Рг. Аргументы (шпаргалка). Сочинение 2020 2021 Содержание Левша, автор Н. С. Лесков
Скачать 0.94 Mb.
|
М. Горький, «Детство». Как формируется внутренний мир человека? Этот процесс подробно описал М. Горький в повести «Детство». Главный герой страдает от жестокости, скопидомства и грубости своего деда, недоумевая, как человек мог стать таким? Василий Васильевич не скрывал от внука тяжелой правды: он рос без отца и рано взял на себя заботу о семье. Ему пришлось перепробовать много разных профессий и изведать много горя и нищеты на своем веку. «Ты думаешь, меня не били? Меня, Олеша, так били, что ты этого и в страшном сне не увидишь» — рассказывал он о себе. Будучи бурлаком, он тратил все силы на тяжелейший труд, а получал очень мало. Несправедливость и произвол начальства, ужасные условия труда, нищета, грубая среда отчаявшихся людей — все это сделало Василия скупым, злым и недоверчивым человеком, который от всех ждал только подвоха. Чтобы добиться успеха, он привык идти по головам и жалел денег даже для родной жены. Из-за его жадности и агрессии сыновья выросли такими же алчными и злыми людьми. Очевидно, что внутренний мир Василия сформировался под влиянием бесконечных испытаний и трудностей. Бедность и унижения ожесточили его сердце и возвели материальные ценности в культ, которому старик был фанатично предан до конца своих дней. М. Горький, «На дне». Что значит быть честным с самим собой? Это означает готовность объективно оценивать себя и мир вокруг и принимать эту данность. Проблема правды и лжи была затронута в пьесе «На дне». Горький изобразил героя, который, в отличие от многих обитателей ночлежки, был честен с собой и другими людьми, не пытаясь приукрасить или замаскировать свое положение иллюзиями. Сатин утверждает, что «правда – бог свободного человека», и подкрепляет этот тезис своими прямолинейными репликами. Он признает, что у него на дне нет никакого будущего, не тешит себя надеждами о возвращении в общество. Все вокруг знают, что он — шулер, ведет нечестную игру, зато его речи всегда максимально правдивые и объективные. Именно он сказал Актеру, что Лука обманул его, и нет никакой больницы для бедных. Сатин уверен, что ложь унижает человеческое достоинство, поэтому не щадит чувств Актера. Он честен с ним, как и с собой, поэтому произносит приговор себе внятно и четко: «После тюрьмы нет ходу». Признав это, он принимает решение обходиться данностью, а не фантазиями, и живет сегодняшним днем, развлекая завсегдатаев ночлежки и беседуя с ними откровенно. Сатин честен с самим собой, и его позицию нельзя не уважать. Дж. Лондон, «Мартин Иден». Что помогает человеку совершенствовать себя? На этот вопрос ответил Джек Лондон в романе «Мартин Иден». Главный герой — невежественный, грубоватый и бедный моряк. Но судьба сводит его с людьми из высшего общества, и он влюбляется в Рут — образованную и красивую девушку из обеспеченной семьи. Чтобы добиться ее расположения, Мартин решает стать таким же умным и богатым. Только тогда он сможет попросить ее руки. Но денег на университеты у бедняка не было. Герою пришлось самому осваивать науки с помощью чтения книг и бесед с умными людьми. Уединенные занятия и коллективные философские прения дали свои плоды: невежда с рабочих окраин вскоре перегнал бакалавров и магистров, став интеллектуалом и знаменитым писателем. Самообразование дало гораздо больше, чем ученые звания и степени, потому что Мартин имел мотивацию, усидчивость и силу воли. Именно эти качества и средства помогли герою совершенствовать себя. М. Горький, «Челкаш». Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику? Разумеется, нет, ведь внешность мы наследуем на уровне генов, а мировоззренческие основы и качества характера формируем сами на протяжении всей жизни. Это доказывает пример из рассказа «Челкаш». Главный герой внешне выглядел агрессивным и грубым человеком. Глядя на него, каждый смутно ощущал исходящую от него враждебность. Вор одевался неопрятно, не следил за собой, а выражение его лица от природы было гордым и хищным. На его фоне очень выделялся юноша по имени Гаврила: крепкий и красивый крестьянский парень с ясным взором и мягкими чертами лица. Однако внешность обманчива, и испытание алчностью все расставило на свои места: вор честно поделил добычу, как договаривались, а крестьянин набросился на него со спины в попытке убить и завладеть всем. Жадный, подлый и трусливый Гаврила, который казался таким честным, безобидным и открытым, оказался гораздо злее, агрессивнее и опаснее, чем портовый вор Челкаш, казавшийся опытным преступником. В итоге вор отдал все деньги крестьянину от презрения к его мелочности и корысти. Такого поступка от поджарого, сильного и матерого вора с волевым лицом хищника никто не мог бы ожидать, впрочем, как и жестокости от Гаврилы. Их внутренние миры совсем не соответствовали обличию. Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». К чему приводит душевный разлад? К сожалению, человек, чья душа отягощена внутренним конфликтом, склонен совершать ужасные поступки. Одним из ярких примеров является суицид Анны Карениной из одноимённого романа Льва Толстого. Замужняя героиня полюбила другого и ушла от мужа, не приняв его попытки сохранить семью. Однако общество того времени не могло принять развод, и Анна стала чужой в кругу знакомых и друзей. Никто не мог открыто ее принять и пригласить. Его положение осложнялось разлукой с сыном. Супруг забрал Сережу себе. Мать и ребенок не виделись, и Анна сильно переживала из-за этого. Завершающим ударом было бесконечное ожидание развода. Каренин решил отказать жене и не дал ей свободу. Поэтому героиня не могла узаконить свои отношения и стать Вронской. Рано или поздно любовник мог ее оставить на произвол судьбы, и Анна остро чувствовала свою социальную незащищенность, одиночество, любовь к сыну. Она безумно ревновала Вронского и ничего не могла с этим поделать. Видимо, эти бьющие через край эмоции подтолкнули ее к употреблению наркотических средств и психическому расстройству, итогом которого стало самоубийство. Таковы последствия душевного разлада. И.А. Гончаров, «Обломов». Что значит быть самим собой? Это означает готовность принять себя таким, какой ты есть. Наглядной иллюстрацией этого выражения можно считать Илью Обломова, героя одноименного романа Ивана Гончарова. Илья Ильич не любил общество, не нашел своего призвания в нем и не хотел тратить время на бесплодную суету города, поэтому лежал у себя дома и предавался мечтаниям, не снимая уютного халата. Пока другие люди изображали интерес к рутине и бегали друг за другом в надежде что-то повторить и скопировать, накопить денег или занять должность повыше, герой Гончарова жил так, как хотел, и делал то, что считал нужным. Его попытка подстроиться под окружение и стать кем-то другим, чтобы соответствовать амбициозным планам Ольги, ни к чему не привела: он остался собой и был доволен этим. Ольга полюбила не его, а образ того, кем он должен стать. Но проблема в том, что этот кто-то был бы уже не Обломовым, и Илья Ильич вовремя это понял. Поэтому он выбрал союз с Агафьей, которая смогла принять его таким, каким он был на самом деле: инфантильным, непрактичным, но мягким и добрым человеком. Решение Обломова — это и есть пример того, как человек может быть самим собой. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». «Герой — тот, кто хочет быть самим собой» — говорили древние. Эта истина не подлежит сомнению, ведь тот, кто подстраивается под других и копирует кого-то, не может стать кем-то значимым и заметным. Конформизм не требует героизма, это очень легко, в отличие от попытки защитить свою индивидуальность. Это продемонстрировал А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума». Чацкий мог бы сыграть того, кем на самом деле не являлся, чтобы добиться своих целей. Он мог бы легко увлечь Софью, претворившись героем зарубежных романов. Он мог бы заполучить выгодное место, ведь имел хорошую родословную и образование. Он мог бы играть по правилам фамусовского общества и преуспеть. Это делали все остальные, потому что в подхалимстве и лицемерии нет ничего трудного. Однако Александр пошел против системы и героически отстаивал свою точку зрения, не желая лгать. Ему было тяжело выстоять одному против всех и убедиться, что его справедливые речи никто не понял и не принял. Он имел передовые взгляды и был обречён на насмешки толпы, потомки которой признают ее неправоту и возвеличат Александра. Так, подлинный героизм мы увидели в характере человека, который смог остаться собой. А. Платонов, «Юшка». «Каждый человек ищет смысл жизни» — такова закономерность развития личности. Это доказывает пример из рассказа Андрея Платонова «Юшка». Главный герой был больным и немощным бедняком, которого презирали и били многие соседи за то, что он не давал сдачи и вел себя странно. Многие недоумевали, зачем живет этот ничтожный и никому не нужный одиночка? Однако сам Юшка искал ответ на этот вопрос и находил его в беспредельной любви к людям. Именно поэтому многие годы он ограничивал себя во всем, чтобы обеспечить сироту и дать ей медицинское образование. Благодаря ему на свете появился человек, который поможет многим. Сам же Юшка выполнял не менее важную функцию: на нем односельчане срывали злобу, которая не доходила до их семей. Герой играл роль громоотвода, хоть никто этого и не понимал вплоть до его смерти. После нее люди почувствовали, что без Юшки атмосфера в городе стала мрачнее, и злость не давала покоя многим. Так, смысл жизни ищут и находят даже те, кого мы в силу недомыслия считаем незначительными и ограниченными людьми. Эти поиски свойственны каждому из нас. И.А. Бунин «Чистый понедельник» В рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник» с образом главной героини, имя которой в повествовании не упоминается, связаны следующие проблемы: поиск смысла жизни, самопознание и самосовершенствование. Будучи богатой девушкой, дочерью «просвещенного человека знатного купеческого рода», Она вела светский образ жизни. Однако, как показывает И.А. Бунин, светский образ жизни надоедает главной героине, она понимает, что такое существование не способно принести ей счастье. Внутренний мир героини не совпадает с миром внешним, из-за неприязни к тому обществу, в котором она находилась, девушка находилась во внутренней дисгармонии с самой собой. Автор с помощью высказываний героини ярко демонстрирует, что Она находилась в поисках собственного «я», в поисках смысла жизни: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?». На стремление к самопознанию всегда задумчивой героини указывает то, что несколько дней подряд Она не выходила из дома, проводя время за размышлениями и чтением книг. Указывается в повествовании также то, что героиня увлекалась историей, летописанием, русскими сказаниями. Все это подчеркивает, что Она долгое время искала свое предназначение. Главная героиня рассказа после долгого времени нахождения в светском обществе, которое ей было некомфортно, приходит к осознанию смысла своей жизни. Она уходит в монастырь на послушание, а затем на постриг. То, что рассказчик видит героиню спустя 2 года после ее решения в монастыре, говорит о том, что Она не пожалела о своем выборе, прекрасно ощущая себя на новом месте. Автор показывает, что главная героиня обретает внутреннюю гармонию, которой ей так не хватало. Меняя свою жизнь, Она самосовершенствуется. И.А. Бунин показывает, что главная героиня приходит к кардинальной смене образа своей жизни, не поделившись своими размышлениями о том, что ей не нравится, и о том, что ей может принести удовольствие, даже с главным героем, с которым девушку связывала «странная любовь». Она приходит к решению о постриге не внезапно, не спонтанно, видно, что к этому решению она шла постепенно, обдумывая все с собой. Главная героиня ни с кем не делилась своими размышлениями, она вела разговор с самой собой, и этот разговор остался для читателя настоящей тайной, так как повествование ведется от лица главного героя, который не мог знать о том, что обсуждала с собой эта искавшая себя девушка. А.И. Куприн «Поединок» В повести А.И. Куприна «Поединок» особое внимание уделяется внутреннему миру центрального персонажа Ромашова, который на протяжении всего повествования много рассуждает. Отличительной особенностью Ромашова является то, что он имеет привычку рассуждать о себе, своих мыслях и поступках в третьем лице. Долгое время мечтающий об армейской службе Ромашов быстро разочаровывается в ней. За полтора года, которые Ромашов провел в армии, он увидел многочисленные несправедливости. А.И. Куприн показывает, что те девять лет, на протяжении которых Ромашов думал о том, что смысл его жизни заключен в армейской службе, прошли впустую, Ромашов, совершив ошибку, так и не обрел смысл жизни. Опротивевшая и надоевшая реальная служба, которая значительно отличалась от службы мечты Ромашова, заставляет главного героя задумываться над многими философскими вопросами. Ромашов не согласен с тем, что служба должна быть построена на применении физической силы с помощью различных издевательств, как это считали многие другие офицеры. Ромашов был против подавления человеческого «я» солдат, которые находились под командованием жестоких офицеров, он был уверен в том, что офицеры не имеют права избивать солдат. В повести «Поединок» четко прослеживается мысль о том, что каждый человек является личностью. Эта мысль подчеркивается с помощью размышлений Ромашова о том, что такое «я». Главный герой убежден в том, что каждый человек, независимо от его социального положения, является личностью и индивидуальностью. Видя жестокость в армейской среде, Ромашов приходит к выводу о том, что армия убивает в человеке индивидуальность, что армия заставляет многих людей становится равнодушными и даже жестокими. Главный герой задается следующим вопросом: почему его собственное «я» должно подчиняться этим равнодушным и жестоким людям, окружающим его? А.И. Куприн показывает, что бунт Ромашова против несправедливого и пустого общества первоначально носил только внутренний характер: главный герой только размышлял о несправедливости, редко выражая на людях свои мысли, непохожие на мысли большинства офицеров. Автор показывает, что Ромашов не имеет той силы, чтобы бунтовать против общества внешне, он бунтует только внутренне. И в большинстве случаев только внутренние размышления и терзания помогают читателю понять мировоззрение Ромашова, важное для понимания идейно-содержательного плана всей повести. А.П. Чехов «Студент» В рассказе А.П. Чехова «Студент» продемонстрирован конфликт, происходящий внутри центрального персонажа Ивана Великопольского. После того как Иван Великопольский, будучи студентом духовной академии и сыном дьячка, находился на тяге в страстную пятницу, что по религиозным традициям считалось грехом, он пытается отвлечь себя от мысли о своей греховности. Он рассуждает о тех общественных несправедливостях, с которыми приходится сталкиваться представителям русского народа вне зависимости от временных рамок. Можно сказать, что Иван Великопольский вступает в конфликт с самим собой, потому что подсознательно он понимает, что совершил грех, отправившись на тягу в страстную пятницу, но пытается оправдать себя и обвинить в произошедшем все и всех, но не себя. А.П. Чехов показывает, что Иван Великопольский, который в начале повествования выступает как носитель в большей степени отрицательных качеств, внутренне преображается, происходит совершенствование личности. Оказавшись в холодную ночь у костра во дворе двух вдов, Иван Великопольский греет руки и вспоминает евангельскую историю о тройном отречении апостола Петра от Иисуса. Рассказывая эту историю двум вдовам, Иван Великопольский фактически сравнивает себя с Петром, который также грел руки у костра, а затем совершил грех: бессознательно отрекся от своего учителя Иисуса. Евангельская история и сравнение себя с Петром помогает Ивану Великопольскому осознать свой грех, что стало первым шагом к очищению. Раскаявшись в собственном грехе, Иван Великопольский приходит к настоящему себе. Если отправление студента на тягу в неположенный для этого день было своеобразным отходом от Бога и веры, то осознание своей греховности становится возвращением к Богу и вере. А.П. Чехов показывает, что один случай помогает Ивану Великопольскому найти самого себя и свой смысл жизни. Случай у костра заставляет Ивана Великопольского не бежать от себя, не пытаться оправдать свой поступок, а поразмышлять о смысле жизни. Неслучайно рассказ заканчивается словами о том, что жизнь главному герою казалась «восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». Теперь Иван Великопольский ищет причины всех произошедших событий не во внешних обстоятельствах, как это было в начале повествования, а в своем внутреннем мире. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» В рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» показан внутренний конфликт главного героя – мальчика Витьки. Автор показывает, что на поступки Витьки влияют Левонтьевские ребята. Желая показать себя перед ребятами, Витька на спор предлагает съесть всю землянику, которую он набирал по наказу бабушки. Съев землянику, Витька набивает туесок травой, а поверх нее накладывает небольшое количество ягод, чтобы казалось, будто туесок земляникой набит полностью. Чтобы Санька не рассказал бабушке Витьки о его поступке, герой крадет из дома калач. В.П. Астафьев показывает, что Витька – на самом деле добрый человек, не стремящийся совершать безнравственные поступки. Поэтому, съедая всю землянику, воруя калач и обманывая собственную бабушку, Витька вступает в конфликт с самим собой. Преподанные Левонтьевскими ребятами уроки воровства и обмана вызывают у Витьки внутреннее отторжение, он понимает, что совершенные им поступки неправильны и безнравственны. В отличие от Левонтьевских ребят, которые вряд ли переживают после совершения безнравственных поступков, Витька не привык к обманным и бесчестным путям. Мальчик сделал то, что не хотел делать, и поэтому он испытывает угрызения совести. Всю ночь Витька не может заснуть, потому что думает о том, что совершил и как исправить эту ситуацию. Витька не может простить себе того, что обманул свою бабушку, отдав ей туесок с травой, который она отправилась продавать, и своровав у нее калач. Совесть Витьки толкает его на размышления о том, что он является настоящим преступником. Признавая свою вину и чувствуя угрызения совести, Витька принимает решение утром рассказать правду своей бабушке. Однако утром Витька не находит в себе силы сделать это. В.П. Астафьев вновь показывает читателям внутренние переживания героя, который осознал неправильность своих действий, однако не мог найти в себе силы хотя бы как-то исправить сложившуюся ситуацию. В.П. Астафьев показывает, что с помощью угрызений совести, а также при помощи доброго поступка бабушки Витьки, которая не стала ругаться на мальчика и подарила ему пряник в виде коня с розовой гривой, Витька признал свои ошибки и сделал из произошедшей ситуации определенные выводы. Произошедшая с Витькой ситуация помогает ему задуматься над слабыми и сильными сторонами собственной личности. |