Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 4. Расцвет Киевского государства в правление Ярослава Мудрого (1019-1054).

  • Вопрос 4. Социальная и военно-политическая организация Древней Руси в середине XI в.

  • Русские земли в конце XI - первой половине XIII вв. Политическая раздробленность.

  • Вопрос 5 . Причины политической раздробленности.

  • Вопрос 2. Начало распада единого государства

  • Вопрос 3. Владимиро-Суздальская земля.

  • Вопрос 4. Новгородская земля.

  • Последствия распада единого государства.

  • история билеты. Славяне и их соседи Вопрос Восточные славяне и финноугорские племена


    Скачать 329.37 Kb.
    НазваниеСлавяне и их соседи Вопрос Восточные славяне и финноугорские племена
    Анкористория билеты.docx
    Дата30.08.2018
    Размер329.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория билеты.docx
    ТипДокументы
    #23805
    страница2 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    . Вопрос 3. Князь Владимир Святославич (980-1015). Языческая реформа Владимира.


    Отец Владимира - князь киевский Святослав, прославился смелыми военными предприятиями. Ему удалось уничтожить некогда могущественный Хазарский каганат, принудить к уплате дани славянское племя вятичей. Святослав воевал и с Византией. Но походы Святослава принесли мало пользы его государству. Падение Хазарии привело к расширению территории Древнерусского государства, но одновременно усилило позиции в степи печенегов - тюркоязычного кочевого народа, отличавшегося большой воинственностью. Печенеги заняли широкие степные пространства от Волги до Днепра и дальше - до самого Дуная. Они оказались непрочь обогатиться грабежами и принялись терроризировать пограничные со степью русские земли. Печенегам удалось подстеречь в засаде самого Святослава, князь погиб. Между его сыновьями вспыхнула усобица. Победителем вышел сидевший в Новгороде Владимир. Разбив войска старшего брата, киевского князя Ярополка, он пригласил его на переговоры и коварно умертвил, - воины Владимира пронзили его мечами. Киевский престол оставался за Владимиром с 980 г. до самой его смерти в 1015 г. Клятвопреступник и братоубийца, развратник и многоженец, любимец дружины и киевлян, герой былин - Владимир являет образчик классического варварского правителя-язычника. Но именно ему выпала доля обратить русские земли в христианскую веру. Владимира подтолкнули к этому шагу не личные убеждения и пристрастия, причина лежала в практической плоскости - Владимиру требовалось консолидировать зарождавшуюся древнерусскую народность единой и обязательной для каждого идеологией. В первые годы правления Владимир пытался установить в русских землях почитание пантеона языческих богов. В Киеве построили капище (культовое сооружение у славян), которое Владимир старался превратить в центральный храм государства. Языческий пантеон (собрание богов) Владимира включал Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. Они приняли значение общегосударственных богов. Летопись сообщает, что киевляне приносили этим богам жертвы, по некоторым сведениям, правда не вызывающим полного доверия, даже человеческие. Но Владимир скоро почувствовал, что языческие боги не оправдали возлагавшихся на них надежд. Язычество оставалось пережитком догосударственной эпохи. Многобожие не способствовало единению общества. У варягов, остававшихся в дружине Владимира, был свой любимый бог, в разных славянских племенах были свои главные, наиболее почитавшиеся божества. Язычество отбрасывало русскую землю на периферию цивилизованного мира. Оно воспринималось соседями Руси как пережиток дикости, свидетельство неполноценности. Владимир должен был ориентироваться на наиболее успешные и могущественные государства, заимствовать их опыт.. Крещение Руси (988 г.). Принятие одной из мировых религий могло повысить не только престиж государства, но и авторитет его правителя. Летопись приводит легендарный рассказ о выборе веры Владимиром Святославичем. Трудно сказать, насколько он близок действительности, но он показывает, какие варианты были у князя. Константинопольская патриархия и римское папство в конце X в. еще не порвали окончательно, но между двумя религиозными центрами продолжалось соперничество, и нарастала вражда. Рим требовал признать свое верховенство в религиозных вопросах, константинопольская патриархия не собиралась поддаваться его амбициям. Если креститься, приходилось выбирать между Константинополем и Римом. Другой альтернативой был ислам. В соседней с Русью Волжской Булгарии ислам признавался государственной религией. Согласно летописи, когда волжские булгары объяснили Владимиру законы своей веры, князь ответил: "Руси веселье пить, не можем без того быть!" Ислам категорически запрещает употребление спиртных напитков. Вряд ли это была главная причина, отвратившая Владимира от Корана. Скорее всего, Владимир руководствовался несложными политическими соображениями. Владимир не имел прочных контактов с исламскими правителями, Волжская Булгария не относилась к числу крупных государств, а от центров ислама Русь отделяли значительные расстояния. И географически и этнически Русь была ближе к Европе. Страны, населенные славянами, уже исповедовали христианство. Оставалось решить: Рим или Константинополь. Владимир выбрал Константинополь. В Киеве уже существовала православная община. Бабка Владимира - княгиня Ольга, крестилась в Константинополе. С Византией давно установились тесные экономические связи, многие из окружения Владимира, вероятно, бывали в Константинополе. В X в. Византия оставалась одним из могущественнейших государств мира. Византийские императоры воспринимались как наследники Римской империи, они были самыми высокими по положению правителями в Европе. Столица империи поражала размерами, порядком и великолепием дворцов и храмов. Собор Св. Софии - долгие столетия одно из крупнейших сооружений человечества, производил на посетителей грандиозное впечатление. Немаловажно, что римские папы имели куда большую светскую власть, чем константинопольские патриархи, и нередко пользовались ею, вмешиваясь в дела светских государей. Перспектива попасть в политическую зависимость от Рима не могла устроить Владимира. К греческому варианту христианства привлекала и возможность вести богослужение на славянском языке, тогда как папство неохотно отказывалось от латыни. Многие богослужебные книги уже имелись в славянских переводах и, вероятно, их читали в Киеве. Выбор Константинополя был самым естественным шагом и воспринимался таковым современниками Владимира. Соглашаясь принять крещение от греков, Владимир задумывал породниться с византийскими императорами. Брак с царевной обещал вознести престиж киевского князя на небывалую высоту. Греки воспротивились планам Владимира, считая его недостойным столь высокой чести. Владимир настаивал и двинул войска на византийскую колонию в Крыму - город Херсонес. После длительного сопротивления город сдался киевскому князю. Византии пришлось пойти на уступки - греки согласились выдать за Владимира царевну Анну. В Херсонесе состоялся обряд крещения Владимира, а затем его бракосочетание с Анной. Затем Владимир повелел креститься киевлянам. Православная церковь считает датой крещения Руси 988 г. Христианство распространялось по территории государства многие десятилетия. Не обходилось и без сопротивления новым порядкам. Недавно присоединенные племена считали христианство инструментом их подчинения Киеву и нередко оказывали сопротивление. Доходило и до убийств христианских миссионеров. Пережитки языческих обычаев долго сохранялись на Руси, многие органически слились с христианским мировоззрением и обрядностью. Христианство, постепенно завоевав Русь, стало главной идеологией, во многом определило характер русского народа. Распространение христианства способствовало смягчению нравов, развитию литературы, зодчества и других искусств.

    Вопрос 4. Расцвет Киевского государства в правление Ярослава Мудрого (1019-1054).

    Сыновья Владимира были от разных жен и сильно враждовали. Смерть отца в 1015 г. привела к ожесточенной схватке между братьями. Старший - Святополк, приказал умертвить братьев Бориса и Глеба. За мученическую кончину они впоследствии были канонизированы и считаются первыми святыми из русских. Их участь разделил брат Святослав. Сын Владимира и Рогнеды - Ярослав, его прозвали Мудрым, сидел наместником в Новгороде. Новгородцы, понимая, что победа Святополка усугубит их зависимость от Киева, решили поддержать своего князя. Война, растянувшаяся на несколько лет, закончилась поражением Святополка, за жестокость прозванного Окаянным. С другим братом - Мстиславом, Ярослав договорился о разделе государства, сам сел в Киеве - он оставался киевским князем с 1019 по 1054 гг., а Мстиславу достались земли по левую сторону Днепра. Когда Мстислав умер, не оставив потомства, Ярослав объединил под своей властью почти всю территорию, входившую в державу отца. С именем Ярослава Мудрого связано составление "Русской правды" - первого письменного закона на Руси. "Русская Правда" положила начало переходу от обычного права к санкционированному государством законодательству. Обычное право - это ряд норм, определенных традицией и разделяемых большей частью общества, то есть право по обычаю, по старине. Нормы обычного права существуют по взаимному соглашению и, как правило, передаются устно из поколения в поколение. Появление письменного законодательства - свидетельство усложнения древнерусского общества, далеко вышедшего за пределы родоплеменного строя и присущих ему правоотношений. "Русская Правда" была дополнена сыновьями Мудрого - братьями Ярославичами, его внуком - Владимиром Мономахом и другими князьями. Историки используют ее для реконструкции социальных отношений в Древнерусском государстве. Ярославу пришлось вести упорную борьбу с печенегами. В 1036 г. кочевники, прорвав пограничную оборону, достигли Киева и осадили городские укрепления. Ярослав, находившийся в Новгороде, немедленно бросился на спасение столицы с наемными варягами и новгородцами. У стен Киева разгорелось ожесточенное сражение. Воины Ярослава нанесли печенегам сокрушительное поражение, от которого кочевники уже не оправились. Печенежская опасность была ликвидирована. В честь победы Ярослав приказал заложить, в подражание константинопольскому, собор Св. Софии, на многие столетия ставший главным украшением Киева. Ярослав настойчиво продолжал политику христианизации. Он владел грамотой и сам читал священные книги. Стараясь снизить зависимость русской митрополии от греческого клира, князь заботился об обучении грамоте будущих священников. Ярослав впервые настоял на поставлении митрополитом не грека, а русского - выдающегося проповедника Илариона. Победы над внутренними и внешними врагами способствовали укреплению власти Ярослава. В его правление киевская держава достигла зенита могущества - Ярослав считался среди первых государей христианского мира. На высокий международный статус Руси указывает брачная политика князя: его дочери были замужем за королями Франции, Норвегии и Венгрии; младший сын Всеволод женился на византийской царевне. Вопрос 4. Социальная и военно-политическая организация Древней Руси в середине XI в. "Русская Правда" дает бесценный материал, позволяющий, с относительной достоверностью, реконструировать структуру древнерусского общества. Верховная власть над Русью принадлежала киевскому князю, а государственная территория считалась коллективной собственностью рода Рюриковичей. Могущество князя основывалось на силе его дружины - сообщества воинов, принесших присягу верности в обмен на княжеское содержание, долю добычи и государственных доходов. Дружина делилась на старшую и младшую. Старшие дружинники именовались боярами, они составляли ближайшее окружение князя: командовали полками, назначались посадниками и наместниками, боярин огнищанин заведовал княжеским хозяйством. Младшие дружинники - отроки, составляли главную военную силу князя, выступали в качестве среднего командного состава, занимали посты в среднем звене управления Дружинники пользовались особым покровительством князя. Они не представляли собой замкнутой социальной группы - в разряд дружинников мог попасть любой воин, отличавшийся силой и доблестью. Князья, желавшие иметь сильное войско, проявляли щедрость: награждали дружинников дорогими подарками, устраивали пиры и охоты для их развлечения. Особый статус имели представители духовенства. Во главе русской церкви находился митрополит, назначавшийся по согласованию с русскими властями константинопольским патриархом. Территория русской митрополии делилась на церковные административные округа - епископства, возглавлявшиеся епископами. Митрополиты и епископы, как правило, были из греков, что несколько отделяло их от паствы. Большим авторитетом у народа и князей пользовались русские монахи-подвижники и настоятели крупнейших монастырей. Они много делали для пропаганды вероучения, гуманизации общественных отношений, нередко выступали в качестве миротворцев во время княжеских усобиц. Многие храмы и монастыри имели покровителя в лице государственной власти, получали значительные отчисления из государственных доходов, обзаводились собственными сельскохозяйственными угодьями, и сосредоточивали большие богатства. "Русская Правда" и летописи сохранили скупые сведения о некоторых представителях княжеской администрации. Посадник представлял власть князя на определенной территории, назначался из состава старшей дружины. Тиун - княжеский приказчик, заведовал хозяйством на княжеских землях, считался человеком князя и часто происходил из холопов (рабов), но благодаря положению, имел высокий общественный статус. Известны также вирники - сборщики виры - судебных штрафов; мытники - чиновники, собиравшие торговые пошлины и следившие за порядком на рынках; городники - они управляли государственными строительными работами; мостники - отвечали за содержание мостов и дорог. Горожане занимали более высокую ступень общественной лестницы, чем сельские жители. Простых горожан называли посадскими, а часть города, за исключением детинца (кремля), называли посадом. Особой категорией горожан считались купцы, их называли гостями. В городах селились княжеские дружинники, бояре, потомки старой племенной аристократии, они составляли элиту городского сообщества. Горожане проживали компактно, по сравнению с сельскими жителями были сплоченнее, обладали значительными средствами и могли постоять за свои интересы. Во многих городах продолжало собираться вече - собрание членов городской общины. Решения на вече принимались, как правило, криком, - побеждало предложение, за которое выступало больше голосов. Сильные городские общины активно участвовали в общественно-политической жизни, вмешивались в конфликты князей. Города считались господами по отношению к сельской округе, которую эксплуатировали. Многие города являлись местами пребывания представителей княжеской власти, центрами сбора даней с окрестного населения. Горожане могли участвовать в полувоенных походах за данью и получать свою долю. Старые города, закрепившие за собой право эксплуатации определенных территорий, назывались "старшими" по отношению к подчиненным "младшим" городам. Между городскими общинами, поэтому, шла постоянная борьба за влияние, за старшинство. Города стремились получить к себе наместником сына киевского князя или его родственника, чтобы упрочить, таким образом, свое старшинство над округой. Если в крупном городе не было наместника из Рюриковичей, князь назначал в него посадника, облекавшегося высшей административной и военной властью. В городах существовала сотенная военная организация: городское ополчение возглавлял тысяцкий, ему подчинялись сотские - представители среднего звена городской военной организации. Самой многочисленной категорией населения являлись свободные общинники - члены сельских соседских общин. Общину называли вервью, впоследствии - миром. Сельская община была нижним звеном социальной организации - базовым элементом, из которого составлялось общество. Государство строило отношения с сельским населением почти исключительно посредством общины. Сбор дани, налогов, организация повинностей производились исключительно через общину. Земледелец всегда выступал в коллективе, а не индивидуально. Община играла важную роль не только как посредник между земледельцем и государством, но и в качестве механизма коллективной защиты и взаимопомощи. Общинники делились с соседями хлебом во время голода, оказывали помощь при строительных работах, совместно защищались от врагов, а при необходимости, от произвола со стороны государства. В суровых климатических условиях, особенно в северных лесных областях, где господствовало подсечно-огневое земледелие, община организовывала работы по совместному освоению земель. Община просуществовала в России до начала XX в. Общинный коллективизм оставил неизгладимый след в обычаях, повадках, традициях русского народа. К категории зависимого населения относились смерды, закупы и рядовичи. Смердами, по-видимому, называли земледельцев попавших в зависимость от князя или крупной городской общины. Они оставались лично свободными. Закупы - это земледельцы, взявшие долг - купу, и обязанные отработать его заимодавцу. Закупы не могли покинуть господина до отработки долга, но не были рабами, - если господин пытался продать закупа в холопы, тот освобождался от долга и получал возмещение вреда. Рядовичи - земледельцы, попавшие в зависимость по ряду - договору. Они, как и закупы не были рабами. Внизу социальной лестницы располагались холопы - рабы, находившиеся в полной собственности господина. Холоп не мог быть свидетелем на суде, юридическую ответственность за его действия нес хозяин. Число холопов в древнерусское время оставалось незначительным.

    Русские земли в конце XI - первой половине XIII вв. Политическая раздробленность. В XII в. Киевское государство как единый политический организм перестало существовать, расколовшись на несколько фактически самостоятельных земель: начался новый период в истории Руси - политическая раздробленность. Вопрос 5. Причины политической раздробленности. Борьба за старшинство и ослабление центральной власти. На Руси не существовало четко определенного порядка престолонаследия. Но, согласно традиционным представлениям, власть в роду передавалась не от отца к сыну, а старшему в роду - тому, кто занимал нижнюю позицию в родовом древе. Если у князя были сыновья и братья, то старшим в роду после его смерти считался брат. За ним - следующий из братьев. И только после смерти последнего из братьев старшим становился старший из сыновей старшего брата. Эта система наследования родового старшинства называется лествичной. Но на практике лествичный порядок соблюдался редко. Младшие братья стремились получить главенство через голову старших, племянники - сыновья умершего князя, не желали уступать старшим в роду дядям. Тогда решающей становилась не сила традиции, а сила оружия. Борьба за старшинство, отсутствие преемственности центральной власти уже с конца XI в. способствовали ее быстрому ослаблению. Борьба за уделы. Закрепление земель за отдельными ветвями родового древа Рюриковичей. Князья рассматривали государство как совместное владение всего рода Рюриковичей, каждый из них претендовал на удел - долю государственной территории, с которой содержал себя и свою дружину. Старшие князья выделяли уделы младшим, например, отцы - сыновьям, реже братья - братьям или дяди - племянникам. Обделенные в силу разных причин князья-изгои с оружием в руках добивались получения своей доли. До конца XI века дом Рюриковичей был немногочисленным, многие князья гибли в усобицах, умирали, не оставив потомства. Ярослав Мудрый к концу правления (он умер в 1054 г.), будучи князем Киевским, почти безраздельно господствовал над русскими землями. Но, умирая, Ярослав оставил великое княжение старшему сыну и выделил уделы младшим сыновьям, заложив этим основу будущих распрей и раздела государства. Уже внуки Ярослава постарались закрепить за своими потомками полученные уделы, по-сути основывая новые династии внутри рода Рюриковичей. Борьба за доходы между Киевом и дружинной знатью на местах. Киевскому князю приходилось содержать на подвластных землях сильные дружины. Они обеспечивали исправное поступление доходов в столицу, удерживали их от отпадения, отражали набеги врагов. Постепенно дружинники налаживали связи с местным населением, проникались его интересами, вовлекали в свои ряды представителей местной племенной знати. Их потомки уже не желали делиться доходами с Киевом и, получая удельного князя, поддерживали его сепаратистские стремления. Усиление городов. В XI-XII вв. на Руси быстро расширялись старые и строились новые города. Дружинники, бояре и князья на Руси предпочитали селиться по городам - замки, в отличие от Западной Европы, были редкостью. Это придавало крупным городам значение важных военно-политических центров. Общины таких городов выступали в качестве коллективного эксплуататора сельской округи и зависимых "младших" городов. Они, как правило, стремились получить своего князя, чтобы упрочить свой статус и не отчислять части доходов в Киев или другому "старшему" городу. Господство натурального хозяйства. Земледельческое население все необходимое для существования производило в своих подворьях. Исключение составляли лишь изделия металлургического производства, украшения и некоторые виды кож. Даже небольшое поселение, имевшее кузницу, могло существовать без связей с внешним миром. Такими же замкнутыми хозяйственными единицами были княжеские и боярские усадьбы. Господство натурального хозяйства сдерживало развитие внутренней торговли, ослабляло экономические связи между регионами. С приходом половцев, препятствовавших проходу по Днепру до Черного моря, Киев потерял значение как организатор торговли с Византией. Русское общество при том уровне торговли и производительных сил с экономической точки зрения не нуждалось в централизованном государстве. Вопрос 2. Начало распада единого государства В конце XI в. киевский князь уже не имел сил, чтобы привести в покорность своих родственников. Его положение старшего становилось номинальным - киевский князь был вынужден считаться с Черниговским, Переяславским и другими князьями, самостоятельно правившими на своих землях. Рюриковичи принялись делить земли, кое-кто поглядывал и на Киевский престол, между ними разгорелась жестокая распря, перешедшая в длительную усобицу. Происходили сражения, осаждались и захватывались города. Одновременно усилились набеги кочевников. В середине XI столетия на смену разбитым Ярославом Мудрым печенегам в степи пришли половцы, так на Руси называли восточную ветвь тюркоязычного народа кыпчаков. Половцы представляли для Руси большую опасность. Совершая набеги, они рисковали нападать даже на крупные города. Русские князья не раз терпели от них тяжелые поражения, но занятые распрями, не могли объединить силы для отпора врагу. Половецкие набеги приводили к запустению пограничных со степью территорий. Земледельческое население мигрировало на север - под защиту лесов, подальше от опасного соседства с кочевниками. Плодородные земли на юге Руси забрасывались. Владимир Мономах - один из сильнейших русских князей, особенно страдал от кочевников. Его столица - Переяславль Русский лежала на границе со степью. Мономах предложил собрать общерусский съезд князей, разрешить разногласия и договориться о совместных действиях против половцев. В 1097 г. состоялся Любечский съезд князей (назван по месту проведения - городу Любечу). Обменявшись взаимными упреками, князья приняли решение: "Каждый да держит отчину свою". Князья признали земли отчинами - наследственными владениями, ограничив, таким образом, право киевского князя на распределение государственных земель. Уделы закреплялись за отдельными ветвями рода Рюриковичей, по сути, распадавшегося на несколько династий. Единство государства оказалось подорвано. Но, поделив земли, князья сумели договориться о совместных действиях против половцев и, под руководством Мономаха - талантливого полководца, организовали несколько успешных походов в степь. Кочевники потерпели поражение и отступили от русской границы. В 1113 г. Владимир Мономах, пользовавшийся большой популярностью за борьбу с половцами и располагавший значительными военными силами, занял киевский престол. Ему удавалось удерживать в относительной покорности других князей, прекращать усобицы и требовать военную помощь для борьбы с кочевниками. Видимость единства сохранялась и при его сыне Мстиславе Великом, занимавшим киевский престол с 1125 г. Но его смерть в 1132 г. окончательно подорвала политическое единство русских земель - началась эпоха политической раздробленности. Родовое древо Рюриковичей разделилось на несколько ветвей. Князья одной ветви старались не допускать на свои земли представителей других ветвей, одновременно борясь за старшинство в своей ветви, и, если хватало сил, за великокняжеский стол в Киеве. Но процесс дробления не завершился. Образовавшиеся княжества могли дробиться на еще более мелкие. Правда, существовала и обратная тенденция. Нередко князья, захватившие старшинство на землях своей ветви, изгоняли с них братьев и племянников, лишая тех причитавшихся им долей и захватывая всю полноту власти в свои руки. Но и они, как правило, делили княжество между сыновьями, провоцируя, таким образом, новую вражду, борьбу за старшинство и раздробление земель своей ветви. Вопрос 3. Владимиро-Суздальская земля. На территории Руси выделялось несколько зон, имевших климатические, географические особенности, отличавшиеся тенденциями в политическом развитии и историческими судьбами. Их обычно называют землями. Земли не являлись исключительно политическим образованием: в период раздробленности на земле могло находиться отдельное княжество или несколько самостоятельных княжеств-государств. Крупнейшими землями являлись Владимиро-Суздальская, Новгородская, Киевская, Черниговская, Галицко-Волынская. Ядро современного российского государства сформировалось в основном на территории Владимиро-Суздальской и Новгородской земель. Владимиро-Суздальская земля сначала называлась Ростовской, потом Ростово-Суздальской или Суздальской землей; иногда называется Северо-Восточной Русью. Центральные области Владимиро-Суздальской земли, занимавшие полосу хвойных и широколиственных лесов Волго-Окского междуречья, входили в ареал расселения финно-угорских племен. Здесь господствовал относительно суровый умеренно-континентальный климат, нечерноземные почвы не отличались большим плодородием, но были пригодны для земледелия, и уже с IX в. началась славянская колонизация этого края. Сюда проникли новгородские словене, земли которых вообще мало годились для земледелия, и кривичи. Затем началось движение со стороны южной Руси, население которой спасалось от нашествий кочевников. Славянская колонизация положила начало земледельческому освоению региона. Финно-угорское население постепенно смешалось с пришельцами и ассимилировалось, приняв славянский язык. Первоначально центром земли был Ростов (не путать с Ростовом-на-Дону). Здесь стояла дружина, представлявшая власть киевского князя, сюда стекались доходы со всей земли, так что ростовская городская община занимала главенствующее положение по отношению к сельской округе и "младшим" городам. Из дружинников и представителей местной верхушки сформировалось влиятельное ростовское боярство. Соперником Ростова выступал усилившийся Суздаль. В XII в. на территории земли быстро растут новые города: Владимир, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Углич, Москва и другие. Многие из них возникли при непосредственном участии княжеской власти. В частности Москва в 1147 г., под которым впервые упомянута в летописи, выполняла роль укрепленного княжеского замка. Молодые "младшие" города были готовы поддержать княжескую власть против влиятельных "старших" городов. В конце XI в. земля входила в состав владений Владимира Мономаха, передавшего ее одному из младших сыновей - Юрию, впоследствии за стремление овладеть Киевом прозванному Долгоруким, поэтому Юрий считается родоначальником всех Владимиро-Суздальских князей. Не желая усиливать и без того влиятельную ростовскую общину, Юрий подолгу бывал и в Суздале, чем способствовал возвышению этого города. С этих пор жителей его земли обычно называли суздальцами. Юрий Долгорукий активно вмешался в борьбу за киевский престол. Не брезгуя средствами, Юрий использовал наемные отряды половцев, князь добился заветной цели. Юрий решил выделить старшим сыновьям земли на юге Руси, а Ростово-Суздальскую завещать младшим. Но старший сын Юрия Андрей, получивший от отца Вышгород (в окрестностях Киева), выказал недовольство таким разделом. Андрей, обладавший политическим чутьем, осознал невыгодность владения южнорусскими землями. К середине XI в. в результате бесконечных княжеских усобиц и набегов степняков южнорусские земли пришли в упадок и не приносили прежних доходов. Андрей понимал, что если отец когда-нибудь оставит ему Киев, удержать его все-равно не удастся, слишком большая распря была за древнюю столицу Руси. Нарушив волю отца, Андрей покинул Вышгород и бежал на Северо-Восток в Суздальскую землю, прихватив с собой, согласно легенде, и чудотворную икону, получившую название Владимирской Богоматери. Андрей не прогадал - в 1157 г. отца отравили на пиру враждовавшие с ним киевляне, а он находился в Суздальской земле, и старшие города предложили ему княжение. Андрей стремился единолично властвовать над всей суздальской землей, создать на ее основе мощное суверенное государство с сильной княжеской властью. Большой властолюбец, он не терпел соперников. Андрей изгнал за пределы княжества своих младших братьев, а старшим выделил уделы на юге, подальше от суздальских земель. За ними Андрей прогнал и многих бояр, поддержавших его соперников. Почувствовав силу влиятельных общин старших городов Ростова и Суздаля, Андрей перенес центр своих владений во Владимир, молодой город, считавшийся их младшим пригородом. В 1169 г. войска Андрея и союзных с ним князей после упорной осады овладели Киевом. Будучи объектом ожесточенных междукняжеских усобиц, город уже не раз переживал военные действия, но впервые был "взят на щит" - Киев был предан жестокому разгрому, ограблен и сожжен, многие жители перебиты или пленены. Сам Андрей в походе не участвовал и в Киев не приехал, но оставил княжить в городе своего брата. Андрей показал, что не признает старшинства Киева, его особого положения среди Русских земель. Андрей решительно порывал родовые отношения, связывавшие его с другими Рюриковичами. Укрепляя собственную землю, Андрей по-новому определял свой статус - не столько члена рода Рюриковичей, но правителя одной из русских земель. Он стремился не к родовому старшинству, а к монархической власти над своей землей и над другими землями. Стараясь повысить престиж своего правления, Андрей развернул грандиозное церковное и гражданское строительство. Великолепные памятники владимирского зодчества, сохранившиеся с его времен, позволяют судить не только о мастерстве архитекторов, но и о вкусах заказчика - князя Андрея. При нем была построена центральная часть знаменитого Успенского собора во Владимире, признанного шедевра древнерусской архитектуры; в качестве парадного въезда в город были возведены белокаменные Золотые ворота. В двух часах ходьбы от Владимира в местечке Боголюбово Андрей отстроил из камня роскошную резиденцию, князь подолгу бывал здесь, от чего и получил прозвище Боголюбский. В устье реки Нерли выросла церковь Покрова Богородицы, замечательная продуманными пропорциями и утонченной красотой. Почувствовав силу, Андрей высокомерно и повелительно относился к другим русским князьям, постарался установить контроль над Новгородом. Но Андрей переоценил свои силы. Поход против новгородцев закончился неудачей. В южной Руси против Андрея выступила коалиция князей. Огромное войско, посланное на них Андреем, потерпело поражение. Военные неудачи, дорого стоившие его подданным, сделали Андрея непопулярным. Стремление Боголюбского к усилению личной власти вызвало недовольство общин старших городов и боярской аристократии. Начался разлад князя с собственным окружением - Андрей приказал казнить боярина Кучковича, своего родственника по жене. Приближенные, ожесточившись на князя, решились на заговор. Они имели свободный доступ в резиденцию князя, и убить Андрея не составило большого труда. В 1174 г. Андрей пал под ударами заговорщиков в собственной резиденции Боголюбово. Смерть Боголюбского привела к новой распре. Начался спор князей за престол Андрея, одновременно развернулось противостояние Владимира со старшими городами Ростовом и Суздалью. Старшие города поддержали племянников Андрея, владимирцы - вернувшегося из Византии брата Всеволода. Противостояние носило ожесточенный характер, но победителем вышел Всеволод Ярославич. Победа Всеволода закрепила за Владимиром статус старшего города земли, привела к серьезному ослаблению боярства, уже не рисковавшего открыто противостоять княжеской власти. Всеволод подхватил политическую традицию, заложенную братом - во Владимирской земле установилось относительно прочное княжеское правление. Всеволод первым из рюриковичей стал именоваться великим князем. Его многочисленные потомки княжили по всей Северо-Восточной Руси, отсюда и закрепившееся за ним прозвище - Большое Гнездо. Вопрос 4. Новгородская земля. Новгородская земля занимала огромные пространства от Прибалтики на западе до Урала на востоке и от берега Ледовитого океана на севере до верховьев Волги на юге. Ее населяли потомки славянских племен словен и кривичей и финно-угорские народности. В центральных районах земли процесс взаимной ассимиляции проходил достаточно быстро, а на окраинах финно-угорское население сохраняло язык и особенности материальной культуры на протяжении столетий. Центр земли - Великий Новгород расположен по берегам реки Волхов в нескольких километрах от озера Ильмень. Разветвленная сеть рек и озер соединяла Новгород с Балтийским морем, с Днепром и Черным морем, с районами Севера. Другие города земли: Ладога, Псков, Торжок, Корела считались младшими пригородами Новгорода. Полноправное население Новгорода консолидировалось в рамках городской общины. Наиболее влиятельную часть новгородской общины представляли бояре - потомки старой родоплеменной знати и осевших в городе дружинников киевского князя. Бояре занимали важные административные должности и командные посты в войске, возглавляли крупные промысловые экспедиции. Особую корпорацию составляло разбогатевшее на торговле новгородское купечество. Простой люд - ремесленники, торговцы, мелкие землевладельцы - составлял самую многочисленную категорию жителей города. Большая часть сельского населения не входила в состав городской общины и сильно ограничивалась в правах. Земледельцы, уплачивая повинности и дани, выступали в качестве объекта коллективной эксплуатации со стороны новгородцев. В таком же положении находились охотники и рыболовы севера. Взимание даней нередко сопровождалось насилиями и открытым грабежом, - власть Новгорода ложилась тяжелым ярмом на его подданных. Верховным правителем новгородской земли считался князь киевский. Новгородцы тщательно оберегали обычай, согласно которому получали в качестве наместника сына киевского князя. У них княжили Владимир Святославич, Ярослав Мудрый, не без помощи новгородцев получившие впоследствии киевский престол; Изяслав Ярославич, Мстислав Великий - тоже сменившие Новгород на Киев. Такая традиция обозначала особый статус новгородской земли, подчеркивала значение Новгорода, помогала городской общине отстаивать свои интересы в Киеве. Когда по каким-нибудь причинам для Новгорода не находилось рюриковича, обязанности наместника выполнял назначавшийся из Киева посадник. Он происходил не из князей, а из значительного боярского рода. Церковную организацию земли возглавлял епископ, его с согласия киевского князя назначал митрополит. Суровый, холодный климат и бедные почвы сдерживали развитие новгородского земледелия. Зерновые культуры удавались плохо - нередко случались неурожайные годы, иногда по нескольку лет подряд. В неурожаи новгородцам приходилось закупать хлеб в других русских землях. Недостаток продовольствия послужил дополнительным стимулом к развитию новгородских ремесел и торговли. Новгородцы торговали и с русскими землями, и с Европой по Балтийскому морю, проникали за Полярный круг и в Поволжье. С XII в. в Новгороде существовала купеческая корпорация "Ивановское сто". Заслуженной славой пользовались и новгородские ремесленники, их изделия находили большой спрос на русском рынке. В Новгороде работали замечательные кузнецы, оружейники, кожевенники и ювелиры. Большие доходы приносили промыслы - охота и рыболовство. Новгородцы торговали ценными сортами пушнины, высоко ценившимися на рынках Европы и Азии. Рыба - речная и морская - составляла важную часть рациона жителей севера, помогала выжить в условиях низкопродуктивного земледелия. Благосостояние новгородской общины во многом держалось на обширности ее земель и беспощадной эксплуатации их населения и природных ресурсов: собирая дани, новгородцы доходили до районов Северного Урала. Не брезговали они и откровенным разбоем. Богатый Новгород украшался каменными и деревянными постройками. Берега Волхова соединял деревянный мост. Многие улицы мостились от грязи досками. В Новгороде раньше других русских городов построили каменный кремль. Соперничая с Киевом, новгородцы воздвигли огромный собор Св. Софии, ставший центром церковной жизни. При соборе велось летописание. Новгородские летописи - важный источник по истории русского средневековья, они дают разносторонние сведения не только о местных, но и общерусских событиях. Занятия ремеслом и торговлей способствовали распространению грамотности среди горожан. Археологи обнаружили множество берестяных грамот - надписей различного содержания, сделанных на коре березы. Из-за высокой кислотности болотистых почв Новгорода берестяные грамоты хорошо сохранились. Среди них письма делового и личного содержания, ученические записи и детские рисунки. В Новгороде возникла самобытная иконописная школа. Многие новгородские иконы среди особо почитаемых верующими. О развитии народного творчества говорят сохранившиеся новгородские былины. С конца XI в. на фоне постепенного ослабления центральной власти, началось отмежевание Новгородской земли от Киева. Городская община добилась права избрания на вече посадника, принявшего обязанности представителя земли при князе. В 1136 г. новгородцы изгнали из города князя Всеволода Мстиславича. С этого времени князя избирали из Рюриковичей на вече. Посадник стал высшим должностным лицом земли, главой новгородской администрации. На посадничество могли претендовать исключительно выходцы из среды новгородского боярства. Полномочия князя резко сократились - он выступал в качестве военного предводителя и за службу получал право на кормление с части государственных земель. Была введена должность тысяцкого - главы новгородского ополчения. Он также избирался вечем, но считался представителем ремесленных и торговых слоев населения и не принадлежал к боярской аристократии. В середине XII в. новгородцы получили право избирать на вече епископа, затем добились, чтобы во главе церковной организации земли стал архиепископ - в отличие от епископа он подчинялся не киевскому митрополиту, а непосредственно Константинопольскому патриарху. Право выбирать архиепископа значительно повысило статус Новгорода, его церковной организации, подчеркнуло их самостоятельность

    . Последствия распада единого государства.

    Политическая раздробленность не привела к замедлению социально-экономического прогресса Руси. Напротив, ускорилось развитие региональных городских центров, развивались ремесла, интенсивно осваивались новые сельскохозяйственные угодья. Усложнилась организация общества, насыщеннее стала политическая жизнь. Повысились культурные запросы. Обособившиеся земли стремились завести собственное летописание, крупные города соперничали красотой и величиной храмов. Развивалась церковная литература, на высокий уровень светской указывает выдающийся памятник древнерусской словесности "Слово о полку Игореве". Но распад единого государства имел и отрицательные последствия. Усилились внутренние распри между рюриковичами; между князьями, боярами и сильными городскими общинами. Постоянные усобицы наносили огромный вред хозяйству, разоряли города, вели к большим людским потерям. Отсутствие политической централизации мешало борьбе с внешними врагами. Когда на Русь обрушились монголы, она оказалась не способна оказать им сколько-нибудь организованного сопротивления.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта