Рг. Аргументы (шпаргалка). Сочинение 2020 2021 Содержание Левша, автор Н. С. Лесков
Скачать 0.94 Mb.
|
М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Сложно ли жить в эпоху перемен? Даже отдельному человеку всегда непросто приспособиться к изменениям, а целая страна и подавно переживает ряд потрясений, которые не обходятся без жертв. Это доказывает пример из романа-эпопеи «Тихий Дон». Гражданская война и смена власти губительно сказались на жизни казачества: погибли многие воины, обманом вовлеченные в братоубийственное столкновение. Например, в семье Мелеховых убили одного из сыновей, Петра. В битве между «красными» и «белыми», казаками и казаками, он погиб без всякой пользы для Родины. Его отец, потрясенный необходимостью покинуть родной дом и угнетенный болезнью, тоже скончался раньше срока. Григорий Мелехов золотые годы и душевные силы отдал войне, став врагов для каждой из сторон и не найдя правды ни в одном учении. В попытке бежать с ним погибла его возлюбленная — Аксинья. В сумятице прифронтовой жизни сгубила себя Дарья, жена Петра. Так и не дождавшись гулящего мужа, одинокая Наталья умерла от последствий аборта. И, наконец, Ильинична, убитая горем по разрушенной семье, тоже скончалась. Из всех Мелеховых в живых остались только Дуняша и сынок Григория Мелехова. Очевидно, что эпоха перемен осложняется многочисленными конфликтами интересов, поэтому для народа это очень тяжелое время, которое переживут далеко не все люди. М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций? Многие примеры из литературы показывают, что технические новшества делают человека более самоуверенным, умным и развитым. Так, М.А. Булгаков в повести «Собачье сердце» описал прорыв в медицине: профессору Преображенскому удалось сделать человека искусственным путем — в ходе операции по пересадке органов. Филипп Филиппович поспешил представить миру свое изобретение и получил множество оваций, наград, возможностей. Опыт с Шариковым показал всем, что теперь многие болезни можно излечить, и даже смерть можно побороть с помощью новых технологий. Если раньше, в древние времена, многие открытия вызывали агрессию и неприятие общества, то в изображённый автором период истории люди изменили свое отношение к инновациям и стали более прогрессивными. К этому их приучила эволюция науки, которая смогла принести реальную пользу всему миру, в отличие от суеверий и консерватизма. Поэтому Филипп Филиппович даже после революции остался жить в своих огромных апартаментах: новая власть ценила его вклад в медицину. Такой терпеливой и понимающей ее сделала череда открытий и инноваций, доказавшая ценность знаний, мастерства и изобретательности. В итоге люди стали мыслить более рационально, научившись уважать первооткрывателей и способствовать претворению их идей в жизнь. М.А. Булгаков, «Белая гвардия». Всегда ли перемены бывают к лучшему? К сожалению, нет, ведь иногда даже светлые начинания на практике оборачиваются ужасными последствиями. Так, в романе «Белая гвардия» главные герои живут в городе, охваченном революционными настроениями. После смены власти в 1917 году началась Гражданская война, породившая волну насилия, жестокости и анархии. Города переходили из рук в руки, а бойцы за идеалы нередко просто грабили местных жителей и уходили. В итоге те, кто так хотел переворот при царе, кто так ненавидел тиранию монархии, пожалели о старых временах стабильности и законности. Например, инженер Лисович стал жертвой ограбления и в минуту откровенности рассказал гостю, как хотел приблизить революцию, как симпатизировал партии кадетов. Но результаты смены власти его разочаровали: ни свободы, ни демократии, ни конструктивного плана развития страны народ не получил. Зато с преступностью никто не боролся, а братоубийственная борьба за трон грабила и убивала народ. Перемены, которых все так ждали, оказались к худшему, ведь революция сыграла с людьми злую шутку, подложив новую тиранию вместо старой и гражданскую войну вместо Первой мировой. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Как изменился человек благодаря техническому прогрессу? Нам хочется верить, что инновации кардинально меняют цивилизацию, однако главные черты людей остаются неизменными, что бы они ни изобрели. Это подтверждает пример из романа «Мастер и Маргарита». Когда Воланд анализирует изменения, которые произошли с нами спустя целые столетия развития технологий, он замечает, что перед ним «обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… ». В подтверждение автор описывает осаду Никанора Ивановича после смерти Берлиоза: ради его квадратных метров соседи придумывали тайные беременности, жаловались на сожительство с бандитами, обещали покончить жизнь самоубийством, унижались, злословили и лгали. Прогресс никак не затронул другие качества людей: милосердие, любовь к деньгам, легкомыслие. Из этого можно сделать вывод, что наличие инноваций и технологий сделало жизнь сложнее, потребовало повышения уровня образования и перераспределения трудовых ресурсов. Этим можно объяснить все те хитрые и не банальные уловки, к которым прибегли люди ради получения квартиры. Однако в основе своей характер представителей нашей цивилизации не изменился, даже несмотря на научные и технические открытия. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» — часто повторяют люди с опытом. Что это значит? Видимо, имеется в виду то, что любые изменения сопровождаются неминуемыми социальными катаклизмами и их последствиями. Это подтверждает пример из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». «Порвалась цепь великая, Порвалась — раскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!» — пишет автор об отмене крепостного права. Казалось бы, долгожданная реформа, освобождающая сотни тысяч людей, назрела давно и была подготовлена образованными и неглупыми чиновниками, но ее ужасные последствия никто не просчитал и не мог исправить. Крестьяне так и осталась в рабстве, потому что своей земли им никто не давал, и арендовать ее приходилось на условиях помещика. Неграмотные землепашцы нередко страдали от обмана более опытных и богатых людей. Сами же дворяне не могли себя обеспечивать, их никто к этому не приготовил, поэтому их хозяйства быстро разорялись. Бедность в масштабах целых регионов отразилась и на состоянии духовенства, купечества, мещанства. Получается, что все люди, жившие в ту эпоху перемен, пострадали от ее последствий. М. Горький, «Детство». Нужны ли перемены обществу и почему? Изменения необходимы всегда, когда есть проблемы, которые нужно исправить. Важность перемен обусловлена тем, что без разработки новых подходов мы не сможем их решить. Это доказывает пример из повести Горького «Детство». Читатель видит шокирующие подробности из жизни рабочих семей, где постоянный бег от нищеты порождает культ материальный ценностей, лишающий человека достоинства, свободы и доброты. Однако из историй дедушки и бабушки главного героя мы узнаем, что было еще хуже. Так, изуродованную по вине барина мать Акулины выгнали со двора калекой. Женщина жила на скудной подаяние и осталась одна с ребенком на улице. Из-за этого Акулине с детства пришлось трудиться и выйти замуж в 13 лет, так как деваться было некуда. Василий тоже жил с матерью-одиночкой и работал с самых ранних лет. Его отца убили грабители, и никто не поддерживал вдову, зачерствевшую сердцем от такой несправедливости. Чтобы выжить, Василий пошел в бурлаки и не раз терпел зверские побои. А вот Алексею не пришлось так сильно страдать, хотя его тоже отдали в люди, но уже подростком. Это означает, что отмена крепостного права и другие изменения на уровне законодательства помогли исправить насущные социальные проблемы. Люди уже не должны были выкупать себя у помещиков, не страдали от их произвола и могли добиться успеха, как и Алеша Пешков, который продолжит свое становление в других частях и обязательно вырвется из бедности. Вот почему обществу так нужны перемены: они делают жизнь проще. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Что способно изменить человека? Прежде всего, люди всегда могут рассчитывать на метаморфозы любви, веры и надежды. Эти чувства меняют характеры и судьбы. Данную закономерность подтверждает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион, угнетенный бедностью и социальной несправедливостью, находит утешение в жестокой теории о праве одних убивать других. Чтобы доказать собственную принадлежность к своеобразной элите, Раскольников убивает двух женщин. Ужасное деяние едва не свело с ума героя: его лихорадит, а укор совести сводит на нет все притязания на должность нового Наполеона. Подавленный и растерянный, Родион не может выбраться из душевной тьмы и ищет спасения у такой же «преступницы», как и он. Соня на собственном опыте демонстрирует, что человек может избавиться от порока, если искренне поверит в Бога и раскается в совершенном зле. Раскольников принимает ее совет о покаянии и признается в убийстве. Уже будучи на каторге, герой находит в себе любовь к Соне и веру в Бога. Раскаяние помогло ему обрести надежду на прощение. Все эти чувства изменили Родиона: он отказался от своей гордыни, стал добрее к людям и отрекся от своей вредоносной теории. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Выбор, который меняет человека, всегда связан с его призванием. Когда мы выбираем дорогу и цель, то преображаемся безвозвратно. Это доказывает пример из рассказа «Чистый понедельник». Героиня вела светский образ жизни в большом городе и ничем не отличалась от других девушек из ее круга. У нее был кавалер, который дарил подарки и водил ее по ресторанам. Вместе они прекрасно смотрелись и образовали бы гармоничный союз. Однако таинственность и холодность избранницы не давали покоя главному герою. Он мучился от своей любви, не получая ни «да», ни «нет». Но однажды в поведении девушки он заметил интригующую перемену, и в этот вечер они, наконец, сблизились. Кавалер уже планировал брак, но героиня сделала выбор, который навсегда изменил ее жизнь — она постриглась в монахини. Оказалось, что духовное призвание было ей дороже и ближе, чем мирские чувства и наслаждения. Герой был ошеломлен ее поступком, долго не мог его простить, но выбор был сделан: девушка уже никогда не могла бы стать прежней, ведь постриг изменил ее судьбу безвозвратно. М. Горький, «Старуха Изергиль». Может ли человек изменить мир? Да, ведь именно люди создают мир вокруг себя, и все, что мы видим, носит отпечаток человеческой воли. Например, М. Горький описал эволюцию отдельного народа в короткой легенде. Спасаясь от внешних врагов, племя ушло далеко в темный и заболоченный лес и не смогло найти дорогу к равнинам, где можно было бы основать город. Отчаяние сломило дух людей, но тут из толпы вышел Данко — смелый и благородный юноша. Он предложил возглавить поход и найти выход. Воодушевленные его уверенностью и силой, герои отправились в путь. Но освобождение не было легким, и многие возроптали на лидера. Тогда Данко вырвал пылающее сердце из груди и осветил им дорогу из леса. Люди и вправду обрели спасение, а гибели предводителя никто не заметил. Из предосторожности кто-то даже раздавил искры его сердца. И все же именно Данко удалось в одиночку изменить мир — подарить племени шанс выжить и остаться в веках. М. Горький, «На дне». Почему так сложно изменить себя? Дело в том, что любые перемены требуют от нас волевых усилий и самоограничений. Не каждый способен взять себя в руки и идти к цели. Это подтверждает пример из пьесы «На дне». Актер, услышав рассказ Луки о больнице для бедных, решил вылечиться от алкоголизма и вернуться на сцену. Ради этого он даже бросил пить на несколько дней и уже собирался искать заветную клинику, однако Сатин разочаровал его горькой правдой: никакой больницы нет, Лука просто хотел утешить слушателя. Тогда Актер понял, что никто не излечит его, кроме него самого. Но своих сил на это у него не нашлось, поэтому он повесился. Казалось бы, человек и так смог продержаться первые дни, так почему же он сам не продолжил это избавление? Зачем ему еще чья-то помощь? Но его пример доказывает, что далеко не каждый из нас обладает волей. Актер осознал, что никогда не сможет сам себя контролировать, сам отвечать за свою судьбу. Вот почему так сложно измениться к лучшему. Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». Может ли человек изменить свою судьбу? Конечно же, да, ведь жизненный путь прокладывает наша воля, а не сила провидения. Это доказывает пример из романа «Анна Каренина». Главная героиня была родом из обедневшей дворянской семьи и могла рассчитывать лишь на удачу, ведь приданого ей никто не дал бы. Ее родственница подыскала солидного жениха — немолодого, но перспективного чиновника. Он уважал жену, но выше семьи всегда ставил работу, и молодой женщине не хватало внимания. Ну что ж, значит, всемогущая судьба распорядилась так. Анна никак не могла бы изменить свое положение, если бы не пошла против течения своей рутинной жизни. Она нашла взаимную любовь и не могла удовлетвориться тайной связью украдкой. Сила духа и смелость позволили ей совершить невозможное — покинуть нелюбимого супруга и завести новую семью. Общество осудило ее выбор, а муж не дал развода и права встречаться с сыном, поэтому Анна завершила свой путь самоубийством. Однако она все же смогла изменить свою судьбу, бросив вызов всем обстоятельствам, толкнувшим ее в объятия нелюбимого человека. А.П. Чехов, «Ионыч». Может ли человек жить без перемен? Да, безусловно, многие из нас довольствуются рутиной и годами не видят разнообразия, однако назвать это прозябание полноценной жизнью никак нельзя. Так считал и А.П. Чехов, автор рассказа «Ионыч». Главный герой после своего переезда в уездный городок познакомился с семейством Туркиных. Эти дворяне казались ему интеллигентными, образованными и интересными собеседниками. Отец семейства часто шутил и был душой компании. Его супруга писала прозу и зачитывала гостям отрывки. Их дочь была талантливой пианисткой. На приемах было весело и оживленно, ведь хозяин дома научил слугу повторять забавные выражения, и это очень смешило публику. Дмитрий влюбился в Катерину, но был разочарован ее отказом, поэтому долгое время не посещал Туркиных. Но каково же было его удивление, когда через несколько лет он все же навестил их и увидел, что ничего не изменилось: все те же шутки, все же те же бездарные романы, все те же разговоры ни о чем. Даже Старцев изменился за эти годы, а Туркины как будто пребывали в банке с формалином: не менялись, словно были законсервированными продуктами, а не людьми. Их жизнь без развития и свежих веяний была лишь прозябанием, лишенным смысла и подлинной радости. И.С. Тургенев, «Ася». Как меняется человек, когда влюблен? На каждого из нас любовь оказывает свое неповторимое влияние. Это показал И.С. Тургенев в повести «Ася». Героиня под влиянием любви стала смелой, открытой и сильной натурой. Она призналась в своих чувствах Н.Н., рискнув добрым именем и собрав в кулак всю волю. Ей было мучительно стыдно и неудобно раскрывать душу постороннему мужчине, осознавая, что она — плохая партия для него. Происхождение Аси действительно внушало герою сомнения и страхи. На нем любовь отразилась иначе: он стал нерешительным, слишком требовательным и самоуверенным. Ему казалось, что завтра он сможет обо всем договориться с Асей, что она его примет и, конечно, простит за минутную слабость. Но обостренная гордость оскорбленного чувства вынудила Асю уехать навсегда. Ей любовь придала решительности и горячности. А ее кавалер утонул в колебаниях и слишком поздно осознал, что не выдержал испытания любовью. Таким образом, чувства сделали одного человека сильнее, а другого — слабее, обнажив тайную сторону их характеров. М.Ю. Лермонтов, «Мцыри». Какие исторические события меняют судьбы людей? К ним относятся войны, эпидемии, революции и другие масштабные бедствия. Например, в поэме «Мцыри» автор рассказал историю мальчика, которого война на Кавказе вырвала из отчего дома и лишила семьи. Ребенка пленил генерал. Он же и оставил его на попечении у монахов, когда Мцыри отказался принимать пищу и «гордо умирал», чтобы избежать неволи. Но в храме мальчик окреп и обрел призвание. Его должны были постричь в монахи. Однако накануне торжественной церемонии послушник сбежал и три дня провел на воле. Он так и не смог добраться до родных мест и вернуться в лоно семьи, но зато хотя бы не принял ненавистный ему постриг. Боевые действия навеки изменили судьбу героя, и он чувствовал это каждой клеточкой тела, проживая не свою жизнь. Именно поэтому он бежал, пытаясь вернуть утраченное. А.С. Грибоедов «Горе от ума» Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» носит социально-политический характер, а многие исследователи отмечают, что в мировоззрении центрального персонажа Чацкого отображены идеи декабризма. Чацкий, вернувшийся в Россию, начал обличать пороки современных ему соотечественников. Обличение Чацким общественных пороков связано не с его желанием самоутвердиться и показать собственное превосходство. Нет, обличение тесно связано с желанием Чацкого изменить жизнь своего народа к лучшему. Обличая фамусовское общество, Чацкий отмечал, что главными интересами и жизненными ценностями людей того времени были социальный статус и материальные средства. Главному герою противно от того, что окружающие люди готовы на все, чтобы быть успешным в карьере, чтобы получить высокое положение в обществе, чтобы обрести огромное количество денег. Чацкий – сторонник изменений в обществе. Он хочет, чтобы людей ценили за их внутренние качества, а не за внешние признаки. Чацкий выступает против старых общественных предрассудков. В комедии «Горе от ума» показано не только то, что Чацкий как представитель «века нынешнего» выступал за необходимость общественных изменений, но и то, что представители «века минувшего» по-настоящему боялись перемен. Фамусовское общество даже не хочет слышать то, о чем говорит и к чему призывает Чацкий. А.С. Грибоедов, который соглашался с декабристами в необходимости общественных изменений, но считал, что у декабристов нет той силы, чтобы изменить общество, показывает, что представители «века минувшего» настроены решительно против изменений, потому что они боятся. Автор показывает, что представители «века минувшего» боятся потерять свою власть, боятся, что те принципы, по которым они жили всю свою жизнь, изменятся. Фамусовское общество не хочет отказываться от того, что успело получить. Фамусовскому обществу проще назвать Чацкого сумасшедшим, чем признавать необходимость изменений. Представители «века минувшего» боятся изменений, потому что они понимают, что в новом обществе им уже не будет места, что в измененном обществе они станут никем. А.С. Грибоедову удалось продемонстрировать в комедии два социальных явления того времени: стремление к переменам, свойственное Чацкому и некоторым внесценическим персонажам, и боязнь перемен, свойственное всему фамусовскому обществу. |