Главная страница
Навигация по странице:

  • Иосифляне

  • Монотеи́зм

  • Словарь понятий по истории России. Словарь понятий по истории России. А. Автокефалия


    Скачать 55.5 Kb.
    НазваниеСловарь понятий по истории России. А. Автокефалия
    АнкорСловарь понятий по истории России.docx
    Дата26.06.2018
    Размер55.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь понятий по истории России.docx
    ТипДокументы
    #20772
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    И.

    Избранная рада - совет близких к Ивану IV людей, сложившийся около 1549 г. Название было дано одним из людей, входивших в нее - А. Курбским. Состав Избранной рады не совсем ясен. Ее возглавлял А. Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. В работе Избранной рады принимали участие представители различных слоев господствующего класса. Князья Д. Курляев, А. Курбский, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля, духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала до 1560 г.; она проводила преобразования, получившие названия реформ середины ХVI в.

    Иосифляне - последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности.



    Исихазм (греч. — безмолвничество) — мистико-аскетическое течение в византийском и древнерусском монашестве; учение о пути единения с Богом через очищение человека и сосредоточение всех его душевных и духовных сил. Сформировалось уже в ранневизантийскую эпоху (IV-IХ вв.) в египетских и синайских монастырях, а затем получило широчайшее распространение на Афоне. В первой половине XIV века основные теоретические положения исихазма были обоснованы в сочинениях Григория Синаита, Николая Кавасилы и, в особенности, Григория Паламы (см.) — создателя фундаментального учения о сообщаемости Божественных энергий, которое имело чрезвычайное значение для аскетической практики. К последователям исихазма на Руси принадлежали Сергей Радонежский, Нил Сорский и другие подвижники.

    К.

    Казачество - вольные люди из беглых крестьян и посадских людей, селившиеся в конце XIV – начале XVII в. на окраинах Российского и Польско-Литовского государств и объединенные с XV в. в самоуправляющиеся военные общины донских, волжских, запорожских и других казаков, несших службу в пограничных районах.

    Правительство стремилось использовать казачество для охраны границ и в войнах, в XVIII в. окончательно подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие, каким оно и являлось до 20-х годов ХХ века.

    Казачество было неоднородно по своему имущественному и социальному положению.

    В ХVI – ХVII вв беднейшей и самой многочисленной частью донского и запорожского казачества были голутвенные казаки (от украинского «голота» — голытьба). Основная масса голутвенных казаков состояла из беглых холопов и крепостных крестьян, городской бедноты и военно-служилого люда, заселявших окраинные земли Российского государства и Украины.

    Голутвенные казаки подвергались правовым ограничениям и эксплуатации со стороны зажиточных казаков. На Украине их положение усугублялось национально-религиозным гнетом Польши. Голутвенные казаки сыграли определенную роль в освоении южных земель России и Украины, в борьбе с Крымским ханством и Турцией. Они активно участвовали в народных движениях, в том числе в восстании под руководством И. Болотникова, крестьянской войной под предводительством С. Разина и др.

    Капище - (старослав. «капь» — изображение, идол) — культовое сооружение у восточных и прибалтийских славян во времена язычества, предназначенное для установки идолов и принесения жертв. Капище обычно представляло собой двускатный навес с украшениями, возведенный на столбах на площадке круглой формы. Зачастую капища были окружены земляными канавами. Под навесом находились идолы тех богов, которым поклонялись славяне, и алтарь, на котором приносились жертвы. Капище являлось своеобразным центром, отмечавшим место сбора людей. Главной частью культовых обрядов, совершаемых в капище, было принесение жертв. В жертву приносили не только животных, но и в важных случаях людей.

    Ключник - в России слуга, ведавший продовольственными и другими запасами князя, позднее помещика. В Древней Руси несвободный, так как служба частному лицу влекла за собой автоматическое порабощение. По «Русской правде» Я. Мудрого имел то же значение, что и тиун, то есть полный холоп Первый человек в домашнем хозяйстве господина исполнявший обязанности управляющего и судьи. Был ответствен перед господином за остальных холопов, целовал за них крест, собирал подати, заботился об увеличении доходов, для чего раздавал господское серебро в рост крестьянам. Вступал в торговые сделки от имени своего господина, приобретал для него недвижимость и рабов. Имел даже собственных рабов и дьяков. Заведовал клетями — кладовыми и всеми строениями, держал ключи, был фактически домоправителем. Жене ключника обычно поручалось управление женской прислугой. В зависимости от места службы К. получали дополнительное наименование: огнищный — домоуправитель, от «огнище», очаг, конюший, ратайный — ведающий пахотными работами, от слова «ратай», пахарь, владычный — церковный и др. При дворе московских царей К. степенной заведовал столовыми припасами, напитками и прислугой, путевой — исполнявший эти обязанности во время путешествия.

    Князь - глава феодально-монархического государства у славян и некоторых других народов, позднее – дворянский титул.

    Первоначально князь являлся племенным вождем, предводителем племени . В процессе формирования раннефеодального государства у славян происходило постепенное объединение прежних племенных княжеств под единой княжеской властью. Княжеская власть, первоначально выборная из представителей родоплеменной знати, постепенно сосредотачивается в руках представителей одного рода (Рюриковичи на Руси ). (См. схему «Династия Рюриковичей »)

    Великий князь – глава феодальных монархий на Руси. Остальные князья в период феодальной раздробленности назывались удельными князьями. С образованием централизованного государства на Руси удельные князья переходили в состав великокняжеского двора. (с 1547 г. – царского). В России до 17 в. княжеское звание было только родовым. Князьями были Рюриковичи и Гедеминовичи. Княжеские титулы получали также представители татарских и кабардинских владетелей, влившихся в состав русской феодальной знати (Черкасские, Юсуповы и др.) С 18 в. титул князя стал также жаловаться правительством высшим сановникам за особые заслуги (первый пожалованный князь – А.Д. Меншиков).

    Кормление - способ содержания должностных лиц за счет местного населения на Руси до сер. XVI в. Сведения о "кормах" вирникам и городчикам содержит Русская Правда. В XIII-XIV вв. складывается целая система местного управления через институт кормленщиков. Великий или удельный князь посылал в города и волости бояр в качестве наместников ("наместо" князя) и волостелей, а других служилых людей - тиунами и различными пошлинниками. Население было обязано содержать их ("кормить") в течение всего периода службы. Обязательный ("урочный") корм наместник, волостели и пр. представители местной княжеской администрации получали обычно три раза в году - на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему "въезжий корм". Корм давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т.д., для лошадей кормленщиков поставляли овес, сено. Кроме этого, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за пятнание и продажу лошадей, "полавочное", мыт и др. За счет всех этих сборов они кормились не только сами, но и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормления достигает в XIV-XV вв. С XV в. великие московские князья регламентируют доходы кормленщиков путем выдачи специальных "кормленых" и уставных грамот. В к. XV - н. XVI вв. правительство начало перевод натуральных кормов в денежные, упразднив при этом ряд статей. В результате земской реформы 1555-56 система кормления была ликвидирована, а сборы на содержание кормленщиков правительство превратило в особый налог в пользу казны.

    Крепостной - несвободный крестьянин (в ср.-век. Европе — виллан), подчинявшийся господину, земли к-рого обрабатывал. К. принадлежали к низшему слою об-ва. Они были привязаны к земле и не могли свободно менять место жительства, жениться без разрешения хозяина, были обязаны обрабатывать земли господина, платить оброк, подчиняться правосудию и выполнять решения манориального суда, а после смерти их земли переходили господину. У господина перед К. (в отличие от рабов) были обязанности, к-рые состояли гл. об. в вооруж. защите и отправлении правосудия. В Зап. Европе крепостничество служилось в 8—9 вв. и впоследствии стало наследственным. В большинстве стран на систему крепостничества в 14 в. сильно повлияли эпидемии чумы («черная смерть») и вызванный войнами голод, унесшие жизни мн. людей. Возникла острая нехватка раб. рук, в рез-те трудовые повинности были заменены денежным оброком. Это означало, что господин становился рантье, а К. — арендатором. Во время крестьянского восстания Уота Тайлера в Англии (1381) в кач-ве гл. требования выдвигалась отмена крепостничества и замена отработки четырехпенсовой арендной платой за акр. Однако в Вост. Германии и в Московии усиление власти дворянства и развитие абсолютизма привели к ужесточению крепостнической системы. Формально крепостничество было отменено во Франции в 1789 г., в то время как в Австрии и Венгрии сохранялось до 1848 г., а в России до 1861 г.

    Куна - денежная единица Древней Руси, серебряная монета. Название от шкурки куницы, использовавшейся при обмене в домонетный период. Составляла 1/25 гривны в X - XI вв., 1/50 гривны до нач. XV в. 1 куна - 2 г серебра.

    Купа - в Древней Руси денежная или натуральная ссуда, выданная кому-либо в долг ростовщиком или землевладельцем, на том условии, что для ее возврата должник ("закуп") на какое-то время попадает в зависимость от своего кредитора и работает в его хозяйстве, выполняет различные поручения и т. д. В случае неуплаты долга заимодавец имел право сделать несостоятельного должника своим холопом.

    Курултай — у монгольских народов (монг. хурал, бур. хурал, калм. хурул), а в дальнейшем и у некоторых тюркских народов (башкир, казахов, крымских татар, татар, тувинцев) — орган народного представительства, всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов, в определённой степени — аналог европейских парламентов (как, например, Курултай Республики Башкортостан).

    Л.

    Лествиничное право - родовой принцип княжения, который предусматривал преимущество дяди – перед племянником, старшего брата – перед младшим, наследование не от отца к сыну, а от брата к брату, соответственно существовала и система «старшинства столов»: Киев – Новгород – Чернигов и т. д. С конца XI – начала XII в. на смену принципу княжеского родового старейшинства приходит принцип ряда с вечем.

    Люди – в литературе встречается множество толкований этого термина. По мнению Н. М. Карамзина, людьми в Древней Руси «назывались, кроме бояр, собственно все граждане вольные». Согласно М. П. Погодину, люди — второе сословие, занесенное на русскую почву норманнами и вскоре исчезнувшее раз и навсегда. Для В. Дьячана слово «люди» имело более емкий смысл, подразумевая «все население, всю волость точно так, как и выражение «кияне», «полочане» и т. п.

    У В. О. Ключевского, считавшего, что под именем «люди» скрывались неслужилые свободные элементы — гости, купцы, смерды, закупы-наймиты. В совокупности своей люди представляли «податное простонародье», отличавшееся «своим отношением к князю: как плательщики податей, они относились к князю не одинокими лицами, подобно служилым людям, а целыми мирами, городскими или сельскими обществами, связанными круговой порукой в уплате податей и мирской ответственностью за полицейский порядок .

    М.

    Местничество - система служебных отношений, выросшая из обычаев в княжения Ивана III и его сына Василия. Место (генеалогическое) - ступень, занимаемая каждым членом фамилии на фамильной лестнице старшинства по его расстоянию от родоначальника. Место (служебное) - первоначальное понятие сложилось среди бояр за княжеским столом, где они рассаживались в порядке служебно-генеалогического старшинства. Потом оно перенесено на все служебные отношения, на правительственные должности. Система местничества была закреплена в 1556 г. Государевым родословцем, где было расписано "место" до 200 родовитых фамилий. Таким образом, при назначении на должности в государстве учитывались не способности и заслуги, а "порода", происхождение. Потомки великих князей становились выше потомков удельных князей, потомки удельного князя - выше простого боярина, московский великокняжеский боярин - выше служилого князя и боярина удельного. Учитывался и срок службы фамилий при московском дворе. Среди знатнейших фамилий - потомки великих русских князей Пенковы, Шуйские, Ростовские, Бельские, Мстиславские, Патрикеевы, Голицыны, Куракины; из старейшего нетитулованного боярства - Захарьины, Кошкины, потомки удельных князей - Курбские, Воротынские, Одоевские, Белевские, Пронские, московские бояре - Вельяминовы, Давыдовы, Бутурлины, Челяднины. Местничество было опорой и гарантией политического положения боярства, оно тормозило развитие общества, отменено в 1682 г.

    Мечник - княжеский слуга из дружинников, вооруженный мечом, а также служитель княжеского суда - держатель меча как символа правосудия. Кроме того, мечникам поручалось и ведение дипломатических переговоров. Так, в 1157 г. Андрей Боголюбский отправил своего мечника послом к Ростиславичам. Присутствовал при испытаниях подозреваемого железом и получал за это плату.

    Митропо́лия - в христианской Церкви — область, находящаяся в канонической власти митрополита. Обычно представляет собой несколькодиоцезов, объединённых в так называемый митрополичий округ.

    Монасты́рь - (греч. μοναστήριον, от греч. μόνος — один, одинокий ) — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих.

    Монотеи́зм - (букв. «единобожие» — от греч. μονος — один, θεος — Бог) — религиозное представление о существовании только одного Бога или о единственности Бога.

    Н.

    Народное ополчение - в древности — все мужчины, способные носить оружие. Вместе с княжеской дружиной — воинами-профессионалами составляло войско того или иного княжества или земли. В годы Смуты в начале XVII в. — добровольное объединение представителей разных сословий для решения задач по освобождению страны от иноземных захватчиков.

    Нестяжатели — под этим термином обычно понимается монашеское движение в России в конце XV — первой половине XVI веков, выступавшее против монастырского землевладения. Однако понятие это шире и не исчерпывается вопросом о монастырских вотчинах. Так же и отличие во взглядах между нестяжателями и противопоставляемыми им иосифлянами не исчерпывается имущественными вопросами. В частности различия во взглядах касались отношения к раскаявшимся еретикам, отношении к поместному (национальному) и общецерковному преданию, ряду других вопросов. Что касается монашеского обета нестяжания, то нестяжательство иноков крупных общежительных монастырей (в том числе и Иосиф-Волоколамского) было, пожалуй, радикальнее, чем скитских монахов[1]. Поэтому ряд авторов высказываются за условность этого термина. Однако, с конца XIX века, когда этот термин был введён в употребление, он устоялся и стал привычен.

    Норманнская теория - направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считали норманнов (варягов) основателями государственности в Древней Руси. Сформулирована во 2-й четверти 18 в. Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Н. т. отвергали М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов и др).

    Одним из источников знаний о происхождении Древнерусского государства является «Повесть временных лет», созданная монахом Нестором в начале ХII в. По ее легенде, в 862 г. на Русь был приглашен править варяжский князь Рюрик. Многие историки считают, что варягами были норманнские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и острове Рюген.

    По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Прийдите к нам и правьте нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, основание династии Рюриковичей.

    В 882 г. другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика) захватил Киев и объединил территорию восточных славян, создав государство Киевская Русь. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь). Таким образом, центрами объединения славянских племен в единое государство становятся города Киев и Новгород Великий.

    Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления в ХVIII в. так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Ее авторами стали немецкие ученые Миллер и Байер. Против этой теории выступал М. В. Ломоносов. Спор по вопросу о происхождении Русского государства между историками продолжается до настоящего времени.

    О.

    Обычное право - обычаи, закрепленные государством в качестве правовых норм. О. п. появляется при образовании классового об-ва и государства. При первобытнообщинном строе поведение членов рода регулировалось велениями органов родового самоуправления (старейшинами, советом старейшин) - и обычаями. Самые ранние системы права состоят в осн. из обычаев, переработанных в интересах господствующего класса. Юридическими нормами О. п. становятся только те обычаи, к-рые защищают устои существующего общественного строя. О. п. характерно как для рабовладельческого, так и для феодального об-ва. Примерами О. п. служат такие кодексы, как «Законы двенадцати таблиц», «Русская правда», «Саксонское зерцало». Зачастую в качестве норм О. п. были санкционированы самые гнусные обычаи (напр., право первой ночи). С победой буржуазных революций из правовых норм исключались наиболее устаревшие и дикие обычаи. Однако, стремясь к компромиссу с дворянством, буржуазия сохранила отдельные нормы О. п. В совр. буржуазных государствах нормы О. п., хотя и в незначительной мере, применяются судами при решении конкретных дел. Нек-рую роль О. п. играет в международных торговых отношениях. Законодательство социалистических стран в редких случаях признает за обычаями значение юридических норм (при разделе имущества, наследовании имущества крестьянского двора и в нек-рых др.). Обычаи, в к-рых отражаются вредные пережитки прошлого, преследуются законом.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта