. Познавательный аспект:
Формирование знаний, умений и навыков на различных уровнях качества знаний.
2. Воспитание аспект:
- приучать любить людей и жизнь, приобщая к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям, изучение национальной культуры / коми /, региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- формировать нравственное отношение, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
- воспитание гражданственности, трудолюбия;
- индивидуальное воспитание характера каждого с учетом уровня и особенностей развития, подготовки учащихся с помощью программы духовного и нравственного самосовершенствования;
-воспитание коммуникативности. 3. Развивающий аспект:
- научить мыслить: анализировать; выделять главное и второстепенное; сравнивать; строить аналогии; обобщать и систематизировать; доказывать и опровергать; определять и объяснять понятия; ставить и разрешать проблемы;
- развитие мотивации к учебной деятельности;
- развитие коммуникативных свойств личности;
- развитие чувства ритма, ладового чувства, артикуляционного аппарата;
- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Реализация данных задач происходит с помощью различных методов, приемов и способов обучения, которые я более подробно раскрываю дальше. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Наряду с такими известными методами как: наблюдение, размышление о музыке, сравнения, музыкального обобщения, "забег вперед - возвращение назад", эмоциональной драматизации, метод проблемных ситуаций, считаю необходимым использование и таких нестандартных методов обучения в своей деятельности:
- "метод трудной цели", обеспечивающий формирование личной ответственности, веру в возможность преодоления трудностей;
- "метод крупных осколков", помогающих усваивать главные, сущностные понятия, связи, значительно увеличить объем осваиваемого материала при резком снижении нагрузки на ученика;
- метод коллективного творчества;
- метод индивидуализированного применения программы в зависимости от особенностей ученика.
Развивающее обучение требует обогащения окружающей среды самыми разнообразными способами, стимулами поощрения самостоятельности, оригинальности суждений. Дидактическим стержнем урока должна являться деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявлению закономерностей. Иными словами, действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер, захватывающий личность.
Если раньше мы ограничивались на уроке пением песен, то современные методы требуют того, чтобы пение пронизывало весь урок. Ученые говорят, что запомнить можно только то, что проходит через душу ребенка. На уроке музыки учащиеся слушают много классической музыки, но контрольные измерения показывают, что из программного материала запоминаются единицы. Поэтому лучшим методом запоминания считается вокализация. Можно вокализировать все: фортепианные, симфонические произведения. Когда дети начинают воспроизводить и запоминать не только отдельные интонации и темы, но и предугадывать их дальнейшее развитие, достигается качественно новый уровень постижения музыкальной мысли композитора, и в то же время значительно развивается музыкальное мышление самого ребенка.
Основные методы работы с детьми с плохой интонацией, следующие:
1. Посадить ребенка рядом с поющими детьми;
2. Резкий взлет на ку, гу (можно с подъездами);
3. Прижать ребенка к себе и спеть вместе с ним; ПРИНЦИПЫ / ОСНОВНЫЕ РУКОВОДЯЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ / РАБОТЫ
1. Главным принципом в своей работе я считаю - принцип связи музыки с жизнью.
Всем известны слова Д. Б. Кабалевского: «Музыка и жизнь - это генеральная тема, своего рода "сверхзадача" школьных занятий музыкой. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса. Уже с первого урока ребята должны понять и почувствовать, что они изучают жизнь, что музыка - это сама жизнь». Сейчас много уделяется времени здоровью детей, музыка то же не остается в стороне, т. к. издавна известна целебная сила звука. "Музыка и здоровье" - так звучит моя тема по самообразованию, которая будет раскрыта далее.
2. Принцип интереса и увлеченности является одним из фундаментальных проблем педагогики. В области искусства он приобретает особое значение, т. к. без эмоциональной увлеченности невозможно достичь результата.
Для решения данного принципа разрабатываю творческие, игровые задания на основе игровых методик Н. Е. Щурковой.
3. Обязательным принципом в своей работе считаю принцип тематического построения программы, т. к. тема четверти постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь раскрывается от урока к уроку. Следовательно, усвоение материала идет успешнее. Руководствуясь этим принципом, я ввела национально-региональный компонент в программу, который представлен в работе "Музыкальная культура Коми края с элементами изучения коми языка". РОЛЬ УЧЕНИКА В ПРОЦЕССЕ УЧЕНИЯ
Используя в своей работе систему развивающего обучения, я стремлюсь вовлечь своих учеников в роль активно действующих участников этого процесса. Действуя не по принуждению, а в результате условий, создаваемых мной на уроке, они сами включаются в процесс познания. В результате такой работы я замечаю, что у ребят складывается:
1. высокий уровень самостоятельности, самодеятельности на уроке;
2. положительное отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу;
3. объективная направленность своей деятельности на образование и развитие своей личности;
4. воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока;
5. хорошее и отличное знание учениками материала и высокий уровень его усвоения.
Я считаю, что в школе развития ребенок входит на урок одним человеком, а выходит другим, обновленным.
Ребенок не только ученик, но прежде всего личность во всем многоцветий ее качеств, черт и проявлений. Поэтому я не ограничиваю отношения с детьми сферой научения, стараюсь вникать в их духовный мир, помня о том, что она не определяется только часами проведенными в школе, она гораздо шире и богаче.
Известно, что в любом предмете заучить можно все. Однако заученное, как правило, быстро забывается, не оставляя следа ни в сознании, ни в душе. По-настоящему запомнить можно только то, что по-настоящему понято. Для музыки нужно еще больше: запомнить в музыке можно только то, что понято и эмоционально прочувствовано. В равной мере это относится и к самой музыке, и к слову, сказанному о музыке, к исполнению музыки и к ее слушанию.
Все формы музыкальных занятий должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в детях стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее.
| |
|
|