Главная страница
Навигация по странице:

  • Пожилое

  • Теория " Москва-Третий Рим"

  • Словарь понятий по истории России. Словарь понятий по истории России. А. Автокефалия


    Скачать 55.5 Kb.
    НазваниеСловарь понятий по истории России. А. Автокефалия
    АнкорСловарь понятий по истории России.docx
    Дата26.06.2018
    Размер55.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСловарь понятий по истории России.docx
    ТипДокументы
    #20772
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Онищанин - (от слова огнище-очаг, двор), первоначально младший дружинник древнерусского князя, стоявший во главе княжеского хозяйства. В XI–XIII вв. старший дружинник, «княжой муж», боярин. На ответсвенности О. лежала сохранность княжеского вотчинного имущества. В распоряжении О. находились тиуны.

    Окольничий - придворный чин и должность в Русском государстве XIII - начала XVIII вв. Первоначально функциями О. были, по-видимому, устройство путешествий князя и участие в приеме и переговорах с иностранными послами. В XIV-XV вв. О. входил в состав Думы великих князей, был вторым по значению (после боярина) думным чином. О. назначались руководителями приказов, полковыми воеводами, участвовали в организации придворных церемоний.

    Опри́чнина - период в истории России (с 1565 по 1572 год), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть территории государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опричнины — в выделении части земель в царстве исключительно для нужд царского двора, его служащих —дворян и армии. Изначально численность опричников — «опричной тысячи» — составляла одна тысячабояр. Опричниной в Московском княжестве также назывался удел, выделявшийся вдове при разделеимущества мужа.

    Отроки - младшие княжеские дружинники на Руси X-XII вв. Участвовали в походах и сборах дани, выполняли отдельные поручения князя, в том числе и по судебным делам, взиманию налогов и т.п. Среди отроков были и несвободные люди (холопы).

    П.

    Перга́мент - (в работах по истории и источниковедению обычно перга́мен) (нем. Pergament, от греч. Πέργαμον, Пергамон) — материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных (до изобретения бумаги). Также древняя рукопись на таком материале. 1) Специально обработанная кожа животных, применявшаяся до изобретения бумаги как основной материал для письма. 2) Рукопись, документ, написанные на таком материале. 3) Плотная бумага, не пропускающая жир и влагу.

    Перелог - примитивная система земледелия, при которой после нескольких лет использования землю оставляли без обработки на 8-14 лет для восстановления плодородия почвы и переходили на новый участок.

    Повоз - повинность на Руси. "Повоз возити", "возы везти на государя" - обязанность крестьян доставлять продукты сельского хозяйства и промыслов на господский двор и, по распоряжению владельца - боярина или помещика, на рынок и в поход.

    Погост - 1) место сбора дани в Древней Руси; были введены княгиней Ольгой в сер. X в. 2) административно-хозяйственная единица в средневековой Руси; 3) сельское кладбище; расположенная вдали от села церковь с кладбищем.

    Пожилое - пошлина в России конце XV- XVII вв., которуюуплачивал крестьянин при уходе от сво.его владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего.

    Политеи́зм (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество» — «многобожие») — система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.

    Полюдье - в Киевской Руси объезд князем и дружиной земель для сбора дани. Дань была неопределенных размеров. Происходило полюдье обычно зимой или осенью, после сбора урожая. Княгиня Ольга после трагической гибели своего мужа, князя Игоря, во время сбора полюдья (945 г.) установила уроки и погосты. С 11 – 12 вв. вместо полюдья повсеместно была введена фиксированная денежная повинность.

    Поместье появилось в начале XIV в. - условное держание земли, т.е. земельное владение служилых людей, дворян, помещиков, даваемое за службу князьями. В отличие от вотчины, не передавалось по наследству до 1714 года. Указ Петра Великого о единачалии 1714 г. уравнивал в правах вотчину и поместье. Отныне поместье могло передаваться по наследству. Фактически это было началом возвышения дворянства как главной опоры самодержавия.

    Посад - община торговцев и ремесленников; скорее юридическая, чем территориальная, единица в России. Поэтому каждый третий город в России не имел посада. Посады, напротив, часто существовали в сельских местностях или возле монастырей. На посаде лежали тяжелые повинности; он не был привилегированной корпорацией, как на Западе.

    Часто посадом считают предместье, или неукрепленную часть города, таким образом сужая понятие.

    Посадник - первоначально наместник князя в землях, входящих в состав Древнерусского государства. Впервые термин "посадник" встречается в "Повести временных лет" под 997. Позднее термин "посадник" стал означать название высшей государственной Лукинича (1354) вместо одного посадника ввела шесть, правивших пожизненно ("старые" посадники), из среды которых ежегодно избирался новый - "степенный" посадник. Реформой 1416-17 число посадников было увеличено втрое, а "степенные" посадники стали избираться на полгода. В Пскове с 1308 по 1510 учтены 78 посадников. С присоединением Новгорода и Пскова к Москве посадники были ликвидированы.

    Посте́льничий — старинная должность придворного, в обязанности которого входило следить за чистотой, убранством и сохранностью царской постели. Постельничими обычно назначались близкие к царю бояре. При царе Иване III постельничими служили сыновья боярские: Еропкин, Афанасий Иванович; Карпов, Фёдор Иванович (ставший затем известным дипломатом).

    При вступлении в должность постельничий присягал хранить государеву постель от колдовства и волшебства. Постельничьи ведали спальниками и всеми людьми, служившими при государевой спальне.

    Православие (от греч. – верный + мнение) – одно из важнейших вероисповеданий христианства . Первоначально вся господствующая христианская церковь именовалась православной и католической. После разделения церквей название католическая осталось за западной (римской), православие – за восточной церковью. Формально датой разделения считается 1054 г., когда римский кардинал и константинопольский патриарх отлучили друг друга от церкви. Начало формирования православного направления в христианстве относится к 3 – 5 вв. Связано это с разделением Римской империи на Западную и восточную. Постепенно сформировались важнейшие отличия православия от католичества. Например: православная церковь отвергает добавление западной церкви к «символу веры» «и от сына», т.е. считает «святой дух» исходящим только от Бога-отца; в православной церкви отсутствует целибат (обязательное безбрачие духовенства), миряне причащаются как хлебом, так и вином. Центром православия стала сначала Византия и ее столица Константинополь. Постепенно возникло несколько автокефальных церквей (административно самостоятельных) церквей. Крещение Руси предпринято при Владимире Святославовиче в 988 г., когда православие стало государственной религией. С 1448 г. действует самостоятельная Русская православная церковь.

    Прика́зы — органы центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями.

    Р.

    Рало - (от орать - пахать) - 1) Земледельч. орудие, близкое по типу к примитивному плугу. Р. с железными наконечниками появилось у вост. славян в 1-м тысячелетии н.э. В 9-10 вв. появился плуг. В отд. местностях нек-рые виды пахотных земледельч. орудий паз. Р. до нач. 20 в. (на Украине - орудие в виде колоды с 3-4 зубьями и др.). 2) Единица обложения княж. данью в Др. Руси, к-рая существовала примерно до 14 в. В кон. 13 - нач. 14 вв. Р. заменила повинность, к-рая наз. поплужное. Термин "Р." упомянут впервые в "Повести временных лет" при описании событий 10 в.

    Родовая община - пришедшие на смену человеческому стаду более сплоченные коллективы людей, члены которых были связаны между собой узами кровного родства и верой в общего предка. Сородичи (члены родовой общины) вели общее хозяйство. Во главе общины стоял старейшина, выбираемый из числа самых опытных и уважаемых сородичей. Каждый член общины был включен в общий трудовой процесс и получал от общины часть общественной продукции. Больные и старики содержались за счет общины.

    Рядовичи - 1. В Киевской Руси - люди, находившиеся в зависимости от господина по "ряду" (договору). По своему положению рядовичи были близки к закупам. По Русской Правде штраф за убийство рядовича равнялся штрафу за убийство холопа и смерда. Историк Л.В. Черепнин полагает, что на Руси не было особой категории крестьян-рядовичей, и выдвигает гипотезу, что термин "рядовичи" в Русской Правде употреблен для обозначения рядовых смердов и холопов. 2. В русских городах XIV-XVI вв. члены корпорации владельцев лавок одной профессии на городском торгу ("ряда"). Рядовичи сообща владели отведенной под лавки территорией, имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своих товаров. В Новгороде и Пскове периода независимости рядовичи пользовались также определенными судебными правами, которые при переходе этих городов под великокняжескую власть были ограничены.

    С.

    Синкрети́зм (от греч. συγκρητισμός — соединение, объединение) — соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии.

    Служилые князья (служебные князья, подручники) — в средневековой Руси класс князей, находящихся на службе у владетельных князей. Одна часть их была безземельными, обычно насильственным путём лишившаяся земельных владений (с X века). Вторая часть сама была мелкими вотчинниками, вынужденными прибегать к покровительству великих князей Московских и Литовских (с XIV века), после чего сохранявшими в своих руках суд, управление и наследственное владение. Известия о служилых князьях встречаются с середины XIII века. Ранее для обозначения подобного положения одного князя по отношению к другому использовалось слово подручник (такие отношения могли быть связаны с уплатой дани), в отличие от сын (могли быть связаны с несением военной службы) и брат. В эпоху Дмитрия Донского (1363—1389) подручными князьями великого князя московского называются, в частности, белозерские князья, чьи владения были выкуплены Иваном Калитой у их предков. Впоследствии, при образовании Российского централизованного государства, в служилых превратилось большинство удельных князей. Также служилые князья, лишившись многих своих привилегий, утратили то лидирующее положение при московском дворе, которое они заняли в XIV—XV веках, уступив его боярам.

    Служилые люди в Русском государстве XIV - нач. XVIII в. лица, находящиеся на государственной (военной или административной) службе. С середины XVI в. делились на служилых людей "по отечеству" (бояре, дворяне, дети боярские) и служилых людей "по прибору" (казаки, стрельцы, воротники, пушкари, городовая стража и др.). Служба "по отечеству" была наследственной, определялась происхождением. Служилые люди "по прибору" набирались из крестьян и посадских людей, которые при этом получали денежное, хлебное и земельное жалование и освобождались от государственных налогов и повинностей.

    Служилые татары — этносословная группа татарского населения в Московском княжестве, Русском Царстве и Российской империи в XIV—XVIII вв. Первоначально формировались из представителей татарской феодальной знати, перешедших на русскую службу из Золотой Орды и татарских ханств, затем, после завоевания Казанского ханства (1552), из ясачных (вследствие превращения их собственных наделов в поместья), а также живших в отданных им на «кормление» русских городах (Кашире, Серпухове, Романове, Юрьеве-Польском, Боровске и т. д.). «Передача» русских земель татарским царевицам значила только получение ими с этих городов средств на содержание себя и своих воинов в обмен на военную службу на русской стороне. Оговаривалась защита русского населения от любых посягательств со стороны служилых татар и суровые наказания за попытки подобных посягательств.

    Несли иррегулярную военную службу. Участвовали в Ливонской войне (1558—1583), военных походах России, охраняли границы. Также служили толмачами, писцами, послами и др. За службу получали земельное, денежное и хлебное жалованье.

    Служилые татары сохраняли свою национальную систему деления и подчинялись своим ханам, мурзам и бекам (князьям). Их конные отряды обычно присоединялись к тем полкам, где в данный момент они были нужны.

    Смерд (мн. смерды) — категория населения по «Русской правде», крестьянин на Руси IX—XIV веков, земледелец. Изначально свободные (в отличие от холопов), по мере развития поместной системы были постепенно закрепощены. Смерды находились в прямой зависимости от князя.

    Сосло́вие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.

    Стреле́ц — служилый человек «по прибору» в XVI — начале XVIII веков; всадник или пехотинец, вооружённый «огненным боем». Стрельцы в России составили первое регулярное войско.

    Стриго́льничество (стриго́льники, стриго́льниковы учениќи) — религиозное движение XIV века, возникшее в Пскове и затем распространившееся на Новгород; одно из самых известных, наряду с жидовствующими, религиозных движений в средневековой Руси. Рассматривается православными церковными историками как раскол в Русской церкви. Стригольники отвергали церковную иерархию, выражали недовольство практикой «поставления пастырей на мзде» (то есть продаже церковных должностей).

    Т.

    Тиун - представитель вотчинной администрации в Древней Руси. Существовали различные категории: конюший тиун управлял княжеской или боярской конюшней; ратайный тиун распоряжался сельскохозяйственными работами на господском поле; сельский тиун контролировал работы в княжеском селе земледельцев и холопов.

    Те́мник (от тьма — десять тысяч) — русское наименование воинского звания тумэнбаши в Золотой Орде. В английском языке термин темник также передается словами general, emir. Темник командовал десятью тысячами воинов, состоял под непосредственным начальством хана. Некоторые из темников сыграли важную роль в истории Орды, например, Ногай, Мамай, Едигей, Бурундай. Военные советники Субудай-багатур и Джэбэ-нойон тоже были темниками.

    Теория " Москва-Третий Рим"- политическая теория 15-16 вв., утверждавшая историческое значение столицы Русского государства - Москвы как всемирного политического и церковного центра. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров. Сформулирована в письмах Филофея великому князю московскому Василию III.

    Тризна - оплакивание умершего. День, установленный в память умершего, включал несколько ритуальных действий. Погребальные игры воинов, тоже называвшиеся "тризна", напоминали о земных делах умершего и о том, что человек одинаково принадлежит трем мирам: небесному, земному и подземному (отсюда сакральное "три"). Затем была страва - поминки (которые иногда неправильно называют "тризна"). С погребальным обрядом связаны также трогательные образы женских божеств смертной печали Карны (ср.: окарнать, постигла кара) и Жели, которые встречаются в "Слове о полку Игореве", Кручины и Журбы (в других племенах), - воплощающих беспредельное сострадание. Считалось, что одно лишь упоминание их имен (пожалеть, жалость) облегчает души и может спасти от многих бедствий в дальнейшем. Не случайно в фольклоре славян так много плачей и причитаний. Корень "три" с сакральным смыслом отрицания "нечета", как символа несчастья, часто встречается в заклинаниях. Ярославна плачет: "Светлое и тресветлое солнце!"

    Тысяцкий - военачальник, возглавлявший древнерусское городское ополчение ("тысячу"). В Новгородской республике тысяцкий выбирался на вече из бояр на определенный срок (чаще всего на год) и являлся помощником посадника. Он предводительствовал новгородскими горожанами и наблюдал за состоянием укреплений; был также судьей по торговым делам. Тысяцкий, выполнявший свои обязанности, назывался степенным тысяцким, а после выбора на вече другого тысяцкого получал звание старого тысяцкого. В городах, не имевших вечевого управления, тысяцкие назначались князьями; в Москве и Твери - из числа знатных бояр, а их должность становилась наследственной. Опасаясь их усиления, кн. Димитрий Иванович Донской после смерти В.В. Вельяминова (1374) упразднил должность тысяцкого в Москве и казнил сына Вельяминова Ивана (1379), который добивался ее восстановления. Тысяцких стали заменять наместники, и к сер. XV в. должность тысяцкого постепенно исчезает.

    У.

    Удел - доля члена княжеского рода в родовом владении. В XII—XVI вв. составная часть великого княжества, управляемая членом великокняжеской семьи — удельное княжество.

    Удельные князья - переходя на службу к великому князю московскому, У.к. не порывали связи со своим уделом, сохраняя его часто как свою вотчину или же будучи назначенными наместниками великого князя. Служили при московском дворе в качестве служилых князей или бояр. Право перехода от одного князя к другому и передачи своих уделов по наследству потеряли при Иване III, который стал брать записи о верности службы. В XVI в. уделы перестали существовать, бывшие У.к. перешли на службу к великому князю московскому и вошли в состав придворной аристократии, слилившись с боярством. В их ведении был суд по «земельным» и «разбойным» делам, а их даньщики собирали в удельную казну поборы и пошлины. Во внешнеполитической сфере – полное подчинение московскому великому князю. Что касается территории, управляемой служилым князем, то она становилась административно-территориальной единицей в системе общерусского управления – уездом.

    Улус - в монгольских диалектах это слово имеет несколько значений, из которых наиболее распространенные: 1) У. -племенная группа, принадлежащая к одному родовому корню; 2) наследственное владение одного из членов господствующей династии, территория и ее население. Иногда У. разрастался в крупное кочевое государство, обычно путем насильственного присоединения соседних народов. Так первоначальный У. Джучи, чингисханова сына, при следующем хане Бату в 1240 году распространился из Средней Азии на все степи Восточной Европы, подчинив себе также казачьих предков Черных Клобуков и Бродников.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта