Словарь понятий по истории России. Словарь понятий по истории России. А. Автокефалия
Скачать 55.5 Kb.
|
Словарь понятий по истории России. А. Автокефа́лия (греч. αὐτοκεφαλία от αὐτός — сам + κεφαλή — голова) — самоуправление, независимость. Автокефальной называется административно независимая Поместная церковь, предстоятелем которой является епископ в сане патриарха, или архиепископа, или митрополита. Автохтон (история) — в основном, в Древней Греции — коренной обитатель данной местности, абориген. Апокрифы (от греч. apokryfos - подложный, скрытый, тайный) - неканонические древние тексты, близкие по форме и тематике библейским, но не вошедшие в канон ветхозаветных и новозаветных книг в силу их сомнительного авторства, произвольных фантазий и сомнительных (а то и еретических) идей. Многие из апокрифов - гностические по духу, нередко использовались в антихристианских целях и сохраняют свое значение для нецерковной религиозной мысли. Б. Баскак - представитель монголо-татарского хана, ведавший сбором дани и учетом населения в завоеванных землях. Баскаки имели военные отряды, с помощью которых подавляли выступления покоренного населения против монголо-татар. На Руси баскаки появились с середины XIII века. Баскачество было отменено в первой половине XIV в., когда сбор дани был передан русским князьям. Бояре-княжата - со 2-й половины XV в. в связи с исчезновением удельной системы некоторые потомки удельных князей получают чин бояр вел. кн. (из Рюриковичей — кн. Оболенские, Ростовские, Ярославские и др., из Гедиминовичей — Патрикеевы, Булгаковы, Щенятевы и др.). Бояре-княжата не имели каких-либо служебных преимуществ перед нетитулованными боярами из старых московских родов. Боярин - представитель высшего слоя общества на Руси в XI-XVII вв. Изначально бояре были вассалами князей, обязанными служить в их войсках, но впоследствии сделались самостоятельной политической силой в ряде русских княжеств. В XIV в. делились на бояр введенных (ближайшие советники князя) и бояр путных (возглавлявших отдельные отрасли управления). С конца XV в. звание боярина стало высшим думным чином, его носители принимали непосредственное участие в управлении государством наряду с монархом. Бюрократия буквально - господство канцелярии, от франц. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - сила, власть, господство). Данный термин используется в нескольких значениях. 1) Особый слой людей (чиновников), служащих в различных звеньях государственного аппарата и неразрывно связанных с системой государственного управления. 2) Система государственного управления через чиновничье-административный аппарат, действующий на основании главным образом, письменного канцелярского производства через посредство назначаемых должностных лиц (чиновников). 3) Канцелярская волокита, пренебрежение к существу дела ради выполнения формальностей; бесполезная деятельность. В. Варя́ги (др.-сканд. Vaeringjar, греч. Βάραγγοι) — группа в составе населения Древней Руси, этнический, профессиональный либо социальный характер которой вызывает многочисленные дискуссии. Традиционные версии отождествляют варягов с выходцами из Скандинавии - викингами и их обрусевшими потомками, с выходцами с южного побережья Балтийского моря — полабскими славянами, балтами и финно-уграми, наёмными воинами либо торговцами в Древнерусском государстве (IX—XII вв.) и Византии (XI—XIII вв.). Древнерусские летописи связывают с варягами-русь появление государства Русь («призвание варягов»). Ряд источников сближает понятие «варяги» со скандинавскими викингами, указывая на замену с XII века ранее используемой лексемы «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Из византийских источников известны варяги (варанги) как особый отряд на службе у византийских императоров с XI века. Скандинавские источники также сообщают о том, что некоторые викинги вступали в отряды варягов (вэрингов), находясь на службе в Византии в XI веке. Вервь (от "вервь" - веревка) - участок земли, отмеренный веревкой общине. Этот обычай был основан на кровно - родственной основе. В дальнейшем под влиянием различных социально - экономических условий произошла эволюция верви. Так, из Русской Правды уже видно, что вервь представляет собой сельскую общину, освобожденную от кровно - родственных связей. Члены верви были связаны круговой порукой, должны были отвечать за убийство человека, если тело убитого было обнаружено на земле верви. Вервь - община обязана была выполнять и ряд других функций, налагаемых на нее со стороны властей. Ве́че (общеславянское; от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса. Вира - система денежных штрафов в пользу князя за уголовные правонарушения; откуп, «цена крови». Вира пришла на смену кровной мести. Сборщика штрафов называли вирником. Воевода - военачальник, правитель у славянских народов. В Русском государстве термин "воевода" обозначал начальника княжеской дружины или главу народного ополчения. Упоминается в русских летописях с X в. В конце XV - XVII вв каждый из полков русского войска имел одного или несколько воевод. Полковые воеводы были ликвидированы Петром I. С середины XVI в. появилась должность городовых воевод, возглавлявших военное и гражданское управление городом и уездом. С начала XVII в. были введены во всех городах России вместо городовых приказчиков и наместников. В 1719 г. воеводы были поставлены во главе провинций. В 1775 г. должность воеводы была ликвидирована. Вои - в Древней Руси народное ополчение, войска сверх дружины, собираемые на случай войны под начальством (земского не княжеского) воеводы и с одобрения вече, состоящее из лично свободных мужчин, способных носить оружие, принимали участие как в завоевательных походах, так и в оборонительных. Отправляясь в поход, рядовые воины получали право на часть будущей военной добычи. Вотчина - комплекс феодальной земельной собственности (земля, постройки, инвентарь) и связанных с нею прав на зависимых крестьян. В России вотчина стала формироваться в 10 – 11 вв. Термин «вотчина» произошел от слова «отчина», т.е. отцовская собственность. Вначале появляется княжеская вотчина. Княжеская вотчина была неделимой и передавалась по старшинству. 11 – 12 вв. датируется известие о боярской и монастырской вотчине. Вотчинник обладал достаточно широкими правами собственника. Он мог вотчину передать по наследству, обменять, продать. В 13 – 15 вв. вотчина стала господствующей формой феодального землевладения на Руси. Вотчина состояла из нескольких владений, разбросанных на большой территории и экономически слабо связанных между собой. Крупным боярам подчинялись дворяне, которым давались участки земли с крестьянами на условиях обязательной службы. Господская земля обрабатывалась холопами и зависимыми крестьянами. С середины 14 века с ростом великокняжеской власти и началом централизации государства вотчинные права стали ограничиваться. В течение XV - XVIII в. вотчинное владение постепенно ограничивается, сливаясь в начале XVIII в. окончательно с поместьем. Выход - дань, которую везли ханам русские князья, "выходя в opду" во время татарского владычества. Г. Гости - крупные купцы в X-XVIII вв. Вели межгородскую и зарубежную торговлю. В XVI-XVIII вв. члены привилегированной корпорации купцов, выполняли финансовые поручения правительства. Торговые люди, купечество. В Древней Руси лица, приезжавшие продавать и покупать товары, из других стран, княжеств. Позднее данным термином обозначались местные купцы, торговавшие в основном за границей. В дальнейшем так стала называться высшая категория привилегированного купечества, приобретавшая с этим и определенный правовой статус. Губной староста - в России представитель земской власти, действовал на основе губной грамоты, которой дозволялось губным старостам преследовать и судить дела о воровстве с поличным, разбоям и грабежам. Деятельность губных старост жестко контролировалась из Москвы Разбойным приказом. Постепенно в ведение губных старост, помимо розыска разбойников, переходят дела по самым разным вопросам местного управления. Выбранные из местной дворянской среды губные старосты руководствовались в своей практической деятельности интересами этого слоя. В лице губных старост дворяне получали орган, защищавший их сословные интересы. Во многих местностях институт губных старост дожил до Петра I, продолжая существовать наравне с воеводским управлением. Д. Двоеверие - как правило, религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований. Концепция «двоеверия» была разработана советской исторической школой в рамках идеологической парадигмы антирелигиозной компании, поддерживавшейся коммунистическими властями. Дворяне - второе привилегированное сословие феодального общества. Состояло из крупной земельной аристократам, средних и мелких светских землевладельцев. Вместе с церк. землевладельцами составляло класс феодалов. Десятина 1) Десятина церковная - десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. На Руси была установлена кн. Владимиром Святым вскоре после Крещения Руси и предназначалась первоначально для киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер повсеместного налога, взимавшегося церковными организациями (но не монастырями). 2) Церковный округ, часть епархии в России до н. XVIII в. Во главе десятины стоял десятильник, функции которого с 1551 частично перешли к старостам поповским и десятским священникам. 3) Русская поземельная мера. Известна с к. XV в. Детские - младшие члены дружины в Древней Руси. Исполняли разные поручения князя, сопровождали его в качестве свиты и телохранителей. Не участвовали в совете князя, за исключением военных советов. Д. мог стать только свободный человек. Дружина - первоначально княжеское войско, формировавшееся на добровольных началах и имевшее права самоуправления. "Дружина княжья" составляла хотя и меньшую, но тем не менее основную, центральную часть всей массы воинов. В мирное время дружинники сопровождали князя "в полюдье", собирали для него дань, помогали ему в управлении областями и в отправлении правосудия, отбывали дворовую службу и т.п. На содержание дружины шли доходы, получаемые князем с волости, и часть военной добычи. Отношения дружины к князю построены были на начале договорном. Думные бояре- в Русском государстве в XVI—XVII веках определяется, одновременно, как чин и должность. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона в отношении названия используется слово «титул». В Большой советской энциклопедии — «низший думный чин». Думные дьяки составляли и правили проекты решений Боярской думы и царских указов, ведали делопроизводством Боярской думы и важнейших приказов, нередко из их среды выдвигались видные государственные деятели и дипломаты. Е. Ересь – 1.) У верующих: отклонение от норм господствующей религии, противоречащее церковным догматам. 2.) Нечто ложное, вздор, чепуха. Ж. Жидовствующие - иудейское еретическое движение в Древней Руси последней трети XV — н. XVII в. Пыталось насаждать в Русской Церкви иудаизм. Свое название оно получило от слова «жидовство». Продолжая тысячелетние традиции тайных иудейских сект, жидовствующие выступали против христианского учения, отрицали Святую Троицу, хуля Сына Божия и Святого Духа. Они отвергали Божество Спасителя и Его Воплощение, не принимали спасительных Христовых Страстей, не верили Его преславному Воскресению, не признавали они и всеобщего воскресения мертвых, отрицали Второе славное Пришествие Христово и Его Страшный Суд. Они не признавали Духа Святого как Божественной Ипостаси. Жидовствующие отвергали апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы, учили соблюдать закон Моисеев, хранить субботу и праздновать иудейскую пасху. Они отрицали церковные установления: таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание, все священные предметы, службы и обряды. Особенно ненавидели они монашество. З. Закуп - категория зависимого населения в Древней Руси. Существует несколько толкований этого термина. Закупами становились в Киевской Руси общинники , которые потеряли средства производства и получали от хозяина небольшой участок земли и инвентарь или право пользоваться господским конем. Кабальный закуп – человек, который брал «купу», т.е. помощь деньгами или товарами в долг при условии его возвращения. Закуп работал на земле своего господина (за «купу»), пас его скот и т.д. Уйти от хозяина без его разрешения он не мог до момента возвращения «купы». Бегство закупа от хозяина превращало его в раба. Вместе с тем, нужно иметь в виду, что после возвращения «купы», закуп становился свободным человеком. Земские соборы - высшие сословно - представительные учреждения в России середины XVI - начала XVII вв. Собор 1566 г. - первый, о котором сохранились достоверные сведения. В его состав входили: освященный собор (совет церковных сановников), Боярская дума и судьи центральных приказов, представители дворянства и привилегированного купечества. По своей структуре Земский собор приближался к сословному представительству Западной Европы, но имел только совещательное значение. В начале XVII в., в условиях ослабления государственной власти, социальных потрясений и иностранных вторжений, значение Земских соборов сильно возросло. На Земских соборах решались первостепенные вопросы в жизни государства: выборы царей, вхождение новых территорий, объявление войны, заключение мира, финансовые вопросы. Земские соборы собирались нерегулярно, по мере необходимости. По мере формирования абсолютной монархии нужда в подобном органе управления отпала, главной опорой власти выступает бюрократия и армия. После 1653 г. Земские соборы больше не собирались. Земщина -основная часть территории Русского государства с центром вМоскве, не включенная Иваном IV Васильевичем в особый государев удел —опричнину. В З. входили пермские и вятские города, Рязань, Стародуб, Великие Луки и др.Наиболее важные и богатые города и уезды были в составе опричнины. Некоторые районы из З. переходилив опричнину (Костромской уезд, Обонежская и Бежецкая пятины, Торговая сторона Новгорода и др.), затемснова возвращались в З. В пределах одного уезда обычно была чересполосица опричных и земских земель,в Москве существовали опричные улицы, Новгород делился на земскую и опричную части. На территории З.из опричных районов принудительно выселялись землевладельцы, которых Иван IV не хотел включать всостав опричного двора. З. управлялась земской Боярской думой и старинными территориальнымиприказами, имела свои обособленные земские полки. |