Главная страница
Навигация по странице:

  • Крестовые походы: основные цели и причины

  • Начало и ход крестовых походов

  • Список литературы

  • Крестовые походы. Следует отметить, что, однако, ни сами участники этих походов, ни современные событиям авторы не называли подобные экспедиции крестовыми походами


    Скачать 42.29 Kb.
    НазваниеСледует отметить, что, однако, ни сами участники этих походов, ни современные событиям авторы не называли подобные экспедиции крестовыми походами
    АнкорКрестовые походы
    Дата07.10.2021
    Размер42.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКрестовые походы.docx
    ТипДокументы
    #243406



    Введение

    В истории классического западноевропейского средневековья нет, вероятно, эпохи, более захватывающей своей гранди­озностью, размахом и величием, чем эпоха крестовых походов, продолжавшаяся с кон­ца XI до самого конца XIII века. Это бы­ло время масштабных военных экспедиций западных держав и католической церкви на Ближний Восток, ставивших своей офици­альной целью освобождение Святой Земли от неверных - мусульман и завладение об­щехристианскими святынями, отданными якобы на поругание Исламу.

    Следует отметить, что, однако, ни сами участники этих походов, ни современные со­бытиям авторы не называли подобные экс­педиции “крестовыми походами». Да, соби­раясь в Святую Землю, за море они, по терминологии того времени, «принимали крест». Но совершали они, по их мнению, «хождения», «паломничества»

    Хотя крестовые походы на Восток принадлежат давно минувшим дням, однако и до сих пор в нашем лексиконе есть такие выражения,как «крестовый поход», «крестоносцы». Они применяются не только в прямом, историческом, но и в переносном значении, как метафора, как образ, как символ. Зачастую в них вкладывается самый разный смысл – в зависимости от того, кто, когда и для чего их употребляет. В повседневном мире с ними связывается прежде всего представление о крайнем религиозном исступлении – фанатизме, некогда породившем невероятные жестокости и послужившем причиной бессмысленного кровопролития и гибели огромной массы людей на Востоке и в Европе.

    В ходе крестовых походов католическая церковь создала систему идей и воззрений, служащих для оправдания захватнических войн на Ближнем Востоке. В свете этих идей убийство «неверных» было богоугодным делом, сами же крестоносцы, погибавшие в кровопролитной борьбе с мусульманами, становились мучениками, пострадавшими за веру, которым была обеспечена прямая дорога в рай. Таким образом, церковь могла оправдать любые преступления, совершаемые ради «святого дела», в том числе и нарушение главных христианских заповедей. Итак, что же привело к началу столь масштаб­ных, мировых по меркам того времени, экспедиций европейцев на Ближний Восток? Что заставляло на протяжении почти двухсот лет десятки тысяч лю­дей отправляться, зачастую оставив хозяйство, роди­ну и т.д., в малоизвестные многим из них, но силь­но манящие земли знойной Палестины?

    Регулярные паломничества в Палестину начались еще в первых десятилетиях I века, когда западные христиане приезжали в Иерусалим для того, чтобы поклониться Гробу Господню. Для удобства богомольцев на Святой земле строились многочисленные храмы, большинство из которых воздвигнуто по инициативе римского императора Константина I.

    Особенно почитаемо было святилище на родине Христа, в Вифлееме, - храм на горе Масленичной. Здесь периодически проводились пышные торжества в честь Рождества и Вознесения Христова. На праздник собиралась огромная толпа поклонников учения Иисуса, прибывших из всех восточных стран.

    В начале V века богомольцев стало так много, что иерусалимское духовенство вынуждено было установить жесткие правила посещения города, но их усилия были напрасны. Паломников стало еще больше, так как именно после введения запретов с Запада хлынули новые толпы христиан, которые спешили поклониться Гробу Господню.

    Побывавшие в «святых местах» пилигримы рассказывали о сказочных богатствах восточных стран, их городов. В воображении европейцев Восток представлялся земным раем. Завладеть его богатствами стало затаенной мечтой жаждавших добычи рыцарей и феодалов.

    Сложившаяся в конце XI века на Ближнем Востоке обстановка вполне благоприятствовала осуществлению этих захватнических планов. Турки-сельджуки захватили Сирию, Палестину с Иерусалимом, где находились главные христианские святыни. Это затруднило посещение паломниками «святых мест» и дало духовенству повод призывать к походу для освобождения «гроба господня» от «неверных». Успеху этой проповеди способствовало обращение за помощью, исходившее от Византии.

    Никогда еще Византия не находилась в столь отчаянном положении, как в конце XI века. Турки-сельджуки продвинулись почти до самых проливов и сделали своей столицей город Никею, стоящую от Константинополя не более чем на 100 км. С севера подступили к Константинополю печенеги с половцами. Турецкий эмир договорился с ними о совместном наступлении на Константинополь. Это заставило византийского императора Алексея I просить военной помощи у папы и западноевропейских королей. Эта просьба послужило удобным поводом для реализации плана давно уже затевавшегося крестового похода.

    Кроме того, жизнь европейцев в конце Х - начале XI сто­летия была связана с большими испытаниями. Ру­беж тысячелетий как всякая крупная дата прочно утвердил в настроениях большей части общества мысль о близящемся конце света, пророчества о на­ступлении которого то и дело будоражили сознание людей. И действительно, казалось, что природа, словно повинуясь начертанному свыше плану, явля­ет все признаки этого. На протяжении всего XI ве­ка территории Франции, Германии, Англии неодно­кратно подвергались различным стихийным бедст­виям, их население терзали бесконечные эпидемии инфекционных болезней. Практически непосредственно перед началом походов Европу потрясли так называемые «семь тощих лет», когда на ее территорию обруши­лись наводнения, заморозки и - как следствие это­го - голод. В прирейнских областях Германии и Франции в июне выпадал снег, полностью губя уро­жаи зерновых. Как свидетельствуют авторы сред­невековых хроник, среди местных жителей тут и там отмечались случаи людоедства, пойманных на месте преступления власти вешали, но ночью на ме­сто казни приходили другие, снимали трупы с висе­лицы и поедали их. Сокрушительные удары наносили повторявшиеся каждые два-четыре года эпидемии чумы, после которых во многих городах и деревнях Запада оставалось не более трети жителей. Повсе­местным явлением стал побег крестьян из поражен­ных голодовками и эпидемиями районов. Понятно, что среди подвергавшихся таким напастям крестьян и бедных горожан апокалипсические настроения не исчезали и усиливались с каждым годом, а стремле­ние вырваться из этого ада, усугублявшееся к тому же не уменьшавшимся гнетом и произволом со сто­роны своих сеньоров, пусть даже в неизведанные зе­мли Востока, неизбежно должно было найти себе выход. Помимо того, крестьянам крестовые походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости. В качестве слуг и поваров крестьяне образовывали обоз войска крестоносцев.

    Крестовые походы: основные цели и причины

    Иные цели преследовало шедшее в крестовые походы западноевропейское рыцарство. Можно ут­верждать, что практически с самого начала в их ус­тремлениях преобладало желание приобрести но­вые земли, новых подданных, новые богатства, а же­лание отвоевать христианские святыни отходило на второй план, уступая место непри­крытому стремлению к наживе и политической вы­годе. Тяга крупных и мелких европейских феодалов к новым землям была вполне понятна. В Европе того времени существовал такой порядок наследо­вания (майорат), при котором вся земля передава­лась старшему сыну. Остальные же пополняли ря­ды безземельного рыцарства, которое не всегда могло найти себе применения на родине. Ситуацию осложняло еще и то, что в са­мой Европе уже не было возможности для внутрен­ней колонизации, потому что бесхозных земель попросту не было. Помимо расчета на новые земельные приобре­тения, многих рыцарей манила в Палестину и возможность избавиться от долговых обязательств перед ростовщиками. Привлекали их и рассказы бы­вавших там паломников о сказочных богатствах, благодатном климате и т.п.

    Многим королям и баронам Ближний Восток представлялся миром широчайших возможностей. Земли, доходы, могущество и престиж – все это, думали они, будет наградой за освобождение Святой Земли. В связи с расширением практики наследования на основании первородства многие младшие сыновья феодалов, особенно на севере Франции, не могли участвовать в дележе отцовских земель. Приняв участие в крестовом походе, они уже могли надеяться на приобретение земли и положения в обществе, которым обладали их старшие, более удачливые братья.

    Решающую роль в подготовке и организации крестовых походов сыграло римское папство. Именно ему принадлежит формулировка официальной идеи «освобождения Гроба Господня» как лозунга и знамени . Во многом успех первых походов, активность европейского общества объясняются активной дея­тельностью римских пап, освободившихся от бреме­ни светской власти, до начала 80-х годов XI века сковывавшей действия епископов Вечного города. Благодаря самостоятельности папского престола, достигнутой усилиями Григория VII и затем Инно­кентия III, росту его влияния на королевские дома Европы, на континенте удалось создать атмосферу единого порыва, объединившего на первых порах различные социальные слои западноевропейского общества, способствовавшего достижению целей, которые преследовали сами папы. А цели эти были явно далеки от христианских добродетелей, пред­ставляя собой воплощение той агрессивности папст­ва, которую оно проявляло в это время в отноше­нии некатолического мира. Не следует забывать, что прошло всего сорок лет с момента так называ­емого Великого раскола в христианстве в 1054 го­ду, давшего начало двум большим церквам - рим­ско-католической на Западе и греко-кафолической на Востоке. Римские папы, относясь к восточным христианам как к раскольникам и подчас даже как к еретикам, стремились всеми силами физически подчинить себе восточную церковь и территориаль­но, и организационно, и духовно.

    Папство решило укрепить с помощью крестовых походов свое пошатнувшееся положение. Римские иерархи стремились взять на себя политическое руководство раздробленной Европой для того, чтобы впоследствии подчинить своей воле независимых монархов.

    Кроме того, верхушку католической церкви сильно раздражало независимое положение византийских патриархов. Они давно искали возможность и подходящий момент, чтобы добиться власти над всеми христианами, не только западными, но и восточными. А для этого необходимо было поднять народы Европы на священную войну с «неверными» и, добившись победы, тем самым обезопасить праведных христиан от варваров.

    Папы и другие вдохновители движения пообещали небесные и земные награды всем тем, кто подвергнет свою жизнь опасности ради святого дела.

    Участникам похода предоставлялись большие льготы. Их имущество и семьи на время отсутствия находились под охраной церкви. Принявшие крест освобождались от уплаты долгов на время пребы­вания в крестовом походе. Последнее особо привле­кало множество рыцарей, задолжавших ростовщи­кам. Крепостные, отправлявшиеся в поход, освобо­ждались от власти своих господ. По инициативе папы во многие районы Европы были отправлены специальные проповедники, кото­рые, повествуя о бывших им якобы видениях и чуде­сах, означавших необходимость участия в крестовом походе, подталкивали массы к принятию креста.

    Кампания по привлечению добровольцев оказалась особенно успешной благодаря религиозному рвению, которое царило тогда в Европе. Какими бы ни были личные мотивы для участия, воины Христовы были уверены в том, что сражаются за правое дело. Желавшие участвовать в походе тут же принима­ли крестоносный обет, заявляя о своем желании встать в ряды защитников правой веры. Знаком принятия обета был красный крест, который рыца­ри нашивали на свои плащи.

    Начало и ход крестовых походов

    Начало крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе в 1095г. папа Урбан II. Он был одним из деятелей клюнийской реформы и многие заседания собора посвящал обсуждению бед и пороков, мешающих церкви и клиру. 26 ноября, когда собор уже завершил работу, Урбан обратился к огромной аудитории, насчитывавшей несколько тысяч представителей высшей знати и клириков, и призвал начать войну против неверных мусульман, с тем, чтобы освободить Святую Землю. В своей речи папа подчеркивал святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорил о разграблении и поругании, которым они подвергаются со стороны турок, и обрисовал картину многочисленных нападений на паломников, а также упомянул об опасности, грозящей братьям-христианам в Византии. Затем Урбан II призвал слушателей взяться за святое дело, пообещав всем, кто отправится в поход, отпущение грехов, а всякому, сложившему в нем голову – место в раю. Папа призвал баронов прекратить губительную вражду, а лучше направить свой пыл на нужное дело. Он дал понять, что крестовый поход предоставит рыцарям широкие возможности для обретения земель, богатств, могущества и славы – все за счет арабов и турок, с которыми христианское воинство легко разделается.

    Папа Урбан II повелел клиру разнести его призыв по всей Западной Европе. Архиепископы и епископы призвали откликнуться на него своих прихожан, а проповедники, вроде Петра Пустынника и Вальтера Голяка, донесли слова папы и до крестьян.

    Сам по себе Первый поход, начавшийся весной 1096 года, делится на две части - так называемый «поход бедноты» и рыцарский поход. Прежде всего, в поход стихийно рванули, привле­ченные обещаниями безбедной жизни, крестьянская беднота и представители маргинальных городских слоев. Костяк этого похода составили бедняки се­верной и средней Франции, привлеченные речами Петра Пустынника. К ним примкнули и крестьяне из ряда районов западной Германии. Собравшиеся толпы пилигримов (как они себя называли) в ко­личестве примерно 30 тысяч человек, практически без оружия, двинулись в сторону Константинополя. Душевный порыв этой массы был весьма велик - многие крестьяне продавали все свое имущество, дома, оставляя себе лишь орудия труда, и в таком виде, с семьями направлялись в неизведанные края. Во главе этого «похода бедноты» стал Петр Пустын­ник и неимущий рыцарь Вальтер Голяк. Неоргани­зованная толпа продвигалась по старому пути па­ломников - по Рейну и Дунаю, зачастую дотла ра­зоряя местности, через которые она проходила, так как о снабжении продовольствием и транспор­том этой вольницы никто не поза­ботился.

    В начале 1098г. предводитель одного из рыцарских отрядов Балдуин Фландрский завладел богатым городом Эдессой и основал первое государство крестоносцев – графство Эдесское. Тем временем главное войско крестносцев вступило в Сирию и осадило Антиохию – один из крупных и хорошо укрепленных городов. Крестоносцам удалось взять Антиохию только в результате измены начальника одной из крепостных башен. Так было основано второе государство крестоносцев – княжество Антиохийское.

    Из Сирии войско двинулось в Палестину. Летом 1099г. крестоносцы штурмом взяли Иерусалим, устроив в городе разгром. Резня, которую они устроили по­сле взятия города, превзошла по своей жестокости антиохийскую. Даже участники похода и латинские авторы, писавшие об истории этого времени не­сколько десятилетий спустя и, безусловно, оправды­вавшие действия своих соотечественников, не умол­чали о десятках тысяч мусульман, в том числе жен­щинах и детях, которые были убиты после заверше­ния штурма, не найдя спасения даже в мечетях. В городе была захвачена огромная добыча. «После великого кровопролития, - писал один из участни­ков похода, - крестоносцы разбрелись по домам го­рожан, захватывая все, что в них находили. Всякий, кто входил в дом первым... присваивал и самый дом или дворец, и все, что в нем находилось, и владел всем этим как собственным». Жестокость, которую крестоносцы проявили в Иерусалиме, потрясла и ожесточила весь мусульманский мир.

    Вскоре после взятия Иерусалима крестоносцы овладели значительной частью восточного побережья Средиземного моря. При помощи флота венецианцев, генуэзцев и пизанцев, которые присоединились к крестоносному движению в надежде извлечь из него выгоду, они захватили многие портовые города. К началу XVII века на Востоке образовалось четыре государства крестоносцев: на территории Южной Сирии и в Палестины – королевство Иерусалимское во главе с Голфридом Бульонским, к северу от него – графство Триполи, княжество Антиохийское и графство Эдесское.

    Поделив между собой новые владения, крестоносцы установили в них феодальные порядки, во многом схожие с теми, которые существовали на их родине. Местные крестьяне превратились в лично зависимых, обязанных отдавать господам в виде оброка от трети до половины урожая зерновых и определенную часть фруктов, олив, винограда. Они подвергались жестокой эксплуатации и были совершенно бесправны. Поэтому вся история государств крестоносцев заполнена непрерывной борьбой местного крестьянства против пришлых господ.

    Большую выгоду от завоеваний крестоносцев на Востоке получили итальянские торговые города. Пизанские, генуэзские, венецианские купцы заняли в портовых городах отдельные кварталы. Они подчинялись специальным консулам, которые назнача­лись властями их родных городов. Из Европы сухим и морским путем они везли в государства крестонос­цев хлеб, оружие, лошадей, ткани. В обратный путь их корабли и повозки загружались бесценными то­варами Востока - пряностями, сахаром, фруктами, вином, хлопком, красками, драгоценными камнями, стеклом, шелком. Многие итальянские купцы под­чинили себе даже городских ремесленников, кото­рые специально для них производили изысканные изделия, которые шли исключительно на рынки Европы. Между купцами из разных итальянских республик постоянно шло торговое соперничество, иногда даже пере­раставшее в вооруженные конфликты.

    Хотя торговля играла большую роль в хозяйственной жизни Иерусалимского королевства, она не способствовала развитию политической централизации в государстве, так как она была ориентирована на развитие внешнего рынка, а не созданию экономических связей внутри государств крестоносцев.

    Церковь приобрела в государствах крестоносцев огромные земельные владения. Католические иерархи составили влиятельную часть феодалов на Востоке. Они собирали большие средства и не платили налоги.

    Государства крестоносцев были очень непрочными. С юга им угрожал Египет. С Востока государства крестоносцев то и дело подвергались нападениям сельджукских эмиров. К тому же сами завоеватели враждовали друг с другом.

    С целью упрочения положения владений вскоре после Первого крестового похода были созданы особые организации – духовно-рыцарские ордены: тамплиеров и иоаннитов (или госпитальеров). В конце XII века возник еще Тевтонский орден, объединявший немецких рыцарей. Ордены были полувоенными-полумонашескими объединениями. Под монашеским плащом (у тамплиеров – белого цвета с красным крестом, у госпитальеров – красного с белым крестом, у тевтонских рыцарей – белого с черным крестом) скрывались рыцарские латы. Задачей орденов являлась оборона и расширение владений крестоносцев, а также подавление выступлений местного населения. Ордены имели строго централизованное устройство. Они возглавлялись великими магистрами и подчинялись непосредственно папе, не завися от местных властей. Они пользовались множеством привилегий и со временем стали богатейшими землевладельцами не только на Востоке, но и в Западной Европе.

    В XII веке ордены являлись наиболее мощной и сплоченной силой Иерусалимского государства. Однако их независимое положение, распри с другими феодалами и между собой в конечном итоге привели к еще большему ослаблению государств крестоносцев.

    В результате внутренней слабости крестоносных государств и начавшего сплочения мусульманских княжеств христиане стали терять свои владения од­но за другим. В 1144 году эмиром Мосула Зенги (Занги) была взята важнейшая крепость - Эдесса. Эдесское княжество пало. Захват этого города вызвал в Европе бурную реакцию. Печаль по пово­ду падения первой цитадели крестоносцев на Вос­токе перемежалась с активными призывами к началу Второго крестово­го похода.

    Духовным вождем этого похода выступил зна­менитый французский богослов, деятель монаше­ского движения Бернард Клервоский. В Европе бы­ло объявлено о введении особого налога на снаря­жение крестоносного воинства. Впервые со времен начала крестовых походов эту экспедицию возгла­вили коронованные особы - король Франции Лю­довик VII и правитель Германской империи Кон­рад III. Помимо рыцарей в этом походе приняли участие и крестьяне из охваченных голодом районов Европы. Однако рыцарское войско уже смотрело на них как на обузу. Когда выяснилось, что сухопут­ная дорога через Малую Азию слишком трудна и опасна, рыцари сели на корабли, бросив крестьян на произвол судьбы. Почти все они погибли. Интересно, что в этом походе помимо мужчин приняли участие и многие супруги европейских фео­далов. Вместе с Людовиком приняла крест и его жена Элеонора Аквитанская. Для дам французского двора, поехавших с ней на Восток, это предприятие казалось поначалу увеселительной прогулкой. Многие из них взяли с собой лучшие наряды, придворных поэтов. Но во время пере­хода через Малую Азию с большей частью груза пришлось расстаться. Огорошенные невиданными трудностями, они остались в Антиохии, а остальное войско двинулось дальше. Результаты этого похода, предпринятого с ог­ромной затратой сил, были плачевными. Своими грабежами крестоносцы восстановили против себя Византию. Потеряв по дороге часть ополчения, они пытались взять Дамаск. О походе в южные земли речи не было. Их усилия оказались тщетны. Баро­ны Иерусалимского королевства, для которых было выгодно жить с правителем Дамаска в мире, не толь­ко не помогали им, но всячески расстраивали их пла­ны. Не добившись поставленной цели, Людовик VII и Конрад III бесславно вернулись в Европу.

    После завершения Второго похода ситуация на Ближнем Востоке резко изменилась в пользу му­сульман. Во второй половине XII века произошло объединение в одно государство Египта, части Си­рии и части Месопотамии. Во главе этого государ­ства стал султан Саладин, курд по происхождению.

    Разгромив в 1187 году крестоносцев при Тивериадском озере, он в короткое время захватил Иерусалим. Эти события дали толчок к началу Третьего крестового похода.

    Относительный временный успех Третьего кре­стового похода явно свидетельствовал о том, что ев­ропейские государства не остановятся на достигну­том. Однако к началу XIII века стало ясно, что их правители, да и все феодалы уже не придержива­лись на деле провозглашенной ими цели - освобо­ждения христианских святынь. Взоры крестоносцев все чаще направлялись в сторону Византии, с само­го начала крестоносного движения пребывавшей в постоянном конфликте с западными «единоверца­ми». Это государство уже не могло сопротивляться массированному нашествию всех своих врагов, да и внутренние усобицы, особенно династические пере­вороты, делали ее весьма привлекательной в качест­ве объекта нападения. Большую и, увы, весьма не­приглядную роль в четвертом крестовом походе, в частности, в изменении его направления на Кон­стантинополь вместо предполагаемого Египта, сыг­рала извечная торговая противница Византии - Венеция. Именно благодаря ее усилиям войска кре­стоносцев не пошли дальше Константинополя, а уча­стие европейских держав во внутриполитической борьбе вокруг имперского престола сделали возмож­ным завоевание некогда сильного государства.

    После завершения Четвертого крестового похода крестоносное движение пошло на убыль. Несмотря на активность папского пре­стола, его пропаганда за редким исключением уже не находила постоянной и действенной поддержки, привлекавшей различные слои европейского общества к участию в походе за полвека до этого. Пос­ле военных поражений во Фракии и Малой Азии в начале XIII века многие рыцари уже не видели гарантий безбедного и безопасного существования в этих землях. В связи с ростом городов, окончанием полосы стихийных бедствий и эпидемий внутренняя ситуация в Европе значительно улучшилась. Ос­новная часть буйной феодальной вольницы уже покинула европейские земли и по большей части на­зад не вернулась, сняв в значительной мере ту на­пряженность, возникновению которой она так силь­но способствовала. Европейские феодалы и католи­ческая церковь вновь открыли для себя сферу при­менения военно-политических сил на другом напра­влении - в Прибалтике, действуя огнем и мечом против прибалтийских и славянских народов. Торго­вые города Италии заключили выгодные договора с мусульманскими правителями и больше не нужда­лись в особой военной поддержке.

    В XIII веке было предпринято еще несколько крестовых походов, однако они фактически ничего не изменили в положении дел на Востоке. Во время Восьмого крестового похода среди крестоносцев вспыхнула эпидемия, от которой погиб и сам король Людвиг IX, возглавлявший поход. После этой неудачи призывы папства к новым крестовым походам не имели успеха. Одно за другим владения крестоносцев на Востоке переходили к мусульманам. В конце XIII века Иерусалимское королевство перестало существовать.

    Крестоносное движение, причинившее столько разрушений и бедствий народам Востока и стоившее огромных жертв западным странам, изжило себя и прекратилось. Причиной этого было не только то, что в католическом мире разочаровались в успехах крестовых походов. Коренным образом изменились жизненные условия отдельных слоев феодального общества в Западной Европе. С укреплением королевской власти рыцарство нашло себе лучшее применение на службе у королей или в менее рискованных, чем крестовые походы, военных предприятиях. Для крестьян в условиях развития товарно-денежных отношений и роста городов открывалась возможность приобрести большую хозяйственную самостоятельность или уйти в город. Они разочаровались в наивных надеждах избавиться от феодального гнета, уйдя за море, и становились на путь более активной борьбы. Купцы северо-итальянских городов тоже потеряли стимулы участвовать в рискованных крестоносных походах и теперь предпочитали заключать с мусульманскими правителями выгодные торговые соглашения, добиваясь прочных позиций на рынках Востока.

    Важнейшую роль сыграли политические перемены на Востоке – объединение мусульманских княжеств под эгидой Египта. Крестоносцам нечего было помышлять о новых захватах, они с трудом обороняли остатки своих владений.

    Заключение

    Хотя крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при всеобщем воодушевлении, завершились крушениями и разочарованием, они составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьезное влияние на многие стороны европейской жизни.

    Самую большую выгоду из крестовых походов извлекли купцы и ремесленники итальянских городов, которые обеспечивали армии крестоносцев снаряжением, провиантом и транспортом. Кроме того, итальянские города, прежде всего Генуя, Пиза и Венеция, обогащались за счет торговой монополии в странах Средиземноморья.

    Итальянские купцы установили торговые связи с Ближним Востоком, откуда вывозили в Западную Европу различные предметы роскоши – шелка, пряности, жемчуг и т.п. Спрос на эти товары приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. В конечном счете эти поиски привели к открытию Америки. Крестовые походы сыграли также чрезвычайно важную роль в зарождении финансовой аристократии и способствовали развитию капиталистических отношений в итальянских городах.

    В крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов, кроме того, множество знатных родов разорилось под бременем долгов. Все эти потери в конечном счете способствовали централизации власти в западноевропейских странах и ослаблению системы феодальных отношений.

    Если первые походы способствовали укреплению авторитета римского папы, взявшего на себя роль духовного лидера в священной войне против мусульман, то 4-й крестовый поход дискредитировал власть папы даже в лице такого ее выдающегося представителя, как Иннокентий III. Деловые интересы нередко оказывались выше религиозных соображений, заставляя крестоносцев пренебрегать папскими запретами и вступать в деловые и даже дружеские контакты с мусульманами.

    При столкновении западного мира с восточной цивилизацией в ходе Крестовых походов в Европу было привнесено много нового.

    Несомненно, что западная культура могла бы обогатиться гораздо больше, если бы не ограниченность некоторых деятелей крестоносного движения. Священнослужители предавали огню книги из арабских библиотек; крестоносцы, обуреваемые жаждой добычи, уничтожали многие памятники искусства в завоеванных городах.

    Тем не менее Запад перенял у народов Востока многие технические достижения: ветряные мельницы, усовершенствованное водяное колесо, бумагу. С конца VII века на Западе стала применяться голубиная почта. С Востока в европейские страны пришли такие сельскохозяйственные культуры, как абрикосы, лимоны, арбузы, рис, гречиха. Начал употребляться сахар, добываемый из сахарного тростника.

    Вероятно, восточная техника оказала немалое влияние на текстильную промышленность и на обработку металлов. Ряд тканей, которые начали изготовляться на Западе, носит восточные названия (дамаск, муслин и т.д.). Текстильная промышленность Запада во многом зависела от ввозимых с Востока товаров. Оттуда прибывали шелк, хлопок, ряд красящих веществ.

    Были заимствованы некоторые предметы вооружения, например, арбалет, а также труба и барабан. В Европе распространились и некоторые восточные обычаи: омовение рук перед едой, ношение бороды, горячие бани, обычай носить гербы на щитах и т.д.

    Еще сложнее вопрос о влиянии крестовых походов на общественный строй Западной Европы. Изменились потребности господствующего класса. Побывавшие на Востоке рыцари уже не довольствовались грубой домотканой одеждой и плохим вином, выжатым на своих виноградниках, не удовлетворялись своими тесными и неуютными замками. Потребности их теперь увеличились, а вместе с тем умножились способы удовлетворения их благодаря росту товарооборота с Востоком, откуда привозились предметы роскоши, дорогие и редкие вина, а также пряности, на которые был большой спрос в высших классах европейского общества.

    Но если крестовые походы оказали известное влияние на культуру Западной Европы, познакомив европейцев с более высокой культурой Востока, то восточным странам они принесли лишь разгром и разорение. В странах мусульманского Востока крестоносцы оставили память о своем варварстве и жестокости. Имя христиан-европейцев, «франков», стало ненавистным и презираемым на Востоке.

    Крестовые походы получили широкое отражение в литературе. О подвигах крестоносцев в Средние века было сложено несчетное количество поэтических произведений. Среди них встречаются подлинно великие произведения, как, например, «История священной войны», описывающая подвиги Ричарда Львиное Сердце, или предположительно сложенная в Сирии «Песнь об Антиохи», посвященная 1-му крестовому походу .

    Список литературы

    1.Алябьева И.А. Всемирная история: крестовые походы. – М., 1999.

    2. Куглер Б. История крестовых походов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 512с https://vk.com/wall-52136985_34093

    3. Грицак Е.Н. Краткая история крестовых походов. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – https://ruwapa.net/read/34504/2/

    4. Райт Д.К. Географические представления в эпоху крестовых походов: исследование средневековой науки и традиции в Западной Европе. – М.: Наука, 1988. – 478с https://vk.com/wall-52136985_16293


    написать администратору сайта