Главная страница
Навигация по странице:

  • УЧЕНИК-БИОГРАФ: Первую повесть на русском языке Айтматов написал в 1965г. – «Прощай, Гульсары

  • УЧЕНИК-БИОГРАФ

  • Белый пароход

  • Ранние журавли

  • Пегий пес, бегущий краем моря

  • УЧЕНИК №6 (домашнее индивидуальное задание – краткий обзор произведения).

  • реферат Ч.Айтматов. 9 кл чингиз реферат. Слово о Чингизе Айтматове


    Скачать 225.5 Kb.
    НазваниеСлово о Чингизе Айтматове
    Анкорреферат Ч.Айтматов
    Дата30.08.2022
    Размер225.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла9 кл чингиз реферат.doc
    ТипУрок
    #656231
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    УЧЕНИК №3 (домашнее индивидуальное задание – краткий обзор произведения).


    «Тополек мой в красной косынке», 1961г.
    Значительный интерес представляет повесть Ч.Айтматова "Тополек мой в красной косынке".

    Здесь речь идет о водителе Ильясе и прекрасной, душевно богатой девушке Асели. Перед читателем - сложная тема верности в любви и дружбе. Писатель рассказывает историю нравственного крушения человека, пренебрегшего тем высоким уровнем требований, который предъявляет нам жизнь. Шофер Ильяс, со всей решительностью сильного чувства отвоевавший свою любовь, свою милую Асель, теряет в результате им же самим допущенных ошибок это главное свое духовное богатство. Ильяс не трус; он способен на хорошие поступки, но вместе с тем это человек слабый, не умеющий владеть своими чувствами. Он весь обращен "в себя"; приобретенное духовное богатство оказывается подавленным и, в конечном счете, погубленным. Ильяс уходит от Асели, от сына, от товарищей по работе, от людей. Он как бы отключается от тех соприкосновений с действительностью, которые обеспечивают будущее человека, его общественную значимость, его духовное богатство... "Начну новую жизнь! - заключает Ильяс свое горькое повествование. – Не думайте, что я пропащий человек. Пройдет время, женюсь, будет у меня дом, семья, дети, - словом, все будет, как у людей. И друзья, и товарищи найдутся. И лишь одного у меня не будет - того, что потеряно навсегда, безвозвратно...". Да, Ильяс глубоко пережил трагедию индивидуализма, обернувшегося для него потерей самого дорогого - семьи, любви, преданной ему Асели, сына.




    «Первый учитель», 1962г.
    Важным вкладом в советскую литературу является повесть Чингиза Айтматова «Первый учитель».

    Вернувшись в начале 1924г. в глухой аил, молодой коммунист - красноармеец Дюйшен создает первую сельскую школу; он будет учить ребят. Издевательства, насмешки, прямая вражда встречают юного энтузиаста-бедняка. Но самоотверженности коммуниста нет предела. Для того чтобы взяться за работу учителя в таких враждебных условиях, необходимо было большое

    социальное и личное бесстрашие. Дюйшен непреклонен. В своем подвижническом труде он преодолевает одно из самых убийственных общественных явлений - косность людей, уверенных в том, что простому народу грамота не нужна. Только дети -оборванные и полуголодные - поддерживают учителя, идут за ним. И Дюйшен ломает преграды; все свои силы он отдает защите человеческих прав учеников. Неграмотных, голодных, босых и полураздетых ребят он мужественно ведет к тому свету и добру, которые открылись ему с революцией. Он учит новой жизни так, как сам ее понимал, а понимал он ее верно. Он был первым учителем не только потому, что учил читать и писать, а потому, что дал первый толчок человеческому сознанию, утверждал дорогу, которая вела в будущее.




    «Материнское поле», 1965г.
    Подлинным шедевром Чингиза Айтматова является повесть "Материнское поле".

    Старая Толгонай, неутомимая труженица, мудрая и глубоко человечная, на склоне лет ведет разговор с землей, с родным полем. Земля, труд, семья были источником ее радости. Вихрь войны, озверелый фашизм растоптали эту радость. Не вернулись с войны три ее сына, погиб и муж - Суванкул, умерла невестка, родив мальчика от чужого человека. Но тяжкое горе не сломило, не могло сломить Толгонай, закаленную в труде, неисчерпаемую в любви к людям. Неторопливо - ведь большая часть жизни старой Толгонай прожита и немало работы переделано, - с неподдельной прямотой и искренностью человека, которому нечего в своей жизни стыдиться, ведет свой долгий сказ мудрая женщина-мать. Этот суровый сказ о мужестве в беде является и сказом о дружбе и единении советских народов. Старая труженица, которая была хранительницей киргизских родовых устоев, всем жертвует для блага Родины и всю силу любви переносит на ребенка, чужого ей по крови. Исчезает узкий "свой" мир, расширяются связи с огромным и светлым миром человечества. Велик подвиг Толгонай. Само поле, родное поле, преклоняется перед подвигом матери, подвигом всех советских людей - людей с великим сердцем: "Ты выше всех, ты мудрее всех! Ты - Человек!" - говорит поле Матери.



    УЧЕНИК-БИОГРАФ:

    Первую повесть на русском языке Айтматов написал в 1965г. – «Прощай, Гульсары!» (первонач. название "Смерть иноходца").
    УЧЕНИК №4 (домашнее индивидуальное задание – краткий обзор произведения).


    «Прощай, Гульсары!», 1965г.
    Судьба главного героя, киргизского крестьянина Тананбая, так же типична, как судьбы лучших героев «деревенской прозы». Тананбай принимал участие в коллективизации, не жалея при этом родного брата, затем сам становился жертвой партийных карьеристов. Важную роль в повести играл образ иноходца Гульсары, который сопровождал Тананбая на протяжении долгих лет. Критики отмечали, что образ Гульсары является метафорой сущности человеческой жизни, в которой неизбежно подавление личности, отказ от естественности бытия. В повести создан мощный эпический фон, ставший еще одной важной приметой творчества Айтматова, использовались мотивы и сюжеты киргизского эпоса Карагул и Коджоджан.


    УЧЕНИК-БИОГРАФ:

    В 70-е годы Айтматов продолжает работать в жанре повести, а также пробует себя в драматургии.
    В 1970г. Айтматовым написана одна из лучших повестей “Белый пароход” — трагическая повесть о детстве, разрушенном жестокостью взрослых.
    УЧЕНИК №5 (домашнее индивидуальное задание – краткий обзор произведения).


    «Белый пароход», 1970г.
    Нельзя без волнения читать повесть Чингиза Айтматова "Белый пароход", опубликованную в журнале "Новый мир" в 1970г. Как будто все тут так просто, обыденно, но как глубоко тревожит она человеческое сердце...
    Действие происходит на глухом лесном кордоне, высоко в горах, далеко от обжитых мест. Природа тут дикая, заповедная. Камни-валуны, вечно ревущая река, снеговые вершины, с которых ветер срывает шквальные метели. Здесь и приютился маленький поселок: объездчик Орозкул, тетка Бекей, его жена, старик Момун и его старуха, а также внучек Момуна - семилетний мальчишка "с оттопыренными ушами", худенький, тщедушный фантазер и мечтатель. Он живет один среди взрослых, без друзей, без матери и отца; он "брошенный". Любит и жалеет его только дед Момун - добрый, но слабохарактерный, безвольный. Другим взрослым до мальчишки дела нет. Вот только пьяница, драчун и деспот всего поселка Орозкул ненавидит и презирает беззащитного малыша. Он издевается и над дедом, и над своей женой, но особенно ненавистен ему мальчишка с чистой и светлой душой.

    Орозкул убивает Рогатую Мать-олениху, перед которой мальчик благоговел, он уничтожает все живое, чему так радовался мальчик. И никто не в силах заступиться, ибо здесь, в глуши, Орозкул "начальствует"... Мысленно обращается мальчик к шоферу Кулубеку, хорошему парню, который иногда наведывается в поселок. Кулубек целиком на стороне мальчишки: "Ты (Орозкул) злой и негодный человек. Тебя здесь никто не любит. Тебя не любит лес, ни одно дерево, даже ни одна травинка тебя не любит. Ты фашист. Уходи и чтобы - навсегда. А ну, побыстрей!" Орозкул побежал без оглядки.

    Радовался мальчик и ликовал. А когда Орозкул скрылся из виду, Кулубек сказал всем другим, виновато стоящим у дверей: "Как же вы жили с таким человеком? И не стыдно вам!" Но это было только в разгоряченном мозгу больного, простудившегося (по вине Орозкула) мальчика. Это был бред. А в действительности Орозкул торжествовал... "Нет, я лучше буду рыбой, - мечтал мальчик. - Я уплыву отсюда. Я лучше буду рыбой". А в доме Орозкула за окнами гоготали и выкрикивали пьяные голоса. Этот дикий хохот оглушал мальчика, причинял ему нестерпимую боль и муки..." Мальчик гибнет во время болезни, но не от болезни; он бросается в горную реку, чтобы "сделаться рыбой" и уйти от тех, кто на глазах у него совершает преступление - дикое, ужасное для детской души: убивает Рогатую Мать-олениху, издевается над всем дорогим. Мальчик утонул в бурных волнах; он не в силах защитить себя, друзей, свою мечту: он не доплыл до Иссык-Куля, не увидел белый пароход, не сказал ему: "Здравствуй, белый пароход!.. Здравствуй, папа, это я - твой сын. Ты возьми меня к себе на пароход!.."

    Айтматов кончает повесть словами, обращенными к маленькому герою, к его светлой памяти: "Ты отверг то, с чем не мирилась твоя детская душа. И в этом мое утешение. Ты прожил, как молния, однажды сверкнувшая и угасшая..." Всю меру ответственности за гибель ребенка писатель переносит на плечи равнодушных. Нельзя позволить топтать нежную, хрупкую, светлую душу ребенка. Нельзя быть равнодушным, когда распоясалось зверье. Это - преступление против человечности.

    Мнение ученика…..

    Повесть кажется мне незаконченной, потому что без ответа остаются многие вопросы, например, Момуна: «И почему люди бывают такими? Ты ему добро — он тебе зло». Не дает Ч. Айтматов и ответа на вопрос мальчика: «Почему люди так живут? Почему одни злые, другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые?» Не написано в повести, почему, как в сказках, добро не победило зло. Право найти на них ответы предоставляется читателю. И хотя это сложно сделать, я попытаюсь.
    Мне кажется, что Ч. Айтматов ставил своей главной задачей написать правду, какая бы горькая она ни была, а читатель все равно сделает из нее верные выводы. Важно, что добро не пассивно, оно борется, а в жизни оно может и победить. Есть такой закон мирового искусства — посылать на смерть и муки лучших своих героев для того, чтобы всколыхнуть души живых, призвать их творить добро.



    УЧЕНИК-БИОГРАФ:

    В 1973г. Айтматов в соавторстве с Калтаем Мухамеджановым написал пьесу «Восхождение на Фудзияму», которая была поставлена в столичном театре «Современник» и прошла с большим успехом.
    В 1975г. в журнале «Новый мир» появляется повесть “Ранние журавли”, рассказывающая о трудном военном времени, когда подростки, минуя юность, шагнули сразу во взрослую жизнь. Это во многом автобиографическая повесть, так как Айтматов тоже из этого поколения.
    В 1977г. была опубликована повесть “Пегий пес, бегущий краем моря”, рассказывающая о трудной и опасной жизни охотников – нивхов. Сам Чингиз Айтматов говорит об истории создании повести так:


    Отрывок из интервью Айтматова

    Об истории создании повести…..
    «Я никогда не был там, я не знаю нивхов, но я знаком с самым первым писателем этой народности, с Владимиром Санги, который рассказал мне следующую историю.

    Семилетним мальчиком он вместе со взрослыми выехал в море на охоту. Они попали в густой туман и потеряли ориентировку. По истечении двух дней, когда они потеряли всякую надежду на спасение, они увидели пролетающую птицу и взяли курс по направлению ее полета.

    Спустя некоторое время была обнаружена земля. Это событие было взято мною за основу, но как видите, все остальное полностью изменено».


    УЧЕНИК №6 (домашнее индивидуальное задание – краткий обзор произведения).


    «Пегий пес, бегущий краем моря», 1977г.
    Мифологические, эпические мотивы стали основой повести «Пегий пес, бегущий краем моря». Ее действие происходит на берегах Охотского моря во времена Великой Рыбы-женщины, прародительницы человеческого рода.
    Трое охотников: старейшина рода Орган, Эмрайин, его двоюродный брат Мылгун и сын Эмрайина Кириск, живущие на берегу бухты Пегого пса, отправляются в море за добычей. Этот выход в море был предпринят специально для мальчика. Ему исполнилось 11 лет, и по обычаю рода он должен пройти посвящение в охотники.

    На первую морскую охоту Кириска провожает мать, они идут запутанной дорогой, чтобы злые духи не узнали об этом и не помешали Кириску в его первом плавни. Все взрослые в стойбище делают вид, что не знают об отъезде Кириска. Таков обычай, и они его соблюдали.

    Добрые и внимательные спутники ненавязчиво учат Кириска ориентироваться в море, учат, как незаметно причаливать к скалам, чтобы не вспугнуть нерпу, как бесшумно подкрадываться к ним на расстояние выстрела, словом, всему тому, что может пригодиться охотнику в его опасном занятии. Они не попрекают Кириска за то, что он обронил камень, вспугнул нерпу и при выстреле промахнулся. Отец говорит: “С первого выстрела охотниками не становятся”. Мальчик прилежно постигает эти премудрости, благодарен взрослым за это.

    Неожиданно налетел шторм, и лодку со всех сторон обступил сильный туман. Охотники потеряли всякую ориентировку, попали во власть стихии. Никто не знал, сколько может держаться сплошной туман над морем, запасы воды были на исходе, и тогда взрослые один за другим покинули лодку, чтобы оставить мальчику лишний глоток воды и хотя бы немного продлить его жизнь, в надежде, что туман рассеется, и может быть, мальчику повезет и он сумеет добраться до берега.

    Старейшина рода Орган проявляет удивительную мудрость, выдержку и силу воли. Он строго делит оставшуюся в бочонке воду, а свою отдает Кириску. А перед тем, как уйти из лодки, он советует мальчику следить, не появится ли полярная сова агукук, по направлению полета которой можно узнать путь к земле.

    Из лодки старик ушел первым, так объяснив Мылгуну и Эмрайину свой выбор: “Раз нам конец – кому-то надо самому поторопить свою судьбу, чтобы другие повременили. Сам подумай, а вдруг пути откроются, пустишься из последних сил, и земля будет уже на виду, и не хватит нескольких глотков воды душу дотянуть, разве разумно, разве не обидно будет?”, намекнув мужчинам, как следует поступать им в сложившейся ситуации. Из троих взрослых Органу легче всего было решиться на такой поступок, потому что, во-первых, он достиг того возраста, когда собственная смерть воспринимается философски, он считает молодые не должны умирать раньше старых, во – вторых, он верит в Рыбу – женщину-прародительницу рода и идет на встречу с ней.

    Труднее всех уходить Мылгуну. Этот горячий, невоздержанный человек, который не хочет мириться с безысходностью и неопределенностью, не может поручиться за свое поведение в следующую минуту. Но он тоже думает о долге, и, зная свой характер, ускоряет свой уход: “А не то сделал бы что – нибудь не то. Выпил бы всю воду”. Последние мысли мылгуна о своей семье, это тоже важно.

    Уходит и Эмрайин. Он только этой ночью понял, что “ вся его предыдущая жизнь была предтечей нынешней его ночи. Для того он родился и для того он умирал, чтобы из последних сил продлить себя в сыне… Именно появление сына сделало его таким, какой он есть, и что ничего лучшего и более он не испытал в жизни, нежели отцовские чувства” А долго колеблется он только потому, что боится бросить сына на произвол судьбы.

    Трое взрослых покинули этот мир, мальчик лежит на дне лодки один, среди огромного моря, обессилевший, в полубессознательном состоянии. Он приготовился умирать. И вдруг низко над головой он увидел большую сильную птицу, машущую крыльями.

    “– Агукук! – прокричал он. – Агукук! – И успел проследить направление полета полярной совы и успел запомнить ветер. Ветер был слева, слева в затылок, чуть позади левого уха!

    Агукук! – прокричал он вслед птице и уже держал в руках органовский руль, направляя лодку туда, куда улетела агукук.

    Кириск весь напрягся, вцепившись в рулевое весло, он поднял в себе силы, которые сохранились в нем, и ни о чем другом не думал, но помнил только ветер и только направление полета”.

    Так пригодилось Кириску уроки взрослых. Мальчик становится мужчиной, который уже сам сможет выходить в море и содержать свою семью.



    УЧИТЕЛЬ:

    Предлагаю поразмышлять над теми общечеловеческими проблемами, которые ставит в повести писатель:

    1. Что можно сказать об отношении поколений?

    – уважительное отношение к старшим;

    – доверие молодым;

    – передача опыта, профессиональных навыков молодым;

    – верность и соблюдение традиций и обычаев;

    – самопожертвование старших во имя будущего молодых, продолжения рода и жизни.
    2. Самопожертвование… Ради чего?

    Мы пришли к выводу, что сюжет прост. И, как мы заметили, не события интересовали автора, а то, как поведут себя герои в чрезвычайной ситуации. Автору важно было показать не процесс приобретения навыков, а нравственные уроки, которые мальчик получил в свой первый выход в море. Для того, чтобы понять, что из себя представляет человек, нужно увидеть его поведение в критической ситуации.
    Герои пожертвовали своей жизнью ради Кириска, чтобы Кириск вобрал в себя и продлил в жизни все лучшее, что было в них, и передал бы это лучшее своим детям и внукам, т. е. своим поведением, своим примером они возложили ответственность за будущее Кириску.
    3. Что вынес сам Кириск для себя после случившегося?

    – Он теперь не сможет оставаться прежним Кириском, он будет походить чем-то на мудрого Органа, чем-то на доброго и сильного Эмрайина, чем-то на отчаянного, решительного Мылгуна.

    – Взрослые остались в памяти и в сердце Кириска. Благодарный мальчик увековечивает их имена в названии ветра (ветер Органа), который несет его лодку к берегу, в названии путеводной звезды (звезда Эмрайина) и названии волн (волны Мылгуна).

    – С темой памяти неразрывно связана тема Родины. Только оказавшись в безбрежном море, мальчик понял, “как дорог ему Пегий пес, о котором он прежде никогда не вспоминал, беззаботно и безбоязненно резвясь на его склонах, любуясь с высоты сопки ничем не угрожающим морем. Он понял, как необходим ему этот Пегий пес, который всегда будет его ждать. Это его Родина.
    Основной вопрос: Что делает человека человеком?

    Дети лишь тогда обретают зрелость и становятся настоящим человеком тогда:

    – когда вбирают в себя опыт отцов;

    – когда они преисполняются благодарностью к подвигу самопожертвования взрослых;

    – когда принимают на себя долг перед всеми, кто был до них;

    – когда чувствуют свою обязанность сохранять, обогащать и передавать дальше то, что им оставило старшее поколение.

    Вот эта бесконечная преемственность поколений, скрепленных духовным родством, благодарной памятью, мужественной готовностью к самопожертвованию ради тех, кто будет жить на земле, и есть та сила, которая делает человека человеком.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта