Главная страница

Словарь понятий по истории России. Словарь понятий по истории России. А. Автокефалия


Скачать 55.5 Kb.
НазваниеСловарь понятий по истории России. А. Автокефалия
АнкорСловарь понятий по истории России.docx
Дата26.06.2018
Размер55.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСловарь понятий по истории России.docx
ТипДокументы
#20772
страница4 из 4
1   2   3   4

Ф.

Флорентийская уния - соглашение об объединении католич. и правосл. церквей на соборе во Флоренции в июле 1439. Ф. у. была заключена на условиях принятия православием догм католич. вероучения при сохранении правосл. обрядов, греч. языка при богослужении, брака священников и причащения всех верующих т. е. хлебом и вином. Папство стремилось посредством унии подчинить правосл. церковь и «правосл. страны» своему влиянию. Греч. духовенство и визант. император Иоанн Палеолог согласились на унию, надеясь получить помощь от Зап. Европы в борьбе против турок. Акт об унии подписал и рус. митрополит Исидор, грек по национальности. Однако рус. духовенство и великий князь Василий II Темный отказались принять Ф. у.; Исидор был низложен. Только в нек-рых юго-зап. областях Руси, подчиненных в то время лит. князю, Ф. у. была принята. Отказ рус. церк. и светских властей признать Ф. у. перечеркнул планы папства относительно подчинения Руси своему политич. влиянию. Это имело большое значение для укрепления международ, положения рус. гос-ва. Вскоре Ф. у. была отвергнута и в Византии: Иерусалимский собор правосл. церкви 1443 предал ее проклятию.

Х.

Холопы - люди, право владения которыми у господ не было ничем ограничено (фактически они были рабами в русском феодальном обществе). Известны на Руси с 10 в. Холопы не имели своей собственности и в любой момент могли быть проданы или отданы любому лицу. За действия холопа нес ответственность господин. Вместе с тем, в отличие от рабов античных, холопы могли быть «посажены» на землю в качестве крепостных. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или за преступление, через женитьбу или замужество на холопе или холопке. В реальной жизни холопы состояли из двух категорий: слуги феодала, входившие в состав его личной челяди и дружины (из их среды выходила княжеская администрация и даже видные представители господствующего класса)); вторую категорию составляли пашенные холопы («страдники»), холопы-ремесленники. На протяжении 16 в., в связи с распространением крепостного права, роль холопов уменьшалась. С 17 в. наиболее массовым становится «служилое» холопство. Часть его, получая за «службу» землю в условное держание, вливались в состав господствующего слоя, становясь как бы холопами великого князя. Другая часть в 17 – 18 вв. была «положена в тягло» (т.е. подати, натуральные налоги или повинности крестьян и посадских людей в 15 – 18 вв.), слившись с массой крепостных крестьян.

Ц.

Централизация (лат. – сосредоточение) – сосредоточение чего-либо (например власти) в одном центре; подчинение одному центру. Централизованное государство - государство, объединившее вокруг сильной центральной власти ранее разрозненные земли. Объединение носит политический (общее для всех законодательство) и экономический (единый рынок без пошлин) характер. На Руси единое государство с центром в Москве (с общей столицей) создается в конце 15 в. при Иване III (1462 – 1505 гг.). Завершение этого процесса происходит при первых Романовых.

Ч.

Челядь — название зависимого населения в Древней Руси.

В VI — IX веках челядь — рабы-пленники. В IX — X веках они стали объектом купли-продажи. С XI века термин «челядь» относился к части зависимого населения, занятого в феодальном хозяйстве. В середине XI века его сменил термин «холопы».

Э.

Этногенез - (от греч. ethnos - племя - народ и ...генез), происхождение народов. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые входят различные направления этнологии (этнографии) включающие происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. В советской и российской этнографии считается основным типом этнической общности

Ю.

Юрьев день - с 1497 года крестьянин мог расплатиться по налоговым и оброчным обязательствам и покинуть имение помещика лишь за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него. С XVI века в связи с оформлением крепостного права в России, было введено ограничение прав перехода крестьян от одного помещика к другому. При этом надо отметить, что до сих пор историками не найден конкретный закон об отмене Юрьева дня. В связи с этим, в исторической науке существует 2 концепции закрепощения крестьян - указное и безуказное.

Я.

Язычество - религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство.

Ям - 1) Почтовая станция, где проезжающие меняли почтовых лошадей (в Российском государстве XIII-XVIII вв.). 2) Поселок, где имелась такая станция.

Ярлык - (тюрк, повеление, приказ), грамоты ханов Золотой Орды подвластным феодалам. Русские князья, приезжая в Орду, привозили подарки и дани и получали Я. на управление русскими волостями. Здесь действовала правило «подарок – отдарок». За сохранение княжеского статуса и власти ханы предполагали взамен лояльное отношение к ним со стороны русских князей: богатые дары, уважение к их религиозным обычаям и т. п. Князь, получив в Орде Я., являлся в город на княжение не только со своей дружиной, но и с ордынским отрядом какого-нибудь «мурзы». Татаро-монгольские сабли несли власть. На великое владимирское княжение выдавался особый – главный – Я. За его обладание, сулившее немалую политическую власть над другими князьями и материальные выгоды, шла непрекращающаяся борьба между русскими князьями. Так же Я. от монгольских ханов получали и русские митрополиты (до 1379 г.), в которых подтверждались право на сан, освобождение церкви от уплаты дани и налогов (церковный иммунитет), а также покровительственное отношение к ней со стороны ордынских властей. Правда, в начале XIV в. татаро-монголы пытались принудить церковь платить дань, но уже с Я. митрополиту Алексею (1357 г.) привилегии восстановились.

Ясак – в Росcии XVI-XX вв. натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной. Отсюда эти крестьяне назывались «ясашными».
1   2   3   4


написать администратору сайта