Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд 4.

  • Слайд 5.

  • Слайд 6.

  • Слайд 7.

  • Абстракционизм. Слайд Абстракционизм лат abstractio удаление, отвлечение


    Скачать 29.09 Kb.
    НазваниеСлайд Абстракционизм лат abstractio удаление, отвлечение
    Дата25.03.2019
    Размер29.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАбстракционизм.docx
    ТипДокументы
    #71551

    Слайд 3. Абстракционизм (лат. abstractio «удаление, отвлечение») или нефигуративное искусство — направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.

    Одна из целей абстракционизма изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывающих у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции.. Это направление стало новым способом осмысления мироустройства, где точное отображение действительности не было самоцелью.

    Слайд 4. Годом рождения беспредметного искусства считается 1910-й, когда в Германии, в Мурнау, Кандинский написал свою первую абстрактную композицию.

    Он говорил, что: «Сознательно или бессознательно художники все больше обращаются к своему материалу, испытывают его, взвешивают на духовных весах внутреннюю ценность элементов, из которых надлежит создавать искусство»

    Слайд 5. Эстетические концепции первых абстракционистов предполагали, что художественное творчество отражает закономерности мироздания, скрытые за внешними явлениями действительности. Эти закономерности, интуитивно постигаемые художником, выражались через соотношение абстрактных форм (цветовых пятен, линий, объёмов, геометрических фигур) в абстракционистском произведении. В 1911 году в Мюнхене Кандинский опубликовал ставшую знаменитой книгу «О духовном в искусстве», в которой размышлял о возможности воплощения внутренне необходимого, духовного в отличие от внешнего, случайного.

    Слайд 6. Это направление в искусстве возникло в XX веке, наряду с кубизмом, сюрреализмом, дадаизмом и другими, хотя точное время неизвестно. Несмотря на то, что принято выделять два основных направления в абстракционизме (геометрическая абстракция - Малевич, Делоне, Мондриан; лирическая абстракция – Кандинский), нельзя оставлять без внимания крупные самостоятельные течения в абстракционизме, которые сыграли большую роль в развитии искусства. Вот некоторые из них:

    Слайд 7. На почве кубизма и возник абстракционизм, став его логическим продолжением. Это новое модернистское направление предполагало полный разрыв с реалистическим изображением.  Кубисты воспринимали мир через геометрические формы, они стремились «раздробить» реальные объекты на геометрические схемы и кубы. Основателями и крупнейшими представителями кубизма принято считать Пабло Пикассо и Жоржа Брака, в частности картину Пикассо «Авиньонские девицы».

    Именно это полотно ознаменовало рождение кубизма.  Сама картина представляет собой психологический вызов: презирая все основы академической школы со времен Ренессанса, Пикассо специально использовал для изображения девушек резкие формы, которые едва напоминают реальных людей. Мы видим угловатые колени и груди девушек, особо выделяются носы и тяжелые подбородки. Отсутствуют перспектива, светотени, задний фон раздроблен на осколки разной формы. Именно с этой работы начинается сам Пикассо, и именно эта картина утвердила новую эстетику, новое течение в искусстве, название которой – кубизм.

    Слайд 8. Направление в авангардистском искусстве, основанное Казимиром Малевичем, до сих пор вызывает бурные споры в творческих кругах. «Черный квадрат», представленный на последней кубофутуристической выставке, стал не только точкой отсчета супрематизма, но и «иконой» нового течения.

    Сам Малевич считал супрематизм высшей ступенью развития искусства, выйти «из круга вещей» — вот главная философия супрематизма.  Вместо привычных пейзажей, людей — цветные квадраты, круги и прямоугольники разных форм на белом фоне.  Основой супрематистских композиций служило уравновешенное сочетание размеров и цветов различных геометрических фигур, которые будто пронизаны внутренним движением.

    Слайд 9. Стремление к «универсальной гармонии» путем изображения уравновешенных комбинаций, четкие прямоугольные формы, разделенные перпендикулярными черными линиями, использование цветов основного спектра – все это характерно для неопластицизма.  Новое течение возникло в Голландии и объединяло художников вокруг журнала «De Stijl» («Стиль»). Именно на страницах этого журнала выдающийся художник Пит Мондриан изложил теорию неопластицизма. Самая известная его работа – «Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным».

    Слайд 10. Главное цвет и свет – вот основные принципы орфизма. Художники этого направления объявили сюжет картины делом второстепенным и уделяли большое внимание богатству палитры. Кроме того, полотна орфистов отличительны тем, что зритель как будто видит картину из множества позиций одновременно. Такого эффекта художники добивались путем изображения концентрических кругов и дисков контрастных цветов, которые и создавали ощущение движения и ритма.

    Слайд 11. Метод «психической импровизации», в результате которой краски наносились на холст случайными быстрыми движениями руки, без заранее продуманного плана, стал основой нового художественного течения в 1950-х годах – ташизма.

    Одним из ярких представителей ташизма был Жорж Матьё. Основатель новой абстрактной живописи устраивал шоу в присутствии публики. Во время своих спектаклей, художник наряжался в средневековый костюм и под музыкальное сопровождение, на глазах у зрителей, писал на холстах запятые, точки, закорючки, используя «технику экстаза».

    Слайд 12. Абстрактный экспрессионизм – это американский ответ французскому ташизму. В основу этого течения легло полное «освобождение контроля над разумом художника», где главный творческий принцип – выражение внутреннего мира живописца, путем самопроизвольного нанесения красок на холст в результате эмоциональных состояний.

    Джексон Поллок – яркий представитель абстрактного экспрессионизма. Художник воспринимал живопись, как священный танец, ритуал художника. Работая над картиной, Поллок совершал некий шаманский обряд вокруг нее, по его словам, он «входил внутрь живописи». Его новый художественный метод «дриппинг» – разбрызгивание красок из банки – произвел грандиозное впечатление на критиков, жаждущих нового слова в искусстве и получил название «живопись в действии».

    Слайд 13. Основными вдохновителями и представителями стиля абстракционизм в живописи принято считать таких художников, как Василий Кандинский, Робер Делоне, Казимир Малевич, Франтишек Купка и Пит Мондриан. Об их творчестве и важных картинах речь и пойдет дальше.

    Кандинский был одним из пионеров абстрактного искусства. Свои поиски он начинал в импрессионизме, а уже потом пришел к стилю абстракционизм. В своем творчестве он эксплуатировал взаимосвязь между цветом и формой для создания эстетического опыта, который бы охватывал одновременно и видение, и эмоции зрителей. Он считал, что полная абстракция дает простор для глубокого, трансцендентного выражения, а копирование реальности только мешает этому процессу.

    Слайд 14. Живопись была глубоко духовной для Кандинского. Он стремился передать глубину человеческих эмоций через универсальный визуальный язык абстрактных форм и цветов, который превзошел бы физические и культурные границы. Он видел абстракционизм как идеальный визуальный режим, который может выразить «внутреннюю необходимость» художника и передать человеческие идеи и эмоции.

    Скрытые в ярких цветах и четкие черные линии изображают несколько казаков с копьями, а также лодки, цифры и замок на вершине холма. Как и во многих картинах этого периода, она представляет собой апокалиптическое сражение, которое приведет к вечному миру.

    Слайд 15. Идеи Малевича о форме и значении в искусстве так или иначе приводят к концентрации на теории стиля абстракционизм. Малевич работал с разными стилями в живописи, но больше всего был сосредоточен на исследовании чистых геометрических форм (квадраты, треугольники, круги) и их отношении друг к другу в изобразительном пространстве.

    Благодаря своим контактам на Западе Малевич был в состоянии передать свои идеи о живописи друзьям-художникам в Европе и Соединенных Штатах, и таким образом глубоко воздействовать на эволюцию современного искусства.

    Слайд 16. Культовая картина «Черный квадрат» была впервые показана Малевичем на выставке в Петрограде в 1915 году. Эта работа воплощает в себя теоретические принципы супрематизма, разработанные Малевичем в его эссе «От кубизма и футуризма к супрематизму: новый реализм в живописи».

    На полотне перед зрителем находится нарисованная на белом фоне абстрактная форма в виде черного квадрата – она является единственным элементом композиции. Несмотря на то, что картина кажется простой, на ней присутствуют такие элементы, как отпечатки пальцев, мазки кистью, проглядывающие через черные слои краски.

    Для Малевича квадрат обозначает чувства, а белый – пустоту, ничто. Он видел черный квадрат как богоподобное присутствие, икону, словно она могла стать новым священным образом для беспредметного искусства. Даже на выставке эта картина была размещена на том месте, где в русском доме обычно располагают икону.

    Слайд 17. Пита Мондриана, являющегося одним из основателей голландского движения «Де стиль», признают за чистоту его абстракций и методичную практику. Он довольно радикально упрощал элементы своих картин, чтобы отображать то, что он видел, не напрямую, а образно, и создавать четкий и универсальный эстетический язык в своих полотнах.

    В своих наиболее известных картинах с 1920-х годов Мондриан сводит формы к линиям и прямоугольникам, а палитру – к самой простой. Использование асимметричного баланса стало основополагающим в развитии современного искусства, а его культовые абстрактные работы сохраняют свое влияние в дизайне и знакомы популярной культуре и в наши дни.

    Слайд 18. «Серое дерево» является примером раннего перехода Мондриана к стилю абстракционизм. Трехмерное дерево сокращается до простейших линий и плоскостей, с использованием всего лишь только серых и черных оттенков.

    Эта картина является одной из серии работ Мондриана, созданных с более реалистичным подходом, где, к примеру, деревья представлены натуралистично. В то время как более поздние произведения становились все более абстрактными, например, линии дерева уменьшаются до тех пор, пока форма дерева не станет едва заметной и вторичной по отношению к общей композиции вертикальных и горизонтальных линий.

    Здесь еще можно увидеть интерес Мондриана к отказу от структурированной организации линий. Этот шаг был значительным для развития чистой абстракции Мондриана.

    Слайд 19. Делоне был одним из самых ранних художников стиля абстракционизм. Его творчество повлияло на развитие этого направления, основываясь на композиционном напряжении, которое было обусловлено противопоставлением цветов. Он довольно быстро попал под нео-импрессионистское колористическое влияние и очень внимательно следил за цветовым строем работ в стиле абстракционизм. Цвет и свет он считал главными инструментами, с помощью которых можно повлиять на предметность мира.

    К 1910 году Делоне сделал собственный вклад в кубизм в виде двух серий картин, изображающих соборы и Эйфелеву башню, которые соединили в себе кубические формы, динамику движения и яркие цвета.

    Слайд 20. Этот новый способ использования цветовой гармонии помог отделить данный стиль от ортодоксального кубизма, получив название орфизм, и сразу же повлиял на европейских художников. В этом же стиле продолжила писать картины жена Делоне, художница Соня Терк-Делоне.

    Главная работа Делоне посвящена Эйфелевой башне — знаменитому символу Франции. Это одна из самых внушительных из серии одиннадцати картин, посвященных Эйфелевой башне между 1909 и 1911 гг. Она окрашена в ярко-красный цвет, что сразу отличает ее от серости окружающего города. Внушительный размер холста дополнительно усиливает величие этой постройки. Как привидение, башня возвышается над окружающими домами, в переносном смысле потрясая сами основы старого порядка.

    Слайд 21. Франтишек Купка – чехословацкий художник, рисующий в стиле абстракционизм, окончивший Пражскую академию искусств. Будучи студентом, он, прежде всего, рисовал на патриотические темы и писал исторические композиции. Его ранние произведения были более академическими, однако, его стиль развивался на протяжении многих лет и в итоге перешел в абстракционизм. Написанные в очень реалистической манере, даже его ранние произведения, содержали мистические сюрреалистические темы и символы, что сохранилось и при написании абстракций.

    Слайд 22. Начиная с 1907-1908 гг., Купка стал рисовать серию портретов девушки, держащей шар в руке, как будто она собиралась играть или танцевать с ним. Затем он разработал все более схематические ее изображения, а в конечном счете, получил серию полностью абстрактных рисунков. Выполнены они были в ограниченной палитре красного, синего, черного и белого цветов.

    В 1912 году, в Осеннем салоне, одна из таких абстрактных работ была впервые публично выставлена в Париже.

    Слайд 23. Важным слагаемым современного языка абстракции стал белый цвет. Пространство белого — высшего напряжения цвета вообще наполнено бесконечными вариативными возможностями, позволяющими использовать и метафизические представления о духовном, и оптические законы отражения света.

    В современном абстракционизме развивается сюжетное направление (Геннадий Рыбалко). При сохранении беспредметности абстрактное изображение строится так, что вызывает конкретные ассоциации — разного уровня абстрагирования: от предметной ситуации до философской уровня абстрактных категорий.

    Слайд 24. В последнее время абстракционизм начал переходить с полотен художников в уютный интерьер дома. Минималистический стиль с использованием четких форм, порой достаточно необычных, делает помещение необычным и интересным.

    Слайд 25. Заключение: Абстракционизм — это, в первую очередь, полная реализация свободы, той свободы, которая позволяет «говорить все», «выбирать правило и ставить ему границу, свободы в точности и свободы в своеволии».

    Для эстетических программ абстракционистов был характерен универсализм; абстрактное искусство представлялось в них как универсальная модель миропорядка, включающая и устройство окружающей среды, и устройство общества. Работая с первичными элементами живописного языка, абстракционисты обращались к общим композиционным принципам, законам формообразования. Неудивительно, что абстракционисты находили применение неизобразительным формам в промышленном искусстве, художественном конструировании. Деятельность абстракционистов способствовала становлению современной архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна.


    написать администратору сайта