суеверия. Суеверия и приметы как элемент пережитка язычества современной Р. Славяне Слово это вобрало в себя просторы от Балтийского моря до Адриатики, от Эльбы до Волги просторы, овеянные ветрами тысячелетий
Скачать 2.2 Mb.
|
Глава 2. Языческое содержание суеверий.Языческие представления характерны для мировоззрения всех древних народов, в том числе и славян. Древнейшая форма - поклонение силам природы, предметам, которым приписывали сверхъестественные свойства. Это называется фетишизмом. (приложение 3) Фетишем могли быть удачливые орудия труда, плодоносные деревья. Еще одна форма - анимизм - вера в духов (душу) предметов как причину жизни и явлений природы. На берегу Плещеева озера до сих пор лежит Синь-камень. ( приложение 4.) При встрече весны его украшали и украшают лентами, цветами, водили и водят хороводы. Славяне поклонялись священным животным (вепрю, медведю), растениям (березы, дубы). Это тотемизм - вера в таинственную связь (родство) между человеческими группами (родами) и животными или растениями. (приложение 5) Культ предков 1. Считалось, что умершие помогали или вредили живым. След этих представлений сохранился в образе Чура (Щура) - почитаемого предка. Позднее сложился политеизм (приложение 2.1.) Языческие взгляды существовали тысячелетиями, многие из них забыты, некоторые дошли до нас и набрали невиданную силу. Они выражались в праздничных обрядах в честь духов и богов. Вот некоторые из земледельческих праздников. (приложение 7) В конце декабря, в день зимнего солнцестояния, славяне отмечали праздник Коляды. В этот день ряженые с песнями и прибаутками ходили по дворам, собирали подаяние и славили солнце.Вконце марта, в день весеннего равноденствия, праздновалась Масленица. Обряд связан со встречей весны. Древние считали блин символом солнца и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. В последний день масленичной недели провожали зиму - сжигали чучело Масленицы. В конце июня, в день летнего солнцестояния, праздновали Ивана Купалу. Собирали травы, которым приписывали чудодейственную силу; купались в реке и верили, что это исцеляет от недугов; прыгали через костры, что символизировало очищение. Важнейшие события в жизни человека и человеческого коллектива тоже сопровождались особыми обрядами. Свадебный обряд. Молодожены обходили три раза вокруг священного дерева – березы или дуба, славили богов. Свадьбе предшествовало похищение невесты: чтобы не прогневать духов своего рода, из которого она уходит. На пиру молодоженам запрещалось пить. Слово венчание произошло от венка (венца), который одевали невесте на голову. Погребальный обряд. Славяне клали с мужчиной в могилу оружие, конскую упряжь, убитых коней и собак; с женщиной клали серпы, сосуды с пищей и питьем, зерно, убитую скотину и домашнюю птицу. Похороны завершались пиром и воинскими состязаниями. Поминали покойных несколько раз в году: для них топили баню, жгли костры (чтобы они погрелись), оставляли еду и питье на праздничном столе или на могиле. Отдельные элементы этих обрядов дошли до нас. Зимой, колядуя, крестьяне «надевали на себя звериные шкуры», плясали, скакали, пели. Это пережитки тотемизма, хотя праздник стал называться Святками. Поклонение солнцу прочно вошло в народную жизнь Поедание блинов, игрища (катание на лошадях, снежки), сжигание чучела остались элементами праздника до сего дня. (приложение 9) Особое отношение к огню отчетливо проявлялось в летнем празднике Купалы и дошло до нас традицией зажигания вечного очищающего огня. «К земле народ питает уважение, называет ее кормилицей, матерью сырой землей, местом покоя родителей». Родную землю берут с собой на чужбину, целуют на прощание, кладут на могилу. Трудно не увидеть в этом фетишизм и анимизм, как и в элементах похоронного обряда. До сих пор в гроб покойнику кладут вещи, которые были необходимы ему при жизни: очки, расческу, зубные протезы. После похорон организуют поминки, несут на могилы угощение. Венец на голове невесты, похищение невесты, выкуп, зажигание свечей – архаичные элементы в современном свадебном обряде. Древнее заклинание «Чур, меня!», которое дети используют в игре, - призыв предка на помощь. Используются и поговорки. Столкнувшись с неприятностью, говорим "Не было печали, черти накачали". Совершив необдуманный поступок, восклицаем "Черт попутал !». |