суеверия. Суеверия и приметы как элемент пережитка язычества современной Р. Славяне Слово это вобрало в себя просторы от Балтийского моря до Адриатики, от Эльбы до Волги просторы, овеянные ветрами тысячелетий
Скачать 2.2 Mb.
|
Глава 2. Языческое содержание суеверий.Глава 3. О суевериях вокруг нас Заключение Список источников Приложения Здравствуйте уважаемые участники конференции! Меня зовут ……. Разрешите представить вашему вниманию исследовательскую работу на тему « Верования славян как суеверия современного человека» СЛАЙД История славян причудлива и полна загадок. Для европейца знание примет и суеверий, может быть, и не имеет особой практической ценности, но в России они необходимы, чтобы понять русскую душу. Надо признать, что русские очень суеверны, и эта черта их характера, вероятно, унаследована еще от языческих предков. Нас окружают самые разные люди. Они отличаются возрастом, отношением к религии, уровнем образования, интересами. Время от времени они стучат по дереву, боятся разбить зеркало и встретить черного кота - онив разной степени суеверны. И я тоже. Каждый день человек разумный плюет через левое плечо, стучит по дереву, умалчивает о своих достижениях, только чтобы никто не сглазил. Почему человек доверяет подобным обстоятельствам? Что заставляет поступать его так, а не иначе? В процессе поиска ответов на поставленные вопросы мы выявили гипотезу для дальнейшего исследования: если люди верят в приметы и суеверия с незапамятных времен, то предрассудки до сих пор имеют влияние на нашу жизнь. Актуальность исследуемой темы очевидна, так как даже в наше время многие люди остаются суеверными, приметы и предрассудки настолько вошли в нашу жизнь, что стали неотъемлемой частью нашей натуры. Например, многие люди носят при себе какую-нибудь вещицу, которая, как они свято верят, приносит им счастье (монетка, пуговица, игрушка, камешек, украшение, игральная карта и так далее.) Такую вещичку обычно называют талисманом и стараются никогда с ней не расставаться. Целью работы будет выявление языческих верований и суеверий современных людей разного возраста и как они влияют на жизнь человека до сих пор. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: Изучить литературу о славянской мифологии; проработать теоретический материал о приметах и суевериях Выяснить, откуда они пришли и где жили божества и духи Установить, почему и каких духов больше всего боятся сейчас. Провести социологическое исследование в техникуме: в какие приметы и суеверия верят студенты и преподаватели, как они влияют на их жизнь. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы как в области исторических наук, как дополнительный материал при изучении язычества на Руси. Объект: приметы и суеверия России Предмет: изучение влияния предрассудков на жизнь современных людей. Методы исследования: анкетирование, поиск информации, классификация, обобщение. Приметам можно верить или не верить, но и по сей день они много значат, придавая российской жизни особый колорит. Ожегов С.И. даёт нам дает нам такое определение: Суеверия – вера во что-нибудь сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы. До сих пор многие русские боятся дурного глаза (отсюда «сглазить») и для защиты от него носят крест на теле или булавки в швах одежды (особенно женщины). Часто русские боятся испугать и прогневить судьбу, боятся чужой зависти и т.д. Если вдруг русский человек рассказывает о замечательных планах на будущее или о своей неожиданной удаче, то он скорее всего из страха сглазить свое благополучие постучит по дереву или три раза плюнет через левое плечо. Три раза он плюнет и в том случае если нечаянно просыпали соль - это знак будущей ссоры и постарается исправить свою ошибку. Зачесался левый глаз — к радости, зачесался правый — к слезам. Чешется левая рука — получать деньги, а вот если правая — значит, придется их отдавать. Споткнулся на левую ногу — к будущей удаче, на правую — к неудаче. Забавно, что даже образованные люди, если и не верят всем этим «бабушкиным сказкам», тем не менее хорошо их знают. Смеются над собой или над другими людьми, но на всякий случай плюют три раза через левое плечо или стучат по деревяшке, считают цифры на билете. Одним из первых русских исследователей быта и культуры далёкого язычества был поэт, учёный и воин, погибший в одном из сражений 1812 года, Андрей Кайсаров. В 1804 году он издал небольшую книжечку «Славянская и российская мифология» - первый словарь славянских мифов в «азбучном порядке». Бытие древних славян было тесно связано с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, урожае, удачной охоте, о самой жизни. Они как бы одушевляли дерево и реку, солнце и ветер, птицу и молнию и приписывали им таинственную силу. У многих «верховных» божеств были собственные имена: Перун, Дажьбог, Велес, Макошь, Стрибог. Другие, рангом пониже, составляли армию домовых, леших, берегинь, Русалок. Духи и боги поначалу жили там же, где и жил человек. Это был и вековой ветвистый дуб, и камень у дороги, и тихая заводь рядом с поселением, и солнышко, дарящее теплые живительные лучи. Связь с окружающим миром наш предок ощущал как кровную, родственную. Многие растения, животных он воспринимал не просто как родственников, но и даже как своих прародителей. Почему у древних славян существовал запрет охотиться на медведя, употреблять в пищу медвежье мясо, носить одежду из его шкур? Да потому, что, стоя на задних лапах, медведь напоминал человека. Люди испытывали не просто страх перед косолапым, но и почтение к нему. Они восхищались его силой, ловкостью, считали своим покровителем, величали батюшкой, дедушкой, а порой и хозяином. Почитали наши предки и растения. Одушевляя природу, древний человек слышал в шелесте листвы загадочные разговоры, которые между собой ведут деревья. Капли смолы, текущие по стволу, он принимал за слёзы. Треск ломаемой ветки звучал для него стоном, жалобой обиженного существа. Дерево, как и человек зимой страдало от морозов, радовалось весной, возрождаясь к новой жизни, украшаясь зеленью и цветами. Но невозмутимые зелёные гиганты, проживающие несколько человеческих веков, казались незыблемыми и вечными, знающими тайны божеств и состоящими с ними в каких – то своих, особых отношениях. Следовательно, они сами были частицей великого непознанного, недоступного разуму, священного. Древний человек населял свои леса необыкновенными существами – лешими, водяными, с которыми напрямую связывал свою повседневную жизнь. Божества, созданные воображением древних славян, были могущественны и недоступны. К ним обращались в тяжкую пору или в минуты радости. Их почитали и боялись. Молили о главном, что определяло жизненный успех или неудачу. Но в повседневной жизни человек чаще всего сталкивался с иными духами, населявшими его дом, сад, поле, лес, куда он ходил охотиться или реку, где он рыбачил. Это были не далёкие боги, а всего лишь духи. Ведь домовой, если с ним подружишься, каждый день будет оберегать твой дом и скот. Леший не даст пропасть заблудившемуся в чащобе. Водяной с русалками хоть и зловредные, но, если их одарить хорошо и вовремя, до беды не доведут. Их считали «нечистой силой», но жизнь свою без этой «нечисти» представить было трудно. И для нас – современных, образованных, ироничных – духи давних наших предков обретают порой плоть и кровь в образах всяческих «барабашек», белых и чёрных колдунов. Нет, мы, конечно, не верим в домовых и ведьм, но всё же… «Чем чёрт не шутит?» Древнейшая форма - поклонение силам природы, предметам, которым приписывали сверхъестественные свойства. Это называется фетишизмом. (приложение 3) Фетишем могли быть удачливые орудия труда, плодоносные деревья. Еще одна форма - анимизм - вера в духов (душу) предметов как причину жизни и явлений природы. На берегу Плещеева озера до сих пор лежит Синь-камень. ( приложение 4.) При встрече весны его украшали и украшают лентами, цветами, водили и водят хороводы. Славяне поклонялись священным животным (вепрю, медведю), растениям (березы, дубы). Это тотемизм - вера в таинственную связь (родство) между человеческими группами (родами) и животными или растениями. (приложение 5) Культ предков 2. Считалось, что умершие помогали или вредили живым. След этих представлений сохранился в образе Чура (Щура) - почитаемого предка. Позднее сложился политеизм (приложение 2.1.) Языческие взгляды существовали тысячелетиями, многие из них забыты, некоторые дошли до нас и набрали невиданную силу. Они выражались в праздничных обрядах в честь духов и богов. Вот некоторые из земледельческих праздников. (приложение 7) В конце декабря, в день зимнего солнцестояния, славяне отмечали праздник Коляды. В этот день ряженые с песнями и прибаутками ходили по дворам, собирали подаяние и славили солнце. Вконце марта, в день весеннего равноденствия, праздновалась Масленица. Обряд связан со встречей весны. Древние считали блин символом солнца и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. В последний день масленичной недели провожали зиму - сжигали чучело Масленицы. В конце июня, в день летнего солнцестояния, праздновали Ивана Купалу. Собирали травы, которым приписывали чудодейственную силу; купались в реке и верили, что это исцеляет от недугов; прыгали через костры, что символизировало очищение. Важнейшие события в жизни человека и человеческого коллектива тоже сопровождались особыми обрядами. Свадебный обряд. Молодожены обходили три раза вокруг священного дерева – березы или дуба, славили богов. Свадьбе предшествовало похищение невесты: чтобы не прогневать духов своего рода, из которого она уходит. На пиру молодоженам запрещалось пить. Слово венчание произошло от венка (венца), который одевали невесте на голову. Погребальный обряд. Славяне клали с мужчиной в могилу оружие, конскую упряжь, убитых коней и собак; с женщиной клали серпы, сосуды с пищей и питьем, зерно, убитую скотину и домашнюю птицу. Похороны завершались пиром и воинскими состязаниями. Поминали покойных несколько раз в году: для них топили баню, жгли костры (чтобы они погрелись), оставляли еду и питье на праздничном столе или на могиле. Отдельные элементы этих обрядов дошли до нас. Зимой, колядуя, крестьяне «надевали на себя звериные шкуры», плясали, скакали, пели. Это пережитки тотемизма, хотя праздник стал называться Святками. Поклонение солнцу прочно вошло в народную жизнь Поедание блинов, игрища (катание на лошадях, снежки), сжигание чучела остались элементами праздника до сего дня. (приложение 9) Особое отношение к огню отчетливо проявлялось в летнем празднике Купалы и дошло до нас традицией зажигания вечного очищающего огня. «К земле народ питает уважение, называет ее кормилицей, матерью сырой землей, местом покоя родителей». Родную землю берут с собой на чужбину, целуют на прощание, кладут на могилу. Трудно не увидеть в этом фетишизм и анимизм, как и в элементах похоронного обряда. До сих пор в гроб покойнику кладут вещи, которые были необходимы ему при жизни: очки, расческу, зубные протезы. После похорон организуют поминки, несут на могилы угощение. Венец на голове невесты, похищение невесты, выкуп, зажигание свечей – архаичные элементы в современном свадебном обряде. Древнее заклинание «Чур, меня!», которое дети используют в игре, - призыв предка на помощь. Используются и поговорки. Столкнувшись с неприятностью, говорим "Не было печали, черти накачали". Совершив необдуманный поступок, восклицаем "Черт попутал !». |