АД 28. Слайд Сообщение Развитие отечественной журналистики в 1954 1985 е годы Слайд 2
Скачать 27.68 Kb.
|
Слайд 1. Сообщение «Развитие отечественной журналистики в 1954 – 1985 – е годы» Слайд 2. Изменившиеся за последнее десятилетие политические условия существования нашего общества заставляют по-новому воспринимать многие общественные процессы. Сегодня на повестку дня встает проблема, являющаяся одной из глобальных в сфере социального знания: определение путей дальнейшей эволюции страны. В этом отношении учет исторических особенностей общества выглядит важнейшим условием понимания его возможностей и перспектив. В связи с этим неизбежно обостряется потребность выработки такой концепции общественного развития, которая была бы способной снизить социально-политическую конфликтность, присущую общественной жизни современной России. Становление этой концепции не может состояться без усилий журналистики, как рода общественной деятельности, проникающей во все сферы жизни. При этом необходимо принимать во внимание специфику развития и творческие возможности самих средств массовой информации (СМИ), аккумулирующих широкое разнообразие взглядов и мнений. Слайд 3. «Оттепель» — новый партийный курс, провозглашенный в 1956 году. Агентство печати «Новости», созданное в 1961 г., немного растопило лед между СССР и западным миром, поддерживая контакты с 110 странами и публикуя разнообразные материалы. С этого момента журналистика стала менее зависимой и фанатичной. По-прежнему осуществлялся жесткий партийный контроль СМИ, но смягчилась сама линия партии. В 1956 г. состоялся ХХ съезд КПСС, на котором Н.С.Хрущев в своем докладе разоблачил культ личности Сталина, осудил репрессии и другие перегибы в партийной политике сталинских времен. Это повлекло за собой изменения в политической жизни и в работе СМИ. Печать, радио, телевидение во второй половине 50-х гг. начинают более достоверно освещать реальное положение в стране, хотя по-прежнему они остаются под диктатом административно-командного управления. Журналистика стремится освободиться от прежних стереотипов, шаблонов, штампов, но создает новые. Она, как и раньше, приукрашивает действительность, затушевывает факты, невыгодно характеризующие жизнь и политику партии в нашей стране, продолжает манипулировать сознанием народа. Первые лица партии и государства показываются как верные ленинцы, преданные делу партии, образцы для подражания. А курс партии, ее решения – как единственно правильные. Возобновляется издание («Иностранная литература») и происходит создание новых («Юность», «Нева»,«Наш современник», «Москва», «Дружба народов», «Литература и жизнь» и сменившая ее «Литературная Россия») литературных изданий. Слайд 4. Разоблачение культа личности Сталина породило в нашей журналистике особый период, который называется «оттепелью» шестидесятых, а его участников – «шестидесятниками». СМИ этого периода, особенно журналы, стали более терпимыми, человечными, тематика их публикаций приблизилась к реальной жизни. Стало возможным высказывать ранее не поощрявшиеся идеи. Публиковать произведения, показывающие не упрощенную идеологизированную схему жизни, а рисующие сложности и противоречия бытия, поднимающие проблемы нравственного выбора. Среди газет наиболее заметно эти тенденции прослеживаются в газетах «Правда» и «Известия». Большую роль в этом процессе сыграли «толстые» журналы - прежде всего «Новый мир» во главе с А.Твардовским. В нем были напечатаны знаковые для эпохи произведения А.Солженицына, А.Твардовского и других писателей. Их читали с большим интересом. Но эпоха относительного свободомыслия продолжалась недолго. Слайд 5. НОВЫЙ МИР, литературно-художественный и общественно-политический журнал, начал выходить в Москве с 1925 на базе газеты «Известия». Гл.ред. в интересующий нас период: К. М. Симонов (1946—1950, 1954—1958) А.Т. Твардовский (1950—1954, 1958—1970) Когда повеяло воздухом «оттепели», «Новый мир» отреагировал статьями, размышлениями о проблемах культуры Владимира Померанцева, Марка Щеглова, Федора Абрамова, Михаила Лившица. «Новый мир» считался интеллигентнее, «академичнее» других изданий. Лидирующие позиции журнал имел главным образом в прозе. Не случайно роман Василия Гроссмана «За правое дело» и повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» появились именно в «Новом мире» (1952 и 1954). Симонов опубликовал роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» (1957). Вскоре было решено было дать новый шанс Твардовскому как редактору. Твардовский почувствовал, что наступило его время. Надо было напечатать как можно больше живых свидетельств эпохи, открыть новые имена, поднять целые исторические пласты, связанные со всей русской культурой. Журнальный портфель переполняли рукописи самого актуального характера, там были повести Сергея Залыгина, Владимира Войновича, Чингиза Айтматова, эмигрантские стихи Цветаевой, рассказы русского «нобелевца» и тоже эмигранта Ивана Бунина, дневники, записки, мемуары врачей, министров, театралов, а иногда и служителей церкви. В ноябре 1962 «Новый мир» открылся Одним днем Ивана Денисовича (Твардовский сумел отстоять уже в борьбе с автором это название взамен Щ-282, зэковского номера Солженицына). Позиция журнала вдохновлялась Одним днем... как фактом, но этот же факт ее и раскалывал. Большая часть сотрудников «Нового мира» считала себя наследниками революционных демократов, а Солженицын шел гораздо дальше. Какие бы оценки ни давались последнему десятилетию Твардовского в «Новом мире», это, бесспорно был, самый яркий период журнала. Его лицом были критика и проза. Стихи занимали подчиненное место. Сам Твардовский исповедовал в своей поэзии слово неброское, точное, близкое к прозаическому, и круг его авторов определяли поэты Владимир Корнилов, Наум Коржавин, Борис Слуцкий, Константин Ваншенкин, считавшиеся мастерами «строгого реализма». Слайд 6. ИЗВЕСТИЯ. В череде известинских руководителей одно из самых почётных мест принадлежит, безусловно, Алексею Ивановичу Аджубею – главному редактору «Известий» с 23 мая 1959 по 14 октября 1964 гг. Он стал ярчайшим реформатором советской журналистики. Характеризуя «Известия» на момент прихода в редакторский кабинет Аджубея, отдавший газете 27 лет своей жизни журналист Владимир Надеин не без иронии пишет: «Даже в ряду рвотной сталинской печати наше издание считалось презренным. «Правда» выделялась суровой палаческой статьей. «Комсомолка» не знала устали в беззаветном вранье. Козырной картой «Известий» была скука. Особый известинский шарм состоял в том, чтобы говорить крутые банальности круто банальными словосочетаниями»… Аджубей отправил всё в разбор и приказал принести материалы, не публиковавшиеся из-за их остроты. С этого «пласта» и началось решение главной задачи – пробудить человеческие чувства, найти прямые выходы не к уму, а к душе читателя... Пленум ЦК 14 октября 1964 года одним решением снял с работы Хрущева и Аджубея. Отклик одной из японских газет отличался специфическим юмором: портрет Никиты Сергеевича и пояснение под ним – «Первый секретарь ЦК, освобожденный от должности в связи с ухудшившимся состоянием здоровья»; рядом – портрет Алексея Ивановича с подписью: «Бывший главный редактор «Известий», освобожденный от должности в связи с ухудшившимся состоянием здоровья Хрущева». Аджубей сделал центральную молодежную газету страны совсем другой, интересной и не заштампованной. Правительственная газета получила в то время ошеломляющий рейтинг, ее читали и перечитывали, писали письма с предложениями, делились наболевшим. Слайд 7. 29 января 1960 г. принято Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии Советского телевидения». В нем впервые телевидение поставлено в один ряд с печатью и радио. Постановление не только обозначило значение телевидения в общественной жизни, придав ему статус общегосударственного средства массовой информации, но и определило перспективы его роста и совершенствования, форсировало процесс развития телевидения и раскрытия его возможностей. В постановлении приводятся любопытные цифры: в стране около 4 миллионов телевизоров, и в ближайшие годы число их должно вырасти в 5-7 раз. Сеть трансляционных станций охватывает территорию с населением 70 миллионов человек. В 1961 и 1962 гг. на советском телевидении родилось много интересных передач: «КВН», «Голубой огонек», «Кинопанорама». Эти передачи многие годы будут популярны у зрителя. B интересах улучшения работы местных студий и выполняя Постановление ЦК КПСС, на московском телевидении стали снимать на кинопленку и рассылать на студии городов в регионы оригинальные программы, спектакли, инсценировки, концертные передачи. Слайд 8. Решительный поворот публицистики в сторону реальной жизни связан с именем Валентина Овечкина. Именно с его «Районных будней», публиковавшихся в 1952–1953 гг. в «Новом мире» и «Правде», начинается освобождение от идеологической зашоренности. В. Овечкин вошел в историю как публицист, знающий жизнь и беды народа. Будучи секретарем Темиргоевского станпарткома, он скрыл хлеб, уже оформленный в заготзерно, рискуя жизнью, спас многих сельчан от голодной смерти, но на него «никто не настучал». В его очерках впервые были достоверно исследованы проблемы организации труда и руководства, структура социально-экономических связей села. Очеркист сильно переживал, что его произведения вызывали резонанс только социальный и культурный, а не собственно организационный, – не приводили к исправлению положения дел в хозяйственно-экономической жизни села: «Они (очерки. – П.К.) и апеллировали-то не столько к рядовым читателям, сколько к начальству, "подсказывая" ему формы конкретных организационно-хозяйственных и государственных решений» (А. Нуйкин). Именно из-за полной невостребованности всех его конкретных аналитических открытий и практических предложений В. Овечкин впал с смертную депрессию: «Шуму очерки наделали много, но шум-то – литературный. Ось земная от этого ни на полградуса не сдвинулась. В колхозах все по-прежнему», – писал он в письме А. Твардовскому в 1953 г. Или еще резче в письме к Н. Атарову: «Пишешь, пишешь и – ни хрена, ни на градус не повернулся шар земной». Слайд 9. Советская журналистика второй половины 50х – середины 80х гг. при всем ее проблемно - тематическом многообразии пребывала в плену волюнтаризма и рецидивов культа личности. Находясь под постоянным давлением и контролем КПСС, она настойчиво проводила ее лозунги, не замечала тех противоречий и деформаций, которые все больше проявлялись во всех сферах жизни общества и вели страну к кризису. Сложные и очень часто противоречивые процессы, происходившие в общественнополитической и экономической жизни страны, не получали адекватного отражения в журналистике. Годы застоя, в это время сокращается число критических статей и очерков. Основные тенденции остаются прежними с 1930-х годов. СМИ и реальная жизнь всё больше и больше расходятся. СМИ проповедуют энтузиазм, придумывают новые лозунги, однако в эти лозунги верит всё меньше людей, всё меньше реального энтузиазма. Если в 1930-е годы СМИ успешно создавали в умах людей новую, фантастическую реальность, реальность самого лучшего государства в мире, то в 1970-е – в начале 1980-х годов люди, с одной стороны, привыкли к журналисткой лжи, с другой стороны, она им ужасно надоела. Были осуществлены и некоторые внешнеполитические акции, упрочившие авторитет нашего государства. Газеты, журналы, радиовещание и телепередачи главное внимание уделяют борьбе за мир, подробно сообщают о созванном в 1975 г. по инициативе Советского Союза Хельсинкском совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе и о многих других мероприятиях по укреплению мира между странами. Слайд 10. Реакцией общества на запреты и сокрытие информации, на отсутствие в стране свободы слова, подавление духовной свободы и инакомыслия, на искусственное ограничение круга чтения явились: самиздатовская бесцензурная печать, а некоторые неугодные властям тексты стали уходить на Запад (тамиздат). Самиздатовские издания представляли собой оппозиционное, альтернативное официальной, доминирующей идеологии явление, средство политической борьбы оппозиции. В издательском плане самиздат - это самореализующееся, выходящее без правовой регистрации и соблюдения принятых редакторских стандартов и положений явление неподцензурной периодической печати, реализуемое в рукописном, машинописном или (на более поздних этапах) компьютерном варианте.Уже в 60-х гг. нелегальные рукописные и машинописные издания стали представлять собой достаточно массовое явление. Провозвестником многих самиздатовских традиций стал журнал "Синтаксис". Вышло всего три номера журнала - 1 - в декабре 1959 г., 2 - в феврале 1960 г., 3 - в апреле 1960 г., после чего редактор журнала А. Гинзбург был арестован и сослан. В самиздате вышли романы А. Солженицына и "Доктор Живаго" Б. Пастернака, "Технология власти" А. Авторханова, сборники стихотворений И. Габая и Н. Горбаневской, запрещенные произведения В. Аксенова, А. Кузнецова, А. Галича, брошюры А.Д. Сахарова "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" и Р.А. Медведева "Перед судом истории", "Правда о современности" и другие Слайд 11. С началом послевоенного противостояния западного и советского военно-политических блоков произошла новая поляризация в сфере международного вещания. В разгар холодной войны были созданы десятки новых иновещательных радиостанций, происходило постоянное наращивание общей продолжительности передач, непрерывно увеличивалась суммарная мощность передатчиков, транслирующих программы для зарубежной аудитории. В 1946 г., на год раньше «Голоса Америки», Би-Би-Си начала вещание на Советский Союз. После произведенной в 1948 г. реорганизационной перестройки иновещания, приведшей к объединению Заморской и Европейской служб, повышению степени централизации и координации передач на зарубежную аудиторию, передачи Би-Би-Си велись уже более чем на 40 языках народов мира. В начале 1950-х годов для вещания на СССР была создана радиостанция «Свобода». На ведении передач на страны Восточной Европы и балтийские республики СССР была специализирована радиостанция «Свободная Европа». В 1953 г. начались передачи иновещательной радиостанции ФРГ «Немецкая волна» («Deutsche Welle»), уделявшей существенное внимание воздействию на восточноевропейскую аудиторию. Из семи наиболее развитых государств мира крупные службы иновещания создали также Франция и Япония. Основным компонентом иновещания западных стран в годы холодной войны были передачи, адресованные аудитории в СССР и странах советского блока. Стержень их содержания составляли программы, характеризующие идейные и политические основы западных демократий, сущность прав человека и либеральных ценностей, преимущества рыночной экономики и соответствующего ей образа жизни. В периоды «потепления» международной обстановки масштабы глушения иновещания сокращались. Так, с 1973-го по 1980 гг. единственной западной радиостанцией, передачи которой подвергались глушению со стороны СССР, была «Радио Свободная Европа/Свобода». В 1980 г., в связи с обострением международной напряженности, последовавшим за введением советских войск в Афганистан, СССР вновь начал глушение передач Би-Би-Си, «Голоса Америки» и «Немецкой волны». Слайд 12. Впервые слово «телефильм» было произнесено, когда Мосфильм начал снимать для демонстрации по телевидению наряду с фильмами-спектаклями кинокартины по оригинальным сценариям. Их, в отличие от остальной продукции киностудии (кинофильмов), и стали называть телефильмами. Регулярное их производство началось в 60-е годы, со времени создания творческого объединения «Телефильм». Вслед за игровыми появились и документальные телефильмы. Большинство их по жанру относилось (и до сих пор относится) к очеркам. Наиболее удачные программы существовали на телеэкране более 30 лет. Это -- «Кинопанорама», «Клуб путешественников», «Здоровье», «Музыкальный киоск» и некоторые другие. По мере укрепления телевизионного кинопроизводства, по мере расширения корреспондентской сети и развития двусторонней связи между телецентрами представительность, значительность и оперативность информации, сообщаемой в выпусках ТН, неуклонно возрастали. В середине 60-х годов ТВ действительно становится одним из основных источников информации населения о важных событиях политической, культурной и экономической жизни. Процесс становления оперативной телевизионной информации не был гладким. Это сказывалось и в недостаточной регулярности выпусков, и в нестабильности форм сообщений, поиски которых велись зачастую хаотично, бессистемно. 1 января 1968 г. программа «Время». «Время» сообщало аудитории о важнейших событиях дня, стремясь к стабильной форме, близкой к газете. Но только с 1972 г. аудитория Центрального телевидения получила уверенность в том, что с 21.00 до 21.30 можно будет узнать о событиях дня. Служба новостей телевидения давала неполную картину действительности – отражались только положительные аспекты жизни страны. Но одностороннее рассмотрение жизни было характерным для советской журналистики в целом. Телевизионные игры, представляющие собой одну из диалогизированных форм персонифицированного сообщения, промелькнули на телеэкране еще в 1957 г., но лишь к середине 1960-х годов сполна раскрылось их значение. Успех начавшейся 8 ноября 1961 г. передачи «Клуба веселых и находчивых» (КВН) превзошел все ожидания. Возможности раскрытия на телеэкране личности, включенной в импровизационные действия, выявленные и развитые в передачах КВН, были впоследствии использованы в ряде других циклов, близких по структуре: «А ну-ка девушки!», «Алло, мы ищем таланты», «Мастер – золотые руки», «Семь раз отмерь...», «Что? Где? Когда?» и т. п. Говоря о принципиально новых для 60-х годов формах вещания, необходимо отметить художественно-публицистическую программу, называвшуюся первоначально «Телевизионное кафе», а впоследствии – «На огонек», «На голубой огонек», затем «Голубой огонек». Эта еженедельная субботняя передача, впервые вышедшая в эфир 5 апреля 1962 г., была одной из популярнейших: в течение нескольких лет Слайд. 13 В 1945 году была запущена Вторая программа Всесоюзного радио, которая вещала с 17 до 23 часов. В середине 1950-х появилась Третья программа радио. В 1964 г. был изменён формат Второй программы, появилось радио «Маяк»: каждые полчаса новости, а в промежутках музыка или лёгкие развлекательные передачи. Большое место в радиоэфире занимали культурно-просветительские передачи. Звучало чрезвычайно много классической музыки, инсценировки литературной классики, научно-популярные передачи. Самой популярной радиопередачей в советское время была развлекательно-юмористическая передача «С добрым утром!» (1960 – 1990-е). Самая старая передача СССР – «В рабочий полдень» (1920-е годы – 2000), в которой зачитывали письма радиослушателей и выполняли их музыкальные заказы. Знамениты детские передачи: «Пионерская зорька» (1925-1991), «Клуб знаменитых капитанов» (1945-1982), «КОАПП» (комитет охраны авторских прав природы, 1964 – 1990-е), «Радионяня» (1970 – 1987) – шутливые уроки познавательные и воспитательные, «В стране литературных героев» (1970-1989). Все детские передачи главной задачей имели воспитание, а не развлечение. Слайд 14. Среди публицистических произведений, отмеченных постоянным поиском истины, заслуживают внимания очерки А. Аграновского. Можно сказать, что именно «на сто процентов» выполнял он свой труд очеркиста, о чем свидетельствуют его многочисленные книги, в том числе вышедший в 1973 г. сборник «А лес растет», включивший написанное более чем за 15 лет. К числу лучших следует отнести очерки А. «Лукояновский задор» («Известия», 1962, 20 марта), «Своего дела мастер» («Известия», 1977, 16 февраля), «Реконструкция» («Знамя», 1982, № 3). Летом 1980 г. проходило совещание в ЦК КПСС и в газетном отчете промелькнуло, что после реконструкции Братская ГЭС увеличила мощность на четыреста тысяч киловатт. Не будь совещания, признается очеркист, мог бы и пропустить. «И мне стало стыдно, - пишет он, - потому что на строительство в Братск я ведь тоже ездил и перебывала там тьма писателей и журналистов». Приведя еще множество примеров того, как «мизерно мало пишут» о реконструкции, очеркист подводит читателей к мысли о необходимости реконструкции и психологии журналистов, привыкших со времен первых пятилеток, чтобы им «подавали новизну». Слайд 15. Выводы 20 съезд партии в 1956 году открыл для журналистики новые возможности и перспективы. Появились принципиально новые издания и темы. Так, «толстый» журнал «Новый мир» под руководством А.Т. Твардовского представил читателю критическую литературу советских авторов и многие переводы зарубежных книг. Впервые журналисты заговорили о проблемах деревни, о бюрократических трудностях и производственных вопросах страны. «Оттепель» провозгласила свободное строительство коммунизма, но все же пресса в СССР все еще была подконтрольна государству и напичкана идеологией. Брежневская эпоха стала синонимом застоя во всех сферах жизни, в том числе и в СМИ. Журналистика стала идеологическим орудием для возвышения СССР на мировой арене, и журналисты были вынуждены посвящать весь свой труд созданию престижа страны. Была распространена концепция «положительного героя», который представлял собой честного и непреклонного советского человека, который на голову выше бездуховных представителей прогнившей европейской цивилизации. Главными темами изданий и передач стали успехи и перспективы СССР. Но люди, которые обзавелись портативными радиоприемниками, активно ловили зарубежные станции и «подрывные» передачи «Свобода» и «Свободная Европа». Их глушили, но все же инакомыслие распространялось по стране вместе с проблемами, которые не решались, а замалчивались. В середине 1980-х гг. обнаружились первые плоды работы многих поколений диссидентов. Поворот политики страны к демократичной гласности – процесс закономерный. На первый план в СМИ выступили задачи правдивого профессионального отражения действительности. Постепенно в печати стали появляться ранее табуированные темы. Выходили запрещенные книги, обсуждались исторические события, о которых ранее нельзя было даже думать. Горбачев вводил послабления постепенно, но процесс гласности был встречен журналистами с большим энтузиазмом. Стали появляться новые СМИ. |