Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическая значимость

  • Объект

  • Глава 1. Приметы и суеверия – часть жизни россиян П риметы, суеверия, предрассудки.

  • 1.2. Откуда они пришли

  • 1.3. Где они жили

  • 1.4. Низшая мифология славян.

  • суеверия. Суеверия и приметы как элемент пережитка язычества современной Р. Славяне Слово это вобрало в себя просторы от Балтийского моря до Адриатики, от Эльбы до Волги просторы, овеянные ветрами тысячелетий


    Скачать 2.2 Mb.
    НазваниеСлавяне Слово это вобрало в себя просторы от Балтийского моря до Адриатики, от Эльбы до Волги просторы, овеянные ветрами тысячелетий
    Анкорсуеверия
    Дата06.04.2022
    Размер2.2 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСуеверия и приметы как элемент пережитка язычества современной Р.docx
    ТипДокументы
    #448953
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    Введение.
    Славяне… Слово это вобрало в себя просторы от Балтийского моря до Адриатики, от Эльбы до Волги – просторы, овеянные ветрами тысячелетий. Именно в этих местах встречаются упоминания о самых различных славянских племенах, от южных до варяжских, хотя, в основном, речь идёт о восточных славянах: русских, белорусах, украинцах.

    История славян причудлива и полна загадок. Верно ли, что во времена великого переселения народов они явились в Европу из глубин Азии, из Индии, с Иранского нагорья? Каков был их единый праязык, из которого, как из семечка вырос сад наречий и говоров? Ответы на эти вопросы ищут уже не одно столетие. Материальных свидетельств глубочайшей древности почти не сохранилось. Лишь негромкие отголоски языческих далей донеслись до нас, когда жил, цвёл, владычествовал причудливый мир славянской мифологии.

    Понятие славянская мифология достаточно широкое: это не только имена богов и героев, но и всё чудесное, магическое, с чем была связана жизнь нашего предка – славянина: заговорное слово, волшебная сила трав и камней, понятия о небесных светилах, явлениях природы и «нечистой» силе.

    Мир славянских языческих богов был величавым – и в то же время простым, слитым с бытом и бытием человека. Именно поэтому не могла душа народная, даже принявшая православие отказаться от своих древних верований. Верований, которыми жили наши предки, обожествлявшие – наравне с человекоподобными властителями громов, ветров и солнца – и самые малые, самые слабые, самые невинные явления природы и натуры человеческой.

    И пусть ослабела в нашем славянском роде память о Яриле, Стрибоге, Сварожиче, Радегасте, но до сих пор с нами шутят лешие, помогают домовые, озоруют водяные, соблазняют русалки.

    Для европейца знание примет и суеверий, может быть, и не имеет особой практической ценности, но в России они необходимы, чтобы понять русскую душу. Надо признать, что русские очень суеверны, и эта черта их характера, вероятно, унаследована еще от языческих предков.

    Нас окружают самые разные люди. Они отличаются возрастом, отношением к религии, уровнем образования, интересами. Время от времени они стучат по дереву, боятся разбить зеркало и встретить черного кота - онив разной степени суеверны. И я тоже.

    Социологи отмечают расцвет суеверий в современной России. Опрос, проведенный «Левада – центром» в 2008 году показал, что 63 процента россиян суеверны. "Самое большое количество суеверий наблюдается у представителей профессий, связанных с риском, где большую роль играет случай, - у летчиков, спортсменов, врачей, водителей. И почти совсем отсутствуют у учителей".

          Каждый день человек разумный плюет через левое плечо, стучит по дереву, умалчивает о своих достижениях, только чтобы никто не сглазил. Почему человек доверяет подобным обстоятельствам? Что заставляет поступать его так, а не иначе?

    В процессе поиска ответов на поставленные вопросы мы выявили гипотезу для дальнейшего исследования: если люди верят в приметы и суеверия с незапамятных времен, то предрассудки до сих пор имеют влияние на нашу жизнь.

    Актуальность исследуемой темы очевидна, так как даже в наше время многие люди остаются суеверными, приметы и предрассудки настолько вошли в нашу жизнь, что стали неотъемлемой частью нашей натуры. Например, многие люди носят при себе какую-нибудь вещицу, которая, как они свято верят, приносит им счастье (монетка, пуговица, игрушка, камешек, украшение, игральная карта и так далее.) Такую вещичку обычно называют талисманом и стараются никогда с ней не расставаться.

    Целью работы будет выявление языческих верований и суеверий современных людей разного возраста и как они влияют на жизнь человека до сих пор.

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    • Изучить литературу о славянской мифологии; проработать теоретический материал о приметах и суевериях

    • Выяснить, откуда они пришли и где жили божества и духи

    • Установить, почему и каких духов больше всего боятся сейчас.

    • Провести социологическое исследование в техникуме: в какие приметы и суеверия верят студенты и преподаватели, как они влияют на их жизнь.

    Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы как в области исторических наук, как дополнительный материал при изучении язычества на Руси.

    Объект: приметы и суеверия России

    Предмет: изучение влияния предрассудков на жизнь современных людей.

    Методы исследования: анкетирование, поиск информации,  классификация, обобщение.

    Глава 1. Приметы и суеверия – часть жизни россиян

      1. Приметы, суеверия, предрассудки.


    «Привычку не переделаешь»

    Народная мудрость
    Приметам можно верить или не верить, но и по сей день они много значат, придавая российской жизни особый колорит.

    Ожегов С.И. даёт нам дает нам такое определение:

    Суеверия – вера во что-нибудь сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы.

    До сих пор многие русские боятся дурного глаза (отсюда «сглазить») и для защиты от него носят крест на теле или булавки в швах одежды (особенно женщины).

    Часто русские боятся испугать и прогневить судьбу, боятся чужой зависти и т.д. Если вдруг русский человек рассказывает о замечательных планах на будущее или о своей неожиданной удаче, то он скорее всего из страха сглазить свое благополучие постучит по дереву или три раза плюнет через левое плечо. Три раза он плюнет и в том случае если нечаянно просыпали соль - это знак будущей ссоры и постарается исправить свою ошибку.

    Зачесался левый глаз — к радости, зачесался правый — к слезам. Чешется левая рука — получать деньги, а вот если правая — значит, придется их отдавать. Споткнулся на левую ногу — к будущей удаче, на правую — к неудаче.

       Забавно, что даже образованные люди, если и не верят всем этим «бабушкиным сказкам», тем не менее хорошо их знают. Смеются над собой или над другими людьми, но на всякий случай плюют три раза через левое плечо или стучат по деревяшке, считают цифры на билете.

    Суеверия, предрассудки, вера в приметы и прочую чертовщину — это часть национальной психологии, тесно связанная с фольклором, историей народа и его культурой, а потому достойна интереса и внимания.

    Одним из первых русских исследователей быта и культуры далёкого язычества был поэт, учёный и воин, погибший в одном из сражений 1812 года, Андрей Кайсаров. В 1804 году он издал небольшую книжечку «Славянская и российская мифология» - первый словарь славянских мифов в «азбучном порядке».

    В том же году издал свою «Древнюю религию славян» ещё один российский учёный – Григорий Глинка. А ещё через полвека появилась целая «мифологическая школа».

    Откуда черпали свои сведения пионеры новой науки? Это была сложная и кропотливая работа. Изучались народные былины и сказания, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки. И суеверия, живущие в людях до тех пор, приметы, толкование сновидений, заговоры становились крохотными драгоценными свидетельствами, из которых, словно мозаика, складывалась многоцветная картина мира из давно минувших дней.
    1.2. Откуда они пришли?
    Бытие древних славян было тесно связано с природой. Порой беспомощные перед нею, они поклонялись ей, молились о приюте, урожае, удачной охоте, о самой жизни. Они как бы одушевляли дерево и реку, солнце и ветер, птицу и молнию и приписывали им таинственную силу.

    Окружающий мир редко был добр к человеку. Немало опасностей таилось в каждой минуте существования наших предков. Как можно было защититься от молнии, от разлива реки, от медведя?

    Стремясь дать объяснения явлениям природы или жизни своего рода, предки породили много мифических существ, божеств, похожих своими стремлениями и поступками на самих людей. У многих «верховных» божеств были собственные имена: Перун, Дажьбог, Велес, Макошь, Стрибог. Другие, рангом пониже, составляли армию домовых, леших, берегинь,

    русалок, фантастических зверей и птиц. И все они, как и сама природа, могли быть настроены то дружелюбно, то враждебно к человеку.
    1.3. Где они жили?
    Духи и боги поначалу жили там же, где и жил человек. Это был и вековой ветвистый дуб, и камень у дороги, и тихая заводь рядом с поселением, и солнышко, дарящее теплые живительные лучи. Связь с окружающим миром наш предок ощущал как кровную, родственную. Многие растения, животных он воспринимал не просто как родственников, но и даже как своих прародителей.

    Почему у древних славян существовал запрет охотиться на медведя, употреблять в пищу медвежье мясо, носить одежду из его шкур? Да потому, что, стоя на задних лапах, медведь напоминал человека. Люди испытывали не просто страх перед косолапым, но и почтение к нему. Они восхищались его силой, ловкостью, считали своим покровителем, величали батюшкой, дедушкой, а порой и хозяином.

    Почитали наши предки и растения. Одушевляя природу, древний человек слышал в шелесте листвы загадочные разговоры, которые между собой ведут деревья. Капли смолы, текущие по стволу, он принимал за слёзы. Треск ломаемой ветки звучал для него стоном, жалобой обиженного существа.

    Дерево, как и человек зимой страдало от морозов, радовалось весной, возрождаясь к новой жизни, украшаясь зеленью и цветами. Но невозмутимые зелёные гиганты, проживающие несколько человеческих веков, казались незыблемыми и вечными, знающими тайны божеств и состоящими с ними в каких – то своих, особых отношениях. Следовательно, они сами были частицей великого непознанного, недоступного разуму, священного.

    Древний человек населял свои леса необыкновенными существами – лешими, водяными, с которыми напрямую связывал свою повседневную жизнь.
    1.4. Низшая мифология славян.
    Божества, созданные воображением древних славян, были могущественны и недоступны. К ним обращались в тяжкую пору или в минуты радости. Их почитали и боялись. Молили о главном, что определяло жизненный успех или неудачу.

    Но в повседневной жизни человек чаще всего сталкивался с иными духами, населявшими его дом, сад, поле, лес, куда он ходил охотиться или реку, где он рыбачил. Это были не далёкие боги, а всего лишь духи. Но жизнь людей от них зависела больше, чем от гордых и недоступных богов.

    Ведь домовой, если с ним подружишься, каждый день будет оберегать твой дом и скот. Леший не даст пропасть заблудившемуся в чащобе. Водяной с русалками хоть и зловредные, но, если их одарить хорошо и вовремя, до беды не доведут.

    Все эти и многие другие персонажи так называемой низшей мифологии настолько крепко срослись с сознанием наших предков, что стали постоянными, а порой и главными участниками, а то и героями сказок, былин, легенд. Их считали «нечистой силой», но жизнь свою без этой «нечисти» представить было трудно. (приложение 2)

    И для нас – современных, образованных, ироничных – духи давних наших предков обретают порой плоть и кровь в образах всяческих «барабашек», белых и чёрных колдунов. Нет, мы, конечно, не верим в домовых и ведьм, но всё же… «Чем чёрт не шутит?»
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта