Главная страница
Навигация по странице:

  • УЧЕНИК №7 (домашнее индивидуальное задание – краткий обзор произведения).

  • УЧЕНИК-БИОГРАФ

  • “Белое облако Чингисхана

  • УЧЕНИК-БИОГРАФ: Последний роман написан Чингизом Айтматовым в 2006г. – «Когда падают горы

  • реферат Ч.Айтматов. 9 кл чингиз реферат. Слово о Чингизе Айтматове


    Скачать 225.5 Kb.
    НазваниеСлово о Чингизе Айтматове
    Анкорреферат Ч.Айтматов
    Дата30.08.2022
    Размер225.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла9 кл чингиз реферат.doc
    ТипУрок
    #656231
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    УЧЕНИК-БИОГРАФ:

    В 80-е годы Айтматов переходит к жанру романа. Им написаны романы “И дольше века длится день” (1980г.) (впоследствии озаглавленный «Буранный полустанок») и “Плаха” (1986г.) — произведения, предостерегающие людей от самоуничтожения. В них ярко и бескомпромиссно писателем поставлены самые “трудные” вопросы современности: о наркомании, бездуховности, экологии души.
    «И дольше века длится день» - это первый роман Ч. Айтматова.
    УЧЕНИК №7 (домашнее индивидуальное задание – краткий обзор произведения).


    «И дольше века длится день», 1980г.
    Главный герой романа – простой казах Едигей, работавший на затерянном в степи полустанке. В судьбе Едигея и окружающих его людей, как в капле воды, отразилась судьба страны – с предвоенными репрессиями, Отечественной войной, тяжелым послевоенным трудом, строительством ядерного полигона близ родного дома. Действие романа развивается в двух планах: земные события пересекаются с космическими; внеземные цивилизации, космические силы не остались безучастными к злым и добрым поступкам людей. Как и в повестях Айтматова, в романе «И дольше века длится день» важное место занимает образ верблюда – как символа природного начала, а также легенда о матери Найман Ана и ее сыне, который по воле злых людей становится манкуртом, т.е. не помнящим своих корней бессмысленным и жестоким существом.
    В романе «И дольше века длится день» Айтматов, от начала и до конца посвященном жгучим современным проблемам (ими живут люди маленького полустанка Боранлы-Буранный, как и вся большая страна), возникает тема легендарного прошлого, образ страшной казни с помощью обруча из верблюжьей кожи — шири (кирг.). Самый первый вариант названия роману дал именно этот образ — «Обруч». Шири палачи надевали на голову пленника, кожа засыхала, и человек от невыносимой боли терял способность мыслить, хранить память. Он становился манкуртом — «чучелом прежнего человека». Он даже мог убить свою мать... Возникнув в мифологическую эпоху, древняя легенда откликнется в романе темой совр. манкуртизма, поразившего многих героев, начиная от рядовых обывателей и кончая главами государств. Чтобы показать, как именно это происходит, Айтматов рассказывает не только историю разрушенной святыни — древнего кладбища Ана-Беит, он обращается и к будущему — к теме контакта с внеземной цивилизацией. Кроме современного и легендарного, в романе появляется третий сюжет — научно-фантастический — наиболее спорный, не принятый многими читателями и критиками, о чем свидетельствуют обширные материалы из периодики тех лет.



    УЧЕНИК-БИОГРАФ:

    В 1986г. появляется второй роман Айтматова «Плаха» — «роман-крик» об опасности восхождения на плаху всего человечества.
    УЧЕНИК №8 (домашнее индивидуальное задание – краткий обзор произведения).


    «Плаха», 1986г.
    Действующими лицами книги становятся собиратели анаши, молодой человек, изгнанный из духовной семинарии за ересь, бывшие зеки, "кулаки". Автор уделяет много внимания отношениям между людьми и природой. Это очень важно, потому что, чем больше мы узнаем о человеческих взаимоотношениях, о поступках людей, тем лучше мы понимаем друг друга, ведь каждый человек - это целый мир, который можно изучать вечно.
    Прочитав эту книгу, понимаешь, как сложно порой могут переплетаться судьбы людей, как сильно их жизни зависят от обстоятельств и от действий других людей. В романе "Плаха" можно выделить три основные сюжетные линии, связанные общей проблематикой.
    Первая линия - это судьба пары волков - Акбары и Ташчайнара. В этой книге с первых строк поражает то, что Айтматов начинает свое повествование с рассказа о волках, а не о людях. Но, продолжая читать, понимаешь, что автор сделал это намеренно. Судьбы людей не раз пересекаются с судьбой зверей. Волки были вынуждены покинуть степи после того, как люди устроили там гигантскую бойню - охоту на сайгаков, во время которой погибли их первые волчата. Пара волков ушла ближе к горам, к озеру, но и родившиеся там щенки погибли, когда люди подожгли камыши вокруг озера. Акбара и Ташчайнар перебрались в горы, надеясь, что там они спасутся от людей, но их последних четверых волчат украл из норы в горах человек. А когда волки начали мстить за своих детей, люди убили и их.
    Вторая сюжетная линия связана с судьбой Авдия Каллистратова - молодого человека, которого выгнали из духовной семинарии за ересь; после чего он стал корреспондентом газеты. Но Авдий чувствовал, что это не его призвание, и постоянно искал свое предназначение, смысл своего существования. Он решил поехать в Моюнкумские степи с группой "гонцов" (собирателей анаши), чтобы написать о них статью. Но газетный очерк был только официальным поводом; на самом деле он поехал, надеясь, что ему удастся уговорить этих молодых ребят, почти мальчишек, бросить их опасный промысел и покаяться. Ему это не удалось, как не смог он и напечатать свои "степные очерки". Разочарованный, Авдий возвращается в Жамгак-Саз, куда он ездил с "гонцами" и где он встретил и полюбил биолога Ингу Федоровну, которая так же, как и он, занималась проблемой борьбы с анашой. Но Авдий не застает её в городе и идет на вокзал, где его подбирает для "сафары" (охоты на сайгаков) "Обер-Кандалов - бывалый человек... в прошлом военный, причем из штрафбата".
    Айтматов описал эту "сафару" так, что читателям становится ясна практическая невозможность мирного сосуществования человеческой цивилизации и дикой природы степей. Авдия, ставшего случайным свидетелем этой бойни и пытавшегося уговорить Кандалова и его приспешников прекратить охоту и покаяться, связали и бросили в кузов машины, а потом распяли на дереве и оставили умирающего молодого человека одного. В третьей части появляются новые герои, чьи судьбы тесно переплетаются с судьбой Акбары и Ташчайнара. Бедный чабан Базар-бай нашел в горах логово волков и забрал оттуда четверых щенков. Этот его необдуманный поступок стал причиной многих бед в целом совхозе. Волки начали мстить людям: они задрали много овец и даже набрасывались на людей. Но больше всех пострадали Бостон и его жена Гулюшкан: они потеряли самое дорогое, что у них было, - сына Кенджеша.
    Роман привлекает читателей не только содержанием, но и проблематикой. Автор затрагивает много важных проблем, которые находят свое отражение в разных частях книги. В их числе вопрос о том, что же делает человека человеком. Людям дан великий дар - способность мыслить, и она должна помогать людям полюбить мир, жизнь и все живое. Однако люди, которые лучше других должны понимать цену жизни, мучают и убивают не только диких зверей, но и друг друга, уничтожают жизнь, защита и охрана которой не обязанность, а призвание человека. "Гонцы" за анашой избили и сбросили с поезда Авдия, надеясь, что он не выживет. А когда этот молодой человек во второй раз попытался пойти против суровой действительности и остановить бессмысленное жестокое убийство сайгаков, это стоило ему жизни. Люди, распявшие Авдия, не пожалели его. Такие, как они, просто не знают, что такое жалость. Но Авдия пожалела волчица Акбара, которую он увидел за несколько мгновений до своей смерти. И у читателей возникает вопрос: в ком же тогда больше гуманности, человечности? Дикие животные способны жалеть нас, почему же тогда мы не можем понять и пожалеть их? Им ведь свойственны все те же чувства и переживания, что и людям. Люди сочувствовали Гулюшкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда - у нее украли её волчат. Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость.

    Люди в совхозе не могли простить волков, убивающих скот и нападающих на людей, желая отомстить им за всех своих детенышей. Но мы можем понять Бостона, застрелившего Базарбая, которого он считал виновным в смерти своего сына. В романе много внимания уделяется человеческим взаимоотношениям. Айтматов показывает, до какой низости, до каких преступлений могут довести человека зависть и желание жить лучше других. Когда Авдий спросил у "гонцов", Бог или деньги для них важнее, даже маленький Ленька ответил, что деньги, потому что они дают возможность жить лучше, чем живут многие люди, зарабатывающие на жизнь честным трудом. Но честно работать можно тоже по-разному. Бостону, который вкладывал все силы в работу, многие бедные чабаны завидовали, некоторые даже ненавидели его за то, что у него все было лучше, чем у них. За это Бостона из "передовика производства" превратили в "кулака". А парторг Кочсорбаев старался помешать "кулаку" добиться большего.

    Все это происходило потому, что та же государственная идеология, которая не допускала возможности существования таких пороков, как наркомания, была против любого неравенства. Айтматов прекрасно понимал противоестественность ситуации, в которой для всеобщего равенства все должны жить и работать одинаково плохо, а не одинаково хорошо.
    Для поддержания такого порядка в государстве отдельных людей, пытавшихся бороться за справедливость, отправляли на плаху. Но автор показывает читателям, что государство и общество, которые коверкают жизни и судьбы людей и не обращают внимания на свои внутренние проблемы, из которых наркомания, возможно, не самая серьезная, сами идут к "плахе". Такая критика системы в то время, когда был написан этот роман, была очень смелым шагом. В наше время проблемы, затрагиваемые в романе "Плаха", уже не так злободневны, но многие из них все ещё актуальны. Поэтому я считаю, что ещё не одно поколение людей, среди которых всегда есть и стремящиеся собственным трудом добиться успеха, и старающиеся направить других на путь истинный, и просто желающие лучше понять человеческие взаимоотношения и характеры других людей, будут с большим интересом и удовольствием читать роман Ч. Айтматова "Плаха".
    Мнение ученика……..

    Ч. Айтматов в своем романе, впрочем как и в каждой своей книге, всегда стремился показать человека, ищущего свое место в жизни, его пороки, ведущие к гибели всего человечества. Он поднимал такие проблемы, как наркомания — “чума XX века”, экология человеческой души, ее чистота и нравственность — извечное стремление людей к идеалу человека, и такую важную проблему в наше время, как природа, бережное отношение к ней.
    В своем произведении писатель хотел раскрыть все эти темы, донести их смысл до своего читателя, не оставить его равнодушным ко всему и бездейственным, так как время требует от нас их разрешения, быстрого и правильного. Ведь сейчас человек сам, каждую минуту, убивает себя. Он “играет с огнем”, сокращая свою жизнь, попросту прожигая ее драгоценные минуты, месяцы, годы одной выкуренной сигаретой, чрезмерным употреблением алкоголя, одной дозой наркотиков... Да и разве потеря нравственности для человека не самоубийство, ведь это будет бездушное существо, лишенное всяких чувств, способное разрушить гармонию природы, уничтожить ее создания: людей, животных, растения.


    УЧИТЕЛЬ:

    Роман "Плаха" - очень популярное произведение, потому что в нем затронуты актуальные проблемы настоящего времени. Эта книга является результатом наблюдений, размышлений и тревог автора по поводу неспокойной, угрожающей будущему действительности, поэтому она значительно отличается от всех написанных ранее произведений: "Ранние журавли", "Белый пароход", "Материнское поле", "Первый учитель", "Тополек мой в красной косынке".
    В "Плахе" Ч. Айтматов, как художник слова, выполняет миссию духовного наставника нынешнего поколения, который указывает современникам на трагические противоречия сегодняшнего дня. Писатель затрагивает вопросы экологии, нравственности, проблему угрозы наркомании.
    УЧЕНИК-БИОГРАФ:

    В середине 80-х первый брак писателя распался. Мария Урматовна, его вторая жена, училась во ВГИКе, вместе с близким другом Айтматова режиссером Замиром Эралиевым. В новой семье родились двое детей – дочь Ширин и сын Эльдар.
    С 1988-1990гг. Айтматов являлся главным редактором одного из самых престижных журналов «Иностранная литература».
    В 90-е годы писателем опубликованы: повесть “Белое облако Чингисхана” (1990г.) к роману “Буранный полустанок”, романы “Богородица в снегах” и “Тавро Кассандры” (1996г.).
    УЧЕНИК №9 (домашнее индивидуальное задание – краткий обзор произведения).


    «Тавро Кассандры», 1996г.
    Айтматов нашел уникальный сюжет, чтобы показать, что человечество все еще склонно к упрощению, переиначиванию и отрицанию обличительных вещей, осознав и поняв которые есть надежда встать на путь духовного возрождения. Человечество все еще слепо. Как всегда свершивший открытие опередил время.

    Космическим монахом Филофеем (невозвращенцем на Землю, талантливым русским ученым-генетиком Андреем Крыльцовым, как читатель узнает позже, подкидышем на крыльцо детского дома во время ВОВ- отсюда и фамилия) было сделано в космосе сенсационное открытие: дети еще до рождения посылают эсхатологические сигналы из утробы матери, предчувствую свою будущую несчастливую жизнь как носителя разрушительной генетической программы (типа, "я будущий маньяк-убийца" или просто "несчастный, никчемный человек"), они просят, чтобы их убили, не принуждали рождаться.

    Такие сигналы проявляются в форме небольшого пятнышка на лбу у будущей матери. Филофей нашел способ сделать эти пятнышки заметными, посылая на землю при помощи специального оборудования зондаж-лучи. Филофей трактовал эти метки как сигналы близкой катастрофы человечества, его вырождения и считал своим долгом предупредить человечество ради его спасения, ради роста самосознания каждого отдельного человека и человечества в целом, люди могут помочь себе сами, прекратив войны, убийства, насилие. Тогда генетический эсхатологический код исчезнет.


    УЧИТЕЛЬ:

    И эти книги, как и все творчество писателя, одухотворяет чувство, которое Айтматов считает главным для человека, – любовь, делающая каждого из нас человечнее. В любви для его героев — все: и жизнь, и судьба, и надежды на счастье. А значит — и поле, и космос, и буря, и синяя ночь, и утоление жажды приключений, и встреча-общение с другом на языке мечты и свободы. Именно такие нравственные уроки дает Ч. Айтматов. Каков же необходимый урок? Полюби — и станешь больше человеком. Но не спрашивай: а как полюбить? Слушай свое сердце. Оно, обновленное чувством восхищения, сострадания и верой в счастье,— а это во многом дается благодаря влиянию прекрасных книг,— даст самый лучший ответ.
    УЧЕНИК-БИОГРАФ:

    Последний роман написан Чингизом Айтматовым в 2006г. – «Когда падают горы» («Вечная невеста»). Эта книга снова говорит о жертвах обстоятельств и заложниках собственной судьбы.
    Но талант Айтматова не ограничился писательством: он проявил себя как политик, дипломат, общественный деятель.
    Несмотря на то, что Ч. Айтматов являлся партийным работником, писателю в силу его настоящего таланта всегда удавалось находиться в оппозиции, в первую очередь по отношению к себе, а затем уже к окружающей его действительности.
    Именно с первых литературных произведений («Джамиля», «Лицом к лицу» и др.) Чингиз Айтматов, может быть, еще неосознанно и ненамеренно следовал этому постулату творчества. Именно в этих ранних произведениях Айтматова зарождался своеобразный «узел кущения», из которого вызревали зерна писательского таланта и будущая ничем не подкупная позиция личности.
    Он, как и многие «дети культа личности», был буквально обласкан партией и властью. И здесь, возможно, партия и власть ожидали совсем другие его произведения – характерные духу партийного кодекса «строителя коммунизма». И многие из писателей, известные и менее известные, круто меняли фарватер своего творчества в угоду этой самой партии и власти. Но только не Чингиз Айтматов. Наоборот, с каждым произведением та самая «оппозиция творчества» принимала в себя новые темы и новые формы романа – «Буранный полустанок» и «Плаха».
    Несмотря на присутствие неких «правил игры», которые предписывала соблюдать партия, в своих трибунных выступлениях, а также произведениях Айтматов старался быть предельно честен и откровенным, слушатель или читатель всегда находил в них зерно мысли.
    Ч. Айтматов смог сделать блестящую дипломатическую карьеру. С 1990—1994гг. Айтматов работал послом СССР и России в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге – странах Бенилюкса. До марта 2008г. был послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. Несмотря на то что посольская миссия отнимала много времени и сил, писатель не оставлял при этом литературной деятельности.
    Являясь профессиональным писателем, Айтматов активно занимался общественной деятельностью:

    1. был депутатом Верховного Совета СССР и членом Президентского совета;

    2. входил в состав секретариатов Союза кинематографистов и Союза писателей;

    3. вёл огромную работу по сохранению уникального озера Иссык-Куль;

    4. стал инициатором и организатором «Иссыккульского форума» — неформального миротворческого движения интеллектуалов различных стран. По замыслу Айтматова, это не симпозиум, не конгресс, не клуб, не международное совещание, а шерне (кирг.) — продолжение киргизской национальной традиции своеобразных философских бесед умудренных жизнью уважаемых людей, старейшин, о самом главном, на чем должен держаться мир;

    5. являлся попечителем фонда «Вечная память солдатам»;

    6. являлся президентом Ассамблеи народов Центральной Азии;

    7. являлся Академиком НАН Кыргызской Республики, академиком Академии российской словесности, действительным членом Европейской академии наук, искусств и литературы и Всемирной академии наук и искусств;

    8. создал Международный Фонд им. Ч.Айтматова;

    9. в 1993г. в г. Бишкек организована Международная общественная Айтматовская Академия.


    Умер Чингиз Айтматов 10 июня 2008г. в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.
    За литературную и общественную деятельность Ч. Айтматов был отмечен различными наградами и премиями, советских, российских и международных:

    1. награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, Манаса 1-й степени, «Дустлик» (Узбекистан), высшей награды правительства Турции за вклад в развитие культуры тюркоязычных стран, детским орденом Улыбки Польши, медалью Н. Крупской, Почетной медалью Токийского института восточной философии «За выдающийся вклад в развитие культуры и искусства на благо мира и процветания на земле»;

    2. за литературную и общественную деятельность удостоен: Ленинской премии (1963, сборник «Повести гор и степей»), Государственной премии СССР (1968, 1977, 1983, за литературную деятельность), Государственной премии Киргизской ССР (1976, за литературную деятельность), премии «Лотос», Международной премии им. Дж.Неру, премии журнала «Огонек», Международной премии Средиземноморского центра культурных инициатив Италии, премии Американского религиозного экуменического фонда «Призыв к совести», Баварской премии им. Ф.Рюккарта, Премии им. А.Меня, премии «Руханият», почетной премии культуры им. В.Гюго.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта